Психологический смысл кризиса семи лет

7 лет — сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его представления о мире, формировавшиеся всё раннее детство. Происходит смена всей жизни: игровая деятельность сменяется на учебную, постоянно присутствующие рядом родители или воспитатели в детском саду — на строгих учителей, свободный режим дня — на жёстко определённый. Всё это выливается в кризис ребенка 7 лет, что, конечно, влечёт за собой определённые последствия.

Кризис 7 лет — это не значит, что начнется в семь. Это, во-первых, «плюс-минус». Во-вторых, это обычно к 7 будут новообразования возраста. А чтобы получить их, к плюс-минус семи нужно достаточно времени. Это дело не двух месяцев. школьный ребенок психологический кризис

Что же такое кризис 7 лет и какие у него последствия?

Обычно про него и не говорят особенно. Довольно тихий, по сравнению с кризисом 3 лет или подростковым. Совершенно неинтересный, на первый взгляд. Ну что там интересного? Смена ведущей деятельности с игровой на учебную — ну так в 6-7 лет в школу идут, это всем понятно. Но на самом деле этот возраст ничуть не менее сложный для ребенка, чем любой другой «переходный».

О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого).

За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение с взрослыми и сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

По мнению Л.И. Божович — сознание своего Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего хотят и к чему стремятся. В результате игра, которая на протяжении всего возраста заполняла жизнь ребенка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых , к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис семи лет.

11 стр., 5429 слов

Кризис первого года жизни

... для нормального личностного развития. Выделяют: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис подросткового возраста, кризис юношеского возраста, кризис средних лет. . Кризис первого года жизни Кризис первого года связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего ...

В 7 — летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это — папа, дедушка, старший брат; для девочки — мама, бабушка, старшая сестра.

Для многих детей — это ещё и первая учительница: «Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!» В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более «взрослому» положению в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.

Надо осторожно подводить к мысли, что мир несовершенен и авторитеты бывают разные. Тем более что ребенок уже начинает понимать, что мир несовершенен. Перестает верить в чудеса. Не до конца, конечно, до конца никто не перестает. Но фразу « в жизни так не бывает» — услышать от ребенка после кризиса реально.

Как уже говорилось, ребенок к началу кризиса 7 лет начинает ощущать себя как взрослым, что проявляется в его острой потребности быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как к взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он станет взрослым, когда пойдёт в первый класс. И дождавшись этого счастливого дня, ребенок свято верит, что он автоматически стал взрослым и вправе требовать к себе соответствующего отношения.

В заключение: в первые кризисы ребенок выделяет себя из окружающего мира. В кризис семи лет — он учится общаться с собой, понимать себя, подчинять себя самому себе. Это очень-очень сложно.

Поскольку основные потребности ребенка в этом возрасте — это уважение к нему и стремление стать взрослым, то необходимо развивать самостоятельность в действиях ребенка, поручать ему важные для семьи дела, с которыми он сможет справиться, определить его роль в семье. Но ребенок — еще не взрослый и зачастую забывает о многих своих поручениях, или не может контролировать самостоятельно свои эмоции. Для преодоления этих проблем необходимо создать для ребенка условия, в кото?ы? он сможет контролировать свои действия самостоятельно, без указаний взрослых.

Причина негативных реакций ребенка — несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку — он уже не маленький — внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям.

Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

11 стр., 5305 слов

«Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса ...

... основное место занимает взгляд на кризисы как на поведенческий синдром возрастного перехода, включающий болезненную реакцию ребенка на неадекватные педагогические воздействия со стороны взрослого. Исключение составляет позиция Д.Б. ... сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное ...

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании — формирование внутренней социальной позиции.

В 6-7 лет дети переходят на новый этап своего развития. Из малышей они становятся школьниками. И это не просто условная смена обстановки. На первоклассника сваливается множество новых обязанностей, отношение взрослых к нему меняется. И сам он начинает действовать и размышлять как взрослый человек.

Этот переход дается нелегко. Ребенку требуется время, чтобы осознать, чем обернулась его «взрослость», а родителям — изменить подход к своему подросшему чаду.

Еще надо отдавать ребенку ответственность за самого себя. В разумных пределах, конечно, но надо. Если ребенок ее не возьмет в кризис 7 лет — не возьмет и потом. Сейчас — хочется взять, а потом уже не захочется.