Эссе по курсу экономической и социальной географии
-
За 1 семестр каждый студент пишет 2 эссе по одной из предложенных тем (см. список тем ниже)
-
Первое «тренировочное» эссе студент пишет дома по любой из предложенных тем (см. список ниже) Цена эссе = 20 баллов. Данное эссе сдаётся преподавателю, который оценивает его и комментирует результаты его выполнения согласно критериям (см. ниже)
-
Второе эссе пишется в аудитории по одной из тем списка (по выбору преподавателя), который оценивает его согласно критериям
Список тем для итоговых эссе (в аудитории) 1
-
Зачем нужна экономическая и социальная (общественная) география?
-
Экономико-географическое положение: зачем его учитывать? (эссе по работе Н.Н. Баранского)
-
Как нам поделить Россию: в поисках оптимального административно-территориального деления страны
-
Проблемы международной специализации России в мировой экономике.
-
Территориальная структура хозяйства: что это?
-
Проблемы трансформации территориально-отраслевой структуры хозяйства России при переходе к рыночным отношениям
-
Проблемы влияния природно-ресурсного потенциала на территориальную структуру хозяйства России
-
Проблемы и перспективы освоения новых месторождений нефти и газа в России.
-
География перспективных нефте- и газопроводов России: проблемы энергетической безопасности.
-
Географические сдвиги в добыче угля в России в XXI веке: социальные и экономические последствия
Список тем для домашних эссе (с использованием материалов российского статистического ежегодника).2
-
География бедности в России: причины и следствия (по таблице 6.25 в стат. ежегоднике)
-
География больших и крупнейших городов: в чем причина различий? (Выявление различий в географии больших и крупнейших городов, объяснение причин этих различий)
3 стр., 1131 словКластерная политика в России: проблемы и перспективы
... инновационных формах организации производства и кооперации между предприятиями [5]. Принятая в 2007 году Концепция кластерной политики в Российской Федерации выделяет не только проблемы и барьеры, препятствующие формированию кластеров в ... современным инструментом региональной экономической политики, способной решать не только проблемы ... реализации кластерной политики в России необходима комплексная ...
-
География валового регионального продукта по регионам и экономическим районам России: территориальные сдвиги с начала 90-х годов.
-
География валовых сборов зерна в начале 90-х и в современный период: причины территориальных сдвигов.
-
География депопуляции населения в России (эссе по материалам статистического ежегодника)
-
География овощеводства: основные особенности и факторы размещения.
-
География производства стали по регионам России: территориальные сдвиги за последние 15 лет
-
География производства тканей в России: территориальные сдвиги и их причины.
-
Демографические проблемы в Северо-Кавказском и Северо-Западном экономических районах.
-
Льноводство России: территориальные сдвиги и их причины.
-
Моногорода России: уезжать или оставаться? (Проблемы населения городов с узкой отраслевой специализацией)
-
Национальная структура республик, автономных округов и автономных областей России: имеют ли они право на своё название?
-
Новые трубопроводные проекты России – энергетическое оружие или экономическая необходимость?
-
Особенности современной географии инвестиций в основной капитал по регионам России и причины её определяющие.
-
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: удачна ли их география?
-
Производство бумаги по субъектам Российской Федерации: современная география и причины её определяющие.
-
Производство минеральных удобрений по субъектам Российской Федерации: современная география и причины её определяющие.
-
Производство пиломатериалов по регионам России: территориальные сдвиги и их причины.
-
Производство цемента по регионам России: что определяет современную географию?
-
Регионы наибольшего оттока населения: география, причины, следствия
-
Регионы с преобладанием первичного сектора: география, географические типы, сопутствующие проблемы.
-
Регионы с преобладанием сельских жителей: почему и где они существуют?
-
Территориальные сдвиги автомобилестроения в России: причины и следствия.
Литература для подготовки
-
Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избранные труды. – М.: Географгиз, 1956
-
Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М: ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.
-
Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. – 350 с.
-
Голубчик М.М. и др. Экономическая и социальная география: Основы науки. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
-
Лаппо Г.М. География городов: учеб пособие для студентов геогр. ф-тов вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 480 с.
-
Экономическая и социальная география СССР. В 2 т.. Т2 Региональная часть курса / Под ред. В.Я. Рома. – М.: Просвещение, 1987. – 320 с.
-
Экономическая и социальная география СССР. В 2 т.. Т1. Общая часть курса / Под ред. В.Я. Рома. – М.: Просвещение, 1987. – 351 с.
-
Экономическая и социальная география России / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.
-
Национальный атлас России в 4 томах:Т.1:Общая характеристика территории. — М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2005
-
Национальный атлас России в 4 томах:Т.2: Природа и экология — М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2007
-
Национальный атлас России в 4 томах:Т.3 : Население и экономика — М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2008
-
С.А. Тархов, Изменение АТД России за последние 300 лет// География. — № 15, 21, 28. – 2001
-
Заяц Д.В. Начало новой реформы АТД? // География. — № 21. – 2000.
Интернет ссылки
-
http://www.polit.ru/lectures/2004/11/04/rodoman.html Родман Б.Б. Россия – административно-территориальный монстр / Публичная лекция на сайте ПОЛИТ.РУ
-
http://geo.1september.ru Сайт газеты «География»
-
http://www.gks.ru/doc_2008/year08.zip Российский статистические ежегодник на сайте Госкомстат
Критерии оценивания.
Составляющие оценки |
Баллы |
Комментарии |
Раскрытие основного содержания темы (А) |
25 |
Изложение всего необходимого материала по теме, полнота изложения, приведение достаточного количества материала, позволяющего сделать вывод о раскрытии темы. Факты: места, даты, главные цифры, названия объектов, их характеристики. |
Четкость позиции автора, её обоснованность (Б) |
25 |
Составление на основе изложенного материала, рассмотренных мнений по тому или иному вопросу собственного отношения к данной проблеме. |
Логичность изложения (В) |
25 |
Изложение материала в определенной последовательности диктуемой логикой рассуждений. Правильное оперирование доказательствами, верность сделанных умозаключений |
Яркость, образность, оригинальность изложения (Г) |
25 |
Умение ярко раскрыть заявленную тему, используя интересные и оригинальные сравнения, умения образно объяснять сложные вещи |
Штрафные баллы |
Баллы |
Комментарии |
Большое количество грамматических, речевых и орфографических ошибок (Д) |
До -35 баллов |
Использование просторечий, неправильных речевых, наличие большого количества ошибок. |
Несоблюдение требований по оформлению письменных текстов (Е) |
До -25 баллов |
Небрежность оформления, не аккуратный, мелкий, нечетки подчерк и др. |
Итоговая оценка (Ио) Ио = A +Б+В+Г-Д-Е Максимальная Ио = 100 баллов Минимальная Ио=50 баллов |
Требования к процедуре написания эссе
-
Тренировочное эссе пишется дома от руки общим объемом от трех, но не более 7 страниц формата А4
-
Второе эссе пишется от руки в аудитории от руки общим объемом от двух, но не болеечетырехстраниц формата А4 в течение 45 минут на одну из первых десяти тем
Эссе: практика написания, критерии оценивания. 3
Что такое эссе?
Эссе -(франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
Заметьте, что вы можете получить высшую оценку только в том случае, если ваша работа содержит незначительные ошибки в грамматике, выборе слов, орфографии и пунктуации:
1. Доводы по проблеме представлены четко, обоснованы и подкреплены примерами.
2. Все мысли в эссе высказаны ясно и в логическом порядке.
3. Раскрыта тема.
4. Эссе демонстрирует хорошее владение языком, беглость и зрелость в выборе правильной структуры предложения, словаря и идиом.
Критерии, по которым выставляются низкие оценки, те же, только, чем меньше ваша работа отвечает вышеуказанным требованиям, тем ниже будет ваша оценка.
6 обычных шагов написания эссе
Итак, чтобы получить высокую оценку, вам необходимо учесть все вышеперечисленные критерии при написании работы. А чтобы успешно справиться с заданием за 30 минут, которые отводятся для выполнения этого задания, используйте следующий подход, состоящий из 6 шагов:
1. Мозговой штурм и начало работы (1-2 минуты).
2. «Утвердитесь» в главной мысли и приведите в порядок все свои идеи (1-2 минуты).
3. Обозначьте целостную структуру вашего ответа (15-20 минут).
4. Составьте краткое заключение (1-2 минуты).
5. Составьте краткое введение (1-2 минуты).
6. Проверьте работу на наличие стилистических и других ошибок (4-5 минут).
Проверяющие не снизят вашу оценку за одно «неуклюжее» предложение или описку. Не надо, конечно, стремиться к тому, чтобы каждая фраза выглядела так, будто написана была Хемингуэем или Стейнбеком, но старайтесь, чтобы ваша письменная речь оставалась правильной. Если у вас осталось хоть немного времени, потратьте его на проверку своей работы.
ВСЕГДА оставляйте несколько минут для проверки вашего ответа на наличие грамматических, орфографических ошибок или неточностей в словоупотреблении.
Формат «Почему»
Отличный способ подойти к заданию, требующему объяснить, проанализировать или оценить что-либо – это использовать вопрос «почему?». Такой ответ строится на основе тезисного утверждения. Вы начинаете со своего мнения, затем объясняете его, почему вы так думаете, и приводите несколько наиболее весомых аргументов, поддерживающих вашу точку зрения.
Все это может выглядеть следующим образом:
1 – Введение – Тезисное утверждение
2 – Аргумент 1
3 – Аргумент 2
4 – Аргумент 3
5 – Заключение