- Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников». По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 — 1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.
- В Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
- Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
- 1) формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
- 2) расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.
7 стр., 3026 слов
Роль малого предпринимательства в экономике
... свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99% от общего числа предприятий в этом секторе экономики сосредоточены ...
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
- 3) приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- 4) содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- 5) привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
- 6)создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- 7)способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
- 8) вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- 9) формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
- 10)активизация научно-технического прогресса;
- 11)освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
- 12)содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
- 13)освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
- Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.
- В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма.
- В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связана с малым бизнесом. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.
- Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малый бизнес не получил в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах.
- Рыночные преобразования в России активизировали исследования по проблемам предпринимательства, конкуренции, малого бизнеса. Среди наиболее важных исследований, следует отметить работы таких авторов, как Л. Абалкин, А. Афанасьев, А. Блинов, Н. Иванова, Г. Поляк А. Шулус, Н. Шмелёв и др.
- Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть место и роль малого предпринимательства в экономике России, а также разработать рекомендации по повышению доходов индивидуального предпринимателя.
- Задачи дипломной работы:
- 1) оценить современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России;
- 2) рассмотреть правовые основы деятельности индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации;
- 3) выявить порядок формирования доходов и расходов индивидуального предпринимателя;
- 4) выделить перспективные пути увеличения доходов и расходов индивидуального предпринимателя.
- Объектом исследования курсовой работы выступил индивидуальный предприниматель Суслов В.А. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние и развитие малого предпринимательства в России, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, данные Госкомстата РФ, бухгалтерская отчётность индивидуального предпринимателя Суслова В.А.
3 стр., 1386 слов
Организация и развитие малых предприятий в торговле России (на ...
... роль малого предпринимательства. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что она связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью разработки оптимальной структуры организации и развития, как на самих малых предприятиях, так и в сфере торговли в ...
- Структура работы определена введением, тремя главами, заключением.
- 1. Теоретические основы формирования и увеличения доходов индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации
1.1 Развитие малого и среднего предпринимательства в России
История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами трудились на своих фабриках или заводах.
Все чаще звучит идея получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия — менеджер — руководитель, организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси — в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689 — 1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которых был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
В 90-е годы XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX века предпринимательство было уже массовым явлением в России. Предприниматель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным.
Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в ...
... реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес в России обладает определенными ...
В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалось акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу XX века в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности — акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921-1926).
Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. — Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.
Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 70-х годов прошлого столетия и до наших дней), А.О. Блинов и И.Н. Шапкин выделяют пять характерных тенденций:
1)рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, соответствующим образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство;
2) современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы, созданные на основе новейших средств автоматизации и компьютеризации, уже не предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия;
3) существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передовую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие творческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. В условиях малого бизнеса весь цикл изобретение — освоение — готовый коммерческий продукт существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем в 1,5 — 2 раза);
4) радикальное изменение государственного подхода к малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие;
Роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики
... малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара и в осуществлении его технической доводки. 2.Роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики 2.1Тенденции развития малых, средних и крупных фирм в мировой экономике Формирование и ... факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов, ...
5) интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и др.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации соответствующими постановлениями Правительства РФ и другими законодательными и нормативно- правовыми актами», который был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, соответствующими постановлениями Правительства РФ и другими законодательными м нормативно-правовыми актами»признаются:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;
2) федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
Предпринимательство как основа экономики
... демократизация общества и хозяйственной деятельности. Моя работа «Предпринимательство - как основа экономики» состоит из трёх разделов. ... Это объясняется тем, что в экономике есть три компонента - люди, вещи и отношение людей по поводу вещей. ... обладание властью. Те, кто контролирует собственность, способны влиять на действия остальных. Поскольку право частной собственности позволяет распространить ...
3) региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
4) муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации
... В.А. «Инвестиционное право.» (Учеб. Пособие.2006г) , Лопатенко В.Г. «Основные тенденции инвестиционной деятельности в российской экономике». ( Закон и право.- 2006.- № 6), Абрамов С.И. «Инвестирование.» ( М.- 2000.), Токаева С.К. «Финансовые основы функционирования инвестиционного рынка.»( Владикавказ. ...
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в России предпринимательство возникло и стало широко распространяться в XVII-XVIII вв. Наибольше развитие оно получило в годы правления Петра I. В 90-е годы XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, оно стало массовым явлением. После двух революций — Февральской и Октябрьской 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. И лишь в 90-е годы XX в. началось его возрождение в России..
1.2 Правовые основы деятельности индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации
За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.
Согласно п.1 ст.2 ныне действующего Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Эти отношения подразделяются на две группы:
1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, предприниматель — предприниматель);
2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, предприниматель — орган управления).
Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.
В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.
Во вторую группу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной их чертой является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.
В сфере экономики обе группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.
Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые Гражданским кодексом Российской Федерации, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Как гласит ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.
В предпринимательских отношениях основным является понятие «хозяйствующий субъект» — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем это понятие шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация — учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.
Предпринимательское право
... с этим предпринимательскую деятельность регулируют: нормы административного права. К примеру, Федеральный закон: "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 ... европейского континентального права. Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось, как часть (подотрасль) частного права, а в ...
Существенным в понимании предпринимательства является норма ч.2 ст.34 Конституции Российской Федерации, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.
На это обстоятельство указано в ч.1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации где говорится, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 сентября 1994 года, где говорится, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, банковская).
Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону.
Для получения статуса предпринимателя без образования юридического лица физическое лицо должно обладать определенными качествами. Физическое лицо, собирающееся получить статус индивидуального предпринимателя, должно:
- а) определить возможную сферу своей предпринимательской деятельности с учетом профессионального опыта, наличия финансовых и материально-технических ресурсов;
- б)определить свои возможности по осуществлению выбранного вида предпринимательской деятельности;
- в)получить знания, необходимые для осуществления выбранной деятельности, изучить нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность;
- г)изучить предлагаемый потребительский спрос в выбранной сфере деятельности;
- д)определить возможности приобретения или аренды нежилых помещений, другого имущества, необходимого для осуществления выбранной деятельности;
- е)по упрощенной схеме составить бизнес-план своей деятельности;
- ж)определить территорию, на которой предполагается осуществлять деятельность;
- з)предварительно, до государственной регистрации, провести отбор наемных работников.
Для успешности индивидуальной предпринимательской деятельности местные органы власти должны создать определенные условия. Можно выделить два класса мер: организационно-управленческие и экономические.
К организационно-управленческим мерам относятся:
1) разрушение административных барьеров, мешающих деятельности предпринимателей, упрощение процедур регистрации, контроля и лицензирования;
2) организация поддержки предпринимательства путем создания фондов, осуществление мониторинга деятельности предпринимателей, прогнозирование тенденций развития;
Классификация налогов. Методы налогообложения в современной Российской ...
... социально-экономических процессов, а также целей и задач, которые стоят перед данным государством. Цель курсовой работы - понять систему классификации налогов, рассмотреть методы налогообложения в Российской Федерации и зарубежных странах. Для достижения этой цели мы ...
3) организация подготовки кадров;
4) организация информационной инфраструктуры малого бизнеса, банка данных о неиспользованных производственных мощностях, объектах аренды, местных источниках сырья, технологиях для бизнеса;
5) содействие созданию отраслевых ассоциаций.
К экономическим мерам относятся:
1) предоставление финансовой помощи на безвозмездной основе, выполнение органами местной власти функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам;
2) создание кредитных учреждений, лизинговых и страховых компаний, ориентированных на поддержку предпринимательства;
3) демонополизация, разрушение монопольных структур, перепрофилирование производства, реорганизация малоэффективных кредитных предприятий;
4) размещение среди субъектов предпринимательства заказа на поставки товаров и услуг для нужд региона;
5) льготы по аренде производственных помещений и коммунальным платежам;
6) введение упрощенной процедуры бухгалтерского учета, налогообложения на вмененный доход в сфере торговли;
7) предоставление налоговых льгот банкам, кредитующих индивидуальных предпринимателей;
8) финансирование обучения основам предпринимательской деятельности;
9) применение сезонных, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для аграрного сектора.
Индивидуальное предпринимательство в новейшей истории России существует полтора десятка лет. Отношение населения к нему преимущественно негативное или нейтральное. Здесь сказался как предшествующий опыт государственной политики по вытравливанию духа предпринимательства, так и поведение самих предпринимателей.
Малое, среднее и индивидуальное предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой постоянно ощущает поддержку со стороны государства. Это связано с тем, что все виды предпринимательства, за исключением крупного, являются залогом развития рыночных отношений, обеспечивая конкурентоспособность экономики. Если крупный бизнес объективно стремится к монополизации рынка, то индивидуальный и средний имеют тенденцию к демонополизации. Меры государственной поддержки индивидуального, малого и среднего бизнеса в мире достаточно широки. Это поддержка при проведении НИОКР, инвестиционных проектов, развитие экспорта, обучение, создание рабочих мест и т.д.
Конституция как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие «экономическая конституция», обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства. Содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.
Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти. Так, в ст. 75 Конституции основная функция Центрального банка РФ определена как необходимость обеспечения устойчивости рубля. Из принципа устойчивости рубля может быть выведен такой элемент содержания права на предпринимательскую деятельность, как право предпринимателей на благоприятную экономическую среду, исключающую, прежде всего чрезмерную инфляцию. Независимость денежной системы от правительства, конституционный правовой статус Центрального банка РФ являются одновременно и конституционными гарантиями для развития предпринимательской деятельности. В статье 74 Конституции РФ содержатся положения о недопустимости установления на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Эти положения также предназначены для гарантирования права предпринимательской деятельности. Из статьи 106 Конституции следует, что решение вопросов о налогообложении предпринимателей может осуществляться только путем принятия законов, то есть закрепляется принцип распоряжения государственными финансами только на основе законов, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В статье 57 Конституции указано, что предприниматели обязаны платить только законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда — важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.
Содержащееся в п. 3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.
Если российские суды станут придерживаться практики широкого подхода к интерпретации понятия незаконной экспроприации, будет складываться благоприятный «климат» для развития предпринимательства, в том числе с участием иностранного капитала.
Безусловным стимулом для развития предпринимательства являются положения ст. 53 Конституции РФ о возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Это конституционное положение способно снижать степень риска, в том числе и политического. Даже право на неприкосновенность частной жизни, предусмотренное ст. 24 Конституции РФ, позволяет определить содержание права на предпринимательскую деятельность, поскольку в качестве своих элементов оно предполагает право на коммерческую тайну (право на тайну проведения деловых операций).
Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса регулирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ).
Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем, чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами.
Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции).
Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение.
Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.).
Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.
Предпринимательское право отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предприятий.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171 был утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства, в котором закреплен нормативный блок законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности. В него вошли: общие вопросы регулирования деятельности предприятий и предпринимательства; правовое положение субъектов хозяйственной деятельности; порядок регистрации и гарантии хозяйственной деятельности; государственная поддержка предпринимательской деятельности; фонды поддержки; зоны свободного предпринимательства; свободные экономические зоны; коммерческая тайна; несостоятельность (банкротство) предприятий и предпринимателей; представительства и филиалы; организационно-правовые формы юридических лиц.
Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему.
С введением в действие в 1996 году нового Гражданского кодекса Российской Федерации большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.
Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:
- нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.
Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.
Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.
Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, поскольку последнее всегда развивалось как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в те государствах, где они имеются, например в Германии и во Франции) всегда рассматривались как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.
Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое получение прибыли.
В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ участвуют практически все отрасли права.
Вывод: Содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
1.3 Порядок формирования доходов и расходов индивидуального предпринимателя
Деятельность индивидуального предпринимателя представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли — это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворения потребностей и получения прибыли — следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль — непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в эти рамки и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно бывает вынужденно уйти из экономической сферы, признав себя банкротом.
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса Российской Федерации.
ИП Суслов ВА в своей торговой деятельности применяет «Упрощенную систему налогообложения». Упрощенная система налогообложения индивидуальным предпринимателем применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации. переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальным предпринимателем добровольно.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальным предпринимателем предусматривает замену уплаты:
- а) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- б) налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- в) единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц;
- г) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, производит уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации и не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента.
Налогоплательщиком признаётся индивидуальный предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения и применяющий её. Индивидуальный предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором он подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Индивидуальный предприниматель, изъявивший желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подаёт в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организация в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
По общему правилу, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Объектом налогообложения признаются:
- а) доходы (согласно ст.346.20 гл.26.2 ч.2 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6%);
- б) доходы, уменьшенные на величину расходов (согласно ст. 346.20гл 26.2 ч.2 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 15%).
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение основных средств;
2) расходы на ремонт основных средств;
3) материальные расходы;
4)расходы на оплату труда;
5) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
6) расходы на содержание служебного транспорта;
7) расходы на канцелярские товары;
8)расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», вступивших в действие с 1 января 2002 г., расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на пять групп: материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на производство и реализацию продукции, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
В состав «Материальных затрат» включаются покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции. Конкретно — это основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, покупная энергия всех видов; затрат, связанных с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями.
Состав второй группы «Затраты на оплату труда» весьма разнообразен. Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемым работникам в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штата; единовременные вознаграждения за выслугу лет; оплата учебных отпусков рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных учебных заведениях, в заочной аспирантуре; другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством.
Не все выплаты работникам предприятия включаются в себестоимость продукции. Не включаются в затраты на производство такие расходы на оплату труда, как премии, выплачиваемые за счет специальных средств и целевых поступлений, материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, оплата дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям и т.д.
В третью группу затрат на производство и реализацию продукции включены «Отчисления на социальные нужды». Это обязательные платежи во внебюджетные фонды с 2001 г., взносы в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога.
Четвертым элементов состава затрат на производство и реализацию продукции является «Амортизация основных фондов». В этой части отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном случае производятся амортизационные отчисления на полное восстановление не только по собственным, но и арендованным основным фондам.
Пятую группу затрат на производство и реализацию продукции представляют «Прочие затраты». В эту группу включаются некоторые виды сборов и платежей. Здесь отражаются также отчисления в специальные внебюджетные фонды.
Далее в состав «Прочих затрат» входят платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества, числящегося в составе производственных фондов предприятия, а также обязательному страхованию отдельных категорий работников, участвующих в производстве некоторых видов продукции. К затратам по созданию страховых фондов, включаемым в себестоимость, относится также страхование различных видов гражданской ответственности.
Группировка затрат по вышеперечисленным экономическим элементам применяется при определении общей суммы себестоимости продукции с подразделением на составные части. Классификация затрат на постоянные и переменные имеет важное значение при анализе безубыточности фирмы. Таким образом, классификация затрат, формирующих себестоимость продукции, является важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия.
Доход — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Доход — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организации. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда. Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1 предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых результатов, в том числе прибыли.
1.4 Основные пути увеличения доходов индивидуального предпринимателя в современных условиях
Способы увеличения доходов:
А. Сокращение издержек.
1. Бизнес неприбылен.
2. У конкурентов более высокие показатели рентабельности продаж.
3. Покупатели не ценят некую составляющую предложения товара.