Эссе
УМК «Начальная инновационная школа» — мой выбор»
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель.
Л. Толстой
Именно стремление к совершенству толкает нас на постоянный поиск:
поиск решений сложных и не очень сложных задач, поиск интересного материала для урока, поиск креативного подхода к педагогической деятельности, поиск новых книг , учебников и инновационных методик…
С одной стороны, нам, учителям современности, повезло: нам открыты широкие возможности и предоставляется достаточно широкий выбор учебно-методических комплектов, а с другой стороны — как разобраться во всём многообразии и остановить свой выбор на том, что действительно помогает совершенствовать учебный процесс и ведёт нас вместе с нашими учениками к успеху; как сохраняя то лучшее, что накоплено советской педагогикой и вложено в нас, двигаться вперёд в новых реалиях образования?!
Поскольку мне предстояло работать с детьми, имеющими речевые нарушения (а именно общее недоразвитие речи) определиться с выбором было непросто, но я нашла, что искала — мой выбор пал на УМК «Начальная инновационная школа». Для меня это совершенно незнакомый и абсолютно новый материал. Но постепенно углубляясь и открывая его день за днём, мне стало понятно: в выборе не ошиблась.
И вот почему, остановлюсь на некоторых, по-моему, важных аспектах данного УМК на примере учебника Русский язык, авторы Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова:
— УМК позволяет осуществлять дифференцированное обучение с учётом индивидуального уровня обученности: ряд упражнений содержит задания повышенного уровня сложности, даётся дополнительный материал в рубрике «Умникам и умницам», например , при изучении темы «Гласные и согласные звуки, их обозначение на письме буквами» наряду с обычными упражнениями предлагается задание повышенной сложности, где обучающиеся знакомятся с транскрипцией, учатся её читать и соотносить с написанием слов;
Даже любовь не свела с ума стольких людей сколько времени деньги
... больше. Не даром Уильям Ю.Гладстон сказал: « Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». Поэтому деньги – ... сказал: « Деньги – это болезнь нашего времени». И с ним нельзя не согласиться; человек, как, ... с помощью метода проектов. Выбор пал на тему «Деньги. Денежное обращение. Банки» Выбор был не ... у учителей школы. Многие из них обратились к учащимся с просьбой ...
— процесс познания нового организован таким образом, что ни одно изучаемое явление не преподносится в готовом виде, без предварительной подготовки к его восприятию на основе наблюдения, сравнения, анализа определенной закономерности, актуализации уже имеющихся знаний, создания проблемной ситуации и др., например, при изучении нового материала — тема «Слово и его значение» — сначала предлагается поразмышлять над словами и их значениями, представленными в упражнении 108;
— в учебнике размещены занимательные правила-запоминалки, схемы-опоры, рубрики «Пиши правильно!», «Говори правильно!», которые направлены на совершенствование навыков правописания при изучении каждой языковой темы, например , на стр. 51 размещена схема «С прописной буквы пишутся…», которая помогает обучающимся запомнить орфограмму — прописная буква в словах;
— материал учебников по русскому языку изобилует пословицами и цитатами поэтов и писателей, что считаю очень важным для современных детей, к тому же они подобраны соответственно лексической теме урока и помогают формировать навык чистописания, например, на стр. 50 ( предложена цитата Ю. Энтина «Ах, если бы сбылась моя мечта! Какая жизнь настала бы тогда!», после прочтения, толкования и написания предлагается порассуждать на тему «Моя мечта»;
— в учебнике представлена система вопросов и заданий на развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников, которые формируют навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял» и т. п. С целью осознания значимости изучаемого материала задаются вопросы, выявляющие понимание его роли, места, ключевых лингвистических понятий и др., например: «Для чего нужно знать алфавит?», «Как вы думаете, что будет, если имена собственные вдруг исчезнут?», «Почему сначала изучают имена существительные и только потом имена прилагательные?» и т. д.
— в учебнике представлена рубрика «Читай! Размышляй! Высказывайся!», которая нацелена на все виды речевой деятельности и предусматривает чтение текста, распознавание типа речи, к которому он относится, определение темы текста, основной мысли, озаглавливание, составление плана, пересказ текста, различные виды его переработки, создание собственных устных и письменных высказываний и т. д., что в целом способствует формированию и совершенствованию навыков речевого общения, развитию коммуникативных умений, также радует то, что лексический материал, необходимый для развития активного, пассивного словаря обучающихся и связной речи основан на материале отечественной литературы, что также считаю немаловажным для духовно-нравственного развития учащихся;
Анализ финансовой деятельности ОАО «Сбербанк России»
... на 35 679 608 тыс. руб. (или на 11,49%). Далее проведем анализ структуры баланса ОАО «Сбербанк России» (табл. 2). Проанализировав структуру баланса необходимо отметить, что в ... банк финансовый баланс ликвидность Цель практики - приобретение профессиональных и практических навыков самостоятельной работы на предприятиях на основе теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Экономика». ...
— учебный процесс приближен к условиям реального общения путем создания соответствующих речевых ситуаций, выбора предметов обсуждения, форм, приемов организации речевой деятельности, предполагающих включение в нее каждого школьника. На это нацелены и коммуникативные установки, вовлекающие обучающихся в процесс коммуникации и побуждающие к речевому действию: «Как ты думаешь?», «Ты согласен с этим?», «Докажи», «Обоснуй», «Объясни» и т. д.
Таким образом, считаю, система учебников издательства «Русское слово» действительно сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционной школы. Девиз — «Развиваем, сохраняя традиции…» — совершенно точно отражает миссию данного методического комплекта. Завершая своё небольшое повествование, могу с уверенностью сказать, что УМК «Начальная инновационная школа» в полной мере оправдал мой выбор, в будущем заменить другим не планирую. УМК «Начальная инновационная школа» — мой выбор».
М.Н. Пучкарёва, учитель нач. кл., МБОУ СОШ № 48, г. Чебоксары