Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
На протяжении нескольких лет в России реализуются реформы в бюджетной сфере. Постоянный процесс реформирования общественных финансов — естественная реакция на запросы общества в части повышения качества общественных услуг, поскольку финансы выполняют в данном случае обеспечивающую функцию. При этом каждый из прошедших этапов бюджетной реформы в свою очередь становился базой для последующих преобразований.
Цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Р оссийской Федерации, на протяжении всего периода реформ в основном были достигнуты. Вступил силу новый Бюджетный кодекс, определяющий формирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину, налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержке экономики, упорядочено бюджетное устройство субъектов Российской Федерации, в целом разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, осуществляется переход от управления затратами к управлению результатами и др.
Целью бюджетной политики является достижение баланса интересов государства и субъектов экономики в их финансовых взаимоотношениях, направленных на обеспечение необходимых объемов поступлений в доход бюджета для выполнения государством своих социально-экономических и политических задач, а также для устойчивого экономического развития страны. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы бюджетной реформы, определения порядка реализации бюджетной стратегии и тактики, выбора инструментов для исполнения бюджетной политики и т.д.
Исторический опыт и современная практика показывают, что для успешного проведения реформы, в том числе реформы бюджетного процесса, в стране необходимы определенные предпосылки. Такие предпосылки в России сложились: политическая стабильность и консолидация власти; создание законодательных основ рыночной экономики; макроэкономическая стабильность; обеспечение транспарентности бюджетного процесса; осуществление налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений.
Последние десятилетия общество стало предъявлять новые, все более жесткие требования к государству в части качества выполнения им своих функций. Присутствие и влияние государства в экономиках многих стран, в том числе и России, возрастают. Поэтому вопросы оценки последствий и понимания обществом такого влияния заставляют пересмотреть свои взгляды на принципы и механизмы функционирования бюджетной политики. Необходимо дальнейшее совершенствование бюджетной политики, которая должна быть направлена на устойчивое развитие экономики и функционирование финансовой системы. Бюджеты субъектов РФ остаются важнейшим источником финансирования социально-экономических программ регионов, региональная бюджетная политика должна быть направлена на формирование благоприятного инвестиционного климата, что создает предпосылки для количественного и качественного роста экономики и, в конечном счете, повышения уровня жизни населения.
Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации
... Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, ... покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние ...
Все вышеизложенное предопределило актуальность данной работы. Актуальность темы обостряется в условиях существенного изменения политики федеральных органов власти в сфере межбюджетных отношений; значительной централизации бюджетных средств в федеральном бюджете; сокращения налоговых прав органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Теоретические и практические аспекты бюджета, бюджетной и налоговой политики, построения межбюджетных отношений в системе государственного регулирования рыночной экономики исследовались в работах таких отечественных ученых как: Валентей С.Д., Врублевская О.В., Глазьев С.Ю., Горегляд В.П., Дмитриева О.Г., Игудин А.Г., Илларионов А.Н., Лавров А.М., Лексин В.Н., Пансков В.Г., Подпорина И.В., Поляк Г.Б., Пронина Л.И., Родионова В.М., Силуанов А.Г., Черник Д.Г., Швецов А.Н., Шеховцов Г.К., Ходорович М.И., Якобсон Л.И. и др., а также таких известных зарубежных авторов как: Аткинсон Э., Берд Р. М., Брю С., Валлих К., Дорнбуш Р., Кейнс Дж., Корнаи Я.
Целью данной работы является исследование особенностей бюджетной политики, как инструмента реализации стратегии государства Российской Федерации.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики;
- охарактеризовать законодательное обеспечение бюджетной политики и показать органы, реализующие бюджетную политику;
- провести анализ федерального бюджета, как главного инструмента бюджетной политики;
- выявить основные проблемы эффективного управления бюджетом;
- определить направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Предметом исследования является федеральный бюджет РФ. Объектом исследования практика реализации бюджетной политики.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении определена актуальность работы, поставлена цель и охарактеризованы задачи. Показана теоретическая и методологическая основа.
В первой главе дано понятие бюджетной системе и бюджетной политике, охарактеризовано законодательное обеспечение бюджетной политики и показаны органы, реализующие бюджетную политику.
Во второй главе проведен анализ доходной и расходной части федерального бюджета за 2011-2013 гг. Показаны особенности региональной бюджетной политики на современном этапе. Выявлены основные проблемы современной бюджетной политики.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию бюджетной политики на современном этапе.
Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации
... об их исполнении. Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции Российской Федерации, бюджетного кодекса и принятые в рамках, очерченных нормами бюджетного кодекса, нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного ...
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Теоретической и методологической основой исследования являются Законы и Законодательные акты РФ: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, федеральные и региональные законы и другие нормативные и правовые документы, относящиеся к сфере исследования, монографическая и периодическая литература в области финансов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]- М.: Омега-Л, 2008.-64с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ ( в редакции на 01.01.2012 г.) .-М.: Омега-Л, 2012.-276 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: (в 2 ч.).
– М.: Ось-89, 2007. – 526 с. – (Кодекс)
4. Федеральный Закон от 2 декабря 2009 года №308-ФЗ О федеральном бюджете на 2010г. и на плановый период 2011г. и 2012г.г.
5. Федеральный Закон от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ О федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период 2012г. и 2013г.г.
6. Федеральный Закон от 30 ноября 2011 года №371-ФЗ О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2012г. и 2013г.г.
7. Федеральный Закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
2)Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
10. Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2009 N 1123-р О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.
11. Распоряжение Правительства РФ 30 июня 2010 года № 1101-р, Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
12. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2013 г. О госпрограмме Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Федерации
13. Распоряжение Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р, Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года
3) Нормативные акты
14. Приказ МФ РФ от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
4) Учебники, монографии, диссертации
15. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ под ред Александрова И.М.- 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2008. — 486 с.
16. Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009
Расходы бюджетов субъектов российской федерации, их оптимизация
... региональных финансов, в том числе и повышения роли расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения, представленная тема курсовой работы видится одной из наиболее актуальных. Бюджеты субъектов ...
17. Бюджетная система России: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-издат, 2007
18. Ормибаев С.М. Государственный бюджет Учебник/ под ред Ормибаева С.М.- М.: Дашков и К, 2011. — 632 с.
19. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы/ Учебник.-М.: Юнити-Дана, 2009, 546 с.
20. Романовский М.В.Врублевская О.В.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов.-Питер ЮГ.-2008.-528 с.
21. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. — М.: ЮРАЙТ.-2007.-543 с.
22. Сенчагов В.К., Архипов А.И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит, М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008г.
23. Финансы: Учебник / Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др.; Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 2008
24. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под.ред В.К.Сенчагов, И.И.Архипов- М.: ТК Велби, 2008г.
5) Статьи из периодических изданий
25. Антосова Г.А. Программный бюджет: курс на повышение социальной и экономической эффективности расходов//Бюджет.-2013.-№12
26. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг.//Финансы.-2011.- №6
27. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 г.г//Финансы.-2013.- №7
28. Бюджетная политика – важный инструмент в борьбе с кризисом//Финансы.-2011-№4
29. Гамукин В.В. Управление риском несбалансированности региональных бюджетов// Региональная экономика: Теория и практика.-2014.-№1(328)
30. Домбровский Е.А. Подходы к укреплению доходной базы региональных бюджетов// Финансы.-2012.-№7
31. Завьялов Д.Ю. Целевое межбюджетное регулирование в бюджетной системе РФ как инструмент бюджетного управления// Финансы.-2013.-№10
32. Иванов П.А. Дотации как инструмент эффективного управления межбюджетными отношениями// Бюджет.-2012.-№1.-с.5
33. Иванова С.И. Формулирование базовых элементов государственных программ: основные требования и типичные ошибки.-Бюджет.-2014.-№2
34. Измоденов А.К. Истомина Н.А. Формирование правовой базы планирования на местном уровне/ Измоденов А.К. Истомина Н.А.// Вестник АКСОР.-2009.- №3.-с.97-104
35. Климанов В.В. Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне//Финансы.-2013.-№2
36. Королева Л.В. Об особенностях бюджетной политики региона//Бюджет.-2013.-№8
37. Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации// Финансы и кредит.-2012.-№44 (524)
38. Левина В.В. Межбюджетные трансферты как инструмент бюджетного регулирования социально-экономического регулирования муниципальных образований. Материалы Восьмой научно-практической конференции (16 – 18 июня 2008 г.) Петрозаводск.-ПетрГУ.- 20012
39. Мельников А.Н. Проблемы реформирования региональных и муниципальных финансов// Финансы регионов.-2012.-№2 (10)
40. Меркулин Н.И. Совершенствование межбюджетных отношений//Финансы.-2008.-№11.-с.7
41. Модернизация – новая экономическая политика РФ// Регионы России.-2009.-№4
42. Нестеренко Т.Г. Бюджетная реформа: альтернативы поступательному движению вперед нет//Финансы.-2011.-№4
43. Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы.-2011.- №7
44. О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов РФ// Финансы.- 2013.- №5.- с.24-29
Бюджет муниципального образования
... доходов и расходов местного бюджета муниципального образования г. Кемерово, а также выявлены основные проблемы их формирования. В заключении дипломной работы сделаны выводы и предложения. При написании дипломного проекта мною были использованы нормативные акты, ...
45. Орлов Е.В. Проблемное поле и источники финансовых ресурсов развития муниципальных образований — городских округов в Российской Федерации// Региональная экономика: Теория и практика.-2014.-№4(331)
46. Петроградская А.А., Чаннов С.Е. Делегирование полномочий муниципальных образований как форма межмуниципального сотрудничества//Практика муниципального управления.-2011.-№9
47. Пронина Л.И.Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов//Бюджет,№1,2012
48. Рябухин С.Н. Бюджет- инструмент решения стратегических задач// Бюджет.-2014.-№2
49. Селезнев А.Э. Чаплюк В.Э. Противоречия развития бюджетной системы России// Финансы и кредит.-2012.-№44 (524)
50. Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов РФ//Бюджет.- №8.-2011
51. Скрябина Н.М., Никулина И.В., Ли-фу Н.С. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса// Финансы.-2010.-№5
52. Слепов В.А. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений / Слепов В.А.//Финансы.- 2009- №3.
53. Сулима О.Ю. Увеличение полномочий. Чем это грозит региону?//Бюджет.-2013.-№8
54. Сухарев А.Н. О необходимости обеспечения устойчивости федерального бюджета РФ//Финансы и кредит.-2014.-№8 (584)
55. Сухарев А.Н. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: вопросы методологии//Финансы и кредит.-2014.-1(577)
56. Теоретическое наследие Г.Я.Сокольникова//Финансы.-2011.-№1.-с.70
57. Файзуллаев Е.Ш. Азизова И.А. Среднесрочное бюджетное планирование,-Ташкент.: Издательство «infoCOM.UZ»,2010
58. Харченко К.В. Муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам // Муниципальная власть. – 2011. – №1. – С.90-95.
59. Швецов Ю.Г. Миркина И.В.Целевые программы как инструмент управления государственными расходами/ Швецов Ю.Г. Миркина И.В.//Финансы.-2009.-№4.-с.15
60. Шмиголь Н.С. Бюджетные резервы: содержание и перспективы развития// Финансы и кредит.-2012.-№ 41 (521)
61. Яговкина В.А. Вопросы совершенствования функционирования государственных и муниципальных учреждений//Финансы.-2012.-№1.-с.15
62. Яговкина В.А. Основные вопросы реформы муниципальных учреждений//Практика муниципального управления.-2011.-№2
6) Справочные издания
63. Россия 2013 –Статистический справочник/ Росстат.-М., 2013. 62 с.
7) Internet
64. Официальный сайт федерального казначейства// www.roskazna.ru
65. Официальный сайт Министерства финансов: http:// www.minfin.ru
8) Материал с базы практики
66. Годовые отчеты об исполнении Федерального бюджета за 2011-2012 гг.