Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных сложных проблем психологии. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.
Проблемой изучения внимания на протяжении многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, другие – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов Т.Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев. Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т.е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, С.А.Лебедева
В детском возрасте внимание не устойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности то целесообразно говорить о связи игры и внимания.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяются для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками. О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р.И.Жуковского, Н.Я.Михайленко, А.П.Усовой, Д.Б.Эльконина и д.р.
Возникает противоречие между необходимостью развития внимания у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике психолого-педагогических условий развития внимания у старших дошкольников посредством игрового тренинга.
Активно обсуждается в публикациях ряда периодических изданий ...
... например, в журнале «Эксперт»), справедливо отмечается в средствах массовой информации и слабое использование в прогнозировании экономико-математических моделей. Исходя из анализа проблем прогнозирования развития экономики страны, ... угрозы. В современной прогностике можно выделить четыре вида прогнозов: 1) Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее ...
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования , которая заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в игрового тренинга.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга будет осуществляться эффективно, если соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
1. Обучать детей приемам концентрации, переключения и распределения внимания;
2. Активизировать внимание детей в ходе моделирования игровых обучающих ситуаций;
3. Осуществлять подбор игр, оптимально способствующих регуляции произвольности внимания.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить состояние изученности исследуемой проблемы, определить перспективные подходы в ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;
2. Выявить критерии и уровни развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать программу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга;
4. Проследить динамику развития внимания у детей в процессе экспериментальной работы;
5. Проанализировать результаты исследования.
При этом у детей усилятся такие свойства внимания, как распределение внимания, концентрация внимания, увеличение объема внимания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
2. Экспериментальные: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент;
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
Кризисы дошкольного возраста
... ребенку, считают его «ненормальным». В связи с этим темой нашей курсовой работы является «Кризисные периоды развития в дошкольном возрасте». Цель работы: экспериментальное исследование кризисов дошкольного возраста. Задачи исследования: 4. Проанализировать психологические исследования кризиса трех лет. 5. Проанализировать психологические исследования кризиса ...
-психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Л.С.Выготский, Р.С.Немов, А.В.Петровский, С.Л.Рубенштейн).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений. Основные положения и выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития процесса внимания старших дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
База исследования : муниципальное бюджетное дошкольного образовательное учреждение детский сад № 212 г. Ижевска Удмуртской Республики.
Выпускная квалификационная работа: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографический список (99 наименований ), содержит 4 таблицы, 3 рисунка и приложение.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития
внимания у детей старшего дошкольного возраста
- Сущность, виды и свойства внимания
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее.
Вопросам изучения внимания посвящены исследования Л.С. Выготского [12], П.Я. Гальперина [19], Н.Ф.Добрынина [26], А.В.Запорожеца [31], Н.Н. Ланге [42], И.П. Павлова [44], Т.Рибо [65], С.Л. Рубинштейна [66], Д.И. Узнадзе [79], А.А.Ухтомского [45].
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф.Добрынин [27] подчеркивает, что внимание – есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
По мнению С.Л.Рубинштейна [66], внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
П.Я.Гальперин [22] определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля-состовная часть теории поэтапного формирования умственных действий.
По мнению А.В. Петровского [57], внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Под направленностью, А.В. Петровский [57] понимает, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).
Сознание (психология)
... формирует модели будущего). Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Эти функции сознания можно схематично изобразить в ... психология». — СПб: Питер, 2008. Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания//Вестник Академии Наук СССР. 1991. № 2. С.62-67. Данный реферат составлен на ...
Другой характерной особенностью внимания, по мнению А.В. Петровского [57], является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте).
Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется [19].
Характеризуя внимание, как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. С явлениями внимания связаны и такие сложные процессы, как ожидание, установка, апперцепция. [57].
Как отмечает Р.С. Немов [53], внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту или деятельности.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном для себя объекте. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй – тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Пути совершенствования малого бизнеса на примере предприятия ...
... деятельности малого предприятия. Объектом дипломного исследования является малое предприятие ООО ПСП «Бетон». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Раскрыть сущность, содержание и роль малого бизнеса в макроэкономической среде; Рассмотреть опыт управления малым предпринимательством в ...
Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризуем его объем внимания.
Р.С. Немов выделяет следующие виды внимания [53]:
Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль[47].
По мнению С.Л. Рубинштейна [66], основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека[61].
Непроизвольное внимание (наиболее простое и генетически исходное) называют также пассивным, вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей [64].
Этот вид внимания возникает без всяких усилий человека в результате непосредственного воздействия раздражителей, которые создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением [22].
Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть
... управления инновационной деятельностью педагогов дошкольного учреждения МАДОУ № 34 «Светлячок» Воспитательно-образовательную работу с дошкольниками ведут 26 педагогов, которые обеспечивают полноценное и целостное развитие детей, ... г. Кызыла РТ – это стабильно развивающееся дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ функционирует 10 групп — с охватом 235 детей, в том числе: — 1 гр.- Группа ...
Это яркий свет, громкий звук, острая боль, сильный запах. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя [63].
От непроизвольного внимания отличают произвольное – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Эти виды внимания отличаются друг от друга по своей сложности.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
-объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
-структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
-интенсивность объекта (более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание);
-новизна, необычность объектов;
-резкая смена объектов;
— субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
-отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание, прежде всего).
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
-интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
-осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания — она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным[27].
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
-первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
-вторичное внимание — сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
-постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий [27].
Таким образом, внимание – это направленность психики на определенном объекте. Внимание — характеристика любого психического процесса, оно играет огромную роль в психической деятельности. Ушинский К.Д. [57,с.187] отмечает: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста
... иммунитета у детей и взрослых. Глава 2. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста 2.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. ... восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам. Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста. Задачи: ...
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
- Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладениями новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
По мнению Л.С.Выготского [14], внимание у детей начинает проявляется довольно рано. Начиная с 2-3 месячного возраста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления.
С течением времени и ростом малыша процесс внимания становится все более сложным и многообразным. Он непосредственно связан с развитием двигательной сферы. Это происходит параллельно с расширением пространства, которое может быть доступно ребенку с помощью ползания, а затем уже — прямохождения. Вместе с нарастанием активности ребенка и усложнений его предметных действий возрастает и устойчивость внимания. Появляются задатки произвольного внимания, когда взрослый, указывая ребенку на предмет, помогает ему выделить данный предмет среди других. В дошкольном возрасте большую роль в привлечении внимания ребенка играют эмоционально значимые стимулы [5].
А.В. Запорожец [31] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, несмотря на преобладание роли эмоциональных стимулов, существенно начинает возрастать способность связывать любую деятельность с речевой инструкцией. У детей старшего дошкольного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка появляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослого, а затем, по мере овладения речью, в подчинении своего поведения. Произвольное внимание, прежде всего, опирается на внутреннюю речь.
Известные психологи Л.С.Выготский, В.С.Мухина [15] считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирования регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того чтобы дошкольник научился произвольно управлять своим вниманием, его надо рассуждать вслух.
Анализ деятельности департамента экономического развития администрации ...
... деятельности: разработка и реализация социально-экономической политики города Липецка, формирование приоритетных направлений социально-экономического развития ... должны отражаться в отчете о прохождении производственной практики. Также в период практики необходимо: ознакомиться с ... в пределах своей компетенции. . Осуществление мероприятий по приватизации муниципального имущества входящего в состав ...
Б.С. Волков [11] считает, устойчивость внимания к концу дошкольного детства возрастает примерно в 2 раза. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления и удерживать интерес к ним, применяя для этого определенные способы. В этом случае мы говорим о развитии произвольного внимания. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание. Помимо ситуативных средств, формирующих внимание ребенка, существует еще одно важное средство – речь.
Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства, поэтому обучение на этом этапе не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Для его поддержания на занятиях с дошкольниками используются элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры–головоломки, загадки).
К 7 годам начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, что является важным условием для организации учебной деятельности с предложенными картинками [11].
По утверждению Э.М.Рутман [67], с возрастом увеличивается и устойчивость внимания. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия, и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Также отмечается тот факт, что старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).
При организации обучения детей шести лет важно учитывать и тот факт, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Важно помнить и то, что в устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей, например, особенности темперамента. В дошкольном возрасте чаще всего сила сосредоточения (концентрация внимания) у детей еще невелика, так же как переключение и распределение внимания, которые крайне необходимо развивать для дальнейшего успешного обучения [2].
Р.С.Немов [54] считает, что от младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 с, в то время как старшие дошкольники способны сосредоточить внимание на одном и том же изображении в два-два с половиной раза дольше, от 12 до 20 с.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат увлечения, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо, в первую очередь, расширять интересы ребенка. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании (предлагая ребенку только яркий, эмоционально насыщенный материал и избегая всякой скучной работы) ошибочно, так же как и постоянно требовать напряженного произвольного внимания у ребенка, не давая никакой для него опоры. Это даже может быть самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Поэтому в процессе обучения и развития ребенка необходимо:
Развитие креативности в педагогической деятельности работников ...
... дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) 4. Описать условия и способы развития педагогической креативности в дошкольном образовательном учреждении Объектом изучения в данной курсовой работе выступают педагоги дошкольных образовательных учреждений, а именно их деятельность. Предметом анализа - творческая ...
— использовать непроизвольное внимание;
— содействовать развитию произвольного внимания;
— помнить о единстве и взаимопереходе произвольного и непроизвольного внимания[16].
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужным, жертвуя занимательным и интересным.
Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребёнка за проявление произвольного внимания[89].
Л.В.Черемошкина [83] отмечает, что средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: «Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!»
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием — умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться.
На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка [47].
Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным — отсутствием усилий для его сохранения[71].
Внимание — очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение[43].
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом[74].
Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с дошкольником, а так же от того, как он организует деятельность ребенка. Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания [77].
Непроизвольное внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у ребенка младшего дошкольного возраста. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Его возникновение обусловливают созреванием лобных отделов коры головного мозга. С его развитием старшие дошкольники получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольных его видов[59].
К концу старшего дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.
Об уровне развития внимания у старших дошкольников свидетельствует сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством работу, пусть даже неинтересную. Старший дошкольник не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. На протяжении старшего дошкольного возраста длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет. Развитие внимания старшего дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, учебную) [90].
Из выше сказанного следует, основными особенностями развития внимания в старшем дошкольном возрасте:
-значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
-складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
-внимание становится опосредованным;
-появляются элементы послепроизвольного внимания.
Развитие внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
1.3. Пути и условия развития внимания у детей старшего
дошкольного возраста посредством игрового тренинга
Для развития внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника-игры. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут оставаться внимательными.
Игра как деятельность, имеющая особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований Л.С. Выготского [12] , К. Грооса [24] , Дж. Дьюи [30] , А.П. Усовой [76] , З. Фрейда [82] , Д.Б. Эльконина [88] и др.
К. Д. Ушинский [80] определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения[28] .
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта) [76] .
Игровая деятельность дошкольников качественно неоднородна и на протяжении этого возрастного периода претерпевает определенные прогрессивные изменения. По мере взросления детей меняется содержание ведущей деятельности старшего дошкольника, направленной на активное познание нового и развитие процессов мышления. В связи с этим обновляются и игровые средства, при помощи которых решаются эти задачи. В этом отношении большой интерес представляют игры с правилами [6] .
Исследования Н.А. Коротковой[49] и Н.Я. Михайленко [50] , показали, что центральное звено таких игр – правила, является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя уступить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.
В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия воли, преодоления трудностей.
Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры З.М. Богуславская[9],А.К. Бондаренко[6], В.А. Дрязгунова [29], Е.О. Смирнова[69], А.И. Сорокина [71] и др.
А.И.Сорокина [71] предлагает следующие виды дидактических игр: и гры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.[3].
По мнению А.К.Бондаренко [7],для развития внимания необходим, в первую очередь, интерес и занимательность. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей.
Таким образом, для развития внимания необходим, в первую очередь, интерес, занимательность. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление — это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления»[7].
Именно в игре дети познают мир, осваивают правила и нормы поведения в обществе, учатся тем или иным видам деятельности, которыми занимаются взрослые. И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги. Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги [92].
С.С.Гиппиус [99] доказывает, что методика игрового тренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию.
Теоретические и методологические основы тренинга, определения его сущности, функций, форм, то они рассматриваются в работах как зарубежных психологов, К.Левин [43], К.Роджерса [99], так и отечественных, Л.А.Петровской [60], Е.И.Сидоренко [70] и др.
Разнообразие игр, используемых в тренинге, огромно: ролевые, деловые, профориентационные, психологические; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры, подвижные и словесные, психологические и обучающие, развивающие те или иные когнитивные процессы или умения – всего, пожалуй, и не перечислить. Секрет успеха игрового тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни [60].
Игровой тренинг влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста [70].
Для поддержания устойчивого произвольного внимания старшего дошкольника необходимы следующие условия:
-отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
-привычные условия для игровой деятельности. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если сам процесс игры ребёнку интересен, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
-существование устойчивого интереса к процессу и результату игровой деятельности;
-создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.).
Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания при выполнении игровых действий, но даже и усиливают его;
-тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей [74].
На развитие внимания в игре влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры. Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокой степени развития [10].
Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения [35].
В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения [58].
При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:
-структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
-организация игры (четкое начало и окончание; наличие необходимых атрибутов для игры и т.д.);
-последовательность и систематичность требований взрослого;
-смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка и др. [60].
Под влиянием игры внимание старшего школьника достигает достаточно высокой степени развития [86].
На всем протяжении дошкольного возраста ребёнка притягивает эмоционально насыщенный материал. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от старшего дошкольника переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Таким образом, дидактическая игра позволяет развивать все виды внимания и его свойства, формирует у ребенка умение сосредотачиваться, позволяет шире приобщать ребенка к жизни в доступных формах, что способствует более успешному усвоению учебного материала. Использование дидактических игр, игр упражнений и заданий в различных видах деятельности создает оптимальные условия для развития личности ребенка, стимулирует познавательную активность и способствует умственному развитии.
Игры на развитие внимания формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Через игру можно воспитывать и развивать такие свойства внимания, как устойчивость, переключение, распределение, а также воспитывать произвольное внимание.
Игра позволяет создать очень точный слепок реальности, увидеть, какие роли свойственны каждому человеку, как он справляется с задачами, как общается и взаимодействует с другими. А значит, игра, прежде всего, позволяет провести диагностику проблемных зон и сфер, требующих коррекции. Такая диагностика зачастую куда более точна и ценна, чем проводимая с помощью разнообразных тестов и опросников, ведь она выявляет не то, что человек о себе думает, а то, что и как он делает на самом деле. Кроме того, обучаться в процессе игры – это безопасно, эффективно, и просто интересно и приятно.
Выводы по первой главе
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Внимание отечественные и зарубежные исследователи чаще всего определяют как направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете и явлении.
2. Развивать и совершенствовать внимание у детей старшего дошкольного возраста столь же важно, как учить письму, счету, чтению, внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
3. Важность игрового тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни.
4. Тренинги позволяют развивать у детей логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки.
5. Обучение через игровой тренинг – это новый вид взаимоотношений педагога с детьми. Внедрение игрового тренинга улучшает психологическую атмосферу в группе, способствует формированию общительного человека.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
внимания у детей старшего дошкольного возраста
посредством игрового тренинга
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно -экспериментальной работы
Цель опытно – экспериментальной работы: выявление и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
Задачи опытно-экспериментальной работы :
1. Выявить уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента;
2. Провести психолого-педагогический эксперимент с целью повышения уровня развития внимания в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента;
3. Определить эффективность проведения психолого-педагогического эксперимента на контрольном этапе.
Психолого-педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №212. В исследовании участвовали дети в возрасте 6-7 лет. Количество детей – 44 человека (22 ребенка в экспериментальной группе и 22 ребенка в контрольной группе).
Для выявления уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие диагностические методики [96]:
1.Коррекатурная проба (Тест Бурдона) – исследование степени концентрации и устойчивости внимания;
2. Диагностическая методика «Поставь значки» — оценка переключения и распределения внимания;
3.Диагностическая методика «Запомни и расставь точки» — оценка объема внимания ребенка.
Полученные результаты подвергались количественной и качественной обработке. Статистическая достоверность данных сравнительного анализа рассматривалась по непараметрическому φ — критерию угловое преобразование Фишера.
Эмпирическое значение φ эмп подсчитывалось по формуле :
, где
φ 1 – величина, соответствующая большей процентной доле,
φ 2 – величина, соответствующая меньшей процентной доле,
n 1 – количество наблюдений в выборке 1,
n 2 – количество наблюдений в выборке 2.
Критические значения для 5%, 1%, 0,1% уровней значимости имеет фиксированную величину, и составляют соответственно:
φ кр = 1,64 для р ≤ 0,05;
φ кр = 2,31 для р ≤ 0,01;
φ кр = 2,81 для р ≤ 0,001.
Цель констатирующего этапа эксперимента : определение уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа эксперимента :
1. Выявить критерии и уровни развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать диагностические методики и оборудование;
3. Провести диагностику уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.
Опираясь на исследования Л.С.Выготского, Ю.Б.Гиппенрейтера, Р.С.Немова нами были выявлены критерии развития внимания у детей старшего дошкольного возраста:
- Субъективные критерии:
Феноменальный критерий — ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. К данному критерию относится постоянная смена содержаний в «фокусе» сознания: одни явления приходят в поле внимания, а другие уходят.
- Объективные критерии:
Поведенческие признаки. Еще их называют внешними реакциями, — моторными, позно-тоническими, вегетативными, обеспечивающими условия лучшего восприятия сигнала. В широком смысле слова эта группа признаков включает все внешние проявления внимания. К ним относятся: поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции и т.д.
- Продуктивные критерии внимания характеризуют не столько сам «процесс» или состояние внимания, сколько его результат. В зависимости от характера деятельности выделяют три критерии внимания:
а) Познавательный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что он обратил внимание. Т.е. повышается качество продукта «внимательного» действия (перцептивного, умственного, моторного) по сравнению с «невнимательным». В случае умственной или перцептивной деятельности этот продукт имеет когнитивный характер. В случае исполнительной деятельности речь идет о качестве внешнего материального результата.
б) Мнемический критерий , который выражается в запоминании материала, находившегося в поле внимания. Очевидно, что лучше запоминается то, на что было обращено наше внимание. И наоборот, то, что не привлекло внимания, вряд ли вспомнится. Этот критерий – не прямой, а побочный продукт любого внимательного действия (если только речь не идет о специальном мнемическом действии).
4. Критерий избирательности – выражается в отграниченности поля ясного сознания от периферии сознания; в возможности активно воспринимать только часть поступающей информации и делать только одно дело; в запоминании только части воспринятых впечатлений.
На основе данных критериев были выявлены уровни развития внимания у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень (8-9 баллов):
Ребенок поддерживает непринужденную беседу, активен в речевом общении. Задания выполняет до конца, собран при его выполнении, задание не вызывают у него затруднений. Внимание сосредоточено на одном предмете, действии. Внимание ребёнка опосредованно и устойчиво. Внимательно слушает, не нуждается в помощи взрослого, в его указаниях, объяснениях, одобрении. Расширен объем внимания, ребенок воспринимает не один предмет, может самостоятельно рассмотреть несколько предметов, объектов каждый из них воспринимает достаточно ясно. При наличии трудностей продолжает работать над упражнением, самостоятельно выполняет все задания. Темп высокий.
Средний уровень (5-7 баллов):
Ребенок поддерживает беседу со взрослым, отвечает на его вопросы, но иногда затрудняется в выполнении задания. Темп работы и качество выполняемого задания ниже. Внимание ребёнка подвержено значительным колебаниям. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребёнка от деятельности. Количество предметов, воспринимаемых одновременно-неравномерно, непостоянное. Может самостоятельно выполнять упражнение, но по образцу.
Низкий уровень (3-4 балла):
Ребенок неплохо участвует в беседе со взрослым, нуждается в активной помощи взрослого. Не может довести задание до конца, отказывается в его выполнении. Слова взрослого не привлекают внимания. Ребенок не в состоянии выполнять два или более видов деятельности одновременно. Наблюдается пониженный интерес к происходящему. Устойчивость внимания кратковременная, независимая от почти отсутствующего интереса. Впечатления снижены, действия не завершаются. Ребенок выглядит пассивно, инертно. Темп при выполнения заданий — медленный.
Констатирующий этап эксперимента проходил в процессе индивидуального обследования в комфортной знакомой для ребенка обстановке.
Для исследования степени концентрации и устойчивости внимания использовалась Корректурная проба (Тест Бурдона).
Цель: определить уровень развития концентрации и устойчивости внимания.
Оборудование: бланк с изображениями; секундомер фиксации времени, карандаш.
Процедура проведения исследования: перед проведением обследования детям дается инструкция: «Ребята, По моему сигналу (например «начали») вам нужно начать просматривать строки фигур и нарисовать окошко у каждого домика и веточку у каждого листика. Начнем с первого столбца слева. Через определенный промежуток времени я скажу «Стоп!». Будьте внимательны следите за моими командами и рисуйте только заданные знаки и не пропускайте их». Общая продолжительность работы -4 минуты. Психолог останавливает работу детей и просит поставить вертикальную черту с интервалом в 1 минуту, т.е. 4 раза.
Обработка и анализ результатов: Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных фигур. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Результаты нарисованных знаков оцениваются по баллами уровням:
1 балл-низкий уровень,
2 балла-средний уровень,
3 балла — высокий уровень.
Для определения переключения и распределения внимания использовалась диагностическая методика «Проставь значки»
Цель: оценка переключения и распределения внимания.
Оборудование: бланк методики, карандаш и секундомер.
Процедура проведения исследования: Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле.
Выводы об уровне развития переключения и распределения внимания:
1 балл — низкий уровень,
2 балла — средний уровень,
3 балла — высокий уровень.
Для определения объема внимания использовался тест «Запомни и расставь точки».
Цель: определить объем внимания.
Оборудование: стимульный материал – 8 карточек с точками и 8 пустых,карандаш,секундомер.
Процедура проведения обследования:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Обработка и анализ результатов теста.
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
3 балла — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 5и более точек.
2 балла — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 3до 4 точек.
1 балл — ребенок правильно восстановил по памяти от 0 до 2 точек.
Выводы об уровне развития
3-4 балла – низкий уровень,
5-7 баллов — средний уровень,
8-9 баллов — высокий уровень.
Первичные результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в Прилож. 1.
Сравнительный анализ уровней развития внимания у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента наглядно представлен в таблице 1 и рисунке 1.
Сравнительный анализ уровней развития внимания у детей ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента с применением φ – критерия угловое преобразование Фишера значимых различий не выявил.
В экспериментальной и контрольной группах преобладают дети со средним и низким уровнем развития внимания. Только у 13 % детей КГ и ЭГ обнаружен высокий уровень развития внимания. Низкий уровень развития внимания показало – 47% детей КГ и 40% детей ЭГ.
Качественный анализ результатов экспериментальной группы на констатирующем этапе показал, что многие дети отвлекались, внимание было неустойчивое, поэтому качество работы было снижено.
Таблица 1 – Сравнительная таблица уровней развития внимания у детей ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента
Уровень развития внимания |
Экспериментальная группа n = 15 |
Контрольная группа n = 15 |
φ- критерий в сравнении с ЭГ |
||
Количество детей |
Процентное соотношение к общему количеству детей |
Количество детей |
Процентное соотношение к общему количеству детей |
||
Высокий уровень |
2 |
13% |
2 |
13% |
0 |
Средний уровень |
7 |
47% |
6 |
40% |
0,38 |
Низкий уровень |
6 |
40% |
7 |
47% |
0,38 |
Примечание :
* — различия статистически значимы при φ кр =1,64 для р≤ 0,05;
** — различия статистически значимы при φ кр =2,31 для р≤ 0,01;
*** — различия статистически значимы при φ кр =2,81 для р≤ 0,001.
Рисунок 1 – Сравнительная диаграмма уровней развития внимания у детей ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента
Наибольшее затруднения у детей вызвало задание «Проставь значки». Во время выполнения задания большинство детей рассеяны, складывается впечатление, что дети не слышат обращенную к ним речь.
У детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента отмечалось недостаточный уровень развития устойчивости внимания. Это проявлялось в снижении концентрации, большой частоте отвлечений и длительности каждой паузы.
Таким образом, перед нами встала задача разработать экспериментальную программу, направленные на повышение уровня развития внимания в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.
2.2.Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента
Цель формирующего этапа эксперимента : разработать и апробировать программу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
Задачи формирующего этапа эксперимента :
1. Разработать программу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
2. Апробировать разработанную программу в экспериментальной группе.
Исходя, из результатов констатирующего этапа эксперимента мы разработали программу, в которой использовали рекомендации Е.А. Бочкарёвой, А.А.Осиповой, Л. Ф. Тихомировой, Т. П. Трясоруковой, по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
Цель программы : развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга.
Задачи программы:
-Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания;
-формировать концентрацию внимания;
-содействовать в укреплении свойств внимания;
-поддерживать у детей интерес к играм, желание участвовать в действии.
Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам :
— принцип свободы выбора , который базируется на том, что в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора;
— принцип обратной связи . Воспитатель может контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;
— принцип системности предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира;
— принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения).
В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения;
-деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника — игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка;
-принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания.
Теоретический анализ и опыт собственного экспериментального исследования позволил нам выделить психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга:
1.Обучение детей приемам концентрации, переключения и распределения внимания;
2. Активизация внимания детей в ходе моделирования игровых обучающих ситуаций;
3.Осуществление подбора игр, оптимально способствующих регуляции произвольности внимания детей.
Данные условия эффективно реализовывались посредством специально организованных подгрупповых занятий с детьми экспериментальной группы.
Форма организации: Используется групповая форма проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: время проведения –30 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.
Программа состоит из 16 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:
1.Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
2.Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
3 . Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.
Программа состоит из трёх блоков, которые взаимосвязаны между собой.
Первый блок «Установочный» обучение детей приемам концентрации, переключения и распределения внимания в процессе игровой деятельности.
Второй блок «Развивающий» направлен на формирование у детей умения вести наблюдение одновременно за несколькими предметами. Включает в себя игры на развитие различных свойств внимания:
-дидактические игры: словесные игры, игры с предметами, настольно-печатные игры, игры-загадки, игры-поручения;
-подвижные игры, игры малой подвижности;
-игровые обучающие ситуации.
Третий блок « Закрепляющий » направлен на формирование у детей умения управлять своим вниманием и контролировать его.
Работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга проводилась в три этапа.
Первый этап. Проведена работа по организации предметно-развивающей среды, способствующей развитию внимания. С воспитателями проведена просветительская работа по вопросам развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, консультация по планированию индивидуальной работы с детьми. С родителями проведено анкетирование «Внимание вашего ребенка».
На втором этапе проводилась работа с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования внимания и его основных свойств: объема, концентрации, переключения, распределения и устойчивости. На этом этапе проводились занятия, которые включали в себя дидактические и подвижные игры, игры малой подвижности, игровые обучающие ситуации способствующие развитию внимания.
В результате использования дидактических игр у дошкольников развивалось умение работать самостоятельно, следовать устным инструкциям, удерживать внимание на игре. Они учились контролировать свое внимание управлять им.
Каждая дидактическая игра состояла из игровой задачи, игрового действия и правил игры. Игровая задача была уже заложена в самом названии игры: «Найди отличия», «Найди и вычеркни», «Продолжи ряд» и так далее.
Подвижная игра стимулировала физическую деятельность, в частности слуховое внимание детей. Во время таких игр развивалась способность управлять собой, удерживать внимание. В игре принимали участие все дети.
Третий этап был направлен на закрепление свойств внимания, умение переносить полученные навыки в свободную деятельность. Включал в себя игры малой подвижности, игра-головоломка, игры с предметами на развитие сенсорного, слухового и моторно-двигательного внимания.
Для развития словесного внимания использовались словесные игры: «Кто сказал комплимент!», «Угадай, кого позову», игры-загадки. С целью развития моторно-двигательного внимания проводились подвижные и игры малой подвижности «Делай как я», «Повтори за мной».
Поэтапный план работы по развитию внимания у детей ЭГ посредством игрового тренинга представлен в таблице 2.
Таблица 2 — Тематический план работы по развитию
Внимания у детей старшего дошкольного возраст
посредством игрового тренинга
Месяц |
Тема занятия |
Содержание и формы работы по развитию внимания |
Сентябрь |
|