По курсу обществознания, Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей

«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей». А. Смит

Данное высказывание затрагивает экономическую проблему негативных последствий наличия в обществе монополий. На рубеже XIX XX вв. произошел широкомасштабный переход от эпохи свободной конкуренции к периоду монополизации мирового рыночного пространства. Этот переход не мог не вызвать опасений у многих людей, в связи уменьшением конкуренции, следовательно предложения, а значит и возможности выбрать наиболее качественный товар по наименьшей цене.

Адам Смит, шотландский экономист, основоположник классической политэкономии считал, что: « Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей». Тем самым, А. Смит подчёркивает, что при наличии единственного поставщика товаров и услуг покупатели вынуждены платить определенную цену, установленную монополией, без возможности выбора.

Я разделяю точку зрения автора, и думаю, что усиление и распространение монополий является серьезной помехой функционирования рыночного механизма и реализации демократических свобод, так как монополизм может опираться на прямое принуждение и приказные методы.

Рассмотрим само понятие монополизма. Монополизм — это установление исключительного права на производство, продажу или использование чего-либо. Монополизм является одним из проявлений рынка несовершенной конкуренции. В основе появления монополий могут лежать следующие причины. Во- первых, мелкие производители могут быть не в состоянии экономически освоить новинки науки и техники. Во-вторых, только быстрое развитие акционерного капитала может обеспечить непрерывное техническое обновление и рост эффективности крупного производства массовых благ. В-третьих, частные конкурирующие соперники не могут быть допущены к хозяйствованию на ряде крупных производственных комплексов, действующих в интересах всего общества. Опасность монополий состоит в том, что они могут устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены. По существу, они могут собирать «дань» с доходов всего населения и даже могут прибегать к преступным методам расправы с конкурентами. Многие современные государства проводят антимонопольную политику, направленную на ограничение монополизации рынка и пресечение недобросовестной конкуренции.

4 стр., 1651 слов

Конкуренция как механизм саморегулирования рынка. Особенности ...

... III. Проблема создания конкурентной среды в РФ. Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было ...

Подтвердим теоретические доводы конкретными примерами. В 2000 году правительство США представило судье по антимонопольному делу ордер о разбиении компании Microsoft на две части, так как согласно судебному разбирательству компания была признана виновной в приобретении статуса монополии путем борьбы с конкуренцией, попытке монополизировать рынок веб-браузеров и привязать свой браузер к OC Windows .

Однако есть так называемые естественные монополии, которые имеют в распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. К примеру, в нашей стране к естественным монополиям отнесены транспортировка нефти по нефтепроводам, транспортировка газа по газопроводам, услуги по передаче электроэнергии, железнодорожные перевозки.

Мой личный социальный опыт невелик, но при покупке мобильных устройств и услуг по предоставлению сотовой связи, можно заметить, что рынок связи сильно монополизирован такими компаниями как Билайн, Мегафон и МТС. Поэтому выбор существенно сокращен, ввиду чего приходится подстраиваться под условия, предоставляемые компаниями.

Итак, приведя теоретические доводы и рассмотрев конкретные примерах, мы видим опасность распространений монополий и убеждаемся в словах Адама Смита. Задача современного государства состоит в том, чтобы синтезировать конкуренцию и монополию, способствуя экономическому росту и защищая права производителей и покупателей.