Международная валютная система и российский рубль

Безусловное доминирование ограниченного числа мировых резервных валют (главным образом, доллара и евро) приводит к тому, что финансовая нестабильность США и стран Европейского валютного союза порождает неустойчивость курсов валют. В период острой фазы современного мирового финансового кризиса (IV квартал 2008 г.) недельные колебания котировок ведущих валют доходили до 7% их стоимости (ЕиЯ/иБВ), а по отдельным парам — превышали 9 % (иББЯРУ).

Высокая волатильность валютных курсов вызывает (или усугубляет) финансовые и экономические потрясения в различных странах. Поэтому одним из основных направлений реформирования нынешней валютной системы является поиск и создание новой денежной единицы международных взаиморасчетов. В последнее время обсуждаются различные варианты базового стандарта новой мировой валютный системы: введение многовалютного стандарта; реформирование механизма использования СДР с целью расширения их применения в международных расчетах; сохранение долларового монополизма; формирование бивалютной системы на основе доллара США и евро; возвращение к принципам «золотого стандарта». Из всего перечисленного наиболее вероятным сценарием реформирования мировой валютной системы является перспектива введения многовалютного стандарта. Эту мысль подтверждает и заявление экс-президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева на пресс-конференции по итогам заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества 16 июня 2009 г.: «…нынешний набор резервных валют и основная резервная валюта, доллар США, всё-таки со своими функциями не справились, хотя появление новых резервных валют — это процесс долгий. В то же время в выступлениях моих коллег и в моём выступлении звучала необходимость или осознание того, что без дополнительного количества резервных валют нам всё-таки невозможно будет обойтись… Мы неоднократно говорили о том, что рассчитываем, что в обозримой исторической перспективе на такую функцию может претендовать и национальная валюта Российской Федерации».

Базой для такого рода заявлений служат появление и укрупнение новых региональных финансово-экономических центров, которые уже в скором времени могут составить серьезную конкуренцию сформировавшимся еще в 60-70-х гг. прошлого столетия мировым финансовым центрам (США, Западная Европа, Япония).

17 стр., 8259 слов

Работа «Организация управленческого учёта по системе «стандарт-кост»

... систем «Стандарт-Кост» и отечественного нормативного учета производства. Рассмотрение системы учетных записей «Стандарт-Кост». Адаптация в современных условиях системы «Стандарт-Кост» в отечественной учетной теории. Актуальность данной темы курсовой работы ... УЧЕТНЫХ СИСТЕМ 1. 1 История возникновения системы учета «Стандарт-кост» В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих ...

Разумеется, то, что доллар США и евро сохранят в новой валютной системе свои лидирующие позиции, практически не подвергается сомнению. Однако в условиях растущего регионализма и полицентризма в мире все активнее набирает силу процесс становления новых мировых и региональных валют. В частности, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, входящие в экономическое объединение АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), обсуждают проект создания азиатской валютной единицы — АКЮ. В свою очередь, в арабском мире всерьез заняты формированием валютного союза и выпуском собственной валютной единицы — «халиджи». Все более активное использование австралийского доллара в Новой Зеландии и Папуа-Новой Гвинее, спровоцировало дискуссии о введении единой валютной единицы для этих стран на базе национальной валюты Австралии. Создание западноафриканской валютной зоны в 2000 г. наметило процесс создания единой валюты для стран-участниц – эко.

Идея о расширении круга валют и формировании новых валютных группировок, на первый взгляд, может показаться альтернативой созданию единой мировой валюты. На самом деле, при более детальном рассмотрении предложений по реформированию валютной системы нет радикальных противоречий между этими двумя концепциям. Напротив, процесс регионализации валютных групп можно рассматривать как промежуточный этап на пути перехода к единой унифицированной системе мирового валютного регулирования и созданию новой мировой валюты.

Наряду с созданием новых валют в мире активно идет процесс расширения использования уже существующих. Одной из таких валют в перспективе может стать российский рубль.

Цены на большинство энергоносителей и сырьевых товаров формируются в долларах США. В свою очередь, бюджет Российской Федерации в значительной степени привязан к цене на природные ресурсы. Соответственно, резкое и непрогнозируемое изменение курса доллара может быть чревато серьезными последствиями для российской экономики. В целях предотвращения таких шоков и снижения зависимости от внешней конъюнктуры в последнее время российские власти всерьез обсуждают возможность интернационализации рубля.

Помимо повышения стабильности экономики и предсказуемости экспортных доходов при продвижении российской валюты на мировой рынок, использование рубля в международных операциях имеет целый ряд дополнительных преимуществ, основными среди которых являются: снижение издержек внешней торговли (перекладывание потерь, возникающих при конвертации иностранной валюты на национальную, на нерезидентов); повышение прозрачности внешней торговли; интенсивное развитие финансового сектора (существенный прирост притока сбережений на российский рынок); получение дохода от денежной эмиссии (сеньораж); расширение политического влияния, позволяющего отстаивать интересы своих производителей и др.

Однако надо иметь в виду, что статус резервной валюты несёт в себе не только выгоды, но и ряд неблагоприятных эффектов. Сюда можно отнести: ограниченность контроля над денежным обращением (монетарная политика должна отвечать потребностям всего мирового сообщества (а не только внутренним целям), поддерживая стабильный обменный курс, иначе доверие к резервной валюте может быть подорвано); рост курса национальной валюты (в связи с повышенным спросом на рубль) и, как следствие, снижение конкурентоспособности национальных производителей; «парадокс Триффина» (повышенный интерес к рублю рано или поздно вызовет неизбежный дефицит платежного баланса, что будет подрывать доверие к российской валюте); утрата контроля над движением капитала (невозможность административными мерами регулировать приток и отток сбережений, так как это противоречит условию полной конвертируемости валюты и неизбежно будет подрывать доверие к рублю).

42 стр., 20879 слов

«Что, по вашему мнению, в первую очередь может содействовать ...

... риска. С учетом значительности банковского сектора экономики, особенностей банковской деятельности и неизменного расширения сферы деятельности банков сформировалась и развивается система банковского страхования. ... -продажа иностранной валюты, осуществление расчетов, инкассация валютных средств, доверительное управление валютными средствами, лизинговые операции и пр. Под банковской деятельностью в ...

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью утверждать, что пока использование российской национальной валюты за пределами России невелико, отечественная экономика однозначно выиграет от интернационализации рубля. Впрочем, перспектива превращения рубля в полноценную мировую валюту пока еще довольно призрачна. Более реальным и достижимым на сегодняшний день являются шаги по направлению к становлению российской денежной единицы региональной резервной валютой. В настоящее время наиболее перспективным является использование рубля в качестве валюты платежа на пространстве ЕврАзЭс. Фундаментом для этого могут стать размер национальной экономики, более чем двухдесятилетний опыт применения рубля во внешнеторговых операциях, политика постепенной либерализации валютного законодательства, формально отменившая в 2006 г. практически все ограничения на валютные операции, допуск нерезидентов на российские финансовые рынки, реализация проекта по созданию в Москве Международного финансового центра.

Но на пути превращения рубля в резервную валюту на настоящий момент сохраняется и ряд немаловажных препятствий, среди которых одними из важнейших являются высокие темпы инфляции, а также недостаточное развитие финансового сектора.

Несмотря на многолетнее устойчивое снижение показателей инфляции (с 18,6 % в 2001 г. до 6,7 % по итогам 2012 г.), она все еще остается актуальной проблемой и серьезным препятствием на пути развития российской экономики и, соответственно, выхода рубля на мировой рынок (рис. 3.1).

По оценкам российских экономистов высокие темпы инфляции не способствуют использованию российской валюты нерезидентами — получение рублем статуса резервной валюты возможно при годовой инфляции менее 5% .

Рис. 3.1. Инфляция в странах эмитентах резервных валют и России (на конец года, в % к предыдущему периоду)

Для достижения целевого ориентира инфляции необходимо учитывать многофакторность инфляционного процесса. К таким факторам, прежде всего, относят: диспропорции в общественном воспроизводстве, монетарные риски, риски, связанные с банковской деятельностью и кредитованием экономики, бюджетные, долговые и налоговые риски, ценовой фактор (в том числе рост цен и тарифов естественных монополий, а также риски ценовой аномалии), риски, связанные с повышением доходов населения, внешние факторы (зависимость от динамики цен на нефть, продовольствие и т.д., а также возможные переливы капитала).

Ниже даны рекомендации по снижению влияния некоторых из перечисленных факторов на инфляционный процесс.

Монетарные риски (насыщение экономики избыточной денежной массой).

Для уменьшения влияния монетарных факторов на темп инфляции прогнозирование и регулирование денежного предложения должно производиться в соответствии с реальным спросом на деньги в зависимости от макроэкономических показателей. Важным шагом снижения монетарных рисков стала инициатива Минфина РФ о законодательном лимитировании суммы наличных платежей. Основная цель – увеличение безналичных расчетов посредством банковских счетов, платежных карт и различных электронных денежных систем. Однако на практике реализация данной задачи оказывается затруднена.

5 стр., 2469 слов

Управление рисками. Финансовое планирование и прогнозирование

... за снижение степени риска до нуля. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ , ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ? Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного ...

Риски, связанные с банковской деятельностью. Для снижения инфляционных рисков, связанных с деятельностью кредитных организаций, необходимо решить фундаментальные проблемы банковской системы России. В первую очередь речь идет о недостаточной капитализации российских банков, что периодически вызывает острую нехватку ликвидности у них. Увеличение рефинансирования коммерческих банков Банком России не является выходом из данной ситуации, так как может стать дополнительным риском усиления инфляции. Источником дополнительных средств для банков может стать увеличение депозитов до востребования в случае успешной реализации вышеупомянутого законопроекта об ограничении суммы наличных платежей. Такое предположение было высказано в апреле 2012 г. на 23-ем съезде Ассоциации российских банков (АРБ) ее президентом Г.А. Тосуняном. По оценкам АРБ сумма средств может достичь 2-3 трлн. руб.. Тем не менее, из-за инфляционных и процентных рисков вряд ли удастся привлечь большое число вкладчиков на длительный срок (более трех лет).

Крупные мировые банки привлекают дополнительные ресурсы путем секьюритизации и выпуска собственных ценных бумаг. Однако в России уровень доверия инвесторов к банковской системе невысок. В связи с этим полезна инициатива АРБ по созданию института Финансового омбудсмена для рассмотрения жалоб клиентов коммерческих банков.

Для устойчивого снижения инфляционных рисков со стороны кредитных организаций важны финансовая устойчивость банков, транспарентность операций, эффективность регулирования и надзора над банковской системой России.

Бюджетные риски. Финансирование бюджетного дефицита за счет средств резервных фондов, повышения налогов и государственного долга способствует увеличению темпов инфляции. Инфляционные риски такого рода особенно высоки в период кризисных потрясений, когда бюджетный дефицит заметно увеличивается. Снижению рисков со стороны бюджетных факторов и достижению целевого ориентира инфляции должен способствовать новый принцип расчета показателей бюджета, исходя из средней цены на нефть за последние 5 лет. При повышении цены сверх расчетной величины излишки будут пополнять Резервный фонд.

Помимо этого важно увеличить долю целевых расходов для концентрации государственных программ.

Налоговые риски. При снижении инфляционной составляющей налоговой политики необходимо учитывать не только фискальную функцию налогов, но и стимулирующую. Требуется дальнейшее развитие налогового администрирования по линии прогнозирования налогового потенциала экономики, персонифицированного учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением сроков налоговых поступлений и их регулирования, наказаний за налоговые правонарушения (штрафы, санкции).

Долговые риски. Снижение долгового фактора инфляционного процесса необходимо достигать, главным образом, путем ориентации долговой политики на стимулирование экономического роста и насыщение рынка качествами товарами и услугами.

44 стр., 21881 слов

Финансовые рынки: понятие, сущность, виды

... необходимо подробное изучение рынка для выявления недостатков функционирования и их устранения в условиях развертывающегося финансового кризиса. Именно это и определяет актуальность рассматриваемой темы. Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков ...

Важным шагом минимизации инфляционной составляющей долговой политики является создание Российского финансового агентства, основными функциями которого являются: заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, взаимодействие с инвесторами, инвестирование средств суверенных фондов, а также консультирование правительства.

Ценовой фактор. Для снижения инфляции, вызванной чрезмерным ростом цен и тарифов, экономистами предлагается сократить число посредников и сфер деятельности естественных монополий и ЖКХ, создать конкурентные рынки, выработать эффективную методику расчета тарифов, упорядочить множество законодательных актов.

Для снижения риска инфляции, связанного с недостатками системы госзаказа, необходимо провести ее реорганизацию, обеспечить более эффективный контроль за повышением контрактных цен, пресекать возможные сговор и коррупцию а также, как и в случае естественных монополий, ограничить число посредников и усилить конкурентную среду. Что касается необоснованного повышения цены (ценовая аномалия), важно вовремя пресекать любой ажиотаж на рынке, в том числе с помощью СМИ.

Риски, связанные с повышением доходов населения. Для минимизации такого рода рисков целесообразно соблюдать принцип сбалансированности: повышение заработной платы не должно превышать роста производительности. Еще одна возможность добиться снижения инфляционных рисков, связанных с ростом доходов и заработной платы в частном секторе, это использование дифференцированной шкалы подоходного налога. Однако такой подход многими экономистами воспринимается неоднозначно, и дискуссии по этому поводу продолжаются, причем, как в сугубо научных кругах, так и среди широкой общественности.

Внешние риски. Для снижения внешних рисков инфляции в первую очередь необходимо уменьшить зависимость внутреннего ценообразования от динамики цены на нефть. Необходимо, учитывая мировую практику «джентльменских соглашений», регулировать внутренние цены на топливо путем соглашений государства с частными предпринимателями.

Для минимизация влияния внешних цен необходимо уменьшить число торговых посредников и их наценки на пути движения импорта. Чтобы снизить инфляционные риски со стороны импорта продовольствия целесообразно повысить долю российской продукции и импорта продовольствия из стран Таможенного союза.

Уменьшению инфляционных рисков со стороны международного движения капитала будет способствовать: стимулирование прямых, а не портфельных инвестиций, склонных к «бегству» при кризисных явлениях; более активное использование валютного контроля за вывозом капитала из страны; использование валютного и налогового регулирование для противодействия росту инвестиций физических и юридических лиц в зарубежную недвижимость.

Чтобы добиться низкого уровня инфляции и способствовать тем самым интернационализации рубля, правительству необходимо принять во внимание все перечисленные риски и обеспечить системность мер по достижению относительной ценовой стабильности российской экономики.

Если низкий темп инфляции стимулирует спрос на российскую валюту, то высокий уровень развития национального финансового рынка способен обеспечить стабильное предложение финансовых инструментов, номинированных в рублях.

Становление полноценного, развитого финансового сектора в России возможно лишь при слаженной работе по следующим направлениям:

4 стр., 1784 слов

Мировой финансовый рынок и его структура

... цены), а также финансовых инструментов. Третичный рынок представляет собой группы евробумаг. Также в мировой финансовый рынок входят такие виды рынков как: рынки производных инструментов; биржевые и внебиржевые рынки облигаций; внебиржевые нерегулируемые валютные рынки; рынки синдицированных еврокредитов ...

  • развитие эффективной финансовой инфраструктуры;
  • создание транспарентной и гибкой системы регулирования финансовых рынков (в том числе налоговой составляющей);
  • интеграция российского финансового рынка в мировой рынок;
  • привлечение в финансовый сектор грамотных специалистов, в том числе и иностранных;
  • улучшение делового климата и формирование имиджа России как мирового финансового центра.

В рамках данной статьи рассмотрим возможные мероприятия по повышению эффективности и международной привлекательности таких сегментов финансового сектора как фондовый и долговой рынки.

Фондовый рынок. По состоянию на конец 2012 г. на Московской бирже торговалось 1785 инструментов (включая внесписочные ценные бумаги и российские депозитарные расписки); количество эмитентов достигало 697. Общая капитализация российского фондового рынка составила около 825 млрд долл. По этому показателю крупнейшая российская биржа значительно отстает от признанных мировых торговых площадок (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Капитализация крупнейших мировых бирж (млрд. долл.)

Фондовые площадки Капитализация 1 NYSE Euronext (US) 14086 2 NASDAQ OMX (US) 4582 3 Tokyo Stock Exchange Group 3479 4 London Stock Exchange Group 3 3397 5 NYSE Euronext (Europe) 2832 6 Hong Kong Exchanges 2832 7 Shanghai SE 2547 8 TMX Group 2059 9 Deutsche Börse 1486 10 Australian SE 1387 20 Московская Биржа 825

Сравнительно невысокая капитализация фондового рынка способствует его излишней волатильности, что понижает его привлекательность как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Повышение емкости финансового рынка должно стать первоочередной задачей в рамках повышения статуса российской валюты.

Достижению цели увеличения капитализации финансовых рынков может способствовать реализация следующих мероприятий.

На текущий момент небольшие компании сталкиваются с многоуровневой и сложной системой выпуска и регистрации ценных бумаг. В свою очередь, крупные эмитенты ограничивают предложение своих бумаг с целью сохранения концентрированных пакетов акций. Это приводит к сужению рынка и ограничению его ликвидности. Действующее законодательство решает вопрос с рыночной ликвидностью путем ограничения выпуска американских депозитных расписок (АДР), что препятствует привлечению капитала крупными компаниями-эмитентами. Для расширения количества котируемых инструментов и повышения капитализации рыночными методами необходимо максимально упростить процедуру регистрации ценных бумаг для мелких эмитентов. Одновременно эта мера будет способствовать и диверсификации российского финансового рынка, что снизит его волатильность.

Привлечению большего числа иностранных инвесторов на российский фондовый рынок может способствовать, на наш взгляд, уравнивание налоговых ставок по доходам в виде дивидендов как на резидентов, так и нерезидентов. Действующая редакция Налогового кодекса предусматривает ставку налога на дивиденды, полученные физическими и юридическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, в размере 9 %, а в отношении нерезидентов: юридические лица облагаются 15 % налогом, физические – 30 % налоговой ставкой. Снижение ставок для нерезидентов вызовет временное уменьшение налоговой базы, однако, уже в среднесрочной перспективе будет способствовать привлечению новых иностранных инвесторов, повышая тем самым глубину финансового рынка и, одновременно, увеличивая размер налоговых поступлений.

20 стр., 9765 слов

Финансовые инструменты страхового рынка

... деятельности (рис. 1). Рис. 1 – Место страхового рынка в финансовой системе. Всеобщность определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, ... внутренним); мировым (внешним). отраслевому признаку В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок домашнего ...

Наконец, совершенствование операционной инфраструктуры также является немаловажным фактором повышения привлекательности российского рынка. Для унификации международных взаиморасчетов в рублях требуется введение единой системы электронного документооборота и передачи информации о финансовых операциях. В 2007 г. ЦБ РФ создал систему расчетов в режиме реального времени, получившую название «Система банковских электронных платежей в реальном времени» (БЭСП).

Но для вывода рубля на мировой рынок необходимо привести стандарты БЭСП в соответствие со стандартами мировых платежных систем. Наиболее известными международными системами являются SWIFT и CLS. Однако далеко не все участники финансового рынка в России являются участниками систем SWIFT. Что же касается CLS, то на настоящий момент расчеты в российской валюты через неё не осуществляются. Присоединение к системе CLS сделает рубль полностью конвертируемым и позволит свободно обменивать российскую валюту за пределами РФ на иностранную.

Долговой рынок. На настоящий момент долговая нагрузка России (размер совокупного государственного долга к ВВП) не превышает 11%. Это выгодно отличает отечественный долговый рынок от зарубежных и дает возможности для его дальнейшего развития (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Долговая нагрузка некоторых стран (в % к ВВП)

Для дальнейшего расширения российского долгового рынка и повышения интереса к нему со стороны нерезидентов целесообразно внедрение возможности заключать сделки в режиме «Т+n» (сделки с отложенным исполнением).

Такой тип совершения операций с долговыми бумагами представляет массу преимуществ участникам торгов (одно из основных – возможность инвесторам гибко планировать свои денежные потоки, снижая тем самым транзакционные издержки), в связи с чем получил широкое распространение на зарубежных торговых площадках.

Целесообразно привести в соответствие единым критериям систему налогообложения доходов по корпоративным и государственным облигациям. В настоящее время ставка налога на все виды дохода по корпоративным обязательствам составляет 20%, а по государственным – доходы в виде процентов облагаются 15% налогом, а курсовая разница – в размере 20%. Такой подход создает дополнительные трудности при оценке доходности различных видов долговых бумаг.

Для расширения объема выпуска корпоративных облигаций и стимулирования инвесторов к их приобретению рационально модернизировать систему государственных гарантий. Существующая система зачастую приводит к неэффективному предоставлению гарантий заведомо убыточным предприятиям, тем самым ущемляя добросовестные и платежеспособные организации, испытывающие потребности в заемных средствах. Повышение эффективности данного инструмента должно базироваться на следующих принципах:

  • разделение рисков между государством и участниками сделки;
  • проведение детального анализа финансового состояния заемщика и предоставление гарантий исключительно при положительном заключении о потенциальной платежеспособности предприятия (исключение – стратегические предприятия);
  • временное ограничение непрямых затрат организации на период действия государственной гарантии (премии и бонусы высшему руководству и т.п.).
    5 стр., 2021 слов

    Деньги и финансовые рынки (рынки денег) в кругообороте доходов и продуктов

    ... в 1990 году. В то же время мы говорим, что реальный национальный продукт, выраженный в «постоянных* (constant) долларах, остается неизменным. Деньги в кругообороте доходов и продуктов ... деньги и банковские вклады в своих ежедневных деловых операциях. Первые десять глав этой книги, в которых рассказывается о финансовых рынках и банковской системе, в ... занятость и устойчивый рост экономической системы, В ...

Несмотря на наличие определенных препятствий на пути превращения рубля в резервную валюту, можно с уверенностью утверждать, что при неизменной, целенаправленной политике реализации проекта по интернационализации российской валюты, её позиции и роль в международной валютной системе будут неуклонно повышаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Нехватка мировых ликвидных ресурсов и крупномасштабных инвестиций для производства нового технологического уклада и модернизации (нано-, био- информационно-коммуникационные технологии, объем которых постоянно растет).

По мере притока инвестиций в новые технологии откроются новые возможности роста. Переток высвободившихся из старых производств ресурсов, капитала в результате краха финансовых пузырей в новые производства и освоение новых технологий позволят сформировать новую волну экономической конъюнктуры, что позволит нивелировать турбулентность на мировых финансовых рынках и экономике на режим устойчивого роста и перейти к новому технологическому укладу. В новых условиях участие государства необходимо для стимулирования инновационной активности и урегулировании неблагоприятных последствий обесценения человеческого и финансового капитала старых производств и финансовых потоков между новыми отраслями для стабилизации роста. Дефицит мировых ликвидных ресурсов в целях противодействия кризисам ограничивают возможности МВФ эффективно выполнять функцию кредитора последней инстанции.

Неэквивалентность международного валютно-финансового и экономического обмена между развитыми и развивающимися странами. Милитаризация экономики как способ стимулирования развития нового технологического уклада создает нестабильность в системе МВС и угрозы миру. Эмитенты резервных валют стремятся повлиять на другие страны, удерживая их от попыток изменить сложившийся порядок в системе валютно-финансовых отношений, позволяющий им накапливать и финансировать дефициты платежных балансов за счет остальных стран, тем самым извлекая прямые «чрезмерные преимущества» от эмиссии мировой резервной валюты. Сохраняющийся порядок МВС провоцирует эскалации международных конфликтов и усугубляет диспропорций структуры мировой экономики в попытке преодолеть эмитентами мировых валют системные кризисы за счет присвоения активов и ресурсов других государств. Результат сохранения подобных диспропорций может привести к финансово-экономическим войнам, протекционизму со стороны развивающихся стран, контроль над капитальными счетами как меры противодействия спекулятивным набегам капитала вследствие нерегулируемой эмиссии мировых валют, первые признаки, которых, наблюдались 2012 г. в виде масштабных валютных интервенций и так называемых, «валютных войн» и частичного протекционизма.

Нарастание дисбаланса между эмиссией мировых валют и ограниченным спросом на эти ресурсы. Такая тенденция ведет к коллапсу долговых финансовых пирамид и распаду современной МВС, а, следовательно, к крушению мировой экономики и системному кризису, что приостановит технологический рост и вернет депрессии.

4 стр., 1839 слов

Правовые режимы информации

Режим свободного доступа содержит: 1) режим исключительных прав; 2) режим информации, отнесенной к общественному достоянию; 3) режим массовой информации. Режим ограниченного доступа составляют: 1) режим конфиденциальной информации; 2) режим информации, отнесенной к государственной тайне. Выделяют также правовой режим документированной информации. Но ...

Сохранение дискриминации в уровне доступа на финансовые рынки эмитентов мировых резервных валют и ограничение обращения валют развивающихся стран, создавая условия неэквивалентного доступа к дешевым мировым финансовым ресурсами между развитыми и развивающимися странами и асимметричный характер мирового валютно-финансового рынка, на котором доминируют нескольких валют. Дисбаланс кроется в разнице степени открытости и глубины финансового рынка между развитыми и развивающимися странами, одновременно формируя разницу в уровне угроз и степени финансового риска и возможности реагирования на эти угрозы — доступные инструменты, механизмы и ресурсы операций проводится между развитыми странами. Тем самым консервируется проблема недиверсифицируемости валютно-финансовых рынков.

Тенденция спекулятивного перетока капитала дестабилизирует мировую и национальные валютно-финансовые системы. Неустойчивость развития мировой экономики, замедление темпов производства и источников его роста, отрыв финансовой сферы от реального сектора производства, падение инвестиционной заинтересованности, нестабильность на финансовых рынках и чрезмерная валютная волатильность формируют неуверенность у инвесторов. В попытке защититься от этих рисков они перекачивают ресурсы между различными точками пространства мировой экономики, но, не находя источника приложения этой энергии, капитал превращается в мощный деструктивный поток МВС, несущий хаос и дестабилизацию. А структура, разница целей и неустойчивость потоков капитала создают дополнительные уязвимости и перекосы между развитыми и развивающимися странами.

Недостаточный контроль за финансовой сферой, развитие теневого банковского сектора, спровоцировали образование финансовых пузырей. Эти уязвимости накапливались в силу отсутствия согласованных уровней макроэкономических показателей и мер глобальной ликвидности.

С 2008 г. глобальные дисбалансы неустойчивости капитальных потоков были обусловлены накоплением резервов и частичными ограничениями капитальных счетов, а также политикой корректировки баланса вследствие повышения реального обменного курса со стороны профицитных стран. Потоки легких денег развитых экономик поддерживают национальную и глобальную активность, однако, обостряют экономическую политику в других странах. Злоупотребление политикой валютных интервенций как источник дисбаланса капитальных потоков приводит к тому, что развитые страны в силу более глубоких и развитых финансовых рынков становятся чистыми заемщиками, а развивающиеся страны становятся чистыми кредиторами, создавая угрозы стабильности и развитию национальных и мирового реального сектора производства и темпам экономического роста. Капитальные потоки между развитыми странами нацелены на фундаментальные долгосрочные цели экономики (социальные расходы) и менее диверсифицированы.

Волатильные капитальные потоки создают диспропорции представлений о финансовых рисках и доходности — преобладание рисковых активов и растущий спрос на долговые инструменты (в условиях роста объемов резервов) создают дополнительные перекосы в структуре мирового капитала.

Постоянно увеличивается разрыв в уровне развития развитых и слаборазвитых стран, разрыв в темпах роста развитых и развивающихся стран, замедление темпов роста в развитых странах и мировой экономике. Такая тенденция вынуждает развитые страны пользоваться своим исключительным положением и проводить одностороннюю политику в интересах национальной безопасности, что формирует характер асимметричности МВС и не дает возможности слаборазвитым странам использовать возможности для роста.

В результате сложившихся перекосов в мировой экономике существующий порядок МВС не дает возможности развивающимся странам принимать участие в выработке тенденций будущего развития, несмотря на растущие темпы роста их экономик и соответствующий вклад в мировую экономику. Тем самым, существующий порядок консервирует несправедливое и неэквивалентное отражение и распределение сил в МВС между странами b20 и b7 в деятельности международных институтов и в вопросе реформирования, что создает перекосы развития мировой экономики.

Растущая монетизация госдолга развитых стран и крупномасштабная накачка ликвидностью рынков в качестве попытки замаскировать стагнацию и структурные проблемы национальных экономик ключевых эмитентов валют (несбалансированность платежных балансов, бюджетные дефициты, долговые кризисы), а также сохранение кредитного мультипликатора на отрицательном уровне или 0 (т.е. каждая новая денежная единица производит все меньше прироста ВВП) создают угрозу возможностям мирового экономического роста и стабильности мировых рынков, обостряя внутренние подъемы и спады, а также усиливая внешние эффекты.

Падение реальных курсов, рост темпов инфляции приводят к росту глобальных диспропорций платежных и торговых балансов, усиливают чрезмерную волатильность валютных курсов и увеличивает валютные риски.

Чрезмерный выпуск производных, необеспеченных инструментов, а также отставание темпов роста денежной массы от темпов роста производных инструментов усиливают диспропорции и асимметрию развитие реального и финансового секторов экономики, виртуализацию хозяйственно деятельности, что создает структурные перекосы и создает угрозы устойчивому экономическому росту.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Налоговый кодекс РФ // Справочно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200, свободный. – Заглавие с экрана. –Яз. рус.

23-ий съезд Ассоциации региональных банков // Ассоциация региональных банков. – 5 апреля 2012 г. – Режим доступа: http://www.arb.ru/b2b/news/49434/?spllrase_id=431, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

Банковское дело: учеб. / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2012. – 768 с.

Борисов С.М. Валютные проблемы новой России. //ИМЭМО РАН. – 2001. – С.202.

Буторина О.В. Международные валюты. Интеграция и конкуренция. – М.: Деловая литература, 2003. – С.366.

Геращенко В.В. Россия и деньги. Что нас ждёт? – М.: Астрель. 2008. – С. 222.

Глазьев С.Ю., Байзаков С.Б., Ершов М.В., Митяев Д.А. О реформировании глобальной валютно-финансовой системы и стимулировании экономического роста // Деньги и Кредит. – 2012. – № 7. – С. 43-47.

Дубинин, С., Мусатов, В. Рубль рубленный, или три рецепта борьбы с инфляцией// Неделя. – 1989. – № 14.

Ершов М.В. Мировая экономика: перспективы и препятствия для восстановления // Вопросы экономики. – 2012. – № 12. – С. 61-83.

Железнов, В. Очерки политической экономии. – М: Типография И. Д. Сытина, 1912.

«История денежных реформ в России. XVI-XX вв.»: Каталог историко-документальной выставки. – М., 2002.

Красавина Л. Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. – 2010. – № 5. – С. 4-57.

Красавина Л. Н. Российский рубль как мировая валюта: стратегический вызов инновационного развития России / Л. Н. Красавина// Деньги и кредит. – 2008. – № 5. – С. 11-18.

Красавина Л. Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. – 2012. – № 12. – С. 3-11.

Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 608с.

Мельникова А. С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Великого: история русской денежной системы с 1533 по 1682 г. – М.: Финансы и статистика, 1989.

Моисеев С. Р. Рубль как резервная валюта / С. Моисеев // Вопросы экономики. – 2008. – № 9. – С. 4-21.

Мюррей Р. Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества. – Челябинск: Социум, 2004.

Наличные деньги и электронные средства платежа: проблемы, тенденции: Материалы круглого стола // Деньги и кредит. – 2012. – № 7. – С. 3-23.

Новости рынка // Ассоциация региональных банков. – 1 августа 2014 г. – Режим доступа: http://www.аrb.ru/b2b/news, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

Персидско-русский словарь. – М.: «Русский язык», 1983.

Пресс-конференция по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт президента России. — Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/4465, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

Смыслов Д. В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990-2000-е годы / Д. В. Смыслов. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 124 с.

Сотникова, М. П., Спасский, И. Г. Тысячелетие древнейших монет России: Сводный каталог русских монет Х-Х1 веков. – Ленинград: Искусство, 1983.

Сперанский М. М. План финансов / Золотые страницы финансового права. Том 1. – М.: Статут, 1998.

Статистические данные Всемирной федерации финансовых рынков // Всемирная федерация финансовых рынков. – Режим доступа: http://www.world-exchanges.org/statistics, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ.

Статистические данные Международного Валютного Фонда // Международный Валютный Фонд. – Режим доступа: http://www.imf.org/extemal, свободный. — Заглавие с экрана. – Яз. англ.

Усоскин В.М. Современный коммерческий банк.

Усоскин, В. М. Теории денег. – М.: Мысль, 1976.

Финансы, денежной обращение и кредит: учеб. / под ред. Л.А. Дробоздиной. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 435 с.

Финансы: учебник / Под ред. Е.В. Маркиной. – М.: КНОРУС, 2014. – 432с.

Хайек, Ф. Частные деньги. – М.: Институт Национальной Модели Экономики, 2002.

Шмелёв В.В. Экономические группировки развивающихся стран. М.: «Мысль». 1984. – С. 216.

Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984.

Bush O., Farrant K., Wright M. Reform of the International Monetary and Financial System // Bank of England. Financial Stability Paper. – 2011. – No. 13, December. – 26 p.

Caliari A. Adapting the international monetary system to face 21st century challenges // United Nations. – DESA Workig Paper. – 2011. – No. 104. – 20 p.

Farhi E., Gourinchas P-O., Rey H. Reforming the international monetary system [Электронный ресурс] // CEPR. – 2011. – March 27. – 78 p. – Режим доступа: www.voxeu.org/epubs/cepr-reports/reforming-international-monetary-system.

Future Global Shocks. Improving risk governance OECD. Reviews of Risk. [Electronic resource]. – Management Policies OECD Publishing, 2011. – 138р. – URL: http://www.oecd.org/dataoecd/24/36/48256382.pdf

Global Financial Stability Report: Market Developments and Issues. – Washington: IMF, 2003-2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/External/Pubs/FT/GFSR.

Global Innovation Barometer 2012. [Electronic resource] // Global Research Report, 2012. – 32р. – URL: http://www.ge.com/innovationbarometer/

Global Risks 2011 [Electronic resource] // World Economic Forum [Official website]. – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalRisks_Executive Summary_2011_EN.pdf

Global Trends 2025: A Transformed World [Electronic resource]. – Washington US Government Printing Office, 2008. – 99р. – URL: www.dni.gov/nic/NIC_2025_project.html

Globalization [Electronic resource] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. – URL: http://plato.stanford.edu/entries/globalizat

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс РФ // Справочно-правовая система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200, свободный. – Заглавие с экрана. –Яз. рус.

2. 23-ий съезд Ассоциации региональных банков // Ассоциация региональных банков. – 5 апреля 2012 г. – Режим доступа: http://www.arb.ru/b2b/news/49434/?spllrase_id=431, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

3. Банковское дело: учеб. / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНО-РУС, 2012. – 768 с.

4. Борисов С.М. Валютные проблемы новой России. //ИМЭМО РАН. – 2001. – С.202.

5. Буторина О.В. Международные валюты. Интеграция и конкуренция. – М.: Деловая литература, 2003. – С.366.

6. Геращенко В.В. Россия и деньги. Что нас ждёт? – М.: Астрель. 2008. – С. 222.

7. Глазьев С.Ю., Байзаков С.Б., Ершов М.В., Митяев Д.А. О реформировании глобальной валютно-финансовой системы и стимулировании экономического роста // Деньги и Кредит. – 2012. – № 7. – С. 43-47.

8. Дубинин, С., Мусатов, В. Рубль рубленный, или три рецепта борьбы с инфляцией// Неделя. – 1989. – № 14.

9. Ершов М.В. Мировая экономика: перспективы и препятствия для восстановления // Вопросы экономики. – 2012. – № 12. – С. 61-83.

10. Железнов, В. Очерки политической экономии. – М: Типография И. Д. Сытина, 1912.

11. «История денежных реформ в России. XVI-XX вв.»: Каталог историко-документальной выставки. – М., 2002.

12. Красавина Л. Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. – 2010. – № 5. – С. 4-57.

13. Красавина Л. Н. Российский рубль как мировая валюта: стратегический вызов инновационного развития России / Л. Н. Красавина// Деньги и кредит. – 2008. – № 5. – С. 11-18.

14. Красавина Л. Н. Снижение инфляционных рисков как фактор достижения прогнозируемых показателей инфляции и ценовой стабильности / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит. – 2012. – № 12. – С. 3-11.

15. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 608с.

16. Мельникова А. С. Русские монеты от Ивана Грозного до Петра Великого: история русской денежной системы с 1533 по 1682 г. – М.: Финансы и статистика, 1989.

17. Моисеев С. Р. Рубль как резервная валюта / С. Моисеев // Вопросы экономики. – 2008. – № 9. – С. 4-21.

18. Мюррей Р. Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества. – Челябинск: Социум, 2004.

19. Наличные деньги и электронные средства платежа: проблемы, тенденции: Материалы круглого стола // Деньги и кредит. – 2012. – № 7. – С. 3-23.

20. Новости рынка // Ассоциация региональных банков. – 1 августа 2014 г. – Режим доступа: http://www.аrb.ru/b2b/news, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

21. Персидско-русский словарь. – М.: «Русский язык», 1983.

22. Пресс-конференция по итогам заседания Совета глав госу-дарств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт президента России. — Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/4465, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

23. Смыслов Д. В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990-2000-е годы / Д. В. Смыслов. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 124 с.

24. Сотникова, М. П., Спасский, И. Г. Тысячелетие древнейших мо-нет России: Сводный каталог русских монет Х-Х1 веков. – Ленинград: Ис-кусство, 1983.

25. Сперанский М. М. План финансов / Золотые страницы финансового права. Том 1. – М.: Статут, 1998.

26. Статистические данные Всемирной федерации финансовых рынков // Всемирная федерация финансовых рынков. – Режим доступа: http://www.world-exchanges.org/statistics, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ.

27. Статистические данные Международного Валютного Фонда // Международный Валютный Фонд. – Режим доступа: http://www.imf.org/extemal, свободный. — Заглавие с экрана. – Яз. англ.

28. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк.

29. Усоскин, В. М. Теории денег. – М.: Мысль, 1976.

30. Финансы, денежной обращение и кредит: учеб. / под ред. Л.А. Дробоздиной. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 435 с.

31. Финансы: учебник / Под ред. Е.В. Маркиной. – М.: КНОРУС, 2014. – 432с.

32. Хайек, Ф. Частные деньги. – М.: Институт Национальной Моде-ли Экономики, 2002.

33. Шмелёв В.В. Экономические группировки развивающихся стран. М.: «Мысль». 1984. – С. 216.

34. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1984.

35. Bush O., Farrant K., Wright M. Reform of the International Monetary and Financial System // Bank of England. Financial Stability Paper. – 2011. – No. 13, December. – 26 p.

36. Caliari A. Adapting the international monetary system to face 21st century challenges // United Nations. – DESA Workig Paper. – 2011. – No. 104. – 20 p.

37. Farhi E., Gourinchas P-O., Rey H. Reforming the international monetary system [Электронный ресурс] // CEPR. – 2011. – March 27. – 78 p. – Режим доступа: www.voxeu.org/epubs/cepr-reports/reforming-international-monetary-system.

38. Future Global Shocks. Improving risk governance OECD. Reviews of Risk. [Electronic resource]. – Management Policies OECD Publishing, 2011. – 138р. – URL: http://www.oecd.org/dataoecd/24/36/48256382.pdf

39. Global Financial Stability Report: Market Developments and Issues. – Washington: IMF, 2003-2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/External/Pubs/FT/GFSR.

40. Global Innovation Barometer 2012. [Electronic resource] // Global Research Report, 2012. – 32р. – URL: http://www.ge.com/innovationbarometer/

41. Global Risks 2011 [Electronic resource] // World Economic Forum [Official website]. – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalRisks_Executive Sum-mary_2011_EN.pdf

42. Global Trends 2025: A Transformed World [Electronic resource]. – Washington US Government Printing Office, 2008. – 99р. – URL: www.dni.gov/nic/NIC_2025_project.html

43. Globalization [Electronic resource] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. – URL: http://plato.stanford.edu/entries/globalization/

44. PILOT EXTERNAL SECTOR REPORT [Электронный ресурс]. – IMF, 2012. – July 2. – P. 15. – Режим доступа: www.imf.org/external/np/pp/eng/2012/ 070212.pdf .

45. Reform of the International Monetary System. The Palais Royal Initiative edited by J.T. Boorman, A.Icard: Emerging Markets Forum. – Sage Publications Pvt. Ltd., 2011. – P. 51-75.

46. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development [Electronic resource]. – Geneva: United Nations Publication, 2013. – 204р. // UNCTAD [Official website]. – URL: www.unctad.org/en/docs//wir2013_en.pdf

47. World trade report 2012.Trade and public policies: A closer look at non-tariff measures in the 21st century [Electronic resource]. – Geneva: WTO Publications, 2012. – 249p. // World Trade Organization [Official website]. – URL: www.wto.org/enlish/res_e/booksp_e/anrep_e/ world_trade_report12_e.pdf

48. http://bis.org – Bank for International Settlements [Official website]

49. http://econ.worldbank.org – The World Bank [Official website]

50. http://gfs.eiu.com – The Economist [Official website]