Учимся писать ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

«Учимся писать эссе по теме ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА»

Урок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»

Устименко Т.Н.,

учитель истории и обществознания

Кутуковского филиала МБОУ Исадской СОШ

Единица содержания:

Цель урока:

обучающий аспект

  • знать понятия: эссе, проблема, результат деятельности, термины обществоведческих блока «экономика»;

  • уметь работать с авторскими высказываниями, извлекать нужную информацию, определяя главную мысль высказывания;

  • определять проблему эссе (т.е. задачу, требующую решения);

  • формулировать проблему эссе;

  • уметь применять алгоритм для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (29) в ЕГЭ.

развивающий аспект:

  • развивать аналитическое мышление при распознавании, определении и формулировании проблемы, поставленной автором в высказывании, при написании эссе;

  • развивать грамотную речь, применяя обществоведческие термины и понятия при аргументации собственного мнения;

  • развивать логическое мышление при применении освоенного алгоритма для определения любой проблемы (личной, трудовой, государственной и др.)

воспитывающий аспект:

  • воспитывать у учащихся культуру интеллектуального общения во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества;

  • воспитывать нравственные ценности личности, способной к социально-политической самоактуализации в современном обществе;

  • воспитывать ответственное отношение к собственной оценке осуществляемой деятельности.

Тип урока

Этапы урока

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

  • применение знаний;

    42 стр., 20711 слов

    Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 1.1 Международное, внешнеэкономическое сотрудничество: теоретический аспект ... внешнеэкономической деятельности Сахалинской области. Предметом исследования работы выступает совокупность организационно- экономических основ, управленческих процессов внешней экономики, составляющих основу внешнеэкономического комплекса региона ...

  • итог на рефлексивной основе.

Ход урока

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,

ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами».

(Лессинг)

I этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся. 10 мин.

Организация начала занятия.

Задачи этапа:

Формы работы: фронтальная

Методы работы: репродуктивный

Действия учителя

Действия учеников

Организационные.

Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.

Включение учащихся в деловой ритм.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Обратимся к Спецификации (кратко).

7. Продолжительность ЕГЭ по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут

(235 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,

составляет:

1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4 минуты;

2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8 минут;

3) для задания 29 – 45 минут

— Дома вы выполняли роль экспертов, проверяющих эссе. Как вы его оценили?

Существует алгоритм определения и формулирования проблемы.

Соответственно, что является целью данного урока?

.

Озвучивают выставленную за эссе оценку, комментируя и аргументируя своё решение

Применение алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию.

II этап. Применение знаний и способов действий. 20 мин.

Задачи:

С помощью рекомендаций памятки помочь учащимся в освоении навыков написания эссе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы работы: репродуктивный, продуктивный

Действия учителя

Действия учеников

Применение алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию

Задаёт вопросы на понимание Памятки.

— Что называется проблемой?

Изучают Памятку, отвечают на вопросы учителя.

(см. Приложение № 1)

Практическая работа №1 : найти соответствие между проблемой и темой

(см. Приложение № 2)

Задача: отработка навыков определения проблемы

Формы работы: индивидуальная, при проверке задания — фронтальная.

Методы работы: репродуктивный, продуктивный

Действия учителя

Действия учеников

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале находят соответствия между проблемой и темой, проверяют выполненные задания (лист самооценки по первому практическому заданию).

Практическая работа №2: сформулировать проблему по заданным темам

(см. Приложение № 3)

Задача: отработка навыков определять проблему

Формы работы: индивидуальная, при проверке задания — фронтальная.

Методы работы: репродуктивный, продуктивный

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале к заданным темам формулируют проблему самостоятельно (лист самооценки по второму практическому заданию)

III этап. Подведение итогов знаний на рефлексивной основе 5 мин

Задача: анализ и оценка успешности достижения цели, мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Действия учителя

Действия учеников

Беседа с учащимися.

Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие были цели урока? Сможете ли вы написать эссе?

-Об уровне освоенности данной темы будут свидетельствовать принятие алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию, личностные УУД (самоопределение),

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

IV этап. Информация о домашнем задании 5 мин.

Задача: обеспечение содержания и способов выполнения домашнего задания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Действия учителя

Действия учеников

Подготовка для учащихся индивидуальных тем по написанию эссе.

Личный выбор учащимся темы эссе для домашнего задания.

Ключи:

Практическая работа №1

проблема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высказывание

2

1

5

8

7

10

4

9

6

3

Практическая работа №1

«Сберехения составляют самый богатый доход». И. Стобей. – проблема рационального использования доходов.

Терминология: потребитель, доход, источники доходов, рациональное поведение потребителя, сбережения, ограниченность возможностей, уровень жизни человека, ценные бумаги.

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция». Л. Эрхард. – проблема конкуренции.

Терминология: конкуренция, основные виды конкуренции, экономические субъекты, доход, рынки сбыта, рыночный механизм саморегулирования, монополизм, типы рыночных структур (модели рынка)

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер – проблема ограниченности ресурсов.

Терминология: экономика как хозяйство и экономика как наука, эффективность экономики, ресурсы и их виды, потребности, основные вопросы экономики, предметы первой необходимости и предметы роскоши, альтернативная стоимость.

«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они не знают». Ф.А. Хайек – проблема взаимосвязи рыночного механизма регулирования и социальной ответственности предпринимателя.

Терминология: предпринимательство, прибыль, конкуренция, социальная ответственность, деловая этика.

«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». – Ф.А. Хайек. – проблема соотношения экономической свободы и социальной справедливости.

Терминология: социальная справедливость, социальное равновесия, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, сочетание свободы и ответственности.

«Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги!. К. Гепперт, К. Пат. – проблема соотношения монетарной (денежно-кредитной) политики государства и банковской системы как проводника этой политики.

Терминология: монетарная политика, эмиссия денег, функции Центробанка, коммерческий банк, банковский резерв, учетная ставка процента.

«Налоги – это деньги, взимаемые с части общества в интересах целого». С. Джонсон. – проблема значения налоговой системы для реализации распределительной функции государства в экономике.

Терминология: налоговая политика, налоги прямые и косвенные, государственный бюджет, социальная политика, фискальная политика.

«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» М Фридман. – проблема влияния инфляции на развитие экономики и уровень жизни населения.

Терминология: инфляция (ползучая, галопирующая, гиперинфляция), кредиторы, дебиторы, открытая инфляция, подавленная инфляция, инфляция спроса, инфляция предложения.

«Бизнес – это сочетание войны и спорта» А. Моруа. – сочетание свободы предпринимательства и конкуренции.

Терминология: предпринимательство, конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция.

Приложение №1

Памятка

Как научиться писать эссе по обществознанию

1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

2. Запиши тему эссе.

3. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения

4. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию , поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты , приемлемые для раскрытия данной темы.

5. Структура эссе . Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ).

Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ) . Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

Как написать эссе

1. Определите смысл высказывания, ответив на вопрос: что хотел сказать автор?

2. Выявите основные аспекты проблемы, ответив на вопросы: Что можно противопоставить позиции автора в историческом, культурном, морально–этическом смысле? Возможны ли иные позиции, подходы к проблеме, трактовки понятий и образов, исключения из общего правила? Выберите аспект проблемы, который вы будете рассматривать подробно.

3. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы: Согласен ли я с автором? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу? Насколько высказывание актуально?

4. Определите обществоведческие термины, обобщения, закономерности, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы: Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать? Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

5. Отберите факты, примеры из истории, современной общественной жизни и личного социального опыта, подтверждающие вашу позицию, ответив на вопрос: Какими конкретными фактами вы можете подтвердить свое мнение?

6. Составьте на черновике план вашего сочинения. Напишите текст эссе. Перечитайте его.

Приложение №2

Задание№1: найди соответствие между проблемой и высказыванием.

Проблема

Высказывание

1. Значение конкуренции в экономике.

1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард)

2. Методы рекламы в экономике.

2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув)

3. Роль государства в экономике.

3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин).

4. Значение сбережений в бизнесе.

4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек).

5. Понятие «свобода» в экономике.

5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман)

6. Значение спроса и предложения в рыночной экономике

6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество». (А. Смит)

7. Рациональное поведение потребителя.

7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек).

8. Перераспределительная функция налогов.

8. «Сбережения составляют самый богатый доход» .(И. Стобей)

9. Балансирование доходов и расходов

9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс)

10. Своекорыстный интерес — основа экономической деятельности.

10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо).

Высказывание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

проблема

Задание №2

Высказывание

Возможная проблема

терминология

«Сберехения составляют самый богатый доход». И. Стобей.

«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция». Л. Эрхард. – проблема

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер

«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они не знают». Ф.А. Хайек

«Система частной собственности – важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». – Ф.А. Хайек.

«Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги!. К. Гепперт, К. Пат.

«Налоги – это деньги, взимаемые с части общества в интересах целого». С. Джонсон.

«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» М Фридман

«Бизнес – это сочетание войны и спорта» А. Моруа

Эссе для предварительного анализа, Экономика: «Первая цель — качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)

Хочется рассмотреть проблему эффективности интенсивного пути развития экономики. Эта проблема является актуальной, так как все экономические субъекты заинтересованы в том, чтобы получить максимальную прибыль. Позиция автора состоит в том, что экономические субъекты при выборе интенсивного пути в качестве приоритетного, получат прибыль. Я согласна с мнением автора, ведь интенсификация экономического роста является наиболее капиталосберегающей.

Существуют два пути развития экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный осуществляется за счет привлечения большего количества рабочей силы, ресурсов, но уровень профессионализма, качества техники остается неизменным. Интенсивный, наоборот, предполагает повышение квалификации работников, привлечение достижений научно-технического прогресса, повышение качества продукции. Таким образом, экстенсивный путь предполагает увеличение количества, а интенсивный – увеличение качества экономических ресурсов и товаров и услуг.

Хочется привести пример из истории. Пятилетки, начавшиеся в 1928 году, предполагали производство большого количества продукции за ограниченное время. Приоритетным было именно увеличение количества, а не качества. Страну нельзя было назвать развитой – экономический рост был незначительным.

Современное рыночное хозяйство, напротив, направлено на интенсивный путь развития. Экономический рост ускоряется. Также можно привести пример из географии. Страны ‘юга’ в сельском хозяйстве используют большое количество земли, труда, но существенно не улучшают качество обработки земли. Такие страны, как правило, являются развивающимися. Экономический рост не является высоким. Страны ‘севера’, напротив, при небольшом, зачастую, количестве земли модернизируют средства и методы ее обработки, повышаю квалификацию рабочих. При таком подходе прибыль больше.

Можно привести пример из общественной жизни. Фирма производству и продаже обуви использует только самые качественные материалы, ее производством занимаются специально обученные работники, которые постоянно повышают уровень своего профессионализма. Товар производится в ограниченном количестве, продается за более высокую цену, чем у других фирм. Прибыль является высокой, так как есть спрос на качественную обувь, которая прослужит дольше, чем у других фирм.

Таким образом, хочется сказать, что интенсификация производства увеличит прибыль. Первой целью для производителей должно быть качество