Коммуникация в сфере инноваций

студентка 3 курса

Кузнецова Е.А.

Проверил:

к.э.н., доцент кафедры управления проектами

Барыкин А.Н.

Москва 2011

1. Коммуникация в сфере инноваций

Начнем, пожалуй, с определения термина «коммуникация». Трактовок данного термина великое множество, но, обобщая все варианты, можно определить коммуникацию не только как процесс обмена информацией между ее участниками, но и как совместную их деятельность, в результате которой вырабатывается общий взгляд на вещи.

Важными аспектами любой коммуникации являются взаимопонимание, общность, отсутствие ярко выраженного негативного отношения к предмету коммуникации со стороны участников и желание обеих сторон содействовать благоприятному исходу данной коммуникации.

Необходимо заметить, что процесс коммуникации в сфере инноваций неразрывно связан с созданием определенного набора терминов, который должен быть доступен не только непосредственным разработчикам нового продукта/услуги, но и широким кругам общества.

Иными словами, здесь нужно говорить о словотворчестве, которое будет реализовываться в двух ключевых направлениях:

  • в создании обиходного языка проекта;

·в создании терминологии проекта.

При создании обиходного языка проекта во главе угла будут стоять скорее профессионалы-предметники, нежели инновационный менеджер, ведь им для профессионального общения надо как-то называть новые явления и обстоятельства, возникающие непосредственно в ходе их профессиональной деятельности. Менеджер, скорее всего, будет включен в этот процесс опосредованно, он будет лишь повторять те новые термины, которые родились из уст предметников. Живое творчество профессионалов здесь проявляется в полной мере, и мешать ему не стоит, надо лишь активно и бережно участвовать в нем.

коммуникация информация терминология инновационный презентация

2. Создание терминологии проекта

Особого внимания заслуживает тема введения новых терминов в обиход. Внедрение нового слова может произойти как стихийно, так и в результате специальных усилий.

8 стр., 3937 слов

Инновационный проект: основные этапы создания и реализации

... основных этапах создания и реализации инновационных проектов, приведена классификация инновационных проектов, а также говориться о методах оценки инновационных проектов. 1. Инновационный проект 1.1 Инновационный проект: основные этапы создания и реализации Разработка инновационного проекта - длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Каждый проект независимо ...

Заставить других людей употреблять такие слова в своем повседневном общении внутри и за пределами организации зачастую бывает очень сложно.

Лучшее решение — использовать новые слова во внутренних документах проекта: инструкциях, распоряжениях, объявлениях, отчетах и т.п. Управлять устной речью других людей трудно, но письменными текстами проекта управлять можно. Эти тексты являются регламентирующими, поэтому возрастет не только частота употребления новых терминов, но и авторитетность их источника.

Любой современный инновационный проект далеко ушел от той стадии, когда новая профессиональная придумка передавалась ученику или последователям посредством личного примера и наблюдения за работой мастера. Это в прошлом. В настоящее время проекты передаются в виде текстов. Причем, точность текста, то есть точность употребляемых терминов — один из самых важных факторов успешной презентации и внедрения инновационных решений.

Требование точности текстовой презентации ужесточается еще и тем, что отчеты инновационных проектов часто содержат новые, ранее не описываемые явления, продукты, новые названия. Любой новый язык удобнее постигать с помощью словаря. Поэтому большинство инновационных проектов нуждается в терминологических словарных справках. Презентация проекта будет более успешной, если в справочном материале будут содержаться словарь, в котором будет присутствовать толкование используемых терминов с правильно составленными определениями.

Понятно, что инновационный процесс сам по себе не гарантирует счастья и процветания. Он должен быть выстроен таким образом, чтобы максимально повысить шансы компании на успех. При этом в инновационный процесс должен быть обязательно встроен механизм для продвижения инновации, обеспечения его поддержки со стороны всех заинтересованных сторон (работники компании, акционеры, потребители, партнеры, инвесторы).

Поэтому мы и говорим о презентации инновационного проекта как одной из важнейшей части коммуникационной политики в сфере инноваций. И мне хотелось бы более подробно остановиться на этой теме, но не настолько подробно, чтобы пошагово описывать методику создания такого вида презентации.

Итак, нет сомнений в том, что в инновационном проекте презентация — это основной документ для привлечения инвестиций. Основная задача — продать проект и идею инвестору. Проведение презентации проекта имеет свои особенности. Обычно есть только один шанс презентовать проект инвестору или потенциальному партнеру, а значит, презентация должна быть подготовлена идеально.

Не стоит забывать о том, что какой бы «красивой» ни была презентация, важным является содержание самого инновационного проекта, продуктивность идеи, а также рациональность и оправданность расчетов. Если оперировать только наилучшими показателями проекта, обходить все возможные зоны риска, то это может привести к глубоким разногласиям и конфликтам между разработчиками и инвесторами, потере финансов, времени, перспектив дальнейшего сотрудничества. Серьезные расхождения неизбежно начнутся, когда вдруг выяснится, что реальные показатели эффективности гораздо ниже тех, что были представлены в презентации, что ряд условий не соблюдается, а многие факторы неверны. В результате проект будет либо досрочно прекращен, либо вместо стратегического сотрудничества с инвестором будет краткосрочное взаимодействие и поиск нового инвестора. Но при этом разработчики и собственники проекта теряют главное — свой имидж, историю своих удачных проектов, репутацию, что всегда в деловом мире имело большое значение для привлечения инвестиций.

36 стр., 17881 слов

Инновационное развитие экономики региона

... создания благоприятных условий для инновационной деятельности [5]. Таким образом, целью курсового проекта является исследование инновационного развития экономики региона. Объектом исследования выступает ... инноваций. Такая модель не будет жизнеспособной без реформирования экономической среды в целом на основе коренной перестройки хозяйственного механизма страны [12]. В настоящее время для России ...

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инвестор выступает не только как источник инвестиций, но и как мощный источник формирования положительной или негативной репутации и имиджа разработчиков и собственников проекта. Поэтому также важно установить обстановку взаимного доверия, открытости и доброжелательности взаимодействия с инвесторами на всех этапах, обеспечения его доступа ко всей необходимой информации, предоставления возможности влиять на ход проекта, в успехе которого он заинтересован не менее, чем разработчики и собственники проекта.

Необходимо заметить, что внутренние и внешние заинтересованные лица не сразу одобрят саму идею новшества, поэтому инновационный менеджер может столкнуться с сопротивлением инновациям, и его задача состоит в нейтрализации этих сопротивлений. Основные причины сопротивления инновациям и пути их нейтрализации:

·Узкособственнический интерес (ожидание отдельными людьми потерь в результате изменений).

Так как такие ожидания не всегда оправданы, инновационный менеджер в рамках своей программы в силах разъяснить реальные последствия изменений и предложить какие-либо компенсационные меры.

·Некорректное понимание ситуации (неверная трактовка намерений руководства, низкая степень доверия к нему или отсутствие его как такового).

Менеджер способен бороться с неправильным пониманием ситуации, активно разъясняя реальную суть инновации, как на коллективных собраниях, так и индивидуально.

·Различная оценка ситуации (сотрудники и руководство различны во мнениях, и, по мнению сотрудников, имеющих важную информацию, руководству такая информация неизвестна).

При высказывании сотрудниками открытого недовольства, можно воспользоваться обычной дискуссией, в результате которой сопротивление инновации будет нейтрализовано. Сотрудники либо убедятся в необоснованности собственных мнений, либо в инновационные планы будут внесены изменения в соответствии с поступившей информацией. Если сотрудники не выражают свое недовольство открыто, инновационный менеджер должен использовать свои дипломатические качества и предотвратить неприятный исход такого настроя у сотрудников.

·Низкая терпимость к изменениям (консерватизм, нежелание что-то менять, опасение того, что после внедрения инновации выявится недостаток знаний и умений).

14 стр., 6553 слов

Виды, классификация инноваций. Инновационная деятельность

... появившимся изменениям. 2. Классификация инноваций Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения ...

В данном случае менеджер может повысить терпимость к изменению, разъясняя его пользу для организации в целом и отдельно для каждого ее члена, разбирая должностные обязанности каждого сотрудника после внедрения инновации.

В заключение хочется сказать, что для успешной коммуникации в сфере инноваций сначала необходимо убедиться в отсутствии всякого сопротивления инновациям, а в ином случае нейтрализовать его, и только после этого начинать работать в направлении активного презентования инновационного проекта с целью претворения его в жизнь.