Совершенствование государственного управления. Направления административной реформы

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Реформирование российской государственности актуализирует проблему становления адекватной системы государственного управления, определения параметров, способствующих повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность органов государственной власти крайне медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет государственной власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти. Объективные потребности в изменении системы государственного управления в России обусловливают необходимость разработки и внедрения механизмов, способствующих повышению управляемости и эффективности деятельности органов государственной власти.

В условиях неравновесности системы государственного управления особую актуальность приобретают проблемы разработки технологий изучения ее как определенной социальной реальности, требуется дальнейшее концептуальное осмысление стратегии развития. При этом особое внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении открытости, умении вести конструктивный диалог чиновников с обществом, что во многом позволит разрушить стену взаимного отчуждения власти от граждан.

Серьезное переосмысление концептуальных основ административной организации связано с развитием идей социального партнерства, «нового государственного менеджмента», новой культуры государственной службы. На современном этапе перед государством стоит серьезная задача создания такой системы государственного управления, которая будет неотъемлемым элементом механизма социально-политической защиты общества от различных социальных патологий.

14 стр., 6868 слов

Правовое регулирование деятельности государственных органов в ...

... государственной власти. Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью -- властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, ... властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах ...

Совершенствование государственного управления, проведение административной реформы неразрывно связано с повышением транспарентности органов власти, которая должна рассматриваться как необходимый фактор повышения их социальной эффективности и способности к необходимым изменениям. Реформирование государственного управления связано со всесторонним рассмотрением сложного и противоречивого процесса трансформации социально-экономических отношений, анализом теоретико-методологических основ, выявлением доминирующих тенденций и перспектив развития современного российского общества.

В этой связи государству необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Применение в управленческой практике современных технологий способствует оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления.

1. Основные задачи государственного управления

государственное управление административная реформа

Основополагающая цель государственного управления — обеспечение оптимальной организации и структурирования, создание квалифицированного персонала управления, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления.

Существует ряд критериев классификации подобных целей, однако главным из них является общее и специфическое содержание управленческой деятельности. Соответственно выделяются следующие цели государственного управления:

  • социально-экономические цели, т. е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов;
  • достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
  • политические цели, т. е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
  • обеспечительные цели, т. е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

— организационно-правовые цели, т. е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления.

1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов. В этом случае речь идет о так называемом «обеспечительном», «созидающем», «положительном» управлении. Государство осуществляет управление организациями (публичными структурами), которые играют в жизни общества важную социально-культурную роль и выполняют общественно-полезные функции (например, управление в сфере оказания социальной помощи, управление в сфере здравоохранения и образования); деятельность управляемых организаций и учреждений направлена на воспитание и обучение людей, удовлетворение их интересов, повышение благосостояния. Эта задача государственного управления преимущественно осуществляется специальными органами управления в области управления социально-культурной жизни и хозяйственного строительства. Здесь не применяется государственное принуждение и не осуществляется юрисдикционная функция.

4 стр., 1738 слов

Метод и задачи социально-экономической статистики

... задачи социально-экономической статистики неизмеримо вырастают и сводятся, в основном, к следующему: 1. Систематизация и обработка данных, всесторонне характеризующих экономику, для обеспечения ими руководящих органов На всех уровнях управления. ... явлений и процессов может быть только социально-экономическая статистика. Система государственной статистики в РФ представляет собой научно- ...

2. Обеспечение общественного порядка и безопасности. Решение данной задачи направлено на защиту правопорядка, самого государства и граждан от угрожающей опасности: это, например, борьба с эпидемиями, наводнениями, беспорядками, нарушением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, контроль за промышленной деятельностью, способной причинить вред людям и окружающей природной среде. Для решения этой задачи создаются специальные органы государственного управления, которые наделяются специальными полномочиями. Эта задача решается посредством применения мер административного принуждения, т. е. здесь имеет место «принуждающее» («правоохранительное») государственное управление.

3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций. В данном случае речь идет об особой государственной поддержке некоторых отраслей экономики, отдельных производств, развития предпринимательства, народных промыслов, об особых мерах внимания и заботы в отношении тех регионов страны, в которых сложилась сложная ситуация, а также о некоторых муниципальных образованиях; сюда относится поддержка конкретных областей науки, культуры и экономики, создание новых культурных учреждений (театров, библиотек).

Типичными инструментами такого вида государственного управления являются план, субсидии, дотации.

4. Создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения. Эта задача государственного управления выделяется особо, ибо от качественного функционирования механизма налогообложения, сбора налогов зависит благосостояние всего общества. Решение этой задачи направлено на укрепление финансовой основы государства. Поэтому органы государственного управления в данном случае могут применять не только регулирующие механизмы, но и меры государственного принуждения.

5. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).

Эта задача особенно важна потому, что именно государственные служащие практически выполняют функции государственного управления, имея для этого необходимые полномочия.

2. Эссе основные направления административной реформы в России и их перспективы

Модернизация экономики невозможна без проведения глубоких преобразований в области государственного и муниципального управления вследствие того, что эффективность деятельности бизнес-сообщества напрямую зависит от качества работы органов власти. С целью преодоления разрыва между социально-экономическим потенциалом и уровнем государственного управления в России проводится Административная реформа, направленная на кардинальное увеличение результативности деятельности органов государственной власти. В ходе реализации Программы реформы планируется проведение мероприятий, направленных на повышение профессионализма чиновников, устранение излишнего государственного вмешательства в экономику, а также борьбу с коррупцией.

9 стр., 4140 слов

Управление государственными закупками в организации

... размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов приходится на период отчета об исполнении определенного бюджета, т.е. полностью вписано в контекст бюджетного ... ведения закупочной деятельности. Целью дипломной работы является раскрытие понятия – управление государственными закупками на примере государственного заказчика Федерального государственного унитарного предприятия «Научно ...

Программа Административной реформы носит среднесрочный характер. Представленные ниже мероприятия позволяют проследить оценку реализуемых мер.

1. Разработка нормативных актов, устраняющих избыточные и дублирующие функции государства, передача части государственных функций саморегулируемым организациям. Принятие нормативно-правовой базы для внедрения управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов.

2. Завершение формирования нормативно-правовой базы и широкомасштабное внедрение управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов, в том числе и электронных административных регламентов. Внедрение типовых программ Административной реформы для субъектов РФ и муниципальных образований.

3. Завершение ликвидации или приватизации избыточных государственных организаций, внедрение административных регламентов. Введение новых правил государственных закупок.

4. Корректировка и анализ нормативно-правовой базы реформы. Завершение формирования системы административных регламентов и стандартов государственных услуг. Мониторинг мероприятий по направлениям Административной реформы.

В ходе проведения Административной реформы планируется концентрация на таких приоритетных направлениях, как управление по результатам, административные регламенты, а также введение процедуры досудебного обжалования в органах государственной власти.

Административные регламенты являются одной из ключевых категорий, которыми оперирует Административная реформа. Процедура внедрения административных регламентов заключается в создании единой структурированной системы правил и стандартов оказания государственных услуг гражданам и организациям. Особое место в этой системе занимают электронные административные регламенты, регулирующие оказание наиболее часто предоставляемых государством услуг. Введение системы административных регламентом позволит сделать более прозрачным и понятным процесс принятия решений в органах власти, а также существенно снизить уровень коррупции.

Таким образом, система управления по результатам, административные регламенты и процедура досудебного обжалования, внедряемые в совокупности, помогут вывести на качественно новый уровень стандарты предоставления государственных услуг, повысить транспарентность и эффективность принимаемых в органах власти решений. Будут значительно снижены временные и финансовые издержки граждан и организаций, в том числе и компаний, на взаимодействие с органами государственной власти.

Заключение

Основополагающая цель государственного управления — обеспечение оптимальной организации и структурирования, создание квалифицированного персонала управления, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления. Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Государственно-политическое управление — деятельность институтов политической власти трех уровней:

35 стр., 17281 слов

Государственная власть и реформы в истории России на примере ...

... органов государственной власти и управления в петровскую эпоху. Органы государственной власти и местного самоуправления рассматриваются в контексте общего реформационного процесса. Целью дипломной работы является изучение реформ и анализ новых институтов государственной власти и управления в ...

1) федерального;

2) субъектов РФ;

3) местного самоуправления.

К 1 ноября 2010 г. подано более 50 тыс. уведомлений по 20 видам деятельности, безусловным лидером является розничная торговля. Но пока данный порядок начала бизнеса не охватывает многие важные и перспективные сферы, поэтому вскоре будут подготовлены изменения в законодательство для установления уведомительного порядка по большинству видов предпринимательской деятельности.

Главной целью концепции совершенствования государственного регулирования на 2011-2013 гг. является создание «компактного», «сервисно ориентированного государства». То есть государство ограничивает сферу своего влияния поддержкой безопасности страны, обеспечением прав и свобод граждан и созданием необходимой инвестиционной инфраструктуры. А также гарантирует высокое качество предоставления госуслуг для решения проблем граждан и ведения бизнеса предпринимателю.

Список использованной литературы

1. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление : учебник / Н. И. Глазунова . — М. : Проспект , 2006. — 556 с.

2. Государственное управление : основы теории и организации : учебник для вузов / М. Г. Анохин, [и др.], ред. В. А. Козбаненко . — М. : Статут , 2000. — 911 с.

3. Государственное управление в России : учебник для вузов / ред. А. Н. Маркова . — 2-е изд., перераб. и доп . — М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2002. — 333 с.

4. Машаров И. М. Государственное управление как категория российского административного права: исторический аспект и современное понимание / И. М. Машаров / / История государства и права. — 2006. — N9. — С. 19-21.

5. Репп Х. Совершенствовать государственное управление / Х. Репп, В. Кеникстул / / Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — N11. — С. 20-21.

6. Суркина Ф. Ж. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» / Ф. Ж. Суркина . — СПб. [и др.] : Питер , 2008. — 240 с.

7. Тихомиров Ю. А. Государственное управление: модели и реальность / Ю. А. Тихомиров / / Право и экономика. — 2006. — N4. — С. 3-8.

8. Шабров О. Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности / О. Ф. Шабров / / Социально-гуманитарные знания. — 2005. — N2. — С. 137-149.

9. Яновский В. В. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» : учебное пособие / В. В. Яновский, С. А. Кирсанов . — М. : КноРус , 2009. — 200 с.