Средний класс России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный институт

Кафедра Социологии

Специальность 040100.65 «Социология»

Дисциплина: Основы социологии

Эссе

на тему: Средний класс России

Работа выполнена:

Шутова К. С.

Проверил: доцент

Ковалёва Г. А.

Череповец 2015 г

Средний класс

Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса — экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции — инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.

Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-1997 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населению, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции — оживление на потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объема сбережений, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на питание в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования и развития российского среднего класса.

Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась — от мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по проблемам среднего класса заражены различного рода идеологемами.

14 стр., 6745 слов

Особенности развития и формирования мирового алмазно-бриллиантового ...

... состояние мирового алмазно-бриллиантового рынка Мировой алмазно-бриллиантовый рынок претерпевает существенные изменения, начало которым было положено в конце 20 века. Значительное влияние на характер и суть этих изменений оказало общее состояние мировой экономики, развитие процессов глобализации ...

Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие «средний класс» как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин «средний класс» в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются — различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны.

Критерии среднего класса

Средний класс в РФ, по мнению специалистов, слишком мал, а его границы настолько размыты, что сложно определить, кто у нас средний класс, а кто живет за чертой бедности. Согласно официальной статистике от января 2012г. половина россиян имеет доходы в 100-125 долларов США в месяц, а еще недавно средняя заработная плата квалифицированного работника составляла приблизительно 227 долларов США в месяц. Поскольку статистики неофициальных доходов в России не существует, определить реальную цифру не представляется возможным. Социологи утверждают, что сами люди не хотят отвечать на вопросы о доходах откровенно. Одни по привычке начинают прибедняться, другие наоборот, стараются выглядеть несколько более удачливыми, чем есть на самом деле.

В современном мире существуют определенные критерии принадлежности к среднему классу:

  • уровень доходов;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • уровень профессионализма;
  • наличие образования;
  • успешность поведения в условиях рыночной экономики.

Основа, конечно, это уровень доходов, который должен позволять человеку вести комфортный уровень жизни, т.е. иметь все необходимое. В России масштабность среднего класса варьируется в зависимости от включенных в определение критериев. По статистике Бюро экономического анализа, если брать в расчет все 5 названных критериев, то средний класс составит не более 2,5% семей. Четыре критерия — 8-12%, а три — 20-25%.

Условно деление по классам в России таково:

обеспеченные (богатые) слои общества составляют 8-10% россиян

средний класс — 10-12%

остальные около 80% — это низший класс, т.е. люди бедные и живущие за чертой бедности.

Рассмотрим некоторые основные критерии принадлежности к среднему классу в РФ более подробно.

Как уже выше было отмечено, одним из самых главных критериев является, безусловно, доход. За основу мною были взяты данные социологического опроса, проведенного в 2011г., в ходе которого выяснилось, что больше половины наших сограждан не могут позволить себе ничего, кроме одежды и еды, но, тем не менее, подавляющее большинство относят себя к представителям среднего класса. При этом опять же необходимо учитывать правдивость ответов.

Согласно данным опроса, больше половины россиян (53%) имеют заработок, которого хватает на самое главное — пропитание и одежду. А вот покупка вещей длительного пользования — например, бытовой техники или мебели — проблематична. Если отталкиваться от этого уровня дохода, считая его показателем обеспеченности, то за последние десять лет обеспеченных граждан стало в два раза больше: в 2001 году на питание и одежду хватало 27% опрошенных.

13 стр., 6419 слов

Формирование среднего класса в Российской Федерации как основы ...

... экономического положения и социально-психологического самоощущения формирующегося среднего класса. Цель работы - изучить формирование среднего класса, как основы устойчивой рыночной экономики Задачи работы - изучить теоретические аспекты среднего класса; обозначить критерии выделения среднего класса ... Споры о том, существует ли в России средний класс и, если существует, то кого именно можно ...

Как следует из отчетов аналитиков, уровень жизни наших граждан существенно повысился, особенно если сравнивать действительность 2011 года с данными десятилетней давности. За прошедшие несколько лет сократилось у нас и число людей, которые едва сводят концы с концами. В 2001 году денег хватало только на продукты у 22% респондентов, в 2011 году таких набралось всего 6%. Что касается покупки вещей длительного пользования, то их без труда, по данным опроса, приобретают лишь 1/5 населения.

Практика и данные опроса показывают, что, несмотря на сохраняющиеся значительные финансовые затруднения многих граждан, 86% уверенно идентифицировали себя как представителей среднего класса. На мой взгляд, это происходит потому, что, имея в достатке финансовые средства, позволяющие приобрести помимо необходимых жизненно важных товаров продукты, которые на сегодняшний день являются современными, модными (например, I-Pad, I-phone и т.д.), они считают недостойным причислять себя к низшему слою общества.

Что касается, такого критерия в определении среднего класса, как образование, то с этим вопросом также все не в нашу пользу. Для западного человека, диплом об образовании — это его капитал, который обеспечит ему определенный уровень жизни, а для российского человека — это порой мало значащая бумажка. Мало того, что уровень образования в современной России весьма низок, по мнению многих экспертов, так, еще и критерии отбора на работу, в большинстве случаев, не требуют высокого уровня образования. При устройстве на работу диплом порой спрашивают, но квалификацию по диплому, очень редко. В России можно получить специальность, предположим, врача, а работать в сфере продажи нефтепродуктов. Человек на западе, выбирая университет, представляет, кем он будет работать после его окончания, а вот человек, живущий в России, порой не знает, кем станет после получения диплома.

Что касается движимого и недвижимого имущества, то стандартным набором в виде квартиры, машины и дачи из всего среднего класса владеет только 23% семей, согласно тому же социологическому опросу. 41% среднего класса в первую очередь хотели бы приобрести недвижимость и это не смотря на то, что у трети из них нормальные жилищные условия. Но стоит заметить, что статистика — наука жесткая и не учитывает того факта, что прописанной, например, в трехкомнатной квартире молодой семье подчас бывает невыносимо жить рядом с родственниками, но тем не менее, статистика признает их жилищные условия, как «нормальные».

Согласно комментариям Александра Демидова, генерального директора Международного института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь, понятие «средний класс» образуется как сумма взаимосвязанных показателей дохода и образа жизни, таких как образование, место жительства, работа, собственно доход и наличие оборудования в домашнем хозяйстве. Самое главное состоит в том, что все эти характеристики «работают» в одном направлении — высокий уровень образования предполагает высокую позицию на работе, которая, в свою очередь, предполагает высокий доход, престижное место жительства и так далее. В нашем же обществе, по его мнению, все характеристики действуют разновекторно. Хорошее образование вовсе не предполагает престижную и доходную работу. Наши профессора, учителя, врачи, то есть самые образованные люди, находятся в весьма стесненном материальном положении. В то же время нигде не работающие люди демонстрируют высокий жизненный уровень.

3 стр., 1284 слов

Формирование среднего класса в России

... более пристального рассмотрения основных теоретических подходов к проблеме. 1.2. Теории среднего класса: традиции и эволюция В научной литературе присутствуют две традиции исследования классов - теория ... к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России ...

Поэтому эксперт считает, что единого среднего класса по всем этим критериям в нашей стране нет. Каждый исследователь определяет средний класс по-своему и на свой вкус задает рамки дохода для отнесения человека к среднему классу. Я полностью поддерживаю мнение данного эксперта и считаю, что средний класс в Российском обществе не достаточно велик и границы его сильно размыты, особенно в сравнении с другими странами, в которых доля среднего класса достигает 60%, согласно все тем же данным исследования, и разрыв между бедными и богатыми не столь значителен, как в России. В средние слои населения экономически развитых стран входят предприниматели, преуспевающие врачи, преподаватели, бухгалтеры, консультанты, менеджеры среднего и нижнего звена, государственные служащие, квалифицированные рабочие, фермеры и даже пенсионеры, чего, к сожалению, не скажешь о нашей стране.

Вывод: Если сравнивать средний класс раньше и в 2015 году, то можно заметить множество изменений. Люди стали более бережно и экономно относиться к своему бюджету. Они стали более рационально тратить денежные средства , оставляя часть средств на «черный день». Многие уже не могут позволить себе съездить в отпуск на море за границу, так как цена на путевки стала слишком высокая, рубль упал, а курс доллара и евро растет. Цены в магазинах растут, а зарплаты у людей падают. Многие люди из среднего класса, потихоньку отпускаются к порогу бедности.