Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения

Введение

Современные социально-экономические условия России характеризуются снижением уровня социальных гарантий для всех граждан, качества жизни отдельных социальных групп, разрушением единства социального пространства страны.

В целях повышения благосостояния народа предусматривается увеличение объемов строительства жилья, введения большого количества школ, детских садов, магазинов, поликлиник, больниц и других объектов обслуживания населения. Не смотря на то, что мы часто слышим из средств массовой информации о том, что повышены социальные гарантии для тех или иных групп, улучшены условия проживания и передвижения маломобильных граждан — ситуация остается проблемной. Многие из запланированных программ, направленных на социальную защиту населения, либо не реализовываются вовсе, либо реализуются недостаточно. Например, программы жилищного строительства рассчитаны в основном на среднестатистического человека. В них почти не отводиться места для большого числа полноправных граждан, которые в силу различных обстоятельств лишены возможности самостоятельно передвигаться (без специальных средств или чьей-либо помощи).

Основной закон нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. В свою очередь, социальное государство — это государство, служащее интересам общества. Общество должно добиться такого положения, когда любой гражданин сможет жить полноценной жизнь и не сталкиваться с проблемами и препятствиями внешнего мира. Когда инвалид в кресле-коляске сможет без посторонней помощи проехать по улицам, когда слепой без труда сможет найти себе работу, когда беременные женщины смогут быть уверены в поддержке со стороны государства и в обеспечении благоприятного будущего для своего ребенка. В условиях системных преобразований в современной России возникает глубокая потребность в развитии нормативно правовой базы, кадровом обеспечении социальных служб, в создании широко разветвленной инфраструктуры социальной защиты, в коренном изменении форм и методов социальной работы с различными группами населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что современный уровень социальной защиты низок и недостаточно проработан. На сайте Правительства Москвы ежегодно проводится опрос среди граждан о качестве и доступности социальной помощи населению. Проанализировав данные за 2010-2013 можно выделить незначительные изменения в результатах опроса, что говорит о наличии недоработок в данной сфере. Из 124 граждан, принявших участие в опросе в конце 2013 года 46% недовольны обслуживанием органами социальной защиты населения. На рисунке 1 показаны данные, демонстрирующие нам мнение населения различных районов города Москвы.

42 стр., 20837 слов

Понятие деловой репутации юридического лица и ее защита

... объектом данного исследования является деловая репутация юридических лиц, предметом – проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в современной России. Дипломная работа написана на 85 листах и ... честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу - деловая репутация. Честь - это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким ...

Рисунок 1 Результаты опроса о удовлетворенности обслуживанием районным центром социальной защиты населения

Среди опрошенных граждан были люди в возрасте от 15 до 55 лет, т.е. люди, которые владеют компьютером на уровне не ниже пользовательского и могут учувствовать в предлагаемых опросах. Что же касается основной массы граждан, которая обсуживается в центрах социальной защиты (пенсионеры в возрасте от 55 до 79 лет и люди старше 80 лет, составляют примерно 65% клиентов центров социальной защиты), то их мнение, зачастую, учитывается не в должном объеме или не учитывается вовсе. Как правило, анкетирование или опрос среди посетителей центров не проводится, или ограничивается вопросом: «Довольны ли Вы обслуживанием?», не вникая в подробности.

В практике деятельности отечественных центров социальной защиты населения недостаточно решены вопросы, касающиеся качества и доступности обслуживания граждан, своевременного информирования о дополнениях и изменениях, а так же о возможности получения социальной помощи, проблем, связанных со сбором большого количества документов, в различных инстанциях, а так же общих проблем, с которыми связаны социальные группы граждан.

Цель работы заключается в совершенствовании и решении проблем управления органами социальной защиты населения на региональном уровне в Юго-Восточном административном округе.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе выполнены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и направления социальной защиты населения;
  • изучить нормативно-правовые основы управления социальной защиты;
  • рассмотреть опыт других городов России в области социальной защиты населения;
  • изучить исторические и современные особенности Юго-Восточного административного округа;
  • обозначить проблемы в области социальной защиты населения в Юго-Восточном административном округе;
  • разработать предложения по усовершенствованию социальной защиты населения;
  • оценить эффективность разработанных проектных предложений.

Объектом исследования дипломной работы является государственное и муниципальное управление о области социальной защиты населения в Юго-Восточном административном округе.

Предметом исследования является система отношений, возникающих в процессе работы органов социальной защиты с гражданами в Юго-Восточном административном округе.

Теоретическую, методическую и эмпирическую базу для подготовки дипломной работы составили следующие источники: законодательные и нормативные акты РФ в области социальной защиты, открытые материалы статистической отчетности г. Москвы, нормативно-правовые акты и открытые материалы органов социальной защиты Юго-Восточного административного округа, специализированные источники, научная и методическая литература.

Данная дипломная работа состоит из трех глав, заключения, списка используемой литературы, а также приложения. В первой главе рассматривается теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения. Во второй главе анализируется деятельность управления социальной защиты населения (на примере Юго-Восточного административного округа).

11 стр., 5229 слов

Социальная защита населения: экономические и гуманитарные критерии

... задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи. 1.2 Сущность и необходимость социальной защиты Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Социальная ...

В третьей главе разработаны проектные предложения по совершенствованию социальной защиты населения в Юго-Восточном административном округе в городе Москва. В заключении содержится итог всей дипломной работы, указаны основные моменты.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения

1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения

Понятие социальной защиты относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная защита служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей может отличаться.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций и ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и культуру семьи, рода и общества.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. К сожалению, в современном обществе, значительное количество граждан нуждаются в поддержке государства. В условиях рынка человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода, т.е. от получения заработной платы за выполненную работу. Но ведь не каждый человек, в силу определенных обстоятельств способен работать и, как следствие, не получает доход и не может поддерживать нормальное существование. Именно поэтому роль социальной защиты населения очень высока и эта отрасль нуждается в особом внимании.

На рисунке 2 изображены данные Института социальных и экономических проблем Российской Академии наук. По результатам исследований в наши дни в области социального неблагополучия находится 50% россиян; 20% из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, 10% — это социально незащищенные граждане, т.е. люди, отторгнутые обществом.

Рисунок 2 Результаты исследований по социально-экономическому благополучию граждан

На социальную защиту населения выделяется огромное количество денежных средств. Из года в год эта сумма меняется в зависимости от политической и экономической ситуации в стране. Но, как правило, сумма ежегодного финансирования постоянно увеличивается. На рисунке 3 представлены данные Федеральной службы государственной статистики, которые показывают общий объем социальных выплат с 2006 по 2011 год.

Рисунок 3 Общий объем социальных выплат в России за 2006-2011 годы

Выделенные на реализацию программы деньги расходуются по различным направлениям. На те или иные категории лиц выделяется определенная сумма. Формированием бюджета на социальную защиту населения занимаются федеральные и региональные ведомства. В ходе разработки плана бюджета программы они уделяют особое внимание следующим факторам:

  • категории лиц и их количество;
  • стоимость различных ресурсов для строительства вспомогательных объектов для маломобильных граждан;
  • стоимость продуктов, одежды, еды и других вещей удовлетворяющих потребностей человека, инфляцию и многое другое.

Главной составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Их деятельность состоит в подготовке и реализации различных мероприятий по подержанию жизни малообеспеченных граждан, а также развитии экономической самостоятельности в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, а также отношения между людьми. Субъекты управления — органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения).

Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения — подготовка и реализация различных программ и мероприятий по совершенствованию социальной защиты населения, а также других поставленных целей.

Основные функции органов социальной защиты населения:

  • организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
  • социальное обслуживание;
  • медико-социальная экспертиза;
  • реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;
  • социальная помощь семье и детям;
  • подготовка законодательства по социальной защите населения;
  • внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
  • разработка положений по основам социальной политики;
  • анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
  • подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
  • разработка социальных нормативов и т. д.

обеспечение и решение производственно-экономических задач;

  • плановая и финансово-экономическая деятельность;
  • создание различных фондов социальной помощи;
  • правовая помощь социально нуждающимся категориям населения;
  • организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
  • соблюдение принципа социальной справедливости.

В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях, которые указаны на рисунке 4.

Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения:

первое направление социальной защиты — это социальная защита детей, детства и отрочества,

второе направление социальной защиты — это социальная защита трудоспособного населения,

третье направление социальной защиты — это социальная защита нетрудоспособных граждан;

  • четвертое направление социальной защиты — социальная защита семьи.

Многие воспринимают социальную группу населения как некий «балласт», однако, государство заинтересованно в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

  • государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
  • социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Российская Федерация провозглашает себя цивилизованным и социальным государством , следовательно, согласно Всеобщей Декларации прав человека органы государственной власти обязаны:

  • обеспечивать населению достойный уровень жизни;
  • государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
  • поддерживать неимущих и стимулировать экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности — от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической или психологической помощи. По объекту направленности социальная защита также может подразделяться на несколько категорий:

  • детство;
  • малообеспеченные семьи и граждане;
  • женщины и многодетные матери;
  • безработные;
  • лица пенсионного возраста;
  • больные и инвалиды;
  • поддержка социальных отраслей (здравоохранения и образования).

В системе социальной защиты населения принято выделять следующие уровни:

  • со стороны государства и муниципальных органов управления;
  • со стороны работодателей, администрации фирм, предприятий;
  • со стороны профсоюзов, различного рода неправительственных организаций и трудовых коллективов;
  • семейная защита и самозащита.

На современном этапе просматриваются несколько основных форм социальной защиты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 Основные формы социальной защиты

Основные формы социальной защиты

Содержание форм

законодательно-определенные социальные гарантии

Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.

регулирование доходов и расходов населения

Механизм государственного регулирования доходов и расходов в рыночных условиях является достаточно сложным. Это объясняется многообразием видов и структуры доходов и расходов населения. Кроме того, на механизм оказывают влияние различные нормативно-правовые акты.

социальное страхование

Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей: 1 обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности; 2 обязательное страхование от несчастных случаев на производстве; 3 обязательное медицинское страхование; 4 обязательное пенсионное страхование; 5 обязательное страхование в связи с материнством; 6 обязательное страхование на случай смерти.

социальное вспомоществование

Материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления.

социальные услуги

Действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации социальной помощи,.

целевые социальные программы

Являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие.

Таким образом, социальная защита населения является важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. На современном этапе институт социальной защиты выделен в отдельную отрасль, которой должно уделяться должно внимание на протяжении всего времени.

Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай, старость и другие ситуации требуют организации социального обеспечения на государственном уровне.

1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Во Всеобщей декларации прав человека, сказано, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе — Конституции.

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес?ечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные ?енсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В России существует четкая иерархия нормативно-правовых актов. В каждой группе существует один или несколько законов, регламентирующих социальную защиту населения в нашей стране. На рисунке 5 изображена иерархия видов нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Рисунок 5 Виды нормативных актов (по юридической силе)

Выше автор указывал, что первый закон в Российской Федерации — это Конституция. Она имеет наивысшую юридическую силу. Касаемо социальной защиты и гарантий гражданам Российской Федерации в Конституции записано:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обес?ечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются ?енсии и пособия.

3. Каждому человеку гарантируется социальное обес?ечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом. Главный Закон Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это:

  • обязательное ?енсионное страхование работающих;
  • создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
  • принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Следующая группа по иерархии законов — это федеральные конституционные законы. Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. На сегодняшний день в России существует 88 Федеральных Конституционных Законов, как правило, они касаются Правительства Российской Федерации, судебной системы страны, введения военного и чрезвычайного положения, статусе гимна и флага Российской Федерации, а так же внесения изменений в уже существующие Федеральные Конституционные Законы. Отдельных, отраслевых Федеральных Конституционных законов, касающихся социальной защиты не существует на сегодняшний день.

Следующая группа законов это федеральные законы. 2 августа 1995г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Этот закон, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения — граждан пожилого возраста и инвалидов.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

  • адресность;
  • доступность;
  • добровольность;
  • гуманность;
  • приоритетность;
  • конфиденциальность;
  • профилактическая направленность.

Следует отметить, что данный закон утрачивает силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан». В проекте данного закона так же содержатся принципы социального обслуживания населения:

  • соблюдение прав человека и гражданина, уважение достоинства личности;
  • доступность социального обслуживания населения;
  • профилактическая направленность социального обслуживания населения;
  • учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении социальных услуг;
  • добровольность выбора социальной услуги или отказа от ее предоставления;
  • конфиденциальность информации о получателях социальных услуг.

Основой законодательства Российской Федерации в области социальной защиты является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011№ 323-ФЗ. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

  • правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
  • права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
  • полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

В частности данный закон отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Также основным стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции от 01.01.2014) . Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Эти пособия выплачиваются:

по беременности и родам женщине,

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

  • пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;
  • пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года;
  • ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет.

Еще одним важным законом в области социальной защиты населения стал Федеральный закон Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обес?ечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обес?ечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) (с изменениями на 2 июля 2013 года), Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 23.11.2013), Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 21.12.2013 N 368-ФЗ) и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 28.07.2012 N 138-ФЗ).

Ряд текущих законов регулирует ?енсионное обес?ечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном ?енсионном обес?ечении в Российской Федерации (в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

В связи с введением нового расчета пенсий, необходимо отметить, что данный закон в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не будет применяться с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Следующий, блок нормативно-правовых актов — это законы субъектов Российской Федерации. В зависимости от месторасположения региона может манятся форма и размер пенсий и социальных выплат (например, для жителей Крайнего Севера).

Для рассмотрения данного вопроса был взята столица России — Москва. Крупнейший по численности населения город России Москва насчитывает 12 108 25 человек. Это самый населённый из городов, полностью расположенных в Европе, входит в первую десятку городов мира по численности населения.

В таблице 2 приведены основные направления и некоторые, соответствующие им законы в городе Москве.

Таблица 2 Основные законы города Москвы в области социальной защиты населения

Направление

Примеры нормативно-правовых актов

Законы, о поддержке семей с детьми

— Закон города Москвы «О ежемесячном пособии на ребенка» 3 ноября 2004 года № 67;

— Закон города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Законы в отношении инвалидов

— Постановление Правительства Москвы «О задачах на 2013 год в сфере социальной интеграции инвалидов» № 28-ПП 14 января 2013 г

— Закон г. Москвы от 17.01.2001 № 3 (ред. от 21.11.2007) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»

Пенсионное обеспечение граждан

Постановление Правительства Москвы от 21.11.2010 г. № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации от 09.12.2010, № 31

Социальная поддержка детей-сирот

— Закон города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве»

Законы в отношении ветеранов

Постановление Правительства Москвы от 16 января 2010 г. «О единовременной денежной выплате участникам ВОВ в честь 65-летия Победы».

Жильё и ЖКХ

— Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг»

— Постановление Правительства Москвы № 4-ПП от 18 января 2011 года «Об организации работ по благоустройству дворов и приведению в порядок подъездов многоквартирных домов в 2011 году»

Поддержка военнослужащих и членов их семей

Постановление правительства Москвы 2 августа 2005 г. N 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг»

Прочие законы и указы

— Постановление Правительства Москвы «О мерах по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в молодежной среде в городе Москве на 2013-2015 гг.» от 14.09.2012 № 805

— Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 «О развитии образования в городе Москве»

Что касается подзаконных актов, таких как Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции министерств, акты местных органов государственной власти, акты муниципальных органов, то их большое количество. Осветить каждый из них практически не возможно, ведь с течением времени изменяется многое: величина выплат, особенности предоставления социальной помощи и т.д.

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом кото?ы? является с?ециальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете — целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

  • Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы;
  • Программа «Социальная поддержка инвалидов на 2012-2015 годы»;
  • Государственная программа «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы.

Поводя итог данной главе можно сказать, что современное российское социальное законодательство достаточно уделяет внимание проблемам всех категорий граждан, но некоторые вопросы остаются нерешенными или не конкретизированными. Общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки законодательных и иных официальных документов, статистическая информация собирается фрагментарно и зачастую обрабатывается недостаточно аккуратно.

1.3 Социальная защита населения за рубежом (на примере Республики Беларусь)

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в ?ервую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообес?еченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

  • право граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
  • адресность социальной помощи;
  • разнообразие форм и видов социальной помощи;
  • предоставление трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;
  • реформирование ?енсионной системы;
  • реформирование системы программ по поддержке малообес?еченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д.

С организационно-управленческой точки зрения социальная защита Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Ми???терство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь на базе двух бывших ми???терств: Ми???терства труда и Ми???терства социальной защиты. Ми???терство труда и социальной защиты — это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

Одними из основных функций Ми???терства является:

  • двусторонняя связь с населением;
  • регулярное информирование населения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты;
  • рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан;
  • осуществление приема граждан по вопросам, относящимся к ком?етенции Ми???терства;

— Служба Ми???терства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, ?енсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством, наркоманией и др.)

В структуре Ми???терства появился ряд новых подразделений. Это Управление внешних связей и партнерской политики, в задачи кото?ы? входит тесное взаимодействие с Международной организацией труда (МОТ).

Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат ?енсий и пособий. Особенностью национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты является заметная централизация на высших уровнях. Вместе с тем, на низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включая в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей нацеленных на оказание помощи и поддержки различным слоям населения.

В системе организационных структур социальной защиты населения Республики Беларусь важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. Упорядочена и централизована сеть государственных учреждений социального обслуживания, образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым инвалидам, женщинам. В системе государственных учреждений активно работают Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов.

Если сравнивать структуру, функции и направления российской и белорусской социальной защиты населения, то они практически не различны. В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь особое внимание со стороны государства уделяется проблемам семьи и детства, ветеранам, пенсионерам, инвалидам и многих другим категориям. В Беларуси созданы специальные региональные центры социальной защиты, где граждане могут получить различную социальную помощь, действует адресная помощь на дому, постоянно обновляется информация об изменениях в выплатах, а также выпускаются газеты или буклеты, чтобы граждане всегда были в курсе изменений и нововведений, созданы удобные Интернет-сайты, где написана подробная информация и не выходя из дома можно подать заявку или заявление на получение той или иной услуги.

С недавних пор в России стали популярны различные государственные программы. Сфера социальной защиты не отстает от других сфер жизни общества. Так, например с 2011 по 2015 действует программа «Доступная среда», ориентированная на лиц с ограниченными возможностями. Так и в Республике Беларусь действуют некоторые программы в сфере социальной защиты населения:

  • Государственная программа занятости населения Республики Беларусь;
  • Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 — 2015 годы;
  • Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы.

В целом политика социальной защиты населения России и Беларуси очень похожи. Единственное значимое различие, пожалуй, это в объемах финансирования и размерах выплат. Ниже приведена сравнительная таблица № 3, где указаны категории лиц и размеры выплат по двум странам.

Таблица 3 Размеры отдельных социальных выплат на декабрь 2013 года

Основание выплаты

Российская Федерация

(RUB)

Республика Беларусь

(RUB)

Единовременное пособие при рождении ребенка

13 741, 99

38 644, 76

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (за первого ребенка)

2576, 63

7 347,24

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (за второго ребенка)

5153,24

8 059,42

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

515, 33

3 865,43

Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет

6 000

7 162,73

Пособие на погребение

16 002

21 775,66

Из таблицы видно, что социальные выплаты в Беларуси на порядок выше, чем в России. Но стоит отметить то, что различие в этих двух странах огромны — по территории, по количеству населения, по уровню жизни, состояния экономики, ценообразования и т.д. В России, как и в Беларуси 2 раза в год (январь и апрель) происходит повышение практически всех социальных выплат и пенсий.

Важным показателем является минимальный размер оплаты труда. В России на январь 2014 года он составляет 5 554 рубля, а в Беларуси в 5 147 рубля. Что касается прожиточного минимума для трудоспособного населения, то в Российской Федерации эта сумма равна 7 896 рублям, в то время как в Беларуси 4 669 рублей. Так же наши страны различаются стоимостью жизни, т.е. расходами на необходимые товары, жильё, питание. Ниже приведена таблица № 4, где сравнивается стоимость жизни в Российской Федерации и в Республике Беларусь.

Таблица 4 Сравнительная таблица стоимости жизни в России и Беларуси

Стоимость

жизни

(RUB)

Расходы

на питание

(RUB)

Расходы на

жилье

(RUB)

Другие

расходы

(RUB)

Республика Беларусь

21 750

11 250

6 500

4 000

Российская Федерация

27 500

13 500

8 500

6 000

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что в 1 статье Конституции Республики Беларусь констатируется, что «Республика Беларусь — это унитарное демократическое социальное правовое государство. Следовательно, государство ориентировано на поддержку социально незащищенных граждан. Из показателей, опубликованных в официальных источниках видно, что в Беларуси достаточно развита система социальной помощи. Но, к сожалению, не достаточно внимания уделено проблемам инвалидов и людей преклонного возраста. Не достаточно проработаны и разъяснены способы расчета пенсий по инвалидности и старости.

социальный благополучие правовой

Глава 2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения (на примере ЮВАО)

2.1 Исторические аспекты и современные особенности ЮВАО

Юго-Восточный административный округ (далее ЮВАО) — один из 12 административных округов города Москвы. Включает в себя 12 районов:

  • Выхино-Жулебино;
  • Капотня;
  • Кузьминки;
  • Лефортово;
  • Люблино;
  • Марьино;
  • Нижегородский;
  • Печатники;
  • Некрасовка;
  • Рязанский;
  • Текстильщики;
  • Южнопортовый.

ЮВАО занимает около 12 тысяч гектаров. Он расположен между Казанским направлением Московской железной дороги и долинами рек Яузы и Москвы, на востоке выходит за пределы Московской кольцевой автодороги, включая территории Жулебино и поселка Некрасовка, так называемые присоединенные резервные участки города. Удельный вес территории округа в общей площади Москвы — 11 процентов.

Округ ЮВАО является промышленным, в нем хорошо развиты машино- и приборостроение, металлургия, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Тут расположено 115 промышленных предприятий, в том числе общероссийского значения: АО «Москвич» (АЗЛК), завод «Московский подшипник», Капотненский нефтеперерабатывающий завод и другие.

Районы, которые входят в состав Юго-Восточного округа Москвы, имеют очень интересную историю. Большинство из них начало формироваться еще в XIII веке, другие были образованы недавно, но каждый из них внес большой вклад в развитие Москвы. По Рязанскому проспекту 1000 лет назад шел торговый путь, связывающий Москву с южными регионами. В 1237 году здесь проходили орды хана Батыя, в 1380 году — войска Дмитрия Донского на Куликово поле, а в 1552 году полки Ивана Грозного на завоевание Казани. Так, спустя столетия к XIX веку был присоединен новый район Москвы, названный в честь этого важного пути — Рязанский.

Один из знаменитейших районов Москвы — Лефортового — тоже находится в ЮВАО. Лефортово впервые упоминается в XVII веке. Когда-то на Яузе стоял солдатский полк под командованием Франца Яковлевича Лефорта, сподвижника царя Петра I. Солдатская слобода получила название «Лефортово». Потом уже Лефортово стало резиденцией русских царей, где решались самые важные для Российского государства вопросы.

Район Люблино ведет свою историю со времен Лжедмитрия, который с мятежной шляхтой и примкнувшими казакам и стрельцам шел на Москву через эти земли.

На территории нынешней Некрасовки было селение Бедрино, а в начале XX века Городская управа приняла решение приобрести эти земли для строительства полей орошения и Люберецкой станции аэрации. Сейчас Некрасовка — это современный район Москвы, со множеством новостроек, обладающий широко развитой инфраструктурой.

В район Нижегородский есть крупные промышленные предприятия — завод «Фрезер», «Станкоагрегат» и другие. А в далеком XII веке через территорию этого района шла дорога из Великого Новгорода к берегам Оки, в Рязанское княжество.

На месте нынешнего Южнопортового района, располагались деревни Дубровка и Кожухово, известные еще с XV века и до середины XVIII века принадлежавшие Крутицкому подворью. В 1920-х -1930-х годах на месте рабочих бараков около красильно-набивной, шерстоотделочной, ситцевой фабрик образовался поселок текстильщиков.

Район Выхино начал складываться в XVI веке, а в 1980-е годы в него было включено и Жулебино. Село Капотня до строительства Московской кольцевой автодороги не входило в черту Москвы. А самый новый район ЮВАО — Марьино, он появился в конце 1970-х годов.

В район Печатники входят два жилых микрорайона: «Печатники» и «Курьяново». В первом проживает основная масса населения района. Его название произошло от деревни, известной с XV века как владение бояр Кутузовых. Здесь находится величайший памятник истории — Николо-Перервинский монастырь, в котором долгое время размещались духовные учебные учреждения. В 1990 году, после почти семидесятилетнего перерыва, в Николо-Перервинской обители было возобновлено богослужение, а в 1996 году заново открылось Перервинское духовное училище.

История района Текстильщики связана с существовавшим здесь поселком текстильщиков. Он возник в конце 20-х — начале 30-х годов на месте рабочих бараков близ красильно-набивной, шерстоотделочной, ситцевой фабрик купцов Меттика, Музиля и Остеррида. В 1930 году к населенному пункту добавился дом отдыха «Текстильщики», давший новое название платформе Курской железной дороги (прежде — станция «Чесменка»).

Сегодня Текстильщики — динамично развивающаяся промышленная территория Москвы.

Впервые о селе Капотня говорится в духовной грамоте, датированной 1336 годом. В 1918 году оно было преобразовано в поселок, который в рамках своей исторической планировки просуществовал до 30-х годов, а после возведения нефтеперерабатывающего завода был переименован в «рабочий поселок». В период строительства Московской кольцевой автодороги Капотня была внесена в городскую черту города Москвы.

Район Кузьминки получил свое название от расположенной на его территории усадьбы князей Голицыных и Строгановых. Ее дворцы и флигели считаются непревзойденными шедеврами архитектуры, а сам район — удобным и комфортным местом для жизни и отдыха москвичей.

Свое название район Марьино получил от небольшой деревни, которая вошла в черту города Москвы в 1960 году и позднее была включена в состав Люблинского района столицы. В 1977 году здесь развернулось жилищное строительство. В 1991 году образовался муниципальный округ «Марьино», который решением Московской городской Думы был переименован в район Марьино.

Полностью Юго-Восточный округ был образован в соответствии с законом города Москвы от 5 июля 1995 года «О территориальном делении города Москвы».

Районы ЮВАО достаточно быстро благоустраивались и заселялись. В районах существуют все необходимые для комфортной жизни объекты: поликлиники, детские сады, школы, больницы, центры социальной защиты, многофункциональные центры предоставления государственных услуг и многое другое. В каждом районе есть своя управа, в которую может прийти любой гражданин, зарегистрированный в данном районе, и подать жалобу или внести предложение, в установленном законами порядке.

Префектура ЮВАО одна из лучших в Москве. Об этом говорят статистические данные, опросы жителей, а так же ежегодные отчеты руководителей префектуры о проделанной работе.

С 1991 года администрацию Юго-Восточного административного округа возглавляет Зотов Владимир Борисович. По инициативе В.Б. Зотова проведен целый ряд научно-практических конференций по самым актуальным проблемам, что во многом способствовало их решению на качественно новом уровне. Наиболее значимыми являлись международная конференция «Охрана окружающей среды в городе», Всероссийская конференция «Продовольственная безопасность России», инновационный форум «ЮВАО — территория инновационного развития».

Префектура ЮВАО в постоянном режиме принимает предложения и замечания по состоянию округа. Жители могут непосредственно встретиться с префектом или его заместителями (в установленные дни и часы), а так же подать заявление в письменном виде или на официальном портале префектуры ЮВАО. Обратиться можно с любым вопросом, касающимся данного округа. В зависимости от направленности проблему или предложение можно обсудить с администрацией префектуры, курирующей непосредственно данную сферу жизни.

В процессе работы префектура основывается на многочисленных нормативно-правовых актах как федерального, так и местного значения. В них можно найти основные положения, полномочия и обязанности работников, сроки и объем выполнения различных задач, формы работы с населением и многое другое. В положении о префектуре (одном из главных актов префектуры) указаны основные полномочия префекта и всей организации в целом. В зависимости от сферы жизни общества (транспорт, жилье, здоровье) у префектуры есть ряд задач, которые они обязаны выполнять для нормального функционирования всего округа. Так, например, в сфере социальной защиты и охраны труда префектура обязана:

  • принимает решения о предоставлении адресной социальной помощи и социально-бытовых услуг гражданам льготных категорий и малоимущим гражданам, проживающим на территории административного округа, за счет бюджетных ассигнований;
  • создает окружную комиссию по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, организует ее работу;
  • обеспечивает ремонт жилых помещений определенным категориям лиц;
  • осуществляет мониторинг формирования безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • организует работу по приспособлению объектов общественной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • организует проведение работ по ремонту и приспособлению жилых помещений для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • обеспечивает межведомственную координацию и взаимодействие по реализации государственных программ города Москвы в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной и семейной политики, культуры, физической культуры и спорта, развития индустрии отдыха и туризма, развития детского движения, патриотического воспитания населения города Москвы, противодействия экстремизму, ксенофобии, предупреждения распространения наркомании среди детей и молодежи, а также в области национальной политики;
  • координирует работу управ районов;
  • организует работу Окружной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков;
  • координирует совместно с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы работу в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;
  • осуществляет мониторинг сети социальных учреждений, расположенных на территории административного округа;
  • создает Окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и организует ее работу.

участвует в разработке и реализации комплекса мер по регулированию социально-трудовых отношений;

  • учавствует в расследовании групповых несчастных случаев на производстве;
  • оказывает содействие развитию и укреплению системы социального партнерства в административном округе;
  • координирует работу Центра занятости населения административного округа с управами районов в целях определения мест отбывания наказания в виде исправительных работ.

ЮВАО — густозаселенный округ Москвы. По состоянию на июнь 2013 года численность населения Юго-Восточного административного округа составляет 1 234 038. Ниже приведена таблица № 5 в которой указаны данные о численности населения в каждом районе округа.

Таблица 5 Численность районов ЮВАО (по данным на июнь 2013 года)

Район

Численность

Люблино

143919

Марьино

292182

Выхино-Жулебино

155793

Текстильщики

102935

Нижегородский

29629

Печатники

64841

Капотня

20648

Кузьминки

143957

Лефортово

91638

Рязанский

102231

Южнопортовый

50010

Некрасовка

36255

В ЮВАО, как и в любом другом округе, живет большое количество граждан, которым необходима социальная помощь государства. Это — инвалиды, пенсионеры, ветераны ВОВ, многодетные и малообеспеченные семьи и т.д. Статистические данные таблицы № 6 указывают на то, что проблема социальной защиты существует и касается большого количества людей.

Таблица 6 Статистическая характеристика населения района Марьино

Категории

Количество человек

Трудоспособное население

79 462

Пенсионеры

36 321

Дети (всего)

25 000

Дети в возрасте от 0 до 6

8 278

Численность в детских садах

4 697

Численность в школах

7 654

Инвалиды (всего)

15 604

Инвалиды I группы

1 102

Инвалиды II группы

10 213

Инвалиды III группы

4 289

Дети-инвалиды до 18 лет