Основным источником доходов любого бюджета являются налоги и сборы. Их многообразие, сложность вычисления, декларирования, уплаты не всегда приводит к росту поступлений в бюджеты разных уровней.
Налоговая проверка является определяющим направлением контрольной работы, позволяющим выявлять и пресекать нарушения законодательства, допускаемые налогоплательщиками.
В соответствии со ст. 82 части первой Налогового кодекса РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по обеспечению контроля за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджетную систему страны. Эта деятельность направлена, во-первых, на выявление налоговых правонарушений и предупреждение их совершения в будущем и, во-вторых, на обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим механизмом налогового администрирования. Главная его цель — препятствовать уходу от уплаты налогов, обеспечивать своевременное поступление в бюджетную систему налоговых платежей в полном объеме.
Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен.
Выездные налоговые проверки — самый эффективный вид налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Выявление схем уклонения от налогообложения — не только наиболее актуальное направление работы налоговых органов, но и самое трудоемкое по сбору доказательной базы. Налоговые органы при проведении выездной налоговой проверки все чаще используют весь арсенал дозволенных им мероприятий налогового контроля.
1. Общая характеристика выездной налоговой проверки как формы налогового контроля
1.1 Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля
В арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства.
Учет и организация выездной налоговой проверки по НДФЛ
... выездных налоговых проверок по НДФЛ Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы НДФЛ 2. Определить порядок отражения НДФЛ в бухгалтерском и налоговом учете Рассмотреть процедуру выездной налоговой проверки по НДФЛ ... признается доход, полученный налогоплательщиками. Объект зависит от вида категорий налогоплательщиков (Приложение 1). На ...
Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки.
Налоговый контроль — это один из важнейших институтов налогового законодательства. Он является составной частью государственного финансового контроля.
Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
- налоговых проверок;
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах, предусмотренных НК РФ.
«Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Оба этих вида объединяет общая, единая цель, которая состоит в контроле над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Основным отличием же является тот факт, что камеральная проверка охватывает тех лиц, которые представляют в налоговые органы декларации и иные документы, то есть это весьма широкий круг налогоплательщиков.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые должны прилагаться к таким декларациям (расчетам)» [1].
В отличие от выездной налоговой проверки, камеральная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
Дифференциацию налоговых проверок на камеральные и выездные следует проводить по следующим критериям:
1. По основаниям проведения. Основанием проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа. В то же время камеральная налоговая проверка проводится без всякого на то решения, основанием ее проведения является представление налогоплательщиком налоговой декларации.
2. По обязательности проведения. Камеральная налоговая проверка проводятся обязательно, если представлена налоговая декларация, т.е. в отношении всех налогоплательщиков, представивших налоговую декларацию. Выездные же налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а только отдельно выбранной категории.
Налоговая проверка как основная форма налогового контроля
... данной работы является рассмотрение налоговой проверки как формы налогового контроля. Глава 1. Налоговый контроль в системе общегосударственного финансового контроля 1.1. Понятие финансового контроля Финансовый контроль – ... изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки). Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены ...
3. По предмету проверки. В раках камеральной налоговой проверки проверяется исполнение налогоплательщиком обязанностей только по конкретному налогу и только за тот период, за который подана налоговая декларация. Напротив, предмет выездной проверки определяется самим налоговым органом, и в него может быть включено исполнение обязанностей налогоплательщика по любому налогу и за несколько налоговых периодов — с учетом ограничений, предусмотренных ст. 89 НК РФ.
4. По месту проведения проверки. Выездная налоговая проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа, то камеральная налоговая проверка — всегда по месту нахождения налогового органа.
5. По сроку проведения. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, если налогоплательщиком по время проведения камеральной проверки представлена уточненная налоговая декларация, то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации.
6. По возможности продления срока проведения. Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Возможности продления срока проведения камеральной проверки нормы НК РФ не предусматривают.
8. По возможности приостановления. Пункт 9 ст. 89 НК РФ предусматривает право налоговых органов приостановить выездную налоговую проверку в определенных случаях. Возможности приостановления камеральных налоговых проверок НК РФ не предусмотрено.
«Выездные проверки, в свою очередь, дифференцируют на:
1) комплексные и выборочные. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам;
2) первичные и повторные. В ходе повторных проверок может проверяться тот налоговый период и исполнение налоговых обязанностей по тем налогам, которые уже были ранее проверены в ходе первичной выездной проверки. Повторная проверка может проводиться либо тем налоговым органом, который проводил первичную проверку, либо вышестоящим органом в порядке внутриведомственного контроля. Повторные проверки проводятся только в случаях, которые прямо указаны в п. 10 ст. 89 НК РФ;
3) обычные и контрольные. Обычные проверки проводятся налоговыми органами, составляющими первичное звено всей структуры налогового ведомства Контрольная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
4) плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании квартальных планов проведения выездных проверок. В то же время в течение года у налогового органа от различных источников могут появиться сведения о возможных нарушениях, что вызывает необходимость оперативного контроля. В связи с этим могут проводиться и внеплановые проверки.
Выездная налоговая проверка проводится выборочно. От камеральной ее отличает полнота и глубина проверки, которая не может быть достигнута при проведении камеральной налоговой проверки.
Налоговые проверки камеральные, выездные, встречные
... НК РФ). ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать ...
Налоговое законодательство в целом не предусматривает каких-либо существенных особенностей проведения налоговых проверок как выездных так и камеральных для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей. В отношении индивидуальных предпринимателей проводится выездная налоговая проверка по общим основаниям как для юридических лиц.
«Критические» точками налогового контроля являются хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик.
Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:
- сделка с организацией, имеющей признаки фирмы — «однодневки»;
- сделка с организацией, имеющей признаки «анонимных» структур;
- сделка с взаимозависимым лицом;
- разовая сделка;
- непрофильная сделка;
- хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица» [2].
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 3 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Оформление результатов налоговой проверки
... а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа». В отличие от выездной проверки составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ...
«Срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:
- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар, другое) на территории, где проводится проверка;
- другое.
В соответствии с п. 7 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Он также вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Пункт 8 ст. 89 НК РФ регламентирует, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Налоговый орган может приостанавливать выездную налоговую проверку неограниченное количество раз по разным основаниям, кроме основания для истребования документов (информации), допускающегося не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
В период срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются:
- действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
- действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов» [3].
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 «Выемка документов и предметов» НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Планирование выездной налоговой проверки
... Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. ...
«Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля, осуществляемого на территории Российской Федерации. При этом планирование выездных проверок занимает важное место в организации работы контрольных органов.
Основным документом, используемым при планировании выездной налоговой проверки, является Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Концепция — это в значительной мере декларативный документ, в котором изложен общий подход представителей налоговых органов к осуществлению налогового контроля в целом и их взгляды на роль выездных налоговых проверок в частности.
Концепция планирования базируется на следующих принципах планирования выездных налоговых проверок базируется.
К ним относятся:
- режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
- своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
- обоснованность выбора объектов проверки.
Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
- налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения;
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Принципы, заложенные в Концепции, позволят реализовать:
Камеральная налоговая проверка
... камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. При этом камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации, в ходе которой налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию до момента обнаружения налоговым органом ...
- формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок;
- стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах;
- повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.
Для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют:
- информацию, полученную в рамках проведения камеральных налоговых проверок;
- информацию, полученную в рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- сведения из досье налогоплательщика.
В отношении налогоплательщика может проводиться повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика только в случаях, прямо установленных налоговым законодательством, а именно:
- вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля над деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
— налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа» [4].
В ходе проведения выездную налоговую проверку в соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Поводом к проведению осмотра может явиться наличие у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации, которой не показывается в учете и отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях.
Анализ и оценка деятельности налоговой инспекции
... от правильной работы налоговой инспекции. При этом камеральная и выездная налоговые проверки являются приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, имеющая высокую степень эффективности в формировании НДС. Предметом исследования является управление работой налоговых органов как процесс ...
По результатам проведенного осмотра составляется протокол осмотра.
Следующим процессуальным действием при осуществлении налогового контроля является, истребование документов.
В силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
«Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Для проверки добросовестности налогоплательщика в рамках налоговой проверки может проводиться «Встречная проверка».
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ определяется процедура истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Оценка существенности и риска в ходе аудиторской проверки
... оценки. Работа включает в себя введение, одну главу и заключение. В перовой главе «Оценка существенности и риска в ходе аудиторской проверки» рассматривается понятие существенности, аудиторский риск и система организации внутреннего контроля аудита. В заключении дается обобщение информации, делаются выводы. Глава 1. Оценка существенности и риска в ...
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Выемка документов и предметов — это еще одно весьма серьезное процессуальное действие, проводимое в рамках выездной проверки налоговых органов. Это действие производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист» [5].
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. При этом должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. В случае отказа лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
«Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы в протоколе о выемке делается специальная отметка.
Согласно положениям ст. 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается, в случае если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
Назначается экспертиза постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку» [6].
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Свое заключение эксперт дает в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
В соответствии с п. 6 ст. 95 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные п. 7 ст. 95 НК РФ, о чем составляется протокол.
Пункт 7 ст. 95 НК РФ гласит, что при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
- заявить отвод эксперту;
- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
В деятельности налоговых органов не последнее место занимают совместные проверки и другие контрольные действия, которые производятся с различными федеральными органами (таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел).
Налоговое законодательство, в частности Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливает, что, например, по запросу налоговых органов органы внутренних дел, следственные органы участвуют в выездных налоговых проверках. В свою очередь, при выявлении обстоятельств, требующих действий налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня их выявления направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
«Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел, следственных органов с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.
Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных проверках на основании мотивированного запроса налогового органа.
Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.
Основаниями для направления такого запроса могут являться:
- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
- необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и так далее);
— необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
Такой запрос налогового органа должен содержать:
- полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН — при наличии), адрес местонахождения организации (место жительства физического лица);
- предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;
- обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
В случае если проверка назначена по материалам, направленным органом внутренних дел, вместо указанных выше данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы.
Не позднее пяти дней со дня поступления запроса орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для проверки, или мотивированный отказ.
Основаниями для подобного отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:
- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
При нарушениях налогового и иного законодательства налоговые органы наряду с Налоговым кодексом руководствуются требованиями Уголовного кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга:
- об имеющихся у них материалах о налоговых правонарушениях и преступлениях;
- о принятых мерах по их пресечению;
- о проводимых налоговых проверках и др.
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Планирование выездных проверок — это открытый процесс, построенный на отборе плательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
Построение единой, открытой и понятной системы планирования выездных проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:
- режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков;
- своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
- неотвратимость наказания плательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
- обоснованность выбора объектов проверки.
Для отбора плательщиков в план выездных проверок используется принцип рейтинга, т.е. количества и тяжести критериев.
Этапами планирования проверок являются следующие процедуры:
- формирование информационных ресурсов о плательщиках;
- анализ выявленных критериев риска и их ранжировка по степени важности и на этой основе отбор плательщиков для проверок;
- выбор объектов проверки;
- составление перечня вопросов проверки по видам налогов, темам и периодам их проверки;
- подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение проверки, о количестве специалистов, необходимых для проверки, о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных органов;
- утверждение плана выездных проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.
В целях целенаправленного отбора плательщиков для проверок налоговые органы используют разнообразную информацию.
К информации из внутренних источников относится информация о плательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций» [8].
К информации из внешних источников относится информация о плательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация.
Это, прежде всего информация, полученная в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса, в том числе о:
- регистрации общественных и религиозных организаций, банков;
- регистрации физических лиц по месту жительства, их рождения и смерти;
- нотариальном удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство;
- государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах и пр.
Информация о плательщиках, полученная по запросам:
- об утерянных, похищенных паспортах, паспортах умерших лиц;
- сведения по операциям и счетам организаций и предпринимателей;
- о перевозимых крупных партиях товаров;
- об организациях, осуществляющих дополнительную эмиссию ценных бумаг;
- об оптовых покупателях (поставщиках) со значительным объемом полученных (поставленных) товаров;
- об объемах потребляемой электро- и теплоэнергии, воды, топлива и других видов ресурсов;
- о лицензиях на различные виды деятельности — на содержание тотализаторов и игорных заведений, организацию и проведение лотерей, на риелторскую деятельность, на розничную продажу алкогольной продукции, на перевозки автомобильным транспортом, автосервис, содержание автостоянок;
- в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
- о международной туристической деятельности;
- о покупателях, заключивших биржевые сделки на крупные суммы;
- о дислокации торговых точек и рынке потребительских услуг;
- сведения об арендаторах торговых мест и пр.
К иной информации относится информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из средств массовой информации, сети Интернет (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.).
Плательщики, подлежащие обязательному включению в план выездных проверок:
- крупнейшие и основные, их проверку желательно проводить ежегодно;
- представляющие «нулевые» балансы или не представляющие налоговую отчетность при наличии информации об осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности;
- по поручениям правоохранительных и вышестоящих налоговых органов, по запросам других налоговых органов;
- ликвидируемые и реорганизуемые организации.
При поступлении сообщения организации о ее ликвидации либо сведений, полученных от иных источников, решение о проведении выездной проверки принимается в деятидневный срок. До двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами плательщику вручается копия решения налогового органа по результатам проверки, а также требования об уплате налогов и санкций.
Затем определяются плательщики, подлежащие первоочередному включению в план выездных проверок. В случае равноценности объектов предпочтение отдается плательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки, численности работающих, сумм причитающихся в бюджет налогов, а также прогнозируемых возможностей взыскания доначисленных налогов, пеней и штрафов.
Планы выездных проверок утверждаются руководителем налогового органа обычно не позднее чем за 15 дней до начала квартала. Этот план является конфиденциальным, и содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению. Корректировка плана проводится при: получении срочных заданий от вышестоящих налоговых органов; наличии поручений правоохранительных органов; наличии мотивированных запросов других налоговых органов; отсутствии возможности для проведения проверки в связи с временным отсутствием руководителя и (или) главного бухгалтера и их представителей (отпуска, болезни и другие причины).
Существует множество методик отбора налогоплательщиков для проведения проверок. По мнению налоговых органов, для повышения качества налогового контроля целесообразно проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающей четыре уровня:
1) анализ сумм начисленных налоговых платежей;
2) анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций;
3) анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей;
4) анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов.
Такой мониторинг позволяет значительно сократить временные затраты сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля в виде камеральных и выездных проверок, а также повысить эффективность работы, оценивающуюся как соотношение стоимости проведения проверки к суммам доначисленных платежей.
Основным документом, которым руководствуются налоговые органы при отборе кандидатов на выездные налоговые проверки, является Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок. Указанный Регламент выделяет две категории приоритетных для включения в план проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков:
1) налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок;
2) налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при наличии возможностей инспекторского состава.
К первой категории относятся, в частности, следующие налогоплательщики:
- организации, являющиеся крупнейшими и основными налогоплательщиками. Их проверка проводится минимум один раз в два года;
- налогоплательщики, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. Данные налогоплательщики включаются в планы проверок в оперативном порядке;
- ликвидируемые организации;
- организации, представляющие «нулевые балансы» или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
- налогоплательщики, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других налоговых органов.
Ко второй категории относятся, в частности, налогоплательщики:
- предложенные к проверке отделами, производящими камеральные проверки налоговой отчетности и анализ бухгалтерской и налоговой отчетности с обоснованием целесообразности этих предложений;
- неоднократно представляющие несвоевременно или не в полном объеме документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
- последняя проверка, которых выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;
- не проверявшиеся более 6 лет;
- существенно увеличившие потребление энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), при уменьшении либо незначительном увеличении объемов выпускаемой продукции (работ, услуг);
- по руководителям или учредителям, которых имеются документы и информация, ставящие под сомнение происхождение их средств или свидетельствующие о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, на основании использования всего имеющегося массива информации о соответствующем налогоплательщике, полученной как из внутренних, так и внешних источников;
- отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль (доход) на протяжении ряда налоговых периодов или допускающие резкие колебания размера налоговых платежей в различные налоговые периоды при примерно одинаковом объеме оборота;
- уплачивающие незначительные суммы налогов и в то же время занимающиеся благотворительностью (спонсорством) с расходованием крупных сумм денежных средств;
- исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательных платежей через неплатежеспособные банки либо банки, по которым имеется намерение уполномоченных контролирующих органов о приостановлении либо отзыве лицензии;
- относящиеся к какой-либо определенной отрасли, если предыдущие проверки показали, что масштабы ухода от налогообложения организаций данной отрасли весьма значительны.
Особый интерес из этой группы налогоплательщиков представляют налогоплательщики с большими суммами НДС, уплаченными таможенным органам и предъявленными к налоговым вычетам, и по сравнению с ними незначительные суммы НДС по реализованным товарам при наличии больших объемов кредиторской задолженности и (или) наличии больших объемов дебиторской задолженности при незначительных объемах выручки;
- имеющие наибольшие суммы отклонений от среднего уровня анализируемого показателя, характерного для однородной группы налогоплательщиков в абсолютном или процентном выражении.
Регламентом установлено, что в случае равноценности объектов выбора для выездных налоговых проверок с точки зрения вероятности выявления нарушений предпочтение отдается налогоплательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки от продаж, численности работающих, суммы причитающихся в бюджет налогов и сборов, а также прогнозируемых возможностей взыскания доначисленных налогов, пеней и налоговых санкций.
Анализ указанных показателей становится возможным в связи с использованием налоговыми органами внешних и внутренних источников информации. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т.п., а также иная информация. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций.
«Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе, т.е. формирование досье налогоплательщика.
Досье состоит из пяти частей:
1) Идентификационная часть. Здесь содержатся данные из единого государственного реестра налогоплательщиков; информация о принятой организацией учетной политике для целей налогообложения, сведения о ее руководителе (в том числе и о его доходах), а также об уставном капитале. Кроме того, в этом разделе отражается информация о наличии филиалов, о реорганизации, ликвидации налогоплательщика, сведения о выданных, отозванных или прекративших действие лицензиях и сертификатах.