Список литературы
Рыночную экономику можно представить как куплю-продажу по свободным ценам, и данное представление о рыночной экономике не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений.
Рыночная экономика — это экономика свободно предпринимательства. Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.
Роль государства в рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, государственное регулирование проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
Государственное вмешательство в экономику является основной проблемой для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
Государство просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
В данной работе рассмотрим роль рыночной экономики для государства и проблемы рыночной экономики.
.1 Понятие рынка
Принцип свободного выбора форм деятельности в рыночной экономике не исчерпывает понятия экономической свободы. Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он представляет в известной мере следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм экономической деятельности. Он характеризует, прежде всего, проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику рыночной.
Существуют многие элементы рынка и рыночных отношений, которые не всегда имеют отношение именно к рыночной экономики. Существуют эти элементы и в нерыночной, государственной, плановой экономике. Точно также элементы государственного планирования, регулирования экономических процессов, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Так что экономику можно считать рыночной только в случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики.
Современная рыночная экономика России
... экономическая модель. Становление рыночной экономики в РФ В результате начавшихся с 1992 г. рыночных реформ Россия прошла часть пути к современной рыночной экономике. Произошли следующие ... функционирования рыночной экономики привели к осознанию того, что в решении указанных проблем требуется вмешательство государства. Государственное регулирование - это воздействие государства на экономику, ...
В централизованной экономике объектом свободной купли-продажи становятся только потребительские товары и отдельные виды услуг. А в условиях рыночной экономике сфера обменных процессов распространяет свое действие на подавляющее большинство видов продукции, товаров, услуг. Объектом купли-продажи становятся не только основные предметы потребления, но практически и все другие предметы, блага, услуги, включая средства производства.
В рыночной экономике объектом купли-продажи является жилье, иные виды имущества, недвижимость. Жилая площадь не предоставляется, не распределяется государственными органами, а покупается и продается на рынке жилья.
Наличие рынка средств производства и природных ресурсов (орудий труда, земли, природных богатств, производственных зданий и сооружений, оборудования, машин, материалов, энергоносителей и энергии) также неотъемлемые признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется свободной оптовой и розничной продажей. Все объекты обретают денежную стоимость и цену [6, с.303].
Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала (денег, валюты, ценных бумаг), который практически отсутствует в централизованной экономике либо представлен в ней в мизерных дозах и проявлениях.
Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется и в том, что в нем широко представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками на началах купли-продажи.
Рыночная экономика не есть экономический мир, в котором свободно покупается и продается все без ограничения. Законы страны, государства призваны разумным образом ограничивать продажу и покупку земли, природных ресурсов, оружия, опасных для людей веществ, национальных культурных ценностей, духовного наследства и рядов других предметов, вещей. Ограничивается и деятельность в форме оказания отдельных видов услуг. В то же время все это вместе взятое не противоречит тезису о всеобщем характере рынка в рыночной экономике.
.2 Роль государства в рыночной экономике
Без государственного регулирования и контроля рыночная экономика существовать не будет. Термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства [3, с. 125].
При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразное равновесие и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов.
В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование.
Государственное регулирование поведения фирм в рыночной экономике
... предельно допустимого дефицита государственного бюджета; Таковы основные формы регулирования экономики государством. 3.2 Государственное регулирование фирм в условиях рынка Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию ...
Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения [3, с. 125].
Государственное управление централизованной экономики отличается от государственного управления рыночной экономики тем, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам. А во втором — управление строится в соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.
Найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической науки практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры» может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный инструментарий государственного вмешательства в экономику нацелен на поддержание подобного оптимизма [3, с. 125].
.3 Функции государства в рыночной экономике
Выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике [4, с. 98-100]:
- Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
- Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
- Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
- Предоставление общественных товаров и услуг
- Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
- Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
- Участие в хозяйственной деятельности.
Рассмотрим функции государства по отдельности [4, с. 98-100]:
Становление рыночной экономики в современной России
... товар при изменении цены. Развитие рыночной экономики в России. Экономическая трансформация постсоциалистической России, инициированная командой Гайдара и Чубайса, идет высокими темпами. Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. ...
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство государства, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.
Обеспечение рыночной конкуренции
Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями.
В любой стране с рыночной экономикой существует система государственного антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование.
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
Достаточно важную роль государство играет в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты — это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.).
Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).
Если рынок не может регулировать внешние издержки, то государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.
Формирование и распределение доходов в условиях рыночной экономики
... основу работы составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, реализующих политико-экономический и институциональный подходы к анализу распределения доходов. 1. Формирование доходов в рыночной экономике .1 ...
Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.
Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.
Предоставление общественных товаров и услуг
Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами [4, с. 98-100]:
- частные блага делимы на любые необходимые количества;
- наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности;
- потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми.
Помимо частных благ, люди пользуются общественными благами, которые обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:
- их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
- они неделимы по своей природе;
- потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.
Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики
Рыночная экономика достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы, имеющей следствием такие отрицательные явления, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. В этом случае государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.
Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Однако это не легкая задача, потому что эти цели иногда вступают в противоречие.
Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения.
Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из них показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Формы перераспределения доходов
Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.
Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ. Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий. Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.
Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения — доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны, к ним относятся [4, с. 98-100]:
- минимальная оплата труда;
- пенсии по старости;
- пенсии по инвалидности;
- пенсии по случаю потери кормильца;
- пенсии за выслугу лет;
- пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;
- стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;
- индексация доходов в условиях инфляции;
- компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;
- пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;
- медицинское страхование;
- защита условий труда;
- социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.
Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.
Участие в хозяйственной деятельности
В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя — предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.
Теперь рассмотрим общественный продукт, т.е. то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги — дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона — служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.
Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Существует несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым — когда рынок показывает свою « несостоятельность» [4, с. 98-100]:
- монополия, которая ведет к неэффективности. Существуют различные причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это — функция власти, государства.
- наличие внешних факторов, издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.
- неспособность государства обеспечить население общественными благами- товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.
- дифференциация доходов населения и возникающая при этом проблема бедности, становится бедой для всего общества.
1.4 Методы государственного регулирования
К методам государственного регулирования относятся [5, с. 56-58]:
- Административные методы. К административным методам регулирования экономики относятся: запрещение, разрешение, принуждение.
Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание каких-либо товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению. Например, государство может ввести запрещение транзита, т. е. следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей. В США, например, торговые запреты существуют в отношении Ирака, Сирии, КНДР, Вьетнама, Кубы, Ливии.
Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).
Например, в Великобритании существует особое разрешение на расширение производственных мощностей. Оно выдается местными властями по согласованию с органами пожарного надзора, контроля над окружающей средой и др. Такое разрешение требуется при оформлении страхования на вновь возведенный объект [5, с. 56-58].
Принуждение — один из методов управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.
— Экономические методы. В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических методов. Существенные позиции среди них занимают: денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, текущее регулирование государственного финансового контроля">регулирование экономики, государственное программирование.
Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования [5, с. 56-58]:
- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
- операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.
Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации социально-экономической политики.
Бюджетно-финансовая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны. В зависимости от этих факторов предусматривается разная степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т. д. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику, а также тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.
Ускоренная амортизация — это амортизация по повышенным ставкам в сравнении с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет в последующем направлять указанные суммы в новые капитальные вложения [5, с. 56-58].
В развитых странах применяется текущее регулирование экономики и государственное программирование экономики.
Текущее регулирование экономики осуществляется в основном посредством бюджетно-финансовой политики. Существенная роль в таком регулировании отводится государственным расходам: заказы и закупки товаров и услуг, прямые военные затраты, различные субсидии и другие расходы.
Текущее регулирование экономики нацелено прежде всего на поддержание определенного уровня производства и занятости. В период, когда экономическое развитие характеризуется высокими темпами, предусматриваются меры, сдерживающие инвестиции и таким образом препятствующие перепроизводству. К таким мерам можно отнести сокращение государственных расходов на закупки товаров и услуг, удорожание кредита, уменьшение субсидий, увеличение налогов. В условиях падения объемов производства, роста безработицы применяются противоположные меры: увеличиваются государственные расходы, кредит удешевляется, налоги сокращаются. В то же время надо учесть, что чрезмерный рост государственных расходов приводит, как правило, к бюджетному дефициту, для покрытия которого вводятся дополнительные налоги, берутся внешние займы.
Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики, предусматривающее разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. [5, с. 56-58].
Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (табл. 1).
Таблица 1
Классификация государственных программ
Критерий классификации |
Вид государственной программы |
Временной период программы |
Краткосрочная программа |
Среднесрочная программа |
|
Долгосрочная программа |
|
Объект программирования |
Общегосударственные программы |
Региональные программы |
|
Целевые программы |
|
Отраслевые программы |
|
Чрезвычайные программы |
Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок 1 — 3 года. Среднесрочные программы охватывают период в 3 — 5 лет. Долгосрочные программы составляются на 5 лет и более. Такие программы разрабатываются во многих
Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.
Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.
Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих).
Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).
Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее — в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется и в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно [5, с. 56-58].
Ответственность за разработку государственных программ возлагается на органы государственной власти, которые вовлекают в этот процесс известных ученых, предпринимателей, общественных деятелей и т. д. По государственной программе составляется финансово-экономическое обоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизм финансирования.
Государственные программы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство добивается необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.
.1 Плюсы и минусы рыночной экономики
.1.1 Плюсы рыночной экономики
Рыночная система ограниченные ресурсы общества направляет на производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда [1, с. 248].
Рыночная система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.
Предприниматель, или экономический субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли «вознаграждения» или «наказания» за свою деятельность — ее результатами [1, с. 248].
Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.
2.1.2 Минусы рыночной экономики
В условиях рыночной системы экономическая деятельность системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли. Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.
По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.
Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.
Создается неравенство в распределении доходов и полученного общественного продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.
Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.
В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.
Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.
Экономическая рыночная система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации «чистого капитализма», его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем [1, с. 248].
На самом деле «чистой» рыночной экономической системы не существует. Действуют смешанные системы с различной степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности.
.2 Проблемы рыночной экономики
Современная рыночная система не сможет существовать без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).
Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо [2, с. 12-13].
С одной стороны, элементы администрирования несут в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.
Дерегулирование и приватизация
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности).
Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
Приватизация — продажа государственных предприятий частным лицам или организациям — направлена на повышение хозяйственной рациональности [2, с. 12-13]. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя — одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.
Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве
В области сельского хозяйства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменимым. Правда, и государственное вмешательство — далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.
Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.
Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства [2, с. 12-13]:
- повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;
- обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
- стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;
- гарантированное снабжение внутреннего рынка;
- забота о поставках аграрной продукции потребителям по «разумным ценам».
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.
Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.
.1 Американский опыт
Анализируя рыночную экономику России, рассмотрим, для сравнения, рыночную экономику такой развитой страны, как США. История взаимоотношений американского государства с рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Т.е., государство и рынок в США набирали силу одновременно. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, необходимо выделить роль государства в рыночной экономики.
Экономическая роль государства еще в XIX веке в США предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны — укреплением промышленности, строительством железных дорог, образованием крупных корпораций. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность. Однако Великая депрессия заставила американцев задуматься не только об экономических проблемах, но и о судьбе нации и всего государства. Именно громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической безопасности. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название «новый курс», не вписывался ни в теоретические постулаты «невидимой руки» рынка, ни даже в существовавшие законодательные акты. Реализация «нового курса» стала переломным этапом в осмыслении роли американского государства в экономике. Впервые в истории США при президенте Ф. Рузвельте был образован Совет по национальной экономической безопасности, который фактически координировал все мероприятия в рамках «нового курса» [7, с. 211].
Через 60 лет после избрания президентом США Ф. Рузвельта в Белый дом пришел Б. Клинтон, который тоже образовал Совет по национальной экономической безопасности. Свою задачу экономическая «команда» Клинтона видит в обеспечении повышения конкурентоспособности американских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках [9, с. 305].
Экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов [7, с. 211].
Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.
Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.
3.2 Рыночная среда
В рыночной среде критерием эффективности служит прибыльность любого бизнеса. Однако по мере развития американской экономики и общества все отчетливее проявляются сферы, где прибыль не может выступать единственным или идеальным критерием эффективности. В ряде случаев вообще невозможно говорить об эффективности, измеряемой прибылью, скажем, в таких важных для современного общества сферах, как образование, фундаментальная наука, защита окружающей среды и т. д. Здесь «невидимая рука» рынка оказывается бессильной в том, чтобы определить значимость подобных сфер для общества. В XXI веке роль «нерыночных» сфер растет, но господствующими по- прежнему, остаются «правила игры», которые свойственны рыночной экономике в целом. При таких обстоятельствах роль государства усложняется [10, с. 295-296].
С одной стороны, государство — своеобразный гарант рыночной системы, с другой, — оно не может не поддерживать те сферы жизнедеятельности общества, где рыночная мотивация «подводит». Отсюда следует, что государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общества в целом.
.3 Государственное воздействие США
Говоря о социальной и экономической роли государства, необходимо сказать, что для определения этой наиболее существенными являются два показателя: масштаб государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП страны. Так как в США государственная собственность мало связана с хозяйственной деятельностью, в экономической литературе приоритет отдается доле государственных расходов в ВВП.
США находится в русле общемировых тенденций, но тем не менее, отстает от европейских стран по доле государственных расходов в ВВП. Иными словами, государство стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития. По прогнозам дальнейший рост государственных расходов не будет столь стремительным, а средний показатель станет колебаться вокруг 50% ВВП страны. [2, с. 12-13]
Анализ структуры государственных расходов дает представление об их целевом предназначении. Если взять расходы только федерального правительства США, то в 2000г. их доля в ВВП составляла 20,8%. При этом больше половины — 12,8% ВВП — направлено на субсидирование социального страхования, образования, здравоохранения и т. п., 0,9% ВВП — на подержание экономической инфраструктуры, расходы на оборону поглотили 3,6%, а обслуживание государственного долга — 3,2% ВВП.[2, с. 12-13]
Видно, что большая часть затрат — это затраты социального характера, обеспечивающие стабильность в обществе. Возлагая на себя ответственность за регулирование неподвластных сфер рынка, федеральное правительство США внедряет саморегулирующий механизм в рыночные принципы и рыночную мотивацию, что помогает правительству достичь целей общества. Американский опыт свидетельствует — чем меньше влияние субъективного фактора на процесс принятия решений, тем выше результативность и объективность работы государственных институтов.
В США сложилась система государственной власти, впитавшая в себя демократические признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством [10, с. 295-296].
Итак, если экономическая политика государства создает благоприятные условия для раскрытия всех факторов экономического роста, то такое государство само выступает одним из решающих элементов национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою экономическую роль государство.
рынок государство законодательный регулирование
Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Рыночная экономика способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм — это и есть предельные общественные издержки.
Государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.
По мере эволюции рыночных отношений менялось представление о месте и роли государства в рыночной экономике, а также о масштабах государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. В социально ориентированной рыночной экономике государственное регулирование экономики направлено на устранение несовершенства рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.
К основным направлениям государственного регулирования экономики относятся: обеспечение правовой основы экономической деятельности, создание общественных благ, проведение антимонопольной политики, создание инфраструктуры, перераспределение доходов, проведение фискальной политики, поддержка малого бизнеса, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.
Существуют пределы государственного регулирования экономики. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Чрезмерное участие государства в экономической жизни общества может привести к исчезновению стимулов у предпринимателей и работников трудиться эффективно и ответственно.
Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
1. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005. — 248 с;
2. Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. «Вопросы экономики». 2004г, №4. — с. 12-13;
- Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А. — М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2004. — 125 с;
- Губин Е.П.
Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. — М.: Логос, 2005. — с. 98-100;
- Е. Гайдар — Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2004г, №9. — с. 56-58;
- Лившиц В.И.
Экономическая теория: Макроэкономика: Учебное пособие.- Томск: Изд. ТПУ, 20046. — 303 с;
- Макконел К.Р., Брю С. Л. «Экономикс». — М.: изд. «Республика», 2004. — 211 с;
- Основы экономической теории.
Книга 1.- М.:
- Юристъ, 2005. — 198 с;
- Тарасевич.
Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. — 305 с;
- Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. — 3-е изд., перераб. М.: Издательство БЕК, 2005. — с. 295-296.