? Этим преимуществом являются замечательная возможность — в любое время суток, как грузополучатель, так и грузоотправитель, может знать, где находится его груз, в порядке ли он.
2.6 Маркетинговый план
2.6.1 Общая характеристика региона
Город Санкт-Петербург является одним из крупных городов России по численности населения.
Основанный немногим более 300 лет назад город сформировался как научно — образовательный, промышленный и деловой центр, а также как культурная столица России.
Благодаря уникальному географическому положению на побережье Балтийского моря в непосредственной близости к странам Европейского Союза и крупнейшим портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами в Россию, через которые проходит существенная доля экспортно-импортных грузов страны.
Грузовые перевозки по Санкт-Петербургу автомобильным транспортом остаются одной из наиболее востребованных услуг на рынке транспортных грузоперевозок Северо-Западного региона.
Петербург — сосредоточие всех грузовых, товарных и денежных потоков Северо-запада. Автомобильные грузоперевозки СПб занимают существенную нишу в транспортной структуре региона. Здесь имеет значение и оборот транзитного груза, проходящего через Петербург, и транспортное обслуживание, непосредственно самого города и его пригородов.
Транспортная насыщенность города позволяет производить перемещение любых видов грузов, предназначенных для различных промышленных и бытовых целей.
Спрос на качественные логистические услуги в Петербурге пока превышает предложение.
По перевозке грузов автомобильный транспорт занимает второе место в Санкт — Петербурге. , Структура видов транспорта по объему грузовых перевозок представлена на рис. 2.1. , Рисунок. 2.1 Виды транспорта по объему грузовых перевозок
2.6.2 Емкость и структура рынка грузоперевозочных логистических услуг Санкт-Петербурга
В 2008г. расчетная емкость рынка грузоперевозок Санкт-Петербурга достигла 138,3 млрд. руб., что составляет порядка 20% от рынка услуг всех грузоперевозок России. На долю транспортно-экспедиторских услуг приходится 72% от общего объема транспортно — логистического рынка Санкт-Петербурга, 12% занимают услуги терминалов, по 3% составляют услуги по хранению и таможенному оформлению грузов.
Объем и структура рынка грузоперевозочных услуг Санкт-Петербурга, 2008 год представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Объем и структура рынка грузоперевозочных услуг Санкт-Петербурга, 2008 год
Показатели |
Объем рынка, млрд. руб. |
Доля в общем объеме рынка, % |
|
Транспортные услуги |
98,6 |
72 |
|
Терминальные услуги |
17,0 |
12 |
|
Экспедирование |
13,8 |
10 |
|
Услуги по хранению |
4,1 |
3 |
|
Таможенное оформление |
4,8 |
3 |
|
Всего |
138,3 |
100 |
|
Для наглядности данные таблицы отобразим в форме диаграммы:
Рис. 2.2. Объем и структура рынка грузоперевозочных услуг
Исходя из данных графика, можно констатировать тот факт что, основную долю (72%) занимают транспортные услуги в виду того, что это основная слуга на данном рынке по определению.
В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Суммарные объемы перевозок грузов через Санкт-Петербург составили в 2008г. около 270 млн. тонн, из которых 43% приходится на экспортные грузы (табл.2.3).
Таблица 2.3 Основные показатели работы Транспортного Логистического Комплекса Санкт-Петербурга, млн. тонн (%), 2008г.
Показатели |
Экспортные грузы |
Импортные грузы |
Итого |
|
ВСЕГО всеми видами транспорта, в том числе: |
117,1 (43%) |
153,3 (57%) |
270,4 (100%) |
|
Морской порт |
44,6 (78%) |
12,9 (22%) |
57,5 (100%) |
|
Железнодорожный узел |
27,9 (27%) |
76,1 (73%) |
104,0 (100%) |
|
Речные перевозки |
9,8 (90%) |
1,1 (20%) |
10,9 (100%) |
|
Автотранспортные перевозки |
19,2 (20%) |
75,8 (80%) |
95 (100%) |
|
Авиационный транспорт |
0,006 (30%) |
0,014 (70%) |
0,02 (100%) |
|
Трубопроводный транспорт |
2,5 (83%) |
0,5 (17%) |
3,0 (100%) |
|
Для Санкт-Петербурга характерна следующая динамика развития рынка транспортно — логистических услуг за период 2004-2008гг. (табл.2.4):
1) Общий объем перевозки грузов транспортно — логистическим комплексом Санкт-Петербурга увеличился с 216,2 млн. тонн до 270,2 млн. тонн (на 25,1%);
2) Наиболее высокими темпами росли:
- грузооборот Большого порта Санкт-Петербург — на 78%, в том числе объем переработки контейнеров — в 3,4 раза;
- объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте — на 20%;
3) общая площадь складских объектов возросла с 4,9 до 5,7 млн. м 2 (на 16,3%).
Таблица 2.4 Динамика развития рынка транспортно — логистических услуг в СПб за период 2004-2008гг.
Показатели |
2004 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2004 г., % |
|
1. Объем перевозки грузов ТЛК Санкт-Петербурга, всего, млн. тонн, в том числе: |
216,2 |
270, |
125,1 |
|
1.1. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург, млн. тонн, всего, в том числе: |
32,1 |
57,5 |
179,1 |
|
1.2. Объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте, млн. тонн , контейнеры: , — млн. тонн— тыс. ТЕU |
3,7352 |
12,61119 |
340,0317,9 |
|
1.2. Объем грузовых перевозок на автомобильном транспорте, млн. тонн |
79,1 |
95,0 |
120,0 |
|
1.3. Объем грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, млн. тонн |
93,1 |
104,0 |
111,7 |
|
1.4. Объем грузовых перевозок на речном транспорте, млн. тонн |
9,9 |
10,9 |
110,1 |
|
1.5. Объем транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом, млн. тонн |
2,0 |
3,0 |
150,0 |
|
1.6. Объем грузовых перевозок на воздушном транспорте, млн. тонн |
0,019 |
0,02 |
110,5 |
|
2. Численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, тыс. ед. |
83,7 |
110,0 |
131,4 |
|
3. Общая площадь складской недвижимости, млн. м2 |
4,9 |
5,7 |
116,3 |
|
2.6.3 План сбыта
Потенциальными клиентами наших услуг являются:
? Российская промышленность: промышленные предприятия, реализующие или планирующие реализовывать свою продукцию за пределами города, в котором оно расположено, или получающие материалы или комплектующие из других городов.
Потребность в услугах — расширение рынка сбыта в новых городах, получение материалов и комплектующих в соответствии с технологическим циклом производства.
? Оптовая, сетевая торговля — предприятия, торгующие значительным ассортиментом и/или объемом продукции одного или различных производителей.
Потребность в услугах — расширение присутствия в новых городах, увеличение объемов бизнеса.
? Частные лица.
Потребность в услугах — личные интересы.
Предприятие планирует предоставлять рассрочку частным лицам до одного месяца для стимулирования сбыта:
2.6.4 План рекламных мероприятий
Для вступления на рынок наша фирма делает основной упор в маркетинговой стратегии на проведение рекламной кампании. От этого зависит успех продвижения услуг. Основной упор в рекламе делается на качество и цену услуги.
Реализация рекламы:
Вывески на улицах города;
- Рекламные объявления в журналах и специальных справочниках;
- Реклама в Интернете;
Рассылка листовок в крупные компании.
Подробная информация о реализации рекламы представлена в табл.
2.5. , Таблица 2.5 Реализация рекламы
Вид рекламного мероприятия |
Частота использования и период |
Затраты на одно мероприятие (руб.).
|
Затраты за год (руб.).
|
|
Реклама на автомобильных тентах |
5 машин в течение года |
5000 руб./реклама/месяц |
300000 |
|
Рекламные объявления в журналах и специальных справочниках |
2 раза в месяц в 2 журналах — «Трак Трейдер» и «Авто Транс Инфо» в течение года |
800 р./публикация |
38400 |
|
Реклама в Интернете |
1 раз в месяц в течение года |
3000/реклама/месяц |
36000 |
|
Рассылка листовок в крупные компании |
100 листовок в неделю в течение трех месяцев |
60 коп./листовка |
720 |
|
Итого стоимость рекламной компании: |
375120 руб. |
|||
2.6.5 Ценообразование
Политика ценообразования в нашей компании:
Издержки плюс прибыль. Основой расчета являются средние издержки производства (издержки на единицу услуг), к которым добавляют надбавку, соответствующую норме прибыли, принятой в данной отрасли, или равную желаемому доходу от оборота.
Данный метод позволяет покрыть все затраты фирмы и получить нормальную прибыль.
Цена образуется в соответствии с себестоимостью услуг и должна отвечать задаче возврата инвестиций в установленный период.
Расчет цены производится с учетом веса груза и расстояния, на которое перевозится данный груз — в рублях на тонну/километр.
2.6.6 Анализ конкурентов
В сегменте транспортно-логистических услуг отмечается наиболее высокий уровень конкуренции, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.
Приведем примеры компаний, занимающихся транспортно — логистической деятельностью в СПб (Табл. 2.6.).
Таблица 2.6 Компании, занимающиеся транспортно — логистической деятельностью в СПб
Компания |
Характеристика |
|
«ПЭК» |
Молодая, динамично развивающаяся компания, которая занимается перевозками грузов по России. Регулярно открываются новые филиалы. В 2008 году объем перевозки грузов компании увеличился более чем в три раза. На сегодня компания «ПЭК» — это один из крупнейших перевозчиков грузов в стране, услугами которого уже воспользовались более 150 тысяч клиентов. , При каждом офисе компании есть просторный современный склад, что помогает существенно сократить издержки и обеспечить полноценный контроль над перевозками.При подборе персонала предъявляются очень жесткие требования к кандидатам, поэтому в компании работают только профессионалы. |
|
«ТрансГруз» |
Компания осуществляет грузовые перевозки автомобильным транспортом по городам России. Имеет собственный парк грузовых автомобилей. На рынке транспортно — логистических услуг существует 7 лет. Квалифицированный персонал. Четкая работа персонала наряду с высокой скоростью доставки |
|
«Автотранс» |
Компания организовывает грузовые перевозки автомобильным транспортом по городам России. Обслуживает поставки любых товаров — от крупногабаритных промышленных до небольших сборных партий.Компания существует на рынке более 10 лет. |
|
Отметим, что основной объем грузов в нашей стране перемещается железнодорожным транспортом. Этому способствует многое: разветвленная сеть магистралей, готовая инфраструктура, возможность перевозить с наименьшими затратами, большое количество грузов и т.п. Однако, второе место по объемам, но не по значимости, занимают автомобильные перевозки.
Автомобильные перевозки грузов, безусловно, выгодны и приемлемы тогда, когда речь идет об индивидуальном грузе, обладающим нетипичными характеристиками и габаритами.
Так же грузоперевозки автомобильным транспортом применяют, когда необходимо привезти груз непосредственно к месту назначения, «до двери». Автомобильные перевозки грузов становятся все более распространенными по всей территории нашей страны, в том числе и на Северо — Западе.
Для того, чтобы оценить конкуренцию, необходимо выявить слабые и сильные стороны конкурентов (Табл. 2.7).
Таблица 2.7 Слабые и сильные стороны конкурентов
Сильные стороны конкурентов |
Слабые стороны конкурентов |
|
? Опыт работы в транспортно — логистической сфере, знание торговой сферы региона; , ? Известность в городе и регионе; , ? Квалифицированный персонал;? Относительно широкий ассортимент услуг. |
? Не комплексный характер сервиса;? Невысокий уровень сервиса, невысокий уровень технического обеспечения, устаревшие транспортные средства. |
|
2.6.7 SWOT — анализ компании ООО «Логистика — Запад»
Завершающим этапом маркетингового анализа является SWOT — анализ создаваемого предприятия (табл. 2.8).
Таблица 2.8 SWOT анализ компании ООО «Логистика — Запад»
Сильные стороны Компании |
Возможности Компании во внешней среде |
|
? Тенденция увеличения спроса на транспортные перевозки; , ?Наем водителей с большим опытом работы; , ? Гибкая политика цен. Расчет цены с учетом веса и расстояния; , ?Система доставки сборных грузов позволяет значительно сэкономить Ваши средства при перевозке малых партий грузов, обеспечивая при этом приемлемые сроки их доставки; , ? Возможность доставки груза непосредственно от отправителя к получателю. , Только он устанавливает время отправления и время прибытия своего груза, когда пользуется услугами автоперевозки; , ? Другим неоспоримым преимуществом автоперевозки нашей компании является быстрота и срочность доставки груза; |
? Возможность стремительного развития компании; , ?Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание; , ?Значительная экономия средств при перевозке небольшой массы груза на большие расстояния; , ?Это быстро, удобно, а так же сокращает издержки по погрузке, выгрузке и складированию груза; , ? Это делает автоперевозки наиболее востребованным средством всех грузоперевозок;? Эта экономия позволяет доставлять груз при помощи автоперевозок даже дешевле, чем железнодорожным транспортом, т.е. является преимуществом перед конкурентами; |
|
Слабые стороны компании |
Угрозы внешней среды для бизнеса |
|
? Не отработана клиентская база; , ? Финансовый кризис;? Неизвестность в городе и регионе, нет опыта работы. |
? В начале деятельности возможен небольшой объем перевозок; , ? Возможен спад спроса;? Возникновение сомнений при пользовании услугами нашей компании. |
|
2.7 Оперативный план
Предприятие «Логистика — Запад» будет находится в районе Новое Девяткино, на территории Северной ТЭЦ, в нескольких километрах от Санкт — Петербурга.
Грузовые перевозки в Санкт — Петербурге автомобильным транспортом остается одной из наиболее востребованных услуг на рынке транспортных грузоперевозок Северо-Западного региона.
2.7.1 Капитальные затраты
Земельный участок приобретается в аренду общей площадью 404 м 2 . На участке расположено здание площадью 234 м2 , в котором находятся складское помещение, офис и бытовое помещение.
Также на территории земельного участка находится стоянка для автомобилей и дорога. Площадь земли и помещений представлена в табл. 2.9.
Таблица 2.9Площадь земли и помещений
Объект |
Площадь (м2) |
|
Склад |
195 |
|
Офис |
15 |
|
Зарядка для погрузчика |
9 |
|
Бытовое помещение |
15 |
|
Стоянка |
100 |
|
Дорога |
70 |
|
Обща площадь территории |
404 |
|
Далее необходимо рассчитать арендную плату (табл. 2.10)
Таблица 2.10 Арендная плата
Объект |
Площадь (м2) |
Ставка аренды |
Арендная плата (тыс.руб.) |
|
Здание |
234 |
3200 руб./м2/год |
748,8 |
|
Земля |
170 |
2688 руб./м2/год |
466,96 |
|
Итого |
1215,76 |
|||
Для реализации нашей деятельности нам необходимы погрузчик и зарядная станция для погрузчика. Стоимость данного оборудования приведена в табл. 2.11.
Таблица 2.11 Оборудование
Наименование |
Количество (шт.) |
Стоимость (тыс. руб.) |
Сумма (тыс. руб.) |
|
Погрузчик |
1 |
1700 |
1700 |
|
Зарядная станция для погрузчика |
1 |
50 |
50 |
|
Итого |
1750 |
|||
Для помещения офиса и складского помещения нам необходима мебель и техника, стоимость которых приведена в табл. 2.12.
Таблица 2.12 Первоначальные затраты на оснащение предприятия.
Наименование |
Количество (шт.) |
Затраты на единицу (тыс. руб.) |
Затраты (тыс. руб.) |
|
Компьютер |
2 |
18 |
36 |
|
Принтер |
1 |
8,4 |
8,4 |
|
Факс |
1 |
7 |
7 |
|
Ксерокс |
1 |
7 |
7 |
|
Стол |
3 |
3 |
9 |
|
Стулья |
10 |
0,6 |
6 |
|
Диван |
2 |
7,5 |
15 |
|
Стеллаж длядокументов |
1 |
1,5 |
1,5 |
|
Сейф |
1 |
3 |
3 |
|
Кресла |
2 |
2,6 |
5,2 |
|
Стеллажи для полетов |
4 |
50 |
200 |
|
Монтаж стеллажей |
— |
50 |
50 |
|
Ремонт офисного и бытового помещения |
— |
150 |
150 |
|
ИТОГО: |
498,1 |
|||
Также необходимы затраты для создания юридического лица (табл. 2.13).
Таблица 2.13 Затраты на создание юридического лица
Расходы |
Сумма (тыс. руб.) |
|
Государственная пошлина |
2 |
|
Изготовление печати |
0,6 |
|
Заверение устава и уставных документов у нотариуса |
1 |
|
Итого |
3,6 |
|
2.7.2 Затраты на амортизацию
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, начисление амортизации осуществляется на основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и со стоимостью более 10 000 рублей.
Таким образом, в данном бизнес-плане амортизация будет начисляться только на следующие объекты, представленные в табл. 2.14:
Таблица 2.14 Капитальные вложения для определения амортизации
Наименование |
Количество/Площадь (шт./м2) |
Стоимость (тыс. руб.) |
Сумма (тыс. руб.) |
|
Зарядная станция для погрузчика |
1 |
50 |
50 |
|
Автодорога |
70 |
1,2/м2 |
84 |
|
Здание |
234 |
1,7/м2 |
1979 |
|
Итого |
2113 |
|||
При учете амортизации, мы не учитываем амортизацию, начисляемую на погрузчик, так как при его покупке, мы обязуемся проходить гарантийное обслуживание в течение трех лет стоимостью 50 тысяч рублей в год.
Теперь рассчитаем амортизационные отчисления. Расчеты сведем в табл. 2.15.
Таблица 2.15 Амортизационные отчисления
Объект |
Стоимость (тыс. руб.) |
Норма амортизации (%) |
Амортизационные отчисления за год (тыс. руб.) |
|
Зарядная станция для погрузчика |
50 |
15 |
7,5 |
|
Автодорога |
84 |
5 |
4,2 |
|
Здание |
1979 |
3,1 |
61,34 |
|
Итого |
73,04 |
|||
2.7.3 Затраты на энергоресурсы
Затраты на энергоресурсы состоят из затрат на электроэнергию — осветительную и силовую.
Силовая (Погрузчики) = Количество машин Фактическое число работы в год Напряжение Емкость ампер часов Коэффициент учета потерь в сети Стоимость 1 КВт;
- У предприятия имеется один погрузчик. За день он будет работать около шести часов. Отсюда рассчитаем часы работы погрузчика за год:
;
Силовая энергия = 1, Яшина В.П. Проектирование Складов — СПб, 2005 г
Осветительная энергия = Площадь освещения Норма расхода Количество часов работы в год Стоимость КВт/час 0,001; 6
Площадь склада составляет 234 м 2 , а площадь офиса — 15 м2 . Склад и офис будут работать по восемь часов в день. Отсюда рассчитаем часы работы склада и офиса за год:
Норма расхода и стоимость КВт/час берется в соответствии с заданными нормативами.
Осветительная энергия (Склад) =
;
- Осветительная энергия (Офис) = ;
- Полученные данные по затратам на энергоресурсы представим в табл.2.16.
Таблица 2.16 Затраты на электроэнергию
Энергоресурсы |
Сумма (тыс. руб.) |
|
Силовая электроэнергия |
143,769 |
|
Осветительная электроэнергия |
13,784 |
|
Итого |
157,553 |
|
2.7.4 Персонал и расходы на оплату труда
В связи с деятельностью создаваемого предприятия сотрудниками «Логистика — Запад» будут являться:
- ? Генеральный директор;
- ? Главный бухгалтер;
- ? Офис — менеджер;
- ? Старший мастер;
- ? Водитель погрузчика;
- ? Грузчики.
Наше предприятие будет работать по графику пять через два. В соответствии с этим нам потребуется девять работников.
Данные о количестве работников и их заработной плате приведены в табл. 2.17.
Таблица 2.17 Расчет фонда оплаты труда.
Работники |
Количество человек |
Зарплата в месяц (тыс. руб.) |
Фонд оплаты труда в год (тыс. руб.) |
|
Генеральный директор |
1 |
25 |
300 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
15 |
180 |
|
Офис — менеджер |
1 |
13 |
156 |
|
Старший мастер |
1 |
20 |
240 |
|
Водитель погрузчика |
1 |
17 |
204 |
|
Грузчики |
4 |
12 |
576 |
|
Итого |
9 |
103 |
1656 |
|
Расчет отчислений на социальные нужды:
Единый социальный налог (ЕСН) составляет 26 %.
ЕСН (год) =
Годовой фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды составил 2086,56 тысяч рублей.
2.7.5 Накладные расходы
В данном разделе обосновываются все остальные текущие затраты, связанные с реализацией услуг, то есть все статьи себестоимости за исключением затрат на сырье и материалы, амортизационных отчислений, заработной платы и начислений на нее (табл.2.18):
Табл.2.7.10 Накладные расходы
Накладные расходы |
Расходы за месяц (тыс. руб.) |
Расходы за год (тыс. руб.) |
|
Арендная плата |
0,26667 руб./м2/ — здание, 0,244 руб./м2 — земля |
1215,76 |
|
Офисные расходы |
1,5 |
18 |
|
Услуги связи |
3 |
36 |
|
Расходы на маркетинг |
31,44 |
375,12 |
|
Прохождение погрузчиком технического обслуживания (ТО) |
2 раза в год по 25 тыс. руб. |
50 |
|
Итого |
135,080 |
1694,88 |
|
2.7.6 Транспортные расходы
Сборные грузы по городу будут доставляться на склад машинами небольшого тоннажа — от 2 до 5 тонн. Эти машины будут наниматься.
Из расчета, что за неделю будет отправляться две фуры, загруженные по 25 тонн, в дальние рейсы, за месяц планируется перевезти 200 тонн груза. В наем будут браться один автомобиль Газ — 3301 и один автомобиль Газель.
Газель работает по ставке 250 рублей в час. Обязательно оплачивается три часа работы газели, даже если она отработала один час, также оплачивается один час подачи машины.
У автомобиля Газ — 3301 ставка составляет 500 рублей в час и обязательным считается оплата четырех часов работы машины плюс час подачи. Расчет затрат на транспортные расходы по данным машинам приведены в табл. 2.19.
Далее необходимо рассчитать затраты на наем фур, которые непосредственно перевозят груз в другие города.
Основываясь на рыночной ситуации, можно рассчитать, сколько будет стоить перевезти одну тонну груза на один километр. Например, из Санкт — Петербурга в Екатеринбург, расстояние между которыми составляет 3000 километров., перевезти груз массой 20 тонн стоит 80000 рублей. Журнал Авто Транс Инфо №5 от 21.01.09.
1 т/км = 80000 / 3000 / 20 = 1,33 руб.;
- Т.е. чтобы перевезти одну тонну груза на один километр нужно заплатить 1,33 рубля.
Таблица 2.19 Транспортные расходы по машинам небольшого тоннажа
Машина |
Количество |
Стоимость / час |
Условия оплаты |
Стоимость работы за день |
Количество часов работы в день/месяц/год |
Количество рабочих дней в месяц |
Стоимость в месяц (тыс. руб.) |
Стоимость за год (тыс. руб.) |
|
Газель |
1 |
250 |
3 + 1 |
2000 |
8/32/128 |
16 |
32 |
384 |
|
Газ — 3301 |
1 |
500 |
4 +1 |
4500 |
8/32/128 |
16 |
72 |
864 |
|
Итого |
104 |
1248 |
|||||||
Среднее расстояние наших маршрутов составляет 2000 километров, за год будет отправлено 96 рейсов. Отсюда следует, что за год расходы на наем большегрузных автомобилей составит: ;
Общие транспортные расходы за год =
2.7.7 Налоги
Традиционная система налогообложения. Основными налогами при традиционной системе налогообложения являются: НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, налог на пользователей автодорог, налог на имущество. Налоги платят организации и физические лица. Информация о налогах представлена в табл. 2.20.
Таблица 2.20 Налоги
Наименование налога |
Налогооблагаемая база (тыс. руб.) |
Ставка налога (%) |
Сумма налога (тыс. руб.) |
|
ЕСН |
1656 |
26 |
430,56 |
|
Налог на прибыль |
2271,3 |
20 |
454,26 |
|
Налог на имущество |
1652 |
2,2 |
36,85 |
|
Итого |
921,67 |
|||
2.7.8 Постоянные и переменные затраты. Определение себестоимости
Приведем расчет постоянных и переменных издержек в табл. 2.21.
Таблица 2.21 Постоянные и переменные издержки
Издержки |
Сумма |
|
Постоянные |
||
Арендная плата |
1215,76 |
|
Амортизация |
73,04 |
|
Электроэнергия осветительная |
13,784 |
|
Фонд оплаты труда производственных и административных рабочих |
1656 |
|
ЕСН |
430,56 |
|
Прохождение ТО погрузчика |
50 |
|
Офисные расходы |
18 |
|
Услуги связи |
36 |
|
Реклама |
375,12 |
|
Всего постоянных издержек |
3868,26 |
|
Переменные издержки |
||
Наем автомобилей небольшого тоннажа |
1248 |
|
Наем большегрузных автомобилей |
5107,2 |
|
Электроэнергия силовая |
143,769 |
|
Всего переменных издержек |
6498,97 |
|
Себестоимость услуг за год = постоянные издержки + переменные издержки
2.7.9 Определение цены
Цена = себестоимость ед. + Норма прибыли
Себестоимость услуг, предоставленных за год, составляет 10388,68 тысяч рублей.
Расчет цены производится с учетом веса груза и расстояния, на которое перевозится данный груз — в рублях на тонну/километр.
С расчетом того, что:
- За год отправляют 96 рейсов;
- В неделю отправляют 2 машины с грузом 25 тонн;
- Расстояние машины проходят от 1000 км до 3000 км.
- Среднее расстояние рейсов 2000 км,
- Норма прибыли берется 35%;
- Цена = 13995,81/ 96 / 25/ 2000 = 2,92. Цена рассчитана без учета НДС
Безусловно, наша цена отличается от цен конкурентов. Но еще раз отметим, что наше предприятие занимается организацией перевозок сборных грузов и нашими услугами выгодно пользоваться тем, кто перевозит небольшой вес груза на большие расстояния.
Объем реализации перевозок за месяц представим в табл. 2.22.
Таблица 2.22 Объем реализации перевозок за месяц
Город назначения |
Расстояние (км) |
Вес груза (т) |
Ставка (руб./т/км) |
Выручка (тыс. руб.) |
|
Калининград |
1000 |
25 |
2,92 |
73 |
|
Киров |
1400 |
25 |
2,92 |
102,2 |
|
Пермь |
2000 |
25 |
2,92 |
146 |
|
Сыктывкар |
1500 |
25 |
2,92 |
109,5 |
|
Ухта |
1900 |
25 |
2,92 |
138,7 |
|
Соликамск |
2200 |
25 |
2,92 |
160,6 |
|
Березняки |
2100 |
25 |
2,92 |
153,3 |
|
Оренбург |
3000 |
25 |
2,92 |
219 |
|
Итого |
1102,3 |
||||
За год выручка составит 1102,312 = 13227,6 тыс. руб.
2.8 Организационный план
Предприятие «Логистика — Запад» будет функционировать как общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество.
Общество утверждается одним лицом — генеральным директором. Учредительным документом является устав.
В связи с деятельностью создаваемого предприятия сотрудниками «Логистика — Запад» будут являться:
- ? Генеральный директор;
- ? Главный бухгалтер;
- ? Офис — менеджер;
- ? Старший мастер;
- ? Водитель погрузчика;
- ? Грузчики.
Наше предприятие будет работать по графику пять через два. В соответствии с этим нам потребуется девять работников. Схематично организационная структура предприятия представлена на рис. 2.3.
29
Рисунок.2.3 Организационная структура ООО «Логистика — Запад»
Квалификационные характеристики работников представлены в табл. 2.24 .
Таблица 2.24 Квалификационные характеристики работников.
Должность |
Обязанности |
|
Генеральный директор |
? разработка имиджа предприятия;
? контроль над деятельностью работников |
|
Главный бухгалтер |
Ведение бухгалтерского учета на предприятии |
|
Офис — менеджер |
? организационная работа;
|
|
Старший мастер |
? выписка нарядов;
? проверка правильности сбора груза |
|
Водитель погрузчика |
Вождение погрузчика |
|
Грузчики |
? погрузочно-разгрузочные работы;
|
|
Данные о количестве работников и их заработной плате приведены в табл. 2.25.
Таблица 2.25 Расчет фонда оплаты труда.
Работники |
Количество человек |
Зарплата в месяц (тыс.руб.) |
Фонд оплаты труда в год (тыс.руб.) |
|
Генеральный директор |
1 |
25 |
300 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
15 |
180 |
|
Офис — менеджер |
1 |
13 |
156 |
|
Старший мастер |
1 |
20 |
240 |
|
Водитель погрузчика |
1 |
17 |
204 |
|
Грузчики |
4 |
12 |
576 |
|
Итого |
9 |
103 |
1656 |
|
Расчет отчислений на социальные нужды:
Единый социальный налог (ЕСН) составляет 26 %.
ЕСН (год) =
Годовой фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды составил 2086,56 тысяч рублей.
Наше предприятие будет работать по графику пять через два. Расписание работников представлено в табл. 2.26.
Таблица 2.26 Штатное расписание работников.
Должность |
График работы в день |
Рабочие дни в неделю |
Всего рабочих часов в месяц |
Перерывы, в том числе на обед |
|
Генеральный директор |
11.00 — 18.00 |
Вт. — Пт. |
112 |
1 час |
|
Главный бухгалтер |
10.00 — 18.00 |
Пн. — Пт. |
160 |
1 час |
|
Офис — менеджер |
10.00 — 18.00 |
Пн. — Пт. |
160 |
1 час |
|
Старший мастер |
10.00 — 18.00 |
Пн. — Пт. |
160 |
1 час |
|
Водитель погрузчика |
10.00 — 18.00 |
Пн. — Пт. |
160 |
30 мин |
|
Грузчики |
10.00 — 18.00 |
Пн. — Пт. |
160 |
30 мин |
|
2.9 Финансовый план
2.9.1 Расчет суммы инвестиционных вложений
Для начала, произведем расчет инвестиционных вложений (табл. 2.27).
Таблица 2.27 Расчет суммы первоначальных инвестиционных вложений.
Наименование |
Сумма (тыс. руб.) |
|
Оборудование |
1750 |
|
Создание юридического лица |
3,6 |
|
Оснащение предприятия |
498,1 |
|
Итого |
2251,7 |
|
2.9.2 Расчет выручки предприятия за один год функционирования
Исходя из производственного плана, где представлен планируемый объём продаж можно рассчитать выручку. Как говорилось выше, наше предприятие будет использовать наемные автомобили. Валовая выручка от продаж составила 13227,6 тысяч рублей. Объем реализации перевозок за месяц представим в табл. 2.28.
Таблица 2.28 Объем реализации перевозок за месяц Цены указаны без учета НДС
Город назначения |
Расстояние (км.) |
Вес груза (т.) |
Ставка (руб./т./км.) |
Выручка (тыс. руб.) |
|
Калининград |
1000 |
25 |
2,92 |
73 |
|
Киров |
1400 |
25 |
2,92 |
102,2 |
|
Пермь |
2000 |
25 |
2,92 |
146 |
|
Сыктывкар |
1500 |
25 |
2,92 |
109,5 |
|
Ухта |
1900 |
25 |
2,92 |
138,7 |
|
Соликамск |
2200 |
25 |
2,92 |
160,6 |
|
Березняки |
2100 |
25 |
2,92 |
153,3 |
|
Оренбург |
3000 |
25 |
2,92 |
219 |
|
Итого |
1102,3 |
||||
За год выручка составит 1102,312 = 13227,6 тыс. руб.
Теперь рассчитаем прибыль предприятия за год (табл. 2.29).
Таблица 2.29 Расчёт прибыли за один год функционирования
1 |
Выручка от продаж |
13227,6 тыс. руб. |
||
2 |
Расчеты с организациями по найму машин |
6355,2 тыс. руб. |
||
3 |
ФОТ |
1656 |
3636,91 тыс.руб. |
|
ЕСН |
430,56 |
|||
Аренда |
1215,76 |
|||
Услуги связи |
36 |
|||
Энергоресурсы |
157,55 |
|||
Офисные нужды |
18 |
|||
ТО погрузчика |
50 |
|||
Амортизация |
73,04 |
|||
4 |
Валовая прибыль (1 — (2 + 3)) |
3235,69 тыс. руб. |
||
5 |
Коммерческие расходы (Реклама) |
375,12 тыс. руб. |
||
6 |
Прибыль от продаж (4 — 5) |
2860,57 тыс. руб. |
||
7 |
Прочие расходы |
21,45 |
||
8 |
Прибыль до налогообложения (6 — 7) |
2839,12 тыс. руб. |
||
9 |
Налог на прибыль (20%) |
567,82 тыс. руб. |
||
10 |
Чистая прибыль (8 — 9) |
2271,30 тыс. руб. |
||
2.9.3 Денежные потоки проекта
Необходимо рассчитать денежные потоки за пять лет. Предположим, что каждый год мы будем поднимать цену на 5 %. В то же время, издержки будут возрастать в соответствии с темпом инфляции на 10 %. Представим денежные потоки в таблице 2.30.
Таблица 2.30 Денежные потоки по проекту
Движение денежных средств |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
|
Поступления средств |
13227,60 |
13888,98 |
14583,43 |
15312,60 |
16078,23 |
|
Выручка от продаж |
13227,60 |
13888,98 |
14583,43 |
15312,60 |
16078,23 |
|
Выбытие средств |
10895,78 |
11847,66 |
12887,98 |
14029,45 |
15277,79 |
|
Фот и ЕСН |
2086,56 |
2295,22 |
2524,74 |
2777,21 |
3054,93 |
|
Аренда |
1215,76 |
1337,34 |
1471,07 |
1618,18 |
1780,00 |
|
Реклама |
375,12 |
412,63 |
453,89 |
499,28 |
549,21 |
|
Офисные расходы |
18,00 |
19,80 |
21,78 |
23,96 |
26,36 |
|
ТО погрузчика |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
55,00 |
60,50 |
|
Наем автомобилей |
6355,20 |
6990,72 |
7689,79 |
8458,77 |
9304,65 |
|
Затраты на энергоресурсы |
157,55 |
173,31 |
190,64 |
209,70 |
230,67 |
|
Налоговые выплаты всего, в том числе: |
601,59 |
529,04 |
442,51 |
339,43 |
218,76 |
|
Налог на прибыль |
564,74 |
492,19 |
405,66 |
302,58 |
181,91 |
|
Налог на имущество |
36,85 |
36,85 |
36,85 |
36,85 |
36,85 |
|
Прочие расходы |
36,00 |
39,60 |
43,56 |
47,92 |
52,71 |
|
Чистый денежный поток |
2331,82 |
2041,32 |
1695,45 |
1283,15 |
800,44 |
|
2.9.4 Эффективность бизнес-плана
1) Расчет общей величины дисконтированного дохода (PV)
Для начала определим ставку дисконтирования:
R = WACC =,
где A — Цена источника финансирования;
- W — Удельный вес источника финансирования;
- R = WACC =;
Далее определим общий дисконтированный доход:
PV = ,
где PV n — Чистый денежный поток в n-м интервале использования проекта;
- Под чистым денежным потоком понимается разность положительного и отрицательного денежных потоков.
R — Ставка дисконтирования;
- T — Срок использования проекта;
PV =
= тыс.руб.;
2) Расчет чистого приведенного дохода (NPV)
Чистый приведенный доход характеризуется разностью общей величины дисконтированного дохода (PV) и инвестиционных затрат (IC).
NPV = PV — IC
NPV =тыс.руб.;
3) Расчет индекса рентабельности инвестиций (PI)
Индекс рентабельности инвестиций является относительным показателем, характеризующим уровень доходов на единицу затрат: чем больше значение этого показателя, тем сильнее отдача инвестиционных затрат.
При оценке инвестиционного проекта по результатам анализа индекса рентабельности инвестиций следует руководствоваться следующим правилом:
- ? если PI >
- 1, то реализация проекта целесообразна;
- ? если PI <
- 1, то реализация проекта нецелесообразна;
- ? если PI = 1, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным и может представлять интерес только с точки зрения увеличения масштабов бизнеса.
Индекс рентабельности инвестиций рассчитывается по формуле:
- PI =;
- PI =;
4) Расчет внутренней нормы рентабельности (IRR)
Внутренняя нома рентабельности — это такое значение ставки дисконтирования, при котором сумма приведенных к настоящему моменту времени инвестиционных затрат равна сумме приведенных к настоящему моменту времени чистых денежных потоков, полученных в результате реализации проекта.
Иначе говоря, внутренняя нома рентабельности — это такое значение ставки дисконтирования, которому соответствует нулевое значение чистого приведенного дохода и единичное значение индекса рентабельности PI.
Внутреннюю норму рентабельности можно найти из уравнения:
- f (IRR) =;
- Расчетные значения функции f(i) при различных значениях i проиллюстрированы с помощью графика (рис.2.4).
Рисунок 2. 4 Расчет внутренней нормы рентабельности
Из графика следует, что при i = 0,8, f(i) = 0, и, следовательно, можно считать, что IRR = 0,8.
5) Расчет дисконтированного срока окупаемости
; ;
;
- Сведем полученные показатели инвестиционных критериев проекта в табл. 2.31.
Таблица 2.31 Инвестиционные критерии проекта
Наименование |
Единица измерения |
Значение |
|
PV (общий дисконтированный доход) |
тыс. руб. |
5278,52 |
|
NPV (чистый приведенный доход) |
тыс. руб. |
3026,82 |
|
PI (индекс рентабельности инвестиций) |
% |
2,34 |
|
IRR (внутренняя норма рентабельности) |
% |
80 |
|
DPP (дисконтированный период окупаемости) |
лет |
1,28 |
|
Графическое сравнение показателей эффективности проекта приведено на рис.2.5.
Рисунок 2.5 Показатели эффективности проекта
6) Точка безубыточности
Точка безубыточности — такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с реализацией услуг.
Для начала необходимо рассчитать постоянные и переменные издержки за каждый год в течение пяти лет (табл. 2.32).
Таблица 2.32 Расчет постоянных и переменных издержек за пять лет
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
||
Постоянные издержки |
||||||
Аренда |
1215,76 |
1337,34 |
1471,07 |
1618,18 |
1780 |
|
Амортизация |
73,04 |
73,04 |
73,04 |
73,04 |
73,04 |
|
Электроэнергия осветительная |
13,784 |
15,16 |
16,68 |
18,35 |
20,19 |
|
ФОТ и ЕСН |
2086,56 |
2295,22 |
2574,54 |
2777,21 |
3054,93 |
|
ТО погрузчика |
50 |
50 |
50 |
55 |
60,5 |
|
Офисные расходы |
18 |
19,8 |
21,78 |
23,96 |
26,36 |
|
Услуги связи |
36 |
39,6 |
43,56 |
47,92 |
52,71 |
|
Реклама |
375,12 |
412,63 |
453,89 |
499,28 |
549,21 |
|
Всего постоянных издержек |
3868,26 |
4242,79 |
4704,56 |
5112,94 |
5616,94 |
|
Переменные издержки |
||||||
Наем автомобилей |
6355,2 |
6990,72 |
7689,79 |
8458,77 |
9304,65 |
|
Электроэнергия силовая |
1248 |
158,15 |
173,97 |
191,37 |
210,51 |
|
Всего переменных издержек |
6498,97 |
7148.87 |
7863,76 |
8650,14 |
9515,16 |
|
Необходимо рассчитать точку безубыточности за каждый год в течение пяти лет:
Точка безубыточности = ,
где И пост. — постоянные издержки;
И пер. — переменные издержки;
- ЧД — выручка без НДС;
- ОР — выручка с НДС.
Точка безубыточности
(1 год)== ;
- Ниже этого объема выручки реализация товаров станет невыгодной.
Точка безубыточности
(2 год)== ;
Точка безубыточности
(3год)== ;
Точка безубыточности
(4 год)== ;
Точка безубыточности
(5 год)== ;
Представим полученные данные в виде таблицы:
Таблица 2.33 Точка безубыточности по годам
Год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Точка безубыточности (тыс. руб.) |
9474,78 |
10348,27 |
12062,97 |
14200,11 |
16048,4 |
|
Графическое отображение изменения точки безубыточности предприятия приведено на рис.2.6.
Рисунок 2.6 Точка безубыточности
6) Запас финансовой прочности
Это величина, показывающая, на сколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
Рассчитаем запас финансовой прочности за пять лет.
Запас прочности =,
где ОР — выручка с НДС;
ОР Тб — выручка, соответствующая значению точки безубыточности.
Запас прочности (1 год) ;
- То есть предприятие будет продолжать работать без убытков, пока продажи не снизятся более чем на 39,3 %.
Запас прочности (2 год) = 16389 — 10348,27 = 6040,73;
- Запас прочности (3 год) = 17208,45 — 12062,97 = 5145,48;
- Запас прочности (4 год) = 18068,87 — 14200,11 = 3868,76;
- Запас прочности (5 год) = 18972,31 — 16048,4 = 2923,91;
Представим полученные данные в виде таблицы:
Таблица 2.34 Запас финансовой прочности по годам
Год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Запас финансовой прочности (тыс. руб.) |
6133,79 |
6040,73 |
5145,48 |
3868,76 |
2923,91 |
|
В % к объему реализации |
39,3 |
36,86 |
29,9 |
21,41 |
15,41 |
|
Графическое отображение изменения запаса финансовой прочности предприятия приведено на рис.2.7.
Рисунок 2.7 Запас финансовой прочности
2.10 Выводы
Данная глава является бизнес — планом ООО «Логистика — Запад». Предприятие занято в транспортно — логистической сфере, основное направление деятельности — организация грузовых перевозок по России.
Бизнес план состоит из титульного листа, оглавления, резюме, описания предприятия, описания услуги, маркетингового плана, оперативного плана, организационного плана и финансового плана.
Целью проекта является создание логистической компании «Логистика — Запад» в районе Новое Девяткино. Юридический статус — общество с ограниченной ответственностью.
Основным логистическим продуктом является организация транспортных услуг по городам России.
Целью создания ООО «Логистика — Запад» является завоевание конкурентоспособных позиций на рынке логистических транспортных услуг.
Транспортная логистика — это искусство проведения груза через транспортные процедуры, выбора транспортного средства, минимизация расходов, разработки документации и комплектования груза. Другими словами, транспортная логистика позволяет разработать оптимальные транспортные схемы перевозки грузов, экономя ваши деньги.
В маркетинговом плане приводится общая характеристика региона.
Петербург — сосредоточие всех грузовых, товарных и денежных потоков Северо-запада.
Транспортная насыщенность города позволяет производить перемещение любых видов грузов, предназначенных для различных промышленных и бытовых целей.
Спрос на качественные логистические услуги в Петербурге пока превышает предложение.
Далее приводится план рекламных мероприятий: предприятие делает основной упор в маркетинговой стратегии на проведение рекламной кампании.
Реализация рекламы: вывески на улицах города, рекламные объявления в журналах и специальных справочниках, реклама в Интернете, рассылка листовок в крупные компании.
Также в маркетинговом плане проводится анализ конкурентов: в сегменте транспортно-логистических услуг отмечается наиболее высокий уровень конкуренции, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.
Приведены примеры компаний, занимающихся транспортно — логистической деятельностью в СПб.
Завершающим этапом маркетингового анализа является SWOT — анализ создаваемого предприятия
В оперативном плане оцениваются затраты предприятия: арендная плата, стоимость необходимого оборудования, первоначальные затраты на оснащение предприятия, затраты для создания юридического лица, затраты на амортизацию, энергоресурсы, расходы на оплату труда, налоги, производится расчет фонда оплаты труда, учитываются накладные и транспортные расходы.
Сборные грузы по городу будут доставляться на склад машинами небольшого тоннажа — от 2 до 5 тонн. Эти машины будут наниматься.
Рассчитываются затраты на наем фур, которые непосредственно перевозят груз в другие города.
Завершающим этапом оперативного плана является расчет постоянных и переменных затрат, определение себестоимости и цены.
Расчет цены производится с учетом веса груза и расстояния, на которое перевозится данный груз — в рублях на тонну/километр (цена равна 2,92 рубля на тонну/километр).
В организационном плане приводятся данные о необходимом количестве работников, квалификационные характеристики, штатное расписание работников.
В связи с деятельностью создаваемого предприятия, сотрудниками «Логистика — Запад» будут являться: генеральный директор, главный бухгалтер, офис — менеджер, старший мастер, водитель погрузчика и грузчики. Заключительным этапом бизнес — плана является финансовый план. Он включает: расчет суммы инвестиционных вложений, расчет выручки предприятия за 1 год функционирования, денежные потоки проекта и расчет эффективности бизнес-плана.
Объем необходимых инвестиций составляет 2251,7 тыс. руб. дисконтированный срок окупаемости составляет 1,28 года. Рентабельность инвестиций составляет 80%.
Источники финансирования — собственные средства.
Бизнес-план рассчитан на 1 год функционирования предприятия. По окончании этого срока можно продолжить деятельность предприятия, если будут достигнуты поставленные цели и задачи.
Анализируя итоговые финансово-экономические показатели проекта, можно сделать окончательные выводы о целесообразности данного бизнеса.
3. Анализ рисков, характеризующих эффективность деятельности ООО «Логистика — Запад»
3.1 Понятие риска. Виды рисков и методы управления ими
Деятельность любого предприятия, начало нового бизнеса неразрывно связаны с понятием «риск». Под риском понимается потенциальная возможность потери. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.
Несмотря на то, что риск несет в себе возможные потери, он также выполняет различные функции:
- Инновационная функция проявляется в стимулировании поиска нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем;
- Защитная функция риска проявляется в том, что предприниматель старается заранее защитить от риска;
— Аналитическая функция риска связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений. В связи с этим предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые.
Сложность классификации рисков заключается в их многообразии. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения организации. Наряду с общими рисками, есть специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности
Выделим некоторые классификации рисков:
? По сфере возникновения риски можно подразделить на внешние и внутренние риски. Внешние риски — риски, возникающие во внешней среде организации. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Внутренние риски — риски, возникающие во внутриорганизационной среде. Источником внутренних рисков является сама организация. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики
Среди внешних рисков выделяют:
- политические риски: связаны с политической обстановкой в стране и деятельностью органов государственной власти (революция, военные действия и др.);
- законодательные риски: изменение действующих норм с выходом новых законодательных и нормативных актов, например, ухудшающих положение компании (введение новых налогов, отмена налоговых льгот, повышение налоговых ставок и др.);
- природные риски: связаны с возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды (наводнения, пожары, землетрясения и т. п.);
- региональные риски: обусловлены состоянием отдельных регионов, их законодательством и т. д.;
- отраслевые риски: зависят от тенденций развития отрасли;
- макроэкономические риски: обусловлены развитием экономических процессов в стране и в мире в целом.
В свою очередь, макроэкономические риски включают инфляционные, валютные, процентные и структурные риски.
Внутренние риски подразделяются на три вида:
- производственные риски: связанны с особенностями технологического процесса на конкретном предприятии, уровнем квалификации работников, организацией поставок сырья и материалов и осуществлением транспортных перевозок;
- инвестиционные риски: несут в себе потенциальную угрозу неполучения запланированного результата;
— коммерческие риски: обычно обусловлены неправильно проведенными маркетинговыми исследованиями, в результате которых компания не может реализовать весь объем произведенной продукции. Также коммерческие риски связаны с недооценкой конкурентов на товарном рынке, ошибочной ценовой политикой и др.
Внешнюю среду организации можно разделить на среды прямого и косвенного воздействия.
В среде прямого воздействия главное — это рынок и законы, его регулирующие.
К среде прямого воздействия относятся:
- поставщики;
- потребители;
- конкуренты;
- законы и государственные органы.
К среде косвенного воздействия относятся:
- международные события;
- политические факторы;
- состояние экономики страны;
- социокультурные факторы.
Внутреннюю среду организации составляют все ее элементы, а также связи и отношения между этими элементами в процессе управления организацией.
? С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные.
К группе кратковременных рисков относятся те риски, которые угрожают предприятию в течение известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.
К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают деятельности организации в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.
? По следствиям наступления риска следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски.
Допустимый риск — это риск потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.
Критический риск — это риск связанный с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки.
При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности. То есть, вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.
Катастрофический риск — риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия.
Под катастрофическим риском понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равной или превышающей все имущественное состояние предприятия.
Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда предпринимательская фирма получала внешние займы под ожидаемую прибыль.
? В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, политический, коммерческий, отраслевой и финансовый риски.
Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неэффективного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:
- снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
- снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
- увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
- рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
— Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства государства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустойчивым законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.
Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть в процессе ведения предпринимательства.
Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:
- снижение объемов реализации в результате падения спроса
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- повышение издержек обращения в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя:
- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный риск);
- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
- риск форс-мажорных обстоятельств.
Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли.
Под финансовым риском понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.
? По характеру последствий риски подразделяются на чистые и спекулятивные риски.
Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.
Спекулятивные риски (иногда их еще называют динамическими или коммерческими) характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д.
Существуют различные стратегии управления рисками:
1. Взять риск на себя: выплачивать убытки из собственной прибыли;
- Принятие риска заключается в готовности покрыть возможные убытки за свой счет. Часто этот метод управления сводится к созданию специальных фондов и резервов под потери.
2. Не принимать риски: отказаться от риска, от тех видов бизнеса, которые связаны с риском;
- Уклонение или избежание — наиболее простой метод, который заключается в отказе от проведения определенных операций.
Однако для предпринимателя это одновременно означает потерю возможного дохода. Следует отметить, что на практике не всегда можно уклониться от риска.
3. Перенос риска на третьих лиц: страхование. Перенос, или передача риска заключается в перекладывании риска на другие субъекты.
4. Полностью перевести риск на тех, кто заинтересован в бизнесе.
Методами управления рисками являются диверсификация рисков, страхование, самострахование, лимитирование.
Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска.