Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Действующая в России система пруденциального надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного банковского надзора, определенным комитетом по банковскому надзору («Комитетом Кука»).
ЦБ России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:
регламентация обязательных экономических нормативов для
кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);
определение лимитов открытой валютной позиции, порядка
формированиярезервов для покрытия рисков;
- регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
- установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
- принятие решения о государственной регистрации и лицензирование деятельности кредитных организаций;
- надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ России, проверка деятельности кредитных организаций.
Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.
Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным Законом, Банк России не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.
Базельские принципы эффективного банковского надзора
... и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора, а также изучение Базельских принципов эффективного банковского надзора и их реализация в России и рассмотрение методов выявления проблемных банков. Предметом исследования курсовой работы - являются принципы надзора и ...
ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным законодательством. Согласно Бюджетному кодексу РФ управление государственным внутренним долгом (определение суммы порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию по следующим основным направлениям[18,c.234]:
- предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;
- участвует в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;
- определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;
определяет порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами;
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
России и организует его составление;
- управляет международными резервами страны;
- в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государственного валютного регулирования и валютного контроля.
Что касается стабилизационного фонда, то его создание продиктовано чрезмерной зависимостью экономики Российской Федерации от Мировых цен на нефть и нефтепродукты, необходимостью нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуру на состояние финансов, бюджета, денежно-кредитной политики[18,c.238].
Попытка создать аналог финансового механизма, позволяющего накапливать дополнительные доходы бюджета, вызванные благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой были реализованы в законодательстве о бюджетах последних лет путем создания финансового резерва. Особенность формирования состояла в том, что в качестве источника финансового резерва не были определены конкретные целевые доходы. Финансовый резерв формировался как разница между объемом доходов федерального бюджета, сформированных при благоприятном и неблагоприятном сценариях развития экономики, и учитывался в составе бюджетного профицита. При этом основным различием двух сценариев являлись оценки стоимости нефти и газа на мировом рынке.
Формирование финансового резерва преследовало цель сгладить пик выплат по внешнему долгу, средства финансового резерва направлялись только на погашение государственного долга и замещение источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Такая конструкция позволяла, с одной стороны, оперативно управлять финансовыми потоками, обеспечить четкое выполнение оригинальных графиков долговых платежей, сокращая при этом расходы на обслуживание государственного долга (за счет сокращения объемов краткосрочных внутренних заимствований) однако, с другой стороны, не обеспечивалась достаточная четкость формирования и расходования средств финансового резерва.
Государственный долг Республики Беларусь
... государственный долг. Что касается функций государственного долга, то принято выделять: А) фискальную, т. е. создание финансовой ... внутреннего государственного долга -- это дефицит государственного бюджета [4]. Существуют три основные причины возникновения государственного долга: долговое ... депозитов (валютные резервы правительства и т. п.); в) объем продаж государственных долговых обязательств ...
Так, в целях совершенствования механизма формирования использования средств, аккумулированных в бюджете был создан стабилизационный фонд, как новый финансовый инструмент, обеспечивающий устойчивость бюджета в среднесрочной перспективе.
2.6 Анализ реального предложения денежной массы в 2008г.
По данным Центрального Банка России следует отметить следующие основные показатели, представленные в таблице 2,3,4,5,6,7.
Таблица 2 — Денежный обзор в 1999-2006гг., млрд. руб. [19]
01.12.99
01.12.00
01.12.01
01.12.02
01.12.03
01.12.04
01.12.05
01.12.06
Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций
118 947,3
717 874,8
1 171 857,7
1 541 569,3
1 969 661,7
3 124 986,6
4 670 744,9
6 718 800,1
Внутренние требования
1 515 387,5
1 684 545,1
2 087 555,7
2 702 757,2
3 481 627,3
3 628 411,5
3 986 251,1
4 922 694,7
чистые требования к органам государственного управления
863 919,4
664 147,5
568 389,4
664 675,1
536 385,9
- 331 180,3
- 1 625 675,3
- 3 332 821,7
требования к нефинансовым государственным организациям
48 611,4
73 492,9
78 260,9
110 560,9
147 000,3
171 702,9
189 085,0
216 837,0
требования к нефинансовым частным организациям и населению
581 659,0
923 501,4
1 418 626,7
1 892 628,3
2 746 537,0
3 721 905,7
5 327 588,8
7 818 905,6
требования к прочим финансовым институтам
21 197,7
23 403,2
22 278,7
34 893,0
51 704,1
65 983,2
95 252,6
219 773,7
Денежная масса (по методологии денежного обзора)
923 134,6
1 467 305,3
2 004 160,9
2 620 968,3
3 639 729,4
4 867 633,7
6 604 804,0
9 233 591,1
деньги
472 905,7
778 308,0
1 059 143,0
1 337 787,8
1 899 365,7
2 535 011,9
3 413 187,3
4 900 149,8
квази-деньги
450 228,9
688 997,3
945 018,0
1 283 180,6
1 740 363,7
2 332 621,7
3 191 616,8
4 333 441,2
Депозиты, доступ к которым временно ограничен
114 372,6
117 362,2
102 923,3
82 959,6
60 098,7
75 141,9
66 843,1
Организация кассовых операций в кредитных организациях и их учет
... денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах. В кассах предприятий могут хранится наличные деньги лишь в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителем организации. Кассовую работу в кредитных организациях осуществляет кассир, ...
67 195,5
Инструменты денежного рынка
91 681,4
164 512,9
252 591,3
359 912,1
528 531,0
472 441,2
503 057,6
668 123,1
Счета капитала
249 822,2
380 920,3
501 339,3
715 387,2
1 040 279,9
1 175 830,6
1 370 593,7
1 786 780,5
Прочие статьи (нетто)
255 324,0
272 319,2
398 398,7
465 099,3
182 650,0
162 350,7
111 697,5
- 114 195,2
Таблица 3 – Обзор Центрального Банка РФ в 2008г. [19]
Таблица 4 — Денежная база в широком определении в 2001- 2007 гг., млрд. руб. [19]
01.01.02
01.01.03
01.01.04
01.01.05
01.01.06
01.01.2007
Денежная база (в широком определении)
928,3
1 232,6
1 914,3
2 380,3
2 914,2
4 122,4
наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций1
623,5
813,9
1 224,7
1 669,9
2 195,4
3 062,1
корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России2
144,5
169,7
304,9
480,4
508,6
638,1
обязательные резервы3
156,6
201,1
267,4
121,7
161,4
221,1
депозиты банков в Банке России
3,7
47,4
87,3
91,4
7,2
98,1
облигации Банка России у кредитных организаций4
—
—
—
9,7
32,9
103,1
обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг5
—
0,5
30,1
2,5
—
—
средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России6
—
—
—
4,7
8,8
—
Таблица 5 — Денежная база в широком определении в 2008 году, млрд. руб. [19]
01.01.2008
01.02.2008
01.03.2008
01.04.2008
01.05.2008
01.06.2008
01.07.2008
01.08.2008
01.09.2008
01.10.2008
01.11.2008
Денежная база (в широком определении)
5 513,3
4 931,8
4 954,5
4 871,4
4 972,1
5 129,5
5 422,9
5 283,6
5 360,0
5 317,8
5 282,1
- наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций1
4 118,6
3 764,5
3 794,3
3 794,4
3 930,9
3 979,7
4 077,2
4 145,7
4 239,2
4 285,3
4 392,6
- корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России2
802,2
545,7
588,2
596,3
606,8
543,9
592,4
560,2
610,4
702,9
608,7
- обязательные резервы3
221,6
234,0
316,5
339,3
345,7
350,4
360,3
388,0
397,7
152,1
34,2
- депозиты кредитных организаций в Банке России
270,3
286,4
126,4
Кредитные деньги и кредитные орудия обращения
... опытом денежного обращения в России, где в обращение эмитируются банкноты. деньги орудия кредитные 2. Характеристика видов кредитных денег Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки. Банкнота - наличные кредитные деньги, выпускаемые и гарантируемые центральным ...
122,7
70,0
235,7
369,3
149,1
74,2
154,0
223,4
- облигации Банка России у кредитных организаций4
100,7
101,3
129,2
18,8
18,7
19,8
23,7
40,7
38,6
23,5
23,3
1 Без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России.
2 Счета в валюте Российской Федерации, включая остатки средств на ОРЦБ.
3 По привлеченным кредитными организациями средствам на счетах в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
4 По рыночной стоимости.
Таблица 6 — Денежная масса М2 (национальное определение) в 1999-2008 гг., млрд. руб. [19]
Денежная масса М21
Темпы прироста денежной массы, %
Всего
в том числе
к предыдущему
месяцу
к 01.01.1999
наличные деньги
(M0)
безналичные
средства2
01.01.1999
453,7
187,7
266,0
11,4
—
01.01.2000
714,6
266,1
448,4
7,7
57,5
01.01.2001
1 154,4
418,9
735,5
9,5
—
01.01.2002
1 612,6
583,8
1 028,8
11,0
39,7
01.01.2003
2 134,5
763,2
1 371,2
9,5
—
01.01.2004
3 212,6
1 147,0
2 065,6
13,0
50,5
01.01.2005
4 363,3
1 534,8
2 828,5
Список литературы
1.Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки. — М.: Финстатинформ, 2005. — 272 с.
2.Берже П. Денежный механизм. — М.: Прогресс:Универс, 2005. — 143 с.
3.Бункина М. К. Деньги, банки, валюта. — М.: АО»ДИС», 2005. — 174 с.
4.Данилин В. Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Маршрут, 2005. — 308 с.
5.Деньги. Кредит. Банки /Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 460 с.
6.Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. — СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2005. — 493 с.
7.Нешитой А. С. Финансы и кредит. — М.:Дашков и К°, 2006. — 571 с.
8.Нуреев Р. М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. — М.: Финстатинформ, 2005. — 129 с.
9.Михайлушкин А. И. Экономика. — М.: Высш. шк., 2006. — 488 с.
10.Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2005. — 303 с.
11.Современная экономика / Под ред. Акопова Е. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 608 с.
12.Финансы и кредит / Под ред. М. И. Плотницкого. — Минск : Мисанта, 2006. — 335 с.
13.Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 301 с.
14.Финансы и кредит /Под ред. Т. М. Ковалева.. — М.: КноРус, 2007. — 376 с.
15.Финансы и кредит /Под ред. М. В. Романовского. — М.: Высш. образование, 2005. — 575 с.
Модели денежного обращения
... денежного обращения, охарактеризовать инструменты денежного регулирования, указать существующие модели денежного регулирования, дать характеристику развития денежного обращения, а также показать проблемы и направления денежного регулирования в РБ на данный период. Эволюция денежного обращения ... 1.2 Деньги как мера стоимости и средство обращения В современной системе мирового денежного обращения ...
16.Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозина, Л.Н. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2006. — 479 с.
17.Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева.- М.: Владос, 2005. — 639 с.
18.Эдминский С.Л. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Инфра-М, 2006. — 308 с.
19.www.cbr.ru