С целью установления единых правил и методологических принципов организации ведения бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах утверждены Регистры простой и упрощенной формы бухгалтерского учета, а также Методические рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Согласно ст.16 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 30.12.1991г. №2009-XII и п.1 ст.13 Закона Украины «О собственности» от 07.02.1991г. №697-XII после регистрации фермерское хозяйство составляет Опись своего имущества, в которой в соответствии с п.1.3 ст.1 Методических рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах №189 от 02.07.2001г. отмечают стоимость объектов основных средств, исходя из сметных или фактических затрат на их строение и приобретение, а на основании данных о вводе в эксплуатацию и норм амортизации рассчитывают износ, что не противоречит требованиям П(С)БУ 7 «Основные средства».
На основании П(С)БУ 9 «Запасы» осуществляется оценка товарно-материальных ценностей, сельскохозяйственной продукции, молодняка животных и животных на откорме, незавершенного производства и др.
Все хозяйственные операции оформляются первичными документами, составленными в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996-XIV от 16.07.1999г. [43, с.19]
Бухгалтерский учет является составной частью единой системы макроэкономических показателей, используемых в бизнесе вообще и в малом бизнесе в частности.
Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» вопрос организации учета относится к компетенции собственника предприятия и должен соответствовать законодательству и уставным документам. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение отражения фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранения и обработки документов, регистров учета и отчетности на протяжении установленного срока (но не менее 3х лет) несет собственник, который осуществляет руководство предприятием согласно с существующим законодательством и уставными документами. [1]
Развитие частного сектора в виде фермерских хозяйств является позитивным моментом укрепления сельского хозяйства и нуждается в соответствующем бухгалтерском учете. Такой учет должен быть несложным для малых форм хозяйствования и иметь потенциальную информативность, возможность к развитию. Задачи учета информационного обеспечения фермерских хозяйств определяют, исходя из потребностей управления. Поскольку экономическая эффективность фермерских хозяйств имеет свои особенности, то они и должны найти отображение в учете. Информационное обеспечение предусматривает создание такого массива информации, который оптимально бы обслуживал требования управления к правовым, экономическим, организационным и учетным аспектам деятельности фермерского хозяйства.
Организация налогового учёта в организации
... смешанного вариантов организации налогового учета; проанализировать подходы к организации смешанного налогового учета, разработать методику контроля правильности ведения налогового учета по налогу на прибыль. С целью более детального понимания перспектив реформирования системы налогового и бухгалтерского нами ...
Однако, ряд вопросов, касающихся обеспечения таких хозяйств учетной информацией и ее контролем, остается нерешенным или не до конца разъясненным. Так, с принятием Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для таких предприятий предусматривается обязательное ведение бухгалтерского учета и составление упрощенной бухгалтерской отчетности, а вот большинство разработанных для фермерского учета регистров не соответствуют этим требованиям.
Традиционный подход к организации учета, который применяется на крупных предприятиях, здесь является неуместным. В условиях фермерского хозяйства учет должен быть максимально упрощенным и сокращенным; но при этом следует также помнить, что такое упрощение учета может быть только до определенного уровня, который обеспечивает выполнение его информационной и контрольной функции. [12, с.102]
Учет — это неотъемлемая функциональная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечивающая контроль за производством, наличием и использованием материальных, трудовых и денежных средств. Фермеру или другому лицу, осуществляющему учет, необходимо: определять экономическую целесообразность и выгодность того или иного хозяйственного действия прежде, чем приступить к его реализации; уметь правильно в момент совершения хозяйственной операции (сделки) составлять первичные документы и ежедневно и аккуратно вести записи в соответствующих книгах и журналах.
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:
- ¾ введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы (кооператива), как самостоятельного структурного подразделения, во главе с главным бухгалтером;
- ¾ использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;
- ¾ ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;
- ¾ самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия (табл.1.3).
Таким образом, можно сравнить, какой вариант подходит предприятию: продолжать пользоваться бесплатными, но некачественными «услугами» члена своего хозяйства, или пользоваться квалифицированными услугами специализированной фирмы. [16, с.124]
При любом варианте специализированная фирма должна гарантировать правильность ведения учета, составления отчетности и нести полную ответственность за причиненный ущерб, при этом фермер передает фирме часть финансовых рисков.
Таблица 1.3 – Характеристика форм организации бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах
Характеристики |
Варианты организации ведения бухгалтерского учета |
|||
Учет ведет председатель хозяйства |
Учет ведет привлеченный на контрактной основе бухгалтер |
Использование услуг специализированной фирмы |
Использование услуг обслуживающего кооператива |
|
Наличие специального уровня и опыта |
Не обязательно |
Не обязательно |
Обязательно |
Обязательно |
Гарантированное качество услуг по ведению учета |
Не обязательно |
Не обязательно |
Обязательно |
Обязательно |
Возможность получения дополнительных аудиторских услуг |
Отсутствует |
В редких случаях |
Есть возможность |
Есть возможность |
Возможность получения дополнительных услуг (комплексный анализ, составление бизнес-плана и др.) |
Нет |
В редких случаях |
Широкий спектр доп. услуг |
Широкий спектр доп. услуг |
Возможность автоматизации учетного процесса |
В редких случаях |
В редких случаях |
Процесс автоматизир. |
Процесс автоматизир. |
Повышение уровня квалификации бухгалтеров |
В редких случаях |
В редких случаях |
Постоянно |
Постоянно |
Наличие дополнительных затрат |
Есть |
Есть |
Нет необходимости |
Нет необходимости |
Уровень оплаты услуг |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Уровень оперативности подачи информации председателю ФХ |
Высокий |
Высокий, но не всегда |
Низкий |
Низкий |
Ответственность за подачу недостоверной информации в налоговые и статистические органы |
Полностью на руководителе предприятия |
Полностью на руководителе предприятия |
Частично на руководителе предприятия |
Частично на руководителе предприятия |
На конец 2006 года, по данным статистического управления в АР Крым зарегистрировано 1977 фермерских хозяйств. В соответствии с действующим законодательством и проведенным исследованием, можно привести обобщающий вывод, о том, что количество фермерских хозяйств, которые для ведения бухгалтерского учета согласно Методических рекомендаций используют:
ü простую форму – 711 хозяйств,
ü упрощенную форму – 1031 хозяйство,
ü форму учета для хозяйств, которые отвечают статусу малых предприятий – 156 хозяйств,
ü общую форму учета – 79 хозяйств.
Более полное представление данной ситуации приведено на рисунке (рис.1.1.).
По данным диаграммы, можно констатировать, что наибольшее распространение в фермерских хозяйствах, приобрели упрощенная и простая формы бухгалтерского учета.
Рисунок 1.1. — Количественное соотношение фермерских хозяйств АР Крым относительно форм ведения бухгалтерского учета
Следует отметить, что на сегодняшний день существуют разнообразные по своей деятельности и составу крестьянские (фермерские) хозяйства: одни занимаются только сельскохозяйственной деятельностью, другие – сочетают ее с иными видами предпринимательской деятельности, кроме того, многие хозяйства используют труд наемных работников. Этим определяют структуру регистров синтетического и аналитического учета. Учитывают также удобство форм регистров, последовательность, периодичность и способы записей, экономическую целесообразность получаемой информации.
Рисунок 1.2. – Алгоритм выбора формы учета для предприятия.
Организация бухгалтерского учета – это совокупность действий по созданию целостной системы бухгалтерского учета, поддержанию и повышению уровня ее организованности, функционирование которой направленно на обеспечение информационных потребностей пользователей учетной информации, включая выбор форм организации и формирования материального и информационного обеспечения учетного процесса.
Организацию бухгалтерского учета можно определить также как научно обоснованную совокупность условий, на которых наиболее экономично и рационально осуществляется сбор, обработка и хранение бухгалтерской информации с целью оперативного контроля за эффективным использованием имущества предприятия и предоставления пользователям информации для принятия управленческих решений.
|
|
Рисунок 1.3. — Порядок передачи бухгалтерской информации в КФХ