Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
-
Номинация:
Название конкурсной работы:
Автор:
Творческая мастерская педагога
Эссе «Актуальность стратегического планирования в контексте внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения»
Канева-Артамкина Елена Михайловна, учитель истории и обществознания
Город Ухта, Республика Коми
2015 г.
Известный русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик и общественный деятель Григо́рий Ша́лвович Чхартишви́ли, более известный под литературным псевдонимом Борис Акунин, в своем романе «Турецкий гамбит» писал: « Известно ли вам, что такое гамбит? Нет? По-итальянски gambette значит «подножка». Dare il gambetto — «подставить подножку». Гамбитом называется начало шахматной партии, в котором противнику жертвуют фигуру ради достижения стратегического преимущества.
А немецкий военный теоретик и историк
Независимо от позиции руководителей образовательных учреждений по вопросу стратегического планирования, актуальность процесса создания и претворения в жизнь алгоритмов действий в контексте внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения очевидна.
Согласно американской статистике около (40%) компаний еще 20 лет, назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой просто бумажный отчет, который так и не был реализован на практике.
Представители «первого поколения» российского бизнеса, работавшие 24 часа в сутки в период накопления начального капитала, твердо придерживались позиции, что планировать — это пустое дело.
Совершенствование стратегического развития коммерческого банка ...
... Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании экономических условий функционирования стратегии развития коммерческого банка ОАО «Сбербанк России» и на этой основе разработать предложения по совершенствованию управления стратегического развития для повышения конкурентоспособности ...
С чем было связано такое мнение? При слове «планирование» многие из нас вспоминали советские время, когда задача планирования была возведена в ранг первоочередных задач. Написано — значит, так и надо делать. На голове шевелились волосы при воспоминании о централизованном планировании «сверху вниз», об обязательных личных творческих планах и соцсоревнованиях.
В настоящее время ситуация изменилась. Мы живем в эпоху постоянных перемен. Меняется все — технологии педагогической деятельности, способы взаимодействия с обучающимися и их родителями, ценности и жизненные цели наших учеников. Выход один — меняться вместе со всем миром. На вопрос: «Как это сделать?» на помощь приходят разнообразные инструменты планирования.
Убеждена — неудачные исходы внедрения в практику руководством образовательных учреждений стратегических планов и, как следствие, утверждения об их нецелесообразности и бесполезности, базируются на том, что:
-
нарушен баланс власти и ответственности за выработку стратегического плана;
-
стратегический план не обеспечен механизмами его практической реализации, т. е. отсутствует полноценное организационное сопровождение выполнения стратегических программ;
-
не обеспечено согласование принимаемых управленческих решений с содержанием стратегического плана;
-
недостаточный уровень профессионализма у руководителей разных звеньев управления, их неспособность руководствоваться в своей деятельности пунктами стратегического плана;
-
неупорядоченный ритм текущей деятельности затрудняет последовательную ориентацию на задачи долгосрочной перспективы, закрепленные в стратегическом плане, т. е. снижается внимание к реализации стратегических планов;
-
в стратегическом плане не определены конкретные, ясные, практически достижимые, поддающиеся контролю цели.
Вместе с тем, считаю, что залогом успешного стратегического планирования
Говоря о цели стратегического планирования в школе, важно отметить, что за последнее десятилетие произошло значительное изменение назначения подобного планирования — от простого составления планов к значимости освоения инновационных практик управления развитием образовательного учреждения в условиях модернизации образования.
Стратегическое планирование — это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей, стоящих перед современной школой, и путей их достижения.
Что дает система стратегического планирования современной школе?
Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности ...
... пути совершенствования системы финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений. Для достижения данной цели определены следующие задачи. 1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетных учреждениях. 2. Выявить проблемы финансирования дошкольных учреждений. 3. Проанализировать выполнение ...
Каков оптимальный алгоритм процесса стратегического планирования с точки зрения достижения поставленных целей?
Стратегическое планирование как процесс состоит из нескольких этапов:
-
Определение миссии и целей образовательного учреждения.
Целевая функция начинается с установления миссии, выражающей философию и смысл существования образовательного учреждения.
Цель — это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:
-
четкая ориентация на определенный интервал времени;
-
конкретность и измеримость;
-
непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
-
адресность и контролируемость.
Каким образом целесообразно строить стратегию развития и определять политику организации?
Считаю, что оптимальный алгоритм — исходя из миссии и целей функционирования образовательного учреждения.
-
Выбор стратегии.
Стратегия выбирается с учетом:
-
конкурентной позиции образовательного учреждения;
-
перспектив развития внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
-
Реализация стратегии.
Реализация стратегии является критически важным процессом, так как в случае успешного осуществления приводит образовательное учреждение к достижению поставленных целей. При этом, на мой взгляд, важно реализовывать стратегию через разработку программ, бюджетов и процедур, которые выступают как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
-
Оценка и контроль выполнения.
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии
-
соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
10 стр., 4923 словРаботы весьма актуальна. Целью работы является изучение аудита ...
... работы весьма актуальна. Целью работы является изучение аудита сохранности и использования производственных запасов организации. Для реализации цели поставлены следующие задачи: рассмотреть экономическое содержание производственных запасов; рассмотреть этапы аудита производственных запасов. 1. ЗАПАСЫ ОРГАНИЗАЦИИ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ... -накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и ...
-
соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям образовательного учреждения;
-
приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности образовательного учреждения, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Каковы функции высшего руководства в процессе стратегического планирования программы развития и внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения ? Мой опыт работы на руководящих должностях позволяет утверждать, что оптимальными являются следующие функции:
-
Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников.
-
Принятие решений по эффективности использования имеющихся ресурсов.
-
Решения по поводу организационной структуры.
-
Проведение необходимых изменений.
-
Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Следовательно, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития образовательного учреждения, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Подводя итог своих рассуждений, считаю важным отметить, что основными составляющими успешной реализации стратегического плана образовательного учреждения являются следующие:
-
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
-
руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
-
в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Таким образом, стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений в процессе реализации программы развития образовательного учреждения и внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения , а в условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом не только социально-экономического, но и политического, и культурного развития страны.
Инновационная деятельность образовательных учреждений
... изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении. Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению ...