На первый план в современном этапе становления общества вышли задачи, связанные с интернационализацией и глобализацией мировой экономики.
Резкое возрастание мировых финансовых потоков, вне любого сомнения, является одним из важнейших явлений в текущей мировой экономике. Для обслуживания этих операций используются новейшие системы связи и информации, что расширяет базу взаимодействия между финансовыми рынками отдельных стран.
Тем самым, мировые финансовые потоки служат катализатором финансовой глобализации, а значит и глобализации мирового хозяйства в целом. Перемещение денег между странами в его нынешних масштабах ведет к ускорению интеграции всех финансовых рынков, при которой гораздо укрепляются связи между отдельными сегментами мирового рынка и национальными рынками денег и капитала.
В результате, инвестор либо заемщик, принимая решение, может рассматривать все финансовые рынки в мире как глобальное единое целое. Принципиально новым явлением в международной экономике в ХХ в. стало происхождение самостоятельного наднационального финансового сегмента — мирового финансового рынка, как вывод и одновременно как один из важнейших знаков глобализации мирового хозяйства.
Другими словами, глобализационный процесс уже привел к образованию независимой ветви экономики — мирового финансового рынка — финансовой системы, которая все более отчетливо проявляет знаки глобальности. Внутри этой системы движутся мировые финансовые потоки, формируется густая сеть постоянных, устойчивых связей между участниками, соотносятся потребность и предложение на финансовые источники в глобальных масштабах.
Участники финансовых рынков сосредотачиваются в определенных центрах, откуда направляются, контролируются и управляются международные операции.
Для всякого финансового центра характерно присутствие большого числа разного рода финансовых институтов и значительный объем делаемых операций.
С интернационализацией хозяйственной жизни мировые финансовые центры традиционного типа модифицируются, приспосабливаются к новым условиям, заметно усиливается значение оффшорных финансовых центров, так как решающую роль теперь имеют только операции международного финансового капитала.
Процесс глобализации мировой экономики привел к тому, что образование финансового центра стало касательно независимым от уровня хозяйственного становления страны, где он находится, от расположения местной валюты и состояния национальной кредитно-банковской системы. Гораздо более важную роль играют отсутствие государственного контроля над финансовыми операциями, либеральное валютное право, низкие налоги и операционные расходы.
Финансовая глобализация
... глобального экономического пространства 2. Преимущества и недостатки финансовой глобализации Преимущества: увеличение размеров рынка -- проявление ... сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на ... около 50 % мирового промышленного производства[4]. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 ...
В России есть предпосылки для становления мирового финансового центра. Об этом свидетельствуют масштабы российской экономики, ее инвестиционный потенциал, которой необходимо наличие собственной фондовой инфраструктуры.
С начала текущего столетия становление финансовых рынков России впечатляет. В 2009 г. Москва занимала последнее место среди четырех крупных развивающихся рынков капитала и шла позади Китая, Бразилии и Индии. В 2013 г. она превратилась — самый большой рынок из этой четверки, как по совокупной стоимости выпущенных акций, так и по циклу. Если же взять только акционерный капитал, то Москва уже встала в один ряд с наигромаднейшими финансовыми столицами Европы. Московский рынок акций быстрыми темпами догоняет Париж и Франкфурт, и уже обогнал Милан. На территории России, помимо Москвы, развиваются несколько локальных финансовых центров, таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Владивосток.
На сегодняшний день это теснее сформировавшиеся финансовые лидеры в русских регионах и в грядущем прогнозируется увеличение их роли в финансовой жизни России.
Целью выпускной квалификационной работы является постижение интернациональных финансовых центров, а также их роли и значения для мировой экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты возникновения и функционирования мировых финансовых центров;
- сравнить систематизации мировых финансовых центров;
- изучить воздействие мировых финансовых центров на экономику страны базирования;
- проанализировать современные склонности становления мирового финансового рынка и мировых финансовых центров;
- определить место России на международном финансовом рынке, и перспективы ее интеграции;
- выявить основные барьеры, препятствующие созданию и становлению мировых финансовых центров в России и пути их преодоления;
- Объектом исследования является международные финансовые центры.
В данной дипломной работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся роли и значения мировых финансовых центров в мировой экономике.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести пунктов, заключения и списка использованной литературы. Список использованной литературы выстроен в алфавитном порядке. Сноски расположены внизу страницы.
Работа изложена на 70 страницах машинописного текста.
Глава 1. Понятие, условия формирования и эволюция МФЦ
1.1 Понятие, задачи, функции МФЦ
Мировые финансовые центры — действующий международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др. Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно — финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом.
Мировые финансовые потоки — межгосударственное движение денежных средств, обслуживающее международный товарный оборот и международное движение капитала. В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала.
Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. На объем, и направление этих потоков влияет ряд факторов: состояние экономики; взаимная либерализация торговли; структурная перестройка в экономике.
Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии конъюнктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами.
Движение мировых финансовых потоков осуществляется по
Валютно-кредитное и расчётное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;
- Зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;
Операции с ценными бумагами и разными финансовыми
Валютные операции;
- Перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации и др.
До первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон <#»720358.files/image001.gif»>
- Таблица 3. Заграничные слияния и поглощения (млрд. ам. долл.)
- снижение качества социальной сферы: высокие затраты, стоимость проживания, неудовлетворительная транспортная инфраструктура и растущая преступность;
- высокие ставки налога на прибыль; — либеральный режим капитального контроля создает угрозу процесса отмывания денег и финансового терроризма
- жесткое регулирование банковской сферы;
- большое количество регулирующих органов и отсутствие согласованности в их действиях — ограничение прав акционеров по сравнению с законодательством других ведущих стран мира;
- высокая стоимость услуг финансовых посредников -склонность американских компаний к судебным разбирательствам; — снижение качества социальной сферы
- жесткое регулирование рынка;
- протекционизм в отношении национальных банков;
- высокий уровень налогообложения; — языковой барьер Финансовый центр Недостатки и препятствия для дальнейшего развития финансового центра
- недостаток высококвалифицированного персонала.
- отсутствие деривативов на национальную и другие валюты;
- отсутствие крупных институциональных инвесторов;
- отсутствие высококвалифицированного персонала внутри страны; — протекционистская политика со стороны государства
регион/страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
развитые страны |
164,6 |
188,7 |
234,7 |
445,1 |
681,1 |
1 057,2 |
Европейский союз |
75,1 |
81,9 |
114,6 |
357,3 |
586,5 |
|
США |
53,2 |
58,1 |
81,7 |
209,5 |
251,9 |
324,4 |
Япония |
0,5 |
1,7 |
3,1 |
4,0 |
16.4 |
15,5 |
развивающиеся страны |
16,0 |
34,7 |
64,6 |
80,8 |
73,6 |
69,7 |
Таблица 4. Сравнительный анализ МФЦ по качественным показателям.
Критерии МФЦ |
Регулирование финансовых рынков |
|
Законодательство |
Регулирующие органы |
|
Лондон |
Англо-саксонская система права. Соблюдение принципа «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation). Продвинутая, доступная и адаптирующаяся законодательная система. |
Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) — единый регулятор всех финансовых рынков и институтов. |
Нью-Йорк |
На низких уровнях англо-саксонская правовая система. По мере повышения уровня юрисдикции больше кодификации (Романо-германская система). Относительно гибкое законодательство. После 2002 г. высокие требования по прозрачности и раскрытию информации (закон Sarbanes-Oxley).
|
Комиссия по торговле ценными бумагами (SEC): следит за отчётностью, карает искажение информации, Office for international affairs обеспечивает регулирование международных сделок. Саморегулирующаяся организация Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) обеспечивает регуляторный надзор, тестирование и лицензирование персонала, регулирование ряда бирж (в т.ч. NASDAQ), арбитраж и посредничество. Есть ещё порядка пяти различных регуляторов, которые в рамках закона Sarbanes-Oxley требуют отчётность компаний. Система работает не до конца эффективно. |
Гонконг |
Англо-саксонская система права. Принятие Закона о ценных бумагах и фьючерсах, SFO; принятие международных стандартов |
Система регулирования включает три составляющие. Отдел финансовых услуг в Бюро по финансовым услугам и делам казначейства определяет гос. политику на финансовых рынках. Законодательный совет рассматривает законодательные предложения. Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC), созданная в 1989 году в качестве регулятора рынка, осуществляет надзор за рынком акций и фьючерсов. |
Сингапур |
Прочная и эффективная нормативно-правовая база. Основные законы: Securities and Futures Act, Securities and Futures Regulations. |
Monetary Authority of Singapore — единый регулятор всех финансовых рынков и институтов. |
Франкфурт |
Романо-германское право: строгая кодификация. Негибкое законодательство. Наличие проблем с передачей и продажей долей участия: передача должна быть нотариально заверена. |
Federal Financial Supervisory Authority (BaFin) с 2002 г. обеспечивает надзор за финансовым рынком, банковским сектором, страховыми компаниями. |
Дубай |
Создание независимых юрисдикций для МФЦ (Дополнение к Конституции ОАЭ), на которые распространяется «общее право» (международные стандарты). Соблюдение принципа «соблюдай или объясняй» (principles-based regulation) |
Ведомство по финансовым услугам Дубая (DFSA) — независимое агентство, использующее международное право. Единый регулятор всех финансовых транзакций МФЦ. |
Мумбаи |
Англо-саксонская система права; Высокие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); проводится либерализация финансового законодательства |
Управление по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) регулирует деятельность всех участников торгов; проводит мониторинг слияний и поглощений; публикует руководства для лучшего раскрытия информации о капитале и деятельности всех участников. Центральный резервный банк Индии осуществляет банковский надзор. |
Шанхай |
Романо-германское право. Сильное влияние на формирование оказала советская система права; Низкие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); после вступления Китая в ВТО была проведена реформа по приведению законов, регулирующих экономическую деятельность, в соответствие с мировыми принципами. |
Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC) осуществляет регулирование финансовых рынков, CIRC — регулирование страховых компаний, CBRC — банковской системы. |
Алматы |
На территории РФЦА существует особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения его участников, от которых требуется иметь офис на территории Алматы и госрегистрацию. |
Единый регулятор — Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН). Часть регулирующих функций для МФЦ выполняет Агентство по регулированию деятельности РФЦА. |
Варшава |
Законодательство в целом соответствует нормам ЕС. |
Регулирование финансовых рынков осуществляет Комиссия по финансовому надзору (Financial Supervision Authority). С 2008 года частью Комиссии стало ведомство по регулированию банковской деятельности |
Москва |
Романо-германское право. Законодательная база включает специальные законы: «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», и подзаконные нормативные акты. Низкие показатели по уровню главенства закона (Rule of Law); Законодательство не полностью сформировано и отстает от практики развитых стран. |
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — регулирование субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, как орган исполнительной власти подчиняется Правительству. Центральный банк осуществляет банковский надзор, в том числе за деятельностью кредитных организаций в качестве инвесторов, уточняет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций, регистрирует их выпуски. Министерство финансов утверждает условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, регулятор страховых компаний, вопросы налогообложения. |
Таблица 5. Характеристика современных международных финансовых центров.
Финансовый центр |
Недостатки и препятствия для дальнейшего развития финансового центра |
|
Лондон |
— чрезмерное нормативно-правовое регулирование деятельности участников финансового рынка, затрагивающее в том числе нефинансовую индустрию (ведет к дополнительным расходам, которые несут компании для удовлетворения требований внутренних стандартов); |
|
Нью-Йорк и Чикаго |
— ужесточение законодательных требований к прозрачности деятельности компаний; |
|
Токио |
— ориентированность в большей степени на внутренний рынок; |
— высокие налоговые ставки для компаний банковского и небанковского сектора; — языковой барьер |
Женева и Цюрих |
— дефицит современной деловой инфраструктуры и, как следствие, высокая арендная плата; |
|
Гонконг |
— неопределенность законодательства в отношении регулирования обращения ценных бумаг; — недостаточно эффективная система |
|
Сингапур |
— жесткое корпоративное законодательство |
|
Мумбай |
— отсутствие ликвидного и эффективно регулируемого рынка облигаций; |