Финансирование проектов проектное финансирование

  • организационные формы финансирования.

Классификация источников финансирования проектов приведена в таблице 1.1.

Классификация источников финансирования инвестиционных проектов

Признак классификации Виды источников
Отношениясобственности

-собственные;

-привлекаемые;

-заемные

Виды собственности

-государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и прочие основные и оборотные фонды и имущество государственной собственности и пр.);

-инвестиционные, в т. ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, в т. ч. иностранных инвесторов;

инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов (иностранные государства, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные предприятия, институциональные инвесторы, банки и кредитные учреждения)

Уровни собственников

На уровне государства и субъектов федерации:

-собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

-привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;

-заемные средства в виде государственных международных заимствований (внешний долг государства); государственных облигационных, долговых, товарных и прочих займов (внутренний долг государства)

На уровне предприятия:

-собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые суммы возмещения убытков, иммобилизованные излишки основных и оборотных средств, нематериальных активов и пр.);

-привлеченные средства, в том числе взносы и пожертвования, средства, полученные от продажи акций, и пр.;

-заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов (на процентной и беспроцентной возмездной и безвозмездной основе)

На уровне инвестиционного проекта:

-средства бюджетов РФ и субъектов федерации, внебюджетных фондов;

-средства субъектов хозяйствования — отечественных предприятий и организаций, коллективных институциональных инвесторов;

иностранные инвестиции в различных формах

Таблица 1.1.

В таблице 1.2 представлена структура источников финансирования проектов.

Структура источников финансирования инвестиционных проектов

Группа Тип Организационная структура источников в группе
Государственныересурсы Собственные Государственный (федеральный) бюджет
Бюджеты субъектов федерации (республиканские, местные)
Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, прочие фонды)
Привлекаемые Государственная кредитная система
Государственная страховая система
Заемные Государственные заимствования (государственные займы, внешние заимствования, международные кредиты и пр.)
Ресурсыпредприятий Собственные Собственные инвестиционные ресурсы предприятий
Привлекаемые Взносы, пожертвования, продажа акций, дополнительная эмиссия акций
Инвестиционные ресурсы инвестиционных компаний-резидентов, в том числе паевых инвестиционных фондов
Инвестиционные ресурсы страховых компаний-резидентов
Инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов-резидентов
Заемные Банковские, коммерческие кредиты, бюджетные и целевые кредиты
Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов, включая коммерческие банки, Международные финансовые институты, институциональных инвесторов, предприятия

Таблица 1.2.

В таблице 1.3 приведена структура инвестиционных ресурсов предприятия.

Структура инвестиционных ресурсов предприятия

Группа ресурсов

Типы ресурсов в группе

Внутренние, входящие в состав собственного капитала

-Прибыль;

-Специальные фонды, формируемые за счет прибыли;

-Амортизационные отчисления;

-Страховые возмещения;

-Иные (неденежные) виды ресурсов:

— земельные участки;

— основные фонды;

— промышленная собственность и др.

Привлеченные, включаемые в состав собственного капитала

-Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения акций, в т.ч. путем:

— открытого (публичного) размещения;

— закрытого (частного) размещения;

-Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями;

-Гранты и благотворительные взносы;

-Государственные субсидии, в том числе:

— прямые;

— косвенные

-(в виде налоговых и иных льгот)

Привлеченные, не включаемые в состав собственного капитала

-Банковские кредиты и займы;

-Кредиты, займы, ссуды в денежной форме, предоставляемые небанковскими учреждениями;

-Государственные кредиты и займы, в том числе:

— прямые;

— в форме налогового инвестиционного кредита;

-Коммерческие кредиты (предоставляемые поставщиками машин, оборудования и других инвестиционных товаров; подрядчиками);

-Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций;

-Машины, оборудование, иные неденежные виды ресурсов, привлекаемые на основе лизинга, в т. ч.:

— операционный лизинг;

финансовый лизинг

Таблица 1.3.

Организационные формы участников финансирования инвестиционных проектов приведены в таблице 1.4.

Классификация источников и участников финансирования проектов

Группа Подгруппы Организационная форма участника инвестиционной деятельности
Бюджет и внебюджетные фонды Федеральный бюджет

Правительство РФ

Министерство экономики РФ

Министерство финансов РФ

Бюджеты субъектов федерации Распорядительные органы субъектов федерации
Внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ (только инвестиции в ценные бумаги)

Государственный Фонд занятости населения РФ (только инвестиции в гос. ценные бумаги)

Фонд инвестирования жилищного строительства

Федеральный центр проектного финансирования

Прочие

Кредитная система

Банки

Кредитные учреждения

Центральный банк РФ

Федеральное казначейство

Инвестиционные банки

Система страхования Фонды и организации страхования

Росгосстрах РФ

Коллективные формы финансирования

Инвестиционные организации

Инвестиционные банки

Страховые организации

Инвестиционные компании и фонды

Негосударственные пенсионные фонды

Паевые инвестиционные фонды

Иностранные инвесторы

Правительства иностранных государств

Международные финансовые институты

Коммерческие банки

Институциональные инвесторы

Инвестиционные банки

Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)

Международный финансовый комитет

Эксимбанк США

Прочие

Предприятия РФ Любые

Таблица 1.4.

В таблице 1.5 приведена матрица источников и организационных форм финансирования проектов.

Матрица организационных форм и возможных источников финансирования проектов

Организационные формы финансирования Источники финансирования инвестиционных проектов (по отношению к получателю инвестиций)
Собственные и привлеченные средства предприятий Бюджетные и внебюджетные государственные средства Иностранные инвестиции Заемные средства
Акционерное финансирование
участие в уставном капитале + + +
корпоративное финансирование + + + +
Государственное финансирование
бюджетные кредиты на возвратной основе +
ассигнования из бюджета на безвозмездной основе +
целевые федеральные инвестиционные программы +
финансирование проектов из государственных заимствований + + +
Проектное финансирование + + +
Заемное финансирование
лизинг + +
банковские ссуды и кредиты + + +
иностранные кредиты + +
инвестиции коллективных инвесторов + +

Таблица 1.5.

Примечание к таблице:

+ означает использование указанного источника в данной организационной форме;

  • означает неприменимость указанного источника в данной организационной форме.

Проектное финансирование можно укрупнено охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.

Проектное финансирование впрямую не зависит от государственных субсидий или финансовых вложений корпоративных источников. В развитых странах Запада этот метод используется уже десятилетия. У нас он начал применяться недавно, с выходом Закона о соглашении о разделе продукции.

Мировой рынок проектного финансирования определяется предложениями инвестиционных ресурсов, готовых быть вложенными в реализацию проектов на условиях, определенных формами и методами проектного финансирования, и спроса на эти ресурсы со стороны заказчиков, потребителей инвестиционных проектов.

проектным финансированием

три основные формы проектного финансирования:

финансирование с полным регрессом на заемщика,

финансирование без права регресса на заемщика,

финансирование с ограниченным правом регресса.

Для российской инвестиционной практики термин «проектное финансирование» стал, с одной стороны, популярным и, можно сказать, модным, но, с другой, в большинстве случаев понимается упрощенно — примерно как обычное долгосрочное кредитование.

Следует отметить, что и на Западе нет однозначного понимания проектного финансирования; понятие используется, по крайней мере, в двух смыслах, в т.ч.:

как целевое кредитование для реализации инвестиционного проекта

как способ консолидации различных источников финансирования

В целом, проектное финансирование как способ организации финансирования имеет историю, составляющую около четверти века. В 70-е гг. развитие инвестиций в нефтегазовую промышленность, обеспечивающее прибыльность в сотни и тысячи процентов в год, заставило банки перейти от пассивной роли кредиторов (когда потенциальные заемщики идут в банк и просят денег) к активному поиску форм и методов кредитования высокоприбыльных инвестиционных проектов — прежде всего, в нефтяном и газовом секторе экономики. Банки брали на себя повышенные риски и кредитовали заемщиков на условиях проектного финансирования («без регресса», «с ограниченным регрессом»).

В одном из последних справочников проектное финансирование определяется как «крупные средне- и долгосрочные кредиты под конкретные промышленные проекты».

В отличие от традиционных форм кредитования, проектное финансирование позволяет:

  • более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
  • рассмотреть весь инвестиционный проект с точки зрения жизнеспособности, эффективности, реализуемости, обеспеченности, рисков;
  • прогнозировать результат реализации инвестиционного проекта.

В качестве трудностей применения проектного финансирования в России следует отметить то, что в промышленно развитых странах в расчеты финансово-коммерческой эффективности проектов сегодня закладывается возможное отклонение основных показателей в худшую сторону в размере 5—10%, в наших же условиях необходимы «допуски» не менее 20—30%. А это дополнительные затраты, связанные с резервированием средств для покрытия непредвиденных издержек. Тем не менее, альтернативы проектному финансированию нет.

Проектное финансирование открыло новые направления на рынке банковских услуг. Банки выступают при нем в разных качествах:

  • банки-кредиторы;
  • гаранты;
  • инвестиционные брокеры (инвестиционные банки);
  • финансовые консультанты;
  • инициаторы создания и/или менеджеры банковских консорциумов;
  • институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги проектных компаний;
  • лизинговые организации и т. д.

Новый и важный вид деятельности на рынке проектного финансирования — консалтинг, осуществляемый специализированными банками-консультантами по следующему набору услуг:

  • поиск, отбор и оценка инвестиционных проектов;
  • подготовка всех технико-экономических обоснований по проекту;
  • разработка схем финансирования проектов, ведение предварительных переговоров с банками, фондами и другими институтами на предмет их совокупного участия в финансировании проекта;
  • подготовка всего пакета документов по проекту;
  • оказание содействия в ведении переговоров и подписания кредитных соглашений, соглашений о создании консорциумов и т. д.

Банки-консультанты подготавливают комплект документов по проекту чаще всего по специальному заказу коммерческих банков или промышленных компаний. В некоторых странах банк-консультант имеет право и сам участвовать в финансировании проекта, доказывая тем самым объективность своих оценок и серьезность рекомендаций. Но в Великобритании, например, существует разделение консалтинговых и финансирующих функций, и банк-консультант не участвует в финансировании.

Помимо преимуществ этой схемы (выражающихся в ограниченной ответственности перед кредитором), проектное финансирование имеет, с точки зрения заемщика средств, и определенные недостатки:

  • предварительные высокие затраты потенциального заемщика для разработки детальной заявки банку на финансирование проекта на предынвестиционной фазе по подготовке технико-экономического обоснования, на уточнение запасов полезных ископаемых, экологическую оценку воздействия будущего проекта на окружающую среду, обширные маркетинговые исследования и другие вспомогательные предпроектные работы и исследования);
  • сравнительно долгий период до принятия решения о финансировании, что связано с тщательной оценкой предпроектной документации банком и большим объемом работ по организации финансирования (создание банковского консорциума и т. д.);
  • сравнительное повышение процента по кредиту в связи с высокими рисками, а также рост расходов на оценку проекта, на организацию финансирования, на надзор и т.

д.;

  • гораздо более жесткий контроль за деятельностью заемщика, чем при традиционном банковском кредитовании по всем аспектам деятельности со стороны банка (банковского консорциума);
  • определенную потерю заемщиком независимости, если кредитор оговаривает за собой право приобретения акций компании в случае удачной реализации проекта.

Проектное финансирование не всегда целесообразно. Иногда для заемщика предпочтительнее традиционные схемы финансирования инвестиционных проектов: кредиты под залоговое обеспечение, гарантии и поручительства; эмиссия акций и облигаций; лизинг и т. д.

Сложности с применением проектного финансирования в полном объеме и смысле этого понятия в отечественной практике обусловлены следующими причинами:

в России внутренние источники долгового финансирования развиты не так хорошо,

имеются несоответствия между доходами и займами внутри страны

недостаточны правовая структура и законодательная стабильность

в отечественной практике в настоящее время мало специалистов

недостаточно квалифицированных участников проектного финансирования

На финансовом рынке России доминируют «короткие» деньги, а вложение средств в долгосрочные инвестиционные проекты — скорее исключение, чем правило. Чаще всего такое вложение осуществляется в форме традиционного банковского кредитования с использованием всех возможных форм и методов обеспечения возвратности основной суммы и процентов по кредиту (залоги имущества, ценных бумаг и других активов; банковские гарантии; накопительные гарантийные счета (счета «эскроу»); поручительства).

Российская экономика переживает острейший инвестиционный кризис. Банковская система, в свою очередь, не готова к осуществлению методов проектного финансирования в полной мере. Их участие в финансировании инвестиционных проектов ограничивается, в основном, небольшими проектами (стоимостью от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов).

Пока основная финансовая активность российских банков направлена в сторону тех проектов, которые реализуются на принадлежащих или подконтрольных им предприятиях.

Причины и факторы, мешающие российским банкам на современном этапе осуществлять в сколько-нибудь значительных масштабах проектное финансирование:

  • нестабильность отечественной экономики;
  • отсутствие у банков достаточных резервов;
  • высокие темпы инфляции;
  • высокая задолженность российских предприятий;
  • тяжелое налоговое бремя и нестабильность налогового законодательства;
  • отсутствие опыта при финансировании инвестиционных проектов;
  • низкое качество менеджмента на предприятиях-заемщиках;
  • отсутствие у банков опыта и высококвалифицированных специалистов в области проектного анализа и проектного финансирования;
  • неустойчивость общей экономической ситуации в стране.

Условия успешного применения методологии проектного финансирования в России включают следующие направления:

  • привлечение иностранных кредитов для финансирования крупных проектов;
  • государственные гарантии компенсации и обеспечения политических рисков путем страхования последних или привилегированным статусом кредиторов.

В стране продолжается экономический кризис, и, соответственно, усиливается неустойчивость банковской системы России. Кризис августа 1998 г. выявил зыбкость положения многих, казалось бы, устойчивых, банков. В этих условиях коммерческие банки ищут способы противостоять финансовой неустойчивости, и кредитование долгосрочных инвестиционных проектов — один из способов такого противостояния.

К использованию схемы проектного финансирования российские банки толкает и то обстоятельство, что все большее количество поступающих к ним заявок по размерам инвестиций сопоставимы с активами предприятий-заявителей или даже превышают их. В этих случаях залоговое покрытие оказывается уже невозможным. Поэтому ряд российских коммерческих банков исподволь готовится к применению принципов проектного финансирования в своей деятельности, создавая в своих структурах отделы и управления проектного финансирования, направляя своих сотрудников на учебу по вопросам проектного анализа, формируя портфели инвестиционных проектов. При выдаче долгосрочных кредитов банки по-прежнему обращают внимание, в первую очередь, на высоколиквидное обеспечение, а также на финансовое состояние заемщика. Однако, учитывая мировой опыт проектного финансирования, банки все чаще подвергают предлагаемые к финансированию проекты всесторонней и глубокой экспертизе, а, по сути — проектному анализу, принятому в практике крупных зарубежных кредитных учреждений.

В настоящее время вопрос обеспечения финансирования проекта и связанных с ним проектных рисков — краеугольный камень, одна из центральных проблем системы управления проектами. Наиболее перспективная форма финансирования проектов — проектное финансирование, основной особенностью которого является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют также финансированием с определением регресса (регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы).

Проектное финансирование требует солидной законодательно-нормативной базы, развитой рыночной инфраструктуры, а также целенаправленных мер государственного стимулирования и поддержки инвестиций в этой принятой во всем мире форме организации проектных инвестиций.

Следует отметить: проектное финансирование относится к одному из наиболее рисковых методов организации инвестиций в проект, поскольку он связан, в первую очередь, с высокими рисками для кредиторов. Хотя реализация кредитных рисков способна повлечь за собой крах проекта в целом, ущерб, в конечном счете, могут понести все или многие участники проекта.

Проектное финансирование пока не получило в российской практике должного развития. На инвестиционном рынке страны доминируют краткосрочные инвестиции, а средне- и долгосрочные инвестиционные проекты — не правило, а исключение; их финансирование осуществляется, главным образом, в форме традиционного банковского кредитования.

Проектное финансирование как новый метод организации в реальном секторе экономики., Управление инвестициями., Управление проектами, Управление проектами, Управление проектами., Деньги и банки.