По курсу экономической и социальной географии

Эссе по курсу экономической и социальной географии

  1. За 1 семестр каждый студент пишет 2 эссе по одной из предложенных тем (см. список тем ниже)

  2. Первое «тренировочное» эссе студент пишет дома по любой из предложенных тем (см. список ниже) Цена эссе = 20 баллов. Данное эссе сдаётся преподавателю, который оценивает его и комментирует результаты его выполнения согласно критериям (см. ниже)

  3. Второе эссе пишется в аудитории по одной из тем списка (по выбору преподавателя), который оценивает его согласно критериям

Список тем для итоговых эссе (в аудитории) 1

  1. Зачем нужна экономическая и социальная (общественная) география?

  2. Экономико-географическое положение: зачем его учитывать? (эссе по работе Н.Н. Баранского)

  3. Как нам поделить Россию: в поисках оптимального административно-территориального деления страны

  4. Проблемы международной специализации России в мировой экономике.

  5. Территориальная структура хозяйства: что это?

  6. Проблемы трансформации территориально-отраслевой структуры хозяйства России при переходе к рыночным отношениям

  7. Проблемы влияния природно-ресурсного потенциала на территориальную структуру хозяйства России

  8. Проблемы и перспективы освоения новых месторождений нефти и газа в России.

  9. География перспективных нефте- и газопроводов России: проблемы энергетической безопасности.

  10. Географические сдвиги в добыче угля в России в XXI веке: социальные и экономические последствия

Список тем для домашних эссе (с использованием материалов российского статистического ежегодника).2

  1. География бедности в России: причины и следствия (по таблице 6.25 в стат. ежегоднике)

  2. География больших и крупнейших городов: в чем причина различий? (Выявление различий в географии больших и крупнейших городов, объяснение причин этих различий)

    3 стр., 1131 слов

    Кластерная политика в России: проблемы и перспективы

    ... инновационных формах организации производства и кооперации между предприятиями [5]. Принятая в 2007 году Концепция кластерной политики в Российской Федерации выделяет не только проблемы и барьеры, препятствующие формированию кластеров в ... современным инструментом региональной экономической политики, способной решать не только проблемы ... реализации кластерной политики в России необходима комплексная ...

  3. География валового регионального продукта по регионам и экономическим районам России: территориальные сдвиги с начала 90-х годов.

  4. География валовых сборов зерна в начале 90-х и в современный период: причины территориальных сдвигов.

  5. География депопуляции населения в России (эссе по материалам статистического ежегодника)

  6. География овощеводства: основные особенности и факторы размещения.

  7. География производства стали по регионам России: территориальные сдвиги за последние 15 лет

  8. География производства тканей в России: территориальные сдвиги и их причины.

  9. Демографические проблемы в Северо-Кавказском и Северо-Западном экономических районах.

  10. Льноводство России: территориальные сдвиги и их причины.

  11. Моногорода России: уезжать или оставаться? (Проблемы населения городов с узкой отраслевой специализацией)

  12. Национальная структура республик, автономных округов и автономных областей России: имеют ли они право на своё название?

  13. Новые трубопроводные проекты России – энергетическое оружие или экономическая необходимость?

  14. Особенности современной географии инвестиций в основной капитал по регионам России и причины её определяющие.

  15. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: удачна ли их география?

  16. Производство бумаги по субъектам Российской Федерации: современная география и причины её определяющие.

  17. Производство минеральных удобрений по субъектам Российской Федерации: современная география и причины её определяющие.

  18. Производство пиломатериалов по регионам России: территориальные сдвиги и их причины.

  19. Производство цемента по регионам России: что определяет современную географию?

  20. Регионы наибольшего оттока населения: география, причины, следствия

  21. Регионы с преобладанием первичного сектора: география, географические типы, сопутствующие проблемы.

  22. Регионы с преобладанием сельских жителей: почему и где они существуют?

  23. Территориальные сдвиги автомобилестроения в России: причины и следствия.

Литература для подготовки

  1. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избранные труды. – М.: Географгиз, 1956

  2. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М: ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.

  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. – 350 с.

  4. Голубчик М.М. и др. Экономическая и социальная география: Основы науки. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400 с.

  5. Лаппо Г.М. География городов: учеб пособие для студентов геогр. ф-тов вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

  6. Экономическая и социальная география СССР. В 2 т.. Т2 Региональная часть курса / Под ред. В.Я. Рома. – М.: Просвещение, 1987. – 320 с.

  7. Экономическая и социальная география СССР. В 2 т.. Т1. Общая часть курса / Под ред. В.Я. Рома. – М.: Просвещение, 1987. – 351 с.

  8. Экономическая и социальная география России / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.

  9. Национальный атлас России в 4 томах:Т.1:Общая характеристика территории. — М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2005

  10. Национальный атлас России в 4 томах:Т.2: Природа и экология — М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2007

  11. Национальный атлас России в 4 томах:Т.3 : Население и экономика — М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2008

  12. С.А. Тархов, Изменение АТД России за последние 300 лет// География. — № 15, 21, 28. – 2001

  13. Заяц Д.В. Начало новой реформы АТД? // География. — № 21. – 2000.

Интернет ссылки

  1. http://www.polit.ru/lectures/2004/11/04/rodoman.html Родман Б.Б. Россия – административно-территориальный монстр / Публичная лекция на сайте ПОЛИТ.РУ

  2. http://geo.1september.ru Сайт газеты «География»

  3. http://www.gks.ru/doc_2008/year08.zip Российский статистические ежегодник на сайте Госкомстат

Критерии оценивания.

Составляющие оценки

Баллы

Комментарии

Раскрытие основного содержания темы (А)

25

Изложение всего необходимого материала по теме, полнота изложения, приведение достаточного количества материала, позволяющего сделать вывод о раскрытии темы. Факты: места, даты, главные цифры, названия объектов, их характеристики.

Четкость позиции автора, её обоснованность (Б)

25

Составление на основе изложенного материала, рассмотренных мнений по тому или иному вопросу собственного отношения к данной проблеме.

Логичность изложения (В)

25

Изложение материала в определенной последовательности диктуемой логикой рассуждений. Правильное оперирование доказательствами, верность сделанных умозаключений

Яркость, образность, оригинальность изложения (Г)

25

Умение ярко раскрыть заявленную тему, используя интересные и оригинальные сравнения, умения образно объяснять сложные вещи

Штрафные баллы

Баллы

Комментарии

Большое количество грамматических, речевых и орфографических ошибок (Д)

До -35 баллов

Использование просторечий, неправильных речевых, наличие большого количества ошибок.

Несоблюдение требований по оформлению письменных текстов (Е)

До -25 баллов

Небрежность оформления, не аккуратный, мелкий, нечетки подчерк и др.

Итоговая оценка (Ио)

Ио = A +Б+В+Г-Д-Е

Максимальная Ио = 100 баллов

Минимальная Ио=50 баллов

Требования к процедуре написания эссе

  1. Тренировочное эссе пишется дома от руки общим объемом от трех, но не более 7 страниц формата А4

  2. Второе эссе пишется от руки в аудитории от руки общим объемом от двух, но не болеечетырехстраниц формата А4 в течение 45 минут на одну из первых десяти тем

Эссе: практика написания, критерии оценивания. 3

Что такое эссе?

Эссе -(франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.

Заметьте, что вы можете получить высшую оценку только в том случае, если ваша работа содержит незначительные ошибки в грамматике, выборе слов, орфографии и пунктуации:

1. Доводы по проблеме представлены четко, обоснованы и подкреплены примерами.

2. Все мысли в эссе высказаны ясно и в логическом порядке.

3. Раскрыта тема.

4. Эссе демонстрирует хорошее владение языком, беглость и зрелость в выборе правильной структуры предложения, словаря и идиом.

Критерии, по которым выставляются низкие оценки, те же, только, чем меньше ваша работа отвечает вышеуказанным требованиям, тем ниже будет ваша оценка.

6 обычных шагов написания эссе

Итак, чтобы получить высокую оценку, вам необходимо учесть все вышеперечисленные критерии при написании работы. А чтобы успешно справиться с заданием за 30 минут, которые отводятся для выполнения этого задания, используйте следующий подход, состоящий из 6 шагов:

1. Мозговой штурм и начало работы (1-2 минуты).

2. «Утвердитесь» в главной мысли и приведите в порядок все свои идеи (1-2 минуты).

3. Обозначьте целостную структуру вашего ответа (15-20 минут).

4. Составьте краткое заключение (1-2 минуты).

5. Составьте краткое введение (1-2 минуты).

6. Проверьте работу на наличие стилистических и других ошибок (4-5 минут).

Проверяющие не снизят вашу оценку за одно «неуклюжее» предложение или описку. Не надо, конечно, стремиться к тому, чтобы каждая фраза выглядела так, будто написана была Хемингуэем или Стейнбеком, но старайтесь, чтобы ваша письменная речь оставалась правильной. Если у вас осталось хоть немного времени, потратьте его на проверку своей работы.

ВСЕГДА оставляйте несколько минут для проверки вашего ответа на наличие грамматических, орфографических ошибок или неточностей в словоупотреблении.

Формат «Почему»

Отличный способ подойти к заданию, требующему объяснить, проанализировать или оценить что-либо – это использовать вопрос «почему?». Такой ответ строится на основе тезисного утверждения. Вы начинаете со своего мнения, затем объясняете его, почему вы так думаете, и приводите несколько наиболее весомых аргументов, поддерживающих вашу точку зрения.

Все это может выглядеть следующим образом:

1 – Введение – Тезисное утверждение

2 – Аргумент 1

3 – Аргумент 2

4 – Аргумент 3

5 – Заключение