Центр занятости населения

Общая характеристика законодательства о занятости населения

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ № 287 – ФЗ от 25. 12. 2008 г.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Кроме вышеназванных нормативно-правовых актов в систему законодательства о занятости входят в первую очередь – Конституция РФ — ст. 37, которая предусматривает право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

К нормативным актам, регулирующим занятость населения относятся также: Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», которое закрепляет полномочия, организацию деятельности службы.

Немаловажное значение имеет также Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997г., (с изменениями от 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г.).

Оплачиваемые общественные работы в целях обеспечения временной занятости организовывают органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

Существует еще целый ряд нормативных актов, имеющих отношение к занятости населения, среди них можно выделить, например: Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 г. № 422 « О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения»; Постановление Правительства РФ от 22. 04. 1997 № 458 (в ред. от 14. 12.2006 г. «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 № 281н «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11. 2007 г. № 726 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан» и др.

40 стр., 19922 слов

Современное состояние службы занятости населения в Российской Федерации

... сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации. Степень разработанности темы исследования. В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как ...

2. Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения

В Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды;
  • лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
  • граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

5 стр., 2239 слов

В ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района»

... - Российская Федерация, 352570, Краснодарский край, Мостовский р-н, Мостовской пгт, Калинина, 47. ГКУ «Центр занятости населения Мостовского района» регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан; Оказывает следующие государственные услуги: содействие гражданам в ...

3. Органы Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В число ее основных функций входят следующие:

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • организация альтернативной гражданской службы;
  • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров и т.д.

Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.

Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для реализации функций и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития России схемой размещения территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации.

Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда.

Центры занятости населения непосредственно осуществляют следующие функции:

42 стр., 20649 слов

Проблемы занятости населения — дипломная

... эффективности занятости населения по предупреждению безработицы в Российской Федерации как межведомственная задача в деятельности социальных служб и службы занятости. Методы: используем методы теоретического уровня (обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы) и статистического сравнения (статистика по Российской Федерации). Представленная работа состоит ...

  • регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
  • содействие гражданам поиске подходящей работы;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • содействие самозанятости безработных граждан и др.

4. Правовой статус безработного

Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение имеет определение понятия безработного и установление содержания его правового статуса.

Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

  • а) не достигшие 16-летнего возраста;
  • б) получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ трудовую пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

  • а) первичная регистрация безработных граждан;
  • б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
  • в) регистрация граждан в качестве безработных;
  • г) перерегистрация безработных граждан.

Правовой статус безработного составляют его права и обязанности. За безработными сохраняются все общепризнанные права. Кроме того, государство установило и дополнительные права и гарантии для этой категории граждан. В частности, безработным предоставлено право: на получение содействия государства в трудоустройстве; на получение помощи в организации своего дела; на временную, но гарантированную государством занятость; на пособие по безработице; на материальную поддержку на период в период временной нетрудоспособности; на бесплатную профессиональную ориентацию и др. Устанавливая право безработного на подыскание подходящей работы, действующее законодательство предусматривает и ряд его обязанностей, а также ответственность за совершение противоправных действий.

5 стр., 2484 слов

Контрольная работа: Занятость населения и её регулирование

... в службу занятости за помощью в трудоустройстве. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, ...

Основной обязанностью безработного, является периодическая перерегистрация не реже 2 раз в месяц в установленные службой занятости сроки. Если безработный без уважительных причин не является более месяца в органы службы занятости для перерегистрации, ему прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Безработный обязан сообщать органу службы занятости о поступлении на работу (постоянную, временную, сезонную).

При попытке получения либо получении пособия по безработице обманным путем безработному прекращается выплата пособия, и он снимается с учета в качестве безработного.

Литература

1. Федеральный Закон « О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 287 – ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС « Консультант плюс»

2. Приказ Федеральной службы по труду и занятости № 211 от 11.09.2007 г. «Об утверждении регламента Федеральной службы про труду и занятости» // СПС «Гарант»

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Ответственный редактор Ю.П. Орловский. – М.: Юридическая фирма «Контракт», «Инфра-М», 2002. – 959с.

4. Голенко Е.Н. Трудовое право: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2003. – 237с.

5. Дудкина Л.В. Трудовое право: Учебник. – М.: Экзамен, 2004. – 157с.

6. Никонов Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2003. – 406 с.

7. Трудовое право России. Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. — М.: Проспект, 2006. – 528с.

8.Трудовое право Российской Федерации: Ученик / под ред. А.К. Исаева. – М.: Изд-во Омега-Л, 2005. – 496с.

9. Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. С.П. Маврина – М. Высшее образование, 2005. – 410с.