В самом общем виде ответ звучит так: в любом обществе богатые богаты ровно настолько, насколько это общество им позволило. То есть уровень неравенства прямо следует из способности людей к самоорганизации ради перераспределения ресурсов. Чем выше разобщенность людей, их атомизация и отсутствие гражданского опыта, тем глубже будет пропасть между правящим классом и всеми остальными.
Капитал воспроизводит себя быстрее, чем растет экономика, а это значит, что одним людям всегда будет выгоднее жить за счет других, обладая львиной долей всех ресурсов и ничего не давая обществу взамен. Капитализм непрерывно производит неравенство и единственным противовесом, который неравенство амортизирует является способность людей воздействовать на систему. В России укоренен очень вредный миф о том, что государство само по себе имеет какое-то отношение к справедливости. В действительности же государство является аппаратом подавления в руках правящего класса. Чем сильнее и увереннее такое государство, тем выше неравенство. Везде в мире, где государства ведут себя социально, они делают это только под воздействием давления людей снизу.
Способы уменьшения неравенства могут быть самые разные — прогрессивные налоги, социальные программы, профсоюзные гарантии. Но любой из этих способов является результатом политической борьбы тех, кто в найме против тех, кто в доле. Конкретный уровень неравенства в любом обществе это всегда актуальный результат в классовой войне масс и элиты.
В последние тридцать лет неравенство растет практически во всех странах мира. Капитализм повсеместно возвращается к уровню неравенства столетней давности т.е. к своему классическому образцу. Это связано с повсеместным отступлением левых в политике, потому что сутью левых идей и было, собственно, уменьшение разрыва между богатыми и бедными вплоть до полного равенства возможностей в посткапиталистическом обществе будущего. Пока левые имели реальные инструменты для шантажа элит (угроза революции), неравенство сокращалось, элиты предпочитали откупаться от масс, чтобы сохранить всю систему и свои источники прибыли. Как только угроза возможной революции перестала рассматриваться элитами как серьезная, неравенство возобновило рост и левые стали терять прежние позиции.
Роль философии в развитии и жизни человека и общества
... роль философии возрастала в кризисные периоды общественного развития, на переломных этапах, когда экономические, социально-политические и духовные потрясения каждый раз с новой остротой поднимали вопросы о сущности человека ... красной нитью проходящей через всю историю философии, оказалась идея свободы, воодушевлявшая передовые умы даже в самые мрачные периоды развития общества. От Сократа и до наших ...
В постсоветской России так и не возникло масштабного левого движения, сильных независимых профсоюзов, заметной антибуржуазной богемы, из которых на Западе складывается противовес диктатуре больших денег. Поэтому наше общество полностью безоружно перед местной буржуазией, превратившей государство в комитет по решению своих проблем. Численный перевес простых людей пока не может быть превращен в политическое преимущество. И пока это так, у правящего класса развязаны руки т.е. неравенство будет расти.
То есть вопрос неравенства это прежде всего вопрос классового сознания. Правящий класс вынужден выдавать свой интерес за всеобщий, но доход с капитала есть вознаграждение за владение огромными суммами денег т.е. классовая привилегия в чистом виде. Классовая разница и сводится, собственно, не к специализации, а к привилегии.
Классовое сознание масс сегодня в России нейтрализовано, тогда как классовое сознание элит мобилизовано, как никогда. Иллюзия «исчезновения классов» — один из главных эффектов политического спектакля, в котором крайняя фрагментация социальных групп маскирует общую классовую структуру.
Согласно логике этого спектакля, человечество полностью состоит из предпринимателей-капиталистов разной степени удачливости, где капиталом одного являются собственные руки и голова, а капиталом другого – заводы, дворцы, банки, нефтяные вышки, телеканалы и другие «активы». Главное, не спрашивать вслух, почему так получилось, ибо зависть – плохое чувство и черта неудачника. Т.е. стремление к равенству возможностей и претензия к классовой системе маркируются как недостаток морали и успеха.
В таком описании системы никто никого никогда не эксплуатировал и такое описание подозрительно напоминает античный аргумент о том, что рабы сами соглашаются на своё рабство, ведь если бы это было не так, они лишили бы себя жизни, а значит, поскольку рабы продолжают жить, рабство является их добровольным выбором.
Мрачный комизм рыночного «равенства» заключается в том, что равными правами на рынке пользуются люди с качественно разными возможностями, представители разных экономических ролей. Такое понимание равенства гарантировано приводит к концентрации богатств, монополизации рынка и полному контролю господствующего меньшинства над всей жизнью общества.
Базовая установка рыночной идеологии состоит в том, что эгоистическая мотивация каждого идёт в итоге на пользу всем. Если позволить капиталистам иметь как можно больше, то достаточное количество этих средств просочится вниз и повысит уровень благосостояния общества в целом. Рецептура рыночного фундаментализма сводится к тому, что проблемы, созданные неравенством, можно решить только если стремиться к ещё большему неравенству.
Проблема социально-экономического неравенства и пути ее решения ...
... социального неравенства в современной социально-философской литературе существуют различные концепции. Основоположником наиболее ранней теории социального неравенства, так называемого функционализма, Э. Дюркгеймом в ... определения социального неравенства мне бы хотелось рассмотреть классовый и стратификационный подходы. §1. Основные взгляды в определении социального неравенства. классового подхода ...
До тех пор, пока в обществе нет достаточного количества людей, у которых другое мнение на этот счет и до тех пор, пока такие люди не организованы ради политических действий, неравенство будет гарантированно расти.