Слайд 1
ЕГЭ по обществознанию. Задание 29. Обществоведческое эссе . Формы работы. Типичные ошибки и советы
Слайд 2
Изменили формулировку задания и критерии оценки . (Эти изменения были в прошлом 2018 году) Было. Стало.
Слайд 3
Что изменилось : (в 2018 году) «Проблема» в условии задания больше не упоминается. В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации. Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.
Слайд 4
Критерии оценивания задания 29 (2018год) Теперь сочинение оценивается по четырем критериям : Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл).
Если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания. Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла) Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею. Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл) В аргументации не должно быть ошибочных утверждений. Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла) Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.
Слайд 5
Что изменилось : (2018 год) Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным. Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов. Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.
Теоретические основы расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
... учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; исследовать порядок учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации; разработать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации. Теоретической и ...
Слайд 6
В ЕГЭ 2019 детализирована формулировка задания 29 и усовершенствована системы его оценивания . Что появилось нового В задании добавлена фраза: « По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга )». Конкретнее стали критерии по оцениванию теоретического материала. 2 балла можно получить за объяснение ключевых понятий и корректность теоретических положений, и 1 балл за теоретические рассуждения и выводы. Примеры социальных фактов должны быть из разных источников (так и было) . Добавлено : они не должны дублировать друг друга , то есть каждый аргумент должен с разных точек зрения раскрывать и доказывать идею (идеи) цитаты. Внимание: особо в критериях отмечено, что если в аргументах допущена фактическая ошибка , то они не учитываются.
Слайд 7
Начинать писать эссе в 11 классе поздно. (15-20 эссе) Пример задания из ГИА по обществознанию С6. Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны. Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции. Приём ПОПС Позиция. Я считаю, что … Обоснование: … потому что… Подтверждение . Я могу подтвердить это… Следствие. Следовательно, …
Слайд 8
Шаблон мини-сочинения по обществознанию Выбрать высказывание, в котором обозначена идея, наиболее близкая и понятная, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности. На черновике выписать ряд обществоведческих понятий, которые вы будете вводить в мини — сочинение. Текст мини — сочинения 1. В данном высказывании автор (например, Аристотель) затрагивает тему…(указать какую) В высказывании содержится идея (идеи) … Автор убежден в том, что … Автор обращает наше внимание на ……………. Раскрыть затронутую автором тему, идеи. Описать различные точки зрения на затронутую автором тему или различные подходы к ее решению (аспекты).
2. Теоретически обосновать свою позицию, применив обществоведческие знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. 3. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Примеры (не менее 2-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты и примеры из общественной жизни, личный социальный опыт. В качестве аргумента можно привести следующий факт из общественной жизни… Данная ситуация подтверждается жизненной практикой… Эти идеи прослеживаются в произведении … Каждый пример должен быть явно связан с темой, затронутой автором. 4. Заключение: Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), факты и примеры из общественной жизни и моего личного социального опыта подтверждают, что …(пересказать мысль автора своими словами).
Слайд 9
Формы работы при подготовке к написанию эссе Изучить критерии оценивания. Оцените собственное эссе. Оцените чужие эссе (из интернета, друг у друга) Отработать отдельно формулирование идеи, тезиса (это самое сложное!) Создание Банка аргументов (литература, история, СМИ ит.д.)
Национальная идея, которая объединит российское общество
... что будет в результате. Тогда необходимо спросить у общества, какова должна быть национальная идея России. Так как автор является представителем поколения – некст, то и респондентами мини- опроса ... каждого члена общества будет направленно на сохранение и совершенствование России, страна будет жить и развиваться. Национальная идея, как «путеводная звезда» показывает в каком русле должно развиваться ...
Слайд 10
Типичные ошибки и советы 1. Целесообразно заранее выбрать блок, высказывания из которого будет отрабатывать учащийся. (Совет: лучше выбирать Экономику или Социологию. Нежелательно выбирать Философию) 2. В интернете есть много примеров готовых эссе. Многие начинаются со слов «« Я согласна с автором…», « Я не согласен с мнением автора…». Начинать эссе с этих слов нельзя! Начинать следует с раскрытия смысла высказывания!
Слайд 11
3. Объём эссе. Чётких требований нет. На работу с эссе эксперты рекомендуют оставлять 1,5 часа 4. Формулировка собственной позиции и её пояснение . 5. Теоретический уровень аргументации. Аргументация на теоретическом уровне отсутствует или используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов.
Слайд 12
6. Качество фактической аргументации. Аргументировать нужно свою точку зрения, а не мнение автора! 7. Важно, чтобы фактическая и теоретическая составляющая ответа находились в органической взаимосвязи. Очень часто выпускники забывают делать мини-выводы после каждого абзаца, содержащего аргумент. (Изложение должно быть логично и последовательно. Не забывайте делить текст на абзацы.) 8. Аргументов должно быть два. Если аргументы из одного источника: СМИ, литература, собственный опыт – ставится 1 балл. 9. Вывод. В конце делается качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Нельзя переписывать афоризм !
Слайд 13
Пример. Экономика: «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей ) Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешёвую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать.
Слайд 14
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать следующие материалы : www.fipi.ru ege.edu.ru 4 ege . ru ehsse-obshchestvo . r u Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года ( и ЕГЭ прошлых лет) на сайте ФИПИ