Методики и организация проведения занятий по основам экономики в школе

Содержание скрыть

Экономика как школьный предмет стала появляться в Российской Федерации в середине 90-х годов. За этот недолгий срок преподавание экономики в школе не только не было прекращено, но и наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

Важнейшей задачей современной России является развитие экономического воспитания и экономической грамотности молодежи. Дальнейшее совершенствование экономики и развитие рыночных отношений в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением, то есть высокой экономической грамотностью, инициативностью, расчетливостью и деловитостью. Особое внимание при этом должно уделяться становлению молодежного предпринимательства, способного вытащить страну из экономического кризиса, решить и снизить остроту социальных проблем.

Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует во многих развитых странах, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Собственно экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным. Поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений. Сегодня чрезвычайно важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.

В настоящее время все большее количество ВУЗов России предлагают выпускникам школы обучение специальности «экономист». С каждым годом появляется все большее количество профессий, необходимых для развития социума и благополучия страны в целом, в которых знание экономики играет главенствующую роль, поэтому важно введение экономики в школьную программу для того, чтобы школьники могли сделать выбор в пользу специальности «экономист», а также ориентироваться в современных экономических реалиях.

Цель выпускной квалификационной работы — исследование организационного и методологического процесса преподавания экономики в школах.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) выявить место и роль преподавания экономики для современного общества;

2)рассмотреть возможность организации преподавания экономики на различных ступенях школьного образования;

3 стр., 1072 слов

Методические материалы для уроков экономики (экономической теории) ...

... делают целью жизни, происходит деградация человека». (Н.А. Бердяев) «Экономика состоит не в сбережении, а в отборе». (Э. Берк) «Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука ... для эссе по разделам/темам курса профильного обучения экономической теории в 10-11 классах. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Экономика: наука и хозяйство. Альтернативная стоимость. «Экономика есть ...

)выявить способы организации самостоятельной работы учащихся по изучению основ экономики в школе;

)классифицировать методы, используемые при преподавании экономических дисциплин;

)изучить методологию проведения различных типов уроков по экономике, а также представить разработки некоторых типов уроков.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является преподавание экономической науки, а предметом — организационные и методологические особенности преподавания экономики в школе.

Глава 1. Организация преподавания экономики в школе, .1 Значение преподавания экономики в средней школе

Каждый человек в своей жизни участвует в различных экономических отношениях, поэтому изучение экономики, как и любой другой дисциплины, крайне необходимо. В настоящее время в России появляется большое количество различных профессий, которые требуют от специалистов различных экономических навыков и знаний. Банковский сотрудник, специалист по логистике, страховой агент, аналитик фондового рынка — все эти специальности базируются на экономических дисциплинах. Уже в 8-9 классах ученик начинает задумываться о выборе своей будущей профессии, поэтому наряду с такими науками как история, математика, физика, биология, должна вводиться и экономика как преподаваемая дисциплина.

В Российской Федерации изучение экономики на данный момент производится, в основном, только на последнем этапе обучения — на уровне высшего профессионального образования во многих вузах страны. При этом во многих школах экономика введена только как часть предмета «Обществоведение», т.е. в школьной программе данной дисциплине уделяется относительно небольшое количество часов.

Основная цель внедрения курса «Основы экономики» заключается в формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в нескольких аспектах:

·Теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

·Практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;

·Этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.

В этих условиях формирование экономической культуры на всех уровнях образования имеет принципиальное методологическое значение, поскольку ставит задачу целенаправленного воздействия на поколение людей, находящихся сегодня за школьной партой.

3 стр., 1179 слов

Что важнее для российской экономики «экономическая эффективность» ...

... [2]. В условиях же современной рыночной экономики, на наш взгляд, понятие экономическая эффективность и социальная справедливость очень взаимосвязаны друг с другом и зависят друг от друга. Данную взаимосвязь можно ...

Главной воспитательной задачей школьного курса должно стать не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный характер. Ученик должен не только приобретать знания, понятия и представления об экономических явлениях, но и усваивать поведенческие стереотипы, нормы.

В целом, ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции непрерывного экономического образования.

В настоящее время средняя школа имеет право выбирать, каким образом преподавать экономику ученикам.

На данный момент существует несколько подходов к изучению экономики:

·Бизнес — ориентированный подход. Его суть заключается в том, что школьниками происходит освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматели планируют ведение своего дела. Школьникам дается возможность разработать бизнес — план, выбрать отрасль для создания бизнеса, выработать новые интересные идеи для его развития. На таких уроках школьник использует не только знания по экономике, полученные им в ходе изучения учебной программы, но и свой собственный творческий потенциал, что делает уроки для него интересными и разнообразными.

·Теоретизирующий подход. В рамках данного подхода экономика преподается как в ВУЗах, то есть происходит выявление отдельных подразделов данной дисциплины: экономическая теория, история экономики, бухгалтерский учет, микроэкономика и т.д. Положительной чертой применения данного подхода является то, что школьник углубляется в различные области экономики, знакомится с их многообразием и особенностями. Отрицательными факторами подхода является то, что школьникам может быть сложно воспринимать большой объем информации, угасает интерес к преподаваемым дисциплинам.

·Культурно — функциональный подход предполагает формирование у учащегося общей культуры экономики, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. Здесь ведущая роль уделяется привитию школьникам функциональной экономической грамотности, формировании способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, формировании системы ценностей и развитие индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

·Академический подход. Его цель — дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, которое даст базу школьнику для обучения в вузах. Данный подход является приоритетным для Министерства образования и науки. По мнению И.В. Липсица, автора ряда популярных учебников по экономике для школьников, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. Положительной стороной академического подхода является системность, постепенное углубление в предмет учащимся, последовательное усложнение преподаваемого материала. Из отрицательных черт данного подхода можно выделить то, что объем изучаемого учениками материала достаточно велик для школы, не всем школьникам нужен такой полный объем экономических знаний, к предмету теряется интерес.

6 стр., 2893 слов

Экономическое образование учеников средних школ

... историю становления и развития экономического образования учеников средних школ; определить современное состояние экономического образования учеников средних школ; обозначить проблемы экономического образования в средней школе и предложить пути их решения; выявить значение экономического образования для современного школьника. Реферат состоит из введения, ...

Большинство преподавателей считает, что необходимо совмещать подходы, соотносить преподавание теоретической и практической частей, тогда учащиеся смогут применять полученные теоретические знания с реалиями современной жизни.

Решением проблемы потери интереса школьника к предмету может быть проведение практических занятий, на которых учащемуся дается возможность «создать» свой бизнес, выбрать его организационно — правовую форму. Школьники распределяют должности, определяют ценовую политику фирмы, ее организационную структуру и стратегию развития, ведут бухгалтерию.

Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

2 Организация преподавания экономики в школе на различных ступенях образования

В предыдущем пункте работы говорилось о сложности выбора подхода к преподаванию экономики в школе, т.к. многие из вышеперечисленных подходов приводят к потере интереса учащимся к предмету.

В данном разделе работы речь пойдет о том, как правильно составить программу непрерывного экономического образования у школьника, чтобы мотивировать его изучать данную науку.

До сих пор предметом дискуссии между преподавателями и работниками Министерства образования остается вопрос о том, какие возрастные группы должны входить в систему непрерывного экономического образования, как распределить нагрузку на учащихся.

Первоначальные экономические умения, а также первое представление о потребностях человека, возможностях их удовлетворения начинают складываться у детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание должно начинаться в семье, жизненный уклад родителей дает ребенку первое представление ребенку о деньгах, покупках и т.д. Многие психологи считают, что именно в семье закладывается деление людей на предпринимателей и будущих наемных работников. В дошкольном возрасте родителям необходимо объяснять ребенку простейшие экономические понятия, прививать интерес к данной науке.

Социальный педагог Беспалова Анастасия Евгеньевна предлагает программу по изучению экономики для детей дошкольного возраста (5-7 лет), основанную на авторской программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Эта программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из трех блоков: «Труд — продукт — товар», «Реклама», «Деньги». Программа состоит из различных заданий, которые позволяют ученику разобраться в основных экономических понятиях, суждениях. Такая программа должна реализовываться педагогами в дошкольных учебных заведениях, также она может быть реализована родителями ребенка. Таким образом, приходя в школу, ребенок уже знает базовые понятия из области экономики.

81 стр., 40471 слов

Пути совершенствования малого бизнеса на примере предприятия ...

... дипломного исследования. Данная дипломная работа на тему «Пути совершенствования малого бизнеса на примере предприятия ООО ПСП «Бетон»» актуальна, т.к. ее целью является изучение и применение на практике теоретических знаний, современных методов экономических ...

В начальной школе изучение экономических явлений должно соотноситься с возрастными особенностями группы учащихся, происходить в форме игровых занятий. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.

Если школьная программа не предусматривает возможность выделения отдельных часов для проведения факультативных занятий по экономике для школьников, то возможно введение экономических терминов и понятий в другие учебные дисциплины — математику, чтение, природоведение.

Познание основ экономических знаний на уровне начальной школы возможно через рисунок, ребус, игру, экономические загадки, простейшие задачи. На этом этапе очень важно наличие достаточного количества раздаточного материала, учитель должен составлять программу урока так, чтобы материал был понятен ученикам.

Дети младшего возраста могут усвоить следующие категории: благосостояние и его зависимость от качества труда, измерение затрат, рабочее время, организация рабочего места, рациональные приемы организации труда, производительность труда, разделение труда, значение природных богатств для человека, элементарные представления о видах собственности, семейные доходы и расходы, способы заработка денег, производство, торговля, рынок, цена, деньги, банк и т.д.

Таким образом, на начальной ступени образования у учащегося начнут формироваться начальные знания об экономике, ее терминах и понятиях. Благодаря игровой форме проведения занятий изученный материал будет надолго оставаться в памяти ребенка, а также будет заинтересованность в предмете.

В средней школе изучение экономики должно быть направлено на формирование у школьника общего научного представления об экономической науке. В России существуют различные адаптированные программы для учащихся средней школы, включающие в себя интегрированные уроки, показывающие важность и взаимосвязь экономики с другими областями знаний.

В средней школе учащийся должен быть ознакомлен с такими понятиями, как предпринимательская деятельность, финансы государства, налоги и налоговая система страны, спрос и предложение, банки и банковская деятельность, основы маркетинга.

Необходимо сочетание лекционных и практических занятий, важна творческая составляющая урока. Преподаватель должен разработать план уроков таким образом, чтобы новый материал заставлял учащегося обращаться к уже пройденному материалу, т.е. чтобы происходил постоянный процесс повторения, а, следовательно, и более лучшего усвоения материала.

6 стр., 2900 слов

Математические методы . в экономике. (стр. 1 )

... «Математические методы в экономике» и бакалаврам по направлению «Экономика». Руководитель Дипломник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования. экономист-математик 1.3. Этапы и сроки выполнения дипломной работы ...

В старших классах обучение экономике позволяет перейти от начальных знаний к формированию активной мыслительной деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных знаний. О типах уроках и применении различных форм обучения школьников экономике речь пойдет ниже.

Таким образом, ученик, окончив школу, будет иметь представление об основах экономики, важнейших терминах и понятиях, ученых, повлиявших на современное состояние экономики. Также школьник должен понимать взаимосвязь экономики с другими отраслями знаний, понимать ее важность и значение.

3 Организация самостоятельной работы учащихся на уроках экономики в школе

Критериями самостоятельной работы учащихся:

1)Наличие руководства учителя, необходимой помощи и осуществление контроля за результатами работы;

2)Отсутствие точного, сковывающего инициативу ученика инструктирования;

)Внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

)Собственное побуждение к выполнению работы и осознание ее цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль: относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои способности и возможности, осознание ответственности и др.);

)Готовность к самостоятельности, преодолению трудностей;

)Соединение собственной мысли с действием;

)Проявление инициатива, творчества.

Самостоятельная работа учащихся может являться формой организации обучения, это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков; выработка установки на самостоятельное получение знаний, умений и навыков; выработка установки на самостоятельное получение знаний, формирования умения и ориентации информации; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины обучающихся.

Для развития самостоятельности учащихся основное значение имеет не организационная сторона, а познавательная: самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Структура самостоятельной работы учащихся при изучении экономики включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный, проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся не только должны знать, но и уметь применять на практике.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия:

·Выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;

30 стр., 14548 слов

Развитие компетенции учащихся в процессе обучения по темам «Спрос», ...

... обучение ставило своей целью применение знаний и умений по образцу, с помощью объяснительно-иллюстративного метода. С развитием науки и техники появилась необходимость в поисках новых методов, способных обеспечить развитие творческого потенциала и самостоятельности учащихся ...

·Выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение структуры экономических знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные дедуктивные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);

·Выполнение эвристических, самостоятельных работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);

·Выполнение исследовательских самостоятельных работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

На втором этапе возможна полная самостоятельность — видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия.

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приводит к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания.

Самостоятельная работа на уроках экономики может успешно применяться на его различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний, формировании умений и навыков; при применении знаний на различных уровнях (репродуктивном и продуктивном); при обобщении и систематизации знаний.

Таблица 1

Организация самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока по экономике

Этапы урокаВиды самостоятельной работыПодготовка к восприятию нового материалаПредварительное чтение литературы по новой теме учащимися; подготовка ответов на заданные учителем вопросы и т.д.Изучение новых знанийПри объяснении учителем материала: дать задание ученикам составить план темы (простой, развернутый); сделать конспект; изобразить графически (в виде схем, таблиц).

Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, анализ понятий и терминов, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя и т.д.); работа с использованием дополнительных источников: статей, схем, таблиц и др.; изучение всей темы по учебнику самостоятельно и т.д.Применение знанийУпражнения (от выполнения по образцу к более высокому уровню решения и составления задач), подготовка докладов и рефератов.Обобщение и систематизация знанийСоставление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм; определение выводов.Проверка знаний, умений и навыковРаботы (письменные, графические, практические), тесты, ответы на вопросы учителя, вопросы учащихся учителю и друг другу.

В практической деятельности самостоятельная работа обычно представляет такую организацию обучения, при которой учащиеся по заданию учителя, под его руководством самостоятельно выполняют какое-то задание в специально предоставленное для этого время.

Применительно к изучению экономики, можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно: обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий (например, применив кейс-метод); поделиться собственным мнением по какому-либо вопросу разбираемой темы в устной или письменной форме; сделать графические работы (построить графики, составить таблицы, нарисовать схему и др.); выполнить практические задания (подготовить сообщение по теме, решить задачи, провести эксперименты и т.д.).

40 стр., 19972 слов

«Формирование творческих способностей учащихся в практике ...

... творческих способностей учащихся на уроках технологии. 5. Разработать методические материалы к урокам технологии, направленные на формирование творческих способностей учащихся. Объект исследования: процесс формирования творческих способностей учащихся в практике технологической подготовки. Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих ...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность:

1.Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

2.Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы.

.Посильность заданий, постепенное нарастание их самостоятельности, вариативность и разнообразие заданий.

.Соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения.

.Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.

.Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели (фронтальная работа, коллективная деятельность учащихся, групповая работа, индивидуальная работа).

.Осознание учащимися результатов своих достижений.

Организация и руководство самостоятельной работой учащихся — одна из важнейших функций учителя. Самостоятельное изучение материала приводит к формированию различных навыков, полезных для учащегося, — организованности, собранности, повышению уровня внимания, прилежанию, развитию творческого мышления.

Для учителя самостоятельная работа учащихся является важнейшей частью учебного процесса, она дает возможность преподавателю лучше понять мотивацию учащихся к изучению предмета, оценить применение учениками различных подходов к выполнению заданий, выявить склонности учащихся к различным областям и дисциплинам экономики.

Глава 2. Методика проведения занятий по основам экономики в средней школе, .1 Современные методы обучения, используемые в преподавании экономики в школе

Метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания. Выбор методов обучения зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета конкретно от:

. Уровня знаний и умений учителя. Учителю необходимо знать и понимать сущность метода, классификацию методов обучения, основания того или иного вида классификации, уметь применять их в различных ситуациях и комбинациях. Используя ту или иную систему методов, разноплановых или дополняющих друг друга, ориентированных на достижение единой цели, учитель устанавливает обратную связь с учащимися, выявляет уровень усвоения знаний и умений, определяет эффективность применения методов и осуществляет корректировку, тем самым повышает и свой уровень профессиональной компетенции.

7 стр., 3288 слов

«Инновационный урок.» учебно-методический материал

... усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей и применение полученных способностей на практике. Эффективность и результат урока во многом зависит от умения преподавателя, мастера организовать урок. Изучение и анализ теоретических и практических уроков в ...

. Общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока.

. Отобранного учителем содержания учебного материала.

. Уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей.

. Роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества.

. Времени.

Целостная теория методов обучения начала активно развиваться с 30-х гг. ХХ в. В соответствии с ней, можно выделить следующую классификацию методов обучения:

Таблица 2

Классификация методов обучения, упорядоченная по определенному признаку системы

АвторВид классификацииМетоды обученияК.Д. Ушинский (ХIX в.)По характеру мыследеятельностиСинтетические и аналитическиеП.Ф. Каптерев (ХIX в.)По степени самостоятельностиДогматический, аналитический, генетическийВ.П. Вахтеров (ХIX в.)По степени мыследеятельностиДидактические и эвристические (изобретательные)П.П. Блонский (XIX-XX вв.)По способу мыследеятельностиГенетические (открытие на каждом уроке)Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Петровский, Н.В. Кузьмина, И.Т. Огородников (XX в.)По источнику приобретения знанийСловесные, наглядные, практические (сегодня используют в основном в совокупности)Е.Я. ГолантПо уровню активности учащихсяПассивные и активныеМ.А. Данилов, Б.П. ЕсиповПо дидактическим целямМетоды приобретения новых знаний Методы формирования умений и навыков Методы применения знаний на практике Методы проверки и оценки знаний, умений, навыковМ.Н. Скаткин, И.Я. ЛернерПо уровню познавательной деятельностиОбъяснительно-иллюстративный (чтение, изложение, демонстрация) Репродуктивный (упражнения, решения стереотипных задач, заучивание, пересказ) Проблемное изложение знаний (учитель дает образец логики рассуждения при изложении, ученик принимает и усваивает образец рассуждения) Поисковый (эвристический): проблемные задания, выполняемые с помощью учителя, частично самими учениками Исследовательский (проблемные задачи, опыты, самостоятельная работа)М.Н. ВерзилинПо видам умозаключенияИндуктивный, дедуктивныйЮ.К. БабанскийПо организации деятельностиМетоды организации учебно-познавательной деятельности (системообразующие):

  • перцептивные (словесные, наглядные, практические);
  • гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые);

— логические (индуктивные, дедуктивные).

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (производные) Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности (управленческие)Т.А. ИльинаПо способу руководства учителем познавательной деятельностьюСообщение новых знаний, приобретение знаний, работа с техническими средствами, самостоятельная работа, проверка и контроль усвоения нового материалаСовременные интерактивные методы (XXI в.)По уровню высокой активности учащихся«открытые» вопросы, проблемные задания, дебаты, организационно- деятельностные игры, «мозговой штурм», монолог, диалог, полилог

Методы, применяемые на уроках экономики, можно разделить на следующие группы:

Методы одностороннего представления учебного материала (преподавания): рассказ, объяснение, лекция.

Методы двустороннего представления материала: диалог, диспут, дискуссия, «мозговой штурм», групповая работа, деловые игры;

Методы освещения эмпирического опыта (обмен информацией, опытом и т.д.);

Методы различных видов обучения: проблемного, эвристического, личностно-ориентированного и др.;

Методы контроля и обратной связи (беседа, консультация, тестирование, зачет, экзамен и т.д.).

При организации занятий по экономике в школе важно использовать активные методы обучения, т.к. они позволяют учащимся понять практическую значимость экономики, применить теоретические знания по данной дисциплине на практике, разобраться в структуре и механизме функционирования некоторых предприятий и т.д.

По степени активизации учащихся и характеру их учебно-познавательной деятельности различаются: имитационные методы, основанные на педагогических приемах и специальных формах проведения занятий, в которых учебно-познавательная и исследовательская деятельность построена на имитации будущей профессионально-практической деятельности и неимитационные методы, которые построены на реальных профессионально-практических ситуациях.

В рамках школьного курса по экономике целесообразно использовать такой вид активного обучения как деловые игры. Они способствуют формированию не только профессиональных, но и должностных знаний, умений и навыков. Деловая игра является модельным замещением двух реальностей — производственных процессов и процессов деятельности в нем людей.

Методическое обеспечение деловой игры должно включать в себя:

1)исходную информацию о деловой игре;

2)методику подготовки и проведения деловой игры;

)набор различных бланков и другой документации.

Применение различных методов обучения, комбинирование их дает возможность достижения наилучшего результата в обучении экономики школьников, получении им разносторонних знаний по предмету, развитии творческого мышления, умению ставить перед собой задачи и решать их.

2 Методика проведения уроков по экономике в школе

Аудиторные (классные) занятия в школе при преподавании экономики играют главенствующую роль, т.к. самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок. Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В настоящее время выделяют несколько критериев, по которым можно классифицировать типы уроков:

. В зависимости от различных психолого-педагогических этапов усвоения материала учащимися:

·Уроки изучения нового материала;

·Уроки закрепления знаний, умений и навыков;

·Повторительно-обобщающие уроки;

·Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;

·Комбинированные уроки.

·Уроки — лекции;

·Уроки — семинары;

·Уроки — практикумы.

Главная особенность преподавания экономики в школе заключается в том, что преподавателю необходимо учитывать то, что в отличие от ВУЗа, в школе нет разделения уроков на лекции и семинары. Следовательно, при изучении данного учебного курса, необходимо учитывать данные особенности, по-разному организовывать различные типы уроков.

Урок изучения нового материала может проходить в различных формах: лекции, практикума, игровой форме. Целью такого типа урока является изучение и первичное осознание нового учебного материала учащимся, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. На уроке применяются разные приемы активизации деятельности учащихся: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал различных примеров, в том числе реальных примеров из окружающей действительности, вовлекающих учащихся в активное обсуждение поставленных учителем вопросов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность учащихся, систематизирует полученные ими знания.

Структура урока изучения нового материала по экономике:

1.Организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, связывание уже пройденных на предыдущих уроках понятий с новым материалом);

2.Постановка целей и задач урока;

.Изложение и объяснение нового материала, включающее в себя как объяснение преподавателя, так и самостоятельное ознакомление учащихся с материалом (вовлечение учащихся в беседу о рассматриваемых проблемах, работа со справочной литературой и т.д.);

.Выполнение практической работы учащимися для закрепления нового материала (постановка заданий для работы в малых группах, обсуждение примеров, приведенных преподавателем, применение активных и игровых методов обучения);

.Озвучивание домашнего задания и комментариев к нему;

.Подведение итогов урока, ответы на вопросы учащихся по теме урока.

При проведении урока по изучению нового материала, учителю необходимо учитывать следующие рекомендации: необходимо мотивировать учащихся к запоминанию нового материала, работать с различными материалами, способствующими развитию памяти у учащихся. Также для наилучшего усвоения пройденного материала, необходимо постоянное применение полученных учащимся в прошлом знаний и навыков для усвоения нового материала.

Следующим типом урока является урок закрепления новых знаний, умений и навыков. Обычно такие типы уроков проводятся сразу после изучения нового материала. Целью такого урока является вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Задачи уроков данного типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности.

Начиная урок указанного типа, учитель, прежде всего, должен определить, достаточно ли правильно понят учащимися изученный ранее материал, в какой степени он ими усвоен, какие затруднения возникают у учеников при оперировании теоретическими знаниями в ходе выполнения практических действий.

Если будет выяснено, что отдельные факты теоретического характера недостаточно глубоко осмыслены учащимися, необходимо позаботиться о том, чтобы в ходе выполнения практических упражнений обнаруженный пробел был устранен с помощью проведения дополнительных разъяснений по данной теме.

Структура урока закрепления новых знаний и умений:

1.Организация начала урока;

2.Постановка целей и задач урока;

.Практические задания различных видов и уровней сложности по изученному материалу, включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя (проведение деловых игр, внедрение кейс-метода, проведение обсуждения проблематики нового материала, слушание и обсуждение рефератов и докладов, подготовленных учащимися);

.Подведение итогов работы, показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение понятий, терминов, ситуаций, уточнение каких-либо особенностей, выставление отметок учащимся, обсуждение ошибок, допущенных учениками и их коррекция;

.обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определение тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса по экономике;

.постановка домашнего задания и комментарий к его выполнению.

Такой тип урока интересен тем, что на нем почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока.

Достижение дидактических целей урока связано и с организацией контрольно-оценочной функции. Разнообразие заданий и видов работ предполагает оптимальное сочетание индивидуального и общего опросов на материале проблемных вопросов и ситуаций с переходом к устным и письменным практическим заданиям.

Повторительно-обобщающие уроки обычно проводятся в конце изучения темы или большого раздела программы. Целью повторительно-обобщающего урока является освоение учащимися знаний по экономике в системе, обобщение единичных понятий в систему знаний о предмете. Дидактические задачи таких уроков:

·формирование у учащихся системы теоретических знаний по основным темам или разделам экономики;

·выделение узловых положений, изученных на предыдущих уроках, взаимосвязь изученных фактов, событий, формирование понятий, систематизация знаний;

·проведение проверки и учета знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему учебному материалу за различные отрезки времени (четверть, полугодие, год).

Видами повторительно-обобщающих уроков являются деловая игра, семинар, конференция, круглый стол. Повторительно-обобщающие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными дифференцирующими признаками уроков данного типа: проверка дифференцированных домашних заданий; углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений; выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием их уровня сложности; контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1.Организация начала урока, постановка его целей и задач;

2.Непосредственное повторение учебного материала: использование разных видов опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный — в виде решения задач, разбора экономических ситуаций, проверочных работ по теме. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, полученных в ходе предыдущих уроков;

.Подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием;

.Оглашение домашнего задания.

Уроки обобщения и систематизации знаний формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них выделяются основные теоретические положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.

Следующим типом уроков являются уроки контроля и коррекции знаний и умений. Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоения теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, системы научных понятий, способов творческой деятельности. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражают степень усвоения программного материала и уровень обучаемости учащихся. Цель урока контроля и коррекции знаний учащихся заключается в определении уровня овладения знаний учащимися.

Структура данного типа урока:

1.Организационное начало урока, психологическая настройка учащихся на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;

2.Постановка целей и задач урока, актуализация роли контроля;

.Основная часть урока — инструктаж, выдача заданий контрольного типа, непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя;

.Заключительная часть — подведение итогов работы, анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала, выделение хорошо написанных работ, комментарий к ним, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.

К контрольным относятся уроки по написанию контрольных, проверочных работ, зачетные уроки. Данные уроки позволяют выявить систему отношений учащегося к обучению, к различным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно — ориентированного подхода к обучению, внесению изменений в процесс обучения и корректив в содержание и организацию обучения.

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

·организация учащихся к занятиям;

·повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

·работа по осмыслению и усвоению нового материала;

·работа по закреплению изложенного материала;

·работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

·постановка домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного).

Такой тип урока назван комбинированным, потому что на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Все эти типы уроков входят в комбинированный урок.

Таким образом, комбинированные уроки могут быть разработаны преподавателем в соответствии с целями обучения учащихся, они достаточно эффективны при преподавании экономики.

3 Методика проведения лекционных, семинарских и практических уроков в школе

Классификация уроков, выделяемых по методам обучения, используемым в них, включает в себя уроки — лекции, уроки-семинары и уроки-практикумы.

Лекция — это систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Основными требованиями к уроку — лекции являются научность, идейность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий — семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой и т.д. Лекции являются органичной частью системы учебных занятий, должны быть содержательно увязаны с их комплексом, с характером учебной дисциплины, с учебным предметным курсом.

Лекция по экономике может строиться либо как индуктивное или дедуктивное изложение материала, либо как последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов программы. В лекции обязательно должен быть включен элемент целеполагания и подведения итогов.

При организации уроков — лекций по экономике, учитель должен учитывать различные факторы: во-первых, он должен уметь правильно рассчитывать время, отведенное им на изложение материала, а также время на ответы на вопросы учащихся по теме урока. Преподавателю необходимо уметь удерживать внимание аудитории к теме урока, использовать вспомогательный материал, приводить яркие, интересные для учащихся примеры. В конце урока необходимо еще раз акцентировать внимание учащихся на главных понятиях, объясненных в ходе лекции, обозначить взаимосвязь темы лекции с другими темами учебного курса, объяснить домашнее задание, ответить на вопросы учащихся.

Семинар — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Уроки — семинары являются разновидностью повторительно-обобщающих уроков. Семинарские занятия позволяют глубоко обобщать изученный материал, воспитывают у учащихся активное, творческое отношение к учебному труду, совершенствуют навыки самостоятельной работы. Учитель при проведении таких уроков является координатором обсуждений темы семинара. Целью семинара является формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.

Семинары обычно проводятся по определенной проблематике, связанной с обобщением ряда теоретических вопросов и соотносимых с ними практических навыков.

Методика подготовки и проведения семинарских занятий по экономике в школе состоит в следующем: учитель разбивает выбранную для обсуждения на семинаре общую тему на 4-5 частных подтем и составляет списки литературы к теме в целом. Затем учащиеся делятся на небольшие подгруппы, каждая из которых избирает для подготовки сообщения (докладов, рефератов) одну из частных подтем. Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую для ответа литературу, составить план. Затем примерно в течение недели учащиеся собирают рабочий материал к докладам, пишут план своего будущего выступления, готовят презентации. Необходимо добиваться, чтобы каждый из учащихся, принимая участие в коллективной разработке темы, готовил индивидуальное выступление.

Накануне семинарского занятия учитель проводит общую консультацию учащихся, где проводится окончательная правка будущих выступлений. Для того, чтобы обсуждение докладов было интересным и познавательным для всех учеников, необходимо, чтобы ученики были в курсе вопросов не только избранной ими частной подтемы, но и темы семинара в целом. Для достижения данного эффекта необходимо дать на дом учащимся предварительное задание о прочтении определенной литературы по теме семинара.

Выступление учащихся на семинаре должно носить характер свободных высказываний, поэтому необходимо обеспечить изложение, пересказ, а не зачитывание докладов. Для обеспечения данной задачи необходимо объяснять учащимся, как надо готовиться к докладу, помогать в составлении плана ответа, включающего в себя краткие тезисы по выбранной ими теме.

Для выступления с докладом по определенной подтеме учащимся отводится не более 5-7 минут. По окончании выступления учащиеся отвечают на вопросы преподавателя и своих одноклассников. В конце урока учителю рекомендуется оставить 7-10 минут на общее подведение итогов семинара, разбор преимуществ и недостатков работ учащихся, выставление оценок.

Уроки — практикумы являются важнейшей частью уроков по экономике в школе, т.к. на этих занятиях происходит решение экономических задач, происходит применение полученных учащимися теоретических знаний для разрешения каких-либо вопросов экономики.

План практического занятия должен отвечать общим идеям и направленности преподаваемой программы курса и соотноситься с ним в последовательности тем.

Структура практического занятия:

1.Вступление учителя;

2.Практическая часть (решение задач, обсуждение экономических ситуаций, построение таблиц и графиков);

.Ответы учителя на вопросы по неясному материалу;

.Постановка домашнего задания, заключительное слово учителя.

На уроках-практикумах учащимся может быть предложено решение задач по различным областям экономики — ценообразованию, налогообложению, управленческому и бухгалтерскому учетам, бюджетированию и т.д. Для младших и средних классов школы вопросы и задачи могут быть сформулированы в игровой форме, для старших классов — это могут быть реальные примеры современной экономики.

Практические занятия следует организовывать таким образом, чтобы учащиеся постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. При разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интереса каждого учащегося, выступая в роли консультанта.

Проведение уроков — практикумов позволяет учащимся лучше разобраться в теоретических вопросах, осознать практическую значимость экономики в современном мире. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекционных занятиях в обобщенной форме, а также содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания учащихся и выступают как средства оперативной обратной связи.

школа экономика лекция самостоятельный

Глава 3. Преподавание экономики в школе: практический аспект, .1 Разработка урока — лекции для учащихся 9-10 классов по теме «Конкуренция и безработица»

Урок на тему «Конкуренция и безработица» разработан для учащихся 9-10 классов с целью ознакомления учащихся с такими понятиями экономики как конкуренция, монополия, безработица.

Для проведения данного урока учителю потребуется доска, проектор и компьютер для вывода слайдов. В данном разделе дипломной работы представлен план урока, разработанный для учителя. Урок рассчитан на 45 минут.

В результате изучения темы учащиеся должны:

1.знать, что такое конкуренция, монополия и безработица;

2.показать, какие виды конкуренции существуют и как они отличаются друг от друга;

.знать какие виды монополии существуют в России;

.знать, какие люди классифицируются как безработные;

.знать формы безработицы и уметь привести примеры по каждому виду безработицы.

Слайд 1 (1,5 мин)

Вступительное слово

Здравствуйте! Темой нашего с вами урока являются такие понятия экономики как конкуренция и безработица. На уроке мы с вами рассмотрим и ознакомимся со следующими понятиями: конкуренция, монополия и безработица. Итак, ознакомимся с 1 понятием нашего урока — конкуренцией.

Слайд 2 (3 мин)

Что же такое конкуренция? Конкуренция — (от лат. concurrere — сталкиваться) — борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Слайд 3 (4 мин)

А теперь давайте с вами рассмотрим роль конкуренции в рыночной экономики:

. конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. Конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

. конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки.

Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

. конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники.

В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

Слайд 4 (3,5 мин)

Рассмотрим основные виды конкуренции. Предлагаю вам заполнить таблицу, чтобы было понятнее различие видов.

Структура рынкаКоличество продавцов и покупателейХарактер продукцииУсловия входа/выхода на рынокИнформация и мобильность1. Совершенная конкуренцияМножество мелких продавцов и покупателейОднороднаяПросто. Никаких затрудненийРавный доступ ко всем видам информацииНесовершенная конкуренция: 2. МонополияОдна фирма-продавец и множество покупателейОднороднаяБарьеры на входеПолная информация и мобильность3. Монополист. конкуренцияМножество покупателей; большое, но ограничен. число продавцовРазнороднаяОтдельные препятствия на входеПолная информация и мобильность4.ОлигополияОграничен. число продавцов и множество покупателейРазнородная и однороднаяВозможны отдельные препятствия на входеНекоторые ограничения по поводу информации и мобильности

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Требования совершенной конкуренции:

·отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

·отсутствие государственной монополии;

·лицензирование отдельных видов деятельности (выпуска и продажи продукции); отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров и т. д.

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Слайд 5 (1,5 мин)

Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Слайд 6 (1,5 мин)

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирает, какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; на рынке есть условия для входа и выхода.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Примерами отрасли с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынок женской, мужской или детской одежды, меховых, ювелирных изделий, обуви, мебели, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг — парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п.

Слайд 7 (1,5 мин)

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции. Еще один классический пример олигополии — ОПЕК (организация стран — экспортеров нефти).

Члены этой организации используют свой контроль над добычей нефти для навязывания покупателям цен, намного превышающих уровень, который был бы установлен в условиях действия чисто рыночных механизмов.

Слайд 8 (3 мин)

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства.

Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Слайд 9 (1 мин)

Теперь поговорим о видах монополии. Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Слайд 10 (1 мин)

Разрешенная монополия — отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

Слайд 11 (1 мин)

Временная монополия — отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу производившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Слайд 12-13 (5 мин)

Как вы понимаете, монополия хороша для производителя, но при этом сильно ударяет по нашему с вами кошельку, т.к. производитель назначит любую цену, и мы будем вынуждены покупать товар у него, даже если она завышена во много раз, т.к. других производителей данного товара нет. Поэтому все страны в той или иной степени борются с монополистами — в России этим занимается Федеральная антимонопольная служба, которая предпринимает различные меры для борьбы с фирмами-монополистами. Посмотрите, что это за методы (методы написаны на слайдах).

Слайд 14 (0,5 мин)

Итак, мы с вами познакомились с такими проблемами экономики как конкуренция и монополия. Сейчас мы перейдем к рассмотрению нового понятия — безработицы

Слайд 15 (4 мин)

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия — не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Безработица — социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным.

Признаки безработного: отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени; Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости).

Слайд 16 (1,5 мин)

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.

Этот показатель определяется следующим образом:

Уровень безработицы = число безработных * 100% / рабочая сила

Рабочая сила = занятые + безработные

Слайд 17 (3 мин)

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

) Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Слайд 18 (0,5 мин)

Виды безработицы: исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Слайд 19 (2,5 мин)

Фрикционная безработица связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест).

Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

К фрикционным безработным относятся люди: уволенные с работы по приказу администрации; уволившиеся по собственному желанию; ожидающие восстановления на прежней работе; нашедшие работу, но еще не приступившие к ней; сезонные рабочие (не в сезон); впервые появившиеся на рынке труда.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы = фрикционные безработные *

% / рабочая сила

Слайд 20 (2,5 мин)

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

·С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей — спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.

·С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс — со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются (производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).

Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Причина структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Естественный уровень безработицы = (уровень фрикционной и

структурной безработицы)*100% / рабочая сила

Слайд 21 (2 мин)

Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике).

Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Уровень циклической безработицы = циклические безработные * 100%

/ рабочая сила

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие — уменьшается (а безработица возрастает (например, с/х и строительство).

Слайд 22 (1 мин)

Итак, сегодня вы познакомились с такими понятиями экономики как конкуренция, монополия и безработица. Теперь вы знаете, как рассчитывается уровень безработицы, какие виды конкуренции существуют, какие бывают монополии.

Домашнее задание вы видите на слайде. Спасибо за внимание.

2 Разработка практического занятия для учащихся 9 классов по теме «Формирование бюджета семьи»

Практическое занятие разработано для проведения уроков по закреплению знаний, умений и навыков по теме «Семейный бюджет».

Цели урока:

1)Обучающая — ознакомить учащихся со структурой бюджета семьи, составления баланса доходов и расходов.

2)Развивающая — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

)Воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

Задачи урока:

1)Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.

2)Рассмотреть структуру семейного бюджета.

)Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

)Развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимательности, логического мышления.

Ход урока:

Вступительное слово (1 мин): здравствуйте, ребята. Темой нашего сегодняшнего урока является бюджет семьи. Цель нашего урока — научиться составлять семейный бюджет.

Слайд 2 (5 мин).

Давайте вспомним с вами: что такое бюджет, его доходы и расходы (учащиеся отвечают на вопросы учителя).

Проверка ответов с помощью презентационного материала.

Слайд 3 (4 мин).

Бюджет можно представить в виде весов: если доходы бюджета равны его расходам, то бюджет сбалансированный. Если доходы превышают расходы, то говорят о профиците бюджета, если расходы превышают доходы, то говорят о дефиците бюджета.

Слайд 4 (7 мин).

Теперь давайте поговорим о доходах семьи. Какие доходы вы можете назвать? — Ученики отвечают на вопрос, учитель комментирует их ответы. Давайте обратимся к информации, представленной на слайде, и посмотрим, правы ли вы.

Слайд 5 (7 мин).

Расходы семьи можно условно разделить на постоянные и переменные. Постоянные — это те расходы, которые можно осуществить и запланировать в начале какого-либо периода и они практически не изменяются к его концу. Переменные — включают в себя периодические (сезонные, циклические) и единовременные, т.е. непредвиденные расходы. Давайте вместе подумаем, какие виды расходов можно отнести к постоянным и переменным? (Ученики высказывают и обосновывают свое мнение).

Слайд 6-7 (10 мин на решение задачи, 6 мин на ее обсуждение).

Теперь, когда вы знаете, какими бывают доходы и расходы семьи, предлагаю вам решить задачу по нашей теме. Условие задачи вы видите на экране:

Составьте бюджет семьи из 6 человек, используя следующие сведения:

Жена 45 лет работает бухгалтером и получает зарплату 11500 рублей,

Муж 50 лет работает в ОВД следователем и получает зарплату 14550 рублей,

Тёща 65 лет работает страховым агентом и получает зарплату 2000 рублей, пенсию 3600 рублей

Старшая дочь 19 лет студентка Экономического университета и получает стипендию 1100 рублей

Сын 12 лет ученик 7 класса получает детские пособия на сумму 200 рублей

У семьи имеется автомобиль — расход на бензин в среднем составляет 4000 рублей

Младший сын посещает музыкальную школу — оплата 190 рублей

Расходы на питание семьи составляют 3500 рублей в неделю

Имеется телефон — расходы на него составляют 430 рублей в месяц, а также каждый член семьи имеет мобильный телефон. Расходы на них составляют около 900 рублей в месяц.

Рассчитайте расходную и доходную части семейного бюджета.

Слайд 8 (5 мин).

С задачей вы отлично справились, теперь же ознакомимся с домашним заданием. Его вы видите на экране. Домашнее задание заключается в составлении бюджета вашей семьи.

Учитель отвечает на вопросы учеников.

3 Разработка викторины для учащихся 10 классов «Экономический эрудит»

Викторина «Экономический эрудит» разработана для подведения итогов и проверки знаний учащихся по экономике за прошедший учебный период. Ее можно применять для контроля успеваемости учащихся, закрепления знаний, умений и навыков по экономике.

Цели викторины

1) обобщение знаний по экономике: терминов, понятий, личностей выдающихся экономистов;

) развитие логического мышления, памяти;

) воспитание предприимчивости.

Для проведения викторины учителю потребуется доска, проектор и компьютер для показа слайдов.

Ход игры:

Слайд 1-2. Вводное слово

Сейчас мы с вами проведем мероприятие по экономике, которое пройдет в форме викторины и будет называться Экономический эрудит. Наша цель сегодня заключается в том, чтобы обобщить знания по экономике, которые вы получили на уроках, а также выявить лучшую команду, которой по итогам игры будет присвоен титул команда-эрудит в области экономики.

Слайд 3. Описание игры

Вам предстоит пройти следующие испытания:

. Разминка.

. Экономика в лицах.

. Фондовый рынок в терминах.

. Экономический зоосад.

А сумеем ли мы их все пройти, будет зависеть от того, насколько быстро мы с вами будем работать. Для того чтобы пройти все испытания вам понадобится логическое мышление, память и, конечно же, знания по экономике.

А сейчас о правилах игры.

) Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбрала себе капитана. Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди. Время обсуждения вопроса — 1 минута. Если в течение этого времени команда не дает правильного ответа либо не знает его, то другая команда может ответить за нее и заработать определенное количество баллов.

) Игра оценивается по следующей шкале: учитываются баллы по следующим параметрам: правильность ответа, сплоченность команды, дополнения. Такие баллы выставляются по каждому заданию.

Слайд 4. Разминка

1.Что нужно иметь, чтобы получать дивиденд? (акция)

. Как называется посредник м/у покупателем и продавцом на бирже? (брокер)

. Как называется плата за кредит? (процент)

. Как называется уменьшение покупательной способности денег ,сопровождающееся ростом общего уровня цен? (инфляция)

Слайд 5

Вам даны следующие слова: работник, таможня, зарплата, налог, дивиденд, процент, прибыль, предприниматель, пошлина, банкир, государство, акционер. Составьте из этих слов пары слов, экономически связанных между собой. В течение 1 минуты учащиеся составляют пары слов.

Слайд 6

Давайте теперь узнаем правильные ответы.

Ответ: Работник-зарплата, предприниматель- прибыль, акционер- дивиденд, таможня- пошлина, банкир- процент, государство- налог.

Подводятся итоги, выставляются баллы командам.

Слайд 7

Вам даны рассыпанные словосочетания. Восстановите первоначальный порядок, чтобы получились словосочетания, где два слова связаны между собой экономической зависимостью: циклическая, политика, товарный, предприятие, безработица, смешанная, марка, экономика, фискальная, акция, привилегированная, совместное, торговая, знак.

Слайд 8

Ответ: циклическая безработица, фискальная политика, товарный знак, совместное предприятие, смешанная экономика, торговая марка, привилегированная акция.

Слайд 9

Вам даны рассыпанные словосочетания. Восстановите первоначальный порядок, чтобы получились словосочетания, где два слова связаны между собой экономической зависимостью: процентная, цена, ставка, наличные, средства, эмиссия, производства, совершенная, валютный, конкуренция, деньги, фондовая, денежная, биржа, рынок, равновесная.

Слайд 10

Ответ: валютный рынок, процентная ставка, наличные деньги, фондовая биржа, средства производства, совершенная конкуренция, равновесная цена, денежная эмиссия.

Разминка закончена, происходит предварительное подведение итогов.

Слайд 11. Экономика в лицах

Ребята, теперь мы перейдем ко второй части нашей игры. Она называется «Экономика в лицах». Вы должны определить фамилии ученых в области экономики по описанию. Каждой команде будет предложено по 5 подсказок. За пользование только первой подсказкой команде дается 5 баллов, а последней- 1 балл.

Слайд 12-13. Вопрос для первой команды

а) Это шотландский ученый, родился в городе Киркалди близ Эдинбурга (1723-1790) — 5 баллов.

б) его называют отцом экономики— 4 балла.

в) написал книгу, которая обессмертила его имя и стала классическим трудом по экономике — 3 балла.

г) название книги Исследование о природе и причинах богатства народов — 2 балла.

д) описал невидимую руку — 1 балл.

Ответ: Адам Смит

Слайд 14-15. Вопрос для второй команды

а) этот ученый родился в германском городе Трире, получил образование юриста и философа в университетах Бонна и Берлина- 5 баллов.

б) годы жизни 1818-1883 — 4 балла.

в) создал теорию прибавочной стоимости — 3 балла.

г) его главный труд — I том Капитала — 2 балла.

д) его друг и единомышленник — Ф. Энгельс — 1 балл.

Ответ: Карл Маркс

Слайд 16-17. Вопрос для третьей команды

а) родился в семье известного английского экономиста, разбогател играя на бирже- 5 баллов

.б) годы жизни 1883-1946. Большую часть жизни находился на службе английского правительства: был чиновником государственного казначейства и советником по финансовым вопросам — 4 балла.

в) благодаря его исследованиям и рекомендациям, правительства ряда стран смогли вывести свои государства из затяжного кризиса — 3 балла.

г) в основе его теории лежало понятие совокупного спроса — 2 балла.

д) его теорию называют также кейнсианской моделью — 1 балл

Ответ:Джон Мейнард Кейнс

Слайд 18-19. Вопрос для четвертой команды

а) российский экономист, родился в семье крупного царского чиновника на Кавказе Годы жизни 1849-1915 — 5 баллов.

б) творец российской экономики, имеющий дворянское происхождение (титул графа) — 4 балла.

в) в своей карьере.достиг поста председателя Кабинета Министров, занимал пост министра финансов — 3 балла.

д) одна из важнейших реформ была направлена на укрепление рубля и переход к золотому стандарту — 1 балл.

Ответ: Сергей Юльевич Витте

Подводятся итоги второго тура, объявляется лидирующая команда.

Слайд 20. Экономика в терминах

Третьим туром нашей команды является задание «Экономика в терминах». Задание на скорость выполнения для всех команд. Из набора букв в каждой строчке составьте экономический термин.

1КАЦЯИ2НВАСА3РБЖАИ4ЕДТЕБ5ИЕРДЛ6ОКНПУ

Ответ: акция, аванс, биржа, дебет, дилер, купон

Слайд 21-25. Экономический зоосад.

Последним туром игры является задание «Экономический зоосад». Задание: Знаете ли вы, кто или что в мире экономики скрывается под масками этих животных?

Акула — переносное название для обозначения предпринимателей-хищников, эксплуататоров.

Лев — денежная единица Болгарии. 1 лев=100 стотин

Сом — денежная единица Кыргызстана. 1 сом=100 тыйинов

Каких еще животных в мире экономики вы знаете? Ответ: быки — играют на повышение курса акций, медведи— на понижение, это виды биржевых спекулянтов.

Слайд 26. Подведение итогов игры, объявление победившей команды. Мнение учащихся о проведенной игре.

Заключение

Преподавание экономики в школе важно для современного общества, воспитания в подрастающем поколении экономических знаний, умений и навыков, умении ориентироваться в современных экономических реалиях. Оно должно быть направлено на изучение основных экономических понятий и терминов, формирование представлений о важнейших задачах и функциях экономики, ознакомление с основными экономическими законами, историей развития экономики и экономической мысли.

На уровне органов государственной власти, Министерства образования Российской Федерации необходима разработка концепции непрерывного экономического образования учащихся, взаимодействие школ и ВУЗов по изучению экономических дисциплин.

Таким образом, ученик, окончив школу, будет иметь представление об основах экономики, важнейших терминах и понятиях, ученых, повлиявших на современное состояние экономики.

Использование различных методов преподавания позволяет сделать уроки по экономике интересными, доступными для понимания различными возрастными группами школьников. Активные методы обучения позволяют ученикам применить теоретические знания на практике, разобраться в реальных экономических ситуациях. Эвристические методы обучения дают возможность ученикам проявлять свои творческие способности, искать нестандартные решения различных экономических проблем.

Учителю необходимо сочетать различные типы уроков — лекционные, семинарские и практические занятия — это позволит наиболее полно и глубоко ученикам познать основы экономической науки, а учителю контролировать процесс получения знаний учениками.

Таким образом, проведение занятий по экономике в школе позволит учащимся освоить экономическую теорию и соответствующие ей экономические понятия, привить им навыки грамотного экономического поведения, овладеть системой норм, характерных для различных экономических систем.

Список использованной литературы

1.Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право).

2.Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению. Профильный уровень.

.Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект — Пресс, 1995 г. — 71 с.

.Дроздова Н.П., Ефимова Е.Г., Колесникова М.Ф. Активные методы обучения: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Ф.-Й. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабова. — СПб, 2002. — 296 с.

.Иванов С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории»: пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. СПб: Вита-Пресс, 2005 г. — 320 с.

.Кайзер Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2007 г. — 184 с.

.Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. СПб., 1997. — 480 с.

.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 368 с.

.Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996. — 439 с.

.Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1998. — 80 с.

.Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов): Учебн. для средн. спец. учебн. заведений. — 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 208 с.

.Лихачев Б.Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Под ред. Е.В. Бондаревской. — Ростов н/Д: Ид-во РГПУ, 1995. — 257 с.

.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

.Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. — СПб.: КАРО, 2003. — 176 с. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

.Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2005. — 448 с.

.Хвесеня Н.П., Сакович М. В. Методика преподавания экономических дисциплин. — Минск: БГУ, 2006 г. — 116 с.

.Чуканова М.М. Введение в экономику. Учебно-методическое планирование. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2002. — 32 с.

.Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985. — 350 с.

.Разина Н.А. Технологические характеристика личностно ориентированного урока // Завуч. — 2004, №3.

.Типы уроков: [Электронный ресурс]: (http://planetashkol.ru/teachers/method/section.php?ELEMENT_ID=4372)