Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя (см. приложение 4).
Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета).
Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода [13, с. 40 – 43].
Функции налогового учета:
Значение и задачи налогового учета определяются ролью системы налогообложения в стране. Общепризнанным является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующие функции. Но сама система налогообложения функционирует на микроуровне, т.е. основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов — конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц. Функции налогового учета представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Функции налогового учета
Сущность фискальной функции налогового учета заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность. Многие положения Налогового Кодекса и нормативных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.
Информационная функция налогового учета является своеобразным дополнением фискальной функции, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету — правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.
Бухгалтерский и налоговый учет, налоговая отчетность
... фискальной функции налоговой системы. Налоговый учет позволяет корректировать доходы и расходы предприятия по сравнению с данными бухгалтерского учета в целях налогообложения прибыли. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой ...
Через контрольную функцию государств о осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов. Одна из важных задач налогового контроля – проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой.
Все функции взаимосвязаны, взаимодействуют и нередко взаимопроникают [11, с. 46 – 48].
Согласно действующему законодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налогового учета, являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям и т.д. [18, с. 17].
Наряду с этим налоговый учет выполняет следующие фискальные задачи:
Надлежащее выполнение функций и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета. Они тесно связаны с такими принципами налогообложения, как: обязательность; определенность; справедливость; единство; гласность.
Принципы учета разрабатываются людьми и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук, они не являются вечными истинами. Общее признание учетных принципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому она необходима. Например, информация о текущих платежах и размере корпоративного подоходного налога нужна налоговым органам для контроля за использованием бюджета, значит она уместна. Но если данные об этом искажены, значит, информация необъективна, а если размер налога слишком высок, то выполнение (перечисление) неосуществимо. Значит, эти три критерия часто противоречат друг другу. Поэтому, очень важно бухгалтеру добиться достижения правильного баланса между уместностью и осуществимостью.
Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам (рисунок 3).
Рисунок 3 – Организация налогового учета
Обособленный учет: при таком способе организации налоговый учет ведется полностью, независимо от бухгалтерского учета. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии.
Объединенный учет: при таком способе предполагается ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового учета. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность.
Смешанный учет представляет собой промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок [8, с. 121 – 122].
Методы налогового учета:
Данные налогового учета должны отражать:
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.
В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет.
Существует два способа ведения налогового учета:
1. Наиболее целесообразно строить налоговый у
и т.д……………..
Объектами налогового учета являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.
Для целей налогового учета применяется следующая группировка доходов: Расходы группируются: Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются на 4 группы: Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества. Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен. Определен особый порядок признания расходов: по определению расходов при реализации товаров; по отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам [15, с. 65 – 69]. Основания налогового учета — это юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета. 1. Основаниями постановки на налоговый учет являются: 2. Основаниями для переучета и снятия с налогового учета являются: Место постановки на налоговый учёт. Важнейшим элементом и инструментом учета налогоплательщиков является ИНН — идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой: – для налогоплательщика – организации: десятизначный цифровой код, – для налогоплательщика – физического лица: двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе: Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена постановка на учет юридических лиц не только по месту нахождения, но и по месту нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждому плательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика — организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика. Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо: — код налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств; — код причины постановки на учет; — порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. МНС России разработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика — организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет [15, с. 92 – 96]. Порядок и сроки постановки на налоговый учет. К порядку постановки на налоговый учет относится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Если организация создает обособленное подразделение, ей необходимо самостоятельно в течение одного месяца после создания подразделения подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Одновременно с подачей заявления представляются: в одном экземпляре заверенные копии, в установленном порядке, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, а также документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Постановка на учет с выдачей уведомления об этом осуществляется в течение пяти дней со дня представления всех документов и в тот же срок выдается им уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Задача налоговых органов — не только постановка на налоговый учет организаций, но и внесение изменений в сведения о них. Организации достаточно сообщить об изменении адреса в налоговый орган по прежнему месту нахождения. На основании полученных сведений налоговый орган сам снимет организацию с учета и передаст необходимые сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения для постановки на учет. Эти изменения учитываются на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой единый банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет единства принципов, методов и форм его ведения, а также применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации [16, с. 24 – 25]. Таким образом, ведение бухгалтерского и налогового учета – один из важнейших элементов деятельности любой организации. Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. 1.2 Основные цели, функции и методы налогового учета на предприятии Цели ведения налогового учета:
Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (таблица 1). Налоговый учет должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы. Таблица 1– Различия между бухгалтерским и налоговым учетами
Из данных налогового учета должно быть ясно: Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета. Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Создание единой системы налогового учета, аналогичной бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено. Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа — последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||