Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно важной ролью, которую играет денежно-кредитная система в развитии экономики. Ее обычно называют кровеносной и нервной системой экономики. Действительно, эффективная денежно-кредитная система стимулирует развитие экономики, сдерживает инфляцию, способствует успешной реализации инновационных процессов. При этом в период спада, когда в экономике имеет место денежный голод, денежно-кредитная политика направлена на увеличение денежного предложения, а во время подъема, когда существует избыток денег, наоборот, на его ограничение.
Интересы неуклонного развития экономики требуют активизации денежно-кредитной политики, то есть создания благоприятных макроэкономических условий. Эти условия включают нормализацию системы денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижения процентных ставок и налогообложения, стимулирования инновационного предпринимательства. Это тем более важно сейчас, в условиях финансового кризиса, когда все экономические рычаги должны быть направлены на массовое обновление основного капитала и модернизацию национального хозяйства.
Важная народнохозяйственная, теоретическая и практическая значимость совершенствования денежно-кредитной системы, необходимость ее решения в современных условиях, обуславливает выбор темы курсовой работы, определяет ее цели и задачи.
Целью курсовой работы является анализ теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию денежно-кредитной политики. В соответствии с целью исследования были определены
обобщить и систематизировать основные теоретические положения по проблемам денежно-кредитной политики;
- выявить факторы и основные направления совершенствования денежно-кредитной системы России.
Объектом исследования является денежно-кредитная система национальной экономики.
Предметом исследования выступают экономические отношения по совершенствованию денежно-кредитной системы России.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили законодательные акты Российской Федерации, научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также монографии по проблемам исследования. В определенной последовательности и в сочетании в курсовой работе используются следующие методы: индукции и дедукции, экономико-статистические, графический, балансовый, монографический и другие.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе исследования выводы и предложения могут быть использованы при решении стратегических задач, направленных на реформирование хозяйственного механизма национальной экономики.
Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России
... нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики. Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов применения методов денежно-кредитного регулирования экономики, в том числе и ...
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Понятие и структура денежно-кредитной системы
Решение задач макроэкономического равновесия определяется всей совокупностью денежно-кредитных отношений. Причем мера воздействия этих отношений на макроэкономический механизм связана с возможностью влияния на денежное предложение, и соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный объем национального производства.
Деньги — это общепризнанное средство платежа, которое принимается в обмен на товары и услуги, а также при оплате долга. Деньги играют исключительную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Функционирование денег в той или иной стране связано с организованной в ней денежной системой, которая состоит из ряда элементов.
Денежная система — исторически сложившаяся и законодательно установленная государством организация денежного обращения. Денежное обращение — это движение денег, опосредствующее оборот товаров и денег. Оно обслуживает реализацию товаров, а также функционирование финансового рынка.
В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:
- национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг;
- система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;
- система эмиссии денег, то есть законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
- государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
Бумажные деньги — денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные определенной покупательной способностью. Кредитные деньги — знаки стоимости, возникшие на основе имущественных обязательств частных лиц и государства. Банкноты (банковский билет) — денежный знак, выпускаемый эмиссионными банками. Современные банкноты не имеют собственной ценности и используются как деньги. Чек — письменный приказ владельца об уплате определенной суммы денег с текущего счета в банке. Основой чекового обращения служат вклады в банках, именуемые депозитными вкладами. Депозитные деньги — это система специальных расчетов между банками путем переноса суммы с одного счета на другой.
Таким образом, деньги — это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сущность денег проявляется в их пяти функциях:
Средства обращения. Эту функцию деньги выполняют тогда, когда поток денег встречает поток товаров — при купле продаже за наличный расчет. Эта функция позволяет избежать неудобства бартерного обмена.
Мера стоимости. Через деньги определяется стоимость товара.
Средства сбережения. Деньги служат средством сбережения, они являются очень удобной формой хранения богатства.
Средства платежа. Эту функцию деньги выполняют тогда, когда товары и услуги покупаются в кредит.
Мировые деньги. Эту функцию выполняет свободно конвертируемая валюта.
Роль денег в современной жизни человека. «деньги и общество», ...
... жизни. Они определяют статус человека, его положение в обществе, успешность. Иногда кажется, что весь мир вращается вокруг денег. Они оказывают влияние на все сферы человеческой жизни. Мы постоянно слышим о деньгах ... -то совсем ничего. А счастье можно купить? Имея деньги, надо уметь с ними обращаться. Многие люди неловки в обращении с деньгами: кто-то чрезмерно расточителен, а кто-то ...
Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Для характеристики денежной массы применяются различные обобщенные показатели, так называемые агрегаты.
Денежный агрегат — это наличные деньги (бумажные и металлические).
Денежный агрегат включает агрегат плюс деньги на текущих счетах населения и на расчетных счетах предприятий. Денежный агрегат включает агрегат плюс деньги на срочных счетах в банках. Денежный агрегат включает агрегат плюс срочные крупные вклады в государственные ценные бумаги.
Первой причиной наличия денег является то, что люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок на приобретение товаров и услуг. Спрос на деньги для сделок измеряется пропорционально номинальному ВВП и обратно пропорционально скорости обращения денежной единицы (V).
, (1)
Если, например, в магазинах города находится товаров на сумму 800 млн руб., а скорость обращения денежной единицы за год составит 8 раз, то спрос на деньги для сделок составит 100 млн руб.
Вторая причина, по которой люди держат дома деньги, вытекает из их функции как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах — например, в виде акций предприятий, частных или государственных облигаций, или же в деньгах . Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов. Предположим, что люди покупают только облигации. Когда процентная ставка их низка, люди предпочитают владеть большим количеством денег в качестве актива. И наоборот, когда процентная ставка облигаций высока, люди покупают облигации и меньше держат денег в качестве актива. Таким образом, существует обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег в качестве актива. Общий спрос на деньги — это сумма спроса на деньги для сделок и сумма спроса на деньги со стороны активов.
Кредит — это сделка между юридическими или физическими лицами о предоставлении денег или товара в долг с уплатой процентов. Один из партнёров (ссудодатель-кредитор) предоставляет другому (ссудополучателю-заёмщику) ссуду: деньги или имущество на определённый срок с условием возврата эквивалентной стоимости и с оплатой этой услуги в виде процентов.
Валютные кредиты и анализ кредитных рисков
... классифицировать кредитные риски: риски кредитования по овердрафту, на основе кредитной линии и т.д. Для видов кредита характерно как общее, так и специфическое проявление кредитных рисков. Например, при кредитовании по овердрафту существует риск возникновения несанкционированного овердрафта, риск нарушения ...
Сущность кредита выступает в его трёх основных функциях:
1. Аккумулятивно-распределительная функция. Она состоит в аккумуляции (привлечении) временно свободных денежных средств и их размещении между заёмщиками на условиях платности и возвратности.
2. Созидательно-эмиссионная функция — это создание кредитных средств обращения и резерва, который банк считает необходимым и обязывается в юридическом порядке содержать.
- Контрольная функция кредита — это отслеживание за деятельностью клиентов (заёмщиков и кредиторов), то есть оцениваются их кредитоспособность и платежеспособность.
По срокам кредитования они различаются:
- краткосрочный кредит, при котором кредит выдается на срок до 1 года;
- среднесрочный кредит, при котором кредит выдается на срок от 2 до 5 лет;
- долгосрочный — при котором кредит выдается на срок от 6 до 10 лет.
В то же время по характеру предоставления кредит может быть: межгосударственным, государственным, банковским, коммерческим, потребительским, ипотечным, лизингом и факторингом.
Межгосударственный кредит — кредит одного государства другому. Государственный кредит — это кредит населения страны своему правительству путём покупки государственных облигаций внутреннего займа. Банковский кредит — это предоставление ссуды в денежной форме, а коммерческий — в товарной форме. Потребительский кредит — это ссуда частным лицам для покупки товаров народного потребления длительного пользования. Ипотечный кредит — это предоставление долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий и т.д.).
Лизинг — это покупка банком или другой финансовой организацией средств труда и предоставление их в аренду с последующим правом выкупа товаропроизводителем арендуемого имущества по остаточной стоимости. Факторинг — это покупка векселей банком и получение за эту услугу комиссионных.
Кредитная система — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений. Её можно представить в виде следующей структуры, включающей три блока:
1. Фундаментальный блок (кредит, границы и законы его движения; субъекты кредитных отношений; принципы кредита).
2. Организационный блок (кредитная политика; виды и объекты кредита; условия кредитования; механизм кредитования; кредитная инфраструктура).
- Регулирующий блок (государственное регулирование кредитной деятельности;
- банковское законодательство;
- нормативные положения Центрального банка;
- инструктивные материалы, разрабатываемые коммерческими банками).
Базовым элементом первого фундаментального блока кредитной системы является кредит как специфическое отношение между кредитором и заёмщиком и законы его движения. Этот блок можно назвать фундаментальным потому, что он определяет действие других элементов. Он охватывает также деятельность субъектов кредитных отношений.
Субъекты кредита должны обладать такой совокупностью черт, которая является достаточной и гарантирующей функционирование кредита. Кредитор, к примеру, должен обладать не только достаточным капиталом, но и профессиональными навыками рационального ведения кредитного дела. В современном хозяйстве кредитором чаще всего является банк, от которого зависит насколько правильно учтены и соблюдены правила пользования кредитом и, как следствие — реализация сущностных свойств кредита.
«Структурный анализ и оценка качества кредитного портфеля коммерческого ...
... банка. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические основы структурного анализа и оценки качества кредитного портфеля коммерческого банка ... Уровень кредитование является одним из главных показателей любого коммерческого банка. Предоставление кредитов в коммерческих банках является ...
Однако это будет зависеть и от деятельности заёмщика — непосредственного потребителя кредита. Системный подход в организации кредитных отношений будет реализован только в том случае, если другая сторона — заёмщик — сможет использовать кредит в соответствии с его сущностными свойствами. Заёмщиком как частью кредитной системы может стать экономический субъект, который обладает юридической самостоятельностью, может своим имуществом, доходом от кредитной сделки полностью и в срок материально гарантировать возврат кредита и уплату ссудного процента за его использование.
Помимо сущностных свойств кредита и законов его движения в данный блок входят также принципы кредита, рассматриваемые как правила, основы, которым целесообразно следовать, чтобы реализовать фундаментальные качества кредита. Помимо общеэкономических принципов (экономичности, дифференцированности) и принципов, выражающих сущность кредита (срочность, возвратность, обеспеченность, целевой характер) можно сформулировать и некоторые другие. Их соблюдение весьма важно для обеспечения таких аспектов деятельности банка, как его ликвидность, доходность, безопасность и устойчивость развития. Их можно назвать принципами организации кредитования. К ним можно также отнести принцип сохранения реально размера кредита. Как известно, одним из законов кредита является сохранение ссужаемой стоимости. Поэтому кредитная организация требует возвращения не номинальной, а равноценной суммы кредита, то есть учитывает уровень инфляции. Важным является также принцип сохранения стоимости обеспечения кредита. Он тесным образом связан с принципом обеспеченности кредита, означающим на практике требование материального обеспечения выдаваемых ссуд. Такое обеспечение определяется в предварительном порядке при предоставлении кредита. Обычно это производится путем проверки соответствия суммы кредита и суммы обеспечения. Вместе с тем номинальная сумма обеспечения в конце срока пользования кредитом может не соответствовать её реальной стоимости. Такое несоответствие вызывает серьёзные банковские кризисы, банкротство кредитных учреждений.
К принципам организации кредитования относят и принцип кредитоспособности субъектов кредитных отношений. Это означает, что банк в процессе кредитования учитывает кредитоспособность своих клиентов. Это позволяет снизить риск невозврата кредита, дифференцировать свои отношения с заёмщиком. Кредитор учитывает и собственную кредитоспособность — возможность выполнения своих обязательств.
Вторым блоком кредитной системы выступает блок, непосредственно организующий процесс кредитования. Организационный блок представляет собой определённую подсистему кредитования, объединяющие виды, объекты, условия кредитования, кредитный механизм (включая методы кредитования, формы ссудных счетов, с которых производится выдача и погашение кредитов).
Деньги кредит банки
... кредита. В связи с этим, видится необходимость изучить потребительское кредитование более подробно. Целью дипломной работы является рассмотрение потребительского кредитования в кредитных ... кредитом, должен будет возмещать деньги банку с процентами, причем немалыми. Кроме процентов по кредиту банки обычно взимают дополнительные комиссии и сборы. Как любая кредитная программа, потребительский кредит ...
Данный блок формирует технологию совершения кредитных отношений, определяет сферу опосредования кредитом основного и оборотного капиталов заёмщика, рациональные формы предоставления и погашения ссуды, исходя из особенностей деятельности заёмщика, его кредитоспособности. По существу данный блок отражает всю ту оперативную работу, которую совершает кредитор по предоставлению кредита заёмщику и его возврата. К данному блоку можно отнести и кредитную инфраструктуру — инструменты жизнеобеспечения, поддержания рационального функционирования кредита. К ней относится прежде всего информационное обеспечение, формируемое банком-кредитором на базе внешней и внутренней информации о рынке, его отдельных сегментах и экономических субъектах. Организационный блок кредитной системы современной России требует существенного совершенствования.
Российские банки, совершающие кредитные операции, не имеют пока должного информационного и методического обеспечения, им зачастую не хватает высококлассных специалистов по оценке кредитных рисков, научные исследования кредита ведутся недостаточно интенсивно. Всё это позволяет сделать вывод о том, что кредитная система России находится пока на незавершенной стадии своего развития.
Отдельно в составе кредитной системы следует выделить третий — регулирующий блок. Он призван регулировать кредитные сделки, защищать права кредитора и заёмщика, определять правила погашения кредита в случае несостоятельности кредитных организаций. Коммерческие банки, кроме того, разрабатывают свои инструкции, регламентирующие правила кредитования.
Следовательно кредит решает
способствует ускорению экономических процессов благодаря росту скорости оборота денег в экономике и снижению издержек обращения;
- осуществляет замещение действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями;
- обеспечивает регулирование экономики, воздействует на различные хозяйственные процессы.
Кредитная система — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений. Кредитной деятельностью занимаются главным образом банки, а также страховые и инвестиционные компании, фонды (например, пенсионный).
Однако именно банки являются теми важнейшими экономическим организациями, которые занимаются кредитными, а также депозитными операциями.
Банковская система России состоит из двух уровней. Первый уровень — Центральный банк РФ и его филиалы. Второй уровень — коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды и другие финансовые организации. Центральный банк РФ осуществляет следующие операции: эмиссию денег; хранение золотовалютных резервов страны; выпуск и погашение ценных бумаг; хранение резервов других банков и кредитных учреждений (примерно 5-7% от размера вкладов); кредитование коммерческих банков; проведение расчётных и переводных операций; контроль за деятельностью других банков и за денежным обращением; изменение учётной ставки
В то же время коммерческие банки осуществляют: 1) кредитно-расчётное обслуживание; 2) приём вкладов; 3) посредничество в платежах; 4) куплю и продажу ценных бумаг; 5) размещение государственных займов; 6) управление по доверенности имуществом клиента; 7) консультации по финансово-кредитным вопросам.
Банки — это учреждения, организующие кредитные операции. Они осуществляют пассивные и активные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует денежные ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение. У банков есть собственный капитал (капитал акционеров, резервный капитал, а также нераспределенная прибыль).
Но основная часть ресурсов банка накапливается в результате приёма вкладов (депозитов).
Проводя свои операции, банки получают операционные доходы, образующие их валовую прибыль. Она включает:
- доходы от учётно-ссудных операций;
- проценты и дивиденды от вложения в ценные бумаги;
- комиссионные доходы по расчётным, переводным и другим операциям;
- доходы от внешних операций (валютных сделок, зарубежных кредитов).
После вычета из валовой прибыли расходов по осуществлению операций, выплаты зарплаты сотрудникам банка, процента вкладчикам образуется чистая прибыль банка. Из этой прибыли выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляются средства в резервный капитал. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу представляет норму банковской прибыли.
В России особенно крупным банком, сосредоточившим основную часть вкладов населения, является Сберегательный банк, имеющий около двух тысяч отделений, более трех тысяч агентов. Существуют также банки, которые не имеют права принимать депозиты, привлекая кредиты коммерческих банков или денежные средства на основе использования собственных акций — это инвестиционные банки. Они используют свой капитал главным образом для долгосрочного кредитования различных отраслей народного хозяйства. В нашей стране такие банки пока еще немногочисленны.
Инвестиционной деятельностью занимаются и страховые компании, хотя главной их задачей является продажа страховых полисов. Страховые компании вкладывают временно свободные денежные средства в облигации, акции других предприятий, государственные ценные бумаги для получения дополнительных доходов. В этом случае они выступают конкурентами коммерческих банков, инвестиционных компаний и пенсионных фондов, которые также занимаются инвестированием в ценные бумаги.
Способность отдельного коммерческого банка создавать деньги через кредитование зависит от размера его избыточных резервов (фактические резервы за вычетом обязательных резервов).
При этом система коммерческих банков может предоставлять ссуду в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, то есть происходит эффект денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор — это числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему на одну денежную единицу. Формула денежного мультипликатора может быть представлена в следующем виде:
, (2)
где: m — денежный мультипликатор,
R — норма обязательного резерва, установленная Центральным Банком страны.
Если норма обязательных резервов составляет 10%, то тогда m=10. Предположим, что избыточные резервы коммерческих банков достигли 60 млрд. рублей, в этом случае максимальный прирост кредитных денег, который может предложить — банковская система равна 600 млрд. рублей (60*10).
Рассмотренный выше пример иллюстрирует способность банка увеличивать в определенных пределах денежную массу. Вместе с тем он показывает, что Центральный Банк Российской Федерации, регулируя нормативы обязательных резервов, может оказывать большое воздействие на эмиссию безналичных денег коммерческими банками, расширяясь или сужая их эмиссионные возможности, влияя не только на их деятельность, но и на экономику в целом.
Заемщиком, как частью кредитной системы, может стать экономический субъект, который обладает юридической самостоятельностью, может своим имуществом, доходами от кредитной сделки полностью и в срок материально гарантировать возврат кредита и уплату ссудного процента за его использование.
Ссудный капитал — это денежный капитал, отдаваемый в ссуду и приносящий за это проценты. Источником ссудного капитала являются временно свободные средства государства, предпринимателей и населения.
Ссудный процент есть та часть прибыли, которую функционирующие капиталисты вынуждены отдавать кредиторам. Поэтому прибыль, получаемая при использовании ссудного капитала, распадается на две части: 1) процент, уплачиваемый за пользование ссудой и 2) предпринимательский доход. Ставка ссудного процента — это тот процент, который платит заёмщик от размера ссуды. Он должен быть значительно меньше, чем норма прибыли, иначе нет смысла брать деньги в долг и направлять их на реализацию инвестиционных проектов.
Номинальная ставка процента — это процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу, например 20%. Реальная ставка — это процентная ставка, выраженная с поправкой на инфляцию. Если уровень инфляции составляет 12%, то реальная ставка равна 8%.
Следует иметь в виду, что мягкая кредитно-денежная политика (низкая процентная ставка) приводит к увеличению инвестиций и расширению производства. Наоборот, жёсткая кредитно-денежная политика (высокая процентная ставка) снижает размеры инвестиций и сдерживает производство.
Ставка процента выполняет функцию распределения денежного и соответственно реального капитала среди различных фирм и инвестиционных проектов. В результате реализуются наиболее прибыльные инвестиционные проекты [27].
1.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики
Основой кредитно-денежной политики западных стран многие годы являлись теоретические модели — кейнсианская и неоклассическая (монетаристская).
Кейнсианская модель кредитно-денежной политики заключается в следующем:
- за основу её берется уровень ставки процента, с помощью которого регулируется движение денежной массы;
- осуществляется регулирование в краткосрочном периоде;
- деньги в качестве инструмента регулирования играют второстепенную роль;
- скорость обращения денег нестабильная, изменчивая;
- рынок не является единственным регулятором экономики, поэтому государство должно воздействовать на экономику через свою денежно-кредитную политику.
Монетаристская модель отличается от кейнсианской:
- в её основе лежат величина и темпы роста денежной массы;
- она осуществляется в долгосрочном периоде;
- признаётся первостепенная роль денег как инструмента регулирования экономики;
- скорость обращения денег должна быть стабильной;
- рынок является саморегулирующейся системой, обеспечивающей сбалансированное движение денежной массы, что положительно влияет на развитие экономики страны.
В современных условиях обе названные теоретические модели денежно-кредитной политики взаимодополняют одна другую: в долгосрочном периоде в политике преобладает монетаристский подход, а в краткосрочном периоде — кейнсианский, когда государство через изменение процентной ставки регулирует предложение на денежном рынке.
Современная денежно-кредитная система характеризуется следующими особенностями:
- отменой официального золотого содержания денежных единиц;
- сохранением золотого резерва преимущественно в центральных банках;
- национальной денежной единицей становится банкнота Центрального банка;
- выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования государства банками, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
- развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении последнего;
- созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.
Что касается денежно-кредитной политики, то она представляет собой проводимую государством, правительством, банками политику кредитования, включающую: условия и методы предоставления внутренних и внешних кредитов, масштабы кредитования, взимание платы за кредит; предоставление льготных кредитов; целевую ориентацию кредитов.
Главная цель кредитно-денежной политики состоит в обеспечении необходимыми денежными средствами экономики страны для стабилизации производства, занятости и уровня цен. Эта цель достигается в результате изменения объёма денежного предложения с учётом циклического развития экономики. При этом в период спада, когда в экономике имеет место денежный голод, кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, а во время подъёма, когда существует избыток денег, наоборот, на его ограничение.
С этой целью применяются следующие инструменты кредитно-денежной политики:
- операции на открытом рынке или рынке государственных облигаций;
- регулирование резервной нормы;
- регулирование размера учётной ставки.
Акт покупки представляет собой покупку Центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения. В результате резервы коммерческих банков увеличиваются, потому что все операции осуществляются через коммерческие банки независимо от того, покупаются облигации у коммерческого банка или просто у населения. Наоборот, акт продажи вызывает сокращение резервов коммерческих банков.
Изменение резервной нормы двояко влияет на способность банковской системы к созданию денег: изменяет размер избыточных резервов и размер денежного мультипликатора. Так, например, в случае увеличения резервной нормы 1) избыточные резервы и 2) мультипликатор уменьшаются, а понижение резервной нормы увеличивает избыточные резервы и мультипликатор, увеличивая тем самым возможность банков создавать новые деньги путём кредитования. Следовательно, здесь речь идёт об увеличении избыточных резервов банков размеров кредита и прибыли.
Учётная ставка — это процент, под который Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. При этом снижение учётной ставки ведёт к росту заимствования коммерческими банками дополнительных резервов у Центрального банка, что ведёт к увеличению денежного предложения. И наоборот, рост учётной ставки снижает интерес коммерческих банков к новым кредитам, что способствует ограничению денежного предложения.
Отсюда политика «дешёвых» денег — это набор мер, который делает кредит дешёвым и увеличивает денежное предложение с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость. Набор этих мер следующий:
1) покупка Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;
2) снижение резервной нормы;
- снижение учётной ставки.
Политика «дорогих» денег — это набор мер, который ограничивает предложение денег с тем, чтобы понизить совокупные расходы и сдерживать инфляционное давление. К таким мерам можно отнести
1) продажа ценных бумаг на открытом рынке;
2) увеличение резервной нормы;
- повышение учётной ставки.
Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную систему как важную часть национальной стабилизационной политики [6].
Рассмотренные примеры политики «дешевых» и «дорогих» денег характеризуют дискреционную (гибкую) денежно-кредитную политику. Гибкой она называется потому, что в отличие, например, от фискальной (бюджетной) политики, поддается быстрому изменению в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая денежно-кредитная политика проводится в фазе спада, сдерживающая — в фазе подъема.
В целом механизм воздействия дискреционной денежно-кредитной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта сложен и противоречив. В реальной жизни гибкая денежно-кредитная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, и ее эффективность снижается, как результат развития побочных процессов. Например, Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Но следствием роста предложения денег может стать повышение темпов инфляции в стране. Рост цен будет побуждать банки поднять уровень номинальных процентных ставок, что, в свою очередь, может породить дестимулирующий эффект на инвесторов — рост инвестиций может прекратиться. Разумеется, это не будет способствовать реализации поставленной цели — росту ВВП.
Недостатки дискреционной политики связаны с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики — контроль над динамикой процентной ставки или контроль над денежным предложением. Здесь следует исходить из реальной ситуации в экономике.
По мнению представителей монетаризма, от этих недостатков избавлена так называемая автоматическая денежно-кредитная политика. Ее смысл сводится к сформулированному ими монетарному правилу: масса денег должна ежегодно увеличиваться на величину потенциального роста реального ВНП плюс размер инфляции. Однако, строгое следование этому правилу нередко ограничивает возможности проведения Центральным банком гибкой денежно-кредитной политики.
Ныне с учетом существующей тесной связи между денежной и кредитной политикой государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики. Прежде всего, центральные банки многих стран определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в обращении, а сама практика установления этих ориентиров получила название денежное таргетирование.
Целевые ориентиры на прирост денежной массы начали применяться в связи с усилением инфляционных процессов в мире в 1970-х годах. Целевые ориентиры — это установление верхних и нижних пределов изменения объема денежной массы (введение прямых ограничений).
Порядок их установления различен: в виде контрольных цифр во Франции, в виде «вилки» — в США, в виде прогноза — в Японии [6].
Эти ориентиры различаются также по срокам, в течение которых они должны действовать. Например, в Великобритании наиболее оптимальным признан один год денежного таргетирования, в Италии — один месяц, в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала.
Сегодня проблема стабильности на денежном рынке не может быть решена без налоговой стабильности, продуманной антиинфляционной политики на основе модернизации производства.
2. Современное состояние денежно-кредитной политики России
2.1 Банковская система России: ее достоинства и недостатки
Национальная банковская система прошла заметный путь развития. В Советской России и в СССР была распределительная государственная банковская система. В конце 1980-х гг. проведена банковская реформа. Были образованы специальные банки, организующие кредитно-расчетное обслуживание юридических и физических лиц. Данные банки, ставшие по существу огромными министерствами, не смогли эффективно организовать банковскую деятельность. На смену им пришли отдельные коммерческие банки. С этого момента начался переход от централизованной (распределительной) банковской системы к рыночной модели.
Современная банковская система России выступает как рыночная модель, при этом она разделена на два уровня. Первый уровень охватывает учреждения Центрального банка Российской Федерации. Второй уровень состоит из коммерческих банков, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).
Подобно центральным банкам других стран главной функцией Центрального Банка России является проведение денежно-кредитной политики. Его главной задачей является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, последовательное снижение инфляции.
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик — более 28% денежной массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Выполняя функцию «банка банков» Банк России принимает на хранение кассовые резервы коммерческих банков, оказывает им кредитную поддержку, являясь для них кредитором последней инстанции, регулирует денежное обращение. Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира (кассира, кредитора, финансового консультанта и агента) Правительства РФ. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов.
Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные коммерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности следующие виды операций: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном Банке РФ и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.
В настоящее время в стране насчитывается 1228 кредитных организаций, из которых 1108 имеют право на осуществление банковских операций (табл. 1).
Таблица 1 — Кредитные организации России (на начало года)
Показатели |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
2009 г. в% к 2001 г. |
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ в том числе: |
2121 |
1828 |
1518 |
1375 |
1228 |
57,8 |
имеющих право на осуществление банковских операций |
1311 |
1329 |
1299 |
1189 |
1108 |
84,5 |
Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале в том числе: |
130 |
126 |
131 |
153 |
221 |
170,0 |
со 100% иностранным участием |
22 |
27 |
33 |
52 |
76 |
3,5 раза |
с иностранным участием от 50% до 100% |
11 |
10 |
9 |
13 |
26 |
2,4 раза |
Как показывают данные таблицы, за анализируемый период число кредитных организаций в России сократилось на 42,2%, в том числе имеющих право на осуществление банковских операций — на 15,5% (за счет объединения, а также за счет банкротства банков).
При этом зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций в 2009 году по сравнению с 2001 годом увеличился в 4,2 раза и составил 881,4 млрд руб. За это время число кредитных организаций, имеющих право на привлечение вкладов населения уменьшилось с 1239 до 896, а на осуществление операций в иностранной валюте — с 764 до 736. Между тем число организаций с иностранным участием, наоборот, возросло в 1,7 раза.
Кроме того, функционирует филиальная сеть российских кредитных организаций, которая ныне характеризуется следующими данными: всего филиалов — 3470; из них филиалов Сбербанка — 775; филиалов банков со 100% участием иностранного капитала — 242.
Важной особенностью современной банковской системы является рост концентрации капитала в этой сфере (табл. 2).
Таблица 2. Группировка действующих кредитных организаций России (на начало года)
Показатели |
2001 |
2003 |
2005 |
2007 |
2009 |
2009 г. в% к 2001 г. |
Число действующих кредитных организаций, на территории РФ, в т.ч. по величине уставного капитала, млн руб.: |
1311 |
1329 |
1299 |
1189 |
1108 |
84,5 |
до 3 |
174 |
102 |
73 |
43 |
31 |
17,8 |
от 3,1 до 10 |
282 |
192 |
133 |
87 |
51 |
18,1 |
от 10,1 до 30 |
313 |
291 |
232 |
168 |
99 |
31,6 |
от 30,1 до 60 |
254 |
253 |
225 |
182 |
140 |
55,1 |
от 60,1 до 150 |
127 |
198 |
211 |
226 |
194 |
152,8 |
от 150,1 до 300 |
68 |
123 |
191 |
217 |
254 |
373,5 |
300 и выше |
93 |
170 |
234 |
280 |
339 |
118,5 |
За анализируемый период, число мелких кредитных организаций сократилось, а крупных, наоборот, резко возросло. Если в 2001 г. удельный вес кредитных организаций с величиной уставного капитала до 60 млн руб. составило 78%, то в 2009 г. их удельный вес упал до 29%. В то же время удельный вес наиболее крупных кредитных организаций (с величиной уставного капитала свыше 60 млн руб.), наоборот, возрос с 22 до 71%.
С ростом концентрации капитала увеличиваются объемы кредитования. С 2001 по 2009 гг. размеры кредитования увеличились в 20,2 раза, в том числе юридическим лицам — в 16,8 раза. В 2009 году общий объем кредитования, в том числе юридическим лицам, соответственно составил 19,3 и 12,8 трлн руб. соответственно. При этом резко возросла задолженность по кредитам юридических лиц. Если в 2001 году удельный вес задолженности к общей сумме выданных кредитов составил 65,9%, то в 2009 году этот показатель увеличился до 70,3%. В 2009 году общая задолженность по кредитам юридических лиц составила 9 трлн руб. и по сравнению с 2001 годом она возросла в 17,9 раза.
Что касается процентных ставок, то они наиболее высокие среди стран с рыночной экономикой. Учетная ставка сегодня составляет 10%. При этом коммерческие банки, кредитуя предприятия, практически удваивают эти ставки (с учетом высокой инфляции).
В результате сегодня кредит остается еще малодоступным, такие ставки не дают возможность реализовать многие инновационные проекты. Кроме того, в России слишком высокая доля краткосрочных кредитов — до 95%. Между тем, долгосрочное кредитование капиталовложений остается пока слабым. К сожалению, банковская система России слабо использует лизинговые операции. Число сделок по лизингу недостаточное — менее 0,1% всех банковских операций, хотя такие операции имеют важное значение для развития реального сектора экономики.
Современный финансовый кризис потребовал поддержки банковской системы. Государство выдало им кредитов на сумму более 7 трлн руб. Можно сказать, что банковская система России постепенно выходит из кризиса. Однако пока нельзя говорить, что банковская система полностью восстановлена. Совокупные активы российского банковского сектора не превышает 35% ВВП, тогда как в ведущих странах мира аналогичное соотношение находится в диапазоне 200 — 350%.
«Основными факторами, препятствующими развитию банковской деятельности, — считает Е. Стародубцева, — являются невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостоверность отчетности многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы прав кредиторов…» [6, с 733]. И с этим утверждением нельзя не согласиться. Но самой главной угрозой, на наш взгляд, является то, что воспроизводство финансово-кредитных ресурсов оторвалось от оборота производительного капитала. Произошло замыкание финансовых институтов на торгово-посреднической или финансово-посреднической деятельности.
Таким образом, уязвимость российских банков тесно связана с недостаточным развитием экономики России, что предопределяет соответственно слабость банковского сектора. Среди основных его недостатков можно выделить следующие: 1) слабая связь с реальным сектором экономики; 2) недостаточный профессионализм руководителей некоторых банков; 3) большой объем спекулятивных операций; 4) значительный удельный вес (15-20%) проблемных кредитов; 5) незначительный удельный вес банковских операций по лизингу [1].
Конечно, для регулирования денежной массы ЦБ РФ должен шире использовать инструменты денежно-кредитной политики и глубоко анализировать последствия такого регулирования. Так и политика «дешевых денег» без активной государственной инвестиционной политики может привести к росту инфляции. В этом случае снижение процентной ставки будет затруднено.
Анализ показывает что, несмотря на использование монетарных методов регулирования денежной массы, этот процесс в России осуществляется недостаточно обоснованно. Об этом убедительно свидетельствуют данные таблицы 3.
Таблица 3. Динамика роста денежной массы в национальной экономике России (млрд. руб.)
Годы |
Денежная масса, Наличные деньги, Безналичные средстваУдельный вес в Прирост , % |
||||
1996 |
220,8 |
80,8 |
140,0 |
36,6 |
21,0 |
2001 |
1154,4 |
418,9 |
735,5 |
36,3 |
26,0 |
2002 |
1612,6 |
763,2 |
1371,2 |
35,8 |
39,7 |
2003 |
2134,5 |
1147,1 |
2065,6 |
35,7 |
32,4 |
2004 |
3212,6 |
1334,8 |
1877,8 |
35,2 |
50,5 |
2005 |
4363,3 |
1534,8 |
2828,5 |
35,2 |
35,8 |
2006 |
6044,7 |
2009,2 |
4035,4 |
33,2 |
38,5 |
2007 |
8995,8 |
2785,2 |
6210,6 |
31,0 |
48,8 |
2008 |
13272,1 |
3702,2 |
9569,0 |
27,9 |
47,5 |
2009 |
13493,2 |
3794,8 |
9698,3 |
28,1 |
1,66 |
2009 к 1996 г. |
61,1 раза |
47 раз |
69,2 |
6,77 |
х |
Как показывают данные таблицы, денежная масса в российской экономике возрастала значительно выше, чем этого требует нормативный уровень. Последний может быть рассчитан в соответствии с денежным правилом М. Фридмена, то есть рост денежной массы должен соответствовать динамике валового национального продукта. К примеру, для России ежегодный прирост денежной массы должен составить примерно 20%, исходя из 7%-го среднегодового прироста реального ВВП в предкризисный период и 13% темпа инфляции. В действительности прирост денежной массы в российской экономике превысил нормативный уровень в 20 и более раз.
Таким образом, для улучшения банковской системы и активизации денежно-кредитной политики необходимо: усилить правовую основу развития денежно-кредитной политики России; обеспечить защиту ее банковской системы от поглощения ее зарубежными конкурентами; поднять уровень подготовки и повышение квалификации менеджеров для банковского сектора экономики; принять меры по более обоснованному регулированию денежной массы и резкому сокращению ее наличной составляющей; использовать средства стабилизационного фонда, преобразовав его в фонд развития, в целях льготного кредитования важных инновационных проектов; обеспечить на конкурсной основе широкое участие коммерческих банков в финансировании перспективных инновационных проектов; увеличить удельный вес банковских операций по лизингу; усилить государственное регулирование фондового рынка в сторону активного финансирования реального сектора экономики; совершенствовать валютное регулирование, направленное на обеспечение устойчивости рубля и наращивание инвестиций в развитие российской экономики.
2.2 Проблема государственного и валютного регулирования долга России
Общая сумма обязательств по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним представляет собой государственный долг. Он делится: на внешний — к нему относятся кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций; и внутренний, в который включены кредиты от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Острота проблемы внешнего долга для России определяется наследством, доставшимся от Советского Союза (около 100 млрд. долларов).
С 2001 по 2009 г. внешний долг сократился в 3,4 раза, и ныне составляет 40,5 млрд. долларов (табл. 4).
Текущие показатели «долговой устойчивости» РФ, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствует о том, что страна преодолела последствия финансового кризиса 1998 года и существенно сократила бремя государственного долга. В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. Что касается внутреннего долга России, то с 2000 по 2008 г. он вырос в 6,2 раза и ныне составляет 1144 млрд. рублей.
Таблица 4 — Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
Показатель/ годы |
2001 |
2003 |
2005 |
2008 |
2009 |
Государственный внешний долг, в том числе: |
139,3 |
122,1 |
114,1 |
44,9 |
40,5 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
46,1 |
44,7 |
47,5 |
1,4 |
|
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
17,5 |
7,7 |
6,4 |
3,7 |
3,3 |
Коммерческая задолженность |
6,0 |
3,4 |
2,2 |
0,7 |
1,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
16,2 |
13,9 |
9,7 |
5,0 |
4,5 |
Рост внутренней задолженности может отрицательно влиять на экономическое и финансовое положение страны, особенно когда он связан не со стимулированием экономического развития, а с необходимостью «затыкания» прорех в бюджете. Наличие государственного долга требует его управления. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государственных органов власти по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Наиболее распространены методы управления:
рефинансирование государственного долга — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
аннулирование государственного долга (дефолт), отказ государства от уплаты государственного долга;
реструктуризация долга, то есть составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга.
В последнее время используются новые методы, такие как: метод выкупа долга — предоставление стране-должнику возможность выкупить долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг по сниженному курсу; механизм перевода долга в акции — конвертация долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника; перевод долговых обязательств в облигации с льготными процентами.
В сфере валютного регулирования необходимо обеспечить возможности наращивания инвестиций в развитие российской экономики при защите ее от внешних угроз дестабилизации валютно-финансовой системы. Ключевой задачей при этом является расширение использования рубля в международных расчетах и придание российской валюте статуса международной. Решение этой задачи позволит многократно увеличить возможности финансирования социально-экономического развития России.
Для этого необходимо обеспечить привлекательность рублевых операций по сравнению с валютными, что предполагает:
восстановление ограничений на вывоз капитала в иностранной валюте при либерализации операций с капиталом в рублях;
поддержание более высоких резервных требований по валютным счетам по сравнению с рублевыми;
перевод экспорта нефти, газа и промышленного сырья, транспортных и телекоммуникационных услуг на рубли;
создание благоприятных условий для осуществления внешнеторговых расчетов в рублях, включая импорт товаров конечного спроса;
расширение практики использования рубля в международных расчетах, создание условий его использования в качестве резервной валюты в странах СНГ, ЕС и с другими крупными внешнеторговыми партнерами России;
введение санкций за нарушение запрета на расчеты в иностранной валюте по операциям, совершаемым на российском внутреннем рынке;
восстановление обязательной продажи всей валютной выручки от экспорта российских товаров;
проведение дедолларизации экономики, включающее повышение привлекательности рублевых сбережений (введение государственных гарантий по рублевым вкладам физических лиц).
3. Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики России
3.1 Приоритеты в денежно-кредитной политике
денежный кредитный антиинфляционный политика
Главная задача современной кредитно-денежной системы — еще активнее стимулировать развитие экономики и, прежде всего, инновационного предпринимательства. К сожалению, Россия намного отстала от развитых стран по технико-технологическому уровню производства, производительности и оплаты труда. Так, за последние годы у нас не было реализовано ни одного государственного проекта национального масштаба по развитию экономики и ее инфраструктуры. Не появилось принципиально новых заводов и новых производств, новых ГЭС, кораблей, самолетов. Не случайно, поэтому, по индексу развития человеческого потенциала Россия занимает 67 место из 177 стран мира.
Сегодня место страны на мировой арене всецело определяется качеством человеческого капитала, уровнем развития наукоемких отраслей, удельным весом инновационной продукции. Ныне объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долларов. Доля США на этом рынке равна 36%, Японии — 30%, Китая — 6%, России — менее 1%. При этом семь наиболее развитых стран контролируют в настоящее время около 80% этого рынка. В результате США ежегодно получает от экспорта наукоемкой продукции 700, Германия — 530, Япония -400 млрд. долларов США [14].
Сегодня главная стратегическая задача состоит в переводе экономики страны на инновационный путь развития; формировании научных знаний, повышение конкурентоспособности национальной промышленности. В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого экономического роста возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инноваций и инвестиционной активности, улучшение качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и инновационной активности людей [5].
Для решения этой стратегической проблемы важной тактической задачей является совершенствование денежно-кредитной политики. Она должна быть направлена на достижение макроэкономического равновесия и обеспечение устойчивого экономического роста. При этом следует указать, что субъектами денежно-кредитной политики являются банки. Отсюда следует, что от стабильности и устойчивости национальной банковской системы во многом зависит возможность достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, следовательно, и общей цели развития национальной экономики.
Для реформирования банковской системы России, во-первых, необходимо развитие правовой базы по всем вопросам ее функционирования. Например, ныне коммерческие банки получили от Правительства РФ кредит в сумме 7 трлн. рублей, а из этих средств только 20% направлено в форме кредита в реальный сектор экономики. В то же время большая их часть направлена в финансовый сектор.
Во-вторых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.
В-третьих, должны быть приняты необходимые меры по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме.
В-четвертых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии, а также выполняющих социальные функции; преобразовав для этого стабилизационный фонд в бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их централизованного финансирования.
«Наш собственный и мировой опыт, — справедливо отмечает С. Глазьев, — позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития» [5, с. 13]. По его мнению, необходимо увязать условия доступа к кредитному окну Центрального банка с обязательствами по целевому использованию получаемых кредитов. Далее С. Глазьев предлагает четко определить меры ответственности за нецелевое использование получаемых от государства кредитных ресурсов, в том числе восстановить нормы валютного контроля [5].
Политика дешевых денег |
Политика дорогих денег |
|||||||
Операции на открытом рынке |
Ситуация: безработица и спад производства |
Ситуация: инфляция |
||||||
Инструменты кредитно-денежной политики |
Меры: ЦБ РФ покупает облигации, понижает резервную норму и учетную ставку |
Меры: ЦБ РФ продает облигации, увеличивает резервную норму и учетную ставку |
||||||
Изменение резервной нормы |
||||||||
Следствие: денежное предложение возрастает |
Следствие: денежное предложение сокращается |
|||||||
Изменение учетной ставки |
Процентная ставка падает |
Процентная ставка возрастает |
||||||
Инвестиционные расходы возрастают |
Инвестиционные расходы сокращаются |
|||||||
Реальный ЧНП возрастает |
Инфляция уменьшается |
|||||||
Рисунок 1 — Монетарная политика Центрального банка
Из рисунка видно, что монетарный метод регулирования имеет существенные недостатки. Снижение инфляции происходит за счет огромного сокращения производства, поскольку рост учетной ставки приводит к увеличению процентной ставки и в конечном счете к снижению инвестиционного спроса. Поэтому одновременно надо повышать производство и увеличивать товарную массу.
3.2 Антиинфляционное регулирование национальной экономики
Как отмечалось выше, всякая система требует соответствия между денежной и товарной массой, при нарушении соответствия возникает инфляция, чаще всего определяемая как переполнение каналов обращения бумажными деньгами.
Вместе с этим глубинный анализ показывает ее зависимость от нарушения пропорциональности как непосредственно на денежном, так и на товарном рынке, в производственной и других сферах экономики.
Воздействие инфляции негативно сказывается на развитии экономики. Прежде всего, снижается мотивация к труду и темпы накопления. Высокая инфляция не дает возможность уменьшить процентные ставки, и в этих условиях многие инвестиционные проекты не смогут быть реализованы.
К сожалению, несмотря на усилия государственных органов власти, размеры инфляции в последние годы остаются значительными (табл. 5).
Как показывают данные таблицы 5, за анализируемый период наибольшие размеры инфляции наблюдались в 1995 году — цены выросли в 2,3 раза, а наименьшие размеры инфляции получены в 2006 году — она составила 9%. В остальные годы размеры инфляции составляли более 10%.
Существуют различные подходы к определению причин инфляции. Так, монетаристы связывают причину инфляции с количеством денег в обращении. Они считают, что цены товаров зависят только от количества денег в обращении. Избыток денег порождает инфляцию. Вся ответственность за инфляцию возлагается ими на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Таблица 5 — Индексы потребительских цен (тарифов) на товары и услуги (в%, 1995 г. — разах)
Годы |
Все товары и услуги |
в том числе: |
||
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
услуги |
||
1995 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
3,3 |
2000 |
120,2 |
117,9 |
118,5 |
133,7 |
2001 |
118,6 |
117,1 |
112,7 |
136,9 |
2002 |
115,1 |
111,0 |
110,9 |
136,2 |
2003 |
112,0 |
110,2 |
109,2 |
122,3 |
2004 |
111,7 |
112,3 |
107,4 |
117,7 |
2005 |
110,9 |
109,6 |
106,4 |
121,0 |
2006 |
109,0 |
108,7 |
106,0 |
113,9 |
2007 |
111,9 |
115,6 |
106,5 |
113,3 |
2008 |
113,3 |
116,5 |
108,0 |
115,9 |
Это положение противоречит положению классической школы, считающей, что цены товаров зависят исключительно от стоимости, а не от количества денег. Соответственно, классики исходят из того, что количество денег в обращении должно быть адекватно сумме стоимости товаров. В действительности причины инфляции — и в реальном секторе экономики, и в денежной сфере. Поэтому проблемы инфляции — это не только и не столько проблемы регулирования и контроля за денежной массой, сколько проблемы, связанные с воспроизводственными процессами и воспроизводственной политикой в реальном секторе экономики. Можно выделить факторы инфляции, находящиеся и на стороне спроса, и на стороне предложения.
Факторы инфляции на стороне предложения
чрезмерная эмиссии денег, осуществляемая Центральным банком для покрытия возросших нужд государства в связи с проводимой политикой превышения расходов над доходами;
осуществляемая ЦБ политика по увеличению предложения денег;
кредитная экспансия банков, обусловленная эффектом мультипликатора.
Можно выделить следующие факторы инфляции на стороне спроса:
потребности государства в связи с дефицитом бюджета;
потребность в дополнительных деньгах в связи с обменом национальной валюты на иностранную и выходом значительной её части из сферы обращения;
спрос на деньги со стороны активов и населения, связанный с инвестированием в производственную или другую сферы.
Наряду с перечисленными факторами могут оказать влияние на инфляцию и внешние факторы (войны, революции, природные катастрофы).
Проблема денежно-кредитной политики тесно переплетается с проблемами инфляции. Борьба с инфляцией иногда становится основной целью денежно-кредитной политики. Как показывает зарубежный опыт, успешные варианты борьбы с высокой инфляцией присущи той государственной политике, которая использует в сочетании меры двух программ финансовой стабилизации. Как уже говорилось выше, первая программа — ортодоксальная — опирается на рекомендации монетарной теории. Она исходит из того, что решающей, и даже единственной, причиной высокой инфляции служат денежные факторы. Поэтому рекомендуемые ею меры направлены на всемерное ограничение платёжеспособного спроса и денежной массы на базе всемерного развёртывания рыночных регуляторов и максимального сокращения хозяйственной деятельности государства.
Вторая программа — гетеродоксная — опирается на рекомендации немонетарных теорий (кейнсианских, «экономики предложения», «структурной инфляции» и др.).
Она исходит из того, что инфляция порождается не только денежными факторами, но и мощными факторами со стороны предложения товаров и рыночных условий их реализации. Поэтому рекомендуемые ею меры связаны с серьёзным вмешательством государства в экономическую деятельность с целью минимизации инфляционного воздействия указанных факторов.
Антиинфляционная политика в России проводилась и проводится преимущественно ортодоксально-монетарными методами в рамках общего процесса перехода к рыночной экономике. В результате постепенное снижение инфляции в течение ряда лет (вплоть до дефолта 1998 г.) достигалось в основном за счёт огромного сокращения производства; умеренный экономический рост, возникший с 1999 по 2008 гг., опирался преимущественно на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и сохранял поэтому крайнюю непрочность [17].
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что устойчивого сочетание низкой, ползучей инфляции с устойчивым экономическим ростом можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики (включая его наукоемкую часть) и повышения общей экономической активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие всех отраслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения платежеспособного спроса.
Таким образом, антиинфляционная политика государства — это целенаправленная деятельность государства по реализации системы краткосрочных, долгосрочных и стратегических мер, обеспечивающих контроль над инфляцией. Считаем, во-первых, с инфляцией можно бороться успешно только в случае ее ценового типа. Подавленную инфляцию еще не удавалось обуздать. Известные мировой теории и практике способы антиинфляционного регулирования экономики были успешными только в условиях ценовой инфляции. Во-вторых, государство не должно ставить перед собой задачу полного преодоления инфляции, поскольку рыночная экономика по своей природе является инфляционной. В самом деле, трудно представить экономическую систему, где полностью отсутствовали бы факторы инфляции. Вот почему цель государственной антиинфляционной деятельности может состоять в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — умеренным. В-третьих, антиинфляционная деятельность государства не может осуществляться только в рамках какой-либо программы, имеющей конкретные сроки выполнения. Поскольку преодолевать инфляцию придется практически все время, пока будет существовать сама экономика, нужна не программа, а долговременная политика, ориентирующая всех хозяйственных субъектов на борьбу с этим экономическим недугом.
Анализируя имеющийся арсенал средств борьбы с инфляцией, можно выделить меры как долгосрочного, так и краткосрочного действия. Исходным пунктом антиинфляционной стратегии является научно обоснованная долгосрочная денежная политика государства. Суть этой политики заключается во введении жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы в обращении. Для определения таких лимитов государству необходимо ежегодно определять темпы роста производства и допустимый при этом уровень инфляции. Другими словами, ЦБ РФ должен снабжать экономику строго определенным количеством денег, при котором возникающая инфляция не принимает неконтролируемые формы. Указанный лимит денежной массы следует удерживать в течение длительного времени, невзирая на экономическую ситуацию и финансовые трудности государства.
Антиинфляционная стратегия включает также деятельность государства по гашению у населения инфляционных ожиданий. Речь идет о переломе субъективных психологических оценок потребителями сложившейся ситуации на рынках потребительских товаров. Экономическая теория и практика знает, как минимум, два направления деятельности, которые могут способствовать решению данной задачи.
Первое — это всемерное укрепление механизмов рыночной системы путем разгосударствления экономики, поощрения малого бизнеса, стимулирования различных форм предпринимательства, диверсификации производства и продаж и т.д. Начавший более интенсивную работу механизм рынка приведет росту товарного предложения и вызовет снижение цен или хотя бы замедление темпов их роста. Второе — это формирование правительства, способного твердо проводить антиинфляционную политику. Доверие населения правительству, которое объявило о своем стремлении вывести страну из состояния неуправляемой инфляции, представляет собой действенный фактор, гасящий инфляционные ожидания. В условиях инфляции страна не может доверить свою судьбу правительству, которое не имеет поддержки со стороны граждан. задачей антиинфляционного регулирования является также сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации путем увеличения доходов и уменьшения расходов государства. Доходы бюджета формируются из различных видов налогов, однако рост налоговых ставок может дать лишь кратковременный антиинфляционный эффект. В долгосрочном плане это лишь усугубит инфляцию. Налоговую политику, напротив, следует направить на снижение налоговых ставок. Снижение, например, ставок налога на прибыль даст импульс инвестиционному процессу, приводящему к росту товарного предложения.
Не менее важным в борьбе с инфляцией является уменьшение бюджетных расходов. Если государство решило покончить с бюджетным дефицитом, то его экономическая политика должна состоять не в том, чтобы больше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из своего бюджета. Государство должно взять курс на свертывание финансирования тех видов деятельности, которые можно передать рыночной системе. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционные процессы, об отмене необоснованных дотаций и субсидий.
Отметим, что антиинфляционную стратегию образуют механизмы длительного действия. Эффект от работы таких механизмов проявится лишь через продолжительное время. Если же требуются срочные меры, то необходимо приводить в действие быстродействующие механизмы краткосрочного антиинфляционного регулирования. Поскольку инфляция представляет собой устойчивый разрыв между спросом и предложением, антиинфляционная тактика дает максимальный результат либо при наращивании предложения без адекватного повышения спроса, либо при снижении текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Увеличить предложение без соответствующего роста спроса можно различными путями. Здесь следует выделить налоговые и другие льготы фирмам, осуществляющим диверсификацию своей деятельности, выпуск и продажу такой продукции, создание которой не требует больших текущих затрат. Это способствует «чистому» приросту предложения, что несколько стабилизирует инфляцию. Примером может служить продажа информации, дающая немалый антиинфляционный эффект, поскольку информация как товар может быть объектом продажи множество раз, не теряя при этом своих потребительских свойств. А это значит, что происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
Ранее уже отмечалось, что быстрый антиинфляционный эффект дает проводимая в разумных пределах денационализация собственности. Она приводит к увеличению государственных доходов и ослаблению напряжения в расходной части бюджета. Резко увеличить товарность национального хозяйства можно также за счет массированного потребительского импорта, продажи населению части накопленного предприятиями вещественного капитала и др. Чтобы сократить текущий спрос, следует побудить потребителей к увеличению сберегаемой части их доходов. Для этого необходимо повысить ставку процента по вкладам настолько, чтобы она была не меньше темпа роста цен. В результате потребители будут заинтересованы превратить часть своих доходов в банковские депозиты. Сбережения людей можно привлечь также высоким процентом по государственным облигациям, распродажей акций, земельных участков и т.п. Антиинфляционный эффект повышается, когда правительство стремится к уменьшению уровня ликвидности находящихся в банках сбережений населения. С этой целью практикуется установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам.
Воспроизводственная природа инфляции обусловливает необходимость системного подхода к разработке современной антиинфляционной политики. В связи с этим необходима разработка долговременной стратегии инфляционной безопасности. Мероприятия стратегии инфляционной безопасности призваны ликвидировать немонетарную основу инфляционного процесса. обеспечения инфляционной безопасности включает: а) выявление и мониторинг внутренних и внешних угроз инфляционной безопасности; б) определение параметров состояния экономики, отвечающих требованиям инфляционной безопасности; в) разработку и реализацию механизма обеспечения инфляционной безопасности.
В современных условиях инфляционная безопасность российской экономики оказалась подорванной, поскольку усиливается сырьевая направленность развития хозяйства, критического уровня достиг спад наукоемкого производства, набирает силу корпоративный и криминальный монополизм, темпы падения объемов инвестиций в производство длительное время превышали темпы промышленного спада, теряются внешние рынки сбыта наукоемкой продукции, растет зависимость страны от импорта.
Применительно к отечественной экономике, важным фактором обеспечения инфляционной безопасности является использование инновационного и созидательного потенциала российского ВПК. Это поможет создать неинфляционную наукоемкую структуру экономики, создать основы экономического роста при оптимизации объемов гражданского и военного производства. Кроме того, необходимо обеспечить приоритетное развитие потребительского сектора экономики, ограничить рыночную власть отечественных монополий, осуществлять действенный контроль над предложением денег в экономику. Ядром механизма обеспечения инфляционной безопасности России является разработка системы мер по локализации и предупреждению внутренних и внешних факторов инфляции и угроз их возникновения. Немонетарная природа отечественного инфляционного процесса означает, что стратегия инфляционной безопасности должна быть реализована в сфере структурных макроэкономических преобразований и экономического роста.
Заключение
Проведенное в курсовой работе исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. Кредит — ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях платности, возвратности и срочности.
2. Кредитная система — это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
. Денежно-кредитная политика представляет собой, проводимую государством, правительством, банками политику кредитования, включающую: условия и методы предоставления внутренних и внешних кредитов, масштабы кредитования; взимание платы за кредит; предоставление льготных кредитов; целевую ориентацию кредитов.
. Цель современной денежно-кредитной политики — стабилизация производства, занятости, стимулирование инновационной деятельности.
. Субъектами денежно-кредитной политики являются банки. Банк — это учреждение, организующее кредитные операции.
. Центральный банк РФ осуществляет следующие операции: эмиссию денег; хранение золотовалютных резервов страны; выпуск и погашение ценных бумаг; хранение резервов других банков и кредитных учреждений; кредитование коммерческих банков; проведение расчетных и переводных операций; контроль за деятельностью других банков и за денежным обращением; изменение учетной ставки.
. Центральный банк РФ использует следующие инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке или рынке государственных облигаций; регулирование резервной нормы; регулирование размеров учетной ставки.
. Для обуздания инфляции необходимо обеспечивать пропорциональность денежной и товарной массы, осуществлять неуклонное развитие отечественного производства.
. Анализ показывает необходимость сокращения внешнего и внутреннего долга России, поскольку он снижает инвестиционный потенциал страны и способствует росту инфляции.
. Недостатки банковской системы определяются уровнем состояния экономики России. Это, во-первых, слабая связь с реальным сектором экономики, во-вторых, недостаточный профессионализм руководителей отдельных банков, в-третьих, высокий уровень спекулятивных операций, в-четвертых, высокий удельный вес проблемных кредитов (15-20%), в-пятых, низкий удельный вес банковских операций по лизингу.
. По нашему мнению, для улучшения банковской системы и активизации денежно-кредитной политики необходимо:
— улучшить разработку правовой основы развития денежно-кредитной политики России;
обеспечить защиту банковской системы России от поглощения ее зарубежными конкурентами;
поднять уровень подготовки и повышение квалификации менеджеров для банковского сектора экономики;
принять меры по более обоснованному регулированию денежной массы и резкому сокращению ее наличной составляющей.
Список литературы
1. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособ. Для студентов вузов — М.: ЮНИТИ, 2006. — 303 с.
2. Волгина Н.А. Международная экономика: учеб. пособ. — М.: ЭКСМО, 2006. — 736 с.
. Глазьев С.Ю. Какая модернизация нужна России? // Экономист. 2010. — №8 — с 3-17
. Глазьев С.Ю. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. — №1 — с. 3-14
. Деньги. Кредит. Банки: учеб. для студентов вузов/под ред. Е.В. Жукова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 783 с.
. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. — №1 — с. 9-28
. Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. 2010. — №9 — С. 3-13
. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. — №6 — с. 3-14
. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособ./под ред. Н.Г. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 359 с.
. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.В. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 2006. — 495 с.
. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 795 с.
. Фетисов В.Д. Финансы и кредит: учеб. пособ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 455 с.