Актуальность дипломной работы. В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса.
Компьютерные технологии и урок иностранного языка — актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип).
Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Инновационные и традиционные технологии в образовании
... развития общества. Однако в погоне за новым, конечно же, нельзя отметать ценный опыт традиционного обучения. Объектом нашего исследования являются педагогические технологии в образовании. Предметом исследования является сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий в образовании ...
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Предметом дипломной работы является новые информационные технологии в процессе изучения иностранных языков.
Объектом дипломной работы является процесс обучения английскому языку.
Целью дипломной работы является рассмотрение инновационных педагогических технологий в обучении английскому языку.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических аспектов использования инновационных педагогических технологий в процессе обучения иностранному языку;
- исследование способов внедрения новых информационных технологий в процессе изучения иностранных языков;
- экспериментальное подтверждение положительной динамики в обучении иностранных языков при использовании инновационных технологий.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».[4, с.23]
«Новые технологии в обучении иностранному языку»
... и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции . Различные аспекты применения инновационных технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах таких ученых ...
В этом свете важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип).
Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.
Сегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя — выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М.Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом — это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания. [8, с.34]
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Основные методы инновационной деятельности организации
... в менеджменте. 2.1. Общие методы инновационной деятельности организации Непосредственно при проведении в жизнь инновационного процесса применяют общие и специфические методы инновационного менеджмента. К общим методам относятся: I. методы анализа: графический, сравнения, балансовый; ...
Работа над проектом — процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия.
И, наконец, модульное обучение получило свое название от термина “модуль”, означающего “функциональный узел”. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы школьников, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули. [24, с.116]
Анализ деятельности департамента экономического развития администрации ...
... деятельности: разработка и реализация социально-экономической политики города Липецка, формирование приоритетных направлений социально-экономического развития ... должны отражаться в отчете о прохождении производственной практики. Также в период практики необходимо: ознакомиться с ... а также проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, ...
Мною, как преподавателем иностранного языка, была разработана и апробирована целая серия модулей по внедрению в курс английского языка целого блока тем, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников, так как этот аспект является крайне актуальным на сегодняшний день и является наименее изученным.
Как показывает практика, именно незнание своей собственной истории, культуры и традиций, а не истории страны изучаемого языка, вызывает значительные трудности при общении на языке.
Выполнение элементов модульного блока осуществляется в течение 45 минут после предварительного изучения или повторения основного материала в рамках элективного курса 1 раз в неделю со 2-го по 11-й классы как на уроках, так и во внеурочное время.
Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в школе, как показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.
Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.
Многосторонний метод. Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого “Кливлендского плана”, разработанного в 1920 году. Его основные принципы:
Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых.
Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы.
Каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса, обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения. Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.
Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом. [14, с.28]
Метод полной физической реакции. Данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это происходит у маленьких детей.
Во-вторых, язык занятия обычно ограничивается понятиями, описывающими ситуацию “здесь и сейчас” и легко объяснимыми примерами на изучаемом языке. Обучаемые никогда не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.
Метод не предназначен обучению чтению и письму, а также язык, в том объеме, который усваивается при обучении этим методом, не является естественным языком повседневного общения.
Естественный метод. Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. Педагог никогда не обращает внимания обучаемых на ошибки в речи, так как считается, что это может затормозить развитие речевых навыков. Ранний продуктивный период начинается с момента, когда пассивный словарь учащихся достигает около 500 словарных единиц.
С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются деятельностный подход. В основе данного подхода лежит представление о том, что функционирование и развитие личности, а также межличностные отношения учеников опосредуются целями, содержанием и задачами социально значимой деятельности.
Активное обучение. Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.
Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика.
Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно.
Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. [16, с.367]
Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:
- Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
- Создание и размещение в сети сайтов и презентаций — они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.
Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.
Однако надо отметить, что информационные технологии, Интернет-технологии — это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.
Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе. Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/ результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность ученику и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в области изучения языка и иноязычной культуры. Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад. В настоящее время при Совете Европы создан Аккредитационный комитет, куда направляются проекты языковых портфелей, проходящие в дальнейшем оценку и обсуждение, а также аккредитацию. Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. По своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми” текстами, является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной ситуации работу обучаемого с языковым портфелем можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель — ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.
Модернизация системы отечественного образования, определяющая интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющаяся условием ее процветания и развития, требует от каждого образовательного учреждения поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.
Инновационная деятельность для образовательного учреждения заключается в разработке и апробации второй Программы развития школы по теме “Школа личностного роста”. Создание программы развития школы до 2013 года и её защита, дало возможность в 2008-2009 годах нашему учреждению получить муниципальный грант в рамках конкурса лучших образовательных учреждений (в размере 1 млн.)
Целью деятельности школы, согласно Программе развития, является создание условий в образовательном пространстве школы для личностного роста обучающихся, их жизнеспособности в гармоничном взаимодействии с окружающей природой, социумом, развития способности к активному проявлению субъектной позиции.
Для решения задач программы образовательное учреждение работает по проблеме ОС “Школа-2100”. В основу образовательной системы “Школа-2100” положена концепция “Педагогика здравого смысла” (А.А. Леонтьев).
Система «Школа-2100» в инновационных образовательных учреждениях направлена на формирование учебно-познавательной деятельности ребенка.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становиться самим собой. Сознание и общение не только неразрывны с деятельностью, они ею определяются. Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
Сегодня все основные государственные документы подчеркивают в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Сегодня мы на государственном уровне отказались от репродуктивной парадигмы «Запомни и повтори».
Что же такое личностно-ориентированное образование? Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом, учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств.
Как отличить учебник, написанный в рамках личностного подхода? Большая часть деятельности, предлагаемой учебником, должна быть развивающей, иметь мотивацию, носить функциональный и коммуникативный характер. Материал должен подаваться проблемно для организации мыслительной деятельности. [27, с.145]
Уже на раннем этапе обучения важно научить ребенка группировать и классифицировать информацию. Большая часть учебников в Образовательной системе «Школа-2100» интегративные («Окружающий мир» Вахрушева, «Прекрасное рядом с тобой» Куревиной) или содержат элементы интеграции («Русский язык» Бунеев, Бунеева, «Мои волшебные палочки»).
Учитель в Образовательной системе «Школа-2100» почитает действовать творчески, а не по шаблону, он умеет слушать и слышать собственных учеников, сотрудничать с ним на уроке. В школе создана творческая лаборатория, которая является центром для учителей города, работающих по системе «Школа-2100».
Заседания лаборатории проходят активно, с творческим запалом. Идет обмен опытом, обмен мнениями, поиск оптимальных решений.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях, проблемным обучении (Ильницкая, Кудрявцев, Махмутов) и психологии творчества (Брушлинский, Матюшкин, Шумилин) разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний». Эта технология реализуется в образовательной системе «Школа-2100».
Классификация методов обучения при проблемном обучении такова.
Методы |
Проблемные |
Традиционные |
|
Классические |
Сокращенные |
||
Постановка проблемы |
Классическая группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность. Ее осуществляют либо учитель, либо ученик сам, либо они вместе. Но проблемный монолог ученика — редкий случай. Поэтому из классических методов наиболее эффективен побуждающий диалог, который развивает речь и творческие способности учащихся.
«Сокращенная» группа методов представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания.
В рамках образовательной системы «Школа-2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями учитель может подготовить и успешно провести проблемно-диалогический урок.
При подготовке к уроку русского языка по данной программе и при анализе урока необходимо иметь в виду основную особенность курса — его непрерывность, поскольку в содержании работы прослеживаются одни и те же содержательно-целевые линии развития средствами предмета и в начальной и в основной школе.
овладение функциональной грамотностью.
дальнейшее овладение родными навыками различных видов устной и письменной речи.
овладение умениями и навыками понимания и анализа текстов различных видов.
раскрытие для детей культурологического и воспитательного потенциала родного языка.
формирование «общелингвистической компетенции».
формирование чувства языка.
Структура урока строится в соответствии с типом урока.
Вот схема урока объяснения нового материала.
Оргмомент.
Пятиминутка чистописания.
Самодиктант, взаимодиктант или словарный диктант.
Мотивация: введение в тему. Формирование познавательной цели и темы урока (возможно в конце урока или по ходу урока).
Зрительное восприятие нового материала: в течение упражнения, в таблице.
Актуализация темы, создание проблемной ситуации.
Открытие новых знаний.
а) Постановка проблемы.
б) поиск решения (гипотезы, побуждающий диалог).
в) использование вопросов учебника в целях систематизации нового материала.
г) самостоятельное формирование правила
д) сравнение учащимися собственные формулировки предложенной в учебнике.
Воспроизведение нового знания в формах.
Практическая часть — начало формирования умений.
Итог урока. Мини-опрос с обобщением новых сведений. Называние умений, которые развивались у учеников в ходе выполнения упражнений.
Домашняя работа может быть дифференцированной с использованием «Дидактического материала».
Основные направления работы на уроке чтения таковы:
формирование и совершенствование техники чтения вслух (правильность чтения, интонирование, скорость чтения) и про себя (правильность, осознанность, скорость чтения)
обучение приемам понимания прочитанного;
создание условий для эстетического и эмоционального переживания прочитанного.
практическое ознакомление с некоторыми теоретико-литературными понятиями.
обучение элементам литературоведческого анализа текста.
развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения, письма.
Специалист должен быть знаком с технологией работы с текстом на уроке чтения. Об этом учителя могут прочитать в журналах «Начальная школа до и после», главным редактором которого является Бунеев Р.Н.
Изучение учителем данной технологии и применение её приносит, свои результаты. Ребята творят чудо, встречаясь с чудом на уроке.
Этапы урока математики в технологии Л.Г. Петерсон.
Орг. момент.
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Открытие детьми нового знания.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.
Итоги урока. Рефлексия.
По ходу урока учитель и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы).
Учитель, ведя беседу, внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя.
Новые подходы требуют «нового оценивания. Этого требуют современные реалии, заказ общества и государства.
Основа проектной методики — идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.
В разработке и реализации конкретных проектов решаются практические учебные и воспитательные задачи, приобретаются практические знания и опыт. Целесообразно направлять деятельность учеников, учитывая их интересы, потребности, способности и индивидуальные особенности. Знания будут восприниматься детьми действительно нужными только в случае наличия проблемы или задачи, для решения которых им нужны полученные знания и умения. Для решения поставленных задач необходимо применять умения и знания из разных областей, чтобы получить действительно ощутимый и значимый для них результат. Важно отметить, что в процессе преодоления проблемы ученики приобретают также и новые знания и умения. [38, с.129]
Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.
Проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. Происходит более тесное соединение учебной и воспитательной работы.
Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Хочется отметить, что использование метода проектов возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение. Данная категория учащихся может разрабатывать темы, выходящие за рамки школьной учебной программы, а также выполнять исследовательские проекты, ориентированные на социальный интерес самих участников, требующих хорошо продуманной структуры.
Из практики можно сделать вывод, что проектная методика является большим стимулом в работе для учащихся, приводит к активному освоению иностранного языка, применению своих знаний в каждой конкретной ситуации.
Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов.
Образовательная и воспитательная ценность проектов прослеживается в межпредметных связях, умении вести поисковую, обобщающую и исследовательскую работу, навыках совместной работы.
Важно подчеркнуть, что реализуется работа над проектами не только на уроках, но и во внеклассной работе. Таким образом, проектная методика наряду с другими педагогическими технологиями является эффективным средством современного учителя в процессе обучения учащихся.
В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение. Это обусловлено рядом причин, в том числе, таких как наличие поставленных проблем на каждом уроке, большое количество составления собственных монологических и диалогических высказываний, изучение страноведческого материала, анализ и сопоставление культур разных народов и
Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Из практики преподавания английского языка можно назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: “Достопримечательности Лондона”, “Достопримечательности Москвы”, “Достопримечательности Нью-Йорка”, “Города Великобритании”, “Города России”, “Города Соединенных Штатов Америки”, “Известные города Европы”, “Литература Великобритании”, “Литература Америки”, “Музыка Великобритании”, “Знаменитые ученые мира”, “Культура англо-говорящих стран”, “Великие открытия” и другие. Работая над такими проектами целесообразно создавать объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время. Поэтому целесообразно создавать подбор текстовых материалов и медиотеки проектов учащихся в учебных кабинетах.
На уроках иностранного языка более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока. Можно привести примерную тематику учебных проектов: “Моя любимая книга”, “Любимый фильм”, “Мои каникулы”, “Мой друг”, “Праздники”, “Поход на выставку”, “Путешествие”, “Телевидение”, “Кино”, “Домашние животные”, “Новый год”, “Мой любимый сезон” и другие.
Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Задача учителя: добиваться выполнения передачи точного конкретного содержания проекта. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть эффективность использования проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности.
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Такое количество источников затрудняет поиск необходимой информации, на данный момент не каждый учитель будет разбираться с существующими мультимедийными программами и включать их в процесс обучения. В том случае, если учитель заинтересован в использовании мультимедийных технологий в учебном процессе, поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка, развитие мультимедийных средств сегодня, привлекает преподавателей всех дисциплин, начиная от физики и заканчивая пением. Преподаватель иностранного языка, возможно, найдет способ заниматься на компьютерах один час в неделю, хотя этого не достаточно, полностью и с пользой для знаний использовать и час в неделю возможно.
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам — ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения — он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков — формированию умений и навыков коммуникативной компетенции.
Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.
В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие — компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель. [4, с.23]
По моему мнению, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами. В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера, например, коллективная творческая работа над совместным проектом.
Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические упражнения и тесты, отбирать тексты), а также анализировать тексты и целые учебные пособия.
В качестве примера можно назвать MicrosoftWord, в которой предусмотрены следующие стадии анализа текста:
подсчет количества букв, слов, длинных слов (более шести букв), фраз;
установление средней длины слов и фраз;
выявление структуры предложений;
определение уровня сложности текста
Помимо разработки печатных учебных материалов, современные компьютерные средства позволяют учителям самостоятельно создавать новые ЭОPы:
тесты с использованием множественного выбора (с единственным либо несколькими вариантами правильных ответов);
тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);
лингвистические игры (кроссворды).
Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. [49, с.4]
В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом.
Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.
Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение.
Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах. [18, с.3]
педагогический инновация интернет английский
Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
Основную роль здесь, конечно, играют мультимедийные средства. Но хотелось бы сначала сказать несколько слов об использовании на уроке несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам преподаватель в программе MicrosoftWord, и презентаций (PowerPoint).
Они просты в исполнении и применении, но роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика.
Достоинством документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Преподаватель может разрабатывать их для конкретных ситуации, темы и группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы.
Так, например, электронный вариант теста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в соответствии с заданием, вставлять необходимое, и т.д.
К сожалению, навыками программирования могут похвастаться лишь некоторые учителя информатики; преподаватели других дисциплин зачастую владеют компьютером лишь на уровне среднего пользователя-любителя. Однако некоторые нехитрые уловки позволят и здесь предусмотреть, скажем, элементы самоконтроля в проверочном тесте. Например, учащимся даётся тест с пробелами или таблицами, в которые они должны впечатать свои ответы. Выполненный тест распечатывается на принтере или “сбрасывается” на дискету для оценки преподавателем, после чего учащимся предлагается нажать кнопку “непечатаемые знаки” и сверить свои ответы с ключами, напечатанными здесь же в режиме “скрытый текст”. Конечно, такой способ нельзя применять постоянно, но в другом тесте можно “запаролить” вход в ключи, сообщая пароль только после того, как самостоятельные работы уже сданы на проверку, сделать текст ключей белым и предложить после окончания работы выделить определённые строки и изменить цвет текста, и т.д. [6, с.15]
Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Кроме того, под презентацию можно “подложить” текст, максимально соответствующий теме урока с информативной и лексической точек зрения. При повторном просмотре презентации текст может быть отключен, а учащимся дано задание озвучить слайды самостоятельно. Таким образом, преподаватель избавляется от необходимости адаптировать для учащихся готовый текст и тратить драгоценное время урока на “шумовую” информацию, что практически неизбежно при пользовании готовыми презентациями; кроме того, материал презентации чётко рассчитан по времени.
Но, конечно, наиболее сильное воздействие на учащихся оказывают мультимедийные средства. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке. Вместе с ними в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология мышления. По ранее принятой в школе модели обучения:
в центре технологии обучения — учитель;
между учащимися идет негласное соревнование;
учащиеся играют пассивную роль на занятиях;
суть обучения — передача знаний (фактов).
Новая модель обучения, которая должна прийти ей на смену, основана на
в центре технологии обучения — учащийся;
в основе учебной деятельности — сотрудничество;
учащиеся играют активную роль в обучении;
суть технологии — развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых.
Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа, включают в себя:
поддержку учебной работы учащихся;
обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;
обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами.
Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:
) на CD-ROM с или без печатного приложения;
) на Интернетовских сайтах с или без печатного приложения;
Чем же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники преподавателей и студентов? Дело в том, что знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и, таким образом, обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов.
Достоинства электронных учебников:
Наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.).
Быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала.
Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала).
Возможность регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных (электронный учебник располагается в одном определенном месте виртуального пространства, доступ к которому имеют миллионы людей; для того, чтобы добавить или исправить что-либо, достаточно внести изменения в один файл, и завтра миллионы людей будут иметь отредактированную версию старого учебника).
Простота в применении.
Недостатки существующих сейчас электронных учебников:
Отсутствие реального учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся.
Отсутствие “привязки” к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый.
Проработка в каждом из учебников всего 1 — 2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала.
Ограниченные возможности групповой и коллективной работы.
Отсутствие реальной коммуникации, которую невозможно запрограммировать даже в интерактивном режиме.
Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, в особенности в школе, оставляя им вспомогательную, в основном тренировочную, роль.
У телекоммуникации в этом смысле возможностей гораздо больше, хотя в силу нерешенных пока технических и методических проблем в настоящее время её роль ещё скромна. Но не кажется более фантастикой и проведение уроков с помощью сети в режиме on-line. Подобные экспериментальные уроки проводятся преподавателями некоторых ВУЗов для своих филиалов в отдалённых населённых пунктах и базовых подготовительных учебных заведений; рейтинги подобных уроков достаточно высоки.
Сейчас же учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам, как дополнение к существующим учебным курсам и предметам.
Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить. [22, с.18]
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.
Современный компьютер сочетает в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, телефона и является универсальным инструментом, способным моделировать различные языковые ситуации, он может быстро и эффективно реагировать на действия и запросы учащегося. Этот способ обучения также весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, дает простор для педагогического творчества. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса.
С появлением компьютерных сетей в широком доступе в образовательных учреждениях и дома школьники и учителя приобрели возможность оперативно получать необходимую информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам.
Английский язык, как и любой другой, выполняет коммуникативную функцию, поэтому как учебный предмет он является одновременно и целью, и средством обучения. В Интернете опубликовано несколько миллиардов мультимедийных файлов на английском языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию, что позволяет организовывать оперативную консультационную помощь, моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме реального времени.
При подготовке к уроку учителя английского языка имеют возможность использовать материалы различных отечественных и зарубежных сайтов. Британским советом был проведен Интернет-опрос преподавателей с целью выяснить: какие Интернет-ресурсы чаще всего используются при обучении. Среди наиболее используемых учителя назвали чаты, он-лайн словари, блоги и виртуальные обучающие среды. 10% опрошенных не используют Интернет на уроках.
Если у преподавателей английского языка возникают трудности при использовании Интернет-ресурсов на уроках и при подготовке к ним, на сайте MediaAwarenessNetwork (<#»540529.files/image001.gif»>
Речевая разминка: , listen to and try to answer my questions:
. — What holidays do you like best of all?
I like New Year and my birthday best of all.
. — Why do you like them?
Because I get a lot of presents.
. — When did you have your birthday party?
I had my birthday party on the 2 of October.
. — What present did you get?
I got a big red and yellow ball and two books as present.
. — Were you happy when you got a lot of presents?
Yes, I was very happy.
Тренировка лексики: (выполнение задания с использованием компьютера)
-Put the new words into the sentences: Send; holidays; party; sent; presents; presents.always _______ presents to my friends. think that all people like _______. friend had a birthday _____ yesterday. _____ a nice book to my sister.I got a lot of ______. gave me a book, a toy and a box of sweets as _________.
All right. I see that you remember the new words well.
Обучениеграмматике. we listen to other new words, learn new information.
(На доске показать фотографии, на которых изображены игрушки на столе).
-What do you see on my table? see a bear, a fox……………
— То же самое можно сказать и с помощью волшебных фраз.
— The same phrase you can speak using the construction:
“THERE IS”….-in the singular
“THERE ARE”…-in the plural
Данные структуры вы видите на экране.
Look at the screen, read and translate the sentences: is a frog on the table. (На столе лягушка.)is a dog on the table. (На столе собака.)are tigers on the table. ( На столе тигры.) are dogs on the table. (На столе собаки.)is a cat on the table. ( На столе кошка.)
Вцарстве Past Indefinite “there is “ превращается в “there was”, а “there are” — в “there were”.(на экране появляются слова “was” “were”).
— А теперь скажите эти предложения в прошедшем времени.
Чтобы задать вопрос, вы меняете два первых слова местами.
Change the two first words with places. there a frog on the table? there a dog on the table? there tigers on the table? there dogs on the table? there a cat on the table?
Ребята, какой последует ответ? Это общий вопрос, какой должен быть ответ?
Конечно — краткий.the answers on these questions: , there is ( was ) , there isn’t ( wasn’t ) , there was ( were ) , there wasn’t ( weren’t )
Чтобы дать отрицательный ответ мы прикрепляем слово “ no”
Give the negative answers, using the word “no”
There |
is |
no |
are |
||
was |
||
were |
Каких игрушек нет (не было) на столе и скажите, как эти предложения будут звучать в настоящем и в прошедшем времени.
There is (was) no cat on the table. are (were) no balls on the table.
В царстве Past Indefinite “there is” превращается в “there was”, а “there are” в “there were” (на доске появляются карточки “was”, “were).
are (were) books in the bookcase. is (was) a pen on the table. is (was) no elephant in the bag. (were) there toys under the table? to do exercise using the computer.
Выполнение упражнения на компьютере.
Fillin “was” or “were”.
There____ a glass of juice on the table a minute ago.____ five little kittens in the box last night.____ a telephone in the hall yesterday.____ three nice birds in the tree five minutes ago.____ a big yellow lemon on the dish an hour ago.____ two tigers on the box.____ a doll in the bag.____ three boys in the room.’ve done a lot. Let’s have a rest.
Физкультминутка. up, hands up, hands on hips, hands down, sit down.
Введение новой лексики, аудирование.
Для предварительного введения новых лексических единиц можно использовать сюжетные картинки.
Look at the picture. This girl is five today. She has a birthday party. So she celebrates her birthday every year. To have a good party her mother buys a tasty cake, fruit and sweets. Today many friends and relatives come to her. They give her new toys.at the next picture. This boy is six today. He has a birthday party. So he celebrates his birthday every year. To have a good party his mother buys a tasty cake, fruit and relatives come to him. They give him new toys., try to speak about your friends, using the pictures. Now listen to the tape- recorder.
Learn to pronounce and use the new words.
Ex.3 p.136 (пленка 47)
Включается запись, ученики слушают и повторяют за диктором.
Write the new words into your vocabulary.sent [send- sent], party [pa:ti], holiday [hоlidi], present [pres?nt].
Учащиеся записывают новые слова в словари.
4)-Well, and now we are going to read the text to find out what present Billy liked best of all.
Ex.7 p.141
Ученики читают текст один за другим и отвечают на вопрос перед текстом.
-Billy liked the puppy best of all.
Now you ask your questions to the text.
На доске написаны начало вопросов. Учащиеся, работая в парах, должны закончить вопросы. Их можно распределить между парами.… (…Billyyesterday?) presents did… (…parents give Billy?) Billy… (…like the presents? sent … (…a telegram to Billy?)did… (…his friends come?) was there … (…on the table?) song did … (…Billy’s friends and parents sing him?) present did … (…Billy’s grandparents give him?)
Заканчивается урок разучиванием песенки “Happybirthday”.
-You know that English people usually sing the song” Happy Birthday” at birthday parties.it, too and translate. Sing it to the music.
Нарисовать пригласительную открытку на свой день рождения.
-Well, try to draw the invitation card on your birthday, using the computer, according the words from Ex.7 p.137. from the textbook.
Итог урока:
Подвести итог, оценить работу учеников.
-What new words do you know?
What story did we read?
Do you like it? Why? (It is very interesting for me)
That is all for today, Good — bye.
11. Домашнее задание:.7 p. 141(goodreading)
Ex.10, 11 p.143 (in writing).
LESSON IS OVER.
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение педагогической практики 2010-2011 учебных годах в СШ №13 г. Махачкала. В исследовании были задействованы школьники 7, 8, 9 и 10 классов, которые начали изучать английский язык с 5-го класса. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и ее конкретного проявления в виде мотивации изучения английского языка. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи;
Определить, какой мотив является ведущим.
Чем учащиеся руководствуются (т. е. каковы мотивы) при изучении английского языка.
Выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.
Определить степень готовности (потребности) в работе с компьютером, который составляет основу в новых информационных технологиях.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
педагогическое наблюдение;
анализ ряда уроков английского языка;
анкетирование учащихся и интервью учителей.
Констатирующий эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический.
На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка.
На прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых информационных технологий.
На первом этапе было проанализировано около 60 уроков у 8 учителей. Для анализа были выделены следующие критерии:
Использование на уроке различных педагогических технологий.
Психологический климат урока, стиль общения школьниками.
Приемы поддержания интереса на уроке
Диаграмма 1
Вместе с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей.
Для интервью был выделен следующий круг опросов
Какие педагогические технологии Вы преимущественно используете на уроках?
Способствует ли использование названной технологии полной реализации задач урока?
Назовите ведущий мотив посещения школьниками Ваших уроков?
Какие средства необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку.
Владеете ли вы компьютером?
Как часто Вы используете компьютер на уроке?
На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные пед. технологии превалирует, на что указывают 53% учителей, затем следует игровые технологии-36%, и только 11% учителей используют информационные технологии.
В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными пед. технологиями, т е они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.
Ответы учителей английского языка на предложение проанализировать мотивы посещения учащимися уроков английского языка можно группировать в шесть основных групп во-первых, все учителя (100°о) считают, что на урок учащихся приводит желание получить оценку, во-вторых, по 56,5 % получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в- третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ- так считают 20% учителей, и, наконец, в- четвертых 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 13% учителей.
При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 87,5% учителей считает, что укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 37,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т е применение новых технологий обучения.
Ответы на пятый вопрос были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования новых информационных технологий, потому, что как нами отмечалось в Главе 1, компьютер лежит в основе данных технологий, при этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют компьютером (50%),(как правило, это относится к сельским школам), либо владеют компьютером, но очень слабо и не способны применять его в обучающем процессе (30%),и только 20% учителей заявили, что владеют компьютером и могут использовать его в обучающем процессе.
При изучении исходного уровня мотивации учащихся использовались следующие методики
«Направленность на отметку», «Направленность на получение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой, «Изучение отношения к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой.
На основании данных методик, нами была проведена беседа с учащимися.
Проанализируем данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников с 5-го по 10-й класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась — она значительно возрастала в 5-м и 9-м классах. Возрастание в 5-м классе можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено, желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению
Диаграмма 2
Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители» б интерпретации учеников являются более весомыми. Различие точки зрения учеников и учителей можно увидеть на Диаграмме 3.
Необходимость разработки системы уроков на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения ИЯ, обусловила проведение формирующего эксперимента.
В ходе эксперимента был проведен урок, выполненный в параграфе 3.1.
После завершения формирующего этапа эксперимента, возникла необходимость подвести итоги, что обусловило переход к следующей стадии опытно- экспериментальной работы — итоговой.
Целью итогового этапа стало выявление эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе.
На основании цель нами были выдвинуты следующие задачи:
охарактеризовать изменения в мотивах изучения ИЯ;
выявить особенности воздействия информационных технологий на основе сравнения с диагностическим этапом
Для решения поставленных задач применялись методы аналогичные тем, которые были задействованы на констатирующем этапе педагогическое наблюдение, анализ занятий, анкетирование, a так же опрос учащихся, происходивший в форме беседы
По сравнению с констатирующим этапом в классах произошли видимые изменения: учащиеся стремились прийти на урок, не хотели уходить, активно интересовались, будут ли еще проводиться занятия подобного рода.
Произошло смещение акцентов с мотива получения отметки на мотив получения знаний и на мотив общения Сравнение данных по показателям констатирующего и итогового экспериментов можно предстаешь в виде диаграммы 4.
Диаграмма 4
Из нее видно, что заинтересованность в получении знаний выросла на 15%, в общении — на 13%, интерес к оценке немного уменьшился 20%; такие мотивы, как мнение друзей и мнение родителей потеряли около 19% и 5% соответственно. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении ИЯ, а более весомыми становятся мотивы внутренние.
Результаты итогового эксперимента позволили сделать следующие выводы:
Ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения, а интерес к отметкам снизился.
Возросла активность школьников на уроке.
У учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы.
Новые информационные технологии формируют, и развивают мотивацию учеников.
Основная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла — это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно — самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет — ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием компьютеров и интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
1. А.В. Могилёв “Интернет приходит в школу”, Воронеж, ВГПУ, 2001.
2. А.Б. Антопольский <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>, Т.С. Маркарова <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1>, Е.А. Данилина <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1> Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. — М.: ИНИЦ «Патент» <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D0%90%D0%9E_%D0%98%D0%9D%D0%98%D0%A6_%C2%AB%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%C2%BB&action=edit&redlink=1>, 2008.
. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№.
. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4.
. Бершадский, М. Информационная компетентность.//Народное образование. — 2009 — №4. — с.139
. Богордицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Учеб. Англ. Языка: Для 8 кл. шк. С углубл. Изуч. Англ. Яз. 4-е издание — М.: 2001
. Браун, Д.Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход.//Библиотека в школе — 2006. — №22 с. 6 — 11
. В.Б. Попов “Интернет-технологии и развитие образования” Воронеж, ВГПУ, 2001.
. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа — Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.
. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М: АРКТИ, 2004.
. Гусельникова Е.В. “Как работает школьный Интернет-класс”, Москва, РАО, 2000
. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.
. Ермаков, Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся//Народное образование — 2009. — №4
. Животный мир Австралии. Научный консультант Корзун Л.П. — Издательский дом “Росмэн”, 1997
. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах).
СПБ., 2001.
. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
. Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16.
. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
. Коряковцева Н.Ф. Современная методика opганизации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. — М.; АРКТИ, 2002.
. Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа — Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.
. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением // Иностр. языки в школе. — 2000. — № 6.
. Листрова Л.В. “Организация проектной деятельности школьников на основе Интернет-технологий”, Воронеж, ВГПУ, 2001.
. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4.
. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центp “Академия”. 2000.
. Носенко О.В., Белоус Е.П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1.
. Нурлыбаева А.Н. Возможности проектных технологий в формировании умений самоуправляемого обучения // Иностр. языки в школах Казахстана. — 2003. — №4
. Ощепкова В.В. Вкратце об Австралии и Новой Зеландии. — М.: “Лист”, 1998
. Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.
. Пассов, Е.И. Классификация упражнений при обучении говорению//Иностранные языки в школе — 1977 — №5
. Пахомова Н.Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
. Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.
. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. — 2000. № 2-3.
. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностp. языки в школе. — 2000. № 1.
. Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
. Протасова Е.Ю., Райхштейн А.А. Интерактивные игры в обучении второму языку дошкольников // Иностр. языки в школе. — 1996. — № 4.
. Репина Е.В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6.
. Самылина Т.И., Фомина Н.А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
. Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.
. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6.
. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования. — М.: Еврошкола, — 2003
. Телицина Т.Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
. Управление правами в области цифровой информации: практическое руководство: сб.ст. = ManagingDigitalRights a practitioner’sguide / под ред. Поля Педли (PaulePedly); пер. с англ. А.И.Земскова. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008.
. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.
. Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. “Использование новых информационных технологий обучения в школе”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа — Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.
. Чернобай С.Б. “Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа — Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.