Естественные монополии

Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески моно — один, полео — продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.

Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая. Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара. Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.

Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.

Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.

В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX и начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».

Процессы монополизации происходят до сих пор. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства. Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров экономически невыгодно. Полученные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть издержки производства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов отдельных компаний, так и всего общества. Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист.

13 стр., 6335 слов

Ценообразование на рынке естественных монополий (на примере РАО ...

... их государственного регулирования; Ш Изучить основные способы государственного регулирования ценообразования на рынках естественных монополий; Ш Рассмотреть основные виды ценообразования в электроэнергетике и сделать попытку наложения этих схем на практику; Ш Изучить процесс реформирования РАО «ЕЭС России» ...

Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится особый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делается вино совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам то продавец вина также предстает как монополист.

Цель данной работы наиболее полное изучение естественных монополий как понятия и экономико-политических процессов происходящих под их влиянием.

В связи с поставленной целью будут решены

Рассмотрим возникновение монополий и роль естественных монополий в национальной экономике

Обозначим методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также государственный контроль в сферах естественных монополий

Проанализируем проблемы реформирования естественных монополий в России и за рубежом (на примере железнодорожного транспорта) и рост тарифов естественных монополий.

1. Сущность естественных монополий

1 Возникновение монополий

Естественная монополия первоначально понималась как природная монополия, то есть монополия на уникальный природный ресурс. Согласно неоклассическому подходу естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция не желательна или даже невозможна.Главный критерий выделения естественной монополии в неоклассическом подходе — возрастающая отдача от масштаба (economy of scale).Во второй половине 1970-х гг. сложилось современное представление о естественной монополии, основанное не на концепции экономии от масштаба производства, а на концепции субаддитивности издержек, предложенной У. Баумолем. Под субаддитивностью понимается, что при любом объеме выпуска производство в рамках одной фирмы будет экономичнее производства двумя или более фирмами. В России понятие естественной монополии и перечень естественно-монопольных видов экономической деятельности определены федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.

31 стр., 15417 слов

Исследование практики регулирования естественных монополий на ...

... результате действия естественной монополии. Подробное рассмотрение всех естественно-монопольных сфер российской экономики невозможно уместить в заданный объем дипломной работы, поэтому мною было принято решение провести исследование проблем естественных монополий на примере энергетического комплекса. ...

Согласно данному закону «естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не мо гут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа на такого рода рынки новых участников. Возникновение естественных монополий связано с индустриальным освоением пространства и высокой эффективностью специфических способов масштабного перемещения в пространстве определенных товаров. Электроэнергию невозможно в промышленных масштабах передавать иначе чем через электрические сети; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога в большинстве случаев не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.

В этой связи необходим различать технологический и хозяйственный аспекты функционирования естественных монополий. В технологическом плане магистральные электрические сети, магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы. Огромного масштаба, сформированные в течение десятилетий они, как правило, не имеют себя альтернативы. Именно эти масштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии. В то же время естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы сами по себя являются источником монопольных воздействий не по отношению к потребителям электроэнергии, газа и транспортных услуг, а по отношении к их производителям. Действительно, производитель электроэнергии, газа или транспортных услуг не в состоянии удовлетворить спрос потребителя без использования соответствующих инфраструктурных объектов. Таким образом, в случае гипотетической автономности (взаимной независимости), производители перечисленных выше товаров и услуг являются потенциальными объектами монопольного поведения естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем. Проблемы, а также разнообразные негативные последствия, связанные с функционированием хозяйственных монополий хорошо известны. Тем не менее, монополии продолжают существовать, и не только потому, что их существование выгодно самым этим монополиям. История и логика возникновения естественных монополий служит обоснованием целого ряда позитивных свойств хозяйственных монополий, существующих в виде вертикально интегрированных корпораций. Эти позитивные свойства состоят в следующем:

  • Оказание уникальных (специфических) услуг для экономики и населения.
  • Большая экономическая эффективность интегрированных сетевых систем.
  • Большая технологическая надежность и гибкость интегрированных систем.
  • Возможность концентрации и перераспределения финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов.

— В условиях трансформационных процессов в России и вакуума исполнительной власти естественные монополии в значительной степени выполняли функции государственных органов, в особенности в части гарантирования и обеспечения доступности услуг для населения.

13 стр., 6275 слов

Государственное регулирование естественных монополий

... Естественные монополии (применительно к России переходного периода) зачастую выступали инструментом согласования федеральных, отраслевых и региональных интересов, в особенности в части ценовой ... НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Исторический аспект возникновения естественных монополий служит обоснованием целого ряда позитивных свойств хозяйственных монополий. Эти ...

Роль естественных монополий в национальной экономике

Многие из отраслей естественных монополий являются стратегически важными сферами в экономическом развитии и национальной безопасности страны, в обеспечении единого территориального, экономического и оборонного пространства государства. Эта причина не фигурирует в числе стандартных причин естественных монополий, но для такой страны, как Россия, она имеет исключительное значение.

Естественные монополисты — это предприятия, занимающие важное место в экономике страны и способные существенно влиять на экономический рост и увеличивать его темпы, например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой. Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей (так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень их износа в 2006 г. составила 55.6% причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России — более 3 трлн. руб.) будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для ГЭС и подвижного состава железных дорог задействовано, как минимум, две отрасли: машиностроительная и сталелитейная. А если учесть, что в производстве косвенно принимают участие дорожно-строительная (в начале 2000-х г.г. стоимость прокладки гравийной дороги в районах Крайнего Севера составляла порядка 5 млн. руб. за километр) и строительная отрасли, то можно говорить о существенном увеличении ВВП, числа занятых и налогов, которые поступят в бюджет впоследствии. Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.

Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.

14 стр., 6652 слов

Особенности ценообразования в условиях естественной монополии

... устойчивости естественной монополии, а также оптимизации с точки зрения общественного благосостояния не ставятся. Между тем, регулирование цен, основанное на оптимизационных моделях ценообразования, ... зависит место России на мировых рынках энергоресурсов, конкурентоспособность ее продукции, перспективы экономического развития страны. В то же время российские естественные монополии функционируют ...

На мировой арене Россия все более заявляет о себе как об «энергетической державе», активно влияя на энергетические рынки. Правда, здесь кроется определенная опасность для России — стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран — импортеров. Избежать такого положения в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, в которой отдельное место в поставках должно отводиться не одной стране, а группе стран. Например, проект прокладки нефтепровода и газопровода с месторождений в Западной Сибири до Тихоокеанского побережья позволит «убить двух зайцев сразу»: газифицировать дальневосточные районы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории все того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы, как минимум, четырем странам (США, Япония, Южная Корея и быстро развивающийся Китай).

Соответственно возрастет политическая и экономическая роль России в этом регионе. Также начинает реализовываться проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который свяжет Россию и Западноевропейские страны. Данный проект позволит экспортировать российскую нефть потребителям напрямую, минуя территорию других государств. При этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки через эти страны и издержки, связанные с незаконным подключением к нефтепроводам и газопроводам.

Немаловажной отличительной особенностью российских естественных монополий можно считать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке успешно конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.).

Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.

Краткие выводы:

Итак, естественная монополия — это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен. Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Рассмотрим, например, городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, уставнавливаемые естественными монополиями. Речь об этом пойдёт в п.1 и 2 II главы.

1 Методы государственного регулирования деятельности субъектов

естественных монополий

Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный Закон “О естественных монополиях” от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.

В настоящее время в России сформировались три крупнейших естественных монополии: РАО «Газпром», ОАО «РЖД» и РАО ОАО «ЕЭС России»( в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.).

По Закону «О естественных монополиях» сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Анализ результатов применения Федерального Закона “О естественных монополиях” позволяет выделить некоторые методы регулирования государством деятельности естественных монополий.

1.1 Прямое государственное регулирование

Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. Прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них для естественных монополистов — достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В российском законодательстве данному методу уделяется первостепенное внимание. Однако при реализации данного подхода возникает ряд проблем:

  • необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре. Это несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание государственных чиновников;
  • сложность точного определения реальных издержек производителя услуг — естественной монополии.

1.2 Торги за франшизу (возможность использования и эффективность

в различных условиях)

Давая оценку этому методу государственного регулирования, очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса как рынком, так и государством в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование. Однако могут появиться проблемные вопросы. В первом случае создаются предпосылки к возникновению частной нерегулируемой монополии с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (мы имеем дело с прямым общественным вредом монополии).

Во втором случае проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).

Можно сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).

Анализ мирового опыта показал, что торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем, это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования. Это относится к таким сферам, как дерегулированию грузовых автоперевозок, организация работы местных авиалиний, почтовой службы, работа кабельных телевизионных сетей, а в ряде случаев относится и к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

1.3 Ценовая дискриминация (организационный и экономический

аспекты)

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов (и в первую очередь, государства) для снижения общего негативного эффекта от деятельности конкретного предприятия естественного монополиста. Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и соответственно, пониженных тарифов — для граждан. Возможно также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железно-дорожные и авиационные билеты и проч.).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и государством, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.).

Например, широко применяется практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Однако очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. К настоящему времени количество “льготников” уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов”, и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается.

Реально государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в существовании специального антимонопольного законодательства, регламентирующего методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющего список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Российское законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации).

В тоже время, если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Краткие выводы:

Без сомнений, именно эффективность функционирования естественных монополий может определять конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. И именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений, а также условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость их реформирования. Анализируя взаимоотношения государства и естественных монополий, можно также сделать вывод о том, что государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное реформирование экономики страны.

2 Необходимость и задачи государственного регулирования

естественных монополий

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей — результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения.

Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

2.3 Государственный контроль в сферах естественных монополий

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка..Сами же органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии <#»514982.files/image001.gif»>

Таблица 2 ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (миллиардов киловатт-часов)

1970

1980

1990

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федерация

470,2

804,9

1082,2

860,0

877,8

891,3

916,3

931,9

953,1

995,8

1015,3

1040,4

Центральный федеральный округ

90,0

163,0

246,6

189,7

195,8

196,7

207,1

200,4

209,8

224,7

228,2

229,9

Северо-Западный федеральный округ

35,4

78,6

101,6

79,3

84,2

89,9

89,8

94,5

95,0

99,6

103,6

109,4

Южный федеральный округ

47,7

68,2

81,4

66,6

59,3

67,3

65,6

68,7

70,0

69,4

72,0

73,3

Приволжский федеральный округ

99,3

162,0

220,2

172,7

175,8

177,0

181,8

187,5

187,5

191,1

197,7

198,4

Уральский федеральный округ

67,6

118,5

169,0

122,3

128,7

130,4

139,1

144,7

150,2

163,6

167,0

173,7

Сибирский федеральный округ

116,1

184,3

215,9

191,2

195,2

191,3

194,0

195,9

199,9

206,4

206,1

213,9

Дальневосточный федеральный округ

14,1

30,2

47,5

38,5

38,8

38,6

38,9

40,1

40,6

41,1

40,7

41,8

Таблица 3 ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМ (миллиардов киловатт-часов)

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Все электростанции

470

805

1082

860

878

891

891

916

932

953

996

1015

1040

в том числе:

тепловые

373

622

797

583

582

578

585

608

609

629

664

676

710

Гидроэлектростан-ции

93,6

129

167

177

165

176

164

158

178

175

175

179

167

атомные

3,5

54,0

118

99,5

131

137

142

150

145

149

156

160

163

Таблица 4 МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ (на конец года; миллионов киловатт)

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Все электростанции

105,1

165,4

213,3

215,0

212,8

214,8

214,9

216,0

216,6

219,2

221,4

224,0

225,5

в том числе:

тепловые

81,3

121,1

149,7

149,7

146,8

147,4

147,3

148,0

148,3

149,5

151,5

153,3

155,1

гидроэлектростанции

23,0

35,1

43,4

44,0

44,3

44,7

44,8

45,2

45,5

45,9

46,1

46,8

47,1

атомные

0,8

9,2

20,2

21,3

21,7

22,7

22,7

22,7

22,7

23,7

23,7

23,7

23,3

Таблица 5 ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»)

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2008

Удельный вес производства электроэнергии атомными электростанциями в общей выработке электроэнергии, процентов

0,7

6,7

11

12

15

15

16

16

16

16

16

16

16

Удельный расход условного топлива на один отпущенный киловатт-час электроэнергии на электростанциях общего пользования1), г

355

315

312

312

341

338

337

335

334

333

333

333

335

1) С 1996 г. изменена методология определения расхода условного топлива на один отпущенный киловатт-час электроэнергии.

Таблица 6 ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на начало года; по полной учетной стоимости)

Млн руб.

В процентах к итогу

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

32541444

38366273

43822840

54251541

64552706

74471182

100

100

100

100

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1357147

1377254

1449416

1734450

1973092

2259734

4,2

3,6

3,4

3,2

3,1

3,0

рыболовство, рыбоводство

54741

59821

57421

74436

86948

91247

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

добыча полезных ископаемых

2315367

2958107

3642587

4326327

5446292

6366057

7,1

7,7

8,3

8,0

8,4

8,6

обрабатывающие производства

2885349

3234167

3673355

4380827

5199680

6001501

8,9

8,4

8,4

8,1

8,1

8,1

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2916859

3263827

3499344

3730703

4387330

4925469

9,0

8,5

8,0

6,9

6,8

6,6

строительство

656146

580614

632251

769959

1011830

1221347

2,0

1,5

1,4

1,4

1,6

1,6

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

557833

632113

890916

1200330

1665225

2156531

1,7

1,6

2,0

2,2

2,6

2,9

гостиницы и рестораны

228980

255535

276897

357037

404512

443789

0,7

0,7

0,6

0,7

0,6

0,6

транспорт и связь

9312907

12526547

14457268

16964725

20397094

21525664

28,6

32,6

33,0

31,2

31,6

29,0

финансовая деятельность

317153

405127

540435

728580

1100256

1446257

1,0

1,1

1,2

1,3

1,7

1,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

8123685

8885172

9834842

12508832

14286591

18642139

24,9

23,2

22,4

23,1

22,1

25,0

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

972732

1060446

1388807

2285238

2959644

3288743

3,0

2,7

3,2

4,2

4,6

4,4

образование

1163532

1216786

1311802

2192394

2314185

2468646

3,6

3,2

3,0

4,0

3,6

3,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

870830

941612

1035857

1501380

1672825

1834158

2,7

2,5

2,4

2,8

2,6

2,5

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

808183

969145

1131642

1496323

1647202

1799900

2,5

2,5

2,6

2,8

2,5

2,4

Таблица 7 КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБНОВЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в сопоставимых ценах)

2004

2005

2006

2007

2008

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на конец года)

Все основные фонды

2,7

3,0

3,3

4,0

4,4

По видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2,2

2,4

3,3

4,5

4,8

рыболовство, рыбоводство

1,5

1,5

1,8

2,0

1,8

добыча полезных ископаемых

5,3

5,1

5,8

6,6

7,1

обрабатывающие производства

5,0

5,4

5,8

6,4

7,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,9

2,1

2,3

3,0

3,5

строительство

2,5

2,9

3,3

4,1

5,2

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

5,4

6,4

7,1

8,5

8,6

гостиницы и рестораны

2,8

2,9

3,3

4,4

3,6

транспорт и связь

2,3

2,6

3,0

3,3

3,9

финансовая деятельность

6,5

6,6

6,7

8,6

9,6

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1,6

1,6

1,8

2,2

2,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

5,5

5,9

6,5

7,6

7,8

образование

1,8

2,2

2,8

3,6

4,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,0

3,7

4,5

5,8

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,3

3,7

4,4

5,0

5,5

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на начало года)

Все основные фонды

1,1

1,1

1,0

1,0

1,0

По видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,2

4,2

3,7

3,2

3,7

рыболовство, рыбоводство

1,5

1,8

1,1

1,9

2,6

добыча полезных ископаемых

1,2

1,2

1,0

1,1

1,1

обрабатывающие производства

1,5

1,8

1,9

1,5

1,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,7

0,7

0,5

0,3

0,3

строительство

2,3

2,2

2,3

1,2

1,6

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

3,0

2,3

1,8

1,0

0,8

гостиницы и рестораны

1,2

1,1

0,8

1,2

0,7

транспорт и связь

0,5

0,4

0,4

0,3

0,4

финансовая деятельность

2,7

3,0

1,8

1,5

1,2

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

0,7

0,6

0,7

1,1

0,8

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

1,4

1,2

0,9

1,3

1,8

образование

1,1

0,9

1,0

0,8

1,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,3

1,1

1,3

1,3

1,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,8

0,5

0,5

0,7

0,8

Таблица 8 СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на начало года; в процентах)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Все основные фонды

42,8

44,3

45,4

45,9

46,3

45,3

По видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

46,4

46,8

46,0

46,7

43,9

42,2

рыболовство, рыбоводство

55,1

49,7

54,0

60,4

61,3

62,7

добыча полезных ископаемых

55,4

53,2

53,0

53,7

52,9

50,9

обрабатывающие производства

47,9

47,7

47,4

46,4

46,0

45,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

55,4

52,3

50,3

52,8

51,6

51,2

строительство

39,5

42,9

46,9

46,5

46,4

45,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

40,6

39,2

37,9

34,1

33,3

33,8

гостиницы и рестораны

37,1

40,6

40,2

39,9

39,5

40,3

транспорт и связь

50,4

50,6

52,6

53,0

54,5

55,1

финансовая деятельность

34,7

50,3

28,8

31,5

31,1

33,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

26,1

28,9

31,5

32,5

33,1

31,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

38,5

44,7

45,3

49,1

48,0

47,9

образование

35,5

41,6

45,1

49,4

50,4

51,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

43,9

46,0

48,6

49,5

50,4

50,6

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

40,6

38,8

40,4

38,5

40,3

40,7

Таблица 9 ГРУЗООБОРОТ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА (миллиардов тонно-километров)

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Транспорт — всего

2607

4408

6122

3688

3638

3755

3976

4284

4558

4676

4801

4915

4948

в том числе:

Железнодорож-ный

1672

2316

2523

1214

1373

1434

1510

1669

1802

1858

1951

2090

2116

автомобильный

116

241

299

156

153

160

167

173

182

194

199

206

216

Трубопровод-ный1)

243

1087

2575

1899

1916

1962

2100

2273

2413

2474

2499

2465

2464

морской

412

534

508

326

122

113

112

85

66

60

62

65

84

внутренний водный

164

228

214

91

71

83

84

81

92

87

87

86

64

воздушный

  • ..

2,2

2,6

1,6

2,5

2,6

2,7

2,7

3,0

2,8

2,9

3,4

3,7

1) До 1990 г. — без газопроводного транспорта.

Таблица 10 ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ГРУЗООБОРОТ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2007

2008

Пеpевозки гpузов, млн. т

4441

6102

6357

3248

3140

3156

3133

3172

3345

3487

3592

3776

3556

Гpузообоpот, млpд. т×км

34,1

46,4

47,4

26,9

24,9

26,2

25,4

27,1

28,2

29,7

31,7

32,2

31,8

Таблица 11 ГРУЗООБОРОТ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (миллиардов тонно-километров)

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Грузы — всего

243

1087

2575

1899

1916

1962

2100

2273

2413

2474

2499

2465

2464

в том числе:

газ

  • ..
  • ..

1335

1231

1171

1164

1203

1270

1297

1317

1345

1324

1351

нефтяные грузы

243

1087

1240

668

745

797

896

1003

1116

1156

1154

1141

1113

из них:

нефть

223

1050

1198

650

718

769

867

971

1083

1123

1119

1106

1077

Нефтепродук-ты

20

37

42

19

27

28

30

32

33

33

35

35

36

Таблица 12 ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров)

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Жeлезнодорожные пути1) — всего

136

149

160

151

139

140

128

в том числе:

общего пользования

78

83

87

87

86

86

86

85

85

85

85

85

86

необщего пользования

58

66

73

64

53

55

42

Автомобильные дороги — всего

670

694

884

940

898

897

896

896

870

858

932

963

940

в том числе:

общего пользования2)

543

498

455

539

584

589

593

599

601

581

701

747

754

необщего пользования

127

196

429

401

314

308

304

298

270

277

231

216

1853)

Из общей протяженности автомобильных дорог — дороги с твердым покрытием — всего

264

421

657

750

752

754

755

743

736

724

754

771

754

в том числе:

общего пользования2)

210

322

400

484

532

537

541

544

546

531

597

624

629

из них:

федерального значения

44

46

46

47

46

47

47

47

49

50

регионального или межмуниципального значения4)

440

486

491

495

498

499

484

465

469

456

местного значения

  • ..
  • ..
  • ..
  • ..
  • ..
  • ..
  • ..
  • ..
  • ..
  • ..

85

107

124

необщего пользования

54

99

256

266

220

217

214

199

190

194

157

147

1253)

Трамвайные пути1)

2,4

2,8

3,0

3,0

3,0

3,0

2,9

2,9

2,8

2,8

2,8

2,7

2,7

Троллейбусные линии1)

2,0

3,5

4,4

4,6

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,9

4,9

4,9

4,9

Пути метрополитена1), км

179

246

342

389

405

406

412

420

423

436

439

442

461

Магистральные трубопроводы — всего

30

54

210

210

213

216

219

221

223

224

226

228

в том числе:

газопроводы

  • ..
  • ..

144

148

152

152

153

156

158

160

162

163

165

нефтепроводы

23

43

51

47

46

46

48

47

48

48

47

47

47

нефтепродуктопроводы

7

11

15

15

15

15

15

15

16

16

16

16

16

Внутренние водные судоходные пути — всего

121

120

103

84

85

102

102

102

102

102

102

102

102

в том числе с гарантированными габаритами пути

63

68

67

34

42

42

45

46

46

33

33

44

48

) Эксплуатационная длина.

) С 2006 г. — включая дороги местного значения.

) Без субъектов малого предпринимательства.

) До 2006 г. — дороги субъектов Российской Федерации