Эссе следует писать по следующему алгоритму
1.Внимательно прочитайте и проанализируйте все предложенные цитаты для написания эссе.
2.Выберите наиболее подходящую для вас тему. Советуем при выборе высказывания принимать во внимание следующий ряд обстоятельств:
— При написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или непонятном содержании достаточно трудно. Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни или истории.
— Очень важно соотнести выбранную тему с предложенным контекстом ее раскрытия. Может оказаться, что ученик способен раскрыть смысл высказывания, например, в социологическом контексте, но задан экономический контекст, или он видит смысл высказывания в рамках политологии, а задан правоведческий контекст.
— Необходимо, чтобы в вашем эссе прослеживалась логика. Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.
3.Определите главную мысль высказывания. Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом.
4.Подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения вам нужно раскрыть.
5.Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и «против».
6.Для каждого аргумента подберите примеры, факты из общественной жизни, истории и/или личного опыта. Именно реальные факты, а не абстрактные рассуждения (что является одной из типичных ошибок при написании эссе)
7.Проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе.
8.Сформулируйте обобщающий вывод.
у вас должно получиться эссе по следующему плану:
1) Введение. Необходимо кратко изложить актуальность проблемы и перефразировать высказывание своими словами (Смысл высказывания состоит в том, что…)
2) Основная часть. Вы должны согласиться с высказыванием или опровергнуть его, при этом аргументировать свою точку зрения. Можно начать с «Я согласен(а)/Я не согласен(а)»
Эссе свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот
... и предложения в рыночной экономике 7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ... Высказывание Возможная проблема 5. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне) Задание 3. Даны фрагменты текста эссе не в логической последовательности. Из разрозненных частей необходимо ...
3) Работа с тезисом, которую нужно провести по следующему плану:
1. Высказывается позиция (Я считаю что…) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем…?)
2. Указываются причины (потому что…)
3. Приводятся аргументы (это можно подтвердить следующими примерами…)
4. Устанавливаются взаимосвязи (в связи с этим…)
4) Вывод, в котором должно содержаться краткое изложение мысли. Также возможно связать полученные выводы с будущим страны, мира, общества.
План написания эссе
Введение
- Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
- Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…»
«я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе
P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)
Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни
Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания.
Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.
Пример
«Хорошая конституция бесконечно лучше, чем самый лучший деспот».
(Т. Маколей)
Надо согласиться с мнением английского мыслителя.
1) Определение политических режимов: демократия и тоталитаризм (как деспотическое правление).
2) Конституция и законность как неотъемлемый признак демократии.
3) Зависимость тоталитарного (деспотического) правления от воли деспота («Что угодно государю имеет силу закона»).
4) Аргументы: возможность изменения любого закона в угоду правителю при тоталитаризме, непререкаемость любого закона при демократии (история римского республиканца Брута, приговорившего к казни своих сыновей за участие в монархическом заговоре).
Памятка
Как научиться писать эссе по обществознанию
1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
2. Запиши тему эссе.
3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию , поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты , приемлемые для раскрытия данной темы.
4. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.
Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса
обществознания:
Виды проблем |
Примеры проблем |
1.Философские |
Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч. |
2. Культурологические |
Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч. |
3. Экономические |
Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч. |
4. Социальные |
Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч. |
5. Политические |
Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч. |
6. Правовые |
Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч. |
5. Структура эссе . Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ).
Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ) . Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
I. Схема эссе:
I. В
II. П
III. Т
А1
А2
IV. В
Но! Запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.
6. Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка . Каждый абзац — предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
7. Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.
- 8. Уместно использование клише . Например:
- Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
- Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.
- Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
- Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…
- Я полностью согласна с позицией автора.
- …оказывает благотворное действие…
- Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для …
- С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…
- Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
- Мне очень импонирует фраза…
- Проиллюстрируем это положение примерами.
- Рассмотрим несколько подходов.
- Во- первых,…Во- вторых,..
- Задание: сформулируй проблемы в темах эссе.
Высказывание |
Возможная проблема |
1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) |
Богатства и бедности |
2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс) |
Уплата налогов |
3. Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) |
рационального потребления, |
4. «Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого её нет». (Ф.А.Хайек) |
|
5. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) |
социального обеспечения и проч. |
6. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан) |
Уплаты налогов |
7. « Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» |
значения денег |
8. « Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит) |
|
9. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э.Севрус) |
собственности |
10. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон) |
рационального потребления |
11. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр) |
Взаимосвязи экономики и политики и проч. |
12. «Равный раздел состояний и земель привёл бы общей нищете». (С. Батлер) |
социальной стабильности |
13. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером». (А. Рогов) |
собственности |
14. «Торговля не разорила ещё ни одного народа». (Б. Франклин) |
рационального потребления |
15. «Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн) |
значения денег |
ЛИТЕРАТУРА:
Обществознание 10-11 класс .Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности. С.А. Фомина, Волгоград: Учитель, 2014 г.
Обществознание: пособие-репетитор – под редакцией В.И. Филоненко , О.С. Белокрыловой. Издательства Ростов на Дону Финикс, 2014 г.