Институциональная экономика

Работа

Ключевые

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Актуальность

Целью квалификационной работы является формирование, научное обоснование и экспериментальная проверка изучения институциональных аспектов экономики в профильных классах.

Исходя из темы исследования, выдвинут ряд задач:

дать характеристику основным аспектам историко-теоретического развития

изучить

выявить

провести сравнительный анализ программ по экономике для 10-х классов профильной направленности;

рассмотреть содержательные аспекты изучения институциональной экономики на уроках экономики в рамках реализации программы среднего образования;

проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по изучению темы «Институциональная экономика» с использованием тестовых заданий в старших классах средней школы.

Объектом исследования данной работы являются процесс и результат формирования знаний об институциональной экономике у старшеклассников профильного уровня обучения.

Предмет исследования квалификационной работы – институциональная экономика как экономическая категория.

Рабочая гипотеза, содержащая в себе методику экономического обучения учащихся старших классов основам работы по изучению институциональной экономики эффективна, если:

  • в основу системы современных педагогических теорий положены общие принципы и закономерности обучения;
  • дан анализ содержания экономической подготовки учащихся старших классов средней школы и определены его сущностные признаки;
  • заложены основные принципы построения содержания, форм, методов проблемного обучения экономическим понятиям и категориям институциональной экономики;
  • методически разработаны и проведены занятия по основам изучения темы «Институциональная экономика» в рамках реализации программы среднего образования.

Методической и теоретической основой исследования является: диа-лектико-материалистический, историко-аналитический и системно-деятельностный подходы к формированию и развитию гармоничной личности, фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых – экономистов, педагогические теории и концепции известных педагогов в области трудовой, политехнической подготовки, технологического и экономического образования учащихся, научные разработки зарубежных и отечественных методистов, экономистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой деятельности и общественной жизни.

12 стр., 5584 слов

Психология педагогика : Методика проведения лабораторно-практических ...

... проведения лабораторно-практических работ по экономике. Гипотеза исследования: будет установлена соответствием между программами, требованиями и возрастными особенностями детей; будет стимулирована познавательная деятельность учащихся различными ... обучения в целом, так и организации обучения. Функция урока заключается в том, чтобы была до­стигнута завершенная, но частичная цель. Такая цель, ...

Экспериментальной базой квалификационной работы по обучению старшеклассников Институциональной экономике являлся МБОУ СОШ №18 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район. В эксперименте участвовало 19 учеников 11«Б» класса МБОУ СОШ №18, научный руководитель, к.э.н., доцент Махова А. В., методист педагогической практики Гиль О.В., директор МБОУ СОШ №18 Пышная Л.Н., классный руководитель 11«Б» класса Саенко Т. А., учитель истории и обществознания Харченко Н.А., студентка 4 курса Федоренко Ю. А.

Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику МБОУ СОШ №18 г. Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район методических и дидактических материалов к проведению уроков по институциональной экономике в рамках программы среднего образования.

Структура

1 Теоретические аспекты формирования и развития институционализма

1.1

Таким

1.2

В данном параграфе мы рассмотрим понятие институт как базовое понятие и его основные характеристики. Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве , а в определенном социуме . И поэтому имеет большое значение , как общество будет реагировать на них . Таким образом , сделки , приемлемые и приносящие доход в одном месте , необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом . Примером тому могут служить ограничения , налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами .

28 стр., 13559 слов

Работы Институциональные проблемы регионального рынка труда

... список - 22 найм. Данная выпускная квалификационная работа выполнена с целью изучения институциональных проблем на региональном рынке труда. В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические подходы в понимании рынка труда, раскрыты содержание и взаимосвязь основных ...

Из вышесказанного можно сделать вывод о том , что не все меры государственной политики развитых стран могут быть применены в условиях переходной экономики . Политика государства в переходной экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и , следовательно , эффективной институциональной структуры .

14 стр., 6629 слов

Методические особенности преподавания экономических дисциплин

... курсовой работы дать характеристику методических особенностей преподавания экономических дисциплин. Задачами данной работы являются: раскрыть основы методики обучения; показать современные основы преподавания экономических дисциплин; преподавание экономическая дисциплина методика продемонстрировать на практике лекцию на экономическую тему. 1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ 1.1 Методика обучения: ...

    1. Использование деловых игр на уроках экономики .

В данном параграфе квалификационной работы рассмотрим вопрос о использование деловых игр на уроках экономики . Ускорение темпов развития современного общества , информатизации , требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к самостоятельной жизни в обществе в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой . Главная задача учителя в обучении не только дать учащимся необходимую сумму знаний , но и развить у них интерес к учению это и есть главное . Ведь интерес это инструмент , который помогает учащимся более глубоко познавать предмет , развивать мыслительные способности , способствует гибкости мышления . Интерес к изучаемому предмету вырабатывается тогда , когда учащимся понятно то , о чем говорит преподаватель , когда интересы по содержанию задач , которые побуждают обучающегося к творчеству , способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом , учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний это заставляет учащегося занять активную жизненную позицию [ 29 , с. 40 ].

3 стр., 1072 слов

Методические материалы для уроков экономики (экономической теории) ...

... ее делают целью жизни, происходит деградация человека». (Н.А. Бердяев) «Экономика состоит не в сбережении, а в отборе». (Э. Берк) «Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о ... базу для качественной фактической аргументации в ходе изучения экономической теории. Ниже приведены критерии оценивания эссе и варианты высказываний в соответствии с изучаемым разделом и ...

Для

2 Методические особенности изучения институциональной экономики на уроках экономики в старших классах средней школы с использованием творческих расчетных заданий

8 стр., 3755 слов

Тенденции и формирование экономики знаний

... др. 1.Экономика знаний, развитие и формирование экономика знание инновация Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является ...

2.1

В рамках курсовой работы « Методические особенности изучения институциональных аспектов экономики в школе » проведен сравнительный анализ 2– х программ « Экономика » для учащихся 10–11– х классов профильной направленности авторов Липсица И . В . и Иванова С . И .

Государственным

Таким

2.2

В данном параграфе курсовой работы « Методические особенности изучения институциональных аспектов экономики в школе » представлены методические разработки . Разработаны и составлены два вида урока по исследуемой теме в традиционной и альтернативной форме .

Урок

Урок №1

Тема: Ведение в институциональную экономику. (1 час) (Приложение Б, слайд

Тип урока

Метод ведения

Мотивация темы и формы проведения занятия

Цели урока:

дидактическая

развивающая

10 стр., 4927 слов

Организация эффективной работы планово-экономического отдела ...

... планово-экономического отдела предприятия являются: 1) формирование единой экономической политики организации по результатам анализа состояния и тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие; 2) совершенствование программы планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, ...

воспитательная

Задачи урока:

ознакомить учащихся с историей возникновения институциональной экономики;

формирование у учащихся знаний по институциональной экономике.

Основные понятия: институциональная экономика.

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности):

Критерии и методы диагностики эффективности занятия

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

Урок №2

Тема: Рыночный

Тип урока: деловая игра

Метод ведения: интерактивное взаимодействие

Мотивация темы и формы проведения занятия

Цели урока:

  • дидактическая – применение деловых игр по теме «Рыночный механизм координации и институты »;

  • развивающая – формирование у учащихся навыков решения экономических ситуаций с точки зрения институционализма;

  • воспитательная – развивать навыки самостоятельной работы, чувство личной ответственности за принятое решение.

Задачи урока:

ознакомить учащихся с алгоритмами решения экономических ситуаций;

формирование у учащихся навыков решения экономических ситуаций с точки зрения институционализма.

Основные понятия: рынок, рыночный механизм.

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности):

Критерии и методы диагностики эффективности занятия

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

40 стр., 19972 слов

«Формирование творческих способностей учащихся в практике ...

... к урокам технологии, направленные на формирование творческих способностей учащихся. Объект исследования: процесс формирования творческих способностей учащихся в практике технологической подготовки. Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей школьников на уроках технологии. Теоретическая значимость, Практическая значимость Методы исследования: анализ ...

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • выполнять познавательные и практические задания.

Таким