«Содержание и формы кружковой работы по технологии»

Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы диплома и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областей человеческих интересов – требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.

В настоящее время кружковая работа отошла на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений – дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.

Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с учетом возраста детей, кружковая работа может и должна стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.

Дополнительное образование охватывает, пожалуй, все сферы интересов – музыка и спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскурсии по родному краю и археологические раскопки, всего не перечесть.

Для решения проблемы становления и развития дополнительного образования используется внеурочные формы развития организация занятий: факультативы, кружки, станция юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их главная задача – активизировать процесс познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к нетрадиционному изучению учебного материала. В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.

В дипломной работе на тему: «Содержание и формы кружковой работы по технологии» для решения данной проблемы предлагается разработка курса «Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками». Это интересное направление и его изучение способствует формированию творческой личности, поможет ученикам развить фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

4 стр., 1676 слов

Факторы развития сервисной деятельности

... фактора, в частности, дохода на душу населения, что поможет сформировать направление развития сервиса. Необходимым и важным условием для развития сервисной деятельности ... и выступая как экономический, социально-психологический, культурный ... это оценка потребителем способности товара в целом ... функционирования сферы сервиса в целом. Сервисная деятельность, как ... и самореализации личности как важнейшей ...

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 ГЛАВА. ИЗ ИСТОРИИ МЯГКОЙ ИГРУШКИ

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины, — из глины и т. д.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки.

Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. это куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо лица можно видеть узор в виде креста, ромба, квадрата, утиный клюв и т.д.

Со временем изменялись и совершенствовались приёмы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. Каждому новому мастеру не надо было заново создавать образ, его усилия были направлены на то, чтобы улучшить исходный образец, превзойти его, сделать занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом он работал по-своему, его изделия выходили особенными, отличными от других.

Декоративные игрушки из ярких лоскутков ткани, сукна, синтетического и натурального меха выполняют не только роль сувениров. Часто выполнение игрушек предполагает дальнейший игровой процесс с ними как персонажами детских сказок, басен, используя их образы как живые иллюстрации, помогающие детям интересно раскрыть тему произведения, по-новому представить тот или иной образ.

Поэтому организация кружка «Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками» позволяет раскрыть творческие, интеллектуальные способности ученика, понимание ценности народного промысла, воспитывает усидчивость, организованность, любовь к традиционному русскому промыслу.

2 ГЛАВА. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Психолого-педагогические основы кружковой работы

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего среднего образования, повышение качества подготовки выпускников средней школы, формирование их активной жизненной позиции — является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении в современных условиях. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

29 стр., 14174 слов

Инновационные технологии обучения, их роль в активизации познавательной ...

... развитие инновационных технологий обучения. Объектом исследования, Гипотеза исследования: - педагогическая деятельность будет иметь инновационную направленность, если внедрение инновационных процессов даст видимый результат в активизации познавательной активности у учащихся в начальные школы. К цели же дипломной работы ...

Активность в обучении — дидактический принцип, требующий от учителя такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти, творческого воображения.

Создавая простор детской активности, учитель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность учащихся, стремиться так, организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, учащиеся не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.

Наиболее значительным мотивом обучения является познавательный процесс учащихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность, тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребенка превратилась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому — труд. Речь идет о труде мыслителя; детский труд — это активное видение мира.

Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Познавательная активность как педагогическое явление — это двухсторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:

40 стр., 19972 слов

«Формирование творческих способностей учащихся в практике ...

... развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий ... мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности» [26;56]. Анализ работ Л.С. Выготского [9], ... психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в ...

1. Накопление информации.

2. Искусственное навязывание интереса.

3. Самостоятельная познавательная активность.

Первый этап развития познавательной активности заключается в накоплении информации по необходимым нам темам или предметам. Накопление информации происходит посредством изложения им и изучения ими какого-либо теоретического материала, получение необходимых сведений. На этом этапе учащийся получает необходимые общие сведения по данной теме и формирует представления о ней.

Второй этап сводится к искусственному навязыванию учащимся интереса к теме. Это должно происходить непринужденно и просто. Учащимся даются подробные данные по теме, производится показ фильмов, наглядных пособий, образцов изделий, устраиваются экскурсии, похода на вернисажи и выставки. Цель данного этапа посредством всего этого вызвать интерес учащихся к теме. Данный этап дает огромное значение в развитии познавательной активности учащихся. Если второй этап развития будет проведен рационально и методически правильно, то весь процесс развития перейдет к третьему этапу. Если в ходе обучения будет получен обратный эффект желаемого, то возможно произойдет появление у учащихся предвзятого отношения к теме и потеря интереса. Следует учитывать, что не всякий процесс развития познавательной активности переходят к третьему этапу. Если обучение проводилось методически правильно, то наступает третий этап развития — это самостоятельная познавательная активность учащихся.

Третий этап развития характеризуется активностью учащихся в поиске необходимой информации, сбора нужных данных и сведений. Если познавательный процесс достигает третьего этапа, повышается уровень усвоения учащимися на уроках.

Развитие познавательной активности учащихся это важный процесс в общении и требует хорошей подготовленности учителя к уроку и методически правильного подхода.

Психологический микроклимат в группе определяется непосредственно стилем руководства. Эффективность работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность учащихся должны создавать все методы, непосредственно решающие задачу стимулирования учебной деятельности.

Повышение активности школьников в обучении достигается так же путем использования педагогических приемов взаимодействия учителя с учащимися. К числу наиболее результативных приемов относится эмоциональность речи учителя. Не только рассказ или объяснение, но и краткие замечания, указания должны вызывать у учащихся эмоциональную приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание.

Нужно создать в своем классе психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых им заданий, использовать эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.

20 стр., 9568 слов

Занятия Содержание и формы работы по развитию внимания Сентябрь

... программу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового тренинга; 4. Проследить динамику развития внимания у детей в процессе экспериментальной работы; 5. ... разработанной программы в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений. Основные положения и выводы исследования могут послужить основой для совершенствования развития процесса внимания старших ...

2.2. Кружковая работа в условиях

Главная особенность современной социально-педагогической ситуации состоит в демократических преобразованиях и изменениях, вызванных реформированием российского образования: обновляется содержание образования, осуществляется переход на вариативное обучение, образование по выбору, создаются новые виды общеобразовательных учреждений.

Инновационные процессы в сфере образования идут в условиях экономической нестабильности, социальной дезориентированности, сосредоточенности подавляющего большинства семей на проблемах экономического выживания, что объективно способствует росту детской безнадзорности, усиливает негативные явления в детской подростковой и молодёжной среде.

Идея возрождения школы в качестве социализирующей среды, обращенной к ребенку как к целостной личности во всем многообразии ее проявлений, находит все больше сторонников среди педагогов и родителей. Многие уже осознали тот факт, что радикальное освобождение российской школы от советской системы воспитания, максимально идеологизированной и политизированной, привело к тому, что » вместе с водой (как это случалось уже не раз) выплеснули и ребенка», только на этот раз им оказался реальный ребенок, растущий человек. Развитие его души и тела ушло на второй план, а школа сосредоточилась на том, чтобы наполнить детей как драгоценные сосуды разнообразной информацией, которую необходимо, донести до выпускных, а затем до вступительных в вуз экзаменов.

Между тем, история отечественной школы демонстрирует устойчивую ориентацию на разностороннее развитие ребенка, а не на превращение его в рациональное существо, накаченное знаниями. Отчего же сегодня, понимая, как важно для молодого человека войти в самостоятельную жизнь адаптированным к реалиям рыночной экономики и новым требованиям научно-технического прогресса, мы упорно уходим от кропотливой работы по «выращиванию» человека, способного культивировать в себе творческое начало и адекватно оценивать собственные возможности, умеющего осознанно управлять своими эмоциями и поведением, понимающего необходимость постоянного саморазвития, обладающего практическими навыками толерантного взаимодействия с окружающими людьми?

Для компенсации гиперрационализма современной школы необходима интеграция общего и дополнительного образования. К сожалению, до сих пор в подавляющей массе российских школ дополнительное образование продолжает оставаться на положении своего рода Золушки и имеет статус «внеурочной работы», которая зачастую носит эпизодический характер. Между тем, ориентированное на выявление и развитие природных задатков детей, построенное на принципе добровольности, дополнительное образование предоставляет ребенку реальную возможность «попробовать себя» в самых разных видах деятельности (что нередко помогает в выборе будущей профессии), формирует у детей высокую самооценку и уверенность в своих силах, развивает творческую активность личности, пробуждает и формирует потребность в саморазвитии. Решение задачи становления дополнительного образования, заполнения им вакуума, образовавшегося в последнее время во внеурочной сфере многих общеобразовательных учреждений, впрямую зависит от кадрового обеспечения.

19 стр., 9439 слов

Организация проектной деятельности в условиях ДОУ

... представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников ...

Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время, неперспективна. В едином образовательном пространстве и социокультурной среде могут и должны взаимодействовать с ребенком учителя, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и другие специалисты. Безусловно, к такой ситуации не могут одновременно прийти все общеобразовательные учреждения. Необходимы условия, обеспечивающие эти процессы: современные программы, подготовленные кадры, нормативно-правовая и материально-техническая база, достаточное финансирование.

Организованное на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных кадров дополнительное образование может и должно стать равноправным компонентом единого образовательно-воспитательного процесса в современной школе.

Внеурочная работа, внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочные учебные занятия (ВУЗ) — различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть ВУЗ непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовь докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Другая часть ВУЗ связана с уроками опосредовано и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

2.3 Кружковая работа – внеурочная форма организации занятий

Основной групповой формой организации творчества школьников во внеучебное время является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к конкретной области и стремящихся заниматься практической деятельностью в этом направлении. Кружок — это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Развитие сети кружков и рост активности приводят к необходимости создания на их базе более крупных объединений, которые могла бы предоставить учащимся (в основном старшеклассникам) более широкие возможности для научного, технического и декоративно-прикладного творчества.

Кружковая работа

Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

8 стр., 3871 слов

«Технология работы в малых группах на х информатики»

... работы на уроках информатики и ИКТ. методы исследования Теоретическая и практическая значимость работы 1. Специфика работы в малых группах на уроках информатики Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, ...

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

2.4. Организация и планирование работы кружков

Выделяют два вида планирования кружковой работы: перспективное и текущее.

Перспективное планирование представлено программами, определяющими содержание работы кружков, которые разрабатываются методическими кабинетами при органах образования, а также станциями юным техников, юннатов, т.д. Программы рассчитаны на 1 и на 2 года обучения.

Программы являются примерными. Руководитель кружка имеет право вносить в них изменения. В программах обычно указывают, на какие знания и умения школьников по общеобразовательным предметам можно опереться, какие новые – сообщить. Дается также содержание практической работы. План проведения занятий по одной из тем той же программы приведен в приложении.

21 стр., 10217 слов

Учет оплаты труда в бюджетной организации

... заработной плате ее стимулирующей функции для усиления мотивационной политики предприятия. В заключении подводятся итоги проделанной работы, делаются выводы, и по возможности даются рекомендации. Глава 1. Организация бухгалтерского учета труда и заработной платы бюджетных организаций 1.1 Учет ...

Занятия в кружке обычно занимают два академических часа один раз в неделю. Однако среди школьников встречаются такие, которых это не удовлетворяет. С ними можно заниматься и часами, но по согласованию с классным руководителем, который знает об успеваемости каждого ученика по другим предметам.

В одном кружке не следует объединять более 15 учащихся, так как в противном случае трудно обеспечить индивидуальное руководство их работой. В кружках может входить несколько секций; для каждой назначается руководитель. Необходимость в создании секции возникает, когда несколько различных предметных кружков выполняют, например, один заказ базового предприятия. В связи с этим названные кружки становятся секциями одного кружка. Однако основная их деятельность протекает самостоятельно.

Важной предпосылкой успешной работы кружков является наличие необходимой материальной базы. Для предметных кружков по технологии такой базой служит школьные мастерские. Однако в зависимости от объекта труда они часто требуют дополнительной оснасти и материалов, поэтому комплектовать их надо заблаговременно.

Чрезвычайно важное значение для успешной работы кружка имеет методическая сторона дела. С точки зрения методики кружковой работы необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как структура кружкового занятия, методы и формы организации обучения.

Текущее планирование представляет собой разработку плана, структуры и содержания отдельного занятия.

Структура кружкового занятия на базе школьных мастерских приближается к структуре комбинированного урока. Это объясняется тем, что на любом кружковом занятии решается, как правило, ряд дидактических задач. В глазах учащихся главная цель кружкового занятия – изготовление определенного объекта труда. Поэтому целесообразно все занятия строить так, чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом. Однако известно, что нужен не любой производительный труд, а осмысленный, творческий. Поэтому практическая деятельность должна осуществляться лишь после актуализации имеющихся у учащихся знаний, сообщения новых, решения творческих задач, связанных с конструированием и разработкой технологии изготовления объекта труда.

Перечисленные требования и приводят к тому, что кружковое занятие включает в себя обычно следующие этапы (элементы):

1. Организационное начало – включает подготовку мастерской, организацию рабочих мест, распределение дидактических и наглядных материалов, необходимого оборудования, сообщение порядка работы на занятии.

2. Сообщение темы, целей и мотивация занятия.

3. Повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала.

4. Сообщение нового учебного материала – рассматриваются вопросы из истории развития данной техники или технологии, материалов и оборудования, технология выполнения работы, технические условия, приемы выполнения работы. Применяются методы словесного сообщения технико-технологических знаний (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебным пособием или учебно-технологической документацией), наглядные методы (демонстрация натуральных образцов, изделий, моделей, макетов, приемов выполнения работы; иллюстрация).

6 стр., 2937 слов

Дипломной работы; — проанализировать и систематизировать ...

... помощи студенту: - рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы по теме исследования; - оценивает содержание, как отдельных частей дипломной работы, так и всего сочинения в целом; - дает рекомендации, ...

5. Практическая работа по выполнению объектов труда:

a) Вводный инструктаж:

— конкретизация целей и задач практической деятельности;

— сообщение правил ТБ, санитарии и гигиены, организации рабочего места;

— последовательность выполнения работы над объектом труда;

— требования к качеству готового изделия (демонстрация выполненного объекта);

b) Непосредственная практическая деятельность по выполнению изделий включает решение творческих задач, конструирование, проектирование, планирование, изготовление, оформление изделия. Возможна организация практической деятельности в виде 1) выполнения работы по образцу (алгоритму), 2) с возможностью выбора объекта из предложенных преподавателем (дифференцированные по уровню сложности изделия), либо 3) самостоятельная разработка учащимися проекта будущего изделия. Формы организации практической деятельности учащихся могут быть следующими: индивидуальная, парная, звеньевая, коллективная, фронтальная. Во время выполнения практической работы учащимися преподаватель осуществляет наблюдение за ходом работы, консультирует, контролирует, организует их деятельность, оказывает необходимую помощь, т.е. осуществляет текущий инструктаж.

c) Заключительный инструктаж предполагает анализ результатов и хода практической деятельности (анализ работ учащихся, указания по коррекции допущенных ошибок, указания по продолжению работы).

6. Подведение итогов занятия (самоанализ, презентация, защита проекта, выставка, реклама, рефлексия).

Однако при таком внешнем сходстве с уроком кружковое занятие должно отличаться от него. Учащиеся должны располагать значительно большей свободой действий. Это может находить выражение в самостоятельном выборе изделия, в объеме посильной нагрузки, связанной с решением творческих задач, в самоуправлении. Иными словами, подростки не должны чувствовать прямого давления со стороны учителя, иначе интерес к кружковым занятиям резко снижается.

Методы обучения на кружковых занятиях выбираются в зависимости от поставленных дидактических целей, содержания учебного материала, подготовленности к ним учащихся и учителя.

Для кружковых занятий характерны обычные методы трудового обучения, однако использование их имеет свои особенности. Так, наблюдения показали, что среди своих методов чаще всего используется объяснение, а реже всего – рассказ. Среди методов демонстрации наиболее часто применяется демонстрация наглядных и графических изображений, демонстрация приемов работы, диа- и кинофильмов, натурных объектов и процессов. Для методов демонстрации характерно и то, что учащимся 5-6 классов чаще демонстрируют наглядные пособия, а учащимся 8-9 классов – графические изображения. Такой подход учитывает графическую подготовленность ребят.

Важное место среди методов обучения на кружковых занятиях занимает инструктаж. Он может быть вводным, текущим и заключительным; фронтальным, звеньевым и индивидуальным; устным, письменным, графическим. Иными словами, все разновидности инструктажа, характерны для урока технологии, встречаются и на кружковых занятиях.

Методы обучения и различные их комбинации применяются в сочетании с определенными формами организации работы учащихся. На занятиях в кружках могут применяться различные формы организации работы учащихся (фронтальная, звеньевая, индивидуальная, с разделением труда).

Выбор формы организации работы учащихся определяется в значительной мере объектами труда, которыми на кружковом занятии уделяется особое внимание. Это вызвано тем, что в процессе внеклассной работы приходится одновременно учитывать два противоречивых обстоятельства: с одной стороны, коллективный труд располагает большими воспитательными возможностями, а с другой – учащихся стремятся к индивидуальным заданиям, которые отвечают их личным интересам и дают возможность наиболее полно проявить свою самостоятельность.

Способы стимулирования творческих способностей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;

  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • обеспечение возможностей для практики;

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Таким образом, с точки зрения задач воспитания следует возможно шире использовать фронтальную форму организацию работы учащихся, а сточки зрения их интересов (с которыми нельзя не считаться) – индивидуальную. Индивидуализации работы кружков способствует то, что во внеклассной работе не занимается массовым изготовлением одинаковой продукции. Это противоречило бы самой сути кружковой работы, поэтому изделие все время меняется и выпускается в одно-двух экземплярах. Но нельзя не учитывать, что объекты труда должны быть более интересными, чем на уроках технологии, и, следовательно, более сложными. В связи с этим они часто не посильны для изготовления одним учащимся, и приходится прибегать к коллективной форме организации труда. Опыт работы подсказывает, как устранить возникающие противоречия. Как уже говорилось, в 5-6 и частично в 7 классах объектами труда является сравнительно сложные изделия. Между тем известно, что у учащихся этого возраста не хватает терпения долго заниматься изделиями. Поэтому, чтобы ускорить процесс изготовления, объекты труда выполняет звеньями из 2-3 учащихся. В этом случае изделия должны быть такими, чтобы частичная работа над ними представляла собой самостоятельные задания, в процессе выполнения которых учащиеся могли бы проявлять свою самостоятельность и творческую смекалку.

В 8-9 и частично в 7 классах более желательными являются индивидуальные занятия. Они учитывают возрастные возможности школьников. Однако эти задания должны быть связаны между собой. Чтобы учащиеся были заинтересованы в результат всего коллектива. Например, ставится задача оснастить процесс изготовления определенного изделия на уроках труда приспособлениями. Необходимость в этом возникает при организации производительного труда учащихся по заказам предприятия, когда изделия выпускаются большими партиями. В этом случае каждый кружковец получает индивидуальное задание – сконструировать изготовить приспособление для данной операции.

Опыт работы показывает, что возможет и такой вариант подбора объектов труда, при котором учащийся участвует вместе с другими членами кружка в изготовлении сложных изделий и одновременно работает над другими объектами, выбранными по своим интересам.

Все это позволяет сделать вывод, что на кружковых занятиях формы и методы обучения связаны с этапами занятия.

Важное значение для осуществления воспитательной функции имеет самоуправление. В каждом кружке, как правило, избирается староста. Если в кружке несколько секций, то возглавляет его совет кружка, в который входит староста, его заместитель, староста секций. Избирается также редколлегия газеты или бюллетеня кружка. Кружковцы привлекаются к контролю над организацией труда, организацией соревнования, к оцениванию результатов деятельности и др.

Для регулярного посещения школьников кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписание школьных занятий и проведения других мероприятий в школе. Важно помочь каждому найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать интересной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок, экскурсии. Полезно включать в работу решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения

2.5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками»

Пояснительная записка

Представленная программа занятий кружка «Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками» предложена для учащихся 5-6 классов. Программа кружка опирается на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область – технология), Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2. № 1178-02).

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 70 часов (35

занятий).

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.

Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

обучающие:

обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их

использованию;

развивающие:

развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление,

внимательность, усидчивость и аккуратность;

расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;

развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными

материалами;

формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных

взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;

воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Формы и методы обучения:

Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: маппет-куклы, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.

Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как по

разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитии творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Этапы работы над куклой, описанные во 2-5 пунктах тематического планирования, повторяются несколько раз: при работе над изделиями первой и второй сложности, маппет-куклами и в процессе создания учащимися кукол по собственным эскизам и выкройкам в ходе работы над творческими проектными работами.

Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение

практических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последовательности и методах сборки текстильных кукол.

Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата».

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Программа кружка тесно связана с уроками технологии.

В результате освоения программы учащиеся должны

знать:

правила подготовки рабочего места;

правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;

область применения и назначение материалов и инструментов;

уметь:

осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

изготавливать куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;

выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;

быть:

дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными,

усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.

Ис пользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;

создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Тематическое планирование

(этапы работы)

Вводное занятие. Ручные стежки

и строчки. Правила техники

безопасности при обращении с

ручным инструментом

8 ч.

Изучение правил

техники безопасности

при обращение с

ручным

инструментом,

овладение методами

и способами вдевания

нити в иглу, методами и способами

завязывания узелков.

Прямые стежки.

Приемы выполнения

шва «вперед иголку».

Отмеривание нитей

нужной длины,

вдевание нити в иглу,

закрепление ее на

ткани.

Последовательностью

выполнения ручных

стежков и строчек

( прямые стежки,

косые стежки,

отделочные стежки)

Познавательные

Общеучебные действия

Знаково-

символические;

Умение осознано

строить речевое

высказывание в устной форме;

У П логические Д

Анализ объектов

Выбор критериев для

сравнения

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и

точно;

Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая

саморегуляция

2

Работа с чертежами и выкройками изделий первой (из

2-3 выкроек) и второй (из 4-7

выкроек) сложности.

9 ч.

Изучение правил

переноса чертежа

выкройки на кальку,

перенос чертежа

выкройки на кальку,

уменьшение,

увеличение выкройки

мягкой игрушки,

чтение чертежа,

отличие чертежа от

лекала. Разметка

деталей

приспособления на

картоне при помощи

шаблона.

Инструменты,

приспособления.

Правила безопасной

работы

Познавательные

Общеучебные действия

Знаково-

символические;

Умение осознано

строить речевое

высказывание в устной форме;

У П логические Д

Анализ объектов

Выбор критериев для

сравнения

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Личностные

самоопределение

Познавательные

Общеучебные действия

Знаково-

символические;

Умение осознано

строить речевое

высказывание в устной форме;

У П логические Д

Анализ объектов

Выбор критериев для

сравнения

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и

точно;

Разрешение конфликтов.

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Личностные

самоопределение

3

Раскрой куклы

первой (из 2-3 выкроек) и второй

(из 4-7 выкроек) сложности.

6 ч.

Изучение правил

переноса меловых

линий, их перенос в

зависимости от вида

выбранной ткани.

Изучение правил

техники безопасности

при обращении с

ножницами, виды

меловых линий в

зависимости от

применяемых

материалов, изучение

их свойств. Виды

ножниц, их

многообразие в

зависимости от вида

выполняемых работ.

Раскрой материалов

для мягкой игрушки.

Классификация

деталей и срезов.

Лицевая и изнаночная

стороны тканей, их

определение. Виды

меха используемые

для изготовления

мягкой игрушки, их

названия и

классификация.

Познавательные

Общеучебные действия

Знаково-

символические;

Умение осознано

строить речевое

высказывание в устной форме;

Выделение

познавательной цели;

Выбор наиболее

эффективного

способа решения;

Смысловое чтение;

У П логические Д

Анализ объектов

Выбор критериев для

сравнения;

Синтез как составление частей целого;

доказательство

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и

точно;

Разрешение конфликтов.

Управление

действиями партнера(

оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

самоопределение

4

Работа с тканью, мехом.

16 ч.

Изучение правил

техники безопасности

при обращении с

ручным

инструментом,

стежки и строчки

Познавательные

Общеучебные действия

Умение осознано

строить речевое

высказывание в

устной форме;

применяемые при

изготовлении мягкой

игрушки. Общие

сведения о видах

тканей и ниток, их

свойствах (толщина,

цвет) и применении.

Скручивание шнура из двух прядей.

Разновидности игл для шитья, их классификация,

выбор игл по номеру

в зависимости от вида выполняемых работ. Виды и классификация

швейных ниток.

Выбор ниток по

номеру в зависимости

от вида выполняемых

работ, подбор ниток в

зависимости от номера иглы. Детали кроя и срезы.

Сборка отдельных

деталей мягкой игрушки ручными стежками,

выбранными в

зависимости от вида

ткани или меха.

Выделение

познавательной цели;

Выбор наиболее

эффективного

способа решения;

Смысловое чтение;

У П логические Д

Анализ объектов

Синтез как составление частей целого;

Доказательство;

Установление

причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и

точно;

Разрешение конфликтов.

Управление

действиями партнера

( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая саморегуляция

Оценка;

Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

5

Монтаж куклы,

декоративные элементы.

17 ч.

Анализировать

примеры

использования

декоративных

элементов в мягкой

игрушке.

Приводить примеры.

Моделировать

использование

декоративных

элементов.

Знать их свойства.

Выполнять монтаж

игрушки в

зависимости от её

вида и назначения,

определять места

расположения

Познавательные

Общеучебные действия

Умение осознано

строить речевое

высказывание в устной форме;

Выделение

познавательной цели;

Выбор наиболее

эффективного

способа решения;

Смысловое чтение;

У П логические Д

Анализ объектов

Синтез как составление частей целого;

Доказательство;

отдельных элементов,

их классифицировать

и производить

соединение мелких

деталей с основной

деталью, определять

места расположения

декоративных

элементов.

Выполнять групповые задания

Установление

причинно-

следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и точно;

Разрешение конфликтов.

Управление

действиями партнера(

оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Волевая

саморегуляция

Прогнозирование

уровня усвоения

Оценка;

Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

6

Итоговые занятия

12 ч.

Подводить итог своей

деятельности (личной

и коллективной)

Личностные УУД

Смыслополагание.

Самоопределение

Регулятивные УУД

Оценка;

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Умение выражать

свои мысли полно и

точно;

Разрешение

конфликтов.

Управление

действиями партнера

(оценка, коррекция)

7

Резерв

2 ч.

Содержание программы, Раздел 1. Вводные занятия (4 часа)

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки.

Назначение мягкой игрушки. Русская народная кукла. Традиции изготовления. Куклы-берегини.

Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места.

Материалы и инструменты.

Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.

Раздел 2. Ручные швы (4 часа)

Виды швов, применяемых при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. Выполнение различных видов швов.

Раздел 3. Изделия первой сложности из 2

Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Мех и флис – недостатки и преимущества. Выбор материалов по их свойствам. Набивка, её виды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура.

Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани.

Определение припусков на швы. Вырезание лекал.

Сборка куклы. Определение последовательности сборки. Правила заполнения игрушки

набивочным материалом.

Оформление глаза и носа куклы. Знакомство с различными способами изготовления. Способы прикрепления (приклеивание, нитяной прикреп).

Рисование глаз куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол.

Декоративное оформление куклы. Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда и аксессуары. Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.

Раздел 4. Изделия второй сложности из 4

Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разных странах. Виды кукол-тильд. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива.

Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Различные способы окрашивания.

Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд. Последовательность кроя.

Снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины.

Инструменты и приспособления.

Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.

Одежда для кукол-тильд. Аксессуары-тильда. Материалы для изготовления кукольных

причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.

Раздел 5. Куклы для кукольного театра (1

Куклы для кукольного театра. Марионетки. Пальчиковые куклы. Маппет-куклы. Особенности кроя маппет-кукол.

Работа с чертежами и выкройками маппет-кукол. Снятие лекал на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки.

Сборка маппет-куклы.

Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы. Инструменты и

приспособления. Ремонт текстильной куклы.

Раздел 6. Творческие проектные работы (12 часов).

Создание эскиза куклы. Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу.

Защита проектов. Выставка кукол.

Резерв — (2 часа).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

Правила безопасного труда;

Оборудование и инструменты для ручных работ;

Виды игл и ниток;

Виды материалов, используемых при изготовлении мягкой игрушки.

Учащиеся должны уметь :

Соблюдать правила безопасного труда;

Снимать лекала с журналов;

Разрабатывать по эскизу выкройки деталей несложной формы;

Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха;

Пользоваться ручным инструментом.

Технологическое обеспечение программы.

Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:

хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;

нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;

иглы разной величины;

ножницы, шило, плоскогубцы, нож;

картон, калька, копировальная бумага;

линейка, карандаш, фломастеры, клей;

вата, синтепон, проволока;

бисер, пуговицы, тесьма, кружева.

2.6. Требования к кабинету для занятий кружка.

Помещение, отводимое для занятий кружка, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой 15 человек.

При организации кабинета для занятий можно рекомендовать следующее. Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения для кружков должна быть не менее 2,5 м 2 на человека.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами, они создают освещение, близкое к естественному свету. Для обеспечения достаточного по мощности, не слепящего, равномерного и бестеневого освещения светильника нужно подвешивать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга, на высоте не более 2,2 м. от поверхности столов. На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен, цвет занавесей, мебели. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, инструменты, приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий.

В кабинете нужны доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков и т.д., желательно мультимедийное оборудование. Удобна в работе двухстворчатая доска-экран. Внутренняя сторона ее (при открытых створках) окрашена в белый цвет. Она используется как экран, а наружная – цветная (зеленая или коричневая) – для выполнения графических работ.

Вдоль одной из стен (противоположной окну) необходимо поместить постоянную выставку детских работ, соответствующую теме года. Это лучше всего сделать в застекленных витринах, чтобы предохранить изделия от запыления. Нижнюю закрытую часть витрин шкафов можно использовать для хранения материалов для работы, образцов изделий, наглядных материалов, инструментов и приспособлений. Ножницы, иголки, шильца, карандаши, кисти и другие мелкие приспособления лучше хранить в отдельных ящичках, чтобы при необходимости не тратить время на их поиски. Размещение каждого вида пособий, инструментов и приспособлений в определенном месте, обеспечить их быструю раздачу на занятии. Комплекты дидактических материалов удобно хранить в отдельных папках по темам занятий.

Современное оснащение кабинета требует технических средств обучения. Необходимо иметь комплекты слайдов по темам, видеофильмы, разработки учебных занятий. Комплект оборудования кабинета должно включать 1-2 швейные машины для стачивания изделий, оверлок для обработки срезов швов и гладильную доску.

Оформлять кабинет надо продуманно, учитывать цветовые сочетания отдельных элементов, масштабность. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы, оформлять витрины нужно таким образом, чтобы в целом в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у кружковцев.

Применение наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий. Наглядные средства позволяют дать учащимся наиболее полное представление о каком-либо изделии, образце и способствуют более полному освоению материала. Наглядные пособия используют также при объяснении нового материала.

Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломная работа выполнена с целью разработки методической базы для организации внеурочной формы обучения — кружка «Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками» и расширения технологических знаний учащихся.

Для достижения цели в дипломной работе были разработаны следующие части: психолого – педагогическая, методическая и технологическая

В психолого – педагогической части была рассмотрена активность в процессе обучения, которая способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти и творческого воображения. Рассмотрены этапы процесса развития познавательной активности учащихся, а также необходимость становления и развития внеурочного образования. Охарактеризованы основные формы организации занятий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Основные из них: конкурсы и олимпиады, лекторий, предметные кружки, факультативные занятия, экскурсии, кружковая работа.

В методической части были рассмотрены принципы организации, отбора содержания и планирования кружковой работы в общеобразовательных учреждениях, разработана программа дополнительного образования по ДПИ кружка «Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками», в содержание которой входят: сводный тематический план на учебный год ; календарно – тематическое планирование учебного материала кружковых занятий; цели, формы и методы работы, универсальные учебные действия.

В заключение нельзя не сказать о необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.

2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. — т.16. — №5. — с.49-58.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.

4 Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.:

Просвещение, 1981.-176с.:ил.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 1999. – 368 с.

6.. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

7. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.

8. Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень. – 2000. — № 4. – с. 7-9.

9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997

10. Неботова З И.., Кононович Т.А. Мягкая игрушка. Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 115с., с илл.

11.

12. Психологический словарь, / Под ред. В. В, Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

13. Рогалева Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. — 160 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.№ 2. – С. 32 – 46