Совершенствование управления органами социальной защиты населения

Социальная защита населения — важнейшая функция органов государственной власти и местного самоуправления. Её назначение состоит в том, что бы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь наиболее уязвимых слоев населения.

В то же время государственная власть зачастую рассматривает систему социальной защиты населения как некий «балласт», ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики. Она стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в социальной сфере, переложить основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан. Этими установками пронизаны последние проекты социальных реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения.

Современный период в строительстве системы государственного и муниципального управления в России в значительной степени должен быть связан со становлением оптимальной структуры органов социальной защиты населения как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях [32, с.156].

В условиях системных преобразований в современной России возникает глубокая потребность в развитии нормативно правовой базы, кадровом обеспечении социальных служб, в создании широко разветвленной инфраструктуры социальной защиты, в коренном изменении форм и методов социальной работы с различными группами населения.

Ситуация обостряется тем, что социальные интересы населения становятся объектом популистской демагогии (в периоды важнейших политических компаний).

Обещания, щедро раздаваемые политиками, вскоре «забываются», или откладываются до «лучших времен».

В реальной же действительности наблюдается процесс деградации социальные отношений, следствием чего стали такие процессы, как депопуляция населения, безработица, все увеличивающаяся дифференциация доходов немногочисленного процветающего слоя населения и большей его части, опустившейся за черту социального бедствия. Такой процесс предопределяет растущую нестабильность общества, дискредитирует курс реформ, подрывает доверие населения к Правительству и государственным институтам России. В этих условиях возникла острая необходимость усиления социальной направленности политики государства [34, с.196].

Основная цель написания дипломной работы — дать рекомендации по совершенствованию управления органами социальной защиты населения на основе анализа специфики деятельности государственных органов по социальной защите населения, на примере Ревдинского района Свердловской области.

11 стр., 5229 слов

Социальная защита населения: экономические и гуманитарные критерии

... задачи социальной защиты, а также участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи. 1.2 Сущность и необходимость социальной защиты Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Социальная помощь ...

Приоритетные задачи дипломной работы:

1) выявить специфику организации системы социальной защиты населения и ее важнейших структурных компонентов, показать характер и способы осуществления социального обеспечения;

2) раскрыть содержание основных источников социального права и тенденций в развитии нормативно — правового обеспечения деятельности служб социальной защиты населения;

3) показать особенности системы управления сферой социальной защиты населения МО «Ревдинский район» г.Ревды;

4) раскрыть основные проблемы и предложения в сфере социальной защиты населения МО “Ревдинский район” г.Ревды, новые подходы в реализации социальных выплат и льгот, а также новые формы работы персонала управления.

Объект исследования — государственные органы, осуществляющие работу с детьми, социально незащищенными и с детьми, нуждающимися в социальной защите.

Предметом исследования является анализ деятельности государственных органов по социальной защите МО «Ревдинский район».

Теоретическую, методическую и эмпирическую базу для подготовки дипломной работы составили следующие источники:

Законодательные и Нормативные акты РФ в области социальной защиты, открытые материалы статистической отчетности г.Ревды, органов социальной защиты, специализированные источники, научная и методическая литература.

С учетом заявленной цели, поставленных задач и обобщения указанных источников структура дипломной работы включает в себя два содержательных блока, которые условно можно обозначить следующим образом:

1) «Основы» (определение ключевых направлений социальной политики и особенностей функционирования системы социальной защиты населения в нашей стране).

2) «Нормативно — правовое обеспечение» (определение содержания главных нормативно — правовых источников и анализ практики их применения в основополагающих направлениях социальной защиты населения России на муниципальном уровне).

Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения в РФ

1.1 Сущность социальной защиты населения. Объект, субъект и принципы социальной защиты

Социальная защита населения это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

либеральная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально — экономические процессы.

21 стр., 10098 слов

Безопасность и защита населения при авариях на радиационно-опасных объектах

... ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий на радиоактивно опасных объектах или применения оружия. Для этих целей предназначена система гражданской обороны радиоактивной защиты. Проблема : Какая должна быть защита населения ... основных задач безопасности и защиты, службы ГО по радиационной защите. 4. Анализ радиационной обстановки в г. Соликамске и работы службы ГО. Методы ...

Социальная защита населения в РФ на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной программы Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной социальной защиты населения, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоении профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.

По данным Института социальных и экономических проблем Российской Академии наук, в наши дни в области социального неблагополучия находится 50% россиян; 20% из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, 10% — это социальное дно, т.е. люди, отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни страны.

По данным официальной статистики, в России сейчас около 37 млн. детей. Число их ежегодно сокращается примерно на 700 тысяч.

Детская смертность в нашей стране в 3 раза выше, чем в Западной Европе. У нас более 400 тысяч детей-инвалидов. За последние 20 лет в 10 раз возросло число умственно отсталых детей. Появился новый термин — «дети — децелераты», т.е. те, у кого налицо задержка в физическом и интеллектуальном развитии. Ежегодно число децелератов, принимаемых в первый класс, увеличивается на 1,5-3,0%.

Более 300 тысяч детей — беженцы в возрасте до 16 лет.

Растет число педагогически запущенных детей. Большую роль в этом процессе играет то, что многие родители являются наркоманами и алкоголиками. В России сейчас официально зарегистрировано 2 млн. алкоголиков; число таких больных ежегодно увеличивается на 30%.

В период становления рыночных отношений Россия столкнулась со многими социально-экономическими проблемами.

В начале реформ предполагалось, что рациональное использование имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.) позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость. По мере осуществления реформ, предполагалось усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой в развитых странах.

12 стр., 5919 слов

Внебюджетные социальные фонды как основные источники финансирования ...

... источников финансирования сферы социальной защиты населения в России. Объект исследования - источники финансирования сферы социального обеспечения. Предмет курсового исследования - внебюджетные фонды как основные источники финансирования социальной защиты населения. Для раскрытия цели курсовой работы были поставлены следующие задачи: Проанализировать источники финансирования социальной защиты ...

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых [44, с.96].

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

— государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

— частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов.

В настоящее время система социальной защиты складывается как

  • политические — связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойную и социальную стабильность в обществе;
  • экономические — определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты;

-идеологические — играют важную роль в становлении института социальной защиты, отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.

  • нравственно — психологические на протяжении всей истории социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты человека.

Человек, нуждающийся в социальной защите — является основным объектом социальной политики и социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

7 стр., 3326 слов

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

... . Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. . Ребенок имеет право ...

Центральный субъект социальной защиты это государство. Субъекты управления — органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы).

Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
  • регулирование доходов и расходов населения;
  • социальное страхование;
  • социальное вспомоществование;
  • социальные услуги;
  • целевые социальные программы [43, с.221].

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах, составляющих ее научную основу.

Принципы — это научно обоснованные положения, разрабатываемые с учетом объективных условий и требований. Но реализуются они в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Важнейшими принципами социальной защиты являются:

гуманизм и социальная справедливость — быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты — значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

принцип системности — система социальной защиты создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность;

  • принцип комплексности — обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты;
  • поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний;
  • заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  • патернализма — обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения;
  • принцип превентивности мер по социальной защите — означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять.

В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

24 стр., 11878 слов

Социальная защита различных слоев населения

... является различные слои населения, на которых направлена социальная защита населения. Цель настоящей работы – изучение и анализ социальной защиты различных слоев населения в РФ. В связи с этим были поставлены задачи: 1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения; 2. обосновать роль социальной работы в защите населения; ...

Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения: совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: федеральный уровень (республика); регион; трудовой коллектив; негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

социальное обслуживание;

медико-социальная экспертиза;

реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

социальная помощь семье и детям;

подготовка законодательства по социальной защите населения;

внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

разработка положений по основам социальной политики;

анализ и прогноз уровня жизни различных категории населения;

подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

разработка социальных нормативов и т. д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

обеспечение и решение производственно-экономических задач;

плановую и финансово-экономическую деятельность;

создание различных фондов социальной помощи;

решение экономических проблем и др.

Функции трудового коллектива:

производственно-экономическая;

политическая;

управленческая;

социальная;

воспитательная.

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятия» [43, с.280].

Социальными функциями трудового коллектива являются:

совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;

развитие социальной структуры коллектива;

47 стр., 23187 слов

Проблема неравенства доходов. Социальная защита граждан

... работы является изучение проблемы неравенства доходов населения и социальной защиты в России. Задачами данной работы являются: 1. Определить источники и структуру доходов населения России. 2. Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России. 3. Охарактеризовать современные направления социальной политики государства. ...

улучшение отношений внутри коллектива;

улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках.

В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения:

первое направление социальной защиты — это социальная защита детей, детства и отрочества,

второе направление социальной защиты — это социальная защита трудоспособного населения,

третье направление социальной защиты — это социальная защита нетрудоспособных граждан;

  • четвертое направление социальной защиты — социальная защита семьи.

Но главным направлением социальной защиты является социальная защита детей, детства и отрочества, она ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

24 июля 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».

Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и т.д.

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

10 стр., 4593 слов

Реферат про деньги для детей

... и что говорить с детьми о деньгах, когда, каким способом вводить в детский обиход то, что и для самих родителей таит в ... все в порядке, сообщает с их помощью человек, я хорошо обеспечен, могу позволить себе и ребенку все самое лучшее и в ... вон, чтобы дети, не дай Бог, не почувствовали своей ущербности. А сейчас даже без особой необходимости часто подчеркивается социальная дистанция, неравенство, ...

Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков. Однако, несмотря на то, что дети признаются государством особым объектом социальной защиты, низкая материальная база сводит на нет все благие начинания. Так, расширение выплат пособий на детей совпало с большим распространением платности и школьного обучения, и внешкольных занятий, повышением стоимости содержания ребенка в детских садах, яслях и т. п. А потому дополнительные доходы семей, получаемые для хотя бы частичного покрытия расходов на содержание детей, теряют свою значимость и нуждаются в постоянной адаптации к росту цен на продукты и услуги детских учреждений.

Постоянно увеличиваются суммы, что в дальнейшем приводит к ограничению сферы дополнительной социализации детей из семей различных типов. А потому существующая система пособий и льгот в современной России не может быть отнесена к эффективным мерам социальной защиты детей и подростков.

Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.

Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т. д.

Второе направление социальной защиты — это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [34,с.150]. Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия.

4 стр., 1597 слов

По предмету «Оказание помощи в кризисных ситуациях» : «Особенности ...

... и в конечном счете разрушает саму психологическую работу. Иногда в начале работе с детьми бывает важно продиагностировать ситуацию насилия и определить феноменологию переживания ребенка. Обследование обычно проводится в форме ... самооценки, нарушению идентичности. С другой стороны, позиция унижаемого снижает социальный статус ребенка в группе, другие дети перестают с ним дружить, что так же влияет на ...

Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, а также гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых

общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

эффективной занятости человека;

предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;

выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством;

охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;

равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту).

Третье направление социальной защиты — это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

В соответствии со статьей. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Четвертое направление социальной защиты — социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

  • сохранению института семьи;
  • созданию и сохранению семьи;
  • проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;
  • реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;
  • развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;
  • обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;
  • мерам по снижению материнской и детской смертности;
  • предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам;
  • предоставлению отпуска по уходу за ребенком матери или отцу (опекуну), либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;
  • прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;
  • выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;
  • отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;

— переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы.

Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи. Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ.

1.2 Нормативно — правовые основы социальной защиты населения

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе — Конституции.

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В статье. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей в иных ситуациях, установленных законом.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это:

  • обязательное пенсионное страхование работающих;
  • создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
  • принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Обеспечение социальных прав граждан — важное направление в деятельности органов государственной власти последних лет. По своему духу социальные законы последних лет существенно отличаются от принятых в 1993-1995 годах.

Во-первых, они упорядочивают довольно хаотичную систему государственной социальной помощи, сложившуюся к середине 90-х.

Во-вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи.

В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах. Федеральный закон от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации. Данный Закон сам по себе не вводит каких- либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется, имеющий исключительно важное значение, принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платы (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя, из которой устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п.1 ст.5).

В статье 6 устанавливаются основания для получения государственной социальной помощи. Малоимущим (малоимущей) признается тот гражданин (семья), среднедушевой доход которого (которой) ниже величины прожиточного минимума. Такие малоимущие имеют право на получение государственной социальной помощи (п.1 ст. 6).

При назначении социального пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании их малоимущим и оказания им государственной социальной помощи», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». Согласно перечню при расчете дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются оплата труда, социальные выплаты, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семьи или отдельным ее членам, другие доходы. В оплату труда входит перечень видов доходов в соответствии с Трудовым кодексом РФ, с Постановлением правительства РФ от 11.04.2003 года№ 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», принятым в соответствии со статьей. 139 Трудового кодекса и социальные выплаты — пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию. Доходы от собственности включают в себя доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, от реализации плодов и продуктов личного подсобного хозяйства. Не учитываются: государственная адресная социальная помощь, единовременные компенсационные выплаты, полученные в возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью членов семьи, их имуществу, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию, которые предусмотрены статьей. 8 ФЗ от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве о профессиональных заболеваний».

Были приняты еще два Федеральных закона, затрагивающих ту же сферу, «О государственной социальной помощи» и «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»» (оба вступили в силу в июле 1999 года).

В данных актах закрепляется переход к адресному принципу оказания социальной помощи. Так, в соответствии с законом «О внесении изменения в статью 16» право на ежемесячное пособие на ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) только в тех семьях, среднедушевой доход которых «не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации» (ст.1).

Ранее Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» неоднократно подвергался критике именно за то, что пособия получали все родители (усыновители, опекуны, попечители), независимо от величины доходов. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» четко сформулированы цели предоставления государственной социальной помощи: это «поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума», а также «адресное и рациональное использование бюджетных средств» (ст.3).

Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст.6).

В статье 5 также определены источники оказания государственной социальной помощи. При этом отмечается, что «в случае недостаточности средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы» (ч.2 ст.5).

Важным представляется положение, в соответствии, с которым государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч.1 ст.6).

Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки (комиссионного обследования), направленной на подтверждение сведений, которые представлены в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи (п.2 ст. 8).

Здесь же регламентируются порядок и сроки принятия решения по таким заявлениям (п.3 ст.8).

Закон весьма подробно указывает причины отказа в государственной социальной помощи (ч.1 ст.9), а также основания для прекращения таковой (п.1ст.10).

При этом Закон устанавливает обязанности не только государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства (как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности получателей социальной помощи.

Таким образом, последние социальные законы свидетельствуют о желании законодателя избавиться от патерналистского подхода к предоставлению государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.

Справедливости ради стоит отметить, что в социальных законах, наработанных Государственной Думой второго созыва, встречались и чисто декларативные документы. Показательным в этом смысле является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Он был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в июле 1998 года. Это первый российский нормативный акт, направленный на закрепление и защиту прав ребенка. Он «регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» (ст. 2).

Рассматриваемый закон не только и не столько закрепляет права ребенка, сколько устанавливает (или, по замыслу разработчиков, должен устанавливать) гарантии их обеспечения. В частности, он предусматривает обеспечение следующих прав ребенка:

  • на охрану здоровья (ст. 10);
  • на профессиональную подготовку и занятость (ст. 11);
  • на отдых и оздоровление (ст. 12);
  • на пользование социальной инфраструктурой для детей (ст. 13);
  • на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию (ст. 14);
  • на защиту в трудной жизненной ситуации (ст. 15).

Гарантии обеспечения перечисленных прав опираются на государственные минимальные стандарты качества жизни детей, закрепленные в статье. 8. Однако содержание этой статьи вызывает большие сомнения, поскольку указанные стандарты включают в себя: бесплатное медицинское обслуживание; гарантированную профессиональную ориентацию, трудоустройство, охрану труда, оплату труда, квалифицированную юридическую помощь. Думается, нет нужды говорить об утопичности подобных «минимальных стандартов» в современных российских условиях. В результате Закон во многом просто теряет смысл. Революционным шагом в сфере социальной защиты является замена льгот на деньги. Деньги станут получать все льготники и те которые ранее не финансировались из-за нехватки средств. Люди получат конкретную денежную помощь а не натуральные льготы, которые нельзя ни потрогать, ни посчитать. Совет Федерации одобрил законопроект о льготных выплатах, который вступил в силу 01. 01. 2005 года президент России подписал закон, предусматривающий замену большей части натуральных льгот денежными выплатами. Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений» в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Государственной Думой 5 августа 2004 года, одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года.

Суть этой реформы заключается, во-первых, в разграничении социальных обязательств государства между уровнями бюджетной системы. Действующее законодательство в части социальных обязательств устарело, оно внутренне противоречиво. Ежегодно федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год приостанавливается действие многочисленных норм законодательства Российской Федерации. Радикальной новацией внесенного правительством в Госдуму законопроекта является разграничение льгот по категориям льготников, а не по видам предоставляемых льгот.

К социальным обязательствам Федерации отнесено обеспечение следующих категорий льготников (семь категорий по закону « О ветеранах»): инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны; члены семей участников Великой Отечественной войны; жители блокадного Ленинграда. Кроме этих категорий, за федеральным уровнем останутся обязательства по обеспечению Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, инвалидов 1-й, 2-й, 3-й групп, детей- инвалидов, доноров, чернобыльцев.

Второе ключевое направление реформы состоит в переводе социальных обязательств Федерации из натуральной в денежную форму так называемая монетизация.

Для каждой категории льготников установлены денежные выплаты, а также определен порядок их ежегодной индексации. Если рассматривать саму идею «монетизации льгот» как процесс перевода натуральных льгот в денежную форму, то она является достаточно прогрессивной. Денежная форма предоставляемых льгот имеет существенные преимущества перед их натуральной формой. Самые очевидные из них:

  • измерение стоимостного объема предоставляемых социальных обязательств государства;
  • предоставление права на получение льготы каждому льготнику, независимо от того, может он или нет реально воспользоваться этой льготой ( например, в зависимости от того, городской он или сельский житель).

Происходит уравнивание в правах всех льготников, независимо от того, имеют ли они доступ к городскому проезду или телефону;

  • отказ от системы скрытого субсидирования отраслей, предоставляющих услуги льготникам, (например, перенос оплаты внутригородского проезда льготников через систему тарифа на не льготных категорий граждан).

    Делается важный шаг в сторону экономического ценообразования в сфере услуг;

  • создание системы персонифицированного учета льготных категорий граждан и повышение контроля, за предоставлением льгот.

Проблема в том, что оценить реализацию идеи перевода натуральных льгот в денежную форму сегодня достаточно сложно, можно говорить лишь о тех минусах, которые возникли со времени вступления закона в силу:

  • стоимость «корзины льгот» существенно различается по регионам, она даже различна в разных муниципальных образованиях одного субъекта РФ;
  • устанавливая единую сумму компенсации для всех, у одних « отбирают», а другим «дают», поэтому очень важно определить как тех граждан, которые потеряют в результате монетизации, так и тех, которые приобретут.

К сожалению пока никто не видел методики расчетов сумм компенсаций или расчетов стоимости предоставляемых льгот по каждой категории льготников видам предоставляемых льгот в разрезе субъектов РФ;

  • законопроект не учитывает принципа адресности при монетизации льгот;
  • неясен пока принцип выбора услуг из «социального пакета» как механизм страхования рисков потерь, а также социальные гарантии для социально незащищенных граждан могут пострадать в результате «монетизации» льгот в наибольшей степени;

— Трудно прогнозировать сегодня вектор изменения межбюджетных отношений. Пока складывается такая ситуация, что больше денег из федерального центра получит тот регион, в котором сегодня проживает большое количество тех категорий граждан, которые будут получать компенсацию из федерального бюджета.

В итоге регионы оказываются в непростой ситуации выбора. Отмена льгот и введение вместо них адресных денежных компенсаций, которые многие еще не получили, толкает население России на путь массовых акций протеста.

С 1 февраля 2005 года планировалось предоставить гражданам право выбора льготы по проезду на транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщении в натуральной или денежной форме. Для получения льготы в натуральной форме (бесплатный проезд на транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщении) необходимо будет обратиться с соответствующим заявлением в отдел социальной защиты населения по месту жительства и получить документ на право бесплатного проезда. При этом размер ежемесячной денежной выплаты уменьшается на 50 рублей.

Но пока механизм реализации данного закона требует дополнительной доработки. Несовершенство новой системы оказания социальной поддержки гражданам со стороны государства столь очевидно, что изначально в основу развития России заложены направления по совершенствованию системы социальной защиты в целом.

Однако нельзя осуществлять реформирование какой-либо отрасли без определения прогнозных показателей ее функционирования и уже только потом на основе составления социальных программ осуществлять перестройку данной сферы общественных отношений. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления.

В 2005 году из денежной компенсации у всех категорий федеральных льготников была вычтена стоимость набора социальных услуг в размере 450 рублей в месяц. Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178 -ФЗ «О государственной социальной помощи»: набор социальных услуг, перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

В соответствии с настоящим Федеральным законом: 400 руб. — это дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 50 руб. — бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 2006 года у людей появится право выбора покупать социальный пакет (или его часть) или нет. Для тех, кто все-таки решится отказаться от льгот, ежемесячная стоимость соц. пакета (или его части) уже не будет вычитаться из общей суммы выплат. Для этого нужно в 2005 году до 1 октября подать заявление в Управление Пенсионного Фонда по месту жительства.

Таким образом можно констатировать, что процесс «монетизации льгот» представляет собой двоякий процесс. С одной стороны он представляет собой явно позитивное явление как с точки зрения оптимизации работы социальных служб, так и с точки зрения взаимоотношений государства с пенсионерами. С другой стороны отсутствие реальной практики реализации вышеобозначенных законов, а также отсутствие аналогов данной реформы в нашей стране. И как показывает практика первых дней их реализации, привели и приведут к выявлению многих негативных черт этой реформы.