Страницы: 2 3 4
Глава 2. Анализ управления инновационной деятельностью педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок»
2.1. Общая характеристика МАДОУ № 34 «Светлячок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида, расположен в типовом двухэтажном здании по адресу: 667010 Республика Тыва г.Кызыл, ул. Калинина 3б, Лицензия- Серия 17Л01 регистрационный номер 0000115
ИНН- 1701034828, КПП – 170101001, ОГРН- 1031700507871,
Год основания ДОУ 1974г.
МАДОУ нормативно-правовую деятельность строит на основе Федерального закона РФ «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава МАДОУ– детский сад № 34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла РТ и других нормативных документов.
Сегодня МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ.- стабильно развивающееся дошкольное образовательное учреждение.
В ДОУ функционирует 10 групп — с охватом 235 детей, в том числе:
- 1 гр.- Группа компенсирующего назначения для детей с нарушениями слуха,
- 1 гр.- Группа компенсирующей направленности 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи,
- 8гр. — общеобразовательного направления.
МАДОУ в своей деятельности использует следующие нормативные документы:
- Конституция РФ и РТ;
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания (1989)
- Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.08г. № 666
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики Тыва (2006)
- Концепция воспитания человека культуры в образовательных учреждениях РТ (2003)
- Положение об экспертном Совете МДОУ-детский сад №34 «Светлячок» г. Кызыла РТ
- Положение об экспериментальной площадке МДОУ-детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла.
- Положение о педагогах – экспериментаторов МДОУ- детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла.
Таким образом, сегодня МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла РТ – это стабильно развивающееся дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ функционирует 10 групп — с охватом 235 детей, в том числе: — 1 гр.- Группа компенсирующего назначения для детей с нарушениями слуха; 1 гр.- Группа компенсирующей направленности 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи; — 8гр. — общеобразовательного направления. МАДОУ №34 с 2010 года работает в режиме инновационной деятельности в рамках регионального эксперимента.
Итоговая по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент ...
... в системе образования. Исследовать деятельность конкретной частной образовательной организации с целью определения взаимосвязи между социальной ответственностью и формированием ее конкурентных преимуществ. ... национальных моделей социальной ответственности содержатся в работах Л. М. Бадалова, С. П. ... на сохранение общественного благополучия, поддержку детей сирот, благотворительные акции для социально ...
2.2. Изучение Программы развития МАДОУ детский сад №34 «Светлячок»
Программа развития данной дошкольной организации составлена на 3 этапа. Основная цель программы: создание условий для формирования социально-адаптированной, здоровой личности, обладающей набором компетентностей и готовой к дальнейшему обучению в школе. Имеется паспорт Программы развития ДОУ.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения — детского сада № 34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла РТ на 2015-2018 г.г. |
Основание для разработки Программы | — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26) — Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования» — Конвенция о правах ребенка — Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — 2009 г — Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. МОиН РТ- 2011г |
Основные разработчики | Педагогический коллектив МАДОУ- детского сада № 34 «Светлячок», Совет Программы МАДОУ- детского сада № 34 «Светлячок». |
Руководитель программы | Деменкова Н.И. – директор МАДОУ- детского сада № 34 «Светлячок» |
Исполнители основных мероприятий программы | Администрация, педагогический коллектив, родители, воспитанники МАДОУ- детского сада № 34 «Светлячок» |
Основная цель Программы | Основная цель: – создание условий для формирования социально-адаптированной, здоровой личности, обладающей набором компетентностей и готовой к дальнейшему обучению в школе. |
Задачи Программы | Основные задачи:
— совершенствовать содержание и технологии обучения и воспитания в ДОО;
— повысить эффективность управления ДОО |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 3 этапа:
I этап –планово- прогностический (2013 – 2014 г. г.) Задачи: 1. Анализ проблем, выбор технологий и механизма развития в соответствии с социальным заказом и внедрением ФГОС. 2. Создание системы внутрисадовского менеджмента. 3. Планирование развития, составление проектов и программ по всем стратегическим направлениям развития. II этап – практический, основной ( 2014— 2015 гг.) Задачи: 1. Внедрение всех проектов программы развития детского сада на всех уровнях жизнедеятельности. Запуск механизмов саморазвития детского сада. 2. Отслеживание результатов образовательного процесса и пространства, своевременная его корректировка. 3. Создание системы управления качеством образования, воспитания на основе системного проведения исследований востребованности и качества предоставляемых образовательных услуг III этап — итоговый ( 2015— 2016 гг). Задачи: 1. Изучение и обобщение итогов реализации программы развития 2. Разработка новых направлений программы развития детского сада. Трансляция передового опыта в муниципалитете. |
Объемы и источники финансирования Программы | Программа реализуется за счет бюджетных средств, платных образовательных услуг, спонсорства и пожертвований, участие в конкурсах. |
Ожидаемые конечные результаты | В результате выполнения Программы ожидаются:
Расширение возможностей для населения в получении доступных видов и уровней качественного дошкольного образования через создание условий в ДОО для формирования социально-адаптированной, здоровой личности, обладающей набором компетентностей и готовой к дальнейшему обучению в школе. |
Механизм реализации Программы | Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
— перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования на текущий год;
— — итоговый мониторинг реализации Программы за год. |
Контроль хода реализации Программы | Постоянный контроль над выполнением Программы осуществляет педагогический совет ДОУ, Попечительский Совет ДОУ. |
Структура управления Учреждения, его органы самоуправления:
Органами управления Учреждением являются Наблюдательный совет Учреждения, директор Учреждения. Формами самоуправления Учреждения является: Общее собрание (конференция), Педагогический совет, Совет родителей (законных представителей), Попечительский совет. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются Уставом.
В состав Наблюдательного совета Учреждения входят шесть человек.
Наблюдательный совет заседает раз в квартал. В этом году рассматривали следующие вопросы:
- утверждали отчеты о деятельности Учреждения, отчеты об исполнении финансово-хозяйственной деятельности, годовые бухгалтерские отчеты, согласовывали финансово — хозяйственный план на год;
- принимали решения по совершении крупных сделок;
- шло согласование по Публичному отчету;
- заслушивали руководителя и главного бухгалтера по выполнению Муниципального задания на оказание муниципальных услуг на год;
- и другие проблемные вопросы.
В Учреждении выстроено единое поле воспитательного – образовательного процесса, в основе которого лежит окружающий мир с включением этнокультурной составляющей в содержание образовательной программы по дошкольному образованию. Создана модель формирования основ этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Для детей так же создаются условия психологического комфорта, что проявляется в положительном эмоциональном состоянии детей. Для детей имеющих признаки тревожности, страха, агрессии создается индивидуальная программа сопровождения в развитии, с использованием различных методов и приемов. С такими детьми всегда работает педагог психолог.
Работу Учреждения родители оценивают на высоком уровне (92% — данные анкетирования родителей 2013г.).
Образовательная программа
В образовательной программе содержание воспитательно – образовательного процесса Учреждения учитываются базисные приоритеты, единые для учреждения, охватывает все основные моменты жизнедеятельности в каждом периоде.
Этнокультурная составляющая в образовательной программе тонкой нитью проходит по всем разделам программы.
Дети в группах организуются на непосредственно образовательную деятельность подгруппами или целой группой, а иногда индивидуально. Подгруппы детей каждый раз формируются по-разному, в зависимости от содержания педагогического процесса. Индивидуально планируется работа по определенному индивидуальному образовательному маршруту, выработанному специалистами Учреждения.
2.3. Анализ сложившейся системы управления инновационной деятельностью педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок»
Воспитательно-образовательную работу с дошкольниками ведут 26 педагогов, которые обеспечивают полноценное и целостное развитие детей, формируют базисные основы личности, обеспечивают физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие детей через организацию личностно-ориентированной системы образования, обогащенной развивающей среды и условий для разнообразной детской деятельности.
Штатным расписанием предусмотрено 36 педагогов: 1-директор; 1- заместитель директора по УВР, 1 педагог-психолог, 2 – учителя — дефектолога, 2 учителя-логопеда, 20- воспитателей, 1 – эколог, 1 воспитатель ИЗО, 1 учитель тувинского языка, 1- музыкальный руководитель, 1 воспитатель ФИЗО, медработники: старшая медсестра и врач – педиатр от детской поликлиники. С высшим образованием 22 педагогов, со средним специальным – 14 человек.
Три педагога имеют награды: Почетный работник общего образования Российской Федерации (Хертек Н.Ч.- учитель – дефектолог, Деменкова Н.И.- директор, Хертек Л.В., педагог-психолог).
Почетную грамоту Министерства образования Российской Федерации – Бородина Е. Н., заместитель директора МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок». Методическая работа МДОУ – детский сад № 34 «Светлячок» направлена на изучение педагогами наиболее важных современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и практических.
С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, мини — педсоветы по типу деловых игр, дискуссионные столы, консультации, решение проблемных задач и практических ситуаций. Участие педагогов в методической работе всегда мотивировано.
Важнейшими направлениями методической работы является оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми, реализация личностных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога. Коллектив активно сотрудничает с методическим кабинетом городского комитета образования, ИРПО, школой интернатом для неслышащих детей.
На базе детского сада проводятся обучающие занятия, семинары, открытые мероприятия на методических объединениях города.
Во всех группах созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются по всей группе, и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Есть магнитофоны, аппаратура, компьютеры, телевизоры.
В группах имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей, приспособления для закаливания.
Таблица 2. Структура учебной и воспитательно-развивающей среды в МАДОУ № 34 «Светлячок»
Помещения | Процессы | Участники |
Групповые комнаты | Занятия; игровая дея-ть; индивидуальная работа с детьми; оздоровительные мероприятия. | Вос-ли, дети; |
Музыкальный зал | Музыкальные занятия. Праздники, развлечения, досуги.
Хореография. Театральный кружок. Педсоветы, семинары, консультации и т.д.;
|
Муз. рук-ль, дети.
Муз. рук-ль, дети, родители,вос-ли. Хореограф, дети. Муз.рук-ль, дети. Вос-ли, педагоги ДОУ, родители и т.д |
Физкультурный зал. | Утренняя гимнастика; физкультурные занятия;
Коррекционные занятия по плоскостопию; Спортивные кружки, секции Спортивные праздники и развлечения |
Инстр. по физо,
вос-ли, дети. Инстр. по физо, дети. Вос-ли, дети, педагоги д/о, родители. |
Русская горница,
Юрта. |
Занятия по окружающему миру, тувинскому языку; групповые развлечения с детьми; кружки. | Вос-ли, учитель тувинского языка, муз. рук-ль, дети. |
Логопункт | Индивидуальные и групповые занятия, консультации по вопросам речевого развития, индивидуальные консультации,
диагностика речевого развития детей. |
Логопед, дети.
Логопед, вос-ли. Логопед,родители Логопед, дети. |
Кабинет психологической разгрузки | Индивидуальные и групповые занятия;
Индивидуальные консультации;
|
Психолог,дети.
Психолог, родители. Психолог, вос-ли. Психолог, дети. |
Экологический кабинет. | Занятия по экологии, валеологии;
Экскурсии для детей младшего возраста;
|
Эколог, дети.
Вос-ли, эколог, дети. Эколог, дети. Эколог, вос-ли, родители. |
Кабинет сурдопедагога. | Индивидуальные занятия с детьми. | Сурдопедагог, дети. |
Кабинет изобразительного творчества | Занятия по рисованию, лепке.
Экскурсии для детей младшего возраста;
|
Педагог по изо, дети
воспитатели Педагог по изо, родители |
Галерея детского творчества. | Экспозиция детских работ;
Творческих работ родителей; конкурс изобразительного творчества; совместное творчество детей и родителей. |
Педагог по изо,
вос-ли, дети, родители. |
Территория детского сада. | Спортивно- подвижные игры; досуги;
Природоведческая работа, занятия;
|
Вос-ли, дети, педагоги д/с. |
Для осуществления занятий по физическому развитию детей в ДОУ функционируют спортивный зал и 2 спортивные площадки. Зал оснащен зеркалами, гимнастическим матом, скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлазания, ковриками на каждого ребенка, мячами, канатом, шведской стенкой, кеглями, скакалками, спортивными тренажерами, 2 батута, 2 беговые дорожки, велосипеды, сухой бассейн. В спортивном зале оборудована стенка для лазания («Альпийская горка»).
В группах есть «уголки природы» с различными видами растений, оборудована экологическая комната в учреждении.
Для развития музыкальных способностей детей есть музыкальный зал с музыкальным центром и магнитофоном, музыкальными инструментами, пианино.
Для развития театрализованной деятельности детей имеется театральный уголок, оснащенный атрибутами, элементами костюмов для сюжетно — ролевых игр, игр- драматизации и т.д.
В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре, оформлена «Русская горница», «Юрта», где есть образцы предметов народного быта, экспонаты кухонной и другой домашней утвари, образцы женского рукоделия, народные музыкальные инструменты и т.д.
Для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми в ДОУ функционируют специальные кабинеты. Логопункт, кабинет дефектолога, комната релаксации и психологической коррекции.
Содержание предметно — развивающей среды соответствует интересам, мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей.
Методический кабинет оснащен компьютером, интернетом, копировальной техникой, сканером, цифровым фотоаппаратом, видеокамерой, телевизором, музыкальным центром, DVD, демонстрационным, раздаточный материалом, игрушками для занятий. В ДОУ локальная связь интернета. Действует сайт www.sad34.ru, электронная почта:
2.4. Имеющийся опыт работы образовательной организации в инновационном режиме
Находясь в поликультурном социуме, человек должен проявлять понимание и уважение к культурной идентичности других людей, но в то же время сохранять и познавать культуру своего народа. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувственностью и любознательностью. Дошкольный период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.
Поэтому работа по этнокультурному воспитанию и образованию имеет актуальное направление, должна начинаться с дошкольного возраста и отражать специфику региона. Экспериментальная работа ориентирована на проблемно-целевой принцип в достижении социальных эффектов от воздействия программы, возможности оценки контрольных показателей развития и ежегодной коррекции программных действий.
Согласно Приказу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва от 24.07.08г. № 586/д, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детскому саду №34 «Светлячок» г. Кызыла, присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Национально-региональный компонент в содержании образовательной программы». С 2010 года по рекомендации ИРНШ тема была изменена: « Этнокультурная составляющая в содержании образовательной программы по окружающему миру дошкольного образования ».
Цель: Формирование основ этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения через разработку, апробацию и внедрение учебно-методического комплекса с национально-региональным компонентом в содержание дошкольной образовательной программы по окружающему миру.
Задачи :
- проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения как фактора формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и обосновать содержание и компоненты модели формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса путем внедрения этнокультурной составляющей в образовательную программу ДОУ и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность;
- разработать и внедрить учебно-методический комплекс по окружающему миру с этнокультурной составляющей в содержании образовательной программы.
В соответствии с Положением по опытно-экспериментальной и проектной деятельности в инновационной системе образования Республики Тыва, эксперимент был рассчитан на пятилетний срок выполнения с 2008 по 2013 годы.
В 2013 году осуществлялось завершение реализации проекта и анализ его результатов: проведение внутренней экспертизы деятельности ДОУ, защита программы, подготовка к выпуску учебно-методического комплекса с этнокультурной составляющей в содержании образовательной программы по окружающему миру дошкольного образования.
Из восьми групп общеобразовательного направления в 2012-2013 году в экспериментальную деятельность включены три. Из них две группы старшего дошкольного возраста с общим 52 человека. И одна группа подготовительного дошкольного возраста с охватом 27 человек. Таким образом, в 2013 году в экспериментальную работу привлечено 79 детей.
Деятельность педагогов в экспериментальном режиме
Опытно-экспериментальную работу в ДОУ осуществляет группа педагогов-экспериментаторов (приказ № 51 от 08.09.08г.).
В данную категорию педагогов вошли: директор ДОУ, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель ИЗО, воспитатель-эколог, учитель тувинского языка, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО и 12 воспитателей.
Педагоги-экспериментаторы занимаются экспериментальной деятельностью в соответствии с планом экспериментальной работы:
- проводят мониторинг в своих группах и по своей деятельности;
- проводят промежуточную диагностику детей;
- разрабатывают занятия с использованием национально-регионального компонента при формировании этнокультурной компетенции для детей разных возрастных групп, или по своему виду деятельности;
- постоянно повышают свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, самообразование, участия в научно-практических конференциях, семинарах;
- передают накопленный педагогический опыт коллегам, через проведение открытых занятий, мастер-классов, чтения лекций на семинарах и курсах повышения квалификации;
- проводят самоанализ экспериментальной деятельности;
- обобщают свои исследования, проводят самодиагностику
Одним из механизмов повышения профессионального мастерства педагога является общение с коллегами других образовательных учреждений, что дает возможность демонстрации своих профессиональных достижений через различные виды образовательной деятельности. В 2012-2013 учебном году, с целью распространения инновационного педагогического опыта педагоги-экспериментаторы смогли выступить с докладами на конференциях, сообщениями и мастер-классами перед педагогами города и республики.
Глава 3. Исследование необходимости изменения и рекомендации по изменению управления инновационной деятельности педагогов МАДОУ №34 «Светлячок»
3.1. Анализ результатов опроса педагогов и родителей о необходимости изменений управления дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок»
В нашем исследовании мы будем рассматривать системную инновацию, которая предполагает оптимизацию системы как целого, затрагивающую все компоненты образовательной деятельности дошкольного учреждения (цели, принципы, методы, технологии и т. д.), ее организационную структуру и механизмы. Такая инновация предполагает разработку новой структуры управления учреждением.
Согласно перспективному плану педагогами разрабатывались занятия, экскурсии, праздники, прогулки, посвященные определенной тематической направленности способствующих формированию представлений об окружающем мире.
После каждого проведенного занятия, педагоги заполняли карту самоанализа, где они отражали особенности подготовительного этапа к организации занятия, а также оценивали оправданность, рациональность выбора методов и приемов работы с детьми, положительные моменты в проведении занятия, и рекомендации по исправлению неудавшихся частей.
Изучив карты самоанализа педагогов и проанализировав проведенные ими занятия, были сделаны следующие выводы:
- большое значение педагоги придают предварительной работе, при этом затруднений в составлении конспектов занятий и в подборе материала, его рациональном размещении не испытывают;
- при проведении занятий педагогами соблюдаются санитарно-гигиенические требования: отводится время для физминуток, используются динамические паузы, осуществляется контроль, за правильностью осанки во время занятий;
- на занятиях используются приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления и речи детей;
- отмечается хорошее усвоение детьми программного материала. Для детей с низким усвоением материала составляется индивидуальная программа сопровождения развития ребенка;
- затруднения связаны с недостаточным количеством адаптированного для дошкольного возраста наглядного и демонстрационного материала, связанного с местным материалом.
Одним из условием успешного проведения эксперимента является формирование у большей части педагогов положительного мотива к участию в экспериментальной работе, осознание значимости эксперимента на разных уровнях, самоопределение в отношении профессионального освоения основ экспериментальной деятельности, развитие представлений об ответственности педагога за результаты педагогического эксперимента, осознание значимости коллективного эксперимента в качестве средства, повышающего эффективность нововведения. В связи с этим была проведена оценка качества инновационного потенциала и потребностей в обучении педагогического коллектива (по Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко).
В результате данного обследования выявлено, что в коллективе имеется 5 групп педагогов по степени новаторства и вхождения коллектива ДОУ в эксперимент.
Из рисунка 1 видно, что большую часть педагогов составляют представители «золотой середины», для которых характерно умеренное освоение новшеств, которые не спешат, но и не хотят быть среди последних. Таких педагогов в коллективе 10 человек, что составляет 31 %. Но при этом, очень сильна «группа новаторов», в которую входят педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые первые воспринимают новые идеи, знакомятся с ними, способны решать нестандартные задачи, и не только воспринимают и осваивают новшества, но и сами активно создают и разрабатывают их. Таких педагогов в коллективе 9 человек (28%).
На третьем месте находится «группа передовиков», те педагоги, кто первыми осуществляют практическую экспериментальную проверку инновации в своей группе. Они составляют 16% (5 человек).
По 12,5 % составляют две группы педагогов: это те, которые решаются принять новшество после того, как сформируется положительное мнение о нем и те педагоги, которые сильно связаны с традиционными, консервативными формами работы.
Таким образом, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения имеет хорошие потенциальные возможности для осуществления инновационной экспериментальной деятельности.
Педагог-психолог детского сада Хертек Л.В., изучила эмоционально-личностную сферу детей и удовлетворенность педагогов в условиях эксперимента. Диагностика детей осуществлялась с помощью методик «Несуществующее животное», «Я в детском саду». Педагоги диагностировались с помощью опросника Г.Дэвиса «Каков ваш творческий потенциал?» и проведенному наблюдению на занятиях по окружающему миру. Всего ею было опрошено 24 педагога на предмет определения уровня развития творческого потенциала. Опросник содержит 21 вопрос. При этом, если сумма положительных ответов равна или больше 15, то можно говорить о наличии творческих способностей у отвечающего. У половины респондентов (50%) имеется творческий потенциал, а 50 % педагогов нужна помощь в реализации творческого потенциала. В этом им мешают такие черты характера как: самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личных проблем, романтизм и т.д.
Для изучения взаимодействия педагогов с детьми и удовлетворенности их в условиях эксперимента, была составлена схема наблюдения на занятиях по окружающему миру. Психологом посещено и проанализировано в течение года 11 занятий в средних, старших и подготовительных группах. При этом, анализируя познавательную активность можно отметить что, в 72 % проведенных занятий дети проявляли активность в полной мере и лишь в 28% занятий – частичную. Дети не всегда реагируют на специальные приемы активизации деятельности, а лишь в 50 % случаях. Но при этом дидактическая цель достигается на всех занятиях.
На занятиях дети выражают следующие эмоции:
- Восторг, восхищение, интерес – на 9 занятиях, частично на 3 занятиях.
- Равнодушие, пассивность – на 3 занятиях
Характеризуя деятельность детей можно отметить:
- Освоение всеми детьми программного содержания – на 9 занятиях; частично – на 2 занятиях.
- В поведении детей на занятиях прослеживается активность, интерес, внимание на 6 занятиях, частично на 5 занятиях.
Психологический анализ учебной деятельности детей: активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю – на 10 занятиях и частично – на 1 занятии.
Психологическая оценка занятия:
- Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов) – на 9 занятиях, частично – на 2 занятиях;
- Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятии (преобладание речи воспитателя) на 8 занятиях; равное соотношение на 3 занятиях; преобладание речи детей ни на одном занятии.
Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии:
- Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми «над» — на 3 занятиях; «рядом» — на 4 занятиях; «вместе» — на 1 занятии.
- Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком) — на 8 занятиях; частично – на 2 занятиях.
Результаты исследования эмоционального состояния детей по методике «Несуществующее животное»
Всего продиагностировано 82 ребенка. При этом рассмотрены следующие параметры эмоционального состояния: самооценка, уровень притязаний, неуверенность, тревожность, внутриличностный конфликт, агрессия, страх.
Результаты обследования детей по данной методике показал, что у детей проявляется средний уровень самооценки, уровень притязания находится на высоком уровне, достаточно высок уровень страха и внутриличностного конфликта.
Результаты исследования эмоционального состояния детей по проективной методике «Я в детском саду»
Всего продиагностировано 80 детей. По данной методике рассмотрены самооценка, взаимоотношения ребенка со взрослыми, сверстниками, защита от окружающих, вид деятельности, эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка в детском саду, психологический климат в группе с точки зрения ребенка.
Из опрошенного числа детей умеют строить коммуникативные отношения со взрослыми 60% детей, со сверстниками 69% детей. Требуют защиты от окружающих 33% детей из общего числа обследованных. Преобладающий вид деятельности у всех детей – игровой, благополучное состояние психологического климата составляет 54%.