Экономическая психология

Экономическая психология определяется как наука о поведении человека и сообществ в хозяйственной деятельности и экономических системах. Эго поведение основывается на психологических закономерностях и механизмах, исходит из определенных чувств, мотивов человека, свойств его личности, особенностей восприятия и понимания экономической ситуации. Цель экономической психологии — исследование и психологическое обеспечение решения экономических проблем и принятия экономических решений в условиях рыночной системы [1].

Экономическая психология находится на перекрестке наук и является междисциплинарной областью знания, в разработку которой вносят вклад экономисты и психологи, что хорошо видно на примере истории ее развития, отражается в современных публикациях. Некоторые работы написаны экономистами, проявляющими интерес к психологии и считающими се важной частью экономики [2].

Другие — специалистами по прикладной психологии [3].

Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми и организациями).

Субъектами экономической деятельности могут быть: физическое лицо, частный предприниматель, группа собственников, организация как юридическое лицо, государство в лице своих представителей (министерство, ведомство, государственное учреждение и организация).

Экономическая психология решает проблемы трех основных сфер экономической реальности:

  • сферы рынка, где в центре внимания находятся покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительское поведение;
  • сферы бизнеса, где центральное место занимают исследования предпринимательства и деловой активности;
  • сферы общества, где специальной проблемой является поведение граждан в ответ на экономическую политику государства, инфляцию, теневую экономику, безработицу и т.д.

Экономическая психология как прикладная наука изучает психологические аспекты предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового поведения людей, а также процессы адаптации человека к динамично изменяющимся условиям хозяйственной деятельности. В экономической психологии изучается поведение личности при изменении экономических условий, например инфляции, условий найма и оплаты труда работников, при воздействии на человека рекламы.

10 стр., 4981 слов

Универсалистская теория экономического человека

... модель экономического поведения человека, являющаяся результатом синтеза различных дисциплин (экономической психологии, социологии труда, теории управления и др.). Особое внимание уделено экономическому мышлению, а также потребностям человека как факторам, определяющим его трудовое поведение. Экономическая наука, ...

Важнейшая проблема экономической психологии — изучение психологии предпринимательства, выявление личностных качеств, характерных для психологического портрета предпринимателя. Предпринимательство — это особый вид деятельности, связанный с риском в организации прибыльного дела, а предприниматель — человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платежеспособные общественные потребности. В повседневной речи предпринимателями называют людей, работающих в негосударственных, альтернативных секторах экономики: кооператоров, фермеров, брокеров, работников малых предприятий. Людей, занимающихся предпринимательством, называют деловыми людьми, бизнесменами.

Зарубежные и отечественные ученые единодушны относительно ряда черт, свойственных предпринимателю. Это творческая экономическая активность, умение принять риск, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость. Например, интересны данные пятилетнего проекта выявления ‘профиля предпринимателя’, осуществленного фирмой ‘Макбер энд компани’. Методика этого исследования используется Американской ассоциацией управления для выявления предпринимательского потенциала в разных странах. Исследование позволило выделить личностные характеристики, постоянно демонстрируемые теми, кто добивается успеха. Назовем десять наиболее важных:

1) поиск возможностей и инициатива (предприниматель использует новые и необычные деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства);

2) упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов и преодолеть препятствие; постоянно корректирует стратегии, чтобы достичь цели);

3) готовность к риску (предпочитает ситуации ‘вызова’ или умеренного риска; заботится о том, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты);

4) ориентация на эффективность и качество (поиск путей, как делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремление к совершенству, улучшению стандартов эффективности);

5) вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы);

6) целеустремленность (ясная формулировка целей, долгосрочное видение; постоянная корректировка краткосрочных задач);

7) стремление быть информированным (самостоятельно собирает информацию о клиентах, поставщиках, использует в этих целях личные и деловые контакты);

8) систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и ориентируется на них при принятии решения; разрабатывает или применяет процедуры слежения за выполнением работы);

9) способность убеждать и устанавливать связи (тяготеет к методам убеждения как средству влияния на людей; использует деловые и личные контакты как средство достижения своих целей);

10) независимость и уверенность в себе (стремление к независимости от управления и контроля со стороны других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).

25 стр., 12297 слов

Авто диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04 ...

... созданию в Мексике.современной модели социально-экономического и политического развития, ... коррумпированной профбюрократии. Демократизация Мексики немыслима и без ... степени способствовали раскрепощени» людей, их активному участию ... экономической и политической системы. Отсутствие реальной конкурентной борьбы, эффективной оппозиции, возможности политической ротации резко ограничили выбор альтернатив ...

Выявлен и ряд особенностей отечественных предпринимателей по сравнению с зарубежными. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и ряд других. Традиционно для России негативное отношение к предпринимателю и его деятельности. И причины здесь в значительной степени психологические.

По самой своей природе экономическая психология тесно связана как с экономикой так и с психологией. Подходы к изучению экономических проблем и поведения человека в этих науках значительно различаются.

Экономическая теория в большей степени дедуктивна, зависима от математических выкладок при разработке экономических моделей. Эмпирические данные чрезмерно обобщаются и абстрагируются. Базовые принципы теории в основном принимаются всеми экономистами.

Поскольку базовая теория находится на высоком уровне абстракции, то приложение ее к исследованию реальной жизни, как правило, приводит к использованию содержащих упрощенные допущения моделей, которые делают необходимые количественные измерения выполнимыми. В свою очередь интерпретация полученных с помощью этих моделей данных переносится на широкий круг достаточно сложных и разнообразных экономических явлений.Как правило, строя свои экспериментальные исследования, экономисты опираются на теорию игр и теорию ожидаемой полезности. Основным догматом экономической теории является идея рационального экономического человека, основными мотивами экономического поведения которого является стремление к максимизации своей выгоды и минимизации потерь, а также стремление достичь наиболее выгодного для себя соотношения затрат и выгод.