1. Реформа отношений собственности в переходной экономике
Реформа отношений собственности является необходимым элементом любой экономики, желающей перейти к рыночной системе. Ключевыми целями такой системы являются удовлетворение потребностей рынка, рациональное использование ресурсов и создание конкурентной среды. Эти цели достигаются при господстве частной формы собственности.
Переходные экономики, как и любые другие, должны подвергнуться реформе отношений собственности для достижения этих целей. Реформа включает в себя изменение собственнических отношений в экономике: государство перестает быть основным собственником и либерализует территорию для частных лиц и предприятий. Таким образом, реформа отношений собственности позволяет сбалансировать принципы рыночной экономики и переходного периода.
1.1 Приватизация в России
Процесс приватизации в России начался в начале 90-х гг. XX века. Главной целью приватизации было укрепление свободного рынка и законодательной базы для частной собственности. Однако, данная цель не была достигнута, поскольку процесс приватизации был сопряжен с ошибками и коррупцией.
Вместо создания конкурентной среды, процесс приватизации в условиях ограниченного контроля и регулирования привел к ограниченному несколькими лицам господству во всех ключевых экономических отраслях страны. Это нарушило принципы рыночной экономики, и повлекло за собой неустойчивость и хаос в экономике, который продолжается до сих пор.
1.1.1 Последствия приватизации в России
Приватизация в России была неэффективной, и это привело к тому, что некоторые из крупнейших предприятий были проданы за низкую цену, или же были развалены, в то время как некоторые из них остались в руках десятка предпринимателей. Таким образом, данный процесс привел к монополизации рынка, которая, в свою очередь, привела к стабильности на рынке и ограничению возможностей для других предприятий.
Кроме того, многие национальные ресурсы были проданы иностранным компаниям, что привело к сокращению возможностей для отечественных компаний. Однако, частная собственность на них также привела к технологическим улучшениям и лучшей организации бизнеса в целом.
Приватизация и ее роль в удовлетворении потребительского спроса
Для удовлетворения потребительского спроса необходимо максимально приблизить номенклатуру и объем производства к его структуре. Это возможно только тогда, когда производитель находится на уровне отдельного независимого производителя, который способен объективно определить структуру и объем спроса на своем сегменте рынка. Только производитель, который является частным собственником производственных ресурсов, имеет реальную независимость и может обеспечить максимальное приближение производства к потребительскому спросу.
Для максимальной рациональности в использовании ограниченных ресурсов производитель должен быть лично заинтересован в этом, чтобы от этого зависело его существование. Лишь частная собственность может обеспечить такой интерес, так как никакой другой субъект не может нести ответственности за итоги деятельности конкретного производителя.
Реальная конкурентная борьба возможна только между независимыми субъектами с «враждебными» интересами. Эту независимость и «враждебность» может обеспечить только частная собственность.
Приватизация в советской экономической модели
Советская экономическая модель характеризовалась всеобщим господством государственной собственности. В связи с этим, переходный период должен был обеспечить трансформацию большей части производственных ресурсов из государственной в частную форму собственности. Это и происходило в ходе приватизации.
Социальный и экономический варианты приватизации
Социальный вариант приватизации предполагает сохранение государственной регулятивной роли и предоставление гражданам определенного количества акций предприятий за низкую цену. Это вариант, который остается наиболее социально ориентированным и наиболее защищенным от обвала цен на рынке. Однако, в таком случае, нет гарантии на развитие бизнеса, а общество может не получить максимальной выгоды из приватизации.
Экономический вариант приватизации означает продажу предприятий на рынке за наиболее высокую возможную цену. Это вариант, который является наиболее экономически эффективным, но он не гарантирует социальной защиты и может сопровождаться обвалом цен на рынке.
В результате, выбор варианта приватизации должен учитывать как экономическую эффективность, так и социальные аспекты.
Социальный вариант
Социальный вариант — это вариант, который обеспечивает доступ к собственности большинству экономически «неактивного» населения. Он основан на принципе социальной справедливости, где государство формально предоставляет возможность стать собственником производственных ресурсов любому экономическому субъекту. В большинстве случаев приватизация в этом варианте происходит безвозмездно. Предполагается, что постепенно произойдет выделение экономически «активной» части населения, которая станет владельцем большинства производственных ресурсов. Остальное население получит доход от продажи своей доли от бывшей государственной собственности.
Экономический вариант
Экономический вариант предполагает прямую продажу объектов государственной собственности экономически «активной» части населения. Основная цель этого варианта — мгновенное формирование деловой элиты общества. Кроме того, государство стремится пополнить свой бюджет за счет продажи собственности.
На первый взгляд, экономический вариант кажется более эффективным, так как ускоряет процесс формирования нового типа собственности. Однако у этого варианта есть социальные издержки. Во-первых, большинство населения, которое участвовало в создании государственной собственности, не получает никакой компенсации за свое участие. Во-вторых, в рамках командно-административной системы невозможно легальное накопление финансовых ресурсов у частных лиц для прямого приобретения государственной собственности. Поэтому существует угроза формирования новой экономической элиты криминального типа, которая может возникнуть как из преступной среды, так и из коррумпированной части государственного аппарата.
2. Приватизация в России
В начале 90-х годов перед российским руководством возникла проблема формирования своего варианта приватизационных процессов. [2, стр. 65-67]
Роль предприятий в современной экономике России и основные проблемы их развития
... которое оказывают предприятия на экономику государства, анализ положения предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем. Основу информационной базы работы составляют аналитические ...
Согласно Закону о приватизации, Правительство РФ ежегодно разрабатывает Государственную программу приватизации, которая утверждается парламентом страны не позднее, чем за месяц до начала обсуждения Закона о бюджете Федерации. Данная программа рассчитывается на три года и включает в себя конкретные задания на текущий год и прогноз на два последующих.
В Государственной программе приватизации все объекты государственной и муниципальной собственности разделены на несколько групп, в зависимости от возможности их приватизации. Программа не регулирует приватизацию совхозов, земельных и жилищных фондов.
Первая группа объектов и предприятий включает те, приватизация которых запрещена. К ним относятся недра, водные ресурсы, воздушное пространство, объекты исторического и культурного наследия народов России, золотой запас и Алмазный фонд, Центральный банк, штатное и резервное имущество Вооруженных сил, Министерство безопасности и внутренних дел, теле- и радиопередающие центры, предприятия по производству радиоактивных материалов, ядерного оружия, космических аппаратов, предприятия по производству наркотических веществ, автодороги общего пользования, объекты инфраструктуры городов и районов, кладбища, крематории и другие.
Приватизация предприятий в России
В России приватизация предприятий осуществляется группами, в зависимости от степени государственного регулирования:
Первая группа
Первую группу составляют предприятия, которые могут быть приватизированы без дополнительных решений. К ним относятся предприятия, не имеющие стратегического значения, такие как малые и средние предприятия, доля государства в которых не превышает 25%.
Вторая группа
Вторую группу составляют предприятия, приватизация которых требует решения Правительства России или республик в ее составе в зависимости от вида собственности. К ним относятся:
- Предприятия по производству и ремонту систем вооружений;
- Предприятия атомного машиностроения;
- Топливно-энергетический комплекс;
- Крупные предприятия с численностью работников более 10 тыс. человек;
- Предприятия медицинской промышленности и другие.
Приватизацию таких объектов и предприятий разрешает заместитель Председателя Правительства по представлению Госкомимущества России и соответствующего министерства.
Третья группа
В третью группу включаются объединенные объекты и предприятия, приватизирующиеся только по решению Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств. К ним относятся предприятия всех отраслей, занимающие доминирующее положение на федеральном или местных рынках товаров и услуг, крупнейшие предприятия и другие.
Госкомимущество России на предприятиях 2-й и 3-й группы вправе закрепить на срок до 3 лет в федеральной собственности контрольные пакеты акций.
В рамках Государственной программы приватизации предприятия разделены на пять групп. В первую группу входят предприятия оборонной промышленности, атомной энергетики, железнодорожного транспорта и некоторые другие, которые не подлежат приватизации вообще или могут быть приватизированы только с учетом особых условий и требований.
Вторая группа включает предприятия, часть акций которых может быть продана на аукционах и конкурсных торгах. К примеру, сюда относятся предприятия нефтегазовой промышленности и металлургии.
Приватизация государственной собственности
... приватизированы основные индустриальные объекты России. Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупных предприятий, как ЗИЛ. Именно ...
Третья группа включает предприятия, акции которых продается через вторичный рынок ценных бумаг.
Четвертую группу составляют предприятия, изменяющие отражения собственности только в соответствии с местными программами приватизации. Сюда относятся, например, городской транспорт, бани, аптеки и прачечные. Приватизацией таких предприятий занимаются комитеты по управлению имуществом.
Пятая группа включает объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации. Эта группа включает предприятия розничной и оптовой торговли, общественного питания, строительства, легкой промышленности и других отраслей. Здесь также включены убыточные предприятия, объекты незавершенного строительства и имущество ликвидированных без правопреемства предприятий.
Приватизация проводится в соответствии с местными программами, которые разрабатывают комитеты по управлению имуществом. В рамках программ предусмотрены нормативы получения средств от приватизации. Так, в 1992 году от приватизации было получено 157 млрд. рублей, в 1993 году — 680 млрд. рублей, в 1994 году — 735 млрд. рублей, в 1996 году — 1,4 трлн. рублей и в 1997 году — около 10 трлн. рублей. Средства, полученные от приватизации, направляются в бюджеты регионов и государства и должны использоваться для образования целевых фондов защиты населения, природоохранных мер, демонополизации и структурной перестройки, развития инфраструктуры городов и регионов, а также для покрытия бюджетного дефицита.
Для финансирования процесса приватизации предусмотрено участие коммерческих банков России и иностранных банков. Они могут предоставлять кредиты на сделки по приватизации. Кроме того, местные программы приватизации могут использовать кредиты из местных источников. Важно отметить, что Центральный банк не имеет права выделять кредиты на приватизацию.
2.1 Методы осуществления приватизации
Приватизация экономики — это процесс сокращения масштабов государственного сектора и структурного перераспределения прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения доли государства в производстве ВНП, происходящей в рамках национальной экономики.
На макроуровне приватизация выступает как составной элемент государственной политики регулирования экономики, направленной на увеличение вклада частного сектора в развитие национальной экономики. На микроуровне приватизация означает полную или частичную передачу права на объекты собственности государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.
Содержание приватизации различают в зависимости от уровня развития рыночных отношений. В зрелых макросистемах приватизация — это метод совершенствования рыночной экономики, а в формирующихся макросистемах с переходной экономикой — метод формирования рыночных отношений.
В зрелых макросистемах большинство программ приватизации обладали индивидуальными схемами. Приватизация, проводимая по таким схемам, получила название «точечной». Механизм точечной приватизации состоит в том, что:
- принадлежащие государству предприятия передаются в частную собственность индивидуально посредством национальных и международных открытых предложений акций на фондовых рынках;
- собственность передается выбранному покупателю на условиях, согласованных в ходе переговоров;
- собственность передается покупателю, выбранному на конкурсной основе.
Точечная приватизация обладает следующими преимуществами:
Приватизация государственной и муниципальной собственности
... части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий. Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества. Приватизация ...
Приватизация — это процесс перевода собственности государства, ранее находившейся в государственной собственности, в частную собственность. Правительство имеет возможность осуществлять свою политику применительно к конкретному случаю приватизации. В классическом варианте процесс приватизации проходит три фазы: подготовка, собственно приватизации, постприватизационный период.
В фазе подготовки осуществляется предварительный отбор предприятия для приватизации, учитывая потенциальный интерес инвесторов к приобретению конкретных предприятий. Оценка имущества и финансового состояния предприятия является основой для решения о структурной или финансовой реорганизации предприятия для укрепления его рыночных позиций. На подготовленных к приватизации предприятиях проводится анализ возможностей осуществления приватизации и механизмов, которые могут быть использованы, определяется цена акций с учетом возможных будущих доходов.
Собственно приватизация проводится на основе подготовленных мероприятий. Заинтересованным инвесторам предоставляется право самостоятельного исследования коммерческой значимости предприятия. Однако, правительство может структурировать процесс приватизации таким образом, чтобы обеспечить привлечение необходимого иностранного капитала. На этой стадии контроль за деятельностью предприятия переходит к инвесторам, которые проводят реструктуризацию предприятия в направлении улучшения качества и снижения стоимости производимой продукции.
В постприватизационном периоде контроль за деятельностью предприятия полностью переходит к инвесторам. Отражение успехов приватизации можно увидеть на примере Великобритании, где администрацией М. Тетчер была реализована наиболее успешная программа приватизации, в рамках которой были приватизированы такие крупные компании, как «Бритиш телеком», «Бритиш ГЭС», «Бритиш эйруэйз», «Бритиш петролеум».
Таким образом, точечная приватизация может быть выгодной для правительства, позволяя получить максимальные доходы, и для инвесторов, которые могут приобрести производственные объекты, обладающие перспективой для будущего развития.
Основными чертами британской программы приватизации являются:
— Постепенность: приватизация осуществлялась поэтапно, начиная с объектов в сельском хозяйстве, легкой промышленности, общественного питания и других сегментов потребительского сектора, позже переходя на объекты тяжелой промышленности, сырьедобычи, стратегические объекты и структуры естественных монополий.
— Законодательная и нормативная проработка каждого отдельного случая: каждый акт продажи тщательно готовился и прорабатывался юридически.
— Стимулирование покупки акций сотрудниками предприятий: у работников предприятий, подлежащих приватизации, создавались условия для покупки акций и участия в процессе приватизации.
— Эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период: для регулирования деятельности естественных монополий введены такие меры, как лицензирование, контроль за ценами и установление верхних пределов цен.
Приватизация государственной собственности может осуществляться различными методами, в зависимости от выбранной концепции. В случае градуалистской концепции приватизация проводится постепенно, начиная с объектов в сфере потребительского сектора, а затем переходя к объектам тяжелой промышленности, сырьедобычи и структурам естественных монополий. В то время как при шоковой терапии приватизация происходит быстро и охватывает большинство секторов национальной экономики.
Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт
... акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий» [2]. Таким образом, приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность ...
В России процесс подготовки законодательной базы для приватизации начался в 1991 году и завершился в середине 1992 года. Государственная программа приватизации, изначально предусматривавшая постепенную реформу собственности, была затем изменена в рамках программы «шоковой терапии» по указу президента.
2.2 Этапы приватизации
Первый этап российской приватизации стартовал в 1992 году и продлился до середины 1994 года. В его ходе развивались так называемые «малая» и «большая» приватизация.
«Малая приватизация» — приватизация мелких и средних предприятий из секторов производства потребительских товаров и услуг (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, торговля и т.д.)
«Большая приватизация» — приватизация крупных предприятий из секторов производства средств производства (тяжелая промышленность, добыча сырья и т.д.)
Иначе говоря, реальными участниками приватизационного процесса являются не только отдельные граждане и частные организации, но и государственные производственные, финансовые и управленческие организации. В последнем случае содержание приватизации как передачи собственности в частные руки в процессе акционирования выхолащивается.
Главная цель приватизации в теории заключается в том, чтобы дать хозяйствующим субъектам действенного собственника в рамках рыночной экономики, создать эффективную, конкурентоспособную экономику, на равных взаимодействующую на мировом и внутреннем рынках с другими странами, сформировать многочисленный средний класс — реальную базу демократии и политической стабильности.
«Малая приватизация» начала бурно развиваться с 1992 года. Всего число объектов, проданных в этом году, превысило 28 тыс. Эти цифры ниже тех, которые намечались Госкомимуществом. Однако в результате этой приватизации денег получено больше, чем рассчитывалось заранее. В 1993 г малой приватизацией было охвачено 63% всех имеющихся объектов по этому приватизационному блоку.
Малая приватизация осуществлялась в трех формах:
Конкурентная продажа. Заключается в том, что претенденты на приватизируемый объект предоставляют свои варианты перспективного развития предприятия. Автор лучшего проекта (по мнению конкурсной комиссии) получает право на приватизацию.
Аукционная продажа. Осуществляется посредством классического аукциона, когда выставляемый на торги приватизируемый объект достается предложившему наибольшую цену.
Выкуп ранее арендованных государственных объектов. Такая аренда широко практиковалась в период горбачевской «перестройки». Теперь арендаторы становились частными собственниками данных предприятий.
В ходе первого этапа приватизации было приватизировано до 60% предприятий, относящихся к сфере «малой» приватизации. Несмотря на это, она осталась незавершенной (хотя и предполагалось ее завершение).
К 1996 году малая приватизация в России практически состоялась. Она охватила предприятия с численностью работников до 200 человек и стоимостью основных фондов до 1 млн. руб. (в старых ценах).
Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт
... т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности работы предприятий, оставшихся в государственном секторе. Основными способами разгосударствления являются: 1) либерализация рынков; 2) коммерциализация; ...
В целом, малая приватизация, несмотря на пролонгацию первоначально намеченных сроков ее реализации, осуществлялась сравнительно легко, и особых разногласий среди партий и политических движений не возникало. Она не затрагивала интересов ВПК или «директорского корпуса».
Поскольку купля-продажа, как правило, проходила на торгах, то проблема оценки имущества и назначения стартовой цены серьезно упрощалась. При этом фактор нехватки или даже отсутствия денег для нормального выкупа не был главным. Практически почти всегда удавалось собрать нужную сумму. Конфликты обычно возникали по социальному вопросу: кто будет покупателем, «свой» или «чужой», кто будет инвестором в приватизированном малом предприятии.
В процессе приватизации в России применялись различные методы, включая акционирование. Даже в малой приватизации трудовые коллективы использовали аренду с выкупом и участвовали в конкурсах и акционировании, постепенно увеличивая свою долю среди приватизированных предприятий. Однако основной акцент был сделан на «большой приватизации», которая началась 1 июля 1992 года на основе указа Президента России.
В рамках «большой приватизации» предполагалось превращение крупных государственных предприятий в акционерные общества. Для этого было предложено три варианта. Первый вариант предоставлял работникам право на получение бесплатно 25% привилегированных акций и приобретение 10% обыкновенных акций по льготным условиям. В дальнейшем работники и администрация могли получить еще 15% акций, а остальные 50% поступали в свободную продажу.
Второй вариант предусматривал предоставление трудовому коллективу права на покупку контрольного пакета акций (51% обыкновенных акций).
Этот вариант оказался наиболее популярным и был выбран около 80% приватизируемых предприятий.
Третий вариант предполагал привлечение инвесторов, которые обязывались реконструировать и реорганизовывать предприятия с целью обеспечения их прибыльного функционирования. В случае успеха инвесторы получали 20% акций и право дальнейшего приобретения до 50%. Однако этот вариант оказался наименее востребованным и был выбран только около 3% предприятий.
Таким образом, в результате приватизации в России наибольшую популярность получил второй вариант, который был выбран 80% приватизируемых предприятий. Первый вариант был выбран примерно 17% предприятий, преимущественно крупных, требующих значительных капиталовложений. Третий вариант оказался наименее популярным и был выбран только около 3% предприятий.
Большая приватизация и ее особенности
В отличие от малой приватизации, где быстро создается не только собственник, но и рыночная среда, большая приватизация представляет собой часто очень долгий и болезненный процесс, и рыночная среда здесь формируется с трудом, и главным вопросом всей приватизации является инвестиционный процесс.
Разрушить в этом секторе хозяйства централизованную систему материально-технического снабжения, государственных дотаций, государственного финансирования программ развития и модернизации можно довольно легко и быстро. А вот заменить все это столь же быстро рыночными горизонтальными связями невозможно. Поэтому процесс большой приватизации значительно более долог и труден и часто вызывает состояние депрессии у многих приватизируемых предприятий.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ...
... Дать основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества. 5. Проанализировать проблемы приватизации в России и пути их решения. Гипотеза: вступление в права собственности на жилье дает гражданам ...
Финансирование большой приватизации
Личных сбережений на большую приватизацию хватить не может. Поэтому для вовлечения в нее значительного числа людей их наделяют специальными платежными средствами в виде акций и других ценных бумаг.
Из 14,5 тыс. крупных промышленных предприятий 11 тыс. зарегистрированы как акционерные общества, 7 тыс. прошли через чековые аукционы.
Народная приватизация и ваучеризация
Приватизация бывает не только большой и малой, но также народной или массовой. Под народной понимается массовое акционирование, а также ваучеризация. Последняя являлась важным звеном в реализации многовекторного подхода Госкомимущества РФ к приватизации. Его специфика заключается в уравнительном распределении «по головам» одной и той же суммы государственной собственности: по 10 тыс. руб. в виде приватизационного чека, или ваучера, всем 150 млн гражданам России.
Владелец ваучера имел возможность:
Приватизационные чеки в России
Приватизационные чеки были введены в России 1 октября 1992 года. Они представляли собой специальные документы, которые выдавались гражданам в качестве компенсации за утрату собственности на государственные предприятия. Владельцы чеков имели несколько вариантов использования своих чеков:
- Продажа чеков. Часть всех выданных чеков была продана на рынке.
- Покупка акций чековых инвестиционных фондов. Было создано 640 инвестиционных фондов, которые собрали более 60 миллионов приватизационных чеков.
- Использование чеков при закрытой подписке на акции предприятия. Владельцы чеков могли использовать их при закрытой подписке на акции своего предприятия. Было принято 26 миллионов чеков по закрытой подписке.
- Участие в чековом аукционе. Владельцы чеков могли участвовать в чековом аукционе.
В начале своего существования, ваучер неоднократно менял свою цену. К середине 1993 года его реальная стоимость снизилась более чем в два раза. Однако с расширением масштабов ваучеризации и увеличением предложений объектов приватизации, к концу 1993 года реальный курс ваучера практически сравнялся с его номинальной стоимостью.
Первыми ваучерными фондами в России стали «Альфа-капитал» и «Московская недвижимость». В регионах России лидерами были «Вяткаинвестфонд» и «Саха-инвест».
Привлечение крупных иностранных капиталов было одним из преимуществ акционирования с помощью приватизационных чеков. К концу первого этапа приватизации, иностранный капитал составлял 10% от общего объема инвестиций в приватизируемые объекты. Западные инвесторы предпочитали вкладывать свои средства в топливно-энергетический комплекс, лесную, пищевую промышленность, строительство и производство стройматериалов, а также здравоохранение. Например, немецкая фирма «Сименс» приобрела 10% акций Калужского турбинного завода по курсу 5 рублей за марку.
В результате первого этапа приватизации большая часть акций приватизируемых предприятий оказалась в руках внутренних инвесторов, преимущественно трудовых коллективов. Они контролировали 75% акций, в то время как внешние инвесторы владели 25% акций, из которых 10% приходилось на долю иностранного капитала.
Второй этап приватизации в России начался 1 июля 1994 года и отличался от первого этапа полной «экономической» приватизацией. На этом этапе прекратились льготы для трудовых коллективов и действие приватизационных чеков. Объекты государственной собственности теперь продавались только за деньги, поэтому второй этап был назван «денежным». Кроме того, на этом этапе началось активное перераспределение собственности, которая была приватизирована на первом этапе.
Приватизация в России
... приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов: приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность ... России при проведении реформы собственности. Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающую в ...
Внутренние инвесторы, то есть трудовые коллективы, стали быстро терять пакеты акций, которые были приобретены посредством льгот первого этапа. В результате, доля внешних инвесторов увеличилась в два раза за счет сокращения доли работников предприятий.
На втором этапе приватизации государство также объявило фискальную цель — пополнение доходной части государственного бюджета. Однако, долгое время не удавалось добиться этого эффекта, потому что потенциальные покупатели акций государственных предприятий больше привлекали рынок ГКО, где риск был ниже, а доходность — выше.
Однако, ситуация была частично исправлена с помощью проведения залоговых аукционов с осени 1995 года. На таких аукционах приглашались частные банки, которые предлагали свои варианты выдачи кредита государству. Банк, предложивший наибольший размер кредита, получал в залог пакет акций привлекательных государственных предприятий. До 1 сентября 1996 года банки управляли залоговыми пакетами, после чего эти акции становились их собственностью. На эти аукционы выставлялись акции 12 государственных компаний, и государственный бюджет получил от этого доход в размере 12 миллиардов долларов.
Приватизация по «залоговой» схеме вызвала острые конфликты и была оценена негативно левыми парламентскими силами. Победители аукционов, в большинстве своем крупные российские банки, стали обладателями значительной доли собственности в реальном секторе, что привело к возникновению финансово-промышленных империй. В 1997 году начался третий этап приватизации, который отличался от предыдущих этапов отказом от фискальной направленности. Приватизация осуществлялась по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление государственной собственностью. Государственное имущество подразделялось на объекты, которые приватизировались по решению Правительства РФ или федерального органа по управлению государственным имуществом. Однако некоторые объекты не могли быть приватизированы до принятия решения о прекращении их закрепления в государственной собственности. Также был установлен запрет на участие в приватизации иностранных физических и юридических лиц. На третьем этапе приватизации были оформлены различные способы ее проведения.
2.3 Экономический эффект приватизации
Процесс приватизации включает в себя несколько мероприятий, направленных на передачу государственной собственности в частные руки. Одним из таких мероприятий является внесение государственного муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы экономических субъектов. Также проводится преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, где 100% акций находятся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, осуществляется отчуждение акций, принадлежащих государству или муниципалитету, владельцам государственных и муниципальных ценных бумаг.
При проведении коммерческих конкурсов приватизация конкретизируется принятием инвестиционных и социальных обязательств покупателей. Право собственности на приватизируемое имущество переходит к покупателям после выполнения инвестиционных и социальных обязательств, которые имеют экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки реализации и порядок подтверждения их выполнения.
На этом этапе приватизация уже не осуществлялась массово, а проводилась только для единичных объектов в виде пакетов акций, принадлежащих государству. Критерием приватизации стало улучшение эффективности менеджмента при переходе к новому негосударственному собственнику. Кроме того, не забывалась объявленная цель пополнения государственного бюджета.
Одной из последних новинок приватизационных процессов стала разработка законодательной базы для приватизации объектов «естественных» монополий, которая началась в 2002-2003 годах.
Экономический эффект российской приватизации
Оценить результаты приватизации в России довольно сложно, поскольку они противоречивы. С одной стороны, можно говорить о ее успехе: частная собственность на производственные ресурсы стала ведущим типом собственности в стране, а доля негосударственного сектора в производственных структурах составляет более 70%. Более того, негосударственный сектор занимает более половины ВВП.
Однако, с другой стороны, приватизация привела к ухудшению экономической ситуации в ряде аспектов. В частности, процесс приватизации способствовал росту криминализации экономики. Это проявилось в распространении коррупции, занижении продажных цен на приватизируемые объекты и нарушениях процедур при проведении приватизации (например, при проведении «залоговых» аукционов).
Кроме того, приватизация привела к столкновениям и конфликтам между различными субъектами и позволила «отмывать» криминальные капиталы через приватизацию. В целом, отрицательные эффекты приватизации оказались значительно более весомыми, чем ее положительные результаты.
Следствия приватизации
Продолжительный процесс приватизации в России привел к сокращению «социальности» и утрате позиций трудовыми коллективами. Эмиссия приватизационных чеков не принесла реальных выгод широким слоям населения, а сконцентрировала богатство в руках небольшой группы олигархов. Это создало неэффективную социальную структуру общества, где малая группа граждан присваивает значительную часть национального дохода, в то время как остальное население разделяется на бедных и деклассированных людей.
В России не сформировался стабильный «средний класс», который является основой для экономического роста и стабильности государства. Нет группы мелких собственников, технической и творческой интеллигенции, высококвалифицированных работников, которая могла бы сформировать такой слой населения. Вместо этого, этот слой периодически мигрирует между высшим и более низкими слоями общества, что создает проблемы в социальном и экономическом плане.
Влияние на стабильность государства
Отсутствие стабильного «среднего класса» угрожает стабильности всей государственной системы. Этот слой населения является основой социального согласия и экономического развития. Его отсутствие создает условия для социальных напряжений и конфликтов, которые могут угрожать стабильности политической и экономической системы страны.
Проблемы в экономическом плане
Высокий уровень материальной дифференциации населения оказывает отрицательное влияние на экономический рост. Сокращение совокупного спроса вызвано низким уровнем потребительского спроса со стороны бедных слоев населения, что создает проблемы для экономического развития и инвестиций.
В-третьих, приватизация не смогла обеспечить преодоление кризиса рыночной хозяйственной системы, в котором оказалась переходная российская экономика (инфляция и производственный спад).
Это было ярким доказательством того положения, что изменения господствующего типа собственности и механизма ценообразования способны привести к созданию основ новой хозяйственной системы, но не способны автоматически обеспечить оптимальное функционирование этой системы (экономический рост, стабильность цен, социальная справедливость и т.п.).
в стране сложилась негативная макроэкономическая ситуация (низкая мобильность ресурсов, недостаток совокупного спроса, неравная конкурентность с импортерами, экономическая неграмотность и нерыночная психология экономических субъектов), и для ее преодоления необходима была соответствующая государственная стабилизационная политика (частично административно-директивного толка).
Причем это не отменяло необходимости проведения либерализации цен и приватизации государственной собственности. Более того, эти процессы должны были стать основой стабилизационной политики. Но для этого они должны были проводиться по-другому. Оптимальным был бы вариант «градуалистской» концепции. Такая политика могла бы сводиться к следующему:
1. Немедленная либерализация цен и приватизация государственной собственности в секторах, производящих предметы потребления и в смежных с ними отраслях (аграрный сектор, легкая и пищевая промышленность, розничная торговля).
Эти сектора имели наивысший уровень внутреннего спроса (в связи с хроническим дефицитом в советский период).
Поэтому их деятельность носила бы заведомо «социальный» характер (т.е. была бы на пользу большинству населения).
С другой стороны, небольшая капиталоемкость этих секторов облегчила бы доступ к предпринимательской деятельности относительно многочисленному слою населения, что положило бы начало реальному формированию «среднего класса». Свобода ценообразования и неудовлетворенный спрос обещал достаточный уровень выручки, а наименьшая монополизированность застраховала бы от роста инфляции (за счет ценовой конкуренции, свойственной низко концентрированным отраслям).
2. Отказ от немедленной либерализации цен и приватизации государственной собственности в отраслях добычи сырья и энергоносителей (нефть, газ и т.п.).
В первую очередь это помогло бы нарождавшемуся слою мелких предпринимателей, так как затраты на энергоносители и сырьевые ресурсы являлись одной из главных статей их издержек производства. В условиях свободных цен на их готовую продукцию, регулируемые государством, умеренные цены на ресурсы могли бы обеспечить им стабильную прибыль на первых этапах самостоятельного функционирования. С другой стороны, временное сохранение в государственной собственности, к примеру, нефте- и газодобычи обеспечило бы стабильное положение доходной части государственного бюджета. Общеизвестно, что данные сектора являлись наиболее доходной частью российской промышленности из-за экспортной организации. Приватизируя их государство, хотя и получает единовременные поступления от продажи, теряет постоянный источник доходов. В то время, как переходный период требует огромных затрат от государства на формирование новых элементов рыночной инфраструктуры помощь молодому слою частных собственников, социальную защиту населения. Существует еще морально-социальный аспект этой ситуации. Природные ресурсы являются результатом произвольного географическо-климатического фактора и должны быть достоянием общества, а не отдельных индивидуумов. Перераспределение доходов сырьевого сектора через государственный бюджет — единственно возможный способ реализации прав общества на природные ресурсы.
3. Принятие мер по поддержанию совокупного спроса как главного фактора экономического роста.
В условиях неизбежного кризиса переходной экономики решение этой проблемы очень сложно, но без нее преодоление негативной макроэкономической ситуации невозможно. В России в начале 90-х годов существовала возможность принятия минимального комплекса мер по стимулированию совокупного спроса. Прежде всего, в пользу этого была бы индексация банковских сбережений населения. Возможна была и индексация оборотных средств предприятий, это поддержало бы производственную часть совокупного спроса. Производственную часть совокупного спроса можно было поддержать и такой мерой как систематическое централизованное проведение взаимозачетов между предприятиями с использованием кредитов ЦБР. Единственный пример такой меры — централизованный взаимозачет летом 1992 года. Тогда это спасло экономику от полной остановки, вызванной глобальными неплатежами из-за разницы между приростом денежной массы и темпами гиперинфляции. К сожалению, от этой практики правительство отказалось (под давление Международного Валютного Фонда).
И, наконец, значительной поддержкой совокупного спроса была бы политика контроля над доходами населения. Как известно, слишком большой разрыв между максимальными и минимальными доходами сокращает совокупный спрос. Выравнивание доходов же, наоборот, увеличивает его. Важной мерой на пути выравнивания доходов могло бы быть поддерживание величины заработной платы в бюджетном секторе на уровне определенной доли заработной платы в негосударственном секторе. На это же работает и усиление прогрессивности налогообложение личных доходов.
4. Протекционистская политика.
В России переходный период проходит в условиях экономической отсталости страны, сформировавшейся в советский период. Это предъявляло особые требования к выбору методов внешнеторговой политики.
Наиболее оптимальная точка зрения на предмет выбора внешнеторговой политики принадлежит немецкому экономисту ЧIЧ века Ф. Листу. Он полагал, что свободная торговля допустима только между нациями, находящимися на одинаковом уровне развития. Более отсталая страна должна применять протекционистские меры. Тем более, это актуально для периода формирования новой хозяйственной системы. Неразвитые российские рыночные субъекты просто не в силах на равных конкурировать с импортерами на российском рынке. Именно поэтому протекционизм мог бы стать частью государственной стабилизационной политики в переходный период. Кроме традиционных методов протекционистской политики (тарифы, квоты) разумно было бы отказаться от немедленного введения внутренней конвертируемости рубля. Общеизвестно, что цель импортеров на российском рынке — это реализация рублевой выручки в свободно-конвертируемую валюту. Отсутствие такой возможности, естественным образом, сократит поток импорта на отечественный рынок.
Таким образом, «градуалистские» способы проведения либерализации цен и приватизации государственной собственности составляют, по меньшей мере, половину необходимой государственной стабилизационной политики. Именно таким способом можно было решить проблему совмещения решения двух глобальных задач переходной экономики — создание основ новой хозяйственной системы (замена механизма ценообразования и господствующего типа собственности) и преодоление негативной макроэкономической ситуации. [2, стр. 71-77]
Заключение
Массовая ускоренная приватизация — не лучший способ формирования рыночных отношений и реально функционирующих экономических субъектов. В определенных случаях ускоренная приватизация приводит к возникновению нерациональной системы корпоративного управления, в условиях которой поведение предприятий так и не становится рыночным. Наиболее успешно такие отношения формируются в условиях развития частной собственности на собственной основе, что показало развитие мелкого предпринимательства при условии его поддержки и стимулирования.
Если государственная власть не активизирует производственные и инновационные процессы на предприятиях, оставшихся в государственной собственности, то имеет место криминализация экономики.
Практика трансформации показала, что нет прямой зависимости между масштабами частного сектора, сформированного в процессе приватизации, и темпами экономического роста, который отражает степень продвинутости по пути рыночных реформ. Процесс приватизации будет позитивным при взаимосвязи с институциональной трансформацией и эффективной экономической политикой и направлены на создание конкуренции. Если все эти пункты будут учтены, страны могут перейти на более высокий уровень.
Список литературы
Кудров В.М. Мировая экономика изд-во БЕК, М., 2000
Орлянский Е.А. Теория и практика переходной экономики, уч. пособие Омск., 2004
Теория переходной экономики/ под ред. Николаевой И.П., изд-во «Единство», М., 2001