Короткое роль руси в международной торговли 9-12 вв

жеті жаргы

правовой (санкционированный) обычай — одна из наиболее древних форм права. правовой обычай — это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи «око за око, зуб за зуб», т.н. принцип «талиона». постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. основным актом, где были правовые обычаи являлся свод законов хана тауке «жеты жаргы».

на арене в конце семнадцатого столетия был хан тауке (1680-1718 гг.) тауке-хан, сын жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. в первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. также хан тауке впервые в казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «жеты жаргы» («семь уложений»).

это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.

по некоторым данным, на холме мартобе (в нынешнем сайрамском районе южно-казахстанской области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного казахского ханства тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. именно здесь тауке-хан объявил свод законов «жеты жаргы», ставший первым сводом общеказахского права. здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.

основные сведения о «жетi жаргы» (своде законов хана тауке)

изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. эта работа проводилась весь xviib. и при хане тауке нашла свое закрепление в своде законов «жетi жаргы» (семь установлений).

13 стр., 6143 слов

Корпоративное право

... системы и правовые нормы, регулирующие отношения внутри организации, устанавливаются корпоративными (внутрифирменными) документами. В связи с этим корпоративное право стало неотъемлемой частью правовой системы. Корпоративное право — это система ... предприятия. 3. Реализация законодательных предписаний: отбор из законов и государственных правовых актов тех предписаний, которые распространяются на ...

разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале xvii в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. земельный закон (жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности , имущественные права членов семьи.

3. военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. закон о вдовах (жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

кроме «жетi жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «кодекс касыма», особенно в области международного права. своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «ереже», и «билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном преценденте.

судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманском праве — шариате. судебная функция была в руках биев-родоправителей. особо сложные дела рассматривались съездом биев. в разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. за разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.

если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то ис