Зачем мне MBA? Зачем тебе MBA?

Чуть больше года назад, переписывая своё вступительное эссе в десятый или пятнадцатый раз, я неоднократно думал бросить свою идею о поступлении на MBA. Сколько можно высасывать из пальца ответы на эти странные вопросы для этого эссе? Какое отношение это имеет к тому, насколько я профессионален и интересен для бизнес-школы? Интересен ли я им вообще со своим нестандартным опытом? Так ли правда хорош и полезен MBA, как о нем рассказывают выпускники, или это они просто рационализируют потраченные на него годы и деньги? Я часто встречал статьи о том, что ценность MBA падает, спрос на выпускников все меньше, а самих выпускников все больше. Все эти мысли не прибавляли мотивации проводить очередной вечер за написанием эссе и заполнением многочисленных форм.

Я уверен, многие из вас задаются теми же вопросами:

  • Поступать или нет? Сейчас или позже? Достаточно ли у меня опыта?
  • Если поступать, то в какую школу? Европа или Америка? Год или два?
  • Как готовиться и сдавать экзамены? Что писать в эссе? Как вступительные комиссии оценивают application package?

В интернете, особенно английском, огромное количество информации, которая помогает ответить на эти вопросы (навскидку в голову приходят poets & quants про школы, Manhattan prep про GMAT и т.д.).

При этом многие из источников противоречат друг другу, сайты школ не всегда можно считать объективными, и как синтезировать всю эту информацию и применить её в твоём конкретном случае не очень понятно. По крайней мере у меня было так, и сейчас, пройдя через все это и уже проучившись один семестр, я решил описать свой опыт поступления, рассказать, что и как делал я, что я бы сделал иначе, и поделиться первыми впечатлениями от программы и жизни в Америке. Ни в коем случае не претендуя на то, что мой опыт универсально подойдет всем, я постараюсь описать ещё одну точку зрения на проблему, и сделать это максимально объективно. Этот пост — общий обзор причин делать MBA, в последующих я напишу о том, как я выбирал школу и как поступал.

52 стр., 25632 слов

«Исторический опыт развития банковского дела – шаг к современности» ...

... профессиональной и творческой деятельности! НАПРАВЛЕНИЕ ЭССЕ: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА – ШАГ ... талантов современной молодежи, профессиональных интересов будущих банкиров, понимания и восприятия профессии ... году. Рассматриваются творческие подходы в вопросах, связанных с формированием имиджа и ... кризисных явлений банковских систем во многих уголках мира, большинство банков понимают ...

На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Для консультантов и банкиров MBA зачастую является условием повышения (хотя этим некогда строгим. правилом в последние годы все чаще пренебрегают).

Часть студентов использует MBA для смены индустрии, функции или географии. Последнее особенно применимо для студентов из развивающихся стран (от Африки до России), которые стремятся перебраться в развитые. Предприниматели получают МBA, чтобы было проще общаться с инвесторами и привлекать финансирование. Для студентов с так называемым “нетрадиционным опытом” (гусары, молчать!), под которым часто подразумевается военная служба или научная карьера (помимо этих профессий, у меня на курсе есть учителя, врачи и, кажется, балерина), MBA — это способ перебраться в бизнес или дополнить свои профессиональные знания бизнес-навыками.

Лично для меня в MBA важна возможность расширить свой бизнес-кругозор, доступ к мировому рынку труда, возможность ускоренно построить качественный нетворк (не люблю англицизмы, но “сеть профессиональных контактов” звучит как цитата из плохого учебника менеджмента из 90х), и выучить немного теории менеджмента. Подробнее про каждый из 4 пунктов ниже.

  1. Уникальная возможность расширить свой бизнес-кругозор за пределы известных индустрий. Карьера, особенно на ранних этапах, зачастую складывается спонтанно и под влиянием мнений окружающих (однокурсников, родителей, друзей), и очень редко когда предоставляется возможность остановиться, осмотреться вокруг и узнать, какие вообще карьеры бывают. Источники этого знания: в первую очередь однокурсники и выпускники, во вторую — профессора и представители компаний. Более того, очень многих индустрий в России нет в принципе (clean energy, medical devices, private utility companies, etc), и бизнес-школа — это шанс узнать об этих индустриях. Не имея этих знаний, невозможно принять взвешенное решение о том, что тебе максимально интересно в дальнейшем.
  2. Получение доступа к мировому рынку труда. У меня нет одержимости уехать из России навсегда (что часто встречается, особенно в последнее время), но мне точно было бы интересно поработать и пожить в разных странах. Имея российское образование и большинство опыта в России, довольно сложно найти достойную работу того же уровня в Европе или в Штатах, особенно если ты не работаешь в международной компании. Наличие диплома хорошей западной бизнес-школы снимает вопросы о профессиональных качествах, кратно увеличивает шансы прохождения скрининга CV и открывает новые возможности. То же справедливо для создания бизнеса: привлекать инвестиции гораздо легче, имея за спиной бренд школы и сеть контактов, которые могут тебя представить инвесторам и дать рекомендации.
  3. Нетворк. Значение нетворка в бизнесе сложно переоценить, но сам собой он не появляется. Обычно, построение нетворка — это серьезная кропотливая работа, и бизнес школа помогает ускорить этот процесс в разы, позволяя за два года построить нетворк из нескольких сот однокурсников и многих тысяч выпускников.
  4. Новые знания и развитие профессиональных навыков. Этот пункт более важен для меня как выпускника мехмата, чем для выпускников экономических и бизнес специальностей. 99% того, что я знаю про экономику и бизнес, я выучил, делая бизнес и читая деловые журналы, газеты и статьи в интернете. В определенный момент я понял, что мог бы работать лучше, имея определенный теоретический фундамент. Это относится не только к hard skills, но в гораздо большей степени к soft skills: лидерство, переговоры, умение убеждать, выступать на публике — все то, чему обычно не учат в российских технических университетах, но что зачастую важнее красивой финансовой модели и слайдов.