Эссе на тему «Свобода – ценность или бремя?»
Исторически сложилось так, что борьба за свободу является ведущим стимулом общественного прогресса. Понятие «свобода» довольно многозначно. Его рассматривают в таких науках как: этика, право, философия, психология. В зависимости от сферы общественных отношений выделяют различные виды: личная, экономическая, творческая, академическая, свобода информации, слова, совести и вероисповедания. Зачастую возникают противоречия между государственной властью и политическими свободами, которые определяют участие граждан в общественно-политической жизни страны и входят в группу основных конституционных прав и свобод человека. Наглядным примером является , которая гарантировала всеобщее избирательное право с соблюдением тайны голосования . При этом до 1989 года выборы в стране были безальтернативными, избирателям предлагался на выбор один кандидат из одного, выдвинутый с одобрения партийных органов КПСС.
С древних времен величайшие умы разных культур и эпох анализировали положительную и негативную стороны личностной и общественной свободы.
В древней философии основной целью свободы является самостоятельный выбор в судьбе и избавление от политического деспотизма. В средние века подразумевалась свобода от греха, зачастую возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и религиозными канонами. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее проявление и развитие человеческой личности. Со времен Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права, первоначально сдерживаемое научным взглядом, признающим только господство естественной причинности и закономерности.
Так что же такое свобода, всеобщее благо или тяжкое бремя? Лично я считаю, что однозначного ответа на данный вопрос не существует. Уж слишком многогранным и относительным является данное понятие, лишенное полярной контрастности. Как писал известный французский писатель, правовед и Шарль Луи Монтескье: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилия; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие».
Право на свободу передвижения
... неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Еще до принятия Конституции Российской Федерации вступил в действие Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, ...
Несмотря на это, я уверен, что незыблемость прав и индивидуальных свобод человека должна быть всеобщим благом. Только строго придерживаясь правила « Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого » возможно становление свободного общества нового поколения. Такое же мнение высказывал великий английский и социолог Герберт Спенсер: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека» и основатель немецкой классической философии Иммануил Кант : «Свобода есть независимость от произвольной воли другого. До тех пор пока она не мешает свободе других в соответствии со всеобщим законом — это природное врождённое право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы».
Без взаимного принятия и уважения люди не смогут добиться мирного и равноправного органичного сосуществования. Именно ксенофобия, расизм, сексизм, шовинизм и другие формы необъективной дискриминации и открытого проявления ненависти являются основной причиной невозможности реализации и утопической окрашенности всеобщей свободы.
Иначе говоря, не любая свобода является однозначным благом. Единственно верной является только та, которая ограниченна признанием свободы других.
Говоря о феномене свободы, невозможно не упомянуть «
В заключении хотелось бы сказать о том, что свобода является достаточно абстрактным понятием, ее невозможно однозначно оценить без конкретизированного уточнения формы проявления и понимания. Лично я считаю, что свобода физического и психологического насилия, открытого проявления необъективной ненависти является безобразным искажением и уродством истинной ценности свободы — незыблемости прав и индивидуальных возможностей для реализации человека, основанной на взаимоуважении. Обращаясь к богатой мировой истории и культуре, а также к трудам величайших правозащитников и общественных активистов мы способны создать свободу нового поколения, лишенную омрачающих безнравственных и аморальных проявлений вседозволенности.
Современный экономический человек: его сущность и тенденции развития
... экономической форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и “очеловечивается” социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких ... Экономическое общество есть законченное сущностное единство экономического человека с природой. Но экономический человек не сводим к своей сущности, так как в своём реальном проявлении ... м личности, её свободой и стремлением к ...