«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей». А. Смит
Данное высказывание затрагивает экономическую проблему негативных последствий наличия в обществе монополий. На рубеже XIX — XX вв. произошел широкомасштабный переход от эпохи свободной конкуренции к периоду монополизации мирового рыночного пространства. Этот переход не мог не вызвать опасений у многих людей, в связи уменьшением конкуренции, следовательно предложения, а значит и возможности выбрать наиболее качественный товар по наименьшей цене.
Адам Смит, шотландский экономист, основоположник классической политэкономии считал, что: « Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей». Тем самым, А. Смит подчёркивает, что при наличии единственного поставщика товаров и услуг покупатели вынуждены платить определенную цену, установленную монополией, без возможности выбора.
Я разделяю точку зрения автора, и думаю, что усиление и распространение монополий является серьезной помехой функционирования рыночного механизма и реализации демократических свобод, так как монополизм может опираться на прямое принуждение и приказные методы.
Рассмотрим само понятие монополизма. Монополизм — это установление исключительного права на производство, продажу или использование чего-либо. Монополизм является одним из проявлений рынка несовершенной конкуренции. В основе появления монополий могут лежать следующие причины. Во- первых, мелкие производители могут быть не в состоянии экономически освоить новинки науки и техники. Во-вторых, только быстрое развитие акционерного капитала может обеспечить непрерывное техническое обновление и рост эффективности крупного производства массовых благ. В-третьих, частные конкурирующие соперники не могут быть допущены к хозяйствованию на ряде крупных производственных комплексов, действующих в интересах всего общества. Опасность монополий состоит в том, что они могут устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены. По существу, они могут собирать «дань» с доходов всего населения и даже могут прибегать к преступным методам расправы с конкурентами. Многие современные государства проводят антимонопольную политику, направленную на ограничение монополизации рынка и пресечение недобросовестной конкуренции.
Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности ...
... III. Проблема создания конкурентной среды в РФ. Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было ...
Подтвердим теоретические доводы конкретными примерами. В 2000 году правительство США представило судье по антимонопольному делу ордер о разбиении компании Microsoft на две части, так как согласно судебному разбирательству компания была признана виновной в приобретении статуса монополии путем борьбы с конкуренцией, попытке монополизировать рынок веб-браузеров и привязать свой браузер к OC Windows .
Однако есть так называемые естественные монополии, которые имеют в распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. К примеру, в нашей стране к естественным монополиям отнесены транспортировка нефти по нефтепроводам, транспортировка газа по газопроводам, услуги по передаче электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Мой личный социальный опыт невелик, но при покупке мобильных устройств и услуг по предоставлению сотовой связи, можно заметить, что рынок связи сильно монополизирован такими компаниями как Билайн, Мегафон и МТС. Поэтому выбор существенно сокращен, ввиду чего приходится подстраиваться под условия, предоставляемые компаниями.
Итак, приведя теоретические доводы и рассмотрев конкретные примерах, мы видим опасность распространений монополий и убеждаемся в словах Адама Смита. Задача современного государства состоит в том, чтобы синтезировать конкуренцию и монополию, способствуя экономическому росту и защищая права производителей и покупателей.