Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Новизна логистического подхода — органическая взаимная связь, соединение областей деятельности с целью создания материалопроводящих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных.
Цель логистики, как науки — изучение логистически организованных систем, их закономерностей, практической деятельности и обеспечение их функциями.
Предметом изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность изучения логистики обусловлена потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов, и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортировку грузов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса, что помогает современному предприятию не только найти свою «нишу» на рынке, но и выжить, преуспеть на выбранном поприще в условиях существующей конкуренции.
Объект исследования — складское хозяйство рознично-оптового предприятия ООО «ТОП-КНИГА» — действующее предприятие, с большим количеством филиалов (складов, магазинов) в разных городах России. Предприятие занимается хранением и сбытом печатной продукции, канцелярских принадлежностей, игрушек. Ассортимент составляет несколько сот тысяч наименований. На складах существует проверенная годами адресная система хранения.
Целью дипломной работы является ознакомление с основными понятиями логистики и управления в логистических системах, в частности, рассматривается складская логистика на примере рознично-оптового предприятия ООО «ТОП-КНИГА».
Для достижения указанной цели необходимо решить
рассмотреть, как на предприятии строятся логистические системы, как они функционируют применительно к складу;
- показать, как с минимальными затратами можно повысить скорость сбора, благодаря небольшим преобразованиям в адресной системе хранения, как добиться увеличения количества сборов заказов;
- выяснить, какой склад выгоднее использовать предприятию: арендованный или собственный;
- проанализировать организацию складского хозяйства на примере ООО «ТОП-КНИГА»;
- предложить направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского хозяйства ООО «ТОП-КНИГА».
Теоретическую и информационную основу дипломной работы составили труды отечественных экономистов, нормативные акты, статистическая и материальная отчетность предприятия.
Транспорт и транспортировка в логистической системе предприятия
... само слово «логистика» добавлено в название книг зачастую из конъюнктурных соображений. Рассмотрим ключевую логистическую функцию – «транспортировку». Сегодня предприятия транспорта функционируют в условиях рыночной экономики: ... средств; выбор систем организации движения транспортных средств с использованием рациональных режимов труда обслуживающего персонала; координацию работы различных видов ...
Структурно работа состоит из введения, десяти глав и заключения.
1. Возникновение и развитие логистики
1 Понятие логистики
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления в том, что понятие стало использоваться в экономике. Начало широкого использования логистики в экономике приходиться на 60-70-е гг. XX века и связано с достижением в области коммуникативных технологий.
Итак, что же такое «логистика»?
Сегодня к логистике относят управление человеческими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Термин «логистика» начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий. Мы можем познакомиться с некоторыми определениями, данными логистике:
Логистика — междисциплинарное научное направление, связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность:
Логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращениях.
Логистический словарь дает следующее определение:
Логистика — наука о планирование, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении:
Логистика — процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег).
2 Предпосылки развития логистики
Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых основными являются следующие:
- развитие конкуренции. Ее развитие вызвано переходом от рынка продавца к рынку покупателя.
- энергетический кризис 70-х гг.
При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, т. е. потоками, которые поступают извне на склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителям. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.
Маркетинг и логистика: взаимосвязь в коммерческой деятельности предприятия
... управление процессами товародвижения и персоналом; учёт, документооборот и др. Концепция логистики представляет собой систему взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными, финансовыми и информационными потоками. Интегративные качества логистических ...
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП).
В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.
Главные причины, по которым, начиная с 60-х гг. XX века в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключается в следующем:
- превращение рынка продавца в рынок покупателя;
- обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;
- энергетический кризис;
- научно-технический прогресс и в первую очередь компьютеризация управления.
Необходимым условием для развития отечественной логистики явилась ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-технический прогресс в производстве и обращении.
Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации складского хозяйства и связанного с ним транспорта.
На первом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Взаимодействие складирования и транспортирования с планированием производства позволяет сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения материального потока;
- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;
- сократить затраты ручного труда ни соответствующие расходы по операции с грузом.
Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов, и др.
Суммарные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «Шести правил логистики»:
- ПРОДУКТ — нужный продукт (материальный продукт);
- КАЧЕСТВО — необходимого качества;
- КОЛИЧЕСТВО — в необходимом количестве;
- ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;
- МЕСТО — в нужное место;
- ЗАТРАТЫ — с минимальными затратами.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.
Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.
Логистика и стратегическое планирование
... запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов. 1. Логистика и стратегическое планирование Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами ...
2. Функции логистики
1 Логистические операции и функции
Логистической операцией называется любое действие, неподлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).
К логистическим операциям относят такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, маркировка и т.д. Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками покупателями товара, страхование грузов и т.п.
Логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и ее звеньями задач.
2 Перечень основных логистических функций
Каждая из перечисленных функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий, все функции взаимоувязаны и направлены на управление материальными потоками. Носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.
- Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.
- Определение объемов и направлений материальных потоков.
- Прогнозы оценки в потребностях перевозки.
- Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.
- Управление запасами в сфере обращения.
- Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.
- Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров.
- Управление складскими операциями.
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной Шестью правилами логистики.
3. Логистические системы
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные, погрузочно-разгрузочные устройства и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных логистических систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе.
Логистическая система — сложная организационно-завершенная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и внешними целями.
1 Свойства логистических систем
Первое свойство: система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде
Экономические методы управления логистическими системами на предприятиях
... материального потока в логистическую систему. Планирование и управление производством — эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок, и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет ...
Закупка — подсистема, обеспечивающая поступление материального потока в логистическую подсистему.
Планирование и управление производством — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
Сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Второе свойство: между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство: связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.
Четвертое свойство: логистическая система обладает интегративными качествами, не свойствеными ни одному из элементов в отдельности. Это способность вовремя поставить товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Она представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создание единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. Они представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. Связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений.
2 Виды логистических систем
Выделяют три вида логистических систем:
Логистические системы с прямыми связями. Материальный поток в них проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.
Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
На Рисунке 1 показана примерная схема логистической системы.
Рис. 1. Логистическая система
Основным объектом анализа интегрированной логистической системы является ее логистический цикл — интегрированная по времени совокупность функциональных циклов. В структуре логистического цикла выделяют следующие циклы-составляющие:
- Цикл заказа;
- Цикл создания (поддержания) запасов;
- Цикл обработки заказов покупателей;
- Производственный цикл;
- Цикл сбора заказа потребителей и подготовка документации;
- Цикл анализа и подготовки отчетов.
Логистические системы, использующие принцип «точно в срок», являются тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня.
Концепцию RP «планирование потребностей/ресурсов» часто противопоставляют концепции «точно в срок», т.к. на ней базируются системы «толкающего» типа. Для таких систем характерно производство деталей, компонентов, полуфабрикатов и сборка из них готовой продукции.
4. Материальные потоки и логистические операции
1 Понятие материального потока
Материальным потоком называют грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. По пути движения груза с ним осуществляются различные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Это логистические операции. На Рисунке 2 показано движение материальных потоков по участкам склада с использованием логистических операций.
Рис. 2. Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли
Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для предприятия оптовой торговли складской площадью 5 тыс. м 2 по проекту составляет 4383 т/год.
Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать. Максимально снизить складские расходы можно, направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Это означает отказ от подбора ассортимента в зоне комплектации, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции).
Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что-то же сопровождается экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.
На складах предприятия оптовой торговли материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. Совокупный материальный поток для всего предприятия оптовой торговли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на отдельных участках.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть:
- внешний — протекает во внешней для предприятия среде. Это не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а те, к которым предприятие имеет отношение;
- внутренний — образуется в результате осуществления логистических операций с грузами внутри логистической системы;
- входной — поступает в логистическую систему из внешней среды;
- выходной — поступает из логистической системы во внешнюю среду.
По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза. По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовый поток — поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав, колонна автомашин, караван судов.
Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин.
Средние потоки — занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомашинами.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортных средств и требующие при перевозке совмещения с другими грузами.
5. Управление запасами и издержками в логистических системах
Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность предприятия в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам на производстве или потере доли рынка, а с другой — перенасыщение складов запасами приводит к их моральному устареванию, порче и неэффективному вложению оборотных средств предприятия.
Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций. Издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть производства.
Основными составляющими логистических издержек являются:
транспортно-заготовительные расходы
затраты на содержание запасов
При росте качества результатов работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально.
Рис. 3. Зависимость логистических издержек от качества результатов работы логистической системы
Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса. Эффективным методом управления материальными потоками является анализ полной стоимости. Анализ полной стоимости, означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе. Применение данного метода означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. Применение анализа полной стоимости предполагает возможность варьирования ценой при поиске решений, т.е. повысить затраты в одной области, если в целом по системе это приведет к экономии. Образно идею метода можно представить в виде айсберга, надводная часть которого — четко просматриваемая цена решения, полная масса айсберга — полные затраты, связанные с решением. Решение, принятое без учета подводной части айсберга будет ошибочным.
Рис. 4 «Айсберг» полных затрат
В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные (изменяются пропорционально изменению объема деятельности).
Прямые издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат. Косвенные — не связанны непосредственно с объектом затрат (содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы).
Регулируемые издержки, — которыми можно управлять на уровне центра ответственности, нерегулируемые — издержки, на которые нельзя повлиять (регулируются на уровне компании в целом).
В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяются на транспортные, издержки хранения, и др.
1 Сущность и роль товарно-материальных запасов в логистике
Запасы — материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте.
Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запасов на любом участке. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основными затратами, связанными с созданием и содержанием запасов считают:
- замороженные финансовые средства;
- расходы на содержание специально оборудованных помещений;
- оплата труда специального персонала;
- постоянный риск порчи, хищения.
Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
- потери от простоя производства;
- потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
- потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.
Основными мотивами, которыми руководствуются предприниматели, создавая запасы, служат:
возможность колебания спроса. Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда возможно точно предугадать. Поэтому, если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т. е. предприниматель рискует остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами и без покупки. Также важно учитывать сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства.
скидки за покупку крупной партии товаров.
спекуляция. Цена на некоторые виды товаров может заметно возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.
снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек: издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, переговорами с ним, командировками, междугородными переговорами и т.д.; издержки на транспортировку заказа.
Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и повышению размера запаса.
вероятность нарушения установленного графика поставок. В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился торговый процесс, что особенно важно для товаров, играющих значимую роль в формировании прибыли предприятия. В производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства.
возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно связаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. Наличие запасов в производстве сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатах, обеспечивает равномерность процесса производства.
возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно разными способами: произвести заказанный товар, закупить его или выдать немедленно из имеющегося запаса. Последний способ наиболее дорогой, т. к. требует содержание запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
сведение к минимуму простоев из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасных частей к остановке производственного процесса.
упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производства внутри предприятия.
Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т. е. уменьшается прибыль. В тоже время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины.
2 Управление запасами организации
Главная цель управления запасами — не допустить дефицита производства.
Существует множество моделей управления запасами предприятия. К основным моделям можно отнести:
- модель управления запасами с фиксированным размером заказа (размер заказа вычисляется единожды и больше не изменяется);
- модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами (интервал поставки может быть скорректирован с учетом особенностей логистической системы компании);
- модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня (для предотвращения завышения объемов запасов или их дефицит, заказы производятся не только в установленное время, но и при достижении запасом порогового уровня);
— модель управления запасами по минимуму-максимуму и с постоянной периодичностью пополнения запасов (заказы производятся при условии, что запасы оказались равными или меньше установленного уровня).
3 Применение моделей управления запасами с помощью распределений ABC и XYZ
В логистике анализ АВС применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищения материальных ценностей, а также преследуя иные цели. Практика различных компаний показала, что запасы можно разделить на три группы, при этом наблюдается следующая тенденция: номенклатурных позиций самой дорогостоящей группы гораздо меньше, чем средней, а средней гораздо меньше, чем дешевой.
Идея анализа АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо обратить внимание и силы.
Метод АВС, широко применяемый в логистике, предусматривает разделение множества управляемых объектов на три части. При этом среднестатистическое распределение имеет такой вид:
Таблица 1
Процентное соотношение групп при методе АВС
группа |
доля в кол-ве объектов управления, % |
Доля в результате, % |
А |
20 |
80 |
В |
30 |
15 |
С |
50 |
5 |
Первым ключевым этапом проведения анализа АВС является определение цели анализа. Одно и тоже множество объектов будет разделено на подмножества А , В и С по разному, в зависимости от цели анализа.
Вторым этапом является идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления — третий этап. После того, как определен признак классификации, каждый из объектов (позицию ассортимента, поставщика и т.д.) оценивают по намеченному признаку. Затем осуществляют группировку объектов управления в порядке убывания выделенного признака. Верхняя, незначительная часть упорядоченного списка будет играть ключевую роль с точки зрения намеченной цели.
При управлении запасами необходимо учитывать характер потребления запасов, а также точность прогнозирования изменения их потребности. В этом нам поможет XYZ-анализ.
Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ отличается от принципа анализа АВС, здесь весь ассортимент делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам данной группы хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, спрос на которые колеблется. В эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования в данной группе — средние.
В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации — сложно.
Для определения показателя группы используется
где v — показатель группы XYZ,
xi — значение спроса на товар в i-ый период,
x — среднее значение спроса за период,
n — количество периодов.
Рекомендовать модели управления запасами для данного типа классификации весьма сложно, поскольку невозможно точно соотнести издержки на закупку, хранение, инвентаризацию и дефицит. Но данная классификация вместе с классификацией ABC позволяет разбить запасы на девять блоков, каждый из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности на них.
Таблица 2
Увеличение и уменьшение точности прогнозирования при одновременной сортировке по методам ABC и XYZ
категории |
X |
Y |
Z |
Увеличение точности прогнозирования |
A |
AX |
AY |
AZ |
|
B |
BX |
BY |
BC |
|
C |
CX |
CY |
CZ |
|
Уменьшение точности прогнозирования |
Категории CX, CY, CZ на практике управляются одинаково. Обычно планирование таких запасов происходит на год, с ежемесячной проверкой наличия на складе.
Для категорий BX, BY, BZ есть совпадения (по срокам планирования) и различия (по способам доставки).
Для AX, AY, AZ выбираются индивидуальные способы управления. Для АХ, можно рассчитать оптимальный размер закупок и применить модель с фиксированным размером заказа. Для AZ этого сделать нельзя, поэтому нужно формировать резервный запас и использовать модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.
6. Понятие, виды и функции складов
1 Склады, их понятие и роль в логистике
Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при накапливании сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистических цепей на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической цепи образуется склад.
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склад — это основное производственное отделение компании, от эффективности работы которого в значительной степени зависит конкурентоспособность предприятия. Если фирма в качестве основы своей стратегии избрала постоянное повышение уровня обслуживания клиентов, то одним из первых шагов на пути воплощения задуманного будет оптимизация работы склада, а именно уменьшение трудозатрат на комплектацию и повышение качества (свести к минимуму число пересортицы и недостачи) самих заказов. Склады являются одним из важнейших элементов логистической системы. Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.
Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде. Выделяют два вида задач:
- задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
- задачи по складам как по самостоятельным системам.
2 Виды складов
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов, существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. Размеры складов варьируются от небольших помещений общей площадью несколько сотен квадратных метров до складов — гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров. Различают склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, а в других необходимы специальные устройства, способные поднять и уложить груз в ячейку на высоте 24 метра и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две, три стены (полузакрытые).
Некоторые грузы хранятся вне стен на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
На складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность. Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные и портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным и универсальным ассортиментом.
Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем, процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции. По этому признаку склады можно разделить на две основные группы:
- склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;
- склады на участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения.
Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам, склады в местах потребления — торговым оптовым базам.
6.3 Функции складов
Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товара, и основной их функцией считалось складирование, заключающееся в содержание и обеспечение сохранности запасов. В настоящее время роль складов изменилась, сейчас они рассматриваются скорее как промежуточное звено, через которое материальный поток преобразуется и перемещается как можно быстрее, что обосновывает расширение круга операций в складской деятельности.
Таким образом, основными функциями склада являются:
- концентрация и хранение запасов, обеспечивающие осуществление непрерывного производства или снабжения при ограничении, связанном с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса;
- консолидация грузов — подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта;
- разукрупнение грузов — сортировка груза на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам;
- управление ассортиментным составом — накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказа потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами;
- комплектация партии груза — пересортировка грузов, полученных от поставщика, и их консолидацию в партии отправки потребителям;
- предоставление услуг, таких как: доставка, упаковка, маркировка (материальные);
- прием на временное хранение материальных ценностей, сдача в аренду складских помещений;
- заключение договоров с транспортными агентствами, подготовка и доставка товаросопроводительных документов и т.д.
Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед её отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляющих хранение резервных партий.
Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящихся в местах потребления.
Склады, расположенные в местах потребления, получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.
4 Склад как элемент логистической системы
Складская сеть является значительным элементом логистических систем. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них — и на конечную стоимость реализуемого продукта.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и распределения заказа. Логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает в себя: снабжение запасами; контроль за поставками; разгрузку и приемку грузов; внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов; комплектацию заказов клиентов и отгрузку; транспортировку и экспедицию заказов; сбор и доставку порожних товароносителей; информационное обслуживание склада; обеспечение обслуживания клиентов.
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход не только позволяет четко координировать деятельность службы склада, но и является основой планирования и контроля за продвижениями груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
- операции, направленные на координацию службы закупки;
- операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
- операции, направленные на координацию службы продаж.
Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в том случае, если планирование и реализация складской системы рассматривается с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада, а рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.
Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:
- сколько складов иметь в логистической системе;
где разместить склады:
- иметь собственный склад, или пользоваться наемным;
- какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе.
Наряду с перечисленными задачами при организации складской подсистемы выбирают виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации ПРТС — работ по циклу движения грузов, а также решают ряд других задач. Критерием для выбора, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат определяют:
где Зn — приведенные затраты по варианту;