Эссе по «Обществознанию (вкл. экономику и право)»
Эссе является литературным жанром, прозаическим сочинением небольшого объема и свободной формы. Эссе — размышление на тему, которое выражает индивидуальные впечатления обучающегося по конкретному поводу. Данный вид работы предназначен, прежде всего, для развития творческих способностей и самовыражения обучающихся.
Чаще всего эссе пишут на предложенную тему. Как правило, это какое-то известное высказывание, какой-то сложившийся стереотип, какое-то утверждение, предполагающее возможность неоднозначного комментария и рассмотрения.
Структура эссе очень схожа со структурой доклада, сообщения, реферата. Она состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) заключения.
Во введении объясняется актуальность темы, определяется проблема и отношение обучающегося к ней.
В основной части раскрываются известные мнения по поводу проблемы и описывается видение автором высказывания сути проблемы, а затем уже раскрывается свое мнение, свое отношение к ней. Свое мнение уместнее всего высказывать в следующей форме: тезис — аргумент.
В заключении подводятся итоги, и делается общий вывод по теме. Нужно стараться не повторять уже высказанные мысли.
В эссе, с одной стороны должен раскрываться поставленный вопрос, с другой — все это должно излагаться и анализироваться в течение нескольких минут на уроке. Оптимальный объем 3 — 5 страниц. Но все же, объем в каждом конкретном случае должен оговариваться отдельно.
Критерии оценивания эссе
-
Раскрытие смысла высказывания:
Смысл высказывания раскрыт или ответ даёт представление о его понимании – 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании – 0 баллов
-
Представление и пояснение собственной позиции
Представлена и пояснена собственная позиция – 1 балл
Эссе свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот
... «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической ... представления. ИЛИ ... Высказывание Возможная проблема 5. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне) Задание 3. Даны фрагменты текста эссе не ... не соответствуют обосновываемому тезису 0 Максимальный балл 5 Практическая часть Действия учителя Действия учащихся -Когда вы пишете эссе, ...
Представлена без пояснения собственная позиция (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) или собственная позиция обучающегося не представлена – 0 баллов
-
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы – 3 балла
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала или раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации – 2 балла
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации – 1 балл
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации или аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов
Максимальный балл — 5
Темы эссе
Для написания эссе, обучающимся предлагается выбрать одно из высказываний по разделу.
Раздел 1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества
1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
2. Можно ли согласиться с Энгельсом, что развитие природы, общества и мышления подчиняется законам диалектики?
3. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено» (Гераклит).
4. «Самое страшное, что может случиться с человеком, — это если боги лишат его наказания» (Сократ).
5. «Любовь — это стремление к бессмертному» (Платон).
6. «Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон).
7. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).
8. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Эпикур).
9. «Логика оттолкнула от меня мир» (Пьер Абеляр).
10. «Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» (Фома Аквинский).
11. «Истина была единственной дочерью времени» (Леонардо да Винчи).
12. «Все разумное действительно, и все действительное – разумно» (Г.В.Ф. Гегель).
Роль денег в современной жизни человека. «деньги и общество», ...
... роль в нашей жизни. Они определяют статус человека, его положение в обществе, успешность. Иногда кажется, что весь мир вращается вокруг денег. Они оказывают влияние на все сферы человеческой жизни. Мы постоянно ... источником проблем. В народе говорят, что за деньги можно «купить» всё. Но тогда сколько стоят любовь к семье и близким людям, дружба, здоровье и, наконец, человеческая жизнь? Я ...
13. «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» (Ф. Ницше).
14. Что есть истина?
15. «Человек — это прежде всего замысел, который живет своей собственной жизнью, вместо того, чтобы быть мхом, плесенью или цветной капустой». Ж.- П.Сартр.
16. Практична ли мораль?
17. Разум человека, по выражению Р.Тагора, подобен лампе: «Чем ярче свет, тем гуще тень сомнений». О какой ступени познания идёт речь, и о какой форме этой ступени?
Раздел 2. Общество как сложная динамичная система
1. «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье» (Д. Трамп).
2. «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.С. Кон).
3. «Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).
4. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).
5. «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж).
6. «Прогресс — отец проблем» (Гилберт Кийт Честертон).
7. «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э. Гидденс).
8. «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
9. «Возможно, равенство — это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом». (Оноре де Бальзак).
10. «Свобода есть право на неравенство». (Н. А. Бердяев)
11. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер).
12. «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта». (Ю. Лотман).
13. «Национальность должна стать частным делом гражданина. Объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов).
Раздел 3. Культурная жизнь общества
1. «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира» (Н.А. Бердяев).
2. «Немец в России – немец, в Англии – немец, во Франции немец, француз в России – француз, в Англии – француз, в Германии – француз. Это же можно сказать и об англичанине. Русский же в Германии – немец, в Англии – англичанин, во Франции – француз» (В.Г. Белинский).
3. «Самый характер русских и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом» (Н.Я. Данилевский).
4. «Общество основывается на началах нравственных: на мясе, на экономической идее, на претворение камней в хлебе – ничего не основывается» (Ф.М. Достоевский).
5. «Русский народ по своей душевной структуре народ восточный» (Н.А. Бердяев).
Раздел 4. Экономическая жизнь общества
1. «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
2. «Не быть жадным — уже есть богатство, не расточительным — доход» (М. Монтень).
Право муниципальной собственности
... государственной 2.0.207 Январь 207 аттестационной комиссией Руководитель выпускной квалификационной работы А.Ю. Смагина (подпись) (И.О. Фамилия) Задание принял к исполнению М.К. Демина (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация к дипломной работе «Право ...
3. «Лучшая хозяйственная система та, которая не убивает свойственного предпринимательству оптимизма и не навязывает ему сугубой расчетливости» (Г. Гинс).
4. «Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое» (Б. Франклин).
5. «Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между людьми, чтобы, используя то, что имеется, получать, то, что требуется» (П. Хейне).
6. «Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия» (Г. С. Беккер).
7. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
8. «Cоциализм — равное распределение убожества, капитализм-неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
9. «Богатство — не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон Бонапарт).
10. При обычном повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).
Раздел 5. Политическая жизнь общества
-
«Политика аморальна. Вот почему ею интересуются» (В. Колечицкий).
2. «Политика слишком серьезное дело, чтобы доверить его политикам» (Шарль де Голль).
3. «Политика является более сложной наукой, чем физика» (А. Эйнштейн).
4. «Из демократии рождается тирания» (Платон).
5. «Политик думает о следующих выборах; государственный деятель – о грядущем поколении» (Д. Кларк).
6. «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти» (Козьма Прутков).
7. «Политика не есть искусство возможного; политика — искусство невозможного» (Вацлав Гавел).
8. «Свободная пресса может быть двух видов – плохая и хорошая, несвободная пресса только одного типа — она очень плохая» (А. Камю).
9. «Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Эктон).
10. «Власть не развращает людей, но дураки, забравшиеся на вершину власти, развращают власть» (Б. Шоу).
11. «Мужья и правительства никогда не должны признавать свои ошибки» (Оноре Бальзак).
12. «Мир состоит из народов с тысячелетней историей; границы государств меняются, а народы остаются (Эмрик Шопрад).
13. «Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, предпочтения и нравы людей» (Т. Гоббс).
14. «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает» ( Жозеф де Местр).
15. «Демократия – это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения» (Лоренс Питер).
16. «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия» (Вудро Вильсон).
«В условиях демократии неосведомленность одного избирателя ...
... регулирования политической и экономической ситуации граждане должны принимать активное участие в формировании представительной власти (главы государства, органов местного самоуправления). Сегодня граждане должны расценивать свое право избирать и быть ...
17. «При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править» (Бертран Рассел).
18. «Демократия означает правление необразованных, аристократия – правление плохо образованных» (Г. Честертон).
19. «Демократия – это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения» (Генри Луис Менкен).
20. «Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий» (Джордж Уилл).
21. «После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел» (Уилл Роджерс).
23. «Я останусь до тех пор, пока не устану. А пока Британия во мне нуждается, я никогда не устану» (Маргарет Тэтчер).
Раздел 6. Право
1. «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит).
2. «Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» (В. Швебель).
3. «Права влекут за собой обязанности» (Латинское юридическое изречение).
4. «Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты» (Латинское юридическое изречение).
5. «Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне).
6. «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).
7. «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд).
8. «Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).
9. «Одни преступления открывают путь другим» (Сенека).
10. «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся» (В. Швебель).
11. «Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя» (Г. Гейне).
12. «Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой» (Г. Ламенэ).
13. «Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола власти» (С.С. Алексеев).
14. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад»
(В.С. Соловьёв).
15. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).
16. «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого» (Г. Бокль).
17. «Легче создавать законы, чем следовать им» (Наполеон Бонапарт).