Критерии оценки эссе
Региональный тур Фестиваля связан с написанием эссе на русском языке на одну из предложенных тем, предполагающих рассмотрение творчества писателя родной литературы во взаимодействиях с русской литературой и / или тюркоязычными литературами России и стран СНГ (00 – 0 слов).
Темы регионального тура см. в информационном письме.
1. Рекомендации для проверки эссе:
При оценке выполнения конкурсного задания следует учитывать объём написанного сочинения. Учащимся рекомендован объём не менее 00 слов. Если в сочинении менее 10 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 10 до 00 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и размышления по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Стилевые характеристики эссе отличаются образностью, афористичностью, парадоксальностью. Для того чтобы передать личностное восприятие, освоение мира, автор подбирает многообразные примеры, проводит аналогии и задействует различные ассоциации.
Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют: непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления. По речевому построению эссе – это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе – это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т).
Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить все же «маленький» жанр.
Готовые мини-сочинения по обществознанию
... эссе по русскому языку и обществознанию, я отмечаю, каковы они. Сейчас же хочу остановиться на общих особенностях эссе. Особенности эссе как жанра сочинения Главное в эссе ... подобными проявлениями общество и государство ведут борьбу. Аргумент № 1. Вера в Бога способна очистить ... автора по рассматриваемой проблеме, в эссе автор не претендует на исчерпывающее раскрытие данной проблемы. 29.3. Экономика. « ...
Очень важно познакомить участников регионального этапа Фестиваля с критериями оценки эссе (соответствие содержания заявленной теме; связность, последовательность и логичность построения письменной речи; достаточное привлечение литературного материала, лексическая наполняемость; грамотность; оригинальность и самостоятельность, умение выразить свою собственную позицию, аргументированность).
. Критерии оценки (максимально 0 баллов):
Письменный этап: написание эссе на русском языке на одну из предложенных тем по тюркоязычным литературам России и стран СНГ (00 – 0 слов).
Критерии оценки (максимально 0 баллов): Критерий Требования Макс
ималь
ное
колич
ество
балло
в Формулировка — участник Фестиваля (в той или иной форме в проблем любой из частей сочинения-эссе) верно исходного сформулировал одну из проблем текста исходного текста;
- — фактических ошибок, связанных с
пониманием и формулировкой проблемы, нет
-участник не смог верно сформулировать ни 0
одну из проблем исходного текста. Комментарий к — сформулированная участником проблема сформулирован прокомментирована с опорой на исходный ной проблеме текст. Участник привёл не менее примеров из исходного художественной литературы или из жизни, текста важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием
проблемы исходного текста, в комментарии нет;
- — сформулированная участником проблема
прокомментирована с опорой на исходный
текст. Участник привёл 1 пример из жизни,
важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием
проблемы исходного текста, в комментарии нет;
- — сформулированная участником проблема 3
текста прокомментирована с опорой на
исходный текст, но участник не привёл ни
одного примера из художественной литературы
или из жизни, важного для понимания
проблемы, или в комментарии допущена одна
фактическая ошибка, связанная с пониманием
проблемы исходного текста;
- — сформулированная участником проблема не 0
прокомментирована или прокомментирована
без опоры на исходный текст, или в
комментарии допущено более одной
фактической ошибки, связанной с пониманием
исходного текста, или прокомментирована
другая, не сформулированная или вместо
комментария дан простой пересказ текста или
его фрагмента, или вместо комментария
цитируется большой фрагмент исходного
текста. Отражение — участник верно сформулировал позицию позиции автора автора (рассказчика) исходного текста по исходного прокомментированной проблеме. текста Фактических ошибок, связанных с пониманием
позиции автора исходного текста, нет;
- — позиция автора исходного текста участником 0
сформулирована неверно, или позиция автора
Жизненный цикл инвестиционного проекта и состав его участников
... работы определенные состояния развития инвестиционного проекта. Предмет изучения является жизненный цикл инвестиционного проекта и состав его участников. Цель реферата заключается в изучении методической ... последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом. Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и ...
исходного текста не сформулирована. Аргументация — участник выразил своё мнение по 8 собственного сформулированной им проблеме, поставленной мнения по автором текста (согласившись или не проблеме согласившись с позицией автора),
аргументировал его (привёл не менее -х
аргументов);
- — участник выразил своё мнение по
сформулированной им проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не
согласившись с позицией автора),
аргументировал его (привёл только 1 аргумент);
- — участник сформулировал своё мнение по 0
проблеме, поставленной автором текста
(согласившись или не согласившись с позицией
автора), но не привёл аргументов, или мнение
экзаменуемого заявлено лишь формально
(например: «Я согласен / не согласен с
автором»), или мнение участника вообще не
отражено в работе. Речевое — работа характеризуется смысловой оформление цельностью, речевой связностью и сочинения, последовательностью изложения: смысловая – логические ошибки отсутствуют, цельность, последовательность изложения не нарушена; речевая – в работе нет нарушений абзацного членения связность и текста; последовательно — работа характеризуется смысловой 3 сть изложения цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но допущена одна логическая ошибка, и/или в
работе имеется одно нарушение абзацного
членения текста;
- — в работе просматривается коммуникативный 0
замысел, но допущено более одной логической
ошибки, и/или имеется два случая нарушения
абзацного членения текста. Точность и — работа характеризуется точностью выражения выразительность мысли, разнообразием грамматического строя речи речи;
- — работа характеризуется точностью выражения 3
мысли, но прослеживается однообразие
грамматического строя речи, или работа
характеризуется разнообразием
грамматического строя речи, но есть нарушения
точности выражения мысли;
- — работа отличается бедностью словаря и 0
однообразием грамматического строя речи. Грамотность. — орфографических ошибок нет (или 1 негрубая Соблюдение ошибка); орфографически — допущено не более -х ошибок; 3 х норм
- — допущены 3– ошибки; 1
- — допущено более -х ошибок. 0 Соблюдение — пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая пунктуационны ошибка) х норм — допущены 1–3 ошибки; 3
- — допущен – ошибок; 1
- — допущено более -и ошибок. 0 Соблюдение — грамматических ошибок нет или языковых норм допущены 1– ошибки; 1
- — допущено более -х ошибок.
0 Соблюдение — допущено не более 1 речевой ошибки; речевых норм — допущены –3 ошибки; 1
Эссе свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот
... Б. Значение спроса и предложения в рыночной экономике 7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с ... худшие качества людей». ( Д. Сарнофф) Элементы композиции эссе Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке 1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает ...
- — допущено более 3-х ошибок. 0 Соблюдение — этические ошибки в работе отсутствуют; этических норм — допущены этические ошибки (1 и более).
0 Соблюдение — фактические ошибки в фоновом материале фактологическо отсутствуют; й точности в допущены фактические ошибки (1 и более) в 0 фоновом фоновом материале. материале 3. Рекомендации для написания эссе участниками Фестиваля
Чтобы написать эссе по литературе, вам понадобится знание всех основных признаков жанра. Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма. Вам предложат создать краткий текст, в котором нужно будет выразить ваше личное отношение к проблеме, мнение о произведении. Важно внести что-то новое, отразить собственный взгляд на вещи. Обратите внимание на особенности эссе.
Заголовок эссе не обязательно логически связан с текстом и выражает основную тему. Вы можете сказать в нём о соотношении части и целого, заключить в него отправную точку размышлений, задать риторический вопрос.
В данном жанре не нужно давать рациональный анализ произведения, приводить доказательства и аргументы, рассматривать причинно-следственные цепочки. Основной акцент делайте на вашу собственную позицию.
Эссе имеет свободную композицию. Не старайтесь создать чёткую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Весь текст – это ваши авторские размышления и рассуждения.
Выражайте мысли свободно, используйте художественные средства. Постарайтесь воплотить в тексте ваш индивидуальный авторский стиль.
Главное в эссе по литературе – личность автора. Попробуйте отыскать оригинальную идею, раскрыть проблему в нестандартном ключе.
Пишите эссе в заданном речевом стиле: чередуйте проблемные вопросы и полемичные высказывания, создавайте динамику повествования, используйте разговорную лексику, отражайте интонационные нюансы.
Как и любое сочинение, эссе должно быть написано грамотно. Соблюдайте нормы русского языка, следите за единством стиля, цельностью текста и взаимосвязанностью его частей.
Постарайтесь создать интересный текст, который может спровоцировать дискуссию, вызвать читателя на диалог, спор, проблемную ситуацию.
Учитывайте все особенности эссе, тогда вы напишите текст, соответствующий этому жанру.