Бюджет Российской Федерации является главным инструментом регулирования экономики и социальных отношений, перераспределения национального дохода, финансовых средств. Все в большей степени бюджет выступает в качестве инструмента проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности. Это влечет за собой повышение значимости бюджетного контроля. Бюджетный контроль зависит от бюджетной политики государства, реализация которой невозможна без эффективного бюджетного процесса и контроля за расходованием бюджетных средств.
Главным объектом бюджетного контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении бюджетного контроля [23, с.16].
Бюджетному контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому бюджетный контроль осуществляется как на микроуровне, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне бюджетный контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.
Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.
Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления это создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы бюджетного контроля.
Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе бюджетного контроля не будет придана надлежащая стабильность.
Особенности «Системы управления Парус» в бухгалтерском учете
... "Системы управления ПАРУС" российской корпорация "Парус" лежат следующие принципы. Принципы разработки системы "Парус" использование ... системы. Приложения "Система управления ПАРУС" управление финансами в системе обеспечивают два приложения: o "Управление финансами" автоматизирует текущее финансовое планирование (месяц или квартал), долгосрочное (стратегическое) финансовое планирование, контроль ...
Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;
- исследование бюджетного контроля в Российской Федерации на современном этапе его развития;
- пути совершенствования и улучшения бюджетного контроля в Российской Федерации.
Вопросами в области исследования данной темы занимались такие ученые как, Делягин М.Г., Погосян Н.Д., Хорина Л.Я., Шохин С.О. Так, Делягин М.Г. в ряд главных задач развития страны ставит ужесточение бюджетного контроля, отмечая, «что в бюджете-2002 много противоречий, заключающихся в использовании при разработке одной его части прогноза Минфина, а при другой — Минэкономразвития, цифры, которых расходятся в полтора раза [19, c.32].
1. Теоретические аспекты бюджетного контроля
1.1 Экономическое содержание бюджетного контроля и его место в системе финансового контроля
Контроль, в целом есть не что иное, как осуществление функции управления, суть которой заключается в проверке, наблюдении, отслеживании того или иного явления. Контроль — это неотъемлемая часть любой системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы системы, повысить эффективность использования управленческих решений. Благодаря такой информации субъект управления может правильно оценивать деятельность управляемой системы и принимать необходимые решения [11, c.34].
Государственный контроль является неминуемым и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы любого государства. Одной из составляющих такого контроля является государственный и муниципальный финансовый контроль, то есть установленная правовыми нормами система осуществляемых публичными органами контрольных мероприятий, направленных на мониторинг и обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства и муниципальных образований в финансовой сфере.
Бюджетный контроль – это составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности[14, с.91].
Анализ бюджетной политики Российской Федерации
... бюджетной системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации ... условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий ... с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств ...
Однако есть и другие мнения о понятии бюджетного контроля. Так О. Ю. Бубнова дает такое понятие бюджетному контролю, «Бюджетный контроль представляет собой государственный и муниципальный контроль над исполнением соответствующего бюджета. Контроль имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения социальным государством и муниципальными образованиями своих функций и задач» [9, c.64].
Рис. 1.1.1. Виды государственного финансового контроля
Единственным документом, содержащим понятие «бюджетный контроль», является Указ Президента России от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», в котором бюджетный контроль обозначен как одно из направлений государственного финансового контроля, наряду с банковским, денежным, налоговым, таможенным, валютным.
Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия «бюджетный контроль», не раскрывает его суть, направления осуществления. Бюджетный контроль в кодексе заменен более широким термином «государственный финансовый контроль». В учебниках бюджетный контроль чаще обозначается как государственный финансовый контроль. Вместе с тем, есть учебные пособия, где под государственным финансовым контролем понимается именно бюджетный контроль [14, c.118]. Многие авторы, рассматривая государственный финансовый контроль (в том контексте как определяет его Бюджетный кодекс РФ), акцент делают только на расходах. Понятие «бюджетный контроль» достаточно подробно описано И.И. Кучеровым [12, c.125], он делает ссылку не на Бюджетный кодекс РФ, как основополагающий документ в данной области финансовых отношений, а именно на вышеупомянутый Указ Президента РФ. Отсутствие термина бюджетный контроль искажает общую картину государственного финансового контроля. Бюджетный контроль в отличие от финансового контроля обслуживает специфические отношения в сфере государственных и муниципальных финансов. Финансовые отношения включают в себя бюджетные, то есть сфера охвата объектов финансового контроля значительно шире, чем бюджетного.
Как мы уже выяснили, бюджетный контроль является одним из направлений финансового контроля. Бюджетный контроль относится к внутренним сферам государственного финансового контроля, поскольку обеспечивает реализацию бюджетной политики конкретного государства. Различают также понятие финансово-бюджетного контроля.
Финансово-бюджетный контроль контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных министерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осуществляющих контрольные функции. Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством Российской Федерации. С этой целью при Правительстве РФ создан Межведомственный совет по государственному финансовому контролю.
Финансовый государственный контроль
... отношения, складывающиеся между органами государственного финансового контроля и объектами государственного финансового контроля (распорядители, главные распорядители и получатели бюджетных средств). 1. Понятие государственного финансового контроля и его место, в государственном контроле Финансовый контроль является одной из завершающих ...
Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.
По содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:
а) соблюдение финансового законодательства;
б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
в) соблюдение бюджетного процесса;
- г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;
- д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;
- е) проверка и координация деятельности контрольных органов [22, с.96].
Объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объект бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций [9, с.15].
Субъекты бюджетного контроля – законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.
Предмет бюджетного контроля – это финансовые ресурсы, сосредоточенные в бюджетах различного уровня и внебюджетных фондах. Основными направлениями бюджетного контроля могут быть контроль над формированием доходов бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе за государственной собственностью как источником доходов, за финансово- хозяйственной деятельностью государственных и муниципальных предприятий, а также за расходами, за государственным и муниципальным долгом. Специфика построения бюджетной системы федеративного государства позволяет выделить бюджетный контроль на общегосударственном (федеральном) уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований [26, с.20].
Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления и их реализация
... и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления; в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами ... Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об ...
Научно обоснованная классификация видов бюджетного контроля позволяет глубже понять сущность этого важного элемента управления государственными финансовыми потоками, раскрыть механизм функционирования выражаемых им отношений, выявить специфические особенности различных его составляющих. По мере развития бюджетного контроля должно происходить уточнение и изменение классификации его видов и направлений.
Многими авторами предпринимались попытки дать классификацию видов бюджетного контроля. Тем не менее, эта область недостаточно разработана. Нет единства в выборе признаков классификаций, отсутствует комплексность в подходах. Необходимы уточнения в существующих классификациях видов и направлений бюджетного контроля с учетом изменившихся условий хозяйствования.