Торговый город и его роль в экономике.(на примере)

Торговый город и его роль в экономике.(на примере)

«Недостаток собственных торговых судов и отсутствие выходов к Балтийскому морю не давали возможности расширить непосредственные торговые связи с западноевропейскими государствами. Внешняя торговля продолжала находиться преимущественно в руках англичан и голландцев»2.

Все это создавало новую необходимость, как в расширении торговых связей, так и для включения России в мировую торговлю. Эта миссия была дана Петру I, который военными действиями отвоевал выходы к морю. Как известно, выгодность торговли через морские порты была обусловлена как выходами на несколько западных стран (Балтийское море), так и дешевизной. Именно при Петре I произошло существенное расширение внешнеторговых связей России с западными странами и Востоком.

При Петре I торговый оборот увеличился в несколько раз, произошло изменение структуры экспорта и импорта. Россия стала активно реализовывать свои товары мануфактурного и ремесленного производства на западноевропейских рынках.

Кроме того, внешняя торговля для Петра I имела и другое существенное значение, это был важнейший источник государственных доходов, которые пополняли казну. Таможенные пошлины составляли в XVIII в. значительную часть бюджета.

Если мы обратимся к статистическим данным, то в 1726 г. стоимость товаров, вывезенных за границу через три порта (Петербург, Ригу, Архангельск), равнялась 4,2 млн. руб., а ввезенных — 2,1 млн: руб., что указывает на активный торговый баланс.

В XVIII в. внешняя торговля и торгово-купеческий капитал стали играть важную роль в экономике России. Торговый капитал не ограничивался завоеванием всероссийского рынка: часть его направлялась в производство, в промышленность.

Таможенная политика в отношении иностранных и русских купцов была неодинаковой. Всячески поощрялась внешнеторговая деятельность российского купечества. Вывозимые русскими купцами товары облагались пошлиной, в два раза меньшей, чем на товары иностранных купцов.

Внешнеторговая политика быстро изменилась после смерти Петра. Дворянство было недовольно высокими ввозными пошлинами на многие товары.

2. Роль Санкт – Петербурга XVIII в. как торгового города в экономике России

В течение первых двух десятилетий XVIII века Петербургский порт не являлся серьезным конкурентом Архангельска, хотя правительство Петра I делало все возможное для активизации внешнеторговых связей через новую столицу. Однако ни обещания наград капитанам первых судов, которые придут в Петербург, ни обращения к правительствам морских держав начать торговлю с Россией через балтийские порты, ни обсуждение выгодных проектов договоров о торговле не принесли русскому правительству желанных результатов. Северная война явилась непреодолимым препятствием для торговли с Россией по Балтийскому морю. Известны лишь единичные случаи захода иностранных кораблей в столичный порт в 1703, 1704, 1710 годах, и то по предварительной договоренности со Швецией. Шведские военные корабли не пускали торговые к столице. В 1713 г. Петр с удовольствием констатировал приход шести кораблей в Петербург. С этого момента предписывалось экспортные товары — юфть и пеньку — вывозить только через Петербург. В 1716 — 20 гг. происходит затоваривание предметами экспорта в столичном порту.

17 стр., 8008 слов

Торгово-экономические отношения России и Франции

... торгово-экономических связей, их современному состоянию, структуре и перспективам развития, прежде всего, через призму взаимного сотрудничества. 1. Политические отношения России и Франции 1 История становления политических отношений между Россией ... сотрудничестве министерств и ведомств. Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые регулярно встречаются поочередно в ...

Однако следует отметить, что при Петре I, особенно в самом начале XVIIIв., торговля только только начинала развиваться, у нас еще не было торговых судов, еще не было опыта торговли с западными странами. И Санкт – Петербург пытался конкурировать с Архангельском. Количество заходивших торговых кораблей было минимальным, с 1700 по 1704 гг. Однако уже ближе ко второй половине XVIII в. ситуация существенно меняется. Петербургский порт становиться активным центром торговли.

С 1716 года стала уже очевидной тенденция сокращения торговли в Северном порту в Архангельске. С 1722 года наступает перелом: в столичный порт пришло 119 кораблей, а в Архангельск — 60.

И уже к 1766 г. торговля иностранными товарами в Петербурге давала купцам следующие доходы: вина — 70,5 %, макароны — 54,5 %, шоколад — 26,0 %, масло деревянное — 27 %, краски — 24,5 %. Торговля Петербургского порта абсолютно ясно показывает, что военными средствами Петр не решил те проблемы выхода на европейские рынки, которые не без успеха решали свободные предприниматели России еще в XVII веке.

И.И. Голиков в своих записках о царе сообщал, что пришедший в 1704 г. в Петербург первый английский купеческий корабль был проведен по фарватеру Невы самим царем, переодетым лоцманом, и доставлен к Троицкой пристани, прямо к бирже. Намерение Петра I учредить в России биржи окрепло еще сильнее после его второго путешествия в Европу. М.Д. Чулков писал, что царь «в иностранных государствах… с амстердамскими и лондонскими банкирами заблаговременно договорился о корреспонденции, чтоб в землях своей державы те же самые дела завести».

Петр I неоднократно посещал Петербургскую биржу, где общался с русскими и иностранными негоциантами. Им были установлены некоторые начала упорядочения биржевой торговли, отчасти заимствованные из западных торговых обычаев. Так, именным указом от 17 марта 1717 г. учреждалась должность гоф-маклера. Им стал английский купец Самойла Мюкс. В 1729 и 1731 гг. сенатскими указами подтверждались права Мюкса на занятие им гоф-маклерской должности, данные ему еще Петром I. По просьбе Мюкса в помощь к нему был определен его соотечественник маклер Иван Эдварц. Им в обязанность вменялось «чинить всякое прилежание… о всяких покупках и подрядах в казну и о продаже казенных товаров, и о переводе через вексель денег из Коллегий и Канцелярий… ища казне… прибыли»3 Мюкс оставался в своей должности до 1741 г. В 1760 г. гоф-маклером был определен другой англичанин, Томас Рональд.

56 стр., 27731 слов

Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга

В настоящее время Санкт‑Петербург – один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий огромным инвестиционным потенциалом. Город имеет исключительно выгодное геополитическое положение, развитую диверсифицированную экономику, эффективный транспортно‑транзитный комплекс. ...

Таким образом, в ХVIII веке реформы Петра I существенным образом перевернули экономическую ситуацию в России. Санкт – Петербург сыграл огромную роль в развитии и установлении торговых связей с Западной Европой.

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что в XVIII в. особое значение имело открытие для России нового направления в торговле – торговля с западноевропейскими странами. Петр I впервые за всю историю проложил этот путь к морю и к первой экономической интеграции России в мировое экономическое хозяйство. Большую роль в этом сыграл Санкт – Петербург как торговый город, и в особенности Петербургский порт, через который собственно и шла вся торговля, все товары. Торговля через Санкт – Петербург с одной стороны сокращала расходы на перевозку товаров, поскольку, морской путь был самым дешевым, а с другой установленные пошлины на товары западноевропейских купцов, давали большое пополнение российской казне ХVIII в.