Налог на добычу полезных ископаемых

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится для налогов. Налоги являются необходимой частью экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Неотъемлемой частью налоговой системы являются ресурсные платежи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач.

Актуальность данной темы также связана с масштабом экологических проблем, с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин. Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России.

Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды).

Начиная с 2000 г. и по настоящее время в Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной налоговой реформы. К числу задач налоговой реформы можно отнести: упрощение процесса уплаты и сбора налогов, уменьшение налогового бремени путем снижения предельных ставок налогов, повышение горизонтальной справедливости налоговой системы путем расширения налоговой базы за счет сокращения льгот по налогам, повышение прогрессивности налога в результате сокращения возможностей уклонения от уплаты налога высокодоходными группами населения. В рамках налоговой реформы с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

7 стр., 3460 слов

Налоговая система. Налоги сущность и виды РК

... налоговая система не в полной мере отражает состояние экономического и политического развития общества и уровень общественного сознания. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ 1.1 Понятие о налогах и других обязательных платежах ... юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие ...

Объектом исследования является налоговое законодательство в отношении добычи полезных ископаемых, их продажи и доходов получаемых от данного вида сделок.

Предметом исследования выступает деятельность по добыче полезных ископаемых, подлежащая обложению налогом.

Целью выпускной квалификационной работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;
  • определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны;
  • описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
  • исследовать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых на практических примерах.

Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых

§ 1.1 Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых

Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством <#»814251.files/image001.gif»>

Рисунок 1 — Структура нефтегазовых доходов

Наиболее значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с добычей и экспортом нефти, — их доля в 2013 году составит 71,8 % и сократится в 2012 году до 71,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа в структуре нефтегазовых доходов в 2012 году прогнозируется в размере 17,6 % и увеличится по сравнению с 2010 годом на 0,9 процентного пункта. Увеличение доли доходов от уплаты налога на добычу природного газа объясняется тем, что при его добыче налог взимается по твердой ставке, которая не зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.

§3.2 Необходимость совершенствования функционала налогообложения добычи и использования природных ресурсов в налоговой системе

Для стран с высокой долей сырьевого сектора важно построение эффективной системы налогообложения природных ресурсов. Суть налогообложения ресурсов заключается в перераспределении ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. Основными видами платежей являются бонусы, рента, роялти. Бонусы — это разовые платежи при наступлении определенных событий и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. Рента — это вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер его может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу площади. Роялти — выплачиваемая государству-собственнику фиксированная доля стоимости произведенной продукции из природных ресурсов за право разработки запасов.

17 стр., 8447 слов

Экономическая оценка полезных ископаемых

... Экономическая оценка запасов полезных ископаемых Объект работы - система реализации экономической оценки запасов полезных ископаемых. Предмет исследования – частные вопросы экономической оценки запасов полезных ископаемых. экономическая оценка запасов полезных ископаемых Поставленная цель определяет задачи исследования: 1. Изучить геологическую и технологическую оценку месторождений; ...

В мире существует практика изменения роялти в зависимости от специфических условий. В США ставка дифференцирована только по одному параметру — по месту добычи (на суше — 16%, на шельфе — 12%), в Нигерии — по глубине добычи в море.

Налог на добычу полезных (далее — НДПИ) ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001 г. И вступил в действие с 1 января 2002 г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставки акциза на сырую нефть.

На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод что налог на добычу полезных ископаемых является одним из достаточно молодых налогов и как следствие, за тот десяток лет в российской системе налогообложения, с момента его применения, он хоть и показал себя достаточно полезным и функциональным видом налогового контроля, но в то же время является еще не до конца проработанным.

Это является одним из его несовершенств, которое нуждается в доработке и доработке самой что ни на есть скорейшей. Ресурсный потенциал РФ бездумно растрачивается и распродается. На деньгах от продажи ресурсов государство не сможет жить вечно. Ресурсы могут закончится. Таким образом следует более полно проработать механизм взимание налога так же и за пользование ресурсами находящимися на территории данного государства.

НДПИ наряду с НДС, налогом на прибыль и акцизами относится к числу основных источников поступлений налоговых доходов федерального бюджета России в 2011 г. При этом доля НДПИ в общей сумме налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами занимает свыше 90 процентов (рисунок 2).

Глава сущность налога на добычу полезных ископаемых 1

Рисунок 2 — Удельный вес отдельных видов налогов, сборов и других платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме ресурсных платежей

В общей структуре налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации НДПИ занимает второе место после НДС исходя из данных за 2012 год, представленных на рисунке 3.

Глава сущность налога на добычу полезных ископаемых 2

Рисунок 3 — Структура поступлений в бюджет России в январе-феврале 2012

Указанный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.

Мы можем увидеть, что налог на добычу полезных ископаемых приносит существенные вливания в бюджет страны, однако если как предлагалось выше дополнить его более полной системой налогообложения для физических лиц, юридических лиц и организаций осуществляющих пользование природными ресурсами непосредственно на территории РФ, то можно сделать вывод о том что вливания в бюджет увеличатся как минимум вдвое.

Также одновременно с введением этого налога были отменены действовавшие плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ. Однако данное действие лишило государство дополнительно притока финансовых средств в федеральный бюджет.

Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяет в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны, стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды.

Изменение порядка налогообложения недропользования по замыслу его разработчиков позволит обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказаться на создании благоприятного инвестиционного климата.

Отдельные элементы платности природопользования имели место еще в условиях централизованного управления экономикой, когда практически отсутствовала налоговая система. Вместе с тем наличие платежей за природные ресурсы в Советском Союзе не имело практически никакого экономического эффекта, поскольку установленные платежи в силу их незначительности в условиях полного отсутствия у предприятий финансовой самостоятельности не играли ни фискальной, ни стимулирующей, ни социальной роли.

В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ «О недрах». При этом необходимо подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства, за исключением, пожалуй, акциза. Именно Законом РФ «О недрах» были установлены основные виды налогов за использование недр (кроме акцизов на минеральное сырье).

Таким образом, до принятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшие положения налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объектов обложения, налоговой базы, ставок налогов, налоговых льгот и некоторых других, устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, например таким, как плата за пользование недрами, ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, т.е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно ст. 17 части первой НК РФ, вступившей в силу с января 1999 г., налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, платежи, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными.

Кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречило основным положениям НК РФ. Все это вызвало острую необходимость их включения во вторую часть Кодекса в качестве самостоятельных налоговых платежей. С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых в перспективе фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования должно, безусловно, возрасти.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости поэтапной проработки налогового законодательства в области налогообложения добычи полезных ископаемых. Следует проводить реформирование налоговой системы в отношении определения общей налоговой базы а также налоговых ставок устанавливаемых на добычу полезных ископаемых как в целом, регулирую и улучшая нормы общего законодательства в данном отношении, так и по отдельному виду ресурсов в частности. Не стоит устанавливать одни и те же налоговые ставки, нормы и ограничения по нефти, газу, руде и производным от них, а так же драг металлам, камням и минералам. Каждое направление должно быть законодательно выделено в конкретную линию налогообложения. Нормы должны быть четко закреплены и прописаны. Каждый конкретный случай по каждому из конкретных полезных ископаемых должен рассматриваться отдельно и иметь свои законодательные поправки.

Недопустимо выводить и подстраивать общую систему как это делается сейчас хотя бы потому, что ресурсов в нашей стране содержится разное количество. Рассчитывая по одной и той же системе, например уголь и газ следует отмечать, что газ в большей степени расходуется на сегодняшнем этапе развития экономики страны и соответственно исчезнет как ресурс намного быстрее. Следовательно, цена на газ должна быть выше и налоговая ставка больше.

§3.3 Зарубежный опыт налогообложения добычи полезных ископаемых как пример для развития отечественной налоговой системы

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами. В таблице 2 приведены наиболее распространенные налоги, а в качестве примера указаны страны, где они применяются.

Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями.

Таблица 2 — Существующие в природоэксплуатирующих секторах налоги различного назначения

Налоги

Обоснование

Примеры

Комментарии

Плата за право пользования недрами

Изъятие рентного дохода в государственный бюджет

В Канаде и Австралии Расчет ренты сложен. Взимается субъектами Трудности раздела на федерации лотовых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта федерации

Отчисления на охрану и восстановление недр

Устойчивая база налогообложения

Налоги штатов Аляска, Нью-Мексике, Монтана (США), провинция Альберт? (Канада)

Акциз

Удобство взимания, природоохранная направленность. Надежный источник поступлении в бюджет

В Европе и Японии гораздо выше. Чем в США

Основной источник поступлении в бюджет. Может выполнять природоохранные функции

НДС: Налог на продажу

Налог на конечного потребителя, равные условия налогообложения на всех уровнях. Надежный источник поступлений в бюджет

Налог на продажу в США, НДС в Европе. Ставка налога для топлива может отличаться от других

Налог воздействует на распределение доходов. В странах ЕС является основным источником поступлений в бюджет

Налог па прибыль

Удобство взимания. Может служить для изъятия сверхприбыли

Налог взимается и федерацией. И ее субъектами. Часть общей системы налогообложения

Налог на сверхприбыль дублирует функции налогов, изымающих ренту

Экспортная пошлина

Изъятие доходов, возникающих за счет различия мировых и внутренних цен

Отменен рядом соглашений Всемирной торговой организации

Существует при наличии разницы мировых и внутренних цен

Плата за выбросы

Возмещение ущерба для окружающей среды

Некоторые штаты (Вай-оминг, США) используют специальные налоги для финансирования целевых программ

Возможно введение налога или ответственности за нанесение ущерба окружающей среде

Налог на землю

Изымается в местный бюджет и используется для местных нужд

Существует почти во всех странах ОЭСР (ОЕСО).

Ставка налога зависит от типа землепользования

Важный источник поступлений в местные бюджеты

Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта. Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможные лицензионные сборы и т.п.).

Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.).

Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся следующие:

Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. — это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога — предотвращение спекуляций и сверх интенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну. Это достигается путем получения дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство.

Роялти — это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не его чистой прибыли.

Очевидно, что в данном случае необходима оценка природного ресурса. Ее можно проводить на основе оценки производительности природного объекта или максимальной продажной цены его продукции на местном рынке. При отсутствии такового следует ориентироваться на цены конечной продажи за вычетом расходов на перевозку, обработку и т.д. При привлечении компаний-операторов или долевом участии в эксплуатации природного ресурса размер платежа определяется в соответствии с согласованным уровнем чистого дохода, замещая все другие налоги. Под бонусами в сфере природопользования подразумевается единовременно уплачиваемая сумма при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов. Ее величина прямо пропорциональна степени их привлекательности. Иногда они принимают форму постоянных ежегодных платежей государству. К другим налогам относятся налоги на недвижимость, на капитал и подоходные налоги, уплачиваемые занятыми на природоэксплуатирующих предприятиях.

Система платежей за природные ресурсы может обеспечивать либо изъятие доходов рентного происхождения с целью передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов и контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о налогах на природные ресурсы, а во втором, о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость.

Наряду с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. Прежде всего это договор о разделе продукции между государством в лице государственной компании и заинтересованной компанией-подрядчиком использования минерально-сырьевых ресурсов.

Итак, в федеративном государстве в основе прямых налогов на природные ресурсы лежит дифференциальная рента, возникающая в процессе их эксплуатации. Система рентных доходов подразумевает, что последние распределяются как между пользователем природных ресурсов и их собственником, так и между различными уровнями государственной иерархии. В то же время вполне возможна договоренность о разделе дохода от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, субъект федерации может ввести свои налоги, косвенным образом перераспределяющие часть рентного дохода в его пользу.

Исходя из выше изложенного можно отметить, что существуют следующие типы налогов и формы распределения собираемых с их помощью доходов:

  • федеральные налоги на ресурсы, находящиеся в федеральной собственности, включающие федеральные налоги, целиком поступающие в федеральный бюджет, а также федеральные налоги, поступления от которых делятся в определенной пропорции между государственным бюджетом и бюджетом субъекта федерации;
  • налоги субъекта федерации, устанавливаемые на природные ресурсы, находящиеся в его собственности;
  • налоги субъекта федерации на право разрабатывать природные ресурсы, находящиеся на его территории (налоги суверена);
  • муниципальные налоги (на собственность).

Приведенные выше типы налогов на природные ресурсы могут применяться и в российской практике. Конечно, установление такой системы приведет к повышению налогов на природные ресурсы. Однако надо иметь в виду, что существуют пределы их роста, определяемые: возможностью индицирования рентных доходов и их аккумуляции у пользователя (необходимо учитывать ограничения на рост цен и кризис неплатежей, а также желание поддерживать внутренние цены на сырьевые ресурсы на уровне ниже мировых, чтобы предоставлять потребителям косвенные субсидии); масштабами косвенного изъятия рентных доходов (преобладание в российской экономике налогов на обрабатывающие отрасли): размерами неналогового прямого изъятия рентных доходов (договора о разделе продукции).

В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2009 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. — на 46,9%. В то же время основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов. Однако в регионах приоритетной добычи твердых полезных ископаемых в указанном периоде доля поступлений платежей при добыче в общей величине налогов сократилась. Сокращение налоговых поступлений по твердым полезным ископаемым произошло под влиянием таких факторов, как уменьшение налоговых ставок по твердым полезным ископаемым в среднем на 30 — 40%, изменение объекта налогообложения по отдельным видам минерального сырья, распространение затратного метода оценки налоговой базы.

Проблема определения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, если ответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минерального сырья, момент окончания которой является моментом определения объекта налогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых.

НК РФ определяет добытое полезное ископаемое как продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая заключена в минеральном сырье и подлежит извлечению либо извлечена из минерального сырья и соответствует государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

В связи с этим продукция, которая добывается на месторождении конкретного вида минерального сырья, должна быть идентифицирована по двум критериям: во-первых, как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, во-вторых, как продукция, полученная в результате осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых и разработке карьеров.

Следствием применения расчетного метода оценки налоговой базы, помимо бюджетных потерь, является чрезмерная налоговая нагрузка на компании, которые несут более высокие затраты на добычу, в особенности в случае разработки худших по качеству запасов полезных ископаемых. Кроме того, содержание перечня и порядок признания расходов, принимаемых в качестве налоговой базы, вызывает неоднозначные толкования.

С целью оптимизации налоговых обязательств, а именно для снижения выручки от реализации добытых полезных ископаемых и, соответственно, налоговой базы происходило разделение производственных комплексов по добыче и переработке полезных ископаемых между различными лицами. Кроме того, сохраняется тенденция утверждения стандартов или технических условий организации (предприятия) на полезные ископаемые.

В результате стоимость добытых твердых полезных ископаемых в целях НДПИ в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизилась на 16%, или на 42 млрд. руб. Несмотря на то что в последующие годы происходило увеличение стоимости по ряду твердых полезных ископаемых, рост поступлений был не таким существенным и в целом не соответствовал динамике добычи твердых полезных ископаемых.

Проблемы определения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с оценкой стоимости добытых полезных ископаемых, уже длительное время отмечаются экспертами в качестве оснований для корректировки механизма налогообложения добычи твердых полезных ископаемых.

На определение полезного ископаемого существуют различные, иногда совершенно противоположные точки зрения, в том числе с позиции государства и с позиции налогоплательщика. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 64 по сути рекомендовал признавать полезным ископаемым извлеченное из недр необработанное минеральное сырье. Вместе с тем такой подход лишает налог на добычу полезных ископаемых экономического смысла.

Кроме отмеченных проблем вопросы вызывает также толкование понятий «многокомпонентная комплексная руда», «полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды».

Неоднозначным является подход к налогообложению попутных компонентов, полезных ископаемых, добываемых из техногенных месторождений. Ряд вопросов связан с толкованием методов определения количества добытого полезного ископаемого, определенные проблемы вызывает продолжительность налогового периода, в частности при применении нулевой налоговой ставки к нормативным потерям полезного ископаемого.

Рассмотрим развитие налога в среднесрочной перспективе.

Изложенные проблемы практики применения положений гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ по твердым полезным ископаемым могут быть решены либо в рамках точечных поправок в НК РФ, либо путем изменения концепции налогообложения с учетом действительного рентного потенциала твердых полезных ископаемых.

Развитие налогообложения добычи твердых полезных ископаемых неоднократно определялось основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В частности, предусматривалась возможность введения с 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезным ископаемым, не относящимся к углеводородному сырью.

До настоящего времени решений по данному вопросу не принято, с одной стороны, вероятно, ввиду приоритетов законодателя в пользу углеводородного сырья, с другой стороны — по причине закрепления в упомянутом акте ВАС РФ позиции об определении объекта налогообложения, которая в той или иной степени устраивает налогоплательщиков.

Тем не менее практика применения дифференцированного налогообложения добычи нефти, основанного на специфических ставках, а также перспективы введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья позволяют отметить потенциальную готовность реформирования налогообложения твердых полезных ископаемых.

Введение механизма налогообложения добычи с использованием специфических ставок позволит обеспечить соответствие налога требованиям современного уровня экономического развития, упростить налоговое администрирование и упростить порядок исполнения обязанности по исчислению налога.

На необходимость совершенствования налогообложения полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, в первую очередь угля, обратил внимание Президент Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 — 2012 годах». При этом предлагается переход на специфические налоговые ставки и указывается на необходимость снижения налоговых ставок для метанообильных участков недр и углей, склонных к самовозгоранию.

В качестве первого критерия дифференцированного налогообложения может использоваться классификация по видам угля, которая обусловлена существованием различных рынков угля и существенным отличием цен на антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, уголь энергетический.

На величину рентного дохода оказывает влияние значительное количество факторов горно-геологического, технологического и экономико-географического характера, среди которых выделяются общие для всех видов полезных ископаемых факторы и специфические факторы для отдельных полезных ископаемых.

Для расчета величины налоговых ставок целесообразно использовать данные о текущей налоговой нагрузке. При этом определение значений специфических налоговых ставок должно основываться на информации о ценах на продукцию угольной отрасли в зависимости от категории угля — рядовой или обогащенный уголь. Ценовое различие в продукции угледобывающего производства может быть использовано непосредственно при установлении различных налоговых ставок для угля рядового и обогащенного либо при установлении налоговых ставок на обогащенный уголь и последующем применении понижающего коэффициента в случае, если проектом разработки месторождения предусмотрено получение рядового угля.

На сегодняшний день экспорт угля составляет не более 30% добытых объемов, соответственно, отсутствуют экономические основания корректировать налоговую ставку на уровень динамики мировых цен на уголь, как это осуществляется при определении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. В то же время допустима корректировка налоговых ставок на коэффициент-дефлятор, характеризующий внутреннюю динамику цен на уголь.

Уголь характеризуется специфическими признаками, обусловленными степенью безопасности ведения работ по добыче данного вида полезного ископаемого, а именно метанообильностью участков недр и склонностью пластов к самовозгоранию. Безопасность работ в условиях влияния данных факторов требует существенных дополнительных затрат, соответственно, при увеличении степени влияния конкретного фактора величина налоговых изъятий должна быть ниже.

В связи с этим возможно введение одного коэффициента, характеризующего степень опасности при проведении работ на метанообильных участках недр и на участках недр, содержащих угли, склонные к самовозгоранию. Данный коэффициент должен устанавливаться для каждого налогоплательщика или группы налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом уровня влияния того или иного фактора на величину затрат по добыче угля.

В 2010 — 2011 гг. было подготовлено несколько законопроектов, которые предусматривают введение специфических налоговых ставок по углю и дифференциацию налогообложения добытого угля: два законопроекта подготовлены депутатами Государственной Думы РФ, один законопроект — Министерством финансов Российской Федерации. Указанные законопроекты предусматривают введение специфических налоговых ставок на добываемый уголь и предусматривают использование критериев метанообильности и склонности углей к самовозгоранию в качестве основания для уменьшения налоговых изъятий.

В то же время законопроекты, подготовленные депутатами, предполагают достаточно сложный механизм идентификации видов угля, введение дополнительных коэффициентов к налоговой ставке по географическому признаку, создавая неравные условия пользования недрами для лиц, осуществляющих добычу угля, и для лиц, добывающих рудные полезные ископаемые, горно-химическое сырье и иные виды минерального сырья в этих же географических условиях. Механизм определения коэффициентов, учитывающих степень метанообильности и склонности угля к самовозгоранию, предлагаемый означенными законопроектами, допускает возможность субъективного подхода к определению значений коэффициентов. В отличие от указанных законопроектов, правительственный законопроект предусматривает индексацию налоговых ставок на ежегодный коэффициент-дефлятор, который характеризует динамику цен на уголь, более четко раскрывает механизм налогового вычета, определяемого с использованием регламентированного порядка утверждения показателя безопасности труда. Тем не менее на практике механизм налогового вычета приведет к существенному усложнению налогового администрирования по следующим основаниям: во-первых, сохранение права на полный вычет расходов в течение трех лет вызовет необходимость раздельного учета затрат по налоговым периодам; во-вторых, определение конкретного состава затрат подзаконным актом может привести к неоднозначному толкованию конкретных видов расходов и последующим судебным спорам.

Из иных видов твердых полезных ископаемых реформирование налогообложения добычи должно быть осуществлено, в первую очередь, в отношении металлов, имеющих экспортно-ориентированный характер. В частности, в отношении твердых полезных ископаемых может быть рассмотрена возможность введения налога на дополнительные доходы по аналогии с предлагаемым к введению НДД в нефтяной отрасли.

Заключение

Налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие в Российской Федерации с принятием главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами. Указанный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.

НДПИ является федеральным прямым, обязательным налогом, взимаемым с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр.

Впервые в российской налоговой системе налогообложение природопользования приобрело легитимный характер именно с принятием налога на добычу полезных ископаемых. Плательщиками налога являются организации и предприниматели, признанные пользователи недр. В отличие от плательщиков других налогов они обязаны встать на учет по месту нахождения участка недр. Налоговая база, различается в зависимости от добытого ископаемого. По природному газу и по сырой нефти она определяется как добыча в натуральном выражении. При этом по нефти установлен дополнительный коэффициент к ставке, корректирующей ее в зависимости от мировой цены нефти и курса рубля к доллару США. По всем остальным видам полезных ископаемых налоговая база установлена как их стоимость. Ставки налога индивидуальны по каждому виду полезных ископаемых. Льготы по уплате налога не предусмотрены.

Налоговым законодательством установлен следующий порядок исчисления и уплаты налога.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым, кроме природного газа, исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по соответствующим видам добытых полезных ископаемых и уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

По истечении налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию. Она представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В настоящее время большое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых и его совершенствованию в связи тем, что одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых является центральным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых — это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Цель, поставленная в начале выпускной квалификационной работы работы, выполнена в полном объеме — рассмотрены принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых. Все поставленные задачи выполнены.

Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ

В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2010 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2010 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2011 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2012 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2011 г. — на 46,9%.

Основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов.

Развитие налогообложения добычи твердых полезных ископаемых неоднократно определялось основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В частности, предусматривалась возможность введения с 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезным ископаемым, не относящимся к углеводородному сырью. До настоящего времени решений по данному вопросу не принято. Существует много элементов, которые следует доработать в налогообложении недропользования.

Россия — одна из самых богатых стран мира по запасам полезных ископаемых и наличию других природных ресурсов. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала дает реальную возможность преодолеть затянувшуюся стагфляцию в экономике, достигнуть высоких темпов роста ВВП и восстановить необходимый для развития страны индустриальный и технологический уровень. Важнейшим фактором экономического роста может стать использование благоприятной конъюнктуры мирового рынка природного сырья, реализация на практике эффективных финансовых механизмов изъятия в бюджетную систему рентных доходов и их использования для ускоренного развития перерабатывающих отраслей экономики и социальной сферы.

Однако, несмотря на относительную стабилизацию экономики, природный фактор используется неэффективно для целей реализации политики реального экономического роста. Значительная часть природной ренты остается в руках природопользователей для удовлетворения их личных нужд, а изымаемая государством часть рентных доходов не работает на российскую экономику, оседая за границей в виде валютных резервов. Российская налоговая система построена таким образом, что налоги собираются в основном с труда и капитала, а не с природной ренты.

В современных условиях резко возросла необходимость бережного потребления невозобновимых природных ресурсов, сохранения накопленного производственного потенциала, сложилась тенденция к сокращению минерально-сырьевой базы и ухудшению экологической обстановки в стране, но вместе с тем сохранился неэффективный механизм изъятия и использования ренты. Без справедливого распределения сверхдоходов от использования природных ресурсов, принадлежащих всему обществу, и направления их на цели развития, преодоления бедности и роста благосостояния, Россия обречена на зависимость от мировых финансово-промышленных и политических центров, на деградацию населения, природы и экономики.

Возможности перемен связаны с принятием соответствующих поправок в природно-ресурсное, налоговое и бюджетное законодательство. Остро стоит проблема выравнивания рентабельности в топливно-энергетическом комплексе на основе совершенствования системы налоговых платежей за природные ресурсы. Необходимо сместить акцент в действующей системе налогов на налогообложение рентных доходов.

Внедрение эффективных механизмов изъятия ренты от использования природных ресурсов может обеспечить ежегодные дополнительные поступления в бюджет. Это позволит направить дополнительные доходы на стимулирование инвестиционной деятельности, выполнить социальные обязательства государства перед гражданами, профинансировать многие социальные программы, повысить пенсии, зарплату работникам бюджетных отраслей и пособия незащищенным слоям населения страны.

Существование и необходимость решения этих и других смежных проблем повышают актуальность исследования природно-ресурсной ренты и налоговых платежей за добычу полезных ископаемых.

Список используемых источников

1. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 4 декабря 1998 г. — N 49. — Ст. 4694.

  • Министерство по налогам и сборам РФ. Письмо о порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21-2-05/74
  • Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах»
  • Методические рекомендации по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ утверждены приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-21/170
  • Письмо МНС России от 23.04.2002 г.

№ НА-6-21/524 «О налоге на добычу полезных ископаемых»

  • Письмо МНС России от 22.03.2002 г. № АС-6-21/337 «О направлении Методических указаний по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых»
  • Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 г.
  • Бюджетное послание Президента Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2011 году»
  • Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.

-М.: Издательство «Омега-Л», 2012. — 694с.

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации. Изд. «ЮристЪ» М. 2012 г.
  • Александрина И.В., Митрофанова И.В., Митрофанова И.А.

Роль налоговых поступлений от использования полезных ископаемых в формировании регионального бюджета: реалии и прогнозы.//Налоги и налогообложение. — январь 2012 года.

  • Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2009 — 318 с.
  • Бюджетная система России / Под ред.

Поляка Г. Б. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2011. — 610с.

  • Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации — Спб.: Питер, 2011. — 416
  • Голуб А.А., Струкова Е.Б.

Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс. — 2010. — с. 486

  • Гофман К.Г., Витт М.Б. Платежи за природные ресурсы // Экономика и организация производства. — 2010 — № 2.
  • Грицюн Т.В.

Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования // Финансы и кредит. — 2004. — №

  • Грызлова Е.В. О вопросах реформирования налогообложения нефтедобычи//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2010, N 4, с.19 — 23
  • Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.

Налоги и налогообложение. — Ростов — н/д: Феникс, 2011. — 325 с.

  • Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000 — 416 с.
  • Ефимов А.В.

Налогообложение недропользования: Монография. — М. — 2001 год

  • Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: Форум: ИНФРА — М, 2010. — 365 с.
  • Качур О.В.

Налоги и налогообложение: учебное пособие/О.В. — М.: КНОРУС, 2009 год. — 304с.

  • Кочетков А.И. Самоучитель по исчислению налогов. Учебное пособие . — М.: ИПАК, 2009. — 368с.
  • Миляков Н.В.

Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 432 с.

  • Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. — 4-е издание, перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 251 с.
  • Налоги и налогообложение.

5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — Спб.: Питер, 2010 — 496 с.

  • Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», « Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.];
  • под ред. И.А. Майбурова — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2011 — 511 с.
  • Налогообложение природопользования: учебное пособие / С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. — М.: Экономистъ, 2009 — 285 с.
  • Пансков В.Г.

Налоги и налогообложение в Российской Федерации. -М.: МЦФЭР, переизд. 2011. — 352 с.

  • Петров А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. — 7-е издание, пераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2010г.- 810с.
  • Петрунин В.В.

Налог на добычу полезных ископаемых. // Аудитор. — 2010. — №11

  • Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник, 2011, февраль, 97 с.
  • Салина А.И.

Налогообложение добычи полезных ископаемых Налоговый вестник, 2012, август. 117 с.

  • Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговый вестник.2011, 288 с.
  • Финансы / Под ред.

В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Проспект. , 2012

  • Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 324 с.
  • Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия — М., 2005 — 563 с.
  • Юмаев М.М.

Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, 99 с.

  • Юткина Т.Ф. Налоги и налогобложение. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 321 с 13. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевсой. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.