Просмотр содержимого документа
«Как писать эссе по обществознанию.»
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
НА 5 БАЛЛОВ
На основе методических рекомендаций А.Ю.Лазебниковой (ФИПИ)
данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения; опыт не только написания эссе по различным темам, но и его анализа с учетом критериев оценивания " width="640">
Три решающих условия написания хорошего эссе:
- хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из «смежных» предметов: истории, литературы, а также умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт;
- учет специфики данного задания, владение своего рода алгоритмом его выполнения;
- опыт не только написания эссе по различным темам, но и его анализа с учетом критериев оценивания
Почему бывают ситуации, когда экзаменуемый хорошо знает материал, но пишет слабую работу
- Излишнее многословие
- Предмет рассмотрения теряется за общими рассуждениями
- Мысли «идут по кругу», повторяются
- Основные аргументы тонут в потоке общих соображений
- Недостаточный учет особенностей выполнения данного задания
Написание по обществознанию статья по обществознанию (11 класс)
... баллов, сравнительно немного. В большинстве работ встречаются те или иные недостатки, а в целом в ответах по заданию-эссе все ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий С1–С7, проявляются ... первый взгляд, выбранное высказывание для написания эссе не должно бы вызвать у учащихся затруднения, поскольку одним из важнейших признаков закона, с которым выпускники знакомятся, является ...
Специфика задания
- свободное и самостоятельное формулирование ряда суждений по избранной теме;
- относительно целостное рассмотрение вопроса с использованием различных компонентов обществоведческого знания: фактов; теоретических утверждений; оценок; предположений; модельных ситуаций; причинно-следственных, иерархических и иных связей и зависимостей;
- нет строгой последовательности действий.
Этап 1 . Осмысление выбранной темы. Часто, чтобы лучше понять приведенное утверждение, полезно попытаться его перефразировать. Рассмотрим это на примерах.
- «Бизнес, не производящий ничего, кроме денег, – бедный бизнес». Г. Форд
- «Бизнес, не производящий ничего, кроме денег, – бедный бизнес». Г. Форд
- Вариант 2. «Я думаю, что известный американский предприниматель имеет в виду следующее: если предприниматель заботится только о своей прибыли, о том, чтобы с помощью бизнеса получить новые деньги, он поступает не очень мудро. Общество таких предпринимателей не любит. Их положение в обществе не устойчиво. Надо думать и об интересах общества: не зарабатывать на наркотиках, взятках, «откатах», вкладывать свободные средства в культуру, образование. Такой бизнес будет богатым, потому что сделает богаче общество».
- Вариант 1. «Производить только деньги нельзя, надо делать товары, которые нужны людям. Такой бизнес будет полезен обществу. Люди будут покупать нужные товары и их благосостояние возрастет».
- Тема не раскрыта. Эссе дальше не проверяется.
Этап 1 . Осмысление выбранной темы. В ряде случаев имеет смысл для раскрытия темы поставить несколько уточняющих вопросов.
«Кулинария» Часть А. Выберете правильные ответы (один или несколько)
... работа по технологии 6 класс Составлена на основе учебника "Технология" 6 класс под редакцией Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко. Были изучены следующие темы: ... работа по темам: "Творческая проектная деятельность", Оформление интерьера". Часть А. Выберете правильные ответы (один или несколько): 1. Перечислите этапы ... и предназначенное для проживания людей. 2. Цветы. Часть С. ...
- «Семья не только ячейка общества, но и ясли справедливости». А. Герцен.
- Что в переносном смысле может значить слово «ясли»? (первая ступень становления личности, ее приобщения к общественным нормам).
- В чем выражается справедливость? (к разным людям с одинаковой мерой, воздаяние по вкладу, наказание по содеянному и т.п.)
- В чем выражается справедливость? (к разным людям с одинаковой мерой, воздаяние по вкладу, наказание по содеянному и т.п.)
Такого рода вопросы не только помогут прояснить смысл высказывания (семья для маленького человека – первая ступень овладения нравственными нормами, в том числе умением поступать по справедливости), но и создадут основу, своего рода матрицу аргументации правильности этого тезиса.
определяет логику раскрытия смысла темы и характер приводимых теоретических положений и примеров. В подавляющем большинстве случаев выпускники поддерживают позицию автора цитаты. Однако это совсем необязательно. Возможны ситуации, когда одна часть высказывания представляется верной, а другая – спорной или опровергнутой дальнейшим ходом развития. Примером такого тезиса может служить высказывание Жореса о том, что социальная революция – варварская форма прогресса. Можно исходить из того, что в современных условиях революция не только не обеспечивает прогресса, но и подчас отбрасывает общество назад. " width="640">
Этап 2 . Формирование своего отношения к выбранному суждению.
Данный элемент не оценивается , но определяет логику раскрытия смысла темы и характер приводимых теоретических положений и примеров.
В подавляющем большинстве случаев выпускники поддерживают позицию автора цитаты. Однако это совсем необязательно. Возможны ситуации, когда одна часть высказывания представляется верной, а другая – спорной или опровергнутой дальнейшим ходом развития. Примером такого тезиса может служить высказывание Жореса о том, что социальная революция – варварская форма прогресса. Можно исходить из того, что в современных условиях революция не только не обеспечивает прогресса, но и подчас отбрасывает общество назад.
основные ориентиры – понятия, использованные в цитате, и указание на связь темы с определенной областью обществознания. К примеру, для темы «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика» (Т. Фулер) такими понятиями являются «знания» и «практика». Тема отнесена к области философии. Для данного эссе особое значение будет иметь философский раздел, связанный с теорией познания, в частности знание особенностей познания как вида деятельности. Заметим, что указание на связь темы с определенной областью обществознания ориентирует экзаменуемых, но не является строгим предписанием . Для раскрытия темы выпускник может использовать понятия и теоретические положения из любой области обществознания, комбинировать теоретические знания из разных областей. " width="640">
Отчет о педагогической практике
... использованию на практике идей передового педагогического опыта. - ... - подготовительный этап каждого управленческого ... учителей, функциональных служб (по содержанию – это ... Формирует у будущих учителей интеллектуально-познавательные учебные действия сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль, делать выводы на основе работы с различными источниками знаний. ...
Этап 3 . Выбор ключевых понятий.
- Здесь основные ориентиры – понятия, использованные в цитате, и указание на связь темы с определенной областью обществознания. К примеру, для темы «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика» (Т. Фулер) такими понятиями являются «знания» и «практика». Тема отнесена к области философии. Для данного эссе особое значение будет иметь философский раздел, связанный с теорией познания, в частности знание особенностей познания как вида деятельности.
- Заметим, что указание на связь темы с определенной областью обществознания ориентирует экзаменуемых, но не является строгим предписанием . Для раскрытия темы выпускник может использовать понятия и теоретические положения из любой области обществознания, комбинировать теоретические знания из разных областей.
Этап 4 . Рассуждение, логически связывающее понятия и общие положения в единое целое.
Так, раскрывая сюжет о роли практики в познании, можно построить следующую цепь рассуждений:
- знание – результат познавательной деятельности людей;
- роль практики в познании очень велика: она основа познания, важный стимул познавательной деятельности и один из критериев истины, она же определяет границы познания;
- понятие «практика» в философии имеет очень широкое значение (повседневная деятельность, реальные проблемы людей, исторический опыт, научный эксперимент и т.п.);
- выступая стимулом и основой познания, именно практика во многом определяет, что нуждается в изучении в первую очередь, какие проблемы ждут своего разрешения.
Выступая критерием истины, практика помогает отбросить ошибочные взгляды и предположения.
Так что к знаниям как «сундуку с сокровищами» без «волшебного ключа практики» не подступиться.
Отчет по практике в туристическом агентстве финансовая деятельность
... предприятия. В период прохождения производственной практики (по профилю специальности) были получены навыки по: Планированию деятельности подразделения. Организации и контроля деятельности ... деятельности подразделения; проведения презентаций; расчета основных финансовых показателей деятельности организации; сбор и анализ необходимых материалов и документов для написания данного отчета. Данный отчет ...
Этап 5 . Подтверждение выводов и суждений фактами и примерами.
В критериях оценивая эссе большое внимание обращается на характер и разнообразие источников тех конкретных знаний и сведений, которые используются для подтверждения, конкретизации положений теории:
- исторические факты
- ссылки на литературных героев
- материалы, почерпнутые из СМИ
- житейский опыт, обыденные знания