Политическая стабильность и миграция населения

1.3 Теории, связывающие миграцию и политическую стабильность

В данной части работы мы попробуем дать объяснения и ответить на вопрос, почему, на наш взгляд, миграция может влиять на стабильность политических режимов. Теоретически, мы обсудим две известные теории, которые известны еще с прошлого века, и с помощью рамок именно этих теорий сформируем наши гипотезы, которые и будут проверяться в дальнейшем. Первая из этих теорий- теория Тибу, или гипотеза «голосования ногами». В своей теории Тибу моделями показывает, как люди, то есть население страны, вольны выбирать себе место жительства в том обществе, или же в той стране, где им предоставляют тот набор общественных благ и услуг, которые совпадают с их собственными потребностями.

Теория «»»голосования ногами» Тибу говорит, что люди выбирают общественные блага, которые хотят употреблять. Каждый выбирает тот набор благ, который подходит именно ему. И так как каждая власть производит свои уникальные общественные блага, люди выбирают ту страну, где им хочется жить. Если каждый выбирает страну «своих» благ, то эффективность государства вырастает, а функция полезности каждого человека достигает максимума. Каждый человек, мигрируя, выбирает страну, которая обеспечивает для него максимальную полезность(выгоду).

С таким обменом в странах проживают «довольные своим государством» люди, чем и не представляют угрозу стабильности страны.

Тибу предполагает, что множество общественных благ предоставляется местными расходами, и при наличии достаточного количества сообществ,люди бы выявляли свои истинные предпочтения по поводу общественных благ. Они бы выбирали сообщества, в котором хотят житьTiebout C.M. A Pure Theory of Local Expenditures// The Journal of Political Economy. Volume 64. 1999..

В таком случае есть широкий диапазон выбора: все те, кто решил жить в той же общине по существу имеют тот же вкус, и не было бы никаких проблем согласования противоречивых предпочтений. Это интригующая идея, так как она предполагает, что невидимая рука может решить важную проблему- предоставления общественных благ.

Важной идеей в гипотезе Тибу является человеческая мобильность, которая создает конкуренцию среди сообществ.

Расмотрим модель общественного выбора «голосования ногами». Идеи Тибу в модели сформулизовал Труман Бели в 1982 году. Он сформулизовал идеи «голосования ногами» в модель общего равновесия Арро- Дебреу.

Дадим общие предположения модели:

7 стр., 3347 слов

Основы экономики общественного сектора

... ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА Общественные расходы направляются не только для оказания социальной помощи, общественного страхования, но и для производства как общественных, так и частных благ. ... Тибу: голосование ногами 69. Межправительственные гранты 70. Эффект «липучки» 71. Децентрализация и рост общественного сектора ... творческого потенциала человека возрастает. 2. ...

  • Акторы, принимающие решения (deseasionmakers): потребители (население), организации (бизнес сектор, производящий общественные блага) и органы власти;
  • Существует n различных регионов жилья (стран)

C= 1,2,….,n

где C- страна (country);

  • Каждый регион имеет правительство, которое обеспечивает общественные блага страны, и собирает налоги как плату за них;
  • Существует идеальная потребительская мобильность между странами, то есть нет никаких ограничений при переездах;
  • Потребители полностью информированы о ценах, налогах,и общественных благах в каждой стране и самостоятельно приняли решение жить в стране, где они наслаждаются высоким уровнем полезности;
  • Потребители ведут себя конкурентоспособно, то есть они не считают, что цены, налоги или предоставляемые общественности товары находятся под влиянием их собственного выбора.

Они верят, что ничего не возможно поменять в странах;

  • Местное правительство не может дискриминировать потребителей, при взимании налогов;
  • Правительста стран не знают о начальных денежных запасах жителей, когда взимаются налоги;
  • Предположим, что обстановка одной страны не имеет эффекта на другие: жители одной страны влияют на то, что происходит в других, только через цены и миграции.

После выдвинем предположения относительно стоимости общественных благ.

Мы можем рассуждать, исходя из двух возможностей:

1. Стоимость не зависит от населения (так называемый «Чистый случай общественных благ (pure public goods case)»);

2. Стоимость пропорциональна населению, следовательно, на душу населения стоимость постоянна (так называемый «Чистый случай государственной службы (purepublicservicecase)»).

Какова мотивация правительства? Расмотрим два случая:

1. Демократические правительства стремятся максимизировать благосостояние своих граждан (для переизбрания во власти);

2. Недемократические правительства имеют цели, которые не зависят от благосостояния их граждан (при этом могут безпричинно повышать цены на общественные блага в виде налогов).

Данная модель имеет 4 основных показателяSingleton D.J. Sorting Charles Tiebout: The Construction and Stabilization of Postwar Public Good Theory// Journal of Economic Literature . №52. 2013.:

1. Потребительский набор каждого потребителя;

2. Мотивация правительства;

3. Набор общественных благ, предоставленных правительствами каждой страны;

4. Страна проживания каждого потребителя.

«Равновесие Тибу» состоит из допустимого распределения, цены на общественные блага, и налоги, а так же имеет следующие условия:

1. Потребительский набор удовлетворяет каждого потребителя, его бюджетное ограничение, учитывая его место жительства. Его выбор места жительства максимизирует полезность потребителя в этом бюджете набора.

2. Каждый потребитель выбирает регион, который сам предпочитает (когда потребитель сравнивает регионы, он сравнивает налоговые системы, государственные расходы, и набор тех благ, которые он предпочитает)Warren M.,Robert J. “A Pure Theory of Local Expenditures,”// The Journal of Political Economy . 64. №5:.

Теория Тибу по отношению к недемократичным странам говорит о том, что нерациональные правительства могут без конца повышать тарифы, при этом не улучшая качества управления и качества общественных благ. Это в прочих равных условиях привидет к политическому насилию, если упираться на теорию политической стабильности К. Детча, где он говорит, что экономический рост, а так же рост гражданского самосознания населения приводит к завышенным ожиданиям (как пример протесты Electric Yerevan в 2015 году).

7 стр., 3094 слов

Общественные блага как экономическая категория

... на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом. Однако за этой внешней схожестью скрываются существенные особенности: ¾ во-первых, являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми ...

При этом, если связать две теории (Детча и Тибу), то получится, что в данной ситуации у той части населения, у которой не удовлетворены потребности либо ожидания есть выбор: голосовать ногами, то есть мигрировать, или же бунтовать. Если выбор будет сделан с пользу насилия, то, как мы увидели ранее, это приведет к политически нестабильной системе. Если же выбор падет на миграцию, то угроз для политической стабильности режима не будет.

Теперь попробуем разьяснить с помощью теории Теда Гарра, «Почему люди бунтуют?» такую ситуацию, в каком случае и почему люди с неудовлетвоенными потребностями выберут ту или иную стратегию действия.

«Почему люди бунтуют»- это классическая теория, в которой Тед Гарр исследует, почему люди участвуют в политическом насилии (беспорядки, мятежи, перевороты и.т.д.) и как режимы реагируют на это. Хотя теория была написана задолго до того, как появилось пространство СНГ, она, на наш взгляд, может обяснить многие происходящие современные действия.

В своей книге Гарр рассматривает базовую психологическую теорию фрустрации- агрессии, которая, как утверждает автор, и есть основной источник способности человека к насилию. Гарр говорит, что разочарование не обязательно может привести к насилию, но если разочарование продлится продолжительное время и будет остро ощутимо, то есть не будет каналов освобождения, то разочарожание приведет к гневу и в конечнем итоге к насилию.

Гарр объясняет эту гипотезу термином «относительная депривация», который является несоответствием между тем, что люди считают достойным, и тем, что они на самом деле думают, что могут получить. Гипотеза Гарра, заключается в том, что «потенциал коллективного насилия сильно зависит от интенсивности и масштабов относительной депривации среди членов коллектива».

Примечательно, что Гарр не рассматривает более абсолютный или объективный показатель лишений, как источник политического насилия. Люди могут привыкнуть к плохому положению вещей, даже к тому, что государство может предоставлять мало доступа к ресурсам жизнеобеспечения.

Однако, если есть существенное несоответствие между тем, что население, по собственному мнению, поучает и чего оно достойно получить, выражения недовольствия неминовать. Гарр считает, что это так, даже если нет никаких сомнений в том, что их основные потребности будут удовлетворены. По словам Гарра, так же, как фрустрация производит агрессивное поведение со стороны отдельного человека, так и относительная депривация предсказывает коллективное насилие со стороны социальных групп.

На использование насилия влияет и ряд других факторов, например культура общества и политическая среда. Культура должна по крайней мере принять, если не одобрить, насильственные действия, как средство достижения цели. Политическое насилие также более вероятно, если нынешнее руководство и социально-экономическая / политическая система рассматриваются как незаконные. Другим фактором является то, считается ли насилие жизнеспособным средством решения проблемы.

10 стр., 4886 слов

Миграция причины и последствия

... силы понимают перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ...

Но для нашей работы более ценными являются каналы проявления недовольства. Мы уже рассмотрели, что может привести к недовольству насилении, сейчас рассмотрим, как проявляется недовольствие по Гаррув главе «Каналы для выражения протеста».

Гарр считает, что чем более интенсивным бывает недовольство, тем более необходимы механизмы выходных клапанов каналов протеста- хотябы для утверждения институциональной поддержки. Те же структурные паттерны действия, что и в каналах политического участия, часто служат инструментальным и экспрессивным целям. Когда неудовлетворенность низка, вероятность появления недовольства минимальна. Когда же неудовлетворенность усиливается, допускается выражение значительной враждебности. Это происходит в той степени в какой позволяют институциональные каналы протеста. Иными словами, если рассмотреть две политические системы: демократическую и недемократическую, то в не демократических системах вероятность правления недовольства намного выше. Так агрессивные движения в демократии редко достигают революцииTed Robert Gurr and Charles Ruttenberg, The Conditions of Civil Violence: First Tests of a Causal Model// Princeton, 1967..

Революционные движения в плюралистических демократических обществах сравнительно редкое явление, потому что свобода слова и печати дают вербальный выход недовольству, а голосование против недовольных кандидатов удаляет некоторые агрессивные импульсы, а также потому что участие в деятельности добровольных ассоциаций рассеивают значительную часть агрессии. При объяснении каналов протеста в не демократических станах Гарр ссылается на Эллвуда, говоря, что политическая или экономическая система, которая рассматривается как репрессивная возбуждает революцию или бунт, если она допускает выражение обид на себя и относится к ним не толерантно. Гарр выделяет четыре основных каналов протеста:

1. Смирение. Смирение может описать канал выражения недовольства в недемократических обществах, так как здесь страх больше, но в конечном итоге однажды страх превратится в бунт;

2. Неагрессивная борьба. Такая борьба включает в себя СМИ, дебаты, НКО, оппозиционные партии, и она больше описывает демократические общества;

3. Уклонение, или побег имеют виду именно эмиграцию. Этот канал, несомненно, может описывать как недемократические системы, так и демократические. То есть, мигрант может выбирать более демократическую и более подходящую для себя страну или общество;

4. Агрессивная борьба или же бунт. Он, как ранее говорилось, уникален для недемократичных обществ;

— В дальнейшей работе для подтверждения или же отрицания наших гипотез мы будем ссылаться на две вышеобсужденные теории. Если первую теорию «голосования ногами» мы будем рассматривать в пространстве СНГ, так как, как мы увидем далее, в пространстве СНГ исключительно страны гибридных режимов, где высокий уровень миграции и политический режим относительно стабилен, то второй теорией Гарра, мы попытаемся объяснить процессы миграции и относительную политическую стабильность в Республики Армения.

Изучаемый нами регион в Евразийском географическом пространстве уникален и интересен, так как здесь государства сформировались относительно в одно и то же время, у них есть общее историческое и политическое прошлое, они начинали с одной и той же точки, развивались относительно одинаково, есть сходство в политических структурах режимов. Однако, несмотря на все это, экономически эти страны отличаются, исходя от географической локализации и ресурсоемкости экономических систем. Кроме того, в этих странах сравнительно высокая степень перекрестной миграции. В данной главе мы рассмотрим миграционные механизмы внутри региона, а также внутриполитические ситуации, которые приводили к появлению миграционных потоков или же наоборот.

4 стр., 1843 слов

Миграция населения

... о сохранении довольно высоких темпов прироста общего числа беженцев. Существуют два главных мировых центра вынужденной миграции населения. Это Африканский и азиатский континенты, на долю которых приходится более 70% ... экономически развитые страны (Бразилию), в США, где трудится около 2.5 млн. человек из Мексики, Сальвадора, Колумбии и Ямайки. Я выбрала эту тему для своего реферата, потому, что ...

Страны, входившие в состав бывшего СССР, занимают примерно одну шестую часть мировой площади суши и составляют около 4 процентов ее населения. Распад СССР в 1991 году привел к появлению ряда новых государств: прибалтийских государств, в настоящее время в Европейском союзе, а также членов Содружества Независимых Государств (СНГ) плюс ГрузияПосле вооруженного конфликта Грузии с Россией, Грузия остановила членство СНГ. . Таким образом, движение населения, которое до 1991 года было представлено как «внутренняя миграция», после 1991 года стало «международной (трансграничной) миграцией». Как известно, Советский Союз был довольно закрытой страной. До падения «железного занавеса» и либерализации процедуры выхода из Советского Союза в конце 1980-х годов, население союзных республик изменялось лишь естественным ростом и чистым миграционным обменом с другими республиками. Всего в СССР по данным переписи 1989 года более 30 миллионов человек или 10,6 % населения проживали не в республиках, где они родились Государственный комитет СССР по статистике. Население СССР по данным всесоюзной переписи населения 1989 г.// «Финансы и статистика». Москва 2012г.

Открытие внешних границ СССР привело к существенному оттоку мигрантов из многих частей бывшей советской империи. Многочисленные конфликты, разразившиеся на постсоветском пространстве, также способствовали повышению мобильности людей. В постсоветский период преобладала политическая и этническая миграция. Члены многочисленных наций репатриировались на родину. Снижение уровня жизни, глубокий экономический кризис и политическая неопределенность в недавно возникших государствах создали дополнительные стимулы для миграции.

Для характеристики миграционных процессов внутри СНГ будет удобно разделить все послесоветское время на периоды:

  • Первый период миграции условно назовем периодом репатриации, но в термине репатриация также будем иметь в виду политических беженцев (Период дестабилизации и массовых миграционных потоков 1989-1995 годы).

  • Второй период можно охарактеризовать, как период экономически мотивированной миграции постоянного место жительства (Период перехода к стабилизации миграционных потоков).

  • Тогда как третий период — это период экономической миграции трудоспособного населения, который мы назовем период временной трудовой миграции (Период стабильных потоков миграции).

    Рассмотрим все периоды более подробно.

Период дестабилизации и массовых миграционных потоков: Как мы уже сказали, первый период — период репатриации. Это период, когда советский железный занавес окончательно рухнул, и многие, проживающие за границами Советского Союза соотечественники стали возвращаться. В данной работе мы также рассмотрим другой вид репатриации. Этот период миграции характеризуется этническими и культурными особенностями. Еще в 1988 году в Советском Союзе на Южном Кавказе появились первые потоки беженцев или политических мигрантов. После начала карабахского конфликта в феврале 1988 г. Азербайджан и Армению захлестнули волны беженцев, которые, спасаясь от насилия и погромов, спешно покидали родные места. Тогда же в Азербайджан стали прибывать и месхетинские турки, ставшие в 1989 г. жертвами погромов в Узбекистане. 1 февраля 1990 г. Госкомстат Азербайджана официально зарегистрировал в республике 207,5 тыс. беженцев из Армении, а также около 48 тыс. месхетинских турок.Юнусов А. С. Армяно-азербайджанский конфликт: миграционные аспекты // Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 1999. С. 79 В то же время на 1 марта 1990 года по официальным данным управления по делам беженцев Армении зафиксировано 86 тысяч беженцев из Азербайджана. К концу войны в 1994 году ООН насчитало в Армении 304 тысяч беженцев, и 231 тысяч человек в Азербайджане.ДокладООНот 1998 года: Refugees and Others of Concern to UNHCR — 1998 Statistical Overview Массовые миграции из-за политических конфликтов были также и в Республики Молдова. В период с 1991 года по 1993 год в связи с Приднестровским конфликтом из Молдовы уехало большая часть Миграционные последствия раскола страны во время Молдавско-Приднестровского конфликта окончательно не изучены, так как получить точные данные о точном количестве людей, покинувших молдавскую территорию в ходе конфликта и по его итогам на сегодняшний день уже невозможно. В целом, принято считать, что вооруженные столкновения на Днестре привели к оттоку определённого процента населения Молдовы в такие страны, как Россия и Украина, причем эта миграция, вероятнее всего, была этнической по своему характеру. Абсолютным большинством участников этого потока были этнические русские и украинцы.(Руководство по изучению миграции в СНГ, ООН (Нью- Йорк и Жнев 2016)) http://www.cisstat.com/census/ECECESSTAT20162_ENG_web.pdf ) русского и украинского населения. Так в 1992г. Украина приняла свыше 60 тыс. человек из-за конфликтаМакухин А. В. Современная миграционная ситуация в Респулике Молдова и Приднестровье как череда «исходов населения»// politBook№ 1. Москва 2015.. Гражданская война, разразившаяся в Таджикистане в 1992-1993 гг., вынудила около 60 тыс. человек бежать в Афганистан и еще около 200 тысяч человек — в соседние государства Центральной Азии, Российскую Федерацию и другие страны СНГ Бобохонов Р. С. Миграционные процессы в Таджикистане и России,// Политика и общество -№. 4. Москва 2012. стр. 142.

18 стр., 8991 слов

Политика военного коммунизма. Советская страна в годы НЭПа

... –х годов. Они характеризуются, прежде всего, переходом от гражданской войны к миру, отказом от политики «военного коммунизма», приведшей к серьезному политическому кризису. Переход к новой экономической политике (НЭП) был объективно обусловлен и ...

Период репатриации связан с политическим давлением на славянское население, практически во всех новых государствах постсоветского пространства, особенно в странах Закавказья и Центральной Азии, сотни тысяч русскоязычных беженцев направились в Российскую Федерацию, Украину и Беларусь Холики Абдулхолик, Рахимов Набиджон Турдиалиевич Межэтнические отношения в Средней Азии: история и тенденции // Вестник ТГУПБП. 2013. №3 С.192.

Как мы увидели, миграция в странах Закавказья и Средней Азии, а также в Республике Молдова в первые годы становления национальных республик была связана с политическим насилием и имела отдающий характер, другими словами страны были донорами миграционных потоков, в то время как в тех странах, в которых не было явлений массового политического насилия, в России, Белоруссии и Украине, миграция несла принимающий характер, иными словами, страны были реципиентами миграционных потоков. Так, за период с 1990 год по 1994 год Россия принимала в среднем миллион человек в годРезникова Оксана Перспективы миграций на постсоветском пространстве // Кавказ и глобализация. 2008. №4 С.87., а в тот же период миграционный оборот между Украиной и другими новыми независимыми государствами составлял 700-800 тыс. человек в год, а сальдо обмена населением с ними имело весомое положительное значение Малиновская Е. Внешние миграции населения Украины периода независимости// Демоскоп weekly. 2013. №. 563-564 С. 2 (URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0563/demoscope563.pdf ).

В то же время данный период становления национальных республик не простой для понимания политических ситуаций. Повсеместное насилие в странах Средней Азии, Закавказья и в Молдове, а также крайне тяжелая экономическая и социальная ситуация как в вышеперечисленных, так и в странах славянской части СНГ привели регион к крайне неустойчивой политической ситуации. В своей работе Банс описывает пост- социалистические страны, при этом и страны СНГ, в период распада СССР и их становления Bunce V. The Political Economy of Postsocialism.// Slavic Review. V. 58, №4. 1999.

При характеристике политических режимов стран он показывает, что у всех пост- социалистических стран есть три пути развития, из которых страны СНГ пошли по двум путям: путь Авторитаризма и полу- социалистической экономики (Узбекистан, Беларусь, Туркмения) и путь баланса между диктатурой и демократией, баланса между капитализмом и социалистической экономикой (Россия, Армения, Азербайджан и др. страны).

Из всех стран можно выделить только Киргизию, как «островок демократии», которая в период становления как национального государства была исключительно демократической страной. Для характеристики политического развития этих стран Банс приводит термины политической стабильности и демократии. Политическая стабильность — способность режима (политической власти) и государства обеспечить политический заказ (постоянство правил политической игры).

Демократия — полный набор гражданских и политических свобод, конкурентоспособная политика(партии) и верховенство права.

Как пример, Казахстан, как показывает Банс, являлся в данный период политически стабильной, но не демократичной страной, тогда как Киргизия, «демократический островок», был намного демократичнее, но политически нестабильнее. Узбекистану также удалось сохранить политическую стабильность и не зафиксировать сколько-нибудь значительных случаев межэтнического или межконфессионального конфликта, смены режима или гражданской войны, в то время как соседняя Киргизия испытала многочисленные конфликты и хаос, начиная от «цветных революций» и заканчивая этническими конфликтами. Ph.D. Thesis Title: Living Law and Political Stability in Post-Soviet Central Asia. A Case Study of the FerghanaValley in Uzbekistan Author: Rustamjon Urinboyev (2012)

В период становления национальных государств, Банс разделяет страны СНГ на 3 группы политической стабильности:

  • высокостабильные страны, где режим консолидирован, и правительство является разумно-эффективным (Казахстан, Туркменистан, Беларусь);
  • ? менее стабильные страны, где режимы не полностью консолидированы (часто соединяются демократические и авторитарные элементы), правительства не имеют политической (в том числе конституционной) поддержки и идеологического согласия (Киргизия, Россия, Украина, Молдова и Азербайджан);
  • ? нестабильные страны, где режим находится под знаком вопроса (Армения, Грузия и Таджикистан).

Как вывод, Банс пришла к тому, что наиболее нестабильны те страны, в которых режим можно назвать гибридным, что между авторитаризмом и демократией, капитализмом и социализмом, к такому типу режимов, в период становления относились все страны СНГ, как показывает в своей работе Левитски.Levitsky S., Way L. The Rise of Competitive Authoritarianism// Journal of Democracy. 2002.V. 13, № 2

С одной стороны, мы имеем гибридные режимы с нестабильными политическими режимами, с другой стороны, как в своей работе показывает современный российский автор Прокофьев А., в странах СНГ можно рассчитать множество источников недовольства режимами среди разных социальных групп.Прокофьев А. В. Причины и условия протекания «Цветных» революций на постсоветском пространстве // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. №7 С.34.Падение советского режима характеризовалось двояким процессом в сознании граждан бывшего СССР. Условия жизни почти всех социальных слоев ухудшились. В таком случае, при гибридных режимах мы можем рассмотреть прогрессирующую депривацию Теда Гарра, которая была описана в первой главе работы.Ted Gurr. Why Men Rebel Princeton// NJ: PrincetonUniversity Press. 1970.p. 90 Наверняка бы прошла серия революций на пространстве СНГ почти сразу после распада СССР, но этого не случилось. При этом мы видим большие сдвиги населения, можно предположить связь между этими двумя явлениями. Мы можем составить гипотезу о том, что при общем фоне политического насилия люди принимали решение о миграции, также вынужденная миграция стала причиной авторитаризации стран в дальнейшем, и благодаря миграции регион смог миновать большего насилия, революций и переживаний в дальнейшем.

Но проверка данной гипотезы невозможна в связи с отсутствием данных по миграции в данный период.

Период перехода к стабилизации миграционных потоков: Второй период, который охватывает период второй половины 90-х годов и первую половину нулевых годов (до 2003 года, начало времен «цветных» революций).

Данный период характеризуется особенной односторонней миграционной струей. В данный период миграция населения в СНГ качественно поменяла свои причины и направления. Этническим и языковым, культурным, религиозным факторам миграции на смену пришли экономически мотивированные факторы миграции. Из-за политически сложных перемен, войн и насилия в некоторых странах СНГ ко второй половине 1990-х годов во многих странах был экономический коллапс. Но после 1996 года во всем пространстве ситуация изменилась в сторону экономического роста.Абсаттаров Р. Б. Особенности миграции населения на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. История России. 2014. №1 С.58Миграционная ситуация количественно изменилась: по мнению Жанны Зайончковской, в период 1995-2000 гг. перемещения между государствами СНГ сократились в четыре раза. Миграция в СНГ, достигавшая 2 млн чел. ежегодно в начале 1990-х гг., упала до 900 тыс. в 1996 г. и составила всего лишь 480 тыс. в 2000 г. Зайончковская Ж. Десять лет СНГ — десять лет миграции между странами-участницами // Демоскоп Weekly. 2001. № 45-46. 3- 16 дек. С. 6Всвязи с этим качественно менялись массовые настроения. При всей неравномерности распределения результатов этого роста среди населения экономическое положение основных масс населения также становилось лучше. При этом экономически мотивированная миграция перестала быть временной, люди стали эмигрировать из стран на постоянное проживание. Так, в Молдове появились программы переселения в Европейский союз Макухин А.В. Современная миграционная ситуация в Республике Молдова и Приднестровье как череда «исходов населения»// politBook№1. Москва 2015.С. 72., такие программы проводятся в Армении, как со странами ЕС, так и с США.

Особенностью миграции в данный период можно считать несколько уменьшение роли России в общей миграции. Так, во второй половине 90-х годов проявился рост эмиграции из стран СНГ в Западные страны, как показывают данные Жарошвитса М. и Сзерепки Л. С1994 г. около 4 млн чел. покинули страны бывшего СССР (приблизительно 1,3 млн — из России).

Jaroszewicz M., Szerepka L. Migration Challenges in the European Union’s Eastern Neighbourhood// Warsaw: Centre for Eastern Studies, 2007. p. 32Большая часть этих мигрантов обосновалась в Германии, Израиле и США. Эти государства в течение многих десятилетий боролись за признание права советских людей эмигрировать в другие страны и даже выработали политику, связанную с приемом этнических немцев и евреев. Это также связано со сложной политической ситуацией в России и экономическим кризисом 1998 года в России.

Политически этот период можно назвать периодом стабилизации режимов. Период перехода гибридных режимов к более авторитарным жестким режимам. Так, экономический кризис, повсеместная коррупция, организованная преступность, состояние неэффективности и коррупция привели к появлению «кланового капитализма» и олигархии, которая принесла глубокое разочарование в русский народ, но, тем не менее, эра либеральной России проходит с отставкой Бориса Ельцина и с приходом на власть силовиков, во главе Владимира ПутинаCondrey S., and Goncharov D., eds. Public Administration in Post-Communist Countries: Former Soviet Union, Central and Eastern Europe, and Mongolia. Boca Raton: CRC/Taylor & Francis, 2013.

После нападения на парламент в Армении, 27 октября 1999 года, были убиты премьер-министр К. Демирчян, председатель парламента В. Саргсян и еще 10 депутатов, власть перешла к клану Кочаряна Саргсяна, чем политическая оппозиция была искоренена. Даже в Киргизии, в «демократическом островке», которая отмечалась относительной стабильностью в первые годы независимости. Первый президент страны Аскар Акаев, физик по образованию, изначально преследовавший либеральную политику после обеспечения переизбрания в 1995 году стал менять свой политический курс, постоянно расширяя свои президентские полномочия. Уже тогда это привело к демонстрациям, но режим стал более авторитарным.Прокофьев Артем Вячеславович Причины и условия протекания «Цветных» революций на постсоветском пространстве // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. №7 С.36

В Азербайджане ужесточение режима стало происходить еще в 1993 году, политический кризис в стране стал поводом возвращения в политику Гейдара Алиева. После возвращения к власти Алиев быстро пропустил политических противников и консолидировал свою власть.Баймурзаева Шагани Баймурзаевна Особенности государственности южнокавказских республик (на примере Азербайджана) // Власть. 2014. №1 С.144-148.

Другие примеры авторитарного властвования бывших первых секретарей Советских Республик являются: Узбекистан, где с 1991 года у власти находился Ислам Каримов, и, несмотря на относительную свободу политической конкуренции до 1995 года, в этом году Каримов устранил всю оппозицию; Казахстан, где с 1991 года президентом является Н. Назарбаев; Туркменистан, где после обретения независимости в 1991 году, президент Сапармурат Ниязов создал культ личности, приняв титул Туркменбаши — отца всех туркмен. Он переименовал месяцы года в честь себя и своей матери, и написал руководство образ жизни Рухнама, который стал обязательным чтением для средней школы и студентов высших учебных заведений. В 1999 году парламент проголосовал за уступчивого Ниязова, чтобы стать пожизненным президентом, такая ситуация сохранилась до смерти Туркменбаши в 2006 году Кадыров Шохрат Ходжакович Туркменистан: институт президентства в клановом постколониальном обществе // Вестник Евразии. 2001. №2 С.19.

В период стабилизации и ужесточения политических режимов, мы видим рост постоянной миграции, когда недовольная часть населения эмигрировала на постоянной основе, с решением не возвращаться. Мы также можем создать гипотезу о связи данных явлений, но данный период невозможно исследовать, так же, как и предыдущий, из-за отсутствия данных. Тем не менее, следующий период намного длиннее, и мы его изучим несколькими способами.

Период стабильных потоков миграции: Или же период роста временных трудовых миграций между странами СНГ. До конца 1990-х годов миграция поселений (мигранты, ищущие постоянное проживание в принимающих странах) была наиболее распространенным типом миграции. С начала настоящего времени преобладали другие, более гибкие формы миграции. Трудовая миграция, часто в форме круговых потоков трудящихся-мигрантов, стала одной из наиболее распространенных стратегий выживания среди граждан постсоветских республик. Для многих миграция стала единственным способом выжить.

Кроме того, целые страны стали зависимыми от денежных переводов мигрантов. Например, в 2011 году денежные переводы мигрантов составляли 47% ВВП в Таджикистане, 29% в Кыргызстане, 27% в Армении и 23% в МолдовеДанныеВсемирногоБанка 2011 года. Сегодня, через 25 лет после распада СССР, внутрирегиональные миграционные потоки по-прежнему преобладают, а Россия является основным миграционным магнитом. В некоторых странах СНГ потоки внутри СНГ составляют более 90 процентов всех миграционных потоков, как в случае эмиграции, так и иммиграции, что приведено на Рисунке 2.1.

Доля миграции внутри СНГ в общем обмене миграциями в 2014 году, в процентах Источник данных статистическая служба СНГ, электронный ресурс: www.cisstat.com

Рисунок 2.1.

В 2013 году миграция в Россию колебалась от 28 % для Молдовы до 89% от общей миграции в Казахстане (см. Рисунок 2.2.).

Господство России в привлечении мигрантов можно рассматривать как пример институциональной зависимости от региона в регионе, поскольку миграция в Россию в 1980-е годы составляла почти три четверти от общего миграционного потока в СССР Zayonchkovskaya Z.. Recent Migration Trends in the Commonwealth of Independent States,//International Social Science Journal 52: 2000.

Доля эмиграции в Россию в общей эмиграции из отдельных стран СНГ в 2013 году (В процентах) Данные взяты из ресурсов: Население украины: статистический сборник (2014); United Nations, DESA — Population Division, migration section (on-line), Statistical Yearbook of the Republic of Belarus 2013 (2014), The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan (on-line), Статистический ежегодник Киргизской республики(2015), Демографический ежегодник Казахстана (2014), UNECE Statistical Division Database (on-line).

Рисунок 2.2

Хотя Россия по-прежнему остается магнитом для трудовых мигрантов из стран СНГ, альтернативные направления появились на карте постсоветской миграции, поскольку граждане стран СНГ развивают новые миграционные связи со странами за пределами бывшего Советского Союза. Страны Западной Европы, США и Израиль являются важными странами назначения. Новые принимающие мигранты государства также появились в регионе, особенно в Казахстане, который начал играть важную роль после российского экономического кризиса 1998 годаAnderson B., Hancilova B.. Migrant Labour in Kazakhstan: A Cause for Concern?// JournalofEthnicandMigrationStudies 37(3): 467-483. 2011. . Страны южной Европы ЕС также стали хозяевами для многих восточноевропейских мигрантов за последние годы. Молдавская и украинская трудовая миграция в Италию, Грецию, Испанию и Португалию набрала обороты в 2000-х годах. Турция является еще одним пунктом назначения, который начал получать значительное количество трудовых мигрантов из региона СНГ.

Как мы уже выяснили, в настоящее время миграционная ситуация в СНГ характеризуется абсолютным преобладанием переселений внутри региона, это связано с ролью России как основной принимающей страны для мигрантов из других стран СНГ, а также значительными объемами временных форм миграции, что многократно превышает постоянную миграцию. Данные национальных статистических управлений о потоках мигрантов показывают, что к 2014 году 92% а всех иммигрантов, приезжают из других стран СНГ, и около 75% из них уезжает потом в другие страны СодружестваСтатистическиеслужбыСНГ (http://www.cisstat.com/0base/index.htm).

Национальные переписи, проведенные в странах СНГ после распада Советского Союза Источником данных является статистический комитет СНГ (http://www.cisstat.com/census/population.pdf ), также показывают, что среди всех мигрантов, родившихся за рубежом, указавших свое место рождения, подавляющее большинство (90% и более) являются выходцами из других стран СНГ — бывших советских республик. Временная трудовая миграция также происходит в основном между странами СНГ (между Россией и другими странами, между Казахстаном и государствами Центральной Азии), доля рабочих из центрально-азиатских государств в регионе составляет 80-90%, а доля рабочих граждан европейской части СНГ — более 50 процентов.

В 1990-е годы система непрерывной статистической регистрации миграционных потоков, которая была унифицирована для всех республик, вышла из строя, а качество данных по миграции ухудшилось. В таблице 2.1. приведены оценки общего потока иммиграции и эмиграции в странах СНГ. В течение последнего десятилетия в соответствии с текущей статистикой миграции (Данные приведены в Приложении 2 См. Приложение 2- стр.- 120-123).

Качество статистики миграции за этот период существенно улучшилось.

Таблица 2.1 Потоки чистой миграции по странам СНГ в последние десять лет (2005-2015) (в тыс. человек) Таблица составлена автором с помощью расчетов базы данных из статистической службы СНГ cisstat.com (http://www.cisstat.com/migration/)

Период

Иммигранты

Эмигранты

Чистая мирация

Армения

2005-2015

14,0 (0,2%)

90,0 (2,4%)

-76,0

Азербайджан

2005-2015

25,2 (0,3%)

40,6 (0,5%)

-15,5

Беларусия

2005-2015

196,6 (2,0%)

119,8 (1,2%)

+76,8

Казахстан

2005-2015

617,9 (4,1%)

791,2 (5,3%)

-173,3

Киргизия

2005-2015

45,4 (0,9%)

385,0 (7,9%)

-339,6

Молдова

2005-2015

21,7 (0,6%)

50,2 (1,4%)

-28,5

Россия

2005-2015

2389,4 (1,6%)

823,8 (0,6%)

+1565,6

Таджикистан

2005-2015

14,7 (0,2%)

108,1 (1,8%)

-93,4

Туркменистан

2005-2015

5,1 (0,1%)

95,5 (2,0%)

-90,5

Украина

2005-2015

451,4 (0,9%)

526,5 (1,1%)

-75,1

Узбекистан

2005-2014

47,5 (0,2%)

631,0 (2,6%)

-583,6

Сумма

2005-2015

-786,5

* — в скобках — соотношение к населению 2005 года

Источник: данные национальных статистических органов, Статистического комитета СНГ

Говоря о тенденциях долгосрочной миграции в Россию, следует отметить сокращение притока иммигрантов из Украины и, особенно из Казахстана, которые в 1990-е годы были основными поставщиками мигрантов. Между 2000 и 2013 Достоверных данных о мигрантов из России в Украиону после Крымского конфликта нет. годами доля иммигрантов из Казахстана в Россию сократилась с 35 до 10 процентов, из Украины снизилась с 21 до 12 процентов. Однако доля мигрантов из Кыргызстана увеличилась — с 4 до 12 процентов, мигрантов из Узбекистана — с 11 до 18 процентов, таджикских мигрантов — с 3 до 10 процентов. Таким образом, в России наблюдается тенденция постепенного перехода бывших временных трудовых мигрантов к категории мигрантов на постоянное жительство.

Важнейшей характеристикой итогов миграции являются данные о численности (запасах) мигрантов, проживающих в стране назначения. В этом отношении для стран, которые не так давно составляли одно государство — Советский Союз, существуют определенные трудности, поскольку критерий страны рождения вряд ли применим для большинства мигрантов. Внушительное число «международных» мигрантов, родившихся «за пределами» России, Украины, Казахстана и других стран — участников СНГ в конце 1990-х годов, во многом является результатом переселений, проведенных до распада СССР.

Так, по данным российской переписи 2010 года, из 145,2 млн. постоянного населения 12 млн. человек родились в других странах (из них 10,2 млн. — в странах СНГ) Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года/Федер. служба гос. статистики. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. — с. 98.

(http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/portret-russia.pdf ).

Эта цифра (12 миллионов) с легкой руки экспертов из Отдела народонаселения ООН и Всемирного банка была представлена мировому сообществу в качестве оценки числа международных мигрантов в Российской Федерации.Migration and Remittances. Eastern Europe and the Former Soviet Union. Eds. Mansoor A. and Quillin B. Europe and Central Asia Region. The World Bank 2011 Но значительная часть этих миллионов была внутренними мигрантами, то есть меняла места своего проживания в пределах одной страны. По этой причине данные о численности населения, родившегося за пределами стран СНГ, следует интерпретировать с осторожностью (если невозможно определить год переселения мигрантов) Справочник по использованию административных источников и выборочные обследования для измерения международной миграции в странах СНГ, ООН (Нью- Йорк и Жнев 2016) http://www.cisstat.com/census/ECECESSTAT20162_ENG_web.pdf , поскольку они не всегда отражают миграционную ситуацию последних лет. Постепенное замещение поколений пожизненных мигрантов советского периода реальными международными мигрантами постсоветского периода будет происходить постепенно.

Рассмотрим результаты переписей населения, проведенных между 1989 и 2014 годами. Перепись Беларуси (1989, 1999, 2009), Казахстана (1989, 1999, 2009), Киргизии (1989, 1999, 2009), России (1989, 1999, 2010) и Украины (1989 и 1999 гг.) Щербакова Е. Население СНГ на середину 2015 года насчитывало 282 миллиона человек. // демоскоп weekly. № 649 — 650 . 1 июля — 23 августа 2015 (http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/barom01.php).

Мы можем увидеть, что во всех республиках бывшего Советского Союза количество мигрантов из стран СНГ среди постоянного населения сокращается, за исключением России (Данные приведены в приложении 2.2.).

Это сокращение было самым сильным в Казахстане (54%) и Кыргызстане (65%).

Значительно увеличилось число тех, кто не указал свои места рождения, такие как Беларусь (188 тысяч к 2009 году) и Россия (4,5 миллиона человек к 2010 году).

Тем не менее, мы еще не ответили на вопрос, почему мигранты выбирают именно Российскую Федерацию для страны назначения. Как показывают ученые ВШЭ, есть множество факторов, усиливающих миграционные связи между Россией и другими постсоветскими государствами.Флоринская Ю. Ф., Тюрюканова Е. В., Зайончковская Ж. А.Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше.// Серия специальных докладов. МАКС пресс . 2011 Сюда входят исторические и институциональные связи (например, фактор русского языка, существующие двусторонние и многосторонние соглашения по вопросам миграции, безвизовые режимы, упрощенный доступ к гражданству, аналогичные правовые решения, сформулированные на основе советского законодательства), демографические и экономические факторы (включая, но, не ограничиваясь, демографическим давлением в некоторых государствах СНГ, в сравнении с депопуляцией в других странах, значительными различиями в оплате труда); географические факторы, такие как пространственная близость между различными миграционными зонами и хорошо развитыми транспортными сетями); и другие. Многие из них — это продолжающееся советское наследие. Более того, предпринимаются современные попытки укрепить региональные связи, поскольку Россия пытается оказывать мягкое влияние на интеграцию постсоветских государств в сферу своего влияния.

Как мы увидели, миграция в регионе внутри стран СНГ имеет преобладающих характер из-за исключительной принимающей роли России. Но, тем не менее, как можно увидеть в приложении 2.1. миграция во многих странах имеет скачкообразный вид. Так, по данным Статкомитета СНГ, в период с 2003 по 2015 годы миграция в регионе имеет отрицательный эффект, то есть из стран СНГ больше уходят, чем возвращаются. Но все же, миграция в отдельных странах СНГ имеет скорее убывающий характер. Так в период с 2003 года преобладание эмиграционного явления по отношению к иммиграции характерны для всех стран участников СНГ, кроме России, Беларуси и Казахстана (Казахстан был страной реципиентом только в 2004 году, и перешел к отрицательному значению сальдо миграции в 2013 году).

Но, тем не менее, темп роста миграционных потоков не одинаков для всех стран. Так, если в Украине число эмигрантов ровно убывает, то в Азербайджане мы можем рассмотреть спад миграционной активности в период с 2000-2010 гг., и рост миграционной активности с 2011 года.

С политической точки зрения, данный период нельзя назвать однозначным, ведь период начался с «цветных» революций. Экономический рост, происходивший в странах СНГ с начала 2003 года, качественно менял массовые настроения. При всей неравномерности распределения результатов этого роста, среди населения экономическое положение основной части населения становилось лучше. Как мы уже привели в первой главе по Теду Гарру, относительная депривация выше не когда разочарование больше, а когда больше ожиданий. Экономический рост, а также снижение миграционных потоков, в первый период могли привести к относительно весомым недовольствам. Э. Хоффер писал, что «недовольство сильнее всего, пожалуй, тогда, когда страдания терпимы, то есть когда условия жизни улучшаются настолько, что человеку начинает казаться возможным полное благополучие». Поэтому тот факт, что «цветные» революции на пространстве СНГ начали происходить не во время глубочайшего спада, а в период роста, является закономерным Хоффер Э. Истинноверующий: Личность, власть и массовые общественные дви- жения / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004., С .43. То, как повлияли миграция и остальные факторы на политическую стабильность в странах СНГ в период с 2003-2005 гг., мы можем рассмотреть на примере эмпирического исследования, статистического анализа основных показателей и на примере одной выделенной страны — Армении — в следующей главе.

Эмпирика (empiricalspecification )

Для анализа мы выбрали девять разных показателей, которые как мы убедились ранее наиболее могут описать взаимосвязь между миграцией и политической стабильностьюСм. Часть 1.2 данной работы. .Для более достоверного анализа взяты данные с одного ресурса. самым обширным источником информации, необходимых в рамках нашего исследования, является агентство The global economyОфициальный сайт агентстваTheGlobaleconomy// Режим доступа: http://www.theglobaleconomy.com/ , Дата обращения: 16. 10.2016.Всотрудничестве со Всемирным банком эти две организации рассчитывают около 300 показателей для 200 разных стран.Ниже приведены все показатели, с которыми мы будем работать.

Показатель миграция (migrationrateв модели)Определение коэффициента чистой миграции: включает цифру, характеризующую разницу между числом лиц, въезжающих и выезжающих в страну в течение года на 1000 жителей (исходя из среднего возраста населения).

Избыток лиц, въезжающих в страну, называется чистой иммиграцией (например, 3,56 мигрантов / 1 000 человек); Превышение числа лиц, покидающих страну в качестве чистой эмиграции (например, -9,26 мигрантов / 1 000 человек).

Чистая миграция показывает вклад миграции в общий уровень изменения численности населения. Данные за период с 2005 по 2014 год приведены с интернет базы данных// Режим доступа: https://www.indexmundi.com/g/g.aspx?v=27&c=am&c=aj&c=bo&c=kz&c=kg&c=md&c=rs&c=ti&c=tx&c=up&c=uz&l=en , Дата обращения: 16.10. 2016. Данные за 2015 год в данном ресурсе отсутствуют, они взяты со сборника статистической службы СНГ, с интернет версией сборника можно ознакомиться здесь: http://www.cisstat.com/migration/ — чистая миграция для i-того государства в период t. Чистая миграция, это сальдо между иммиграцией и эмиграцией за год.