Экономические реформы в России и Китае

§ 1. Подходы к рассмотрению трудовых ценностей

Рассмотрение подходов к анализу трудовых ценностей целесообразно начать с определения и классификации культурных ценностей в целом.

Анализ индивидуальных и групповых ценностей проводится в рамках исследований по социологии, психологии и антропологии, и является центральным концептом культуры в целом. Ценности определяются как убеждения человека в значимости (или важности) лично для него некоторых объектов или явлений [19, С. 430]. По словам Магуна В., определенные ценности осознаются человеком либо в ситуации, когда «необходимый для сохранения и развития индивида объект отсутствует, либо в ситуации, когда человек обладает тем, что необходимо, но это обладание не воспринимается как стабильное, раз и навсегда данное» [19, 431]. И то, и другое переживание при определенных условиях может побуждать человека к активности, то есть может становиться мотивом действия.

Проблема ценностей присутствует в трудах классиков социологии, таких как М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм. Так, Вебер М. писал, что в основе ценностно-рационального действия лежат убеждение в важности объекта или явления, ради которого совершается действие [5, С. 251]. В работах Э. Дюркгейма ценности представляют собой надындивидуальные образования, не связанные с оценками отдельных индивидов. Складывающиеся в обществе ценности существуют независимо от отдельных людей, а индивиды принимают уже сформированную ценностную модель, под которую они адаптируются [11, С.116].

Т. Парсонс в своих трудах также показывает возвышение ценностей над отдельным индивидом. Так он пишет, что одна из функций и одновременно потребностей общества — воспроизведение ценностного образца. Ценности представляют собой определенный нормативный стандарт, которым руководствуются люди при совершении поступков и выборе целей. Ценностные ориентации, по Парсонсу, определяют круг возможных социально приемлемых альтернатив действия. Общество постоянно контролирует соблюдение и воспроизводство норм и ценностных образцов [24, С.306]

Исходя из концепции ценностей М. Рокича, можно выделить два их вида. Терминальные ценности — это такие убеждения индивидов, которые предполагают «конечную цель индивидуального существования, к которой с личной и общественной точек зрения стоит стремиться» [14].

Инструментальные ценности — «это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любой ситуации» [14].

33 стр., 16421 слов

Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

... Объект дипломной работы – ценности и ценностные ориентации современной молодежи. Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных условиях. Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. Задачи: 1. провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций; 2. рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико ...

Важно также рассмотреть понятие социальной установки и того, каким образом с ними соотносится понятие ценности. Томас У. и Знанецкий Ф. определяют социальную установку как «процесс индивидуального сознания, определяющий реальную или возможную активность индивида в социальном мире» [14].

Социальной установке предшествует осознание потребности, а также то, каким образом можно удовлетворить эту потребность. В целом, наблюдается сильная связь между понятием ценности и социальной установки, их границы нельзя четко определить, и поэтому нет однозначных критериев отнесения какого-то явления к тому или другому классу. Но ценности все же носят более универсальный характер. По словам Шварца, все люди разделяют одни и те же ценности, но придают им разное значение, помещают на разных позициях в иерархии [34].

Понятие социальных установок более широкое, таким образом, самих установок можно выделить больше и они более ситуативные, подвержены большим изменениям, но ценности все же составляют ядро этого концепта.

В современной социологии особенное внимание хотелось бы обратить на теории ценностей таких авторов, как Инглхарт Р., Шварц Ш. и Хофтсед Г.

Р. Инглхарт подчеркивал ключевые свойства ценностей — их стабильность и одновременно инерционность [32].

Ценности медленно реагируют на изменение социально-экономических условий в обществе, и именно этим можно объяснить то, что реформы государства не могут дать мгновенного результата. Но все-таки изменения в социально-экономических условиях влияют на трансформацию ценностей и убеждений отдельного человека, социальных групп и общества в целом.

Вклад Инглхарта примечателен разработанной им теорией межгенерационных изменений ценностей, и их переходом от «материалистических» к «постматериалистическим» ценностям. После второй мировой войны во многих индустриальных странах наблюдался период активного роста экономики и роста общественного благосостояния, что привело к тому, что в более старших возрастных когортах ценностные ориентации отличались от молодых когорт. Рост экономической безопасности послевоенного поколения, никогда не испытывавшего лишений войны и нищеты, привел к большему приоритету «постматериальных» ценностей, при которых главное значение приобретает самореализация и политическое участие. Этот процесс, по мнению Инглхарта, является универсальным для всех индустриальных и индустриализирующихся обществ во всем мире [32].

Подход к рассмотрению ценностей, предложенный Р. Инглхартом, основан на Всемирном исследовании ценностей, которое проводилось в 80 странах. Инглхарт предложил ранжировать страны по двум осям измерения. Первая ось — традиционные/секулярно-рациональные ценности, вторая ось — выживания/самовыражения . Эти оси были выведены с помощью факторного анализа на основе 10 переменных, которые представляли собой суждения о значимости для индивидов тех или иных явлений, при этом получившиеся факторы объясняли более 70% кросскультурных различий.

Получившиеся отличия в ценностях между странами тесно связаны с уровнем экономического развития и культурным наследием [32].

К примеру, посткоммунистические общества разделились на две группы в траектории изменения ценностей. Одна группа — пережившие крах экономики и социального устройства, вторая — успешно трансформировавшиеся в общества с рыночной экономикой. В первой группе произошел сдвиг к ценностям выживания , и также наблюдался экономический спад. К странам первой группы относятся все бывшие советские республики. Во второй группе происходил постепенный переход к ценностям самовыражения и одновременно экономика показывала рост в среднем на 4%. Вторая группа представлена Китаем, Венгрией, Польшей и Словенией [32].

10 стр., 4759 слов

Эволюция теории конкурентоспособности и конкурентных преимуществ: ...

... в конкурентные преимущества фирмы. Таким образом, внутрифирменные ресурсы и способности становятся признанными ключевыми источниками долговременного конкурентного преимущества фирмы. Достаточно полно отличия ресурсно-ориентированного подхода от позиционного представлены в работе А.Е. Карлика и ...

Таким образом, Инглхарт указал на главный фактор смены ценностных ориентаций в индустриальных и постиндустриальных обществах и связал эти изменения с социально-экономическим развитием стран.

Важным для данной работы представляется теоретический подход Ш. Шварца. Ш. Шварц вслед за классиками социологии определяет культурные ценности, как надындивидуальные образования, культура, по его словам, находится вне индивида [34].

Ценности связаны с давлением на индивида со стороны социальной системы.

В основе предложенной им модели также, как и у Р. Инглхарта, присутствуют две оси и расположенными на них полюсами. Первая ось — ось «открытости изменениям/консерватизма», вторая — «самовозвышения/самотрансцендентности». В этой осевой структуре располагаются основные базовые ценности, которые разделяются всеми обществами, но в разной мере. Типы ценностей он по-другому называет типами мотивов, каждый их которых руководствуется своей основополагающей целью [18].

  • Самостоятельность (Self-Direction). Мотивационная цель — свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.
  • Стимуляция (Stumulation) — полнота жизненных ощущений. Мотивационная цель — новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.
  • Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.
  • Достижение (Achievement). Мотивационная цель — достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого — получение социального одобрения.
  • Власть (Power). Мотивационная цель — достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей, потребность в доминировании, господстве, лидерстве.
  • Безопасность (Security). Мотивационная цель — стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида.

Конформность (Conformity). Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми.

  • Традиция (Tradition). Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии.
  • Благожелательность (Benevolence). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте.
  • Универсализм (Universalism). Мотивационная цель — понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы.

Таким образом, Подход Ш. Шварца определяет ценности как надындивидуальные ориентиры в конкретной ситуации, которые служат движущими мотивами поведения индивидов или групп.

17 стр., 8292 слов

Фондовые биржи в России (правовые основы и практический опыт)

... благодаря появлению новых ценностей. Для сбыта долговых обязательств потребовался рынок, и этим рынком стал специально созданный институт – фондовая биржа. В России 1-я биржа, основанная Петром I, ... права и обязанности, структура и основные операции фондовой биржи. Теоретические, правовые и практические основы биржевой торговли в России для условий современности отсутствовали. Однако имелся опыт ...

Следующий подход к описанию ценностей, который заслуживает внимания — подход кросскультурной вариативности Г. Хофстеда, один из самых известных для сравнения межстрановых отличий.

Он предполагает ранжирование стран по пяти осям измерения, то есть присваивание каждой стране оценки от 0 до 100. Пять осей анализа были получены с помощью факторного анализа, и они перечислены ниже [18]:

  • ось «индивидуализм — коллективизм»

Для индивидуалистических культур свои собственные цели человека важнее групповых, в то время как в коллективистских культурах все наоборот. Г. Хофстед выявил значимую связь между уровнем ВВП и выраженности установки на индивидуализм или коллективизм. Так, чем больше финансовое благополучие, тем больше страна тяготеет к индивидуализму, и соответственно он больше характерен для Запада, а коллективизм — для Востока и Юга [18].

  • ось «большая дистанция власти — малая дистанция власти»

Культуры с большой дистанцией власти рассматривают саму власть как одну из главных существующих в обществе ценностей, при этом подчиненные обладают значительно меньшими правами, чем наделенные властью. Культуры с низкой дистанцией власти ставят личностные свободы высоко, а также ценят равенство.

  • ось «высокий уровень избегания неопределенности — низкий уровень избегания неопределенности»;

— Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности имеют низкий уровень терпимости к изменениям и неопределенности как таковой. И наоборот, культуры с низким уровнем избегания неопределенности больше склонны к риску, имеют ниже уровень стрессов.

  • ось «маскулинность — фемининность» (мужественность — женственность);

— По словам Хофстеда, маскулинные культуры придают большее значение материальным ценностям и власти, в них подчеркивается различие в половых ролях, они ориентированы на успех и достижения. Фемининные культуры, наоборот, ценят зависимость, служение друг другу, и половые роли сильно не отличаются [18].

  • ось «долгосрочная временная ориентация — краткосрочная временная ориентация».

В обществах с долгосрочной временной ориентацией поощряет прагматизм, оно стратегически смотрит вперед, и наоборот, общество с краткосрочной временной ориентацией ориентировано на традиции и тактику.

§2. Исследование трудовых ценностей и установок в России и Китае

Сопоставительных исследований трудовых ценностей, мотивов и установок в России и Китае проводилось не так много. Проблему трудовой этики в российской, китайской и дагестанской традиции исследовала группа авторов под руководством Хвостова А. [29].

Исследование проводилось на основе формализованного опроса студентов в Москве, Махачкале и Пекине в 2006 г. Исследование сосредотачивалось на вопросах взаимоотношений руководства и подчинения, отношений между сотрудниками, справедливости и отношения к труду в целом. В результате сравнения России и Китая были получено множество различий в представлениях о должном в организационной культуре. Так, в отношениях между сотрудниками в Китае больше ориентация на коллективное решение спорных вопросов, а также коллективное принятие решений. В то же время взаимопомощи между сотрудниками в Китае не придается столько значения, как в России [29].

21 стр., 10397 слов

Реферат экономика древнего китая

... экономики Китая в каждый период; Объектом исследования является история Древнего Китая. К предмету исследования относится только экономическая сторона развития Древнего Китая. Методом исследования данного предмета является изучение научной литературы по поднятому вопросу. Данный реферат ... существовании во время Шан (Инь) садово-огородных культур, о разведении шелковичных червей (шелкопряда), о ...

Во взаимоотношениях с начальством в Китае более ориентированы на жесткие правила, не ждут «снисхождения» за недоброкачественную работу. Начальству позволяется использовать психологическое давление, публичное выставление «проступка» сотрудника и прочие меры для того, чтобы поднять качество его работы. В России от начальства больше ждут снисхождения, ориентированы на неформальные отношения с ним. В отношении к работе жители Китая сильно отличаются от россиян. К примеру, они считают, что на работе люди должны выполнять все поручения начальства, даже если никто не может проконтролировать их, а любое дело важно доводить до конца. В Китае люди не хотят, чтобы у них было больше времени для отдыха. В России же, наоборот, считают, что чем больше возможностей для отдыха, тем лучше. И не столь принципиальны в отношении исполнения поручений руководства, если их не контролируют [29].

Также исследование показало, что в Китае работники больше ориентированы на самостоятельное выполнение поручений, не прибегая к помощи и советам других сотрудников. В России считают это, наоборот, вполне нормальным.

Авторы исследования, тем не менее, указывают на невозможность распространения полученных результатов на все население России и Китая, поскольку выборка проводилась из студентов, она нерепрезентативна и её размер сравнительно мал. В целом же, в установках студентов Китая прослеживается большая ориентация на индивидуализм, самостоятельность и ответственность при исполнении трудовых обязанностей, в то время как в российской трудовой этике больше надежд возлагается на коллектив, личные отношения с руководством и жизнь скорее по «понятиям», чем по установленным формальным правилам.

Более раннее исследование трудовой этики в организации проводил Дж. Волл на основе интервью с 50 работникам и 120 менеджерами на предприятиях Китая в 1990 г. Данное исследование было скорее направлено на фиксацию трудовых установок менеджеров и отношениям между ними и подчиненными. Автор отмечает, что за время реформ с 1978 г. менеджеры на предприятиях несколько ослабили свои властные полномочия и правила работы [35].

Обычно между рабочими и руководством устанавливаются довольно тесные отношения, тем не менее, менеджеры прибегают к различным мерам наказания работников — обсуждают недобросовестность с семьей работника, выставляют неудачи напоказ всему коллективу.

Важно остановиться на отношении менеджеров к «гуанкси» (guanxi).

Так называемая практика «гуанкси» буквально означает «социальные отношения или социальные связи» [26].

В основе «гуанкси» лежит обмен подарками на основе реципрокности для установления дружеских отношений или взаимопомощи. Другими словами, это поддержка, любезность или услуга. Менеджеры в Китае считают что, «гуанкси» лежит в основе любых отношений в Китае, в том числе трудовых. Коррупция и взяточничество также являются одним из проявлений гуанкси и менеджеры отмечают, что им постоянно приходится прибегать к взяткам, чтобы решить определенные проблемы с проверками на предприятии и прочими затруднениями. Но менеджеры не принимают никаких подношений со стороны семьи своего подчиненного [35].

35 стр., 17063 слов

Дипломной работы МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ

... г. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и девяти приложений. ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И КИТАЯ § 1. ... Е.Л. и другие. Для раскрытия темы также были изучены и использованы труды иностранных исследователей: Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и ...

Так в этом исследовании большее значение приписывается личным отношениям между менеджерами и подчиненными. Вероятно, различия в двух исследованиях по этому вопросу связаны с происходившими изменениями в трудовой этике на предприятиях в Китае за время реформ или с отличиями в выборках.

Трудовые ценности на национальном уровне рассматривает группа американских исследователей Ральтсон Д., Холт Д. и Терпстра Р. в России, США, Японии и Китае на основе опроса менеджеров [33].

Исследование проводилось в 1999 г. и нацелено на проверку гипотезы о кроссвергенции трудовых ценностей в этих странах.

Анализ трудовых ценностей строился на предположении о двух главных факторах, влияющих на доминирование и изменение ценностей в обществе — экономической идеологии и национальной культуре. Последователи теории конвергенции ценностей придерживаются мнения, что, несмотря на различия в исторически сложившихся особенностях национальной культуры, в индустриальных обществах намечается тенденция к сходимости или сближению ценностей под воздействием сходной экономической идеологии. Таким образом, они ставят этот фактор выше всех остальных для формирования ценностей. Соответственно трудовые ценности будут становиться все более похожими. Последователи теории дивергенции или расходимости ценностей считают, что национальная культура сильнее влияния экономической идеологии и в странах ценности скорее будут все сильнее различаться, укрепляя культурные особенности [33].

Данная же группа авторов считает, что кроссвергенция — наиболее вероятный ход развития ценностей в индустриализованных странах. Так, под кроссвергенцией понимается изменение ценностей под влиянием как экономической идеологии, так и национальной культуры по принципу синергии; формируется уникальная для разных обществ система ценностей.

Под экономической идеологией авторы понимают континуум с полюсами «капитализм» и «социализм». А под национальными культурными ориентациями — континуум «индивидуализм-коллективизм». Так, Россия оказалась в квадранте с культурной ориентацией на индивидуализм, но с «социалистической» экономической идеологией. Китай попал в квадрант ориентацией национальной культуры на коллективизм и социалистической экономической идеологией [33].

Рис. 1 Матрица изменения ценностей «Доминирование экономической идеологии против доминировании культуры»

Рис. 2 Типичные представители в квадрантах матрицы

Среди наиболее значимых выводов исследования — подтверждение гипотезы о кроссвергениции трудовых ценностей в перечисленных странах. Но при этом большая роль все же отводится национальной культуре. Авторы убеждены, что России принять капиталистические ценности индивидуализма будет проще, чем Китаю, поскольку в российской национальной культуре изначально была установка на индивидуализм в досоветский период, поскольку страна испытывала сильное влияние Запада [33].

Авторы делают прогноз, что трудовые ценности Китая скорее будут более ориентированы не на Западный образец, а представят собой определенный симбиоз капитализма и культурных ценностей Китая. В исследовании также обращается внимание, что изменение трудовых ценностей можно рассматривать только в долгосрочной перспективе и в этом смысле менеджерам международных компаний следует обратить внимание на ограниченную возможность подстраивания ценностей своих работников — представителей разных культур под один образец.

21 стр., 10093 слов

Экономические отношения России и Китая в современных условиях

... проводимых в Китае реформ. o Выявить сильные и слабые стороны экономической политики Китая. китай реформа экономический сотрудничество o Оценить опыт реформ проводимых в Китае для России. 1. Экономико-географическая характеристика Китая Население. Китай - огромная ...

Одно из наиболее важных исследований, на которое далее мы будем опираться в работе, «Рынок труда и нормативный порядок в Санкт-Петербурге и Шанхае: эффекты реформ» Черныша М. Ф. Размер выборки в Шанхае составлял 1600 человек, в Санкт-Петербурге — 1300 человек. Исследование концентрировалось на проблеме соответствия должного в нормативном порядке и реального, то есть реально действующих норм на рынке труда и того, что люди относят к наиболее важным качествам, которые справедливо должны высоко вознаграждаться. [30].

Так почти по всем показателям российское общество демонстрирует больший разрыв между реальным и должным в трудовом порядке по сравнению с Китаем.

Черныш М. выделяет показатели, которые находятся ниже нормативного уровня в Санкт-Петербурге — условия труда, ответственное отношение к труду, трудолюбие, квалификация, умение делать свою работу хорошо, а также уровень образования. И наоборот, наибольшее значение люди придают умению и возможности «крутиться», проявлять предприимчивость. Но при этом, по мнению людей, трудолюбие и квалификация в обществе должны цениться больше предприимчивости [30].

В Китае же, наоборот, считают, что проявленное усердие и квалификация в реальности вознаграждаются на должном уровне. «В китайской культуре трудолюбие, понимаемое как любовь к труду, увлеченность делом, рассматривается как второстепенное качество по отношению к квалификации и ответственности» [30].

Таким образом, формула успеха в Китае выглядит как четкая дисциплина плюс ответственность и квалификация.

Исследование Черныша М. показало, что труд в Китае является важнейшим способом заслужить общественное одобрение и признание. При этом он зафиксировал те противоречия в нормативном порядке, которые существовали на момент исследования в России (2008 г.) и, наоборот, наоборот, консистентность нормативного порядка на рынке труда в Китае. Но в данной работе исследователи концентрировались немного на других аспектах нормативного порядка, а именно на качествах, которые должны высоко цениться в обществе. Мы под нормативным порядком будем понимать несколько иные аспекты, а именно отношение к принципам конкуренции на рынке труда (вредна ли конкуренция или полезна), отношение к благосостоянию в целом (возможно ли обогащение без ухудшения положения других людей), восприятие усердного труда и его роли в материальной обеспеченности (может ли усердный труд привести к успеху) и прочие аспекты.

Наше исследование также ставит целью проанализировать сущ е ствующие типы трудовых ценностей. И в этом смысле очень полезно рассмотреть работу Магуна В. С. «Трудовые ценности экономически активного населения восьми стран мира» [21].

Здесь он подробно останавливается на типологии трудовых ценностей, полученной на основе выбора респондентами наиболее значимых сторон работы. Внимание в типологии фокусируется на том, чем именно работа полезна индивиду и с какими издержками она связана. На основе факторного анализа были получены типы ценностей, которые можно описать в терминах трудозатрат и вознаграждения. Факторный анализ строился на 11 суждениях о субъективной значимости различных аспектов работы.

6 стр., 2690 слов

Институционально-инновационные инициативы в России и Китае: неоконвергенция ...

... институционально-инновационные инициативы и устойчивое развитие экономик России и Китая, имеющих общую систему ценностей (прежде всего справедливость как поиск новой парадигмы экономического развития и теории хозяйства), ... работа известного китайского ученого Джа Вайфу Лина, работавшего главным экономистом во Всемирном банке во время первой волны мирового финансово-экономического кризиса. Труд ...

В результате были получены три фактора, по которым страны далее ранжировались, и на основе средних значений факторов определялась выраженность данного типа ценностей для каждой страны. Факторный анализ строился на всей выборке из 8 стран (и, по словам В. Магуна, результат воспроизводились и на массиве из 32 стран, то есть был устойчивый).

В итоге факторизации были обнаружены типы трудовых ценностей с «констистентными» и «неконстистентными» сочетаниями трудозатрат и вознаграждения, другими словами, выделился тип ценностей с «неправильным», несправедливым соотношением между трудовыми затратами и материальными вознаграждениями и со «справедливым». Говоря общо и не вдаваясь в детали типологии, в обратный или неправильный тип попадали ценности максимизации надежного заработка при минимизации трудовых затрат, в прямой тип — ценности личной инициативы, трудовых достижений и максимизации заработка.

Магун В. выявил, что для населения России характерно как раз обратное сочетание трудовых ценностей, что он объясняет возросшими потребностями людей и относительно низкими доходами в стране в рассматриваемый период (1999 г.), а также возможным влиянием русского менталитета.

В нашем исследовании мы сконцентрируемся на формировании типологии ценностей, характерной для населения России и Китая, проанализируем основные отличия стран, и вслед за Магуном В. при условии формирования похожих факторов, определим насколько характерны для населения трудовые ценности «справедливо» и «несправедливого типа» на основе планируемого вклада и ожидаемого вознаграждения.

Два описанных выше исследования В. Магуна и М. Черныша имеют очень большое значение для формирования общей теоретической схемы нашей работы и построения основных гипотез. В данной работе мы планируем сконцентрироваться на трудовых ценностях и установках характерных для населения России и Китая в пореформенный период 1999-2001 г. (что объединяет данное исследование с работой Магуна) и проанализировать их связь с восприятием нормативного порядка (сходство с исследованием Черныша).

Нормативный порядок на рынке труда и ожидание помощи со стороны государства рассматриваются нами как факторы, которые могут быть тесно связаны с существующими трудовыми ценностями населения.

Нормативный порядок будет рассматриваться как «конструктивный», если правила на рынке труда объективно способствуют развитию общества в целом, росту экономики и производительности труда. Под «конструктивным» нормативным порядком мы будем понимать

  • положительное восприятие конкуренции на рынке труда как естественного способа отбора эффективного в противовес неэффективному,
  • возможность улучшения своего материального состояния собственными силами, не обманным путем
  • перенесение ответственности за свое благополучие на себя, а не на общество
  • восприятие упорного труда как залога достижения успеха

Аналогично мы рассмотрим «неконструктивный» нормативный порядок на рынке труда, который выражается в том, что

  • конкуренция воспринимается как зло
  • обогащение воспринимается негативно и через неблагополучие других
  • ответственность за неблагополучие переносится на государство и общество
  • отрицается возможность достижения успеха через труд

Таким образом, работа берет за основу существующие исследования о трудовых ценностях и нормативно-должном поведении на рынке труда и развивает эти идеи.

41 стр., 20180 слов

Исследование инвестиционной привлекательности России и Китая

... России и Китай. А в третьей главе представлен анализ инвестиционной привлекательности этих двух стран на ... имущественных и интеллектуальных ценностей, помещаемых в объекты предпринимательской и других ... на повышение квалификации персонала, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получение товарного знака (марки) и ... деление инвестиций на прямые и портфельные. При этом под ...

§3. Сходство и отличие культурно-исторического контекста развития России и Китая

Приступая к анализу трудовых установок и ценностей двух выбранных стран, хотелось бы обратить внимание на определенные доминанты культурно-исторического развития, которые объединяют эти страны и указывают на сходство в разнообразии их культурных проявлений. Для рассмотрения трудовых установок и ценностей, культурно-исторический фон имеет очень большое значение, поскольку он позволяет осознать контекст происходящих изменений в обществе и глубже осознать причины доминирования тех или иных ценностей. Общность этих культурно-исторических предпосылок создает платформу для анализа трудовых установок в двух странах, позволяет связать их с культурным контекстом и историческим фоном развития, глубже отразить их суть.

Под культурно-историческими доминантами развития России и Китая мы будем понимать характерные для этих стран установки, которые касаются положения индивида в обществе, роли государства и общины.

В культуре России и Китая существует несколько объединяющих эти страны исторически сложившихся норм и ценностей. Так, первым сходством является ориентация обеих стран на патернализм . Следствием такой установки является то, что народ не привык принимать участие в контроле властвующих групп, ведь как в России, так и в Китае царь и император считались божьими наместниками, а их власть — дарованной небом [8].

Идея разделения властей нова как для России, так и для Китая.

Патернализм в Китае диктуется конфуцианством, доминирующим учением в этой стране. Согласно конфуцианству, о простых людях должны заботиться властители, таким образом, ответственность за благополучие народа берет на себя император [8].

В досоветский период в России мы можем увидеть те же самые установки, которые берут свое начало из православия. Для имперской России было характерно некритичное восприятие власти народом: царь — божий наместник на земле и покровитель народа, а сама власть — абсолютная сила, которая действует в интересах народа. Патернализм прослеживался не только во взаимоотношениях власти и подданных, но также и в семье. Главенство старшего перед остальными членами семьи, подчинение жены мужу также являются проявлением патернализма в культуре обеих стран.

Так, демократические институты участия человека в политической жизни общества и государства до сих пор не сложились ни в России, ни в Китае [8].

общинное хозяйство.

Китайская традиционная культура также построена на общинности. Снова вытекая из идей конфуцианства, в Китае издревле разделяется установка, что человек — это часть семьи, сообщества, этнической группы, то есть часть целого [8].

«Коллективистская культура стоит на идее о том, что индивид является маленькой частью в большой сети «коллектива» [8].

Первенство интересов коллектива глубоко укоренено в китайской народной культуре. При этом коллективом может быть государство, район, община или клан.

Любопытно, что как китайская традиционная культура, так и принципы православия в России призывают к прощению и отказу от поиска справедливости. Если в конфуцианстве эта установка связана с неверием в идеальную справедливость, как отсутствие в жизни каких бы то ни было идеальных вещей, то в православии — отказ от поиска справедливости в земной жизни продиктован надеждой на благоденствие в небесной жизни. Эти принципы призывают народ к послушанию, смирению и иерархизму.

Положение государства

Как известно, для обеих стран принятие и развитие принципов коммунистического общества, проходило на протяжении десятилетий. Сам факт того, что именно в России и Китае в течение столь длительного времени существовал коммунистический режим, во многом объединяет эти страны. В обеих странах активно пропагандировались ценности равенства, а также суверенности народа страны, отказ от веры в божественное наместничество правителя и отказ от религиозных догм как таковых (в России происходило искоренение института церкви отказом, а Китай отказывался от конфуцианства, которое по сути выполняло религиозную функцию для традиционного Китая).

Описывая исторически сложившиеся сходства в культуре России и Китая и сходные процессы, которые повлияли на развитие этих стран, мы не пытаемся отождествить эти две культуры. Существует и множество серьезных различий между ними, на которых мы теперь остановимся подробнее.

Современный Китай с начала экономических реформ 1978 г. снова находится под влиянием конфуцианства, которое идеологически было неугодно предшествующему руководству страны Мао Цзэдуна.

Основные положения конфуцианства — интересы коллектива важнее интересов личности, а обязанности личности важнее, чем права. В основе взаимоотношений между людьми лежит согласие и кооперация. Таким образом, подчеркиваются ценности коллективизма. При этом несовпадение мнений и идей, конфликт интересов рассматриваются как вредные черты. «Главными ценностями являются поддержание порядка и уважение иерархических отношений… Самое важное, конфуцианство осуществило слияние общества и государства и поставило вне закона автономные общественные институты на общегосударственном уровне» [28].

Современную Россию же многие исследователи относят к индивидуалистическим культурам. Принято считать, что российская модель капитализма наследует западные черты, постепенно приживается либерализм и демократические институты. В духе либеральных традиций, свобода и права личности находятся над потребностями коллектива или общества в целом. Исследователь китайской культуры Ту Вей-Минг считает, что большое влияние конфуцианства прослеживается в повседневной жизни людей и личной этике, которая лежит в основе работы, семейных отношений и других значимых сторонах жизни людей.

«Можно даже утверждать, что сутью традиционного китайского конфуцианства всегда было не политическое конфуцианство, а ярко выраженная семейственность, которая ставилась выше всех прочих социальных отношений, в том числе отношений с политическими властями» [28].

Человек не может безответственно относиться ни к работе, ни к семье, ни к коллективу. Большое значение отдается патриархальности, почитается уважение к старшим, и для личности мерой наказания служит порицание со стороны коллектива, будь то трудовой коллектив или семья.

«За традиционной китайской семьей, или jia, следует род и более крупные родственные группы. Государство и другие политические власти рассматриваются как некая семья семей, объединяющая всех китайцев в единую социальную общность» [28].

Отсюда следует уважение к государству и восприятие власти как блага для народа.

Как мы уже упомянули выше, в современном Китае произошла реабилитация конфуцианских ценностей. По мнению исследователей, конфуцианство не может подобно протестантизму являться движущей силой, которая способна активизировать капиталистическое производство [16, C. 34]. Эту проблему взяло на себя государство, которое посредством тщательно подготовленных реформ выводит экономику на рыночные взаимоотношения. Скорее конфуцианство выступает как объединяющее национальное начало для народа. «Для укрепления морального духа рутинного капитализма и для превращения его в ведущую и доминирующую, а не вспомогательную и подчиненную практику конфуцианство как замена протестантской этики может оказаться адекватным» [16, C. 35] .

Так, общая культурная основа дает народу чувство самосознания и сопричастности к своему государству, чувство общности людей между собой.

Если мы посмотрим на идеологическую динамику России, то обнаружим, что на смену советской пропаганде не пришла новая национальная объединяющая идея или культура. «Если страна утратила единую цель, ее граждане начинают стремиться каждый к своей малой цели. Начинается распыление сил, средств и возможностей. Через некоторое время страна проседает по всем базовым показателям: образованию, культуре, экономике и прочему. Далее неизбежно разрушение» [8].

Нередко можно услышать, что новой идеологией современной России стал культ денег и обогащения. Вступив на путь реформ после распада Советского Союза, Россия так и не выбрала новую объединяющую национальную идею.

Описывая отличия в историческом развитии двух государства, стоит упомянуть и о том, что Россия пережила индустриализацию значительно раньше, чем Китай, который до сих пор ее проходит. Городское население Китая практически в два раза меньше сельского. В России давно сложилась всеобщая грамотность населения, несколько поколений получили полное среднее образование. В Китае доля неграмотных и малограмотных старше шести лет составляет почти 63 % [7, С. 13]. К отличиям между странами относятся и совершенно разные климатические условия, протяженность территорий и прочее.

Таким образом, мы рассмотрели культурно-исторический фон развития России и Китая, который помогает нам понять общие культурные черты и отличия между странами и позволяет приблизиться к пониманию специфики трудовых ценностей. Поскольку данное исследование сконцентрировано на ретроспективном анализе трудовых установок пореформенного периода 1999-2001 гг., очень важно остановиться на особенностях рынка труда двух стран, а также проанализировать течение самих реформ в России и Китае и их последствия.

§4. Изменения на рынке труда в Китае в пореформенный период

Социалистическая система труда в Китае, как и в России, строилась на самоценности работы и труда во имя общественного блага. Что касается государственного регулирования, то вследствие фактически отсутствовавших хозяйственных связей между предприятиями (в условиях плановой экономики) происходило сдерживание социальной мобильности. «Фактически рабочая сила оказалась закреплена за предприятиями и потеряла возможность принимать самостоятельные экономические решения — о смене места работы, поступлении на учебу, смене места жительства и т.д. Постепенно была введена система наследования рабочих, мест, сохранились только повременные ставки заработной платы, которые в основном зависели от стажа работы и политической активности человека, но не его профессиональной квалификации и уровня образования» [31].

Система трудовых отношений порождала иждивенческие настроения на предприятиях, не способствовала стимуляции производительности труда. Такая же ситуация наблюдалась и в СССР.

«В ходе реформы в КНР постепенно формирование доходов населения стало определяться не только за счет единого общегосударственного фонда заработной платы и централизованных нормативов потребления, но и за счет прибыли предприятия, за счет доходов отдельных работников от участия в производстве, за счет вторичной занятости, а также постепенного отказа от государственного кредитования убыточных предприятий» [31] . Государство также выработало ряд мер, которые позволили смягчить трудности, испытываемые населением при переходе к рынку и снизить социальную напряженность через социальную защиту различных категорий населения. «Между 1980-м и 2000-м годами 268 млн. сельских жителей Китая мигрировали из деревень в города. Перед китайским руководством вставала задача интегрировать эту массу населения в городскую жизнь, предупреждая негативные последствия миграции в подобных размерах» [6, С.21]. Государство проявило активную позицию в управлении миграционными процессами в стране. С одной стороны была введена система прописки, которая делила население на страты — имеющие городскую прописку и имеющие лишь временное разрешение на проживание в городе [6, С. 21]. С другой стороны в трудоустройстве столь большого потока рабочей силы помогли «компании трудовых услуг», создание которых также было государственной инициативой. (диссертация)

Постепенно расширялись социальные группы, которым было доступно пенсионное обеспечение — после реформы пенсионная реформа распространялась не только на рабочих крупных промышленных предприятий, как это было раньше, но и на волостно-поселковые предприятия и другие типы предприятий. Аналогично тому, как это происходило в России, с проведением реформ стали доступны самые разные формы участия в хозяйственной жизни — семейный подряд, частное предпринимательство и так далее.

Но как и следовало ожидать, одновременно происходил отход от уравнительной системы доходов, усилилась угроза безработицы и инфляция. Официальная статистика на 2003 г. давала показатель уровня безработицы 4,3% [6, С. 19]. «Министерство труда и социального обеспечения КНР (МТСО) разъяснило, что при расчете этого показателя учитываются только зарегистрированные безработные, имеющие городскую прописку, но не принимаются в расчет рабочие и служащие категории сяган (рабочие и служащие исключенные из штатов государственных предприятий, которые поддерживают их материально), а также крестьяне-рабочие, прибывшие в города, и некоторые другие категории фактических безработных» [6, С. 20]. Эти сведения позволяют понять, что с реальной безработицей дела обстоят намного хуже. Так, В. Гельбрас пишет, что «показатель уровня безработицы в 4,3% определен с учетом 8 млн. зарегистрированных безработных. А общая численность работающих или трудоспособных и желающих работать горожан составляла в 2003 г. более 186 млн. человек. В отчете говорится, что число работающих горожан достигло 109,7 млн. человек. Возникает вопрос: какие категории городских трудящихся образуют разницу между 186 млн. и 109,7 млн.?» [6, С. 20]. В одном из докладов В. Гельбрас называет реальную безработицу в Китае среди городских жителей — около 15% и около 30% в деревне на момент 2008 г. Давление на рынке труда в КНР следует признать чрезвычайно высоким на протяжении долгого периода времени. «Оно столь мощное, что миллионы людей едут в поисках работы за тысячи километров от родных мест» [6, С. 20]. Эти сведения опять же позволяют нам составить определенные гипотезы относительно преобладающих трудовых установок и ценностей в переходный период в Китае и объясняют отличия первичных условий на рынке труда между двумя странами.

§5. Течение реформ в России и Китае

Общность исторического развития в России и Китае порождает множество исследований, посвященных сравнению экономических реформ в этих странах. Очень часто встречается мнение, что Китай более ответственно и вдумчиво подошел к реформам, и их успешное течение обеспечило стране высокие темпы роста ВВП, решение множества экономических и социальных проблем, повышение уровня жизни в целом. Принято считать, что в основе реформ в Китае лежали экономические цели, в России — экономические и политические одновременно.