«От стандартов к нестандартной личности» . рассуждение

Эссе

По стандартам к нестандартной личности

Воспитание нестандартной личности в настоящее время становится все

более актуальной, т.к. современное общество требует не только высокую

активность человека, но и его умения,способности нестандартного

поведения. Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные

возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для

науки, ни для обыденного сознания.

Есть общепризнанные шаблоны мышления, поведения, внешности, жизни и поступков…, т.е. все не отличающееся от общепринятого, а потому привычного и ожидаемого, что принято называть стандартом.

В современной школе утвержден федеральный государственный образовательный стандарт. Означает ли это, что все ученики будут иметь одинаковое мышление, поведение, поступки? Конечно, это не так.

Тема эссе заставила меня задуматься над серьезной проблемой: кто такая

нестандартная личность и какую рольформировании и воспитании такой личности играет учитель

Педагогу необходимо понимать, что нестандартным ребенком быть далеко не просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворенность обучением, отсутствие к ним должного внимания и др. С введением новых ФГОС обучение тоже изменилось. Если раньше детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее.

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими.

Нестандартный человек, это кто? Гений или просто человек с какими- то

определенными чертами характера, ума или поступками, принципами или

укладом жизни? И есть ли в нашем окружении такие люди?

Обычно родители и педагоги беспокоятся, если замечают, что ребенок не

слишком активен или достаточно упрям, или как юла вертится, не может

3 стр., 1096 слов

Конкурентоспособность учителя: критерии роста статья

... на многие вопросы современного образования. Чему учить завтрашнего учителя? Какое знание необходимо для жизни? Как много и долго должен учиться человек? Большое внимание общества направлено на личность самого учителя. Кем призван стать учитель ... нередко уходили в торговлю или осваивали новую для них профессию? Сегодня рынок труда достаточно устойчив, а умение ставить себе цели и продумывать пути их ...

усидеть на месте, или плачетбезумолку и по любому поводу, часто не

находит общего языка со сверстниками, не разделяет их интересов, а его

собственные увлечения весьма необычны.

Нестандартные дети -это чаще всего дети, которые уже в младшем

школьном возрасте отличались от других, чье поведение не вписывалось в

общепринятые рамки, чьи особенности развития сразу определяют их в

категорию «нестандартных».

Слово «нестандартный» редко употребляется со словом ребенок, но так или

иначе, такое понятие существует. Нестандартный ребенок отличается от

других, его характер не вписывается в общепринятые рамки, нарушено

поведение. К нестандартным относятся и больные дети, инвалиды, но также,

нестандартными можно назвать способных, талантливых и одаренных детей.

Нестандартность некоторые путают с понятием «против общества». Делать

специально все не как у других — не значит быть нестандартным. Это значит

наплевательское отношение к общепринятым законам, моралям и уставам.

Нужно помнить, что нестандартность проявляется именно в навыках, которыенастоящий учитель может довести до мастерства и нучить детей чему-тополезному, новому, качественному, вкусному, интересному.

Потому что таких детей отличает повышенная концентрация внимания на

чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им

интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов

иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а

также берутся за слишком сложные задачи.

Часто можно услышать, что нестандартные дети очень умные, послушные,

хорошо учатся, с ними нет никаких хлопот – сплошной предмет

родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так,

достаточно вспомнить классические примеры, когда известные люди в

детстве считались белыми воронами.

Знаменитый русский художник-пейзажист Иван Шишкин ребенком был

неразговорчивым, нелюдимым, неуклюжим, постоянно сидел у себя в

комнате, предпочитал шумным детским играм уединенные прогулки. Учился

Иван без особых успехов, с трудом давалась ему арифметика. Закончив

четыре класса гимназии, будущий художник бросил учебу. Освободившись

от постылых учебных занятий, Иван полностью погрузился в рисование.

8 стр., 3698 слов

Нестандартный режим работы и гибкие формы занятости

... рабочего времени, а именно: виды нестандартных режимов работы, организацию и эффективность нестандартных режимов, гибкие формы занятости. Рассмотреть нестандартный режим рабочего времени: работа на ... - рабочие, занятые нестандартным режимом рабочего времени. Предмет исследования - нестандартный режим работы и гибкие формы занятости. Цель работы - рассмотреть нестандартные режимы рабочего времени ...

Великая русская поэтесса Анна Ахматова росла довольно замкнутой и

мечтательной, училась в младших классах плохо. В классе ни с кем не

дружила, и это ее ничуть не тяготило. Первое свое стихотворение Анна

Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.

Альберт Эйнштейн– великий ученый, положивший начало развитию

современной физики. В детстве часто сидел в одиночестве, забившись в

уголок, был очень медлительным и вообще не умел говоритьдо четырех лет.

Он очень плохо учился в школе.

Антон Чехов — непревзойденный мастер слова, гениальный писатель — в

третьем классе остался на второй год из-за двоек по арифметике и

географии. В пятом снова задержался из-за греческого. Даже по русской

литературе и языку у него были тройки.

Хорошая учеба – дело полезное, но, увы, она не является ни показателем

выдающихся способностей ребенка, ни гарантом его успеха в будущем. И,

напротив, в рядах неприметных учеников часто скрываются дети с

нестандартным мышлением, а иногда и настоящие гении.

Низкая успеваемость в школе далеко не всегда говорит о том, что ребенок

бездарен. Известно, что именно среди детей, имеющих посредственные

успехи в учебе, процент нестандартно мыслящих, креативных личностей

выше, чем среди круглых отличников.

Конечно, в развитии и воспитании нестандартной личности велика роль

учителя. Выявление особенных детей должно начинаться уже на первой

ступени обучения, на основе наблюдения, проведения предметных и

спортивных олимпиад, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления, нешаблонности высказываний, музыкальных

и художественных способностей детей, их лидерских качествах.

Опытный учитель часто самостоятельно, без применения различных

диагностических процедур может выявить наиболее интеллектуально

развитого и мотивированного к процессу обучения ребенка.

Чем помогает нестандартное мышление? Решение конфликтов, поиск

наиболее подходящего решения, рассмотрение ситуации с разных сторон.

Человек с таким мышлением способен увидеть ответ там, где все остальные

19 стр., 9149 слов

Особенности нестандартной занятости в России

... занятости. Преимущества и недостатки Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать: непостоянную (временную) занятость (temporary or fixedterm employment). Непостоянно занятыми принято считать работников, заключивших трудовые контракты на определенный срок или ...

даже не догадаются посмотреть.

В настоящее время педагоги в большей степени обращают внимание на

реализацию новых подходов в образовании, прописанных ФГОС, отчасти

забывая об индивидуализации познавательного процесса, и в частности о

систематической работе с талантливыми детьми. Но не случайно известная

пословица гласит, что «талантам нужно помогать…»: эти дети, несмотря на

свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении.

И еще важное, на мой взгляд, замечание: чтобы выпускник получился

нестандартной, думающей личностью, педагог прежде всего должен быть

воспитателем и только потом урокодателем. Потому что успех человека – то,

что закладывается в процессе воспитания, а не в процессе образования.

Поэтому не стоит преувеличивать важность оценок и делать их условием для

любви или поводом для лишения ребенка чего-то важного для него.

Учитель прежде всего должен рассмотреть в каждом маленьком ученике

личность и не подавлять ее, а развивать те лучшие, может быть, даже

уникальные качества, присущие только ему.

Для формирования нестандартной личности очень важно участие детей в

выставках, конкурсах, олимпиадах, форумах и т.п., где они могут показать

себя, получить новый опыт, пообщаться с другими участниками. Испытав

однажды радость успеха и признания, ребята будут стремиться к новым

победам.

Современный образовательный стандарт предполагает возможность

заниматься и исследовательской работой с детьми поиндивидуальным образовательным маршрутам.

Быть нестандартным человеком, значит, обладать такими навыками,

которыми обладают единицы. Такой человек всегда имеет свое мнение, но с

пониманием относится и к чужому. Эти люди всегда притягивают к себе

внимание, с ними хочется общаться, их хочется слушать. Потому что они

несут в мир что-то новое, интересное, качественное и уникальное.

Не следует забывать, что нестандартные ученики могут быть только у

нестандартного педагога, для которого мало быть профессионалом, нужно

быть свободным от педагогических догм и стереотипов, быть открытым для

творчества, обладать широким кругозором, соответствующим уровнем

психолого-педагогической подготовки, иметь высокую культурную планку и

гуманные установки по отношению к окружающим, и детям, в частности.

19 стр., 9320 слов

Проблемы подготовки учителей экономики для общеобразовательной школы

... исследовать проблемы подготовки учителей экономики для общеобразовательной школы. Объект исследования: проблемы подготовки учителя экономики. Предмет исследования:процесс и организация преподавания экономики в общеобразовательной школе. ... Так, для основной школы рекомендовано всего два учебника экономики: Экономика для 7-8 классов, автор И.В. Липсиц и Экономик (основы потребительских знаний) для 9 ...

Наша жизнь не стоит на месте, дети уже не такие, какими были пятнадцать,

сорок или сто лет назад, меняются техники, приемы и методы. Но основа

педагогического дела – любовь к детям. Так всегда было, есть и будет.

А истинный учитель, являясь наставником и в то же время другом, любит

детей, и они отвечают им тем же.

Найти в ребенке талант, развить его, расширить границы его мировоззрения,

не бояться браться за что-то новое, быть открытым и доброжелательнымк

этому миру – вот задача современного учителя.