Защита дипломной работы (как защитить дипломную работу)

предзащиты диплома

Фактически предзащита является генеральной репетицией основного мероприятия (представление дипломной работы).

Прохождение данной процедуры имеет свои нюансы и правила, которых стоит придерживаться, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с защитой своей научной работы. Успешная предзащита – это 90% гарантии, что сама дипломная работа будет сдана беспрепятственно.

Что значит предзащита диплома

Технически предзащита дипломной работы – это такое же выступление, как и на финальном этапе представления, но происходит оно в формате «без галстуков». Вместо аттестационной комиссии заслушивают защищающегося следующие лица:

  • куратор (научный руководитель);
  • профильные преподаватели;
  • заведующий кафедрой;
  • другие студенты.

Ключевая задача всех присутствующих в аудитории – это объективная оценка каждого выступления с выражением возникающей критики, которая в дальнейшем должна помочь определить слабые места доклада. Дипломник за счет общения с этой аудиторией сможет не только переработать доклад, но и выявить нежелательные особенности поведения, а также технические моменты, что нуждаются в корректировке.

В список необходимых компонентов для генерального прогона защиты научной работы должны входить:

План необходим для того, чтобы в руках докладчика находилось минимум бумаг. Доклад не зачитывается, а воспроизводится в произвольной форме, что указывает на максимальное погружение в тему работы. План составляется в виде структурированно расположенных тезисов, что помогут студенту воспроизводить текст доклада без запинок и нарушения рассуждений.

Презентация фактически является рекламной обёрткой доклада, что должна заинтересовать большую часть аудитории. Перенесённая на слайды информация преимущественно должна быть графической с минимальным объемом текстовых выкладок. Презентация не создаётся для того, чтобы слушатели вчитывались в неё, а нужна лишь для визуализации озвучиваемого докладчиком.

Раздаточный материал может варьироваться в зависимости от темы работы и специализации рассказчика. Минимальное требование по данному пункту – это распечатка графиков, диаграмм и прочей визуальной информации для упрощения её восприятия приёмной комиссией.

10 стр., 4904 слов

Курсовой работы должна быть согласована с научным

... плана работы; рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и др. источники информации по выбранной теме; проводит регулярные консультации; осуществляет контроль за ходом выполнения курсовой работы; оценивает содержание курсовой работы; дает отзыв на курсовую работу ...

Защита дипломной работы (как защитить дипломную работу)

Как проходит предзащита диплома

Итак, предварительная защита дипломной работы – это показательное выступление на публику, реакция которой даст понимание об успехе проведенной презентации материала.

Естественно, чтобы не ударить в грязь лицом, каждый студент должен подойти к предзащите с уже готовым дипломом и вышеперечисленной сопроводительной документацией.

Максимальная ответственность и сосредоточенность на представлении материала позволит без труда докладывать, как на аудиторию, собранную для предзащиты дипломов, так и перед лицом самой аттестационной комиссии.

Построение доклада при этом выглядит следующим образом:

  1. Представление студента и работы (ФИО, группа, тема диплома).

  2. Указание основных данных из вводной части (цели, задачи, использованные в исследовании методы).

  3. Логическое изложение хода исследования с ориентированием на ключевой метод.
  4. Подведение к выводам и перспективам проведенной работы.

При осуществлении доклада следует не забывать о раздаточном материале и презентации. Все сказанное, что возможно подкрепить визуальной информацией, должно представляться именно в такой форме. Подобная демонстрация рассуждений поможет подвести слушателей к финалу выступления, вызвав у них четкое понимание о проведённом исследовании.

Важно! Опыт поколений указывает на то, что практические формы подачи информации с техническими или графическими материалами гораздо эффективнее воздействуют на аудиторию.

Четкость суждений, свободный переход между этапами работы, доказательство актуальности и инновационности материала – это всё то, что поможет вызывать доверие у преподавательского состава и аттестационной комиссии впоследствии. Если студент наглядно доказывает, что произвел исследование самостоятельно, то к нему возникает минимум вопросов и, уж точно, отсутствуют каверзные дополнения со стороны контролирующих лиц.

Пример речи на предзащиту диплома

Уважаемые члены аттестационной комиссии и слушатели, приветствую всех. Представляю вашему вниманию дипломную работу на тему: «Модель процесса распространения вирусов в компьютерных сетях».

  • Актуальность данного исследования заключается в острой необходимости решения проблемы разработки адекватной и объективной модели процесса распространения вирусов в компьютерных сетях, что учитывала бы особенности вредоносного ПО и динамическое изменение сети в процессе её анализа.
  • Объектом исследования являлись компьютерные вирусы и особенности процесса их распространения, а предметом – существующие модели анализа заражений в сетях различной структуры.
  • Целью работы являлась разработка оптимальной математической модели распространения вирусов, что учитывала бы параметры добавления новых и удаления неработоспособных хостов из структуры зараженной сети.
  • В соответствие с целью были поставлены следующие задачи:
  1. Изучение литературных источников по теме работы.
  2. Рассмотрение основных моделей распространения вирусов для выделения преимуществ и недостатков каждой из них.
  3. Подбор базовой модели, на основании которой будет формироваться уникальная модификация, что станет в последствии собственной разработкой.
  4. Выпуск программного обеспечения, на базе которого будет реализовываться алгоритм эмуляции разработанной математической модели.

В качестве ключевой гипотезы исследования была использована идея о наличии функциональных параметров у каждого вредоносного объекта и важности синхронизации этой информации со структурными особенностями компьютерной сети.

12 стр., 5694 слов

Модели восприятия академического мошенничества студентами

... заложенные в модели восприятия академического мошенничества студентов, обладающих различными наборами индивидуальных ценностей. Теоретическим объектом Отбор респондентов для участия в исследовании происходил ... карты восприятия академического мошенничества. Теоретико-методологическим ресурсом для построения карт восприятия нечестного поведения студентами является серия работ Лиоры Шмелкин ...

Ключевые методы, использованные при написании научной работы:

  1. Общелогический, что предполагает изучение, систематизацию и анализ информации, полученной из литературных источников.
  2. Практический, использование которого позволило создать программное обеспечение для реализации ранее известных и новой математической модели.
  3. Экспериментальный, в рамках которого была эмулирована виртуальная компьютерная сеть. На базе этой сети внедрялось разработанное ПО, а затем, выполнялась проверка результатом на объективность.

Исследование позволило получить результаты, указывающие на перспективность дальнейшей оптимизации и модификации разработанной математической модели. Также наглядно были показаны способы её внедрения в антивирусное программное обеспечение для повышения эффективности защитных алгоритмов и оперативности обнаружения вредоносных объектов, влекущих за собой заражение сети.

Благодарю за внимание!

Источник: http://kursach37.com/predzaschita-diploma/

Что такое предзащита дипломной работы?

«Я вас даже до предзащиты не допущу!» – эту угрозу преподавателя нерадивые студенты выслушивают с регулярностью майских гроз. Причём чем ближе к маю – тем чаще звучит это обещание со стороны научного руководителя. Ведь в мае и в начале июня наступает пора предзащит. Уже страшно? То-то же!

Чтобы повысить шансы на успешную предзащиту, кто-то из студентов заказывает диплом у студлансера, кто-то старается справиться своими силами. Это суровое испытание! От него почти напрямую зависит сама защита дипломного проекта.

Говорят, что предзащита даже важнее защиты. Пожалуй, это так. Ведь на самом деле судьба вашего диплома решается именно в этот момент!

Если вы успешно прошли предзащиту, можно практически не сомневаться: на защите вряд ли будут сюрпризы.

И если у преподавателей будут сомнения – к защите вас просто не допустят, чтобы не позорить кафедру.

Более того, очень часто именно на предзащите (точнее, после неё) преподаватели обсуждают , кто какой оценки достоин.

Зачем нужна предзащита?

Итак, зачем кафедра устраивает это мероприятие и почему к нему надо отнестись со всей серьёзностью?

— Во-первых, это проверка готовности студентов к защите, на которой будет присутствовать госкомиссия. Члены госкомиссии, чтобы вы знали, оценивают не столько уровень дипломных работ студентов, сколько уровень кафедры и факультета. Защита – это экзамен и для преподавателей. Поэтому им очень оценить уровень подготовки студентов и убедиться, что дипломы готовы к защите.

  • Во-вторых, это генеральная репетиция для дипломников. Немногие студенты умеют уверенно держаться перед аудиторией. Большинство бьёт мандраж. Поэтому на предзащите создаётся обстановка, приближенная к часу X.

Вы сможете прогнать речь перед аудиторией, продемонстрировать презентацию. Вам будут задавать вопросы.

3 стр., 1086 слов

Работа допущена к защите

... МАРКЕТИНЕ, УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ, ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА Цель работы - исследование совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Объект исследования - производственное предприятие «Минский электротехнический завод имени В.И. Козлова» (МЭТЗ). В ходе дипломной работы ...

Вы увидите недостатки своего выступления (да вам на них прямо укажет научный руководитель) и сможете исправить их перед защитой.

  • В-третьих, это предоставление шанса тем студентам, чей диплом слегка «недотягивает» – у кого до идеала, у кого хотя бы до минимально приемлемого качества.

После предзащиты преподаватель может дать возможность исправить некоторые косяки (но учтите, не на всех кафедрах это практикуется).

Даже если сам диплом исправить и не дадут, то над защитной речью и презентацией вы сможете ещё поколдовать.

Как подготовиться к предзащите?

На предзащиту нужно будет явиться во всеоружии:

Предоставить конечный вариант дипломной работы., Принести все наглядные материалы, подготовить презентацию., Подготовить защитную речь.

Но не стоит относиться к речи, подготовленной для предзащиты, как к черновому варианту! Чем лучше вы выступите на предзащите, тем выше шансы получить высокую оценку за дипломную работу, так как преподаватели уже будут представлять ваш потенциал (не секрет, что примерное распределение оценок во многих вузах производится до защиты).

Обязательно отрепетируйте свою речь дома перед зеркалом.

Заказывая работу у студлансера, сразу договоритесь о написании защитной речи и подготовке презентации, чтобы не возникло недопонимания и вы не оказались «голышом» накануне предзащиты.

Как проходит предзащита диплома?

В целом предзащита проходит так же, как защита, разве что в более неформальной обстановке. Присутствовать будет ваш научный руководитель, скорее всего – другие преподаватели кафедры, возможно – декан. Также будут сидеть на предзащите и ваши коллеги-студенты.

На предзащите студенты читают свои речи, демонстрируют наглядный материал, отвечают на вопросы преподавателей и других студентов (маленькая хитрость: вопросы можно сформулировать самому и раздать товарищам).

В отличие от защиты, после вашего выступления преподаватели могут сделать замечания, исправить ошибки, дать советы – как держаться, какие у вас недостатки в выступлении или ответах.

  • Ещё одно небольшое отличие – возможность самому задавать преподавателям вопросы, уточнять организационные моменты.
  • Ну и дресс-код вольный, празднично одеваться не нужно.
  • По итогам предзащиты будет принята окончательная формулировка темы и прозвучит мнение научного руководителя: рекомендован диплом к защите или нет.

Рекомендуем записать своё выступление на видео и просмотреть дома. Это поможет вам оценить своё умение держаться перед аудиторией, позволит подправить ораторские косяки.

Есть ли шанс на реабилитацию, если вы провалили предзащиту?

Хотя вроде бы на защите все свои, отнеситесь к этому мероприятию серьёзно. Если у преподавателей возникнут сомнения в вашей способности выдержать защиту, вам настоятельно предложат защищаться в следующем году.

Что же делать, если предзащита провалена? Если вы не совсем уж били баклуши, когда надо было писать диплом, и уверены, что сможете «допилить» его в тот короткий срок, что остался до защиты – попытайтесь объяснить это преподавателю. Гарантий никаких, но кафедра может пойти навстречу. Такие вопросы решаются в индивидуальном порядке.

Если вам дали шанс, медлить нельзя. У вас будет, скорее всего, не больше недели на подготовку чистового варианта. Есть смысл воспользоваться помощью студлансера – профессионалы Студланса вытягивали студентов и не из таких передряг.

Источник: https://studlance.ru/blog/chto-takoe-predzashhita-diplomnoj-raboty

Подготовка доклада для защиты дипломной работы студентов по направлению 080100.62 «Экономика»

Даны основные предложения для подготовки доклада на защиту дипломной работы студентов-дипломников очной и заочной формы обучения направления 080100.62 «Экономика» по профилю подготовки «Бухгалтерский учет и финансы», данные рекомендации также будут полезны их научным руководителям.

Доклад к дипломной работе — это речь для защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) объемом 3–4 листа машинописного текста (раздаточный материал, презентация), содержащая в себе краткое изложение дипломной работы и основные выводы по выбранной теме исследования. Желательно речь не зачитывать, а свободно рассказывать.

  • На защите члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК) оценивают, прежде всего, степень готовности дипломника к защите выпускной квалификационной работы, также члены ГАК обращают внимание на следующее:
  • — Отзыв научного руководителя (положительные стороны и недостатки работы);
  • — Рецензия (положительные стороны и недостатки работы);
  • — Соответствие требованиям оформления, выдержанность структуры работы;
  • — Введение и заключение работы;
  • — Содержательность основной части дипломной работы,
  • — Оформление списка литературы работы;
  • — Достаточность и соответствие информации, представленной в раздаточном материале.

Общая цель доклада состоит в том, чтобы не просто произнести заготовленную речь, а проявить способность в создании и раскрытии научно-исследовательской «картины» на основе выполненной дипломной работы.

Выступление должно показать важность и ценность проделанной работы, выразить собственное понимание актуальности выбранной темы и отразить личный вклад по решению поставленных задач.

Успех защиты дипломной работы наполовину зависит от того сможет ли студент- дипломник грамотно донести до слушателей — членов комиссии основные положения работы с использованием раздаточного материала и презентаций.

Предлагаемая структура доклада является примерной и может конкретизироваться и изменяться в зависимости от особенностей и содержания работы, полученных результатов и представляемых демонстрационных материалов (табл.1.).

Первый раздел доклада «Вступление и постановка проблемы» формируется за счет «Введения» дипломной работы.

Доклад начинают с приветствия «Здравствуйте, Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии!».

В зависимости от ситуации, если перед выступлением не представлен дипломник и/или не названа тема его работы, тогда можно продолжить так «Вашему вниманию представляется дипломная работа (Ф. И. О.) на тему (полное название)».

Далее, не более минуты нужно говорить об актуальности выбранной темы. Цель и задачи можно указать в слайдах и не терять время, если доклад превышает установленный лимит.

Второй раздел доклада «Результаты проделанной работы» — наиболее объемный и достаточно иллюстрированный как на слайдах, так и в раздаточном материале. Информацию для этого раздела компоновать из 2 и 3 главы дипломной работы. Далее раскрыть объект исследования, его экономическую характеристику, основные выводы. По времени этот раздел не превышает 4,5 минут.

Третий раздел «Заключение и рекомендации» — представляет наивысшую ценность выступления. Он формируется за счет информации из 4 главы и/или заключения дипломной работы. Необходимо четко не только объяснить рекомендации, которые разработаны, а также попытаться доказать (убедить) слушателей в практической значимости предложений для самого предприятия.

Доклад должен быть предварительно написан и обязательно откорректирован научным руководителем, то есть кроме автора дипломной работы и руководителя никто доклад смотреть не будет, поэтому оформление доклада может быть на ваше усмотрение.

Для удобства при написании предлагается использовать 14 шрифт Times New Roman, интервал 1,5. При написании доклада на защиту следует ориентироваться по объему следующим образом: 1 страница текста по времени занимает 2 минуты на выступлении, т. е.

доклад на 5 минут — это в среднем 2,5 страницы.

Если возникают затруднения, можно сначала подготовить речь вместе с иллюстрациями, а потом разделить ее на две части: сам текст доклада без таблиц и рисунков и раздаточный материал. Доклад оформлять от третьего или второго лица, например: предложены следующие рекомендации или нами разработаны следующие рекомендации.

Иллюстрированный материал, который отобран из дипломной работы для презентации и раздаточного материала, по сути, является «скелетом» — основой доклада. Для раздаточного материала и презентаций нужно отобрать красивые и информативные иллюстрации (рисунки, таблицы).

На слайдах и в раздаточном материале могут быть представлены одни и те же таблицы и рисунки. По представленной информации в раздаточном материале и презентациях у членов ГАК могут возникнуть вопросы, поэтому еще раз следует проверить все иллюстрации и выводы к ним.

Таблицы и рисунки не должны быть перегружены информацией или наоборот, цифры в презентации должны быть достаточно большими, яркими и четкими.

Раздаточный материал должен иметь титульный лист, таблицы и рисунки могут быть оформлены со сквозной нумерацией. Желательно, рисунки оформить в цветной палитре. В раздаточном материале могут быть представлены 2–3 таблицы и 3–4 рисунка на 5–6 страницах в количестве 5 одинаковых экземпляров.

На выпускающей кафедре узнайте точное количество экземпляров раздаточного материала (обычно 5–6 экземпляров), каждый из которых вы предоставляете на кафедру вместе с прошитой дипломной работой в одинаковых папках.

Дипломник должен четко и грамотно в течение 5–7 минут, без заикания и затяжных пауз, громко и членораздельно доложить членам ГАК основное содержание своей дипломной работы. Благоприятное впечатление производит речь, сказанная по памяти, со свободным и логически последовательным изложением результатов проделанной работы при использовании качественного иллюстрированного материала.

Конечно, при выступлении неизбежно волнение, поэтому чтение подготовленного доклада, подглядывание, вполне возможно, но как бы сильно не захлестнули эмоции, ни в коем случае не стоит прерывать свое выступление, или резко не менять речь.

Можно предварительно отрепетировать доклад перед зеркалом, однокурсниками или сделать аудио/видеозапись, а затем несколько раз прослушать и скорректировать свое выступление.

На защите во время доклада следует контролировать голос и темп своего выступления, не стоит убыстрять свою речь, короткий доклад оставляет впечатление несерьезной работы, а длинный доклад может быть прерван членами ГАК, что психологически дополняет стресса и волнения. Важно избегать наиболее распространенные типичные ошибки на защите (табл.2.)

Таблица 2

Типичные ошибки и советы

Элемент выступления Типичная ошибка Совет
Текст доклада Длинный по времени доклад или слишком короткий доклад, структура доклада не продумана Необходимо потренироваться, прочитайте текст доклада вслух не менее 10–15 раз, чтобы основные термины, понятия и обороты выговаривались без запинки. Эффективно на тренировке читать в различных режимах (быстро, но выговаривая окончания слов и медленно — делая паузы, растягивая слова).

При этом засекайте время.

Ответы на вопросы ГАК Затяжное молчание или еле слышные ответы Ответы должны быть краткими, но исчерпывающими, достаточно громкими и уважительными без использования слов «паразитов».
Раздаточный материал Не достаточно данных, оформление не соответствует требованиям Для подготовки раздаточного материала подбираются самые яркие / эффектные и информативные таблицы, диаграммы, рисунки. Желательно информацию и их презентабельный вид повторно проверить.
Презентация Нет ссылок на таблицы и рисунки, данные блеклые, мелкие и неразборчивые

Вопросы, которые могут быть заданы студенту в процессе защиты дипломной работы, как правило, имеют непосредственное отношение к теме дипломной работы и приведенным в ней решениям и результатам. Количество и характер вопросов в значительной степени зависят от содержания, четкости и убедительности доклада.

Ответы на вопросы членов комиссии должны быть по существу, краткими и содержательными, поэтому как минимум нужно тщательно подготовиться по следующим вопросам: знать основные термины по теме работы, основные рассчитываемые экономические показатели, нормативную базу, информацию о деятельности изучаемого предприятия, важные заключения и предложения по итогам работы.

Таблица 1

Структура доклада по защите дипломной работы на 5–7 мин

Фундамент выступления Структура доклада Примерные для использования слова и обороты Наглядное оформление Лимит в минутах
Без слайда Слайды
I. Вступление и постановка проблемы (основная информация из введения) 1. Приветствие Здравствуйте, Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! В докладе Слайд 1. Название темы, ФИО исполнителя и руководителя 0,1
2.Актуальность темы
  1. В работе рассматривается…этим и обусловлена актуальность выбранной темы дипломной работы
  2. (или)
  3. Актуальность темы дипломной работы заключается…
В докладе (одно или два предложения) 0,5
3. Цель и задачи дипломной работы
  • Целью дипломной работы является…
  • Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи…
  • Либо в докладе, либо в то время как говорите об актуальности (п.2) показать слайд — цель и задачи, но не говорить
В докладе Слайд 2. Цель и задачи 0,0- 0,5
II. Результаты проделанной работы (информация по 2 и 3 главам) 4. Объект исследования (предприятие) Тема дипломной работы раскрыта на примере … предприятия. Основными видами деятельности предприятия являются… Предприятие известно тем, что… В докладе перечислить основные виды деятельности Слайд 3. О предприятии (где создано, когда, кем, основные виды деятельности) или Слайд 3. Организационная структура предприятия 0,4
5. Экономическая характеристика предприятия Анализ деятельности предприятия за изучаемый период позволяет сделать выводы…. В докладе Слайд 4. Анализ деятельности предприятия (Таблица) Слайд 5, 6 (Рисунки, графики) 0,5–1,0
6. Изложение основного материала Излагаете важные вопросы по 3 главе с обязательным наглядным материалом. Даете основные общие выводы. Итак, проделанный анализ позволяет сделать следующие выводы: во-первых, …, во-вторых,…, в-третьих, … В докладе Слайд 7. Журнал хозяйственных операций предприятия за декабрь 201_ г. (применительно к теме «Учет…») Слайды 8, 9 (Таблицы, рисунки, графики) 2,0–2,5
III. Заключение и рекомендации (информация по 4 главе) 7. Предложения по исследуемой проблеме — это основной момент Вашего доклада
  1. Небольшая пауза
  2. На основе полученных выводов разработаны следующие рекомендации…
  3. В слайдах можно показать вкратце основные выводы и рекомендации по совершенствованию.
В докладе Слайд 10. Недостатки применения используемого предприятием способа учета… Слайд 11. Преимущества предлагаемого автором способа… 1,0–1,5
8. Заключение Небольшая пауза Доклад окончен. Спасибо за внимание! В докладе Слайд. ( последний) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 0,1

Источник: https://moluch.ru/archive/59/8567/

Защита дипломной работы – как тщательно к ней подготовиться?

Большинство дипломников перед защитой охватывает ощущение страха и это нормально. Все боятся облажаться, тем более если на кону результат пяти (а то и больше) лет учебы. Избавиться от страха Вам не удастся, но вот попробовать сделать его своим другом можно.

Дело в том, что эта эмоция кроме негативных последствий, таких как постоянные запинания и дрожь в голосе, заставляет Ваш мозг очень активно работать. Я могу привести огромное количество примеров из своей студенческой жизни, когда в стрессовые моменты у меня получалось решать такие задачи, за которые я в спокойной обстановке даже и не брался.

Помните – бояться это нормально! Сделайте страх Вашим другом! Подготовьтесь к защите как следует, и будьте уверены в своих силах!

Теперь что касается технической стороны защиты. Перед защитой, когда текст доклада, раздаточный материал (или презентация) уже готовы, сделайте

  1. Несколько раз прочтите доклад на свежую голову и вникните в то, что там написано. Не нужно заучивать его на память слово в слово! На защите никто не запрещает Вам периодическим смотреть в текст доклада, это никак не повлияет на Вашу оценку;
  2. В докладе обязательно нужно делать ссылки на раздаточный материал или слайды презентации. Можно даже вставить иллюстрации непосредственно в текст доклада, для Вашего удобства;
  3. Когда научитесь без запинаний рассказывать доклад с подсматриванием в листок, попросите друга или подругу (хорошо, если это тоже будет дипломник) Вас послушать и сказать свое мнение все ли ОК. Если ему/ей что-то не понравилось в том, как Вы зачитываете доклад, исправьте это.

Во время доклада:

  1. Постарайтесь сохранять спокойствие, не торопитесь, соберитесь с мыслями и сконцентрируйтесь на теме вашей дипломной работы, постарайтесь не думать ни о чем другом кроме темы диплома;
  2. Покажите что Вы искренне инетересуетесь своей темой и знаете ее, а не отбываете номер;
  3. Ни в коем случае не смотрите в окно или в сторону! Обращайте свой взор периодически в текст и на членов комиссии или на других дипломником;
  4. Если вас спросят что-то такое, чего Вы не знаете, ни в коем случае не молчите. Если вопрос не совсем по теме (такое нередко бывает – члены комиссии далеко не всегда внимательно слушают доклад) так и скажите: данный вопрос не касается (косвенно касается) исследуемой тематики, поскольку … здесь нужно сказать подтверждение того, почему именно вопрос не в тему.
  5. Если же вопрос в тему, но ответ Вы не знаете, (такое тоже случается ???? ), опять таки, не молчите. Говорите хоть что-то, что каким либо образом связано с вопросом. В этом случае, Вы не будете привлекать внимание окружающих своим молчанием. Еще раз повторю – не молчите, что бы не случилось!

Источник: https://diplomguide.ru/zashita/zashita.html